Реферат по предмету "Психология"


Социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению

Оглавление
 
Введение
1. Понятие социальнойустановки, ее структура, задачи и функции
1.1 Понятие социальнойустановки
1.2 Теоретические модели,функции, уровни и структура социальной установки
2. Суицидальноеповедение, причины и возрастной характер суицида
2.1 Понятие самоубийства.Причины суицидов
2.2 Суицид как формадевиантного поведения. Типологии самоубийств
2.3 Психологическиеособенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов
3. Эмпирическоеисследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению
3.1 Описание хода исследованияи характеристика методов
3.2 Анализ результатовисследования
3.3 Обсуждениерезультатов исследования
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения


Введение
Если опуститьрассуждения о временах первобытного строя, античности, средневековья, и вернутьсяв наши дни, то приходиться констатировать, что сейчас человечество переживаетбуквально эру самоубийств. Проблема самоубийства в современном обществе, наданном этапе его развития, актуальна, как никогда. Согласно статистике 2008года, самоубийство почти во всех странах мира занимает третье место, сразу же засмертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно вдорожно-транспортных происшествиях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения,ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000французов, 60 000 россиян … Число же тех, кто пытался совершить самоубийство,но у них не получилось, в 7–8 раз больше. По мнению психологов, социологов икриминалистов, статистика самоубийств всегда занижена, так как в неё попадаютлишь явные случаи. На самом деле, самоубийств чуть ли не в два раза больше.Почти пол миллиона людей во всем мире каждый год сами ставят точку в своей жизни.
Новизнаданной работы заключается в том, что по сравнению с более ранним периодомразвития человечества, произошли изменения причин, подвигших людей к совершениюсуицида. В нашем исследовании мы проследим современную тенденцию к явному роступричин, толкающих людей к самоубийству. Особенно данная проблема ярко выраженав огромных мегаполисах, где расстаться с жизнью заставляют постоянные стрессы,бешеный ритм жизни, неудовлетворенность материальным положением и собственнымсоциальным статусом, а также неспособность справиться с кризисной жизненнойситуацией. Современные люди часто подвержены длительной депрессии, котораясчитается болезнью самоубийц.
Вызывает колоссальноеопасение тот факт, что проблема самоубийств в обществе с каждым годомстановится моложе. Это характерно для всех стран мира, не только для России. Психологиотмечают значительное увеличение роста подростковых суицидов за последние годы,что заставляет поставить проблему самоубийств наравне с такими явлениями, какнаркомания, алкоголизм и никотиновая зависимость.
Объект – девушки и юноши (15–23лет).
Предмет – социальные установки ксуицидальному поведению.
Цель – провести анализособенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1)рассмотреть понятие социальной установки, ее функции, структуру особенностейсоциальных установок юношей и девушек;
2) изучение суицида,его типологии, причин, возрастного характера;
3) проведениеэмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установокюношей и девушек к суицидальному поведению;
4)сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования – социальныеустановки юношей и девушек различны.
Важнойотраслью научных социально-психологических исследований самоубийства являетсяпоиск регуляторов социального поведения человека.
В контекстеданной проблемы исследования, традиционно теоретико-исследовательская мысльразворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных посодержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации, влияющие наформирование суицидального поведения.
Очевидно, чтосамоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы сним или искать возможности снизить до минимума уровень суицидов, особенно ввозрастных группах риска. Полученная информация, статистические данные ивыводы, полученные в ходе нашего исследования, могут иметь практическуюзначимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться припрофилактической работе с подростками.


1. Понятиесоциальной установки, ее структура, задачи и функции
 
1.1Понятие социальной установки
Насегодняшний день в ряде психологических наук значительное место отводитсяизучению общественного мнения, его влиянии на личность человека, его поведениеи поступки. Изучая данную проблему, нельзя не сказать о таком явлении, каксоциальная установка. Начало исследования социальных установок было положеноработой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польскихкрестьян-эмигрантов в США в 1918 г. [19].
Были выявленыдве зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида отсоциальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Дляобъяснения значимости социальной организации для индивида исследователями былопредложено понятие социальная ценность, а для объяснения психологическогосостояния индивида по отношению к группе – социальная установка. Понятие «установки»было введено впервые в экспериментальной психологии при изучении особенностейвосприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта,направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Олпорт, Ф. Хайдер, С. Аш,Л. Фестингер). Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются всогласовании возникающих конфликтных содержаний. В свою очередь, в теории Д.Н. Узнадзе«установка» – центральный объяснительный принцип, опосредующий процессыидентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленностьединого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. [8]
Так, исследователями(Л. Ланге, Л. Фестингер) было осуществлено множество попытокизмерения социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациями объектам. По мнению Л. Ланге, к деятельности личность побуждаютпотребности и мотивы. Социальная установка поясняет, почему люди в определенныхситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив.Это понятие объясняет особое состояние
личности,предшествующее ее реальному поведению. Л. Ланге делает вывод, чтосоциальная установка возникает в результате активного освоения личностью всейсистемы социальных связей.
Как считаетавтор, в отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установкадостаточно долго сохраняется. [14]
Что жепредставляет собой социальная установка? В современной социальной психологииесть два определения этого явления:
– устойчиваяпредрасположенность, готовность индивида или группы к действию,ориентированному на социально значимый объект;
– психологическоепереживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное наоснове предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение. [21]
Уместно такжеотметить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе. По его мнению,установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состояниемготовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумяфакторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. [28]
Как отмечаетавтор, настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и вданной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогдавозникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. На первый взглядкак будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действийличности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрениипроблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может бытьприменима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связанос анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоениеминдивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющихсаму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка, вконтексте концепции Д.Н. Узнадзе, более всего касается вопроса ореализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется какбессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных,высших форм человеческой деятельности. [28]
В своюочередь, в западной социальной психологии для обозначения социальных установокиспользуется термин «аттитюд».
Аттитюдпонимается как:
1)определенное состояние сознания и нервной системы;
2) выражающееготовность к реакции;
3) организованное;
4) на основепредшествующего опыта;
5)оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. [18]
По мнениюисследователей, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическомсмысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение ксоциальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности.
Социальныеустановки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значениеобъекта (явления) для данной личности – его личностный смысл.
Белинская Е.П.,Тихомандрицкая О.А. отмечают, что установка является целостнымдинамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определеннойактивности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностьюсубъекта и соответствующей объективной ситуацией. [4]
Такимобразом, социальная установка – фиксированная в социальном опыте личности(группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимыеобъекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям,ориентированным на социально значимые объекты. [11]
Социальнаяустановка формируется на основании предварительного социально-психологическогоопыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляетрегулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношенииповедения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный,целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются.
1.2Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки
Характеризуя позицию отечественных исследователей установки, следует отметить, что ими внесен значительный вклад в изучение общей проблемы этого сложнейшего психического образования. Основные идеи Д.Н. Узнадзе, высказанные им почти век назад, позволяют и сегодня плодотворно развивать изучение установки в оригинальном направлении. Особый вклад в это вносят ученики и последователи Д.Н. Узнадзе. Здесь необходимо назвать имена Ш.А. Надирашвили, И.Т. Бжалавы, И.С. Бериташвили, В.Г. Норакидзе, Д.А. Чарквиани, З.И. Ходжавы и многих других. Оригинальные концепции установки предложены А.Г. Асмоловым в общей психологии и В.А. Ядовым в социологии. Нам представляется, что позиции отечественных исследователей проблем установки, несомненно, вносят значительный вклад в дело изучения как проблемы установки, так и проблемы аттитюда.
Вдиспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядовавыделяются четыре уровня социальных установок:
1) простейшиеситуативные поведенческие установки;
2) социальныеустановки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
3) социальныеустановки, в которых фиксируется общая направленность интересов личностиотносительно конкретной сферы социальной активности;
4) системавысших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социальногоповедения и деятельности.
Как отмечал В.А. Ядов,на личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок всоответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека.[30]
Рассматриваяпроблему влияния общественного мнения на личность человека, его поведение ипоступки, значительное место отводится изучению опросов общественного мнения.Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследованиясоциальных установок массового сознания. У социальной установки, по В.А. Ядову,в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции [22]:
– приспособительная(адаптивная) – направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребностииндивида;
– функциязнания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению ккакому-либо объекту,
– функциявыражения (саморегуляции) – как средство освобождения индивида от внутреннегонапряжения, выражения себя как личности;
– функциязащиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. [22]
В своюочередь, Е.М. Торшинин выделяет следующие функции социальной установки: 1.Функция приспособления – связана с необходимостью обеспечить максимальноблагоприятное положение человека в социальной среде. 2. Энергозащитная функция –связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. 3.Ценностно-выразительная функция – связана с потребностями в личностнойустойчивости. 4. Функция организации мировоззрения – Вырабатываются поотношению к знаниям о мире. [25]
Что касаетсяструктуры социальной установки, по мнению М. Хьюстона, В. Штребеструктура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать,а это есть:
– когнитивныйкомпонент – осознание объекта установки;
– аффективныйкомпонент – эмоциональная оценка объекта;
– поведенческийкомпонент – последовательное поведение по отношению к объекту. [27]
Изучая понятие социальной установки, значительное внимание следуетуделить процессу создания и изменения социальной установки. В процессе человеческогообщения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегдаесть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установкидругого человека.
Как отмечал Е.М. Торшинин,установки образуют систему. Установки,
находящиеся вцентре и образующие большое количество связей называются центральнымиустановками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредоличности). Главная центральная установка – это установка к собственному «Я»,так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для насявления с мыслью о себе. По мнению автора, установка самооценки собственного «Я»оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение установки не возможнобез разрушения целостности личности. [25]
В свою очередь, периферийные установки имеют мало связей ипоэтому легче и быстрее поддаются изменению. Торшинин пишет, что при измененииустановки возможны следующие ситуации:
1. соседние установки изменяются по направленности (сположительных на отрицательные);
2. может измениться степень важности установки;
3. может измениться принцип связи между соседними установками.
Как отмечаетавтор, в основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональныесвязи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношениек проблеме. Логическийспособ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегаетсведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимостьмежду вероятностью изменения установки и объемоминформацииоб установке (с увеличением количества информациивероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятностьизменения установки зависит от ее сбалансированности.[25]
Таким образом, человек стремится избегать информации, которая способнавызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками илиустановками и реальным поведение человека. В случае сбалансированнойсистемы установок речевое воздействие другого человека или группы действует попринципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко кмнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), еслипротивоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).
Исследователи социальной установки Л. Росс, Р. Нисбеттотмечали, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальныхустановок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт междусоциальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимостиот ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективныйкомпоненты структуры социальной установки. Изменение социальной установки можетпроисходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новойсоциальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектомустановки. [19]
Такимобразом, на личностном уровне образуется субъективная структура социальнойустановки, также, социальная установка объясняет, почему в определенных ситуацияхлюди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретныймотив своего поведения.

2.Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида
 
2.1Понятие самоубийства. Причины суицидов
 
В русскомязыке слово «самоубийство» означает «намеренное лишение себя жизни». В научнойлитературе исследователи определяют самоубийство как деяние умышленное.Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчетав своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожностисубъекта относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Что же лежит воснове существования такого явления, как самоубийство?
Анбрумова А.Г.и ряд других исследователей (Зотов М.В., Парыгин Б.Д.) выдвигаютконцепцию о том, что суицид – это феномен социально-психологическойдезадаптации личности, т.е. ключевые понятиями для данного явления – социально-психологическаяадаптация и дезадаптация. [2]
Подадаптацией автором вообще понимается приспособление – соответствие между живойсистемой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и егорезультат. [2] Понятие дезадаптации отражает различную степень и качествонесоответствия организма и среды. Полное соответствие способствует развитию,полное несоответствие несовместимо с жизнедеятельностью. К системам, занимающимпромежуточное положение между этими двумя полюсами, в одинаковой мере применимтермин адаптация и дезадаптация; первый из них отражает позитивныеприспособительные и компенсаторные компоненты, а второй характеризует системусо стороны ее недостаточности или дезорганизованности.
Также Анбрумова А.Г.утверждает, что на уровне личности акцент в процессе адаптации переносится насоциальные взаимодействия, опосредованные психической деятельностью и ее высшейформой – сознанием. Объективным критерием успешности социально-психологическойадаптации человека служит его поведение в обычной и экстремальных ситуациях.[2]
В своюочередь, такие исследователи, как И.А. Погодин и П.А. Сорокинразличают лимитирующую и трансформирующую адаптацию.
По мнениюавторов, в условиях экстремальной ситуации разные личности неодинаковоперестраивают свою приспособительную тактику. Наиболее устойчивые из них засчет пластичности и резервов сохраняют прежний общий уровень адаптации. Другаячасть характеризуется временным снижением этого уровня, но без слома основныхнаправлений адаптации. В этом случае дезадаптация носит лишь количественныйхарактер, она лимитирована и не выходит за пределы качественной определенностиадаптационного процесса, т.е. дезадаптация не привела к болезни, не породилапатологических форм адаптации. [24]
Рассматриваясоциально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, Погодин И.А.выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную.
Предиспозиционнаяфаза дезадаптации не служит прямой детерминантой суицидального поведения.Решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт. Конфликт,переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленныхтенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный моментпотребность человека, а другую – тенденция, препятствующая ее удовлетворению. [13]
Такимобразом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что суицид естьследствие социально-психологической дезадаптации личности в условияхпереживаемого конфликта.
Рассматриваяпонятие самоубийства, особое внимание следует уделить механизму формированиявнутри личности суицидальной направленности.
Как отмечал Сорокин П.А.– собственно суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формыпсихических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. [25]
Внутреннеесуицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления,переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслыи намерения. Практически целесообразно, по мнению автора, пользоваться тремяступенями из этой шкалы:
Пассивныесуицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти,но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия («хорошо быумереть», «заснуть и не проснуться» и т.п.).
Суицидальныезамыслы –это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству,глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываютсяспособы, время и место самоубийства.
Суицидальныенамерения – предполагают присоединение к замыслу решения и волевогокомпонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
Как отмечал И.А. Погодин,внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки изавершенные суициды. [27]
Суицидальнаяпопытка –это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, незакончившееся смертью. Она в своем развитии проходит две фазы (обратимая инеобратимая).
Исходя изсуицидальной попытки и ее фаз, автор считает, что можно в каждом конкретномслучае определить, имел ли место переход от суицидальных тенденций к покушениюна самоубийство.
Рассматриваясуицидальное поведение как вид девиации, особое место занимают причины суицида.Рассмотрим классификацию причин, приведенных Э. Дюркгеймом:
1.Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод; болезнь,смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороныокружающих; половая несостоятельность.
2. Состояниездоровья, в том числе психические заболевания; соматические заболевания;уродства.
3. Конфликты,связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасениеуголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.
4.Материально-бытовые трудности.
5. Конфликты,связанные с работой или учебой, в том числе конфликты на работе; неуспехи вучебе.
7.Общественно-политическая обстановка.
6. Другиемотивы.
Э. Дюркгеймсчитал суицид результатом разрыва интерперсональных связей личности, отчужденияиндивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит… [6]
Всоответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как действие,подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкуюсистему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом.
2.2 Суицидкак форма девиантного поведения. Типологии самоубийств
Прежде чемприступать к анализу суицида как девиантного поведения, необходимо рассмотреть,что представляет собой девиантное поведение вообще.
Зотов М.В.в своих исследованиях отмечает, что процесс социализации (процесс усвоенияиндивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для егоуспешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степенизавершенности при достижении личностью социальной зрелости, котораяхарактеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус,определяющий положение человека в обществе). [11] Однако в процессесоциализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализацииявляется отклоняющееся поведение – это различные формы негативного поведениялиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.
Психологиназывают отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступкиили действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В большинствеобществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения вотрицательную сторону осуждаются, а в положительную – одобряются. В зависимостиот того позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций Зотов М.В.определяет на некотором континууме. На одном его полюсе автор размещает группулиц, проявляющих максимально не одобряемое поведение: революционеры,террористы, предатели, атеисты. На другом полюсе располагается группа смаксимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты,ученые, писатели. [10]
Такимобразом, всякое девиантное поведение, которое вызывает неодобрениеобщественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий классявлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант– любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такойпостановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К основнымформам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включаяпреступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Итак,рассмотрев, что представляет собой девиантное поведение, в рамках нашегоисследования следует уделить особое внимание типологии суицидов.
Так, Э. Дюркгейм,в работе «Самоубийство (социологический этюд)» выделил те различные состояниясоциальной среды (религиозные верования, семья, политическая жизнь и т.д.), подвлиянием которых изменяется процент самоубийств. [6] По причинам, вызывающимсамоубийства, автор делит их на эгоистические, альтруистические и аномичные. Исследованияданного автора в контексте исследования суицида представляются нам особенноинтересными.
Эгоистическиесамоубийства подразумевают следующее.Если считать эгоизмом такоесостояние индивида, когда индивидуальное «я» резко противопоставляет себясоциальному «я» в ущерб последнему, то можно назвать эгоистичным тот частныйвид самоубийств, который вызывается чрезмерной индивидуализацией. Дюркгеймпишет, что число самоубийств увеличивается по мере того, как растетобщественный распад и приводит статистику. На самоубийства, например, оказываетвлияние политическая ситуация, в том числе великие национальные войны. [6]
Рассматриваяальтруистические самоубийства, автор считает, если крайний индивидуализмприводит человека к самоубийству, то верно и то, что недостаточно развитаяиндивидуальность приводит к тем же результатам. Когда
человекотделился от общества, то в нем легко зарождается мысль покончить с собой, то жесамое происходит с ним и в том случае, когда общественность вполне и безостатка поглощает его индивидуальность. Характерным по мнению Дюркгейма дляальтруистического самоубийства является то, что оно совершается во имя долга.
Помимовыделения альтруистических самоубийств на религиозной почве, Дюркгейм говорит,что благодатной социальной средой для таких самоубийств в современном миреявляется армия, так как в ней вырабатываются способности к самоотречению,обезличиванию. Для всех европейских стран установлено, что склонность ксамоубийству у военных значительно интенсивнее, чем у лиц гражданскогонаселения того же возраста. Разница колеблется от 25 до 90%. О более высокомуровне самоубийств среди военнослужащих по сравнению с гражданским населениемпишут и российские исследователи (Трегубов Л.З., Вагин Ю.С.).Реальное же количество самоубийств, считают ученые, еще выше, так как всеусилия армейских суицидальных служб направлены на сокрытие обстоятельствгибели, а не на оказание помощи солдатам и офицерам, находившихся в состояниипсихологического кризиса. [14]
Что касаетсяаномичных самоубийств, Дюркгейм считает, что общество всегда в той илииной степени воздействует на индивида, управляет, руководит им. Например, привнезапном увеличении числа банкротств Э. Дюркгейм констатирует, чтопроизошли значительные изменения в финансовой сфере, за этим следует рост числасамоубийств: внезапное увеличение числа банкротств в 1847 г. на 26%, в1854 г. на 37% и в 1861 г. на 20% привели к увеличению числасамоубийств соответственно на 17, 8 и 9%.
В своюочередь, «счастливые» кризисы (например, снижение цен), во время которыхблагосостояние страны быстро повышается, оказывают на самоубийства такое жедействие, что и экономические бедствия. Это происходит в результате потрясенияколлективного строя. Автор считает, что всякое нарушение равновесия, потрясениеоснов толкает на добровольную смерть. [6]
Приведемтипологию самоубийств, которую приводит в исследованиях Тихоненко В.А. Типологияоснована на категории цели и дает возможность разграничить суицидальноеповедение от внешне сходных вариантов самоповреждений и дифференцироватьистинные суициды от демонстративно-шантажных. Как отмечает автор, цельюистинных самоубийств, покушений и тенденций является лишение себя жизни. [18]
ТакжеТихоненко считает, что демонстративно-шантажное суицидальное поведение своейцелью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения, хотятакая демонстрация зачастую оканчивается завершенным суицидом вследствиенедоучета реальных обстоятельств.
В своюочередь, Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. пишут, что в отличие от суицидальногоповедения самоповреждения или членовредительства вообще не направляютсяпредставлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того илииного органа, что находит свое выражение и в способах реализации и вособенностях поведения субъекта. [6]
Наконец, какуже отмечалось ранее, опасные для жизни действия, направляемые иными целями,следует относить к несчастным случаям.
Такимобразом, социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом,рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональныхсвязей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой онпринадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основываетсяна нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведенияиз-за влияния различных факторов.
2.3 Психологическиеособенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов
 
Юность –завершающий этап созревания и формирования личности человека, период егосамоопределения. Становление личности в юности включает в себя становлениеотносительно устойчивого образа «Я», т.е. целостного представления о самомсебе.
По даннымВсемирной организации здравоохранения, ежедневно более10000 молодых людейпытаются совершить суицид. Самоубийство является второй по частоте причинойсмерти в молодости, а если учесть самоубийство, замаскированные под другие видынасильственной смерти, то, возможно, и первой. [20]
Как считает В.З. Чудновский,максимум суицидных попыток приходиться на возраст 16–24 года; в большей степениэто связано социальной незащищённостью молодежи.
По мнениюавтора, важнейшей психологической особенностью как у юношей, так и девушекявляется чрезмерная эмоциональность, дистрофический оттенок настроения,неусидчивость и беспокойство, рассеянность внимания с его фиксациях на мелочах,конфликтность во взаимоотношениях, склонность к бунту и непослушание, плохаяуспеваемость и прогулы в школе, злоупотребление психоактивными веществами. Всвоих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей,юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социальногопродвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены, какследствие могут появиться мысли о своей личностной несостоятельности иравнодушия окружающих, что может привести к суицидальному поведению. [29]
Депрессии уподростков и детей часто маскируются гиперактивным поведением, агрессивнымипроявлениями и правонарушениями. Девочки подростки болеют депрессией в три разачаще, чем мальчики. По наблюдениям Д.Н. Оудсхоорна у молодых людейсуицидальная попытка обычно является призывом о помощи, при этом биологическийоптимизм мешает им со всей серьёзностью относиться к смерти. В основе юношескойдепрессии часто лежит неумение строить отношения со сверстниками, неуверенностьв своей привлекательности для противоположенного пола, излишняя зависимость отсемьи. [18]
Степанов С.И.отмечает, что девушки подвержены суициду не менее юношей. По мнению автора,большинство девушек идет на суицид из-за непривлекательной внешности, развитиякомплекса неполноценности. Нередко влияние на формирование негативных мыслей поповоду собственной внешности оказывают друзья и сверстники. Наряду с этимифакторами, Степанов считает, что мужчины являются одной из самых главных ичастых причин самоубийств девушек. Безусловно, во многих случаях суицидальныепопытки имеют своей целью не столько уход в мир иной, сколько демонстрацию сразличными яркими внешними эффектами. Мировоззрение девушки во многом определяетсятем, как к ней относятся мужчины из ближнего и дальнего окружения. Можно сказать,что личность женщины формируется под влиянием мужчины. [25]
Что касаетсяюношей, по мнению Д. Майерса, Г.С. Белоглазова существует прямаязависимость между суицидом и потерей социального статуса молодого человека.Так, велик процент самоубийц среди молодых солдат, демобилизованных офицеров,молодых пенсионеров, гомосексуалистов и осужденных. Много самоубийц-мужчин средитворческих профессий, особенно музыкантов и художников, а также финансистов.
Как отмечаюткриминалисты, в России большинство мужских суицидов происходит через повешенье,затем идут преднамеренные ДТП и инсценировка несчастных случаев, меньшемужчин-самоубийц выбирают отравление или огнестрельное оружие. В США в связи сдоступностью оружия, 60% самоубийств происходит именно от пули. [7]
Подводя итогвышесказанному, можно констатировать тот факт, что к сожалению, с каждым годомжертв мужского суицида становится все больше. И без того, что мужчин на планетеменьше, чем женщин, продолжительность жизни у них короче, так еще исамоубийства в современном мире приобрели «мужское лицо».


3.Эмпирическое исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальномуповедению
 
3.1Описание хода исследования и характеристика методов
 
При разработке программы эмпирического исследованияосновными предпосылками для нас были следующие выводы, полученные в ходе теоретическогообзора:
1. Установка являетсяцелостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности копределенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами:потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
2. Социальная установкаформируется на основании предварительного социально-психологического опыта,разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные(направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида.
Такимобразом, программу нашего исследования следует сформулировать следующим образом:
Объект – девушки и юноши (15–23лет).
Предмет – социальные установки ксуицидальному поведению.
Цель – провести анализособенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению.
Задачи исследования:
1)рассмотреть понятие социальной установки, ее функции и структуру особенностисоциальных установок юношей и девушек;
2) изучениепонятия суицида, его типологии, причин, возрастного характера;
3) проведениеэмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установокюношей и девушек к суицидальному поведению;
4)сравнительный анализ полученных данных.
Гипотеза исследования – социальныеустановки юношей и девушек различны.
Исследованиепроводилось на базе Педагогического колледжа №13 имени С.Я. Маршака (г. Москва)в период с 16 марта 2009 г. по 24 марта 2009 г., в несколько этапов.
Выборка быласоставлена в соответствии с целью и задачами исследования. При составлении выборкииспытуемых мы учитывали: отсутствие органических поражений нервной системы;возраст – в исследовании принимали участие юноши и девушки от 16 до 19 лет; пол– выборку составили 24 девушки и 19 юношей, сформированные из студентов двухгрупп II и III курсов (после окончания 11 классов общеобразовательной школы)Педагогического колледжа №13.
На первомэтапе исследования мы отдаем предпочтение методике анкетирования.Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенныхисследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится сиспользованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными припомощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Для выявленияюношей и девушек, склонных к суицидальному поведению была разработана анкета,состоящая из 11 вопросов (Приложение 1). Все вопросы в данной анкетераспределены по следующим категориям. Состав семьи. Неполная семья дает намправо определить юношу / девушку в группу риска. Поэтому, вопросы №1,2 вданной анкете были обязательно включены.
Одним изкритериев определенной склонности к суицидальному поведения юношей и девушек являютсясистематические пропуски занятий без уважительной причины – прогулы. Именно изэтих соображений вопрос №3, сформулированный следующим образом «Случалось литак, что вы пропускали занятия не по уважительной причине», был включен ванкету. Склонность подростка к употреблению спиртных напитков, табака инаркотических веществ является одним из основных факторов девиантного поведения,которое ведет к возможности суицида. Такие вопросы нельзя было не включить приразработке анкеты. Поэтому вопросы под №4,5,6 были посвящены именно этим темам.
Одним изпоказателей подростков, как девушек, так и юношей, говорят сексуальные отношения.Логично думать, что подросток вряд ли откровенно расскажет нам о своем сексуальномопыте. Именно поэтому, вопрос был сформулирован следующим образом: «В какомвозрасте, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?» Подросткупредлагается написать свой вариант ответа. Этот ответ дает нам возможностьсчитать, что именно с этого возраста начались его сексуальные отношения.
Конфликтнаяличность также определяется как девиантная личность. В данной анкете, вопросы №8,9,10посвящены именно этой проблематике. Выяснив частоту конфликтов подростка сродителями, друзьями и учителями, мы можем говорить о девиации.
На последний,одиннадцатый вопрос предлагается ответить в свободной форме. Написав«мини-сочинение», подросток раскрывает о себе, как о человеке, который долженпопробовать в этой жизни все и объясняет почему. В заключении, подростоксообщает краткую информацию о себе. Это поможет в исследовании сопоставитьрезультаты методики анкетирования и методики, проведенной на втором этапеизучения различий социальных установок юношей и девушек.
Вторым этапомисследования выступает методика незаконченных предложений. Суть состоит в том,чтобы испытуемый дописал предложения исходя из своих соображений, а такжеосновываясь на своих чувственных ощущениях. В бланке исследования (Приложение2) имеется 15 незаконченных предложений. Именно в местах многоточий испытуемыйдолжен продолжить предложение. Перед началом исследования всех юношей и девушекмы поделили на отдельные группы по половому признаку. Это было сделано дляболее точного определения различий в причинах определенного поведения у парнейи девушек. На этом этапе исследования мы проверяем нашу гипотезу.
Экспертами вданной методике выступали: психолог, работающей в колледже более трех лет – С.И. Моисеева,заместитель директора колледжа по воспитательной работе – Я.М. Калужская, кураторыобоих групп студентов.
Заключительныйэтап включал в себя обработку, анализ и сопоставление полученных результатовисследования.
Такимобразом, при помощи выбранных нами методик исследования, мы во-первых, выявляемпсихологические особенности личности юношей и девушек – риск социальнойдезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотическихсредств, возможность и характер суицида, алкоголизацию и т.д.; во-вторых,выявляем различия между социальными установками юношей и девушек к суицидальномуповедению.
 
3.2 Анализрезультатов исследования
 
Порезультатам анкетного опроса было установлено, что 80,9% опрошенных юношей идевушек имеют конфликты с преподавателями, родителями, сверстниками, в то жевремя по методике «Незаконченные предложения» показатели конфликтующихподростов составляют 75, 5%.
23,8% ответившихна вопросы анкеты подростков признались, что хотя бы раз в жизни пробовалинаркотические вещества, 58% – регулярно курят. 71% опрошенных юношей и девушек –время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 57% – регулярнопрогуливают занятия. Наряду с данными, полученными в результате анкетирования,наблюдаются следующие показатели по методике «Незаконченных предложений»: у 25%выявлена тяга к употреблению как спиртных напитков, так и наркотиков. На вопросанкеты, относительно начала сексуальных отношений, возрастной критерий неопускался ниже 16 лет.
Что касаетсяметодики незаконченных предложений, то здесь мы определенно увидели различия впричинах возникновения суицидальных установок у юношей и девушек. В ходеисследования выяснилось, что доля юношей, имеющих расположенность ксуицидальному поведению, в группе не работающих и не учащихся не превосходятсреднее значение (около 38%). Неравенство в распределении доходов, алкоголизм, наркомания,различие между собственными ожиданиями и реальностью – вот основные факторыриска, ведущих к суициду у юношей. Методика «Незаконченные предложения»показала, что около 24% юношей имеют такие факторы риска.
Что касаетсяпричин суицидального поведения у девушек в исследовании по методике«Незаконченные предложения» было выявлено, что самое первое место занимают проблемв семейных отношениях. Для 73% опрошенных девушек семейные отношения, какотношения с противоположным полом являются главнейшим критерием выбора. Порезультатам методики анкетирования, на втором месте у девушек мы можем увереннопоставить проблемы с внешностью. Так, около 68,7% девушек показали, чтопроблемы с внешностью, издевки со стороны окружающих (особенно противоположногопола и сверстниц) имеют большое влияние на возникновение суицидальных мыслей.
Такимобразом, как показали проведенные исследования, социальные установки юношей ксуицидальному поведению это – безработица, уровень материального благосостояния,алкоголизм.
Что касаетсяпричин суицидального поведения у девушек в данном исследовании было выявлено,что первое место занимают семейные отношения, на втором – проблемы свнешностью.

3.3Обсуждение результатов исследования
 
При анализеданных, полученных с помощью используемых методик, применяемых для исследованиясоциальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению, наблюдаетсяследующая картина: 66,7% испытуемых (как юношей, так и девушек) автоматическипопадают в группу риска по суицидальному поведению, т. к. проживают внеполных семьях.
Кроме того,все исследуемые имеют психологическую склонность к употреблению алкоголя.Результаты анкетных данных подтверждают употребление спиртных напитков – 71%опрошенных. У 80,9% испытуемых имеются конфликты как с родителями, так и сосверстниками и преподавателями. Возрастная планка относительно сексуальныхотношений – 16 лет.
Порезультатам применяемых методик и проведению анализа полученных данных мыподтвердили гипотезу, социальные установки к суицидальному поведению юношей идевушек отличаются.
Для началарассмотрим основные причины социальных установок к суицидальному поведению уюношей.
Многиеисследователи, начиная с Э. Дюркгейма, особо подчеркивали роль безработицыв детерминации самоубийств. Утрата работы – мощный психотравмирующий фактор ипервичный источник стресса, «запускающего» механизм суицидального поведения.Безработица ведет к ослаблению индивидуальной идентичности, являющейся функциейтрудовых ролей, к разрыву базовой связи человека с обществом и в конечном счете– к социальной дезинтеграции. Утрата прежнего общественного статусаспособствует также формированию психологического «комплекса неудачника» уюношей в связи с невозможностью выполнения ими традиционной роли главы семьи,увеличивает социальную изоляцию индивидов. Поэтому безработных юношей можно отнестик «одной из самых суицидоопасных социальных групп». [8]
В результатеисследования выяснилось, что доля юношей, имеющих расположенность ксуицидальному поведению, в группе не работающих не превосходят среднеезначение. На первый взгляд, этот факт кажется совсем нелогичным, поскольку неукладывается ни в общероссийскую, ни в мировую закономерности и противоречитрезультатам прошлых исследований. Но многое становится ясным, если раздельно мыпроанализируем ответы тех молодых людей, которые не так давно утратили работу ина момент исследования продолжали её находить. В итоге оказывается, что все 100%из числа исследуемых парней, ранее уже совершали попытки самоубийства.
В то же время,уровень жизни и материальное благосостояние является еще одним «структурным»фактором, часто встречаемым среди причин у исследуемой группы юношей. Мывыявили, что уровень доходов влияет на суицидальное поведение.
В теорияхсоциальной интеграции обычно считается, что «нужда – основная конкретнаяпричина самоубийства». Дети из бедных семей в большей мере подвержены рискусамоубийств, чем их материально обеспеченные сверстники. Усиление же бедности,снижающее социальную и экономическую интеграцию, плохо влияет на суицидальнуюситуацию в обществе. В данном аспекте также имеет значение как и прибезработице, неудовлетворенность социальным статусом и уровнем благополучия.[8]
Неравенство враспределении доходов острее переживается в подростковом возрасте у парней. Оноувеличивает разрыв между целями и средствами их реализации, рождает чувствоущербности. Эти данные еще раз подчеркивают роль депривационных факторов вактивизации устройств суицидального поведения. Для представителей сильного полахарактерна следующая тенденция: интенсивность установок на суицид нарастает помере повышения уровня жизни респондентов.
Так же кпричинам возникновения суицидальных установок юношей к суицидальному поведению относитсяалкоголизм.
Такимобразом, как показали проведенные исследования, социальные установки юношей ксуицидальному поведению это – безработица, уровень материального благосостояния,алкоголизм.
Что касаетсяпричин суицидального поведения у девушек в данном исследовании было выявлено,что самое первое место занимают семейные отношения.
Так, всовременной литературе, посвященной молодежным суицидам, отмечается, чтосамоубийства почаще всего происходят в нуклеарных, неполных семьях, а также всемьях, не имеющих детей. Суицидальное поведение, по мнению Д. Фримана,напрямую связано с недочетом социальной и экономической поддержки. [29] Несчитая того, во многих работах подчеркивается «абсолютное и устойчивое»суицидогенное влияние разводов и иных семейных дисфункций, которые приводят кизменению «образцов социальной интеракции», разрушают «регулятивные иинтегративные механизмы» и вызывают «хроническую семейную аномию». Известно,что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в подростковом возрасте,так либо по другому соединены с семьей, семейным окружением и внутрисемейнымиконфликтами.
Там, гдевнутрисемейные и до этого всего родительско-детские дела характеризуются самимидевушками – учащимися как теплые, доверительные либо обычные, субъективнаяприемлемость суицидального поведения намного ниже средних значений. Реже тутпоявляются и мысли о самоубийстве. В семьях, где доминируют дисфункциональныедела, царит эмоциональная холодность либо систематически появляются конфликты,эти характеристики резко повышаются. Если характер внутрисемейных интеракций вменьшей степени сказывается на морально-психологическом состоянии «взрослых»юных (старше 17 лет), то для девушек раннего юношеского возраста данный факторимеет первостепенное значение.
Далее мынаблюдали влияние фактора внешнего вида девушки. Как правило, у девушекформируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и квнешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любаянеполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со сторонысверстников. Если же мысли о самоубийстве, связанные с недовольством собой, томожно отметить, что девчачий подростковый комплекс неполноценности можетспровоцировать суицидальное поведение не только в случае наличия физическихнедостатков, но и у здоровых девушек. Во всем этом, по мнению психологов,виноваты люди навязывающие молодым девушкам стереотипы того, какими им должнобыть (СМИ, глянцевые журналы, идеальная внешность моделей с обложки журналов –безупречная фигура, кожа и т.п.). Отсюда рост числа пластических операций,особенно – по увеличению груди и липосакции, приходится на долю совсем молодыхдевушек. По данным Всемирной организации Здравоохранения (2007 год), долядевушек, которые хотели бы изменить свою внешность с помощью пластическойхирургии составляет около 46, 7%.
Таким образом,социальные установки девушек суицидальному поведению это – проблемы в семейныхотношениях (отношениях с противоположным полом) и комплексы по поводунесовершенства собственной внешности.


Выводы
 
Социальнаяустановка формируется на основании предварительного социально-психологическогоопыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляетрегулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношенииповедения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленныйхарактер поведения в ситуациях, которые изменяются. Социальная установкаобъясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или инымобразом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения.
Суицид естьследствие социально-психологической дезадаптации личности в условияхпереживаемого конфликта, в основном как результат разрыва интерперсональныхсвязей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой онпринадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основываетсяна нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведенияиз-за влияния различных факторов.
Порезультатам проведенного исследования особо высокий показатель социальныхустановок к суицидальному поведению наблюдается у девушек и юношей, относящихсяк группе риска (проживающих в неполных семьях). Наряду с этим, наблюдается средняятенденция к суицидальному поведению, что выражается у девушек и юношей,периодически употребляющих алкоголь, имеющих хотя бы единственный опытупотребления наркотических веществ. Наблюдаются явные различия междусоциальными установками юношей и девушек к суицидальному поведению. У юношейэто – безработица, материальное неблагополучие, алкоголизм. У девушек –проблемы в семейных отношениях, зацикленность на проблемах с внешним видом.

Заключение
 
Учащенныефакты суицидов подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последниедесятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередкоприобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше времяускорением физического развития и полового созревания. Современная социальнаяжизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чемполвека назад. У девушек и юношей, считающихся еще подростками, нередко долгоеще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересамивзрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость.И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, ккоторой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные иэтические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Статистическиеданные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и простоупотребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами.
Целью данной курсовойработы являлось исследование социальных установок юношей и девушек ксуицидальному поведению.
В процессеработы, в рамках решения поставленных задач, были проанализированы понятиясоциальной установки и суицида, изучены функции, структура, задачи социальнойустановки, а также типы суицидального поведения, возрастной фактор, подвергнутыанализу различные подходы исследователей данных проблем. Также рассмотрены психосоциальныеособенности развития с точки зрения возрастного фактора.
Былопроведено эмпирическое исследование. При помощи анкетного опроса и методики«Незаконченные предложения». Согласно гипотезе предлагалось подтвердить различиемежду социальными установками юношей и девушек.
В результатепроведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение.Юноши, принимающие участие в нашем исследовании, отметили среди установок,влияющих на формирование суицидального поведения – безработицу, уровеньматериального благосостояния, алкоголизм. В то время как девушки особенновыделяют проблемы в семейных отношениях (наряду с проблемами в отношениях спротивоположным полом), несовершенство собственной внешности. Таким образом, социальныеустановки юношей и девушек к суицидальному поведению – различны.
Полученные входе нашего исследования данные могут иметь практическую значимость длясоциальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактическойработе с подростками.
 

Библиография
 
1. Абульханова-Славская К.А. Социальноемышление личности. // Психологический журнал. 1994. №4.
2. Агеев В.С. Психологическоеисследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. №1.
3. Анбрумова А.Г. Диагностикасуицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: 1980. – 55 с.
4. Асмолов А.Г. Психологияличности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
5. Белинская Е.П. Взаимосвязьценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. №3.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальнаяпсихология личности. – М.: 2001. – с.
7. Буева Л.П. Социальнаясреда и сознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 112 с.
8. Василевский Ю.Л. Исследованиеценностных ориентаций различных возрастных групп. // Журнал прикладнойпсихологии. 1999. №3.
9. Весна Е.Б. Проблемасоциализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. //Мир психологии. 2001. №2.
10. Гусева Т.И. Психологияличности. – М., 2004.
11. Дюркгейм Э.Самоубийство: социологический этюд. – Спб., 1998.
12. Ефимова Н.С. Социальнаяпсихология. – М., 2008.
13. Зинько Е.В. Особенностиустойчивости социальных установок. // Вестник Московского Государственногоуниверситета. Серия 14. Психология. 2005. №3.
14. Зотов М.В. Суицидальноеповедение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – М., 2006.
15. Исаев Д.С., Шерстнев К.В.,Психология суицидального поведения, – М., 2006.
16. Майерс Д. Социальнаяпсихология. – СПб., 2004.
17. Росс Л., НисбеттР. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – М., 2004.
18. Парыгин Б.Д. Социальнаяпсихология как наука. – М., 1987.
19. Парыгин Б.Д. Психологиясуицидального поведения. – М., 2005.
20. Погодин И.А. Психологиясуицидального поведения, – М., 2005.
21. Психология:Словарь\Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. – М.,1990.
22. Серова Л. Заметки онашем поведении. // Наука и жизнь. 2000. №12.
23. Сорокин П.А. Самоубийствокак общественное явление //
Социологическиеисследования. – М., 2003. №2.
24. Степанов С. Становлениечеловека. // Школьный психолог. 2002. №42.
25. Тихомандрицкая О.Е. Социальныеизменения и изменения социальных установок. // Социальная психология всовременном мире. – М., 2002.
26. Тихоненко В.А. Жизненныйсмысл выбора смерти // Человек. – М., 1992. №6.
27. Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. Эстетикасамоубийства. – Пермь. 1993.
28. Хьюстон М.,Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. – М., 2004.
29. Чудновский В.З. Проблемастановления смысложизненных ориентаций личности. // Психологическийжурнал. 2004. №6.
30. Шихирев П.Н. Современнаясоциальная психология. – М., 1999.
31. Эриксон Э. Детство иобщество. – СПб., 1996.
32. Ядов В. Одиспозиционной регуляции социального поведения личности. //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.

Приложения
 
Приложение 1
 
Уважаемые студенты!
Институт психологии и педагогики приглашает Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения социальных установок к суицидальному поведению девушек и юношей.
Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.
Инструкция к заполнению анкеты:
Прочтите ниже различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить свои варианты ответов, не предусмотренные нами.
Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании!
 
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
 
Пожалуйста, сообщите данные о себе:
Фамилия, имя, отчество. Пол.
_____________________________________________________________
1. Состав Вашей семьи:
·  Полная
·  Только мать
·  Только отец
·  Другое
_____________________________________________________________
2. Есть ли у вас родные братья и сестры?
·  Брат старший
·  Брат младший
·  Сестра старшая
·  Сестра младшая
·  Другое
_____________________________________________________________
3. Случалось ли так, что вы пропускали занятия в колледже не по уважительной причине?
·  Никогда
·  Время от времени
·  Часто
_____________________________________________________________
4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?
·  Не посещаю совсем
·  Посещаю, но не употребляю
·  Время от времени
·  Часто
_____________________________________________________________
5. Ваше отношение к табакокурению?
·  Не курю
·  Пробовал(а)
·  Курю регулярно
____________________________________________________________
6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?
·  Да, один раз
·  Да, изредка
·  Нет, никогда
·  Другое
_____________________________________________________________
7. Во сколько лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?
_____________________________________________________________
8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?
·  Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями
·  Случалось
·  Регулярно, мои родители меня совсем не понимают
_____________________________________________________________
9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями (сверстниками)?
·  Никогда
·  Случаются время от времени
·  Регулярно
_____________________________________________________________
10. Допускаете ли вы конфликты с преподавателями?
·  Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»
·  Случается, но редко
·  Постоянно, они сами меня вынуждают
_____________________________________________________________
11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё?
· Да
· Нет
· Сложно ответить
 
Большое спасибо за участие в нашем исследовании!
 
 

Приложение 2
 
Уважаемые студенты!
Институт психологии и педагогики приглашает Вас принять участие в нашем исследовании. Ниже вы видите 15 незаконченных предложений. Инструкция к заполнению бланка:
Прочтите следующие незаконченные утверждения. Вам необходимо дополнить предложения так, как Вы считаете необходимым.
Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании!
Бланкисследования по методике «Незаконченные предложения»
1.        Моя жизнь– это ……………………………………………………
2.        Чащевсего мое настроение…………………………………………
3.        Плохоенастроение у меня появляется, когда………………………
4.        Окружающиймир – это………………………………………………
5.        К своимдрузьям я отношусь…………………………………………
6.        Одиночестводля меня это …………………………………………
7.        Работа/учебадля меня это …………………………………………
8.        Еслия потеряю работу / учебу ………………………………………
9.        Ясчитаю, что уровень благополучия в моей семье ………………
10.     Под семейнымиотношениями я понимаю…………………………
11.     Бракдля меня это……………………………………………………
12.     Родителиотносятся к алкоголю……………………………………
13.     Моиродители употребляют алкоголь ………………………………
14.     Мыслио самоубийстве меня посещают ……………………………
15.             Я считаю, что моя внешность …………………………………
 
Большое спасибо за участие в нашем исследовании!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Відпускні ціни на продукцію
Реферат Роль хуннов в этно- и социогенезе казахского народа
Реферат Массовые коммуникации и медиапланирование 2
Реферат Социология культуры 2 Содержание и
Реферат Французская литература XVII века и проза Афры Бен
Реферат Wuthering Heights By Emily Bronte Essay Research
Реферат Использование образовательной технологии Школа 2100 в обучении математике младших школьников
Реферат Critical Review Of A Technology And Economics
Реферат Epics The Aeneid And Metamorphoses A Comparison
Реферат Производство одноразовой посуды экструзионным процессом
Реферат Платежные системы коммерческих банков
Реферат 1 Степень (квалификация) выпускника – Бакалавр документоведения и архивоведения. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 032000 Документоведение и архивоведение при очной форме обучения 4 года
Реферат Политика и религия
Реферат Туннельная печь обжига кирпича ОАО "Ивановский завод керамических изделий"
Реферат Http://www russkijmir LV