Реферат по предмету "Уголовное право и процесс"


Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних

П Л А Н I Введение…. II Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних…. 1. Общая характеристика…  Понятие несовершеннолетнего…  Подследственность по делам несовершеннолетних…  Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних… 2. Предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних… 


Возраст несовершеннолетнего….  Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего…  Причины и условия способствовавшие совершению преступления…………  Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников преступления…  Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего… 3. Предварительное (досудебное) производство по делам о преступлениях несовершеннолетних… 


Арест несовершеннолетнего…  Отдача несовершеннолетнего под присмотр…  Особый порядок вызова несовершеннолетнего….  Участие адвоката (защитника) при производстве по делам несовершеннолетнего…  Участие законных представителей в производстве по делам несовершеннолетних….  Участие педагога в допросе несовершеннолетнего… 


Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………  Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого с материалами дела производство…. 4. Судебное разбирательство по делам о преступлениях несовершеннолетних…  Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….  Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания 


Участие в судебном заседании законных представителей несовершеннолетнего подсудимого…  Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних представителей предприятий, учреждений и организаций…  Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора несовершеннолетнему…  Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия…  Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное


воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение……. 5. Семейные суды по делам несовершеннолетних… III Заключение… 45 Список использованной литературы… 46 В В Е Д Е Н И Е Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и


состояний лиц не достигших совершеннолетнего возраста. Включение в УПК главы об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.). «Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного


значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных правилах заключены следующие принципы они:  направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек;  предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость


и др.);  обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания;  требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией;  предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности;  рекомендуют последовательно


проводить принцип соразмерности при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства дела. Правила производства по указанным делам нацелены:  на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела,  выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним,  реализации ими своих процессуальных


прав,  применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного. Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их


лиц по защите прав и интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства. Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8 ст.34; ч.5 ст.47; п.2


ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4 ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие. Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних. ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО


Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия. Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402 не применяются,


поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространяются. ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ По всем делам несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой


статьи предусматривает следующие изменения:  на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними не требовали бы предварительного следствия);  предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается на следователей того органа,


к общей подследственности которого соответствующие дела относятся;  в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР, подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором. Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо достигло совершеннолетия. «Если в поступившей жалобе по делу


частного обвинения содержится просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для производства предварительного следствия» . Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.


Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии, психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация и независимость компетентного органа власти. Профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного


отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор, продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом выполнять свои функции. В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной


или любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолетних. «На практике применяется специализация следователей, прокуроров и судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей» . «Специализация


судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» . ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного


подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР). Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68


УПК РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов :  на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных о личности обвиняемого;  выяснение условий его жизни и воспитания;  изучение мотивов преступления;  о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо создававших для этого благоприятные условия.


ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего. Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к


моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории следует учитывать, что участие защитника обязательно с момента задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия.


Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия» . Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом


либо протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения. При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79


УПК РСФСР). На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены следующие вопросы:  каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого);  достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста. На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня


развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего (психологический возраст подростка) . «В случае установления возраста экспертизой за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения


принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту» . Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:  установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);  определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой


акт и т.д.);  скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке судопроизводства по уголовному делу;  учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;  обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия и др. ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ


ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера. Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:  для установления мотивов преступления;  для изучением обстоятельств, связанных


с отношением несовершеннолетнего к содеянному;  для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений;  для изучения ответственности родителей или воспитателей. При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и суду, необходимо обращать внимание следующее:  кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего;  где и в качестве кого работают родители  имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок


и в каком размере;  каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи. «Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду» . При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают:  в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;  в каком классе и какова успеваемость, поведение;  принимал ли участие в общественной жизни


школы;  с кем дружит;  применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних. В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг


знакомых отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения. Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:  совершал ли он раннее преступления,


когда и какие;  за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;  где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;  находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;  состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;  привлекался ли к административной ответственности. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ


СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:  источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.);  обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;  обстоятельств, создавших


благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности.  устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;  источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;  выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы


"показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами. Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты


меры по его устройству и контролю за поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля» . Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.


При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются:  выполнение следователем требований п. 3 ст.392 УПК РСФСР;  что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления. ДАННЫЕ О ВЗРОСЛЫХ ПОДСТРЕКАТЕЛЯХ И ИНЫХ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Эти данные составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам


несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. В соответствии с п.4 ст.392 УПК РСФСР, по делам несовершеннолетних проверяется версия о подстрекательстве или соучастии взрослого, а также выясняется, не имело ли места со стороны родителей или других лиц:  заранее не обещанное укрывательство;  приобретение имущества, заведомо добытого


преступным путем;  вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, пьянством и употреблением наркотиков;  небрежное хранение оружия, создавшее условие для использования его при совершении преступления;  формирование условий для преступлений несовершеннолетних в результате их развращения;  содержание притонов, распространение предметов порнографического характера, истязание несовершеннолетнего, злостное уклонение от содержания детей и


т.п. «Верховный Суд РФ уделяет особое внимание вопросам выполнения органами расследования и судами требований п. 4 комментируемой статьи, подчеркивая, что оценка полноты материалов дела, обоснованности приговора связана с качеством проверки версии о наличии взрослых, вовлекших несовершеннолетних в преступления или иные антиобщественные действия. Неполнота предварительного следствия, если она не может быть восполнена в судебном заседании по этому вопросу, является основанием для возвращения дела на дополнительное расследование


(или соответственно к отмене приговора)» При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления. Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных


обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности. ВЫЯВЛЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В ходе производства по делам несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 392 УПК РСФСР, обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у


несовершеннолетнего. «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.» . Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы,


в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими. При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую


экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы: 1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту? 2. Уровню развития, какого возраста соответствует фактически (психический и физический) статус несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)? 3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом


развитии и в чем конкретно они выражаются? 4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими? 5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются? 6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении?


7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего? Следует отметить комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим


заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого. «Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания»


. В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ. Так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного


деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими. А дело подлежит прекращению по основаниям указанным в ч.2 ст. 5 УПК РСФСР. В заключении данной главы хотелось бы отметить следующее, что при утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение органами предварительного следствия требований ст.


392 УПК РСФСР. В случае установления существенной неполноты материалов дела в этом отношении и невозможности их восполнения в судебном заседании дело возвращается для производства дополнительного расследования, а также невыполнение требований ст.392 УПК РСФСР может быть основанием отмены приговора. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (ДОСУДЕБНОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В следственных действиях по делам несовершеннолетних используются


все возможности, предусмотренные ст. 70 УПК РСФСР. В стадиях до судебного производства возможны следующие следственные действия: 1. Лица, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей:  обязательный допрос родителей, учителей, в том числе классного руководителя, воспитателей;  соседи, товарищи по учебе, работе и т.д.;  в качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия


или бездействие которых способствовали совершению преступления;  допроса родителей или заменяющих их лиц, участвующих в качестве законных представителей ст. 72 УПК РСФСР. 2. Следователем должны быть истребованы характеристики из образовательного учреждения, с мест работы и жительства. 3. Так же должны быть истребованы справки из специализированного подразделения милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, материалы комиссии по делам несовершеннолетних.


4. Собираются данные об условиях жизни и воспитания подростка. Справка с указанием источника сведений и копия поручения о производстве обследования приобщается к делу. 5. По групповым преступлениям несовершеннолетних обеспечивается выяснение и отражение в процессуальных документах характера и степени участия каждого, не допуская обезличенных формулировок. И другие следственные действия. АРЕСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО


Уголовно-процессуальный закон устанавливает особые правила применения мер принуждения к несовершеннолетним (ст. 393 УПК РСФСР). Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного деяния, при наличии оснований, указанных в ст. 91, ч. 2 ст. 96 и 122 УПК РСФСР. Существенное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как повторность


преступления, направленность умысла, последствия, дерзость и агрессивность преступных действий, отрицательное поведение после совершения преступления, длительное отсутствие определенных занятий, прочные связи с преступной средой и т.д. Применение заключения под стражу соответствует требованиям ст.393 УПК РСФСР лишь тогда, когда по совокупности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенности личности и его отношение к содеянному и последующее поведение


и арест представляет единственную возможную в данных условиях меру пресечения. «Международные стандартные правила ООН, в частности, подчеркивают, что содержание под стражей несовершеннолетних должно осуществляться в условиях изоляции их от источников "уголовного влияния", родители или заменяющие их лица должны по возможности немедленно или во всяком случае в краткие сроки уведомляться о произведенном аресте» . Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются


в дневное время. Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. При решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего прокурор обязан тщательно ознакомится со всеми материалами, содержащими основание для заключения подростка под стражу, и во всех случаях лично допросить несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.


Несовершеннолетний, подозреваемый или обвиняемый, его защитник или законный представитель могут обжаловать в суд решение следователя и прокурора о заключении несовершеннолетнего под стражу в порядке, установленном ст. 220.1 УПК РСФСР. «Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии ареста несовершеннолетнего в качестве меры пресечения» . ОТДАЧА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОД ПРИСМОТР В УПК РСФСР предусмотрено, что к несовершеннолетним, кроме


мер пресечения, предусмотренных статьей 89 УПК РСФСР, может применяться отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а к несовершеннолетним, воспитывающимся в закрытых детских учреждениях отдача под надзор администрации этих учреждений (ст.394 УПК РСФСР). Отдача под присмотр рекомендуется международно-правовыми документами, как основная альтернатива аресту несовершеннолетнего, поскольку сочетает постоянный надзор за его поведением с составлением в


семейной или заменяющей среде. Отдача под присмотр может быть осуществлена как по просьбе лиц, перечисленных в ст.394 УПК РСФСР, так и по инициативе следователя, прокурора, суда, но с согласия лиц, которым подросток отдается под присмотр. Администрация "закрытого детского учреждения" не может отказаться от поручения о надзоре. Должны быть собраны данные об отношении этих лиц к воспитанию; выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы осуществлять присмотр.


Обязательство может взять на себя один из родителей, но участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности его принятия. Обязательство о присмотре принимает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. Администрация учреждения вправе принимать при этом необходимые меры, соответствующие внутреннему распорядку учреждения (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с посторонними и т.п.


). В постановлении об отдаче под присмотр указываются основания избрания этой меры, связанные с личностью несовершеннолетнего, условиями его жизни и воспитания, характером преступления, в котором он обвиняется. Приводятся и данные, обосновывающие возможность возложить присмотр на определенных лиц. Несовершеннолетнему разъясняется, в чем состоит данная мера и ответственность, принятая лицом, которому он отдан под присмотр. О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр,


обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний не скроется, не будет препятствовать установлению истины, не будут заниматься преступной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя присмотр, разъясняется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, ответственность за невыполнение обязательств, т.е. к родителям, опекунам, попечителям, которым был отдан под присмотр несовершеннолетний, в случае


нарушения ими принятого обязательства применяются меры, предусмотренные частью второй статьи 94 УПК РСФСР. Об этом также указывается в подписке. Представители администрации "закрытых детских учреждений" являются должностными лицами и могут в зависимости от характера нарушения принятого обязательства и последствий нести дисциплинарную или уголовную ответственность. Меры, предусмотренные ч.4 ст.393 УПК РСФСР, к ним не применяются.


Лицо, принявшее обязательство, вправе заявить мотивированный отказ от дальнейшего его исполнения. В этом случае избирается другая мера пресечения. Лицу, принявшему обязательство, сообщаются обстоятельства, на которые следует в том или ином случае обратить особое внимание (например, не допускать нахождения подростка на улице вечером, прервать некоторые знакомства). Об отдаче под присмотр следователь немедленно сообщает в специализированное подразделение милиции по


профилактике правонарушений несовершеннолетних, которое оказывает содействие лицу, принявшему обязательство о присмотре, информирует следователя о необходимости изменить меру пресечения. Мера пресечения считается примененной с момента получения подписки о принятии под присмотр. Обязательство о присмотре считается нарушением при следующих обстоятельствах:  неявке обвиняемого по вызову без уважительной причины;  его попытке воздействовать на других обвиняемых, свидетелей


или иным путем помешать установлению истины;  попытке скрыться; совершении правонарушения. Об этом составляется протокол, который приобщается к делу (суд отмечает это в протоколе судебного заседания). По месту работы или проживания лица, принявшего на себя обязательство о присмотре, направляется письмо с просьбой применить к этому лицу меры общественного воздействия и уведомить о них следователя, суд. Вопрос о наложении денежного взыскания решается судом.


ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ВЫЗОВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО Важной гарантией обеспечения интересов несовершеннолетнего является особый порядок вызова, предусмотренный статьей 395 УПК РСФСР. Данная статья применяется к вызову лиц, не достигших к этому моменту 18 лет. Повестка о вызове несовершеннолетнего адресуется его родителям или лицу, которое осуществляет функции законного представителя, и вручается ему по правилам предусмотренным в чч.1 и 2 ст.145.


Кроме общих сведений повестка должна содержать указания на обязанность законного представителя обес



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Возможности и перспективы создания и развития свободных зкономических зон в России
Реферат Стратегические и ядерные вооружения периода "холодной войны" и фактор их влияния на мировую политику
Реферат Государственная финансовая поддержка малого бизнеса
Реферат Гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных
Реферат 1. Методологические принципы фамилистики 2 ч Система понятий и категорий фамилистики. Семья как социокультурная
Реферат Разрешение коллективных трудовых споров
Реферат Технология продукции общественного питания 2 Определение способов
Реферат Skep Essay Research Paper An Answer to
Реферат Forbidden City Essay Research Paper Traveling to
Реферат Товарная политика и маркетинговая среда ОАО СК Вант
Реферат Здійснення права на житло шляхом отримання його у користування
Реферат Игрушки русских императоров: Петр II
Реферат Диктиокаулез
Реферат Лекарственные растения, обладающие имунномодулирующими свойствами
Реферат Бизнес-план организации предприятия и методика его разработки