Реферат по предмету "Психология"


Стратегии успешного воспитания личности

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙПСИХОЛОГИИ
«Стратегии успешноговоспитания личности»
Выполнила
Шихова Татьяна Ивановна
студентка 2 курса, группаПС-23
г. Киров
2009 г.

Содержание
 
1. Является ли воспитаниецеленаправленным компонентом формирования личности?
2. Основные факторы,влияющие на успешность воспитания
3. Условия успешноговоспитания
Список литературы

1.Является ли воспитание целенаправленным компонентом формирования личности?
Как указывалЛ.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения — только организаторсоциальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия скаждым учеником».
Достижениясовременной науки, в том числе труды отечественных психологов, педагогов, физиологови генетиков свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессецеленаправленного воспитания происходит действенная выработка программсоциального поведения человека, формируется человек как личность.
Целенаправленноеформирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основеобщего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждогочеловека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологическиеособенности.
Подвоспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека какнеповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста исовершенствования нравственных и творческих сил этого человека, черезпостроение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенканаходится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность,превращается в действительность. «Воспитывать — это значит направлятьразвитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя всоответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требованияобщества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимальногоразвития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Существенноезначение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». Вкаком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Когдарождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо,но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождаетсяличностью, не получает биологических гарантий личностного развития, астановится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения ворганизме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами илюдьми, которые делают его общественным существом, становится носителемсоциальных отношений. Личность — социальная характеристикачеловека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную)социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает своивнутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью ивоспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм,как и всему в природе: биологическое и социальное.
Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такоеопределение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогикенаиболее удачным считается следующее определение: личность — этоавтономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система,социальная сущность человека.
Известныйфилософ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил
1.        разумность,
2.        ответственность,
3.        свободу,
4.        личноедостоинство,
5.        индивидуальность.
Посколькуличностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важноезначение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».
Развитиепроисходит:
1.        вединстве биологического и социального в человеке.
2.        диалектично(переход количественных изменений в качественные преобразования физических,психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно(каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве,потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видовпсихической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными(Леонтьев, Выготский). Причина — неравномерность созревания мозга инервной системы.
Пластичностьнервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабаяпамять — высокая организация познавательной деятельности).
1.        посредствомразрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения,возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставитперед собой, и условиями их достижения и т.д.).
2.        черездеятельность.
Основныевиды деятельности — игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать — этозадача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачиот старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организациисовместной жизнедеятельности детей и взрослых (не отрицая великую рольдеятельности для формирования человека, Мясищев В.Н. неоднократно указывал, чтосама по себе деятельность для формирования основных психических качеств можетоказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованыотношения, требующие сотворчества, сотрудничества, если не происходитпостоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений,побуждающих к нравственным поступкам).
Развитиедетерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитаниеотносятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, атакже вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают подвлиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторамвнутренним. Развитие и формирование личности является результатомвзаимодействия этих двух факторов.
Задачапедагога — создать условия, способствующие развитию, и устранитьпрепятствующие:
1.        страх,рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чегостановится агрессия;
2.        несправедливыеобвинения, унижения;
3.        нервноенапряжение, стрессы;
4.        одиночество;
5.        тотальнуюнеуспешность.
Такимобразом, воспитание – это всегда целенаправленный процесс развития личности.
 
2.Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
Впедагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешноговоспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко),непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения(А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский).
Одним изпервых мыслителей, ищущих решения практических вопросов успешности воспитания иобучения был Ян Амос Коменский. Он стремился к тому, чтобы в школах было большедосуга, радостей и успеха. Коменский выдвинул важнейший принцип индивидуальногоподхода, предполагающего «доброжелательство и терпение». Педагог был убежден втом, что методы воспитания должны быть природосообразными., что обеспечиваетвозможность успешности ребенка в учении.
Английскийфилософ, просветитель и педагог середины XVII века Джон Локк трактовал проблемувоспитания в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействиячеловека и общества. В связи с этим успешным он называл воспитанника,подготовленного «для деловых занятий в реальном мире». Дж. Локк отвергалдогматизм в воспитании и обучении, подавление личности воспитанника. Тем неменее, телесные наказания им, по традиции, не исключались. Успешность ввоспитании детей, по мнению английского философа, достигается за счетустановления авторитета взрослого, который позволяет «сделать душу ребенкапослушной дисциплине и разуму» [10, с. 145-179].
Выдающийсяфранцузский философ, педагог, писатель Жан-Жак Руссо развил теорию свободноговоспитания, проникнутую великой любовью к ребенку, заботой о его естественномросте и развитии, его защите от насилия и произвола. Особое значение Ж.-Ж.Руссо придавал трудовой деятельности, в которой он видел единственный способподготовки своего воспитанника к свободной и независимой жизни. Орудие, котороеможет вести к успеху, – хорошо направленная свобода, – считал Ж.-Ж. Руссо [10,с. 227]. Руссо считал, что воспитание должно быть живительным процессом, вкотором учитываются склонности и потребности ребенка, но при этом не упускаетсяиз виду необходимость подготовки его к общественным обязанностям.
Великийпедагог считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа,люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль:
— природаразвивает способности и чувства;
— люди учат,как ими пользоваться;
— предметы иявления обогащают опыт.
Успешностьвоспитания, по мнению Руссо, определяется тем, что воспитатель гармонизируетдействие этих трех факторов, обеспечивает естественное развитие ребенка ипревращает воспитание в активный, полный оптимизма процесс [10, с. 194-199].
Немецкий педагог ХIХ векаФридрих Адольф Дистервег в основу успешного воспитания положил три фактора:
1)природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, «заложенныхприродой» в ребенке;
2) самодеятельностьдетей и их активность;
3) культуросообразность,т. е. учет уровня культуры данного времени и данной страны [13, с. 238].
Основательвальдорфской педагогики немецкий философ и ученый Рудольф Штайнер главнымусловием успешности воспитания и обучения называл уважение к индивидуальностикаждого человека, к его свободе и творческим возможностям. Он настаивал настрогом соблюдении ритмов, особенно в младшем школьном возрасте, поскольку,считал он, растущему организму легче функционировать в определенном режиме,наличие которого повышает вероятность успешности детского труда [3, с. 173].
Успешностьвоспитания, с точки зрения Н.И. Новикова, заключается в том, чтобы вырастить издетей людей образованных и счастливых, полезных и добрых граждан. Воспитание,по мнению русского просветителя, имеет три главные части: «воспитаниефизическое, касающееся одного тела; нравственное, имеющее предметом образованиесердца, то есть образование и управление натурального чувствования и волидетей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованиемразума». Большое значение Н.И. Новиков придавал родительскому примеру иавторитету, который, несомненно, играет огромную роль в процессе семейноговоспитания и образования.
В.Г. Белинский считал главным фактором успешноговоспитания любовь. Самой большой ошибкой в воспитании детей он считалнесоответствие предъявляемых к ребенку требований со стороны взрослых и детскойприроды, дающей ему наклонности и способности. К.Д. Ушинский главную роль ввоспитании детей отводил семье, утверждая, что именно родители являются первымивоспитателями своих детей и полагают первые успехи или неуспехи воспитания.высказывал Успешность воспитания, по мнению Н.А. Добролюбова, заключается всоблюдении разумности, и разумность эта должна быть ведома не только учителю,но и самому ребенку.
Русскийписатель и педагог Л.Н. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитаниетворческой, нравственной личности, а в процессе обучения – формированиетворческого мышления и нравственного самосознания, получение народногообразования. Успешность обучения и воспитания, по мнению Л.Н. Толстого,предопределяет, прежде всего, «дух школы», своеобразный психологический настройучителей и учеников. Великий русский писатель был убежден в неразделимостивоспитания и образования. Он предложил два правила воспитания: самомувоспитателю работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрыватьиз своей жизни от воспитанников. Соблюдение этих правил, по мнению Л.Н. Толстого,предопределяет успешность процесса воспитания.
П.Ф. Лесгафтсчитал, что основным фактором успешного воспитания является положительноеотношение к ребенку в семье. По его мнению, ребенок, окруженный большеюразумной добротою и любовью, является более мягким и любящим человеком.Главными основаниями, которых необходимо придерживаться, воспитывая ребенка всемье, П.Ф. Лесгафт называл чистоту, последовательность в отношении слова идела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя илиобусловленность этих действий и признание личности ребенкапостояннымобращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личнойнеприкосновенности [5].
Русскийпедагог и психолог П.Ф. Каптерев к свойствам истинного воспитательного идеалаотнес следующие:
1) всестороннееразвитие общечеловеческих качеств;
2) развитиесвойств возрастов, переходящих в другие возрасты;
3) заботливоевнимание к тем свойствам возрастов, которые не переходят в другие виды;
4) возможноеослабление плохой наследственности;
5) воспитаниечеловека среди природы и для господства над природой;
6)воспитание человека среди общества, для служения общественному развитию (вотвлеченной форме: самостоятельное служение истинному, доброму и прекрасному)[4, с. 56-57].
Основной«секрет» успеха воспитания детей советский педагог А.С. Макаренко видел вчестном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личныйпример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, ксобытиям и вещам, их отношения между собой – все это влияет на детей, формируетих личность. Основные принципы воспитания, по убеждению А.С. Макаренко, должныбыть следующие:
1) уважение итребование;
2)искренность и открытость; 3) принципиальность;
4) забота ивнимание, знание;
5)упражнение;
6) закалка;
7) труд;
8) коллектив;
9) семья:первое детство, количество любви и мера суровости;
10) детскаярадость, игра;
11) наказаниеи награда [6, с. 48].
Анализсовременной психолого-педагогической литературы позволяет классифицироватьфакторы успешности воспитания в зависимости от того, к какому структурномукомпоненту педагогической системы они относятся.
Перваягруппа факторов связана с целью воспитательного процесса. К ним можно отнести:
— соответствие поставленной цели возрастным и другим особенностям детей;
— преемственность целей систем разных уровней (семья, детский сад, школа, вуз ит.д.).
Ю.К.Бабанский заметил, что «Правильно поставленные цели имеют определяющее значениев организации успешной деятельности» [1, с. 67].
Втораягруппа относится к учебной информации и включает такие факторы, как:
— содержание, количество и качество учебного материала;
— способ, структура, доступность его изложения.
Третьягруппа факторов, связанная со средствами педагогической коммуникации, можетвключать:
— методы и приемы воспитания и обучения;
— применение технических средств обучения и т.д.
Кчетвертой группе относятся те факторы, которые характеризуют детей каксубъектов педагогического процесса:
— уровень общей подготовки;
— общие способности;
— общие характеристики мышления;
— умения и навыки учебного труда;
— работоспособность и другие факторы.
Пятаягруппа, содержащая факторы, относящиеся к педагогу, воспитателю, состоит изтаких причин, как:
— уровень педагогической подготовки;
— уровень знаний;
— работоспособность;
— личностные характеристики и т.д.
Кшестой группе, соотносимой с результатом деятельности учебно-воспитательногопроцесса, относятся факторы, обеспечивающие эффективность обратной связи:
— формы контроля, его периодичность;
— востребованность результатов контроля для корректировки хода процесса и др.
Предлагаемаяклассификация позволяет полно и всесторонне анализировать то или иное явление,влияющее на ход и результат педагогического процесса, рассматривая еговоздействие с точки зрения каждого структурного компонента педагогическойсистемы, тем самым выделяя в составе этого явления отдельные факторы, а также всвете взаимодействия компонентов друг с другом.
Такимобразом, факторы успешного воспитания можно определить как экспериментальновыявленные причины, влияющие на функционирование педагогической системы иотносящиеся к какому-либо ее структурному компоненту.
 
3. Условияуспешного воспитания
Условияуспешного воспитания можно определить как экспериментально выявленные причины, влияющие нафункционирование системы и относящиеся к окружающей ее среде.
Г.Нойнер пишет: “На воспитательный процесс… воздействуют определенныепространственные, временные и социальные условия, являющиеся внешнимиусловиями, которые влияют на ход его протекания. К ним относятся общественныеусловия, соответствующая актуальная политико-экономическая ситуация, социальнаясреда, территориальное окружение, материально-организационные условия, а такжеболее широкие (по отношению к воспитательному процессу) социальные отношения,воздействующие на воспитательные взаимоотношения между воспитателем ивоспитуемыми” [8, с. 80].
Э.Дрефенштедт перечисляет общественные, территориальные, внутришкольные,материально-технические, местные, временные условия; кроме того, он особовыделяет “условия, вытекающие из состояния, тенденций и проблем развитиядетского коллектива, отдельных воспитанников...” [8, с. 82].
Насъезде педагогов Карелии, проходящем в 2003 году, были выдвинуты следующиеусловия успешного воспитания:
 системность;
 созданиевоспитательной системы гуманистического типа;
 взаимодействиесо средой;
диалоговые методы воспитания, ситуация доверия.
Стимулируетпроцессы развитияэмоциональная стабильность, радость бытия,гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле,приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого — этороль помощника-фасилитатора — помогать ребенку в процессе его развития. Понекоторым данным в России таких около 10%.
Особостоит сказать об условиях воспитания в семье.
Основнымиусловиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальнойсемейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня,своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.
Нормальнаясемейная атмосфера – это:
— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитаниедетей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании кучебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малыхделах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянномвзаимном проявлении такта;
— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов,привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства,к посильному труду;
— в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, всовместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
— взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении,задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Родителиявляются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотятподражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаныпоказывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей иродителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии их друг к другу. Детивидят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разногорода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, изаботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременноглубоко уважая их личность.
Важнымусловием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемыхк детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьии школы. Отсутствие единства требований между школой и семьёй подрываетавторитет учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.
Вранние годы жизни ребёнка семья нужна для формирования определённых областейчеловеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт засобой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, какправонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детскогосада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль [9].
Икаким бы ни было воспитание общественное, где конечным назначением являетсяформирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, подвоздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитетародителей, семейных традиций.
Список литературы 
1.    БабанскийЮ.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.
2.    БондаревскаяЕ.В. Ценностныеоснования личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 1995. – № 4. –С. 29–35.
3.    Гуманистическаянаправленность штайнеровской педагогики: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.
4.    КаптеревП.Ф. О природе детей. Энциклопедия семейного воспитания и обучениня. Вып. 17. –СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.
5.    ЛесгафтП.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.
6.    МакаренкоА.С. О воспитании / Сост. В.С. Хелемендик. – М.: Политиздат, 1990.
7.    Основыпедагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Изд-воМГУ, 1986.
8.    Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
9.    Педагогика/ под редакцией П.И. Пидкасистого – М.: Роспедагентство, 1996
10.   Педагогическое наследие /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С.145-179.
11.   Поддьяков Н.Н. Особенности психическогоразвития детей дошкольного возраста. – М., 1996.
12.   Подласый И.П. Педагогика.– М.: Просвещение; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
13.   Хрестоматия по историипедагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск: Вышэйш.школа, 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Брат на брата. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Природа и особенности функционирования современных денег
Реферат Обобщающий урок по теме "Школа" в 5 классе
Реферат Искусство и мировые религии
Реферат Ііі курс Практичне заняття Питання : Які завдання стоять перед учителем-словесником на кожному уроці у світлі вимог Концепції мовної освіти? Яку типологію уроків називають традиційною?
Реферат Зачем нужен бизнес-план Что входит в бизнес-план
Реферат Организация хлебопекарни
Реферат Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии
Реферат Разработка технологического процесса обработки детали Корпус
Реферат Constantine And Christianity Essay Research Paper Constantine
Реферат Статистика предприятий отрасли
Реферат «согласовано» «утверждаю»
Реферат Вплив християнства на мистецтво Волині
Реферат John Milton 2
Реферат 8. перелік питань, що виносяться на іспит