Реферат по предмету "Психология"


Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
Тема:
«Сравнительноеизучение социально-психологической адаптированности студентов мужского иженского пола»


1. Определениетермина «адаптированности». Фундаментальная типологияиндивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем егоадаптивности – врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всемумногообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивныелюди. Врожденные основы адаптивности – это инстинкты, темперамент, конституциятела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные ифизическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижаетсяпод воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Адаптированность – уровень фактического приспособлениячеловека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности илинеудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптированность предполагаетспособность человека регулировать свои психические процессы (управлять своимимыслями, чувствами, желаниями), а также его умение взаимодействовать сокружающей средой, общаться. Человек может быть гармоничен и адаптирован либодисгармоничен и дезадаптирован.
Дезадаптация – всегда психосоматическая (и души, и тела) ипротекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной икапитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушенияповедения).
Расстройство адаптации проявляетсяследующими симптомами:
1.   депрессивное настроение, тревога,беспокойство;
2.  чувство неспособностисправиться с ситуацией, приспособиться к ней;
3.  некоторое снижениепродуктивности в повседневных делах;
4.  склонность к драматическомуповедению, вспышки агрессии;
Адаптивность человека обеспечиваетсяэволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры.Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являютсяинстинкты. Согласно концепции В.И. Гарбузова, можно выделить семьинстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования,доминирования, свободы и сохранения достоинства. Инстинкты группируются вдиады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, иона – базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Бвключает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечиваетпервичную специализацию человека. И наконец, диада В включает в себя инстинктыдоминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение,самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Все вместе эти три диады всамом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинктальтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов.
Обычно в норме у человека один илинесколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценновлияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических исоциальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может бытьчрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленнымвплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатииприводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями ииндивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта. Междуинстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так при истероиднойпсихопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения иатрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.
В зависимости от доминирования того илииного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности.Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I – «эгофильному», II –«генофильному» (от лат. genus – род), III – «альтруистическому», IV – «исследовательскому», V – «доминантному», VI –«либертофильному» (от лат. libertas –свобода), VII – «дигнитофильному» (от лат. dignitas – достоинство). Ниже приведены краткиеличностные характеристики в рамках данной типологии.
I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типапроявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать отсебя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы отлечения зубов, от посещения врачей и т.п.); на базе этого типа формируетсяличность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностьюпри неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям илиистерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье – превышевсего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционнаяцелесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители,сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильноготипа» характерны следующие ведущие качества: 1) эгоцентричность; 2)консерватизм; 3) готовность поступиться социальными потребностями радисобственной безопасности; 4) отрицание риска; 5) тревожность в отношении своегоздоровья и благополучия.
II. Генофильный тип. Для него характерна своеобразнаяхарактерность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы»подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненныйзамысел подчинены одному – интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этоготипа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когдаотец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошеенастроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у неговозникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди,которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом – моякрепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается втом, что его носители – хранители семьи, хранители генофонда рода, хранителижизни. «Генофильному типу» присущи ведущие качества: 1) сверхлюбовь к своимдетям; 2) семейственность; 3) сверхзабота о безопасности и здоровье своихдетей; 4) тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи); 5)сверхтревожность относительно будущего своих детей.
III. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта,эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, они способны отдать другимпоследнее, даже необходимое им самим. Они убеждены, что не может быть хорошовсем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, добротапревыше всего». И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для«альтруистического типа» характерны ведущие качества: 1) доброта; 2)сопереживание, понимание людей; 3) бескорыстность в отношениях с людьми; 4)забота о слабых, больных; 5) миролюбие.
IV. «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детстваотмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность ктворчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнеезахватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели,ученые – лица этого типа. Их кредо: «Творчество и прогресс – превыше всего».Эволюционная целесообразность этого типа очевидна. «Исследовательскому типу»присущи: 1) склонность к исследовательской деятельности; 2) склонность к поискунового, новаторство в науке, искусстве и т.д.; 3) способность без колебанийоставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска,но интересных дел и задач; 4) устремленность к творчеству; 5) самоотверженностьв реализации творческих устремлений.
V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление клидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для еедостижения; формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнутьжелаемого, упорное в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющаяразбираться в людях, повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядокпревыше всего», «Один – ничто, все – всё», «Будет хорошо всем – будет хорошо каждому».Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров,организаторов, политиков в том, что они – хранители интересов и чести всегорода. Для «доминантного типа» характерны: 1) склонность к лидерству, к власти;2) предрасположенность к решению сложных организационных задач; 3) приоритетперспектив служебного роста над материальными стимулами; 4) готовность кжестокой борьбе за лидерство, за первое место; 5) приоритет общего (интересовдела, коллектива) над частным (интересами одного человека).
IV. Либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует,когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободырастет вместе с ним. Для людей этого типа харектерны: стремление ксамостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость кболи, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску,упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей:«Свобода превыше всего!». И они – хранители интересов и свободы каждого,индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантноготипа». Они – хранители свободы, а с этим – жизни. Либертофильному типу присущи:1) склонность к протесту, бунтарству; 2) предрасположенность к перемене мест(отрицание будничности); 3) стремление к независимости; 4) склонность креформаторству, революционным преобразованиям 5) нетерпимость к любым формамограничений, к цензуре, к подавлению «Я».
VII. Дигнитофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типаспособен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения.Характерна безоглядность, готовность подступиться всем в отстаивании своихправ, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения утакого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди безколебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохраненияфамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционнаяцелесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители –хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим – жизни, достойнойчеловека. Для «дигнитофильного типа» характерны: 1) нетерпимость к любым формамунижения; 2) готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имясобственного достоинства; 3) приоритет чести и гордости над безопасностью; 4)бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всемформам ущемления прав человека.
Наряду с «чистыми» по доминирующемуинстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IVтипы, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII.
Таким образом, можно выделить семьпервичных профилей личности, а с этим – семь врожденных судьбоносныхориентаций, определяющих формирование замыслов, планов, образа жизни, системыценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И как бы жизнь ивоспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействоватьчерез вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случаеподавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияетна выбор. Реконструкция подавленной или искаженной натуры – основа психотерапиии психосоматического оздоровления.
Итак, инстинкты – фиксированная вгенетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода,отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации ипервичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична.Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституциятела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженностьтого или иного профиля интеллекта.
Реализация доминирующего инстинкта вжизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а совсем этим и в выборе судьбы приносит удовлетворенность, гармоничность,адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление,игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденныйвыбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, кдезадаптации и болезни.
В натуре человека выделяют: 1)доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4)доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия иреагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуальные способности; 7)иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, – ивсе эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированностичеловека к жизни, обусловливают его судьбу.
2. Социализация
 
Говоря о социально-психологической адаптированности, нельзяне затронуть такие понятия, как «социализация» и «индивидуализация».
Социализация определяется по трем критериям. Первый критерийсвязан со способностью человека реагировать на другого человека как на равногосебе («другой такой же живой, как и Я»). Второй критерий определен как реакцияна факт существования определенных норм в отношениях с другим и как стремлениеследовать им. Третий критерий – как человек переживает свою относительнуюзависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мераодиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо.Мера одиночества – это своеобразная соотнесенность необходимости внезависимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.
Социализация личности представляет собой процессформирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоениячеловеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальныйопыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою системуповедения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Стадии социализации:
1.        Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подростковогопериода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется,приспосабливается, подражает).
2.              Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других,критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрастестадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется какпромежуточная социализация, так как все еще не устойчиво в мировоззрении ихарактере подростка.
Юношескийвозраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация,когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3.        Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» вобщество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаютсягруппой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
·                Сохранение своей непохожести и появление агрессивныхвзаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
·                Изменение себя, стремление «стать как все» – конформизм, внешнеесоглашательство, адаптация.
4.        Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весьпериод его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальныйопыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через своюдеятельность.
5.        Послетрудовая стадия социализациирассматривает пожилой возраст как возраст,вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесспередачи его новым поколениям.
Различия между социализацией детей и взрослых.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивносоциализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личностипродолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д‑р Орвиль Г. Брим (1966)утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей ивзрослых:
1.  Социализация взрослых выражается главным образом в
изменении из внешнего поведения, в то время как детская
социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2.  Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только
усваивать их.
3.  Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что междучерным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация вдетстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенныхправил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей наработе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливатьприоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как«более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями;детям же не дано обсуждать действия отца или матери.
4.  Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человекуовладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образоммотивацию их поведения.
Психолог Р. Гоулд (1978) считает, что социализация взрослыхне является продолжением социализации детей, она представляет собой процесспреодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Гоулд утверждает,успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детскойуверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязанызаботится о твоих нуждах. В результате формируются более реалистическиеубеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что людисочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детскихмифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личностьобретает значительно большую свободу.
Ресоциализация.
Принцип, согласно которому развитие личности втечение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепленияпройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиесяранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новыхценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных илиустаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий поисправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействиемлюди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение наоснове этого понимания.
 
3. Социальный статус
 
Каждый человека в социальнойсистеме занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающаяопределенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметьнесколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение вобществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так,что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например,директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении иоблике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональнойпринадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностныхориентациях, мотивациях и т.д.).
Отличают предписанные иприобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом внезависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническимпроисхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый)статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый,директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессиональнно-должностнойстатусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительноустойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность,зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной – это базисный статусличности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегральногостатуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническоеположение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Социальный статус обозначаетконкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержаниесоциальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые долженвыполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статусобычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса,называется ролевым набором.
Социальная роль распадается наролевые ожидания-то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, ина ролевое поведение-то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляетсвязанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему ипоследовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиямиокружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этогосуществует целая система социального контроля: от общественного мнения доправоохранительных органов – и соответствующая ей система социальных санкций:от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
 
4. «Я» – концепция имотивация личности
 
Становление индивида в личностьпредполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, какнекоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в фактеименования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формированияличности и ее структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность –это и есть «Я» или прежде всего «Я». Поэтому многие психологи полагают, чтоузкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» – концепциюи направленность личности (мотивация, ценностные ориентация).
«Я» – концепция – этосовокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.Описательную составляющую «Я» – концепции часто называют образом «Я» иликартиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своимкачествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» – концепцияопределяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себедумает и как смотрит на свои настоящие возможности и возможности развития вбудущем.
Образ своего «Я», можно рассмотретьи как совокупность установок, направленных на самого себя и включающихследующие основные компоненты:
когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности исоциальной значимости (самосознания);
эмоциональный – аффективная оценка «Я» – образа, котораяпроявляется в самоуважении, себялюбии или самоуничижении;
оценочно-волевой – потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретныедействия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (это истремление повысить свою самооценку, завоевать уважение).
«Я» – концепция играет, посуществу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности личности,определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремлениезащитить «Я» – концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий являетсяодним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р.,1986).
Субъективно переживание наличиясобственного «Я» выражается в следующих его главных функциях:
1)  самоидентичности, т.е. целостности «Я»с чувством непрерывности,
сохранения и понимания тождественности самому себе в настоящем, прошлом ибудущем;
2)  активности «Я» с чувством собственнойавтономности и
независимости от других;
3)  защиты «Я» с чувством собственногодостоинства;
4)  самосовершенствования «Я» с чувствомопределенного рода линии надежды, направленности на цели, реализация которыхмыслится как будущее личной жизни.
Переживание наличия «Я» являетсярезультатом длительного процесса формирования личности. Образ «Я» – нестатическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологификсирую у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» –образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, тоутрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия.
В «Я» – концепции можновыделить следующий «Я» – образы:
«Я» – реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени.Если человек говорит или думает в какой-то момент времени о себе с презрением,то это не должно восприниматься как стабильная характеристика его «Я» – образа.Более чем вероятно, что его представление о себе сменится через некоторое времяна противоположное.
«Я» – идеальное – можно противопоставить «Я» – реальномупредставлению о себе. «Я» – идеальное – это представления о том, каким быхотел быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» – идеальное выступаеткак необходимый ориентир самовоспитания личности.
Иногда в «Я» – концепциивыделяют еще и «Я» – фантастическое, т.е. то, каким бы субъектпожелал стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образсвоего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с ихсклонностью строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазиии мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представленийо себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегдаположительное явление, т. к. очевидное несовпадение желаемого идействительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.
Во всем множестве «Я» – образовследует упомянуть и о «Я» – зеркальном, т.е. собственныхпредставлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих еголюдей. Этот компонент «Я» – образа является существенным для формированияличностной значимости и самооценки.
Сложность «Я» – концепциипонимается как число аспектов «Я», воспринимаемых человеком, степеньдифференциации «Я» – концепции. На ранних стадиях самосознания происходитотделение человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделяется нанеограниченное число частей. В последствии у человека появляется тенденцияоценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробныйанализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главнымположением теории является утверждение, что в основе стремления человекаправильно оценить свое мнение и способности в сравнении себя с другими лежитпотребность иметь ясную и определенную «Я» – концепцию. Через процесссоциального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения«Я» как точки отсчета.
Отмечено, что люди с высокойсложностью «Я» – концепции имеют тенденцию стремиться получить как можнобольше информации перед принятием решения, чем обладающие низкой сложностью «Я» –концепции (Зиллер Р., 1973). Лица с более высокой сложностью «Я» – концепциилегче ассимилируют как негативную, так и позитивную информацию от других.
5. Изучение «Я» – концепциии мотивации личности
 
«Я» – концепция, или идеальнаяпредставленность индивидов себе как в другом, – важный структурный элементпсихического облика личности. Степень адекватности «Я» – образа наиболеечасто выясняется при изучении самооценки личности.
Самооценка – это оценка личностьюсамой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценкаиграет важную роль в регуляции поведения человека.
Завышенная самооценка приводит ктому, что человек склоне переоценивать себя в ситуациях, которые не дают дляэтого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиемокружающих, отвергающих его претензии. Все это может привести к озлобленности,проявлениям мстительности или нарочитого высокомерия в поведении. Чрезмернонизкая самооценка лежит в основе комплекса неполноценности, устойчивойнеуверенности в себе и самообвинении.
Уровень притязаний тесно связан ссамооценкой. По сути уровень притязаний – это уровень самооценки личности,проявляющийся в степени трудности целей, которую ставит перед собой человек.Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степенитрудности очередного действия, приводит к конфликту двух мотивов (тенденций):тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденцииснизить их, чтобы избежать неудачи (Хекхаузен Х., 1986).
Люди мотивированные на успех,обычно ставят перед собой некоторую положительную цель, достижение которойможет быть однозначно расценено как успех. Взявшись за какую-нибудь работу, онирассчитывают на успех, одобрение, и сама работа вызывает у них полнуюмобилизацию и положительные эмоции.
Иначе ведут себя люди,мотивированные на избегание неудачи. Они неуверены в себе, боятся критики.Работа, особенно такая которая чревата возможностью неудачи, являетсяисточником отрицательных эмоций. В результате чего они часто оказываютсянеудачниками.
Для человека, стремящегося куспеху, привлекательность и интерес к неудавшейся ему задаче или деятельностивозрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, падает. Значимая,отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельностьчеловека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивомизбегания неудачи.
Локус контроля – характеристикалокализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение иответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения иответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локусконтроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, вокружающей его среде, судьбе.
Каузальная атрибуция (от Лат. causa – причинаи англ. – attribute – приписывать, наделять) – склонность человека кпричинному объяснению поступков других людей. Необходимость ее обусловлена тем,что информация, которую дает человеку наблюдение, часто недостаточно дляадекватного взаимодействия с его социальным окружением и нуждается в«достраивании». Если мы знаем причину поступка другого человека, то мы можем непросто его объяснить, но и предсказать подобный поступок в будущем, что важно вобщении и взаимодействии людей. При таком подходе каузальная атрибуцияодновременно выступает и как потребность человека в понимании причин поступковдругих людей, и как способность к такому пониманию (Хайдера Ф., 1958 идр.).
Исследования показали, что люди охотнееприписывают причины поступков других людей их личности, а не внешнимобстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибкиатрибуции» (Джоунс И., 1979). Одновременно большинство людей проявляеттакже явное нежелание признавать случай как причину собственного поведения,особенно при успешных действиях. При неуспехе, собственных неудачах инесчастьях человек чаще причины их ищет в обстоятельствах, правда при этом онвинит в происшедшем и себя. В целом свои успехи или неудачи люди склонныобъяснять в выгодном для сохранения и поддержания самооценки свете.
Личностный конструкт. По мнению Дж. Келли(1955), людям свойственно воспринимать окружающий мир через призму имеющихся уних устойчивых когнитивно-оценочных образований – личностных конструктов.Личностным конструктом называют пару противоположных оценочных понятий: «добрый– злой», «честный – нечестный», «хороший – плохой», «мужской – женский» и томуподобное. Один человек предпочитает пользоваться одними конструктами, другой –другими, равно как и пользоваться одними конструктами, другой – другими, равнокак и пользоваться лишь одними положительными или отрицательными полюсами. Этиданные могут быть положены в основу как описания особого взгляда человека намир, так и мотивационно-когнитивного объяснения и предсказания его поведения.
Тревожность личности. Оценкаситуации и самооценка заметно зависят и от тревожности личности. Еслиситуационная тревога устойчиво проявляется у человека в самых разных ситуациях,то ее связывают с наличием у человека в самых разных ситуациях, то ее связываютс наличием у человека соответствующей личностной черты – «личностнаятревожность».
Высокотревожные личностиэмоционально острее реагируют на неудачу, они хуже работают в стрессовыхситуациях или в условиях дефицита времени. У них доминирует мотивация наизбегание неудачи. Если низкотревожных людей больше стимулирует сообщение онеудаче, то высокотревожных, напротив, сообщение об их успехах. Высокотревожныелюди часто терпят неудачи не потому, что им недостает способностей, знаний илиумений, а по причине стрессовых состояний, возникающих во время ситуаций типа«экзамен». У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности и блокададеятельности. Появлению чувства когнитивной беспомощности препятствуютмотивации достижения и достаточно высокая самооценка.
Мотивы аффилиации и отвергания. Вобщении людей большое значение придается мотивам аффилиации и власти.
Мотив аффилиации (от англ. to affiliate –присоединяться) проявляется в стремлении человека быть в обществе других людей.Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – вобщительности, в сотрудничестве с другими. В известных пределах близость другихприводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического,так и психологического стресса. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию,чувство одиночества и отчужденности.
Мотив отвергания – боязнь бытьотвергнутым другими, противоположность аффилиации. При преобладании боязни бытьотвергнутыми другими также создаются трудности на пути межличностного общения.Интересно отметить, что такие люди часто вызывают недоверие к себе уокружающих, что связано со слабо развитыми навыками общения у них.
Мотивация власти. Под мотивациейвласти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контролянад другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлятьсоциальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами,доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п.
С мотивацией власти сопряжены такиеявления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство иподчинение имногие другие феномены. Известно, что для успешного руководства людминедостаточно только одного мотива власти, а требуется сочетание трех мотивов:относительно высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотивааффилиации.
А. Адлер, ученик З. Фрейда,полагает, что мотив власти связан со стремлением человека к превосходству,которое компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемыйкомплекс неполноценности. Проблема компенсации низкой самооценки, реальных иливоображаемых дефектов личности в стремлении к власти свое более полное развитиеполучила в работах Г. Лассуэлла (1931, 1948).
Мотивации альтруизма. Особыйинтерес в психологии вызывают мотивы так называемого просоциального поведения.Просоциальное поведение иначе называют альтруистическим (от лат. alter –другой). Оно направлено на защиту интересов и благополучия других людей.Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особыйальтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинноальтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. Припоследних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желаниемполучить ответную выгоду (принцип «ты – мне, я – тебе»).
Мотивации агрессивности. Альтруистическомумотиву противополо-жен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi –нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физическогоили психологического вреда другому человеку, обществу.
В значительной части случаевагрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождаетсяэмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти.
От фрустрационной (реактивной)агрессии следует отличать враждебную агрессию, с ее целенаправленно-осознаннымстремлением нанести вред другому, и инструментальную агрессию, где цельдействия субъекта иная, а агрессия используется как одно из средств еедостижения.
Готовность субъекта к агрессивномуповедению может быть рассмотрена и как относительно устойчивая личностнаячерта. Уровень личностной агрессивности определяется как научением в процессесоциализации, так и ориентацией на принятые в обществе культурно-социальныенормы (социальная ответственность, учет возмездия за акт агрессии).
Агрессивные действия могутнаправляться субъектом на себя, принимая форму аутоагрессии (самоповреждения,суицидное поведение и др.). некоторые формы агрессии и аутоагрессии могутслужить признаком имеющихся и развивающихся патопсихологических измененийличности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и другие заболевания).
6. Концепция Э. Эриксона
Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, ктосумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своихвзглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа:генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитииобязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. В отличие отФрейда, Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Онполагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, входе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнемуобъекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которыхиндивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своейсоциальной среде. Эриксон выделил ставшие широко известными восемь стадийразвития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры,которые могут принимать положительные и отрицательные значения. Механизмомсмены стадий является конфликт, кризис идентичности личности.
Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксонавыступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая,социальная идентичность начинает формироваться очень рано – ребенок с первыхдней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу ипостепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство егоокружения. Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность –чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идути многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом,индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе,непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, чтодругие также признают это. Если идентичность – состояние, то идентификация– процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми,которые в течение определенного времени могут служить «образцами».
В индивидуальной идентичности можно различить личнуюидентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает болееузкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этогоконструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичностьутрачивается, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за еесохранение.
Идентификационное поведение и идентичность развиваютсянепрерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшеевлияние оказывают родители и другие референтные личности. Согласно Эриксону,каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколькокритических фаз. Критическая фаза – не патологическое состояние, а своеобразноесостояние нестабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себевопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?».Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаютсяобществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека идуховной атмосферой общества, в котором человек живет.
Стремление к собственной идентичности и к ее сохранениюЭриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личностного развития унего соответствует в общих чертах фазам психосексуального развития
7. Психосоциальные кризисы
 
1.  Младенчество: базальное доверие– базальное недоверие
В этот период краеугольным камнем формирования здоровойличности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство«внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное,стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенностилишь частично осознается в период младенчества.
Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям имиру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Но младенцы должныдоверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должнынаучиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому,чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями.
Вопрос о том, что является причиной первого важногопсихологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этоткризис с качеством материнского ухода за ребенком – причиной кризиса являетсяненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Этоспособствует появлению у него психосоциальной установки страха,подозрительности и опасения за свое благополучие. Чувство недоверия может усилитьсятогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания.Наконец, родители, придерживающиеся противополож-ных принципов и методоввоспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чьясистема ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культурестилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности,двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое врезультате успешного разрешения конфликта «доверие-недоверие», Эриксонобозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит вспособность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого можетсоставлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии.
2.  Раннее детство: автономия – стыди сомнение
Приобретенное чувство базального недоверия подготавливаетпочву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избеганиячувств стыда, сомнения и унижения. Этот период продолжается в течение второго итретьего годов жизни. Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучениятуалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: содной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивнаяформа обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различатьпредоставление свободы типа «пусть попробует» и, напротив, попустительство какдеструктивную формулу избавления от хлопот. Эта стадия становиться решающей дляустановления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувствосамоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источникомуверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля иодновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постояннойсклонности к сомнениям и стыду.
Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса наэтой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепеннопредоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями.В то же время родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в техсферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными какдля самих детей, так и для окружающих.
Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечтородственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешаетсяразвивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родителинетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могутсделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чегоони еще сами сделать не в состоянии. В результате формируются такие черты, какнеуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Возраст игры:инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последнийпсихосоциальной конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл«возрастом игры». Он длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. Вэто время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новыхзадач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Крометого, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, чтосоставляет их мир. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что ихвоспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель.
Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативыблагополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависитот того, как родители относятся к проявлению у него собственноговолеизъявления.
Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детейвызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлениючувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответна их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола.
4. Школьный возраст
Четвертый психосоциальный период продолжается от шести додвенадцати лет («школьный возраст»). Предполагается, что в начале этого периодаребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот периодвозраста характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическомумышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать сосверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка кродителю противоположного пола и соперничество с родителями своего пола в этомвозрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении кприобретению новых навыков и успеху.
Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия,когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе.Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития,поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чегополучается и как оно действует.
Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувстванеполноценности, или некомпетентности. Например, если детисомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это можетотбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может такжеразвиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия илисоциально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация,определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могутутратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующеммире.
5. Юность: эго-идентичность– ролевое смешение
Юность, на которую приходится пятая стадия в схемежизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальномразвитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12–13до примерно 19–20 лет), подросток сталкивается с различными социальнымитребованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, котораяпредъявляется человеку в этом возрастном периоде.
Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, наположительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательномполюсе – в виде ролевого смешения.
В определении идентичности можно выделить три элемента.Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутреннетождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироватьсяобраз себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимыедругие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме.Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньшевнутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье:молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние ивнешние планы этой целостности согласуются между собой.
Основа для благополучной юности и достиженияинтегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того,что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичностипроисходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себяидентифицируют.
Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкиесоциальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает какфактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к кризисуидентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всегохарактеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта,испытывают пронзительное чувство соей бесполезности, душевного разлада ибесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию,отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности –противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники.
Положительное качество связанной с успешным выходом изкризиса периода юности, – это верность. Эриксон использует термин«верность» в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям иобещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей».
6. Ранняя зрелость:интимность – изоляция
Шестая психосоциальная стадия обозначает формальноеназвание взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака и началасемейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получениепрофессии и «устройство». Эриксон утверждает, что только теперь человекпо-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном,так и сексуальном плане. На одном полюсе этого измерения находится интимность,а на противоположном – изоляция.
Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый ипо значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность каксокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям исестрам, родителям или другим родственникам.
Главная опасность на этой психосоциальной стадиизаключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностныхотношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личныеотношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальнымвыходом из кризиса интимность – изоляция, – это любовь.
Социальным установлением, связанным с этой стадией,является этика.
7. Средняя стадия:продуктивность – инертность
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до64 лет); ее основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью.Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не толькоблагополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в которомбудет жить и работать это будущее поколение.
Если у взрослых людей способность к продуктивнойдеятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, топроявляется положительное качество данной стадии – забота. Являясьосновным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не толькочувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными,постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основнымпредметом заботы являются личные потребности и удобства. Это явление – «кризисстаршего возраста» – общеизвестно. Оно выражается в чувстве безнадежности,бессмысленности жизни.
8. Поздняя зрелость:эго-интеграция – отчаяние
Последняя психосоциальная стадия (от 65 до смерти)завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад ипересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях инеудачах
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелостихарактерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование,интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.
Чувство интеграции эго проистекает из способности человекаоглядеть всю свою прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Ядоволен».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся ксвоей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закатежизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искатькакие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток илиотсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти,ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что может «случиться».
Эриксон настаивает на том, что пожилые люди, если онизаинтересованы в сохранении целостности своего «Я», должны делать гораздобольше, чем просто размышлять о своем прошлом.
Эриксон сформулировал теорию, вкоторой обществу и самим людям придается равное значение в формированииличности на протяжении жизни. Это положение ориентирует людей, работающих всфере социальной помощи, расценивать проблемы зрелого возраста скорее какнеспособность найти выход из основного кризиса этого периода, чем усматривать вних только лишь остаточное влияние конфликтов и фрустраций раннего детства.Эриксон также уделил очень большое внимание подростковому возрасту, считая этотпериод центральным в формировании психологического и социального благополучияиндивидуума. Наконец, Эриксон внушает определенный оптимизм, показывая, чтокаждая стадия психосоциального развития имеет свои сильные и слабые стороны,так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают индивидуума напоражение в следующем периоде жизни.


Практическая часть
Целью данного исследования являетсявыявления уровня социально-психологической адаптированности студентов мужскогои женского пола. Были использованы следующие методики:
·          индекс жизненной удовлетворенности ИЖУНеугартена;
·          методика диагностикисоциально-психологической адаптации СПА К. Роджерса и Р. Даймонда.
Методика ИЖУ позволяет выявить индекс жизненной удовлетворенности,который отражает общее психологическое состояние, степень психологическогокомфорта и социально-психологической адаптированности, систему отношенийчеловека к жизни, общее умонастроение.
Методика диагностикисоциально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймондапоказывает общее социально-психологическое состояние испытуемого
Для проведения данного исследованиямною была выбрана группа студентов четвертого курса факультета иностранныхязыков Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского.
Данную группу можноохарактеризовать как малую учебную группу, члены которой знакомы на протяжениинескольких лет, следовательно – это хорошо сформировавшаяся группа, сопределенными устоявшимися отношениями.
Группа испытуемых:
1. Бурулова К.
2. Паньков Д.
3. Моисеева О.
4. Петрушкин К.
5. Носикова Л.
6. Шипилова Н.
7. Бабакулова К.
8. Морозов А.
9. Силова Л.
10. Нерсесян А.
11. Курочкин М.
12. Бабушкина Н.
Данной группе испытуемых былопредъявлено два вышеназванных опросника, результаты ответов на которыепредставлены в следующих таблицах:
 
ТЕСТ «ИНДЕКС ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ»
(Неугартен Б.С. с соавт., 1961, USA)
Тест приводится по статье Паниной Н.В. «Индекс жизненнойудовлетворенности» в кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути»/ Сост., ред. А.А. Кроник.М.: Прогресс-Культура, 1993, с. 107 – 114
Инструкция: Людипо-разному оценивают различные периоды своей жизни. Здесь собраны некоторые,наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни.Отметьте на бланке ответов буквой каждое суждение – согласны вы с ним или нет(ответыС, Н или НЗ).
 № Суждение
Согласен
(С) Не согласен (Н) Не знаю (НЗ) 1 С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше 2 Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю 3 Сейчас самый мрачный период в моей жизни 4 Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть 5 Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе 6 Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные 7 Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни 8 Я считаю, что в будущем меня ожидают интересные и приятные дела 9 К своим делам и занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше 10 С возрастом я все больше ощущаю какую-то усталость 11 Ощущение возраста не беспокоит меня 12 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения 13 Я не изменил бы свою прошлую жизнь даже если бы имел такую возможность 14 По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни 15 Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста 16 У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время 17 Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни 18 Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении 19 Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни 20 Что бы ни говорили, а с возрастом большинству людей становится хуже, а не лучше
КЛЮЧ
Учитываются совпадающие с Ключом ответы:
С – Согласен – №№ пунктов1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 – дается по 2 балла закаждое совпадение.
Н – Не согласен – №№2,3, 4, 6, 10, 14, 17, 18, 20 – дается по 2 балла за каждоесовпадение.
НЗ – Не знаю – полюбому пункту дается 1 балл за ответ.ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Подсчитывается общая сумма баллов ПО СОВПАДАЮЩИМ С КЛЮЧОМ ОТВЕТАМ –показатель ИЖУ = åбаллов. Он интегративно отражаетобщее психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологическойадаптированности, систему отношений человека к жизни, общее умонастроение.
Средний балл:
– у мужчин в районе 35 лет – 21,1 б.,
-    у пенсионеров 56–65 лет – 20,2 б. (из ни у ж – 19,5 б., у м– 21,2 б.),
-    у инженеров – 23,6 б.,
-    у студентов театрал. института – 23,7 б.,
-    у рабочих – 20,8 б.
Особенно высок ИЖУ у лиц с творческими видами деятельности: 36–38б. Пенсионеры – ИЖУ и уровень реактивной тревожности: р = – 0,54(Спилбергер).
ИЖУ и уровень активности: р = 0,78 (САН).
ИЖУ и самочувствие: р = 0,86 (САН).
 
Результаты теста ИЖУ№ Ф.И.О. ИЖУ 1 Бурулова К. 20 2 Паньков Д. 31 3 Бабакулова К. 29 4 Бабушкина Н. 33 5 Морозов А. 26 6 Курочкин М. 31 7 Силова Л. 29 8 Моисеева О. 26 9 Петрушкин К. 35 10 Шипилова Н. 25 11 Носикова Л. 32 12 Нерсесян А. 34

Средний показатель жизненнойудовлетворенности для данной группы студентов составил 29,2 баллов, из них длялиц мужского пола средний показатель составил 31,4 баллов. Это показывает, чтосредний индекс жизненной удовлетворенности лиц мужского пола в данной группевыше среднего индекса жизненной удовлетворенности лиц женского пола, которыйсоставил 27,7 баллов.
Однако число испытуемых женскогопола, ИЖУ которых выше среднего балла, превысило число испытуемых того же пола,ИЖУ которых ниже среднего показателя. В то время как у большинства лиц мужскогопола в данной группе ИЖУ ниже среднего показателя жизненной удовлетворенности.
Методика диагностикисоциально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о егообразе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегдаможно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьтеего к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере этовысказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ вбланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок,пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» – это ко мне совершенно не относится;
«1» – мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» – нс решаюсь отнести это к себе;
«4» – это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» – это на меня похоже;
«6» – это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов вячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Опросник ДПА.
1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь «разговор.
2. Нет желания раскрываться перед другими.
3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
4. Предъявляет к себе высокие требования.
5. Часто ругает себя за сделанное.
6. Часто чувствует себя униженным.
7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лицпротивоположного пола.
8. Свои обещания выполняет всегда.
9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
10. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть встороне.
11. В своих неудачах винит себя.
12. Человек ответственный; на него можно положиться.
13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилиянапрасны.
14. На многое смотрит глазами сверстников.
15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежитследовать.
16. Собственных убеждений и правил не хватает.
17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращаетсяот мечты к действительности.
18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» напереживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлятьсебя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.
20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
21. Все, что касается других, не волнует сосредоточен на себе;
занят собой.
22. Люди, как правило, ему нравятся.
23. Не стесняется своих чувств, открытоих выражает.
24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудьспрятаться.
26. С окружающими обычно ладит.
27. Всего труднее бороться с самим собой.
28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих.
29. В душе – оптимист, верит в лучшее.
30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
31. К людям критичен и судитих, если считает, что ониэтого заслуживают.
32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегдаудается мыслить и действовать самостоятельно.
33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится,любит его.
34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кемделиться.
35. Человек с привлекательной внешностью.
36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бырядом.
37. Приняв решение, следует ему.
38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не можетосвободиться от влияния других людей.
39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не вчем.
40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
41. Всем доволен.
42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки,организовать себя.
43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдругбезразличным.
44. Уравновешен, спокоен.
45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
46. Часто чувствует себя обиженным.
47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватаетсдержанности.
48. Бывает, что сплетничает.
49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
50. Довольно трудно быть самим собой.
51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либосделать, подумает.
52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумыватьлишнего. Словом – не от мира сего.
53. Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков онесть.
54. Старается не думать о своих проблемах.
55. Считает себя интересным человеком – привлекательным какличность, заметным.
56. Человек стеснительный, легко тушуется.
57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел делодо конца.
58. В душе чувствует превосходство над другими.
59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил своюиндивидуальность, свое Я.
60. Боится того, что подумают о нем другие.
61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что длянего существенно, старается быть среди лучших.
62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойнопрезрения.
63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозятосложнениями:
65. Себя просто недостаточно ценит.
66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
67. Относится к себе в целом хорошо.
68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять насвоем.
69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно – еслиразногласия грозят стать явными.
70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в егоправильности.
71. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось унего.
72. Доволен собой.
73. Невезучий.
74. Человек приятный, располагающий к себе.
75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться какчеловек, как личность.
76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг – несправлюсь, а вдруг – не получится.
78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
79. Умеет упорно работать.
80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение кокружающему миру.
81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
82. Всегда говорит только правду.
83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следуетнастоять, и тогда он уступит.
85. Чувствует неуверенность в себе.
86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться иобосновывать свои поступки.
87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Человек толковый, любит размышлять.
89. Иной раз любит прихвастнуть.
90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя забезволие, а сделать с собой ничего не может.
91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-топомощь.
92. Никогда не опаздывает.
93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Выделяется среди других.
95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.
98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которыеприходится решать; со всем может справиться.
99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшемслучае к нему снисходительны, просто терпят.
100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимаютмысли.
101. Все свои привычки считаетхорошими.
 
Результаты теста СПА№ Ф.И.О. Адаптивность Дезадаптивность Интегральный показатель a b 1 Носикова Л. 150 98 60,4 2 Нерсесян А. 145 76 65,6 3 Шипилова Н. 130 123 51,3 4 Петрушкин К. 168 72 70 5 Моисеева О. 156 116 57,3 6 Бабушкина Н. 146 80 64,6 7 Бабакулова К. 157 140 52,8 8 Силова Л. 129 91 58,6 9 Курочкин М. 200 149 57,3 10 Морозов А. 138 78 63,8 11 Паньков Д. 152 54 73,7 12 Бурулова К. 128 86 59,8
Интегральный показатель адаптациивычисляется по формуле:
/>
Результаты методикисоциально-психологической адаптации оказались аналогичными результатампредыдущей методики. Средний интегральный показатель результатов методики СПАдля этой группы составил 61,2 балла; для лиц мужского пола – 66,08, для лицженского пола – 57,8. Как и в результатах методики ИЖУ средний показатель длялиц мужского пола превысил средний показатель для лиц женского пола. Несмотряна довольно значительную разницу в данных показателях, количество лиц женскогопола с показателем адаптации выше среднего балла оказалось больше, чем лицмужского пола.
Результаты вышеуказанных методикпозволяют судить о том, что в целом у лиц мужского пола более высокий индексжизненной удовлетворенности, равно как и уровень социально-психологическойадаптированности, однако в данной группе лица женского пола обладают болеевысоким уровнем социально-психологической адаптированности и удовлетворенностисобой и своей жизнью.

Литература
1.   Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь – М., «Вече– Аст», 2000.
2.   Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническуюпсихологию – Т. 1 – «Академический проект», 2000
3.   Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н/Д,«Феникс», 2001.
4.   Хьелл. Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб, «Питер», 2000.
5.   Практическая диагностика. Редактор-составитель Д.Я. Райгородская– Самара «Бахрах‑М», 2000.
6.   Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум – Ростовн/Д, «Феникс», 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.