Реферат по предмету "Психология"


Социальная психология в коллективе

--PAGE_BREAK--Приведем примеры нескольких искажений.
Эффект «ореола» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его лич­ности. Если в группе или у руководителя сложилось мне­ние о человеке, что он очень хороший, то его плохой по­ступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок это­го человека также оценивается как случайность. Этот эф­фект очень часто мешает адекватно воспринимать людей' и создает условия, при которых способные и яркие инди­видуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.
Эффект «последовательности» — на суждение о чело­веке наибольшее влияние оказывают сведения, предъяв­ленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет на­вредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказы­вать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.
Очень распространенным является эффект «аванси­рования» — человеку приписывают несуществующие по­ложительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчают­ся.
Еще один эффект — «проецирование на других лю­дей собственных свойств» — вызывает ожидание соот­ветствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.
Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические ме­ханизмы.
Психологические механизмы общения и взаимовли­яния можно выстроить в определенный ряд. Самым пер­вым в этом ряду окажется свойство заражения — эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состо­яний общающихся между собой людей. Заражение про­исходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, в очереди, в публике, но заражение про­исходит и на уровне небольших групп людей. Есть выра­жение — заразительный смех, также может быть зарази­тельной злость и другие эмоции.
Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть так­же индивидуальным или групповым и происходит на со­знательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, дей­ствия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.
Подражание — сложное динамическое свойство. Его возможные проявления — от слепого копирования пове­дения, жестов, интонации до сознательного, мотивиро­ванного подражания.
Одним из психологических механизмов общения яв­ляется соревнование — свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», не «ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напря­жение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом разви­тия, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у муж­чин — в деловой сфере, у женщин — в личной (кто луч­ше выглядит, одет и имеет больший успех у мужчин).
И, наконец, третий уровень взаимодействия людей — это убеждение: аргументированное, сознательное, сло­весное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты зараже­ния, внушения и подражания. И те руководители, кото­рые умело, пользуются при общении с людьми всем набо­ром психологических механизмов, добиваются большего успеха в своей деятельности.
Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя как восприятие, так и понимание людьми друг друга.
Понимание может быть разной глубины проникно­вения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойствен­но восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка чело­века без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализиру­ются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллек­туальным особенностям (умный или глупый); по харак­теру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравнове­шенный).
Самый высокий, третий уровень глубокого понима­ния человека включает выявление системы ведущих це­лей и мотивы поведения, выделение связей между отдель­ными поступками и личностью в целом, умение проник­нуть в скрытые резервы и способности человека, способ­ность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.
Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому по­ведению, уменьшению ненужных руководящих воздей­ствий, росту ответственности, самостоятельности и твор­ческой отдачи сотрудников группы[5, c. 45].
На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия — это измере­ние отношений внутри группы по социальным критери­ям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спро­сить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д. Предложен этот метод американским психологом Дже­кобом Морено. Социометрический статус имеет опреде­ленные градации — от положительного через нулевой к отрицательному.
Число выборов, полученных каждым человеком, яв­ляется мерилом положения его в системе личных отно­шений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов,
пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и бо­лее выборов (если при условиях опыта каждый член груп­пы делал три выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитае­мых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «игнорируемых», если не получил ни од­ного выбора, то к категории «изолированных», если по­лучил только отклонения — то к категории «отвергае­мых» (т. е. члены группы четко указали, что с данным человеком не хотят взаимодействовать ни в личной, ни в производственной сфере) (рис. 1).

Рис. 1. Дифференциальная сопрограмма
Группа дифференцируется внутри на несколько слоев: звезды-лидеры (самый высокий положительный соци­альный статус), предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус), изолированные (нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус). Положение, занимаемое в группе по социомет­рическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, пове­дении.
Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (не­любимые), а третьих просто не замечают (незамечаемые). Кого любят в группе: универсалов — людей веселых, об­щительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. А не любят: теоретиков, зануд, нытиков, зазнаек.
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим поло­жением в группе:

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкрет­ными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то К = 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен О, а статус (количество полученных выборов) равен, напри­мер, 3 у одного я того же человека — эта ситуация свиде­тельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает не только сведения о персональном положении каждого члена группы в сис­теме межличностных взаимоотношений, но и обобщен­ную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем — уровнем бла­гополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сум­ме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + « предпочитаемые ») = («пренебрегаемые» + «изолирован­ные» + «отвергаемые»). Низкий уровень УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а ди­агностическим показателем считается «индекс изоля­ции» — процент людей, лишенных выборов в группе.
Нередко понятие социометрической «звезды» смеши­вают с понятием лидера группы. При этом не учитыва­ют, что «звездность» — показатель эмоциональной при­тягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. И неуди­вительно, что это могут быть разные люди: ведь для заво­евания положения «звезды» и положения лидера челове­ку нужны различные качества личности, например, ли­дер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.
Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, лич­ности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных кол­лективах, в которых выполняется сложная совместная де­ятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общитель­ностью. Чем бы ни определялся статус человека в кол­лективе, он оказывает сильнейшее влияние на его пове­дение и самосознание.
Руководитель должен знать структуру межличност­ных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный под­ход к каждому члену группы. Организуя любой вид дея­тельности, полезно иметь в виду те реальные группиров­ки, которые сложились в группе[7, c. 33].
Группа имеет следующие психологические характе­ристики (рис. 2).

Рис. 2. Психологические характеристики групп
Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) груп­па развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, измене­ние места человека в группе может происходить неоднок­ратно.
По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образ­цом.
Референтные группы могут быть реальные или вооб­ражаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться.
Можно провести классификацию групп с точки зре­ния специфики распространения информации и органи­зации взаимодействия между членами группы. Так, вы­деляют:
• пирамидальную группу, которая является:
а) системой закрытого типа;
б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
в) информация идет в основ­ном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (прика­зы);
г) каждый человек знает свое  «жесткое» место;
д)в группе ценятся традиции;
е) руководитель этой группы должен заботиться о под­чиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;
•  случайную группу, в которой каждый принимает решения са­мостоятельно, люди относитель­но независимы, двигаются в раз­ные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопре­деленности типичны для новых коммерческих структур;
•   открытую группу, в которой каждый имеет право на ини­циативу» но все вместе откры­то обсуждают вопросы. Глав­ное для них — общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональ- нал открытость, усиливается неформальное общение людей;
•   группу синхронного типа, ког­да все люди находятся в разных местах, но все двигаются в од­ном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направле­нии, даже без обсуждения и со­гласования.
Если встречается какое-то препятствие, каждая груп­па усиливает свою отличительную особенность: пирами­дальная — усиливает порядок, дисциплину, контроль; случайная — ее успех зависит от способностей, потенци­ала каждого из членов группы; открытая — ее успех за­висит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуника­тивными качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная — ее успех зависит от таланта, авторитета — «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.
Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельнос­тью. Это особое качество представляет собой продукт раз­вития групп, существующих внутри определенной систе­мы социальной деятельности. С этой точки зрения не каж­дая группа может быть рассмотрена как коллектив, а лишь такая, которая сформировала определенные психологические характеристики, возникающие как результат развития ее основной деятельности и пред­ставляющие особое значение для ее членов.
Можно выделить основные характеристики, которые указываются различными авторами как обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив — это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа преступников).
Во-вторых, это добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь понимается не сти­хийность образования коллектива, а такая характерис­тика группы, когда она не просто «задана» внешними об­стоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллек­тива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятель­ности с присущей ей организацией, распределением фун­кций, определенной структурой руководства и управле­ния. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обес­печивает принцип развития личности не вопреки, а вме­сте с развитием коллектива.
В настоящее время существует несколько «моделей» развития коллектива, каждая из которых фиксирует осо­бые стадии в этом движении.
Наиболее развернутая концепция развития коллекти­ва принадлежит А.В. Петровскому. Она представляет группу, состоящую из трех страт (слоев). Каждый из них характеризуется определенным принципом, по которому строятся отношения между членами группы.
В первом слое реализуются прежде всего непосред­ственные контакты между людьми, основанные на эмо­циональной приемлемости или неприемлемости; во вто­ром слое эти отношения опосредуются характером со­вместной деятельности; в третьем слое, названном яд­ром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей группо­вой деятельности. Этот слой соответствует высшему уров­ню развития группы и, следовательно, его наличие по­зволяет констатировать, что перед нами коллектив.
В настоящее время авторы предпочитают рассматри­вать уровни групповой структуры в обратном порядке, на­чиная с характеристики ядерных отношений.
Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы, причем это обя­зательно социально-позитивная деятельность. Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности груп­пы обеспечить каждому ее члену возможности для пол­ноценного (или социально приемлемого) развития лич­ности.
Второй слой групповой структуры представляет со­бой фиксацию отношения каждого члена группы к груп­повой деятельности, ее целям и задачам. Этот слой в на­стоящее время описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмо­циональной идентификации с группой[9, c. 576].
Третий слой фиксирует собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый слой групповой структуры фиксирует по­верхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако, та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контак­тах, где ни коллективные цели деятельности, ни обще­значимые для коллектива ценности ориентации не выс­тупают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.