Реферат по предмету "Психология"


Способы улучшения памяти

/>Введение
Как часто мы оказываемся вситуации, когда не можем вспомнить имя стоящего перед нами человека, илизабываем дату очередной годовщины свадьбы своих родителей, не говоря уже о том,как часто мы забываем сделать что-нибудь. Возможно, это простительно длядомохозяйки, но все меняется, когда речь идет о руководителе.
Что если менеджер забудетподтвердить приглашение на деловой обед с потенциальным клиентом? Или вовремяне закажет себе авиабилет до Владивостока на подписание договора? Или забудетсвою речь во время публичного выступления на собрании акционеров? Естественно,что такое просто недопустимо!
У каждого из нас разныеспособности. Кому-то достаточно прочитать текст один раз и потом пересказатьего с точностью до буквы, а кому-то потребуется не один час, чтобы запомнитьнесколько абзацев. Однако каждый человек имеет неограниченные возможности, таккак человеческий мозг обладает огромным потенциалом.
Психологи считают, что среднийчеловек использует свой мозг лишь на 10%, а остальные 90% пропадают. Если выпринадлежите к числу таких средних людей, то вы находитесь в невыгодномположении как в социальном, так и в коммерческом отношении.
Итак, каждый человек способенразвить свою память и увеличить процент использования своего мозга. Это дастему ощутимое преимущество на «средними» людьми и несомненно поможет достигнутьуспеха в жизни.
Цель работы – дать общуюхарактеристику основных способов запоминания, привести примеры упражнений, позволяющихулучшить память, а также описать конкретные приемы запоминания различного родаинформации.
Как уже было сказано, это особенноважно для менеджера, поэтому, на наш взгляд, данная тема является оченьактуальной.

/>1.Некоторые интересные факты о строении человеческого мозга
Во-первых,известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Известно также,что если произошло повреждение левого полушария, то правая часть всего телапарализуется, а если повреждено правое – парализуется левая часть тела. Другимисловами, каждое полушарие контролирует противоположную часть тела.
Недавниеисследования профессора Калифорнийского университета Роберта Орнстейна пролилибольше света на то, насколько различны виды деятельности, которыми руководятразные полушария. Разместив специальные датчики для измерения мозговых волн нанекоторых из своих учеников, он просил их выполнять различные умственныезадания. Например, необходимо было дополнить числовой ряд, написать письмо илисочинение, разместить цветные кубики в определенном порядке, логическипроанализировать что-то или помечтать. Все время, на протяжении котороговыполнялись эти действия, профессор Орнстейн измерял параметры волн, излучаемыхмозгом каждого из учеников. Его открытие заключалось в следующем: левоеполушарие, как выяснилось, руководит следующими видами умственной деятельности –математика, языки, логика, анализ, письмо и др., а правое – воображение,восприятие цвета, музыка, чувство ритма, мечтания и др.
Орнстейнтакже установил: чем в большей степени люди использовали преимущественно однуполовину своего мозга, тем, соответственно, слабее могли использовать другоеполушарие в тех ситуациях, где это было необходимо.
Второеоткрытие, дающее важную информацию о нашем мозге, было сделано профессоромПетром Анохиным, протеже и прямым последователем Павлова в области психологии.
На протяжениимногих столетий мозг рассматривался как 1,5 кг серого вещества. С развитиеммикроскопов стало известно, что внешний мозговой слой намного сложнее, чем эторанее предполагалось, потому что он состоит из многих тысяч переплетенныхнервов и кровеносных сосудов. Позднее стало известно, что любой мозг состоит измиллионов маленьких клеток, называемых нейронами. Каждая такая клетка похожа наосьминога, имеет центральную часть и большое количество маленьких щупалец,расходящихся во всех направлениях. Каждое из щупалец имеет тысячи мельчайшихвыпуклостей, расположенных со всех сторон.
Некотороевремя считалось, что количество клеток мозга определяет относительный интеллектличности, но это мнение вскоре оказалось несостоятельным, так как очень многиелюди, обладающие большим по объему мозгом, не обладали высоким интеллектом, алюди с маленьким мозгом проявляли неординарные способности. Профессор Анохинбыл одним из первых, кто осознал, что именно количество связей междувыпуклостями на щупальцах клеток влияет на интеллект человека. Он подсчиталпримерное количество связей, которые могут возникнуть в обычном среднем мозге:это единица и 10 000 000 км стандартных печатных нулей.
А вотнекоторые интересные сравнения.
Вся мироваятелефонная сеть, если ее соответственно сравнить с мозгом, заняла бы место неболее обыкновенной горошины.
Существуетпредположение, что в любой момент в человеческом мозге протекает от 100 000 до1 000 000 химических реакций./> 
2. Способыулучшения памяти/> 2.1 «Законы естественного запоминания»
Прежде всего,для получения желаемого результата, необходимо мыслить позитивно. Основное вэтом типе мышления – это программировать себя на позитивное с помощьюпозитивного. Так что никогда не программируйте себя на то, чтобы не статьбольным. Думайте только о том, чтобы быть здоровым, представляя себя самого вполном здравии.
Далее мыперечислим основные приемы запоминания и упражнения для улучшения памяти. Всеони основаны на так называемых «законах естественного запоминания». Эти приемызаложены в человеке на уровне рефлексов, и мы иногда даже не замечаем, какиспользуем тот или иной прием. Речь пойдет о впечатлении, ассоциации иповторении./>2.1.1 Впечатление
Главное условие запоминания состоитв том, что необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, чтовы хотите запомнить. Для этого необходимо:
1.  Сосредоточиться. Когда вы находитесь в ситуации, когдаособенно важно что-либо запомнить, научитесь сосредотачивать все своё внимание,используя «переключатель» памяти.
Упражнение1. Чтобысоздать «переключающий» знак, расслабьтесь, вы также можете закрыть глаза, ивыберите знак, который вы хотите использовать. Затем сделайте этот жест и,делая его, думайте:
«Сейчас ябуду внимателен. Я буду очень бдителен и буду все осознавать, я будуфиксировать эту информацию к памяти и смогу вспомнить её позже».
Проделайтеэто несколько раз и позже в этот день (или на следующий день, если вы началиэто упражнение вечером) практикуйтесь в использовании этого переключающегознака в каких-нибудь реальных ситуациях. Найдите, по крайней мере, триситуации, когда вы особенно заинтересованы, запомнись что-либо, и используйтеваш переключающий знак, чтобы повысить свою бдительность. При этом, делая этотжест, повторяйте про себя приведенные выше слова.
2.  Внимательно наблюдать.Для развития этой способности нужна практика, и следующие упражнения призваныпомочь в этом.
Упражнение2. Положите обычный предметили несколько предметов перед собой (например, набор предметов с вашегописьменного стола, картину на стене, рекламу или картинку из журнала, букетцветов в вазе). Внимательно смотрите на предмет или на совокупность предметовоколо минуты и заметьте в нем как можно больше деталей, таких, как форма,строение, цвет, дизайн, модель и т.д. Осознайте, сколько имеется предметов, имысленно составьте список всех предметов.
Затем уберитеэтот предмет или совокупность предметов, так чтобы они были вне поля зрения, нопродолжайте смотреть в то место, где он был, и представляйте, что предмет(предметы) все еще находятся здесь. Пытайтесь воссоздать то, что вы видели, скак можно большее количеством деталей.
Упражнение3. Вампонадобится газета и маркер. Читайте (достаточно быстро) какую-нибудь статью.Отмечайте при этом в тексте, например, каждую удвоенную «н» или удвоенную «с»….Задание усложнится, если вы будете в каждом слове отмечать буквы, которыевстречаются в нем несколько раз (например, «шАрООбрАзный». Выполняйтеупражнение без пауз, не расслабляясь.
3.  Необходимо получить впечатление при помощи как можнобольшего числа органов чувств. Это означает, что текст запомнится лучше, есливы прочтете его вслух, а рецепт пирога – если вы попробуете его.
Упражнение4.Представьте себе, что вы – фотоаппарат, и сделайте снимок того, что вы видите.Или представьте, что вы – магнитофон, который записывает разговор. Илипредставьте, что вы – звуковая кинокамера и записываете и то, и другое.
Затем отвернитесь или закройтеглаза, если это удобно, и несколько секунд концентрируйтесь на том, что вытолько что видели или слышали. Если вы выбрали картину, тщательно мысленнопредставляйте её и концентрируйтесь. Какие предметы или людей вы видите? Какиецвета или подробности вы замечаете? Какая мебель в комнате? Во что одеты люди?И т.д.
Затем осмотрите обстановку исравните вашу картину с тем, что вы видите сейчас. Что вы упустили? Что выприбавили из того, чего здесь нет? Какие детали вы заметили неправильно? Чембольше вы занимаетесь этим, тем более полной и точной будет ваша картина.
Если выпытались слушать, как магнитофон, попытайтесь мысленно проиграть то, что выслышали. Что говорили люди? Какие звуки вы слышали вокруг? Вы не сможетедействительно услышать этот разговор или звуки опять, но вы хотя бы можетепочувствовать, как много деталей вы смогли уловить. Чем больше выпрактикуетесь, тем более полно вы будете слышать.
Упражнение5. Подорогу на работу или за покупками «включите» все свои органы чувств, каклюбопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь… Чемпахнет цветущее дерево? Пахнет ли у булочной свежим хлебом? Что вы слышите наулице: звонки велосипедов, сигналы автомобилей? Прислушивайтесь на ходу кобрывкам разговоров.
А домазакройте глаза и попытайтесь ориентироваться в пространстве на ощупь.
4.  Прежде всего, старайтесьполучить зрительное впечатление. Это впечатление самое прочное. Нервы, ведущиеот глаза к мозгу в 25 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
/>2.1.2 Ассоциация
Необходимыйэлемент для запоминания – это ассоциация. Она фактически объясняет сам механизмработы памяти.
Наш мозгпредставляет собой в основном ассоциирующий механизм. Так, если посленескольких минут молчания кто-то скажет вам: «Вспоминайте!», то ваша памятьэтому приказу не подчинится, она окажется бездейственной и спросит: «Что именнонеобходимо вспомнить?». Но если кто-то попросит вас назвать дату вашегорождения или порядок нот в гамме, то тогда ваша способность к запоминанию дастнемедленный результат: полученное указание сориентирует обширный запаспотенциальных возможностей вашей памяти в определенном направлении. Дело в том,что слова «дата рождения» непосредственно ассоциируются с определенным числом,месяцем и годом, а слова «музыкальная гамма» являются в сознании близкими с до,ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Такимобразом, секрет хорошей памяти – это секрет формирования многообразных,многочисленных ассоциаций со всеми фактами, которые хотим запомнить. Для этогозадавайте себе как можно больше вопросов относительно запоминаемого факта,например:
А) Почему этотак?
Б) Какполучилось, что это так?
В) Когда такбывает?
Г) Где такбывает?
Д) Ктосказал, что это так?
Это позволитсоздать большое число ассоциаций и связей, а следовательно поможет запомнить.
Для развитияспособности создавать ассоциации прекрасно подойдет такая детская игр, как «Закорючки».
Упражнение6. «Закорючки».Возьмите чистый лист бумаги. С закрытыми глазами «нарисуйте» несколько разныхзакорючек. Затем откройте глаза и попытайтесь получившуюся закорючку исправитьна хороший рисунок. Например:/>2.1.3 Повторение
Сегодня большинство психологовубеждены, что способность воспроизведения информации во многом зависит отпрочности ее «отпечатка в мозге». Они утверждают, что эта прочностьувеличивается путем повторения. Практически это означает, что повторяемаяинформация закрепляется в мозге сильнее той, которая один раз рассматривалась иоткладывалась в сторону. Кроме того, чем больше информации, содержащейся вмозге, пересматривается, тем легче будет запоминать новую входящую информацию
Повторение неподразумевает механического пересмотра информации, но предполагаеторганизованную серию повтора ранее изученной информации. Обычно рекомендуютследующую систему повторений:
·Первое повторение – через 10–15 минут после просмотра необходимой информации;
·Второе повторение – через 3–4 часа после того, как вы выучили необходимыйтекст;
·Третье повторение – на следующий день, то есть через 24 часа;
·Четвертое повторение – через 2 дня и так далее с возрастающим интервалом.
·Последнее повторение необходимо производить за 2–3 часа до того, как вампонадобится данная информация и затем непосредственно перед ее применением./>2.2 Специальные системы запоминания
Кроме естественных способовзапоминания в настоящее время разработаны специальные системы для развитияпамяти. Эти приемы раньше описывались как трюки, но теперь психологамиустановлено, что они способны помочь человеку улучшить способность запоминать ивспоминать события.
Эти системы основаны на двухправилах:
1.  Привязывание – необходимо остановить прочную связь междузапоминаемыми вещами или же между тем, что подлежит запоминанию, и специальноподготовленным кодовым списком.
2.  Выделение – необходимо любым возможным способомпредставлять информацию в виде комбинированных образов, используя при этом всеорганы чувств. При этом комбинированные образы должны быть намного ширеобычных, встречающихся в жизни, ярко окрашены, юмористичны или абсурдны. Такженеобходимо представлять, как вы пробуете, трогаете, слышите, видите или нюхаетеданную информацию./>2.2.1 Запоминание имен и лиц
Поскольку запоминание во многомзависит от нахождения аналогий и отличительных черт, очень важно, когда вывидите новое лицо, хорошенько рассмотреть его и найти возможность связать его счем-то или найти экстраординарные черты. Внимательно разглядывайте внешностьсвоего нового знакомого. Замечайте цвет глаз, волос, всматривайтесь в черты еголица. Однако это не означает, что вы должны грубо уставиться в лицо человека.Вам нужно просто проявить активный, вежливый интерес.
Упражнение 7. Идя по улице, каждый раз обращайте внимание на разныечасти лица прохожих. То есть один день смотрите на носы, другой – на глаза,уши, форму губ, головы. Наблюдательность по отношению к этим частям лицапоможет лучше запоминать лица людей, с которыми вы будете знакомиться.
Кроме того, обратите внимание какон одет. Прислушайтесь к его манере говорить. Так у вас получится яркоевпечатление о внешности и индивидуальности нового знакомого, которое необходимопроассоциировать с его именем и фамилией.
Для того чтобы запомнить имяпопросите повторить его. Также можно поинтересоваться, как оно пишется. Вдальнейшем разговоре называйте человека по имени, что поможет вам «связать» имяс образом, а новому знакомому будет более приятно, чем если вы будетеобращаться к нему просто «Вы».
Если вы все-таки боитесь забытьимя, то после того, как человек уйдет, можно записать его в ежедневнике. Незабудьте при этом сделать несколько заметок по поводу внешности, что потомпоможет вспомнить ваше знакомство./>2.2.2 Запоминание необходимых дел
Данный способ заключается всоздании яркого, преувеличенно-смешного образа.
Например, человеку необходимо:
1.  Позвонить своему партнеру насчет контракта, как только онвойдет в офис;
2.  Позвонить жене;
3.  Написать письма, подтверждающие встречу во время обеда;
4.  Забронировать билет на самолет;
5.  Купить коробку сока, зеленый горошек и салфетки.
Для этого нужно представить, как изтелефонной трубки, словно джин из бутылки, появляется его партнер, размахиваяогромным контрактом, который им нужно обсудить по телефону. Из другого телефонапоявится его жена, жонглирующая горошком, коробкой сока и бумажными салфетками.Чтобы вспомнить про письма и прочее, необходимо представить обед, накрытый наогромном столе и сотни тысяч долларовых банкнот, которые сыплются из самолета,пролетающего над ним.
Вся сцена, которую он представитсебе, должна быть огромной, словно она демонстрируется на экране гигантскоготелевизора.
Это пример кажется смешным,абсурдным, преувеличенным. Да, так оно и есть! Но эффективность его станетясна, когда вы поймете, что этот пример будет трудно забыть./>2.2.3 Запоминание списков
Метод цифровых образов – одна изспециальных систем запоминания, разработанных древними греками. Этот методсвязывает числа с предметами, которые имеют похожую форму. Для того, чтобызапомнить список, вам нужно просто связать то, что вы хотите запомнить, собразом числа.
Этот метод применяется для чисел от1 до 10. Вот примерный список образов к каждому числу:
1 – карандаш
2 – лебедь
3 – грудь
4 – парусник
5 – крючок
6 – клюшка
7 – утес
8 – песочные часы
9 – трубка
10 – бита и мячик
Для того, чтобы эта системаработала более эффективно, желательно нарисовать небольшую картинку, напротивкаждого числа, тогда каждый образ, соответствующий данному числу, четкоотпечатается в вашем мозге.
Например, необходимо запомнить следующий список слов:
1.        Песок
2.        Красное
3.        Цыпленок
Тогда система образов будетследующая:
1.  Песок – представьте себе гигантский карандаш, которым выпишете послания на огромном пляже;
2.  Красное – представьте лебедя, закрывающего вам все небо,оперение которого ярко-красного цвета и который летает туда-сюда над вами;
3.  Цыпленок – вы представляете его с грудью огромного размера.
Эта система может использоватьсядля запоминания списка покупок, случайных мыслей, фактов, плана выступлений итак далее./>2.2.4 Запоминание номеров телефонов идат
Даты лучше всего запоминать,ассоциируя их со знаменательными датами, уже твердо закрепившимися в памяти.Например, ассоциируйте новые числа с датой своего рождения, датой рождениясестры, матери, отца.
Для лучшегозапоминания номеров телефона можно составить небольшой рассказ. Например,необходимо запомнить номер 73–36–48. Для этого можно использовать следующий рассказ:мой дедушка в 73 года мог 36 раз отжаться и 48 раз прыгнуть через скакалку./>2.2.5 Запоминание иностранных слов
Для изученияиностранных языков больше всего подойдет способ нахождения слуховой ассоциации.Этот способ состоит в нахождении аналогии в произношении иностранного слова сословом из русского языка.
Например, английское слово Sleep [сли:'п] спатьможно запомнить так: Слип – аются глаза, спать хочется. Или еще одно слово – Sky [ска'й] небо: пу – скайв небо свою ракету;
Этот способстанет еще эффективнее, если рядом со словом нарисовать небольшую картинку.
Такимобразом, для изучения иностранного языка можно завести свой словарик и оформитьего следующим примерно так:
Sleep [сли:'п] спать
Слип – аются глаза, спать хочется;
/>
Sky [ска'й] небо
Пу – скай в небо свою ракету;
/> /> /> />
Эффективностьзапоминания при этом будет намного больше, чем при работе с обычным словарем.
/>Заключение
Исходя из всего вышесказанного,можно сделать вывод, что человеческая память, если ее постоянно упражнять,будет продолжать улучшаться с возрастом. Стимуляция увеличивает количествовыпуклостей на клетках мозга. А поскольку в своей основной массе память зависитот количества этих выпуклостей, очень важно, чтобы мозг постоянностимулировался. Нужно также постоянно практиковать запоминание ивоспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.
Выполнение следующих правилпозволит поддерживать работоспособность вашего мозга на высоком уровне, аследовательно будут способствовать улучшению памяти:
1.  Начните изучение новых предметов и новыхязыков для увеличения основного запаса вашей памяти.
2.  Занимайтесь любыми видами деятельности,которые, по вашему мнению, помогают вам при запоминании.
3.  Обращайте внимание на ваши сны, тщательноанализируя образы, которые, как вы думали, уже давно забыли.
4.  Изредка заставляйте себя «вернуться назад» в какой-либопериод своей жизни, исследуя все элементы в то время.
5.  Ведите дневник, используя ключевые слова, специальныемаленькие рисунки с максимально возможным количеством цветов и оттенков.
6.  Используйте специальные системы и методики запоминания длясобственного удовольствия и тренировки.
7.  Организуйте свое обучение таким образом, чтобы эффектпервичности и новизны информации был максимальным, а непродуктивный период всередине процесса обучения – минимальным.
8.  Повторяйте материал, убедившись в том, что вы повторяетеего как раз в тот момент, когда он уже начинает забываться.
9.  Поощряйте использование вашего правого полушария, посколькуэто именно та часть мозга, которая позволяет вам создавать образы и краски,облегчающие запоминание.
10.     Пытайтесь видеть и ощущать вещи вовсевозможных подробностях чем больше их вы помните, тем легче вам будетвспоминать.
Эпиграфом к данной работе былавыбрана фраза «Человек – это то, что он сделал из себя сам». Действительно,человек добивается успеха, только непрерывно работая над собой и непрерывносовершенствуя себя. К этому необходимо стремиться каждому, может быть тогда, мыстанем жить лучше, а Россия будет величайшей страной в мире.
/>Список литературы
1. Т. Бьюзен «Максимальноиспользуйте свой разум», Минск, 2001 г.
2. Дейл Карнеги «Каквырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично», Минск, 1990 г.
3. Е. Попова «Каклучше запоминать?» // ж. «Здоровье», май 2000 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.