Реферат по предмету "Психология"


Смысл жизни человека по Франклу

План
1. Введение
2. Проблема смысла жизни человека по Франклу
3. Понятие «экзистенциального вакуума»
4. Виды смыслов по Франклу: ценности
5. Учение Франкла о свободе воли
Заключение
Список литературы
1. Введение
Проблема смысла жизниподнимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждогоразмышляющего о бытии человека. Человек — единственный среди живых существ — способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечностьвсякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основойчеловеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием спецификичеловеческого существования, его природы и сущности.
Человеческий род, понимаемый какисторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определеннымиспецифическими чертами, которые качественно отличают его от других живыхсуществ. Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людейи их представлений о смысле жизни. Попытки философов определить некий вечныйсмысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированнымобщественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляетсебя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущиедоминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпеваетсущественные изменения, приобретая новые социально значимые качества. Так насмену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потустороннейжизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служитьистине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностейчеловека (стремление к достижению наибольшего наслаждения),экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания исмерти) и т.д.
Решение проблемы смысла жизни всоциально-психологическом аспекте предлагает В. Франкл, отводя важнейшую роль визучении смысла жизни субъекту, стремящемуся к поиску и реализации смысласвоего существования.
2. Проблема смысла жизни человека по Франклу
Франкл утверждает:
а) что человеческий дух естьособая сущность, которая и испытывает потребность в смысле;
б) что смыслы в мире существуютобъективно, поскольку даны Богом;
в) что поэтому за реализациюсмыслов человек несет ответственность перед Богом;
г) что познание интуитивно, исовесть есть тот орган, который всегда и в любой ситуации провидит «должное».
Смысл действий есть их результат(совокупность всех последствий). Человек существует во взаимосвязанном мире и всилу этого любое его действие или бездействие (то есть само его существование) объективноимеет тот или иной результат. Понимание результата как смысла — субъективно, нообъективно обусловлено имеющейся у человека потребностью в смысле. (Результатобъективно существует во внешней реальности; смысл является его образом в нашейлогической реальности, но в этой реальности он также существует объективно. Нестоит вновь напоминать, что про внешнюю реальность мы ничего не знаем и имеемна практике дело только с реальностью своих представлений). Смысл жизничеловека это совокупность всех последствий его существования в объективном мире.
Цель есть еще не достигнутыйрезультат, к которому человек намеренно стремится. Возможный результат долженобъективно существовать в пространстве возможностей (иначе нет смысла к немустремиться так как он был бы недостижим). И в этом смысле он объективен и можетбыть только открыт (а не выдуман или изобретен). Но понятие цели всегдасубъективно, поскольку субъективно (и не наблюдаемо!) намерение. Каковое,впрочем, также объективно обусловлено потребностью «человека рационального»в том, чтобы его поведение было целесообразным. Если человек пассивен, то нетсмысла говорить о рациональном управлении поведением. Если же он намеренноактивен, то эта активность не абстрактна, а всегда проявляется в конкретнойобъективной ситуации жизни. При этом среди своих возможных действий человекпытается выбрать те, которые повлияют на данную ситуацию в пользу реализацииодного или нескольких ее возможных исходов, которые выбираются из всегомножества таких возможностей в качестве целей. Цель сознательного существованиячеловека — изменить смысл этого своего существования (на более желательный извозможных).
Поиск каждым человеком смыслаявляется главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивныхвлечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может бытьосуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигаетпонимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле.
Стремление к поиску и реализациичеловеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационнуютенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения иразвития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики иразнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить иактивно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают егопоступки.
Вопрос о том, как человекнаходит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Франклподчеркивает, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; ихнужно искать и находить. Найти смысл — не конечная цель человека. Нужно ещеосуществить его. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, вотличии от влечения, порождаемого потребностями, как то, что требуетпостоянного принятия индивидом решения.
Поскольку стремление креализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальнойличностью, Франкл говорит также о смысле самой личности человека, егоиндивидуальности. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, всвоей ориентации на общество смысл жизни трансцендирует себя. И наоборот, смыслобщества в свою очередь конституируется существованием индивидов [2; С.15].
Таким образом, учение о смыслежизни в теории Франкла может быть выражено в следующем тезисе: жизнь человекане может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда можетбыть найден. Осуществление смысла своей жизни является для человекаимперативной необходимостью по причине конечности, ограниченности инеобходимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом. Осуществляясмысл своей жизни, человек осуществляет тем самым самого себя (самоактуализация).3. Понятие «экзистенциального вакуума»
Отсутствие смысла порождает учеловека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальныйвакуум — явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и можетбыть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, какстал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерялнекоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведениеживотного и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю,закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этомупри последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которыеслужили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт неговорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, чтоон должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше ибольше от начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, всев большей степени становясь жертвой конформизма.
Экзистенциальный вакуумпроявляется в основном в состоянии скуки. Теперь вполне понятен Шопенгауэр,когда он говорил, что человечество, по-видимому, обречено вечно колебатьсямежду двумя крайностями — нуждой и скукой. Действительно, скука в наше времяставит перед психиатром гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемырастут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому,приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, чтобольшинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем"[1; С.128]. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла,подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной,порождающей в широких масштабах специфические «ноогенные неврозы», распространившиесяв послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы.
Франкл так говорит о влияниивакуума: «Давайте задумаемся, например, о „воскресных неврозах“ — таком виде депрессии, который охватывает многих при сознании недостаткасодержания своей жизни, когда обрывается натиск недельных занятий и становитсяочевидна пустота собственного существования. Немало случаев самоубийства можнобыло бы объяснить экзистенциальным вакуумом. Такие широко распространенныеявления, как алкоголизм или юношеская преступность, будут непонятны до тех пор,пока мы не обнаружим экзистенциальный вакуум, лежащий в их основе. Этосправедливо также и по отношению к преступникам, и по отношению к кризисампожилых людей.
Более того, существуют различныескрытые формы и ложные проявления, за которыми обнаруживается экзистенциальныйвакуум. Иногда фрустрированная потребность в смысле жизни компенсируетсястремлением к власти, включая наиболее примитивную форму воли к власти — желаниеденег. В других случаях место фрустрированной потребности в смысле жизнизанимает стремление к удовольствию. Экзистенциальная фрустрация поэтому частоприводит к сексуальной компенсации. В таких случаях мы наблюдаем сильноесексуальное влечение, разросшееся на почве экзистенциального вакуума. Аналогичноеявление имеет место в случае невроза. Поэтому логотерапия назначается не тольков нусогенных случаях, как было отмечено выше, но также и в психогенных случаях,в частности в тех, что я назвал „псевдосоматогенными неврозами“. [1; С.128].
Необходимым условиемпсихического здоровья, по Франклу, является определенный уровень напряжения,возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем миреобъективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.4. Виды смыслов по Франклу: ценности
Франкл выделяет три вида „смыслов“в человеческой жизни, связанные с тремя видами ценностей: „ценностидействия“, „ценности переживания“ и „ценности отношения“.Все сказанное выше относится к смыслам (целям), связанным с ценностями действия.
Ценность — это то, что важно (ценно)для кого-то. Франкл утверждает, что ценности существуют в мире объективно. Так,приводя пример таких ценностей, Франкл пишет: „Несколько лет назад воФранции проводился опрос общественного мнения. Результаты показали, что 89%опрошенных считают, что человек нуждается в “чем-то таком», ради чегоон живет. Другими словами, потребность в смысле является для большинствафактом, а не слепой верой.
Конечно, могут быть такиеслучаи, когда отношение человека к ценностям на самом деле является толькомаскировкой скрытых внутренних конфликтов. Но такие люди являются скорееисключением из правила, чем самим правилом. В таких случаях вполне оправданапсихологическая интерпретация. В таких случаях мы на самом деле имеем дело спсевдоценностями (хорошим примером этого служит фанатизм), и как псевдоценностиони должны быть демаскированы. Демаскировка или развенчание, однако, должнабыть сразу же прекращена при встрече с достоверным и подлинным в человеке, вчастности, с сильным стремлением к такой жизни, которое было бы настолькозначительно, насколько это возможно. Если же развенчание в таком случае непрекращается, то совершающий развенчание просто выдает свою собственнуюпотребность в том, чтобы подавить духовное стремление другого.
Мы должны очень осторожноотноситься к тенденции понимать ценности в терминах простого самовыражениячеловека. Логос, или смысл, есть не просто выход за пределы собственногосуществования, но скорее нечто противостоящее существованию. Я считаю, что мыне выбираем смысл нашего существования, а скорее обнаруживаем его" [1; С.120].
Получается, что не человекставит перед собой вопрос отыскания смысла жизни, а жизнь ставит этот вопросперед ним. Человеку, таким образом, приходится ежедневно и ежечасно отвечать нанего — не словами, а действиями.
Приоритет принадлежит ценностямтворчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценностьприобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как егозанятие. Из числа ценностей переживаний Франкл подробно останавливается налюбви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь — этовзаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другогочеловека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.
Второе уточнение касается связи«ценности» и «смысла». Фрейд провозгласил первичностьудовольствия и потому вынужден был выводить из удовольствия даже религиозныепотребности. Франкл объявил первичным смысл, и потому ценностью у него можетбыть только то, что имеет смысл. Однако различные психические механизмы (возникшиена различных этапах эволюции) действительно различны, и нет необходимостисводить их друг к другу. А потому, принимая определение ценности как «субъективнозначимого», мы можем заметить, что различные ценности могут быть значимыдля людей потому, что удовлетворяют различные их потребности, а не толькопотребность в смысле. Значит, не всякая ценность может служить в качествесмысла. Основной критерий различия при этом, на наш взгляд, следующий. Выше указывалось,что смысл есть субъективное восприятие некоторого объективного результатанашего существования (то, что останется, даже если нас вдруг не станет). Значит,такие сугубо субъективные категории как «переживание» и «отношение»под это определение не попадают.
Наибольшие практическиерезультаты и достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождениемлюдьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными ибессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотяих приоритет наиболее низок — обращение к ним оправдано, лишь когда всеостальные возможности более активного воздействия на собственную судьбуисчерпаны.
В отношении субъективностивосприятия счастья, Франкл замечает: «Я сомневаюсь, что врач можетответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается отчеловека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смыслжизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данныймомент времени. Постановку вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можносравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: „Скажите,учитель, какой самый хороший ход в мире?“ Просто не существует такой вещи,как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от конкретной игровой ситуации,в отрыве от конкретной личности противника. То же самое справедливо и вотношении человеческого существования. Мы не должны искать абстрактного смыслажизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый долженвыносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. Человеческуюжизнь поэтому нельзя переместить с места на место, жизнь конкретного человеканеповторима. Итак, задача каждого — единственна, как единственны испецифические возможности ее существования.
Логотерапия видит вответственности перед жизнью самую сущность человеческого существования» [1;С.126].
Утверждая уникальность инеповторимость смысла жизни для каждого человека, Франкл тем не менее отвергаетнекоторые из «философий жизни». Так, смыслом жизни не может бытьнаслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта.5. Учение Франкла о свободе воли
Основной тезис учения Франкла освободе воли гласит: человек способен найти и реализовать смысл жизни, дажеесли его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признаваяочевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает егопандетерминированность. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своимвлечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.
Свобода по отношению к влечениямпроявляется в возможности сказать им «нет», принять или отвергнуть их.Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и не беспредельна,но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или инуюпозицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позициейчеловека по отношению к ним.
Человек свободен благодаря тому,что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами,локализованными в поэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействийвнешних факторов.
Важным вопросом учения о свободеволи является вопрос, для чего человек обладает свободой. По Франклу, этосвобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать своюсовесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода оттого, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяетчеловека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующиймомент. Свобода, таким образом, это не то, что он имеет, а то, что он есть.
Акт принятия решения за себя — проявление не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишеннаяответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена сбременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможностизаслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека зааутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им своего смыслажизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблемаответственности является узловой проблемой логотерапии.
Заключение
Основная проблема, котораяявилась поводом к написанию рассмотренной нами книга В. Франкла явиласьпроблема утраты людьми смысла жизни, которая была актуальной не только дляодной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл былотнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60 гг. все более широкоераспространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако,никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления идать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.
Созданная Франклом теориялоготерапии и экзистенционального анализа представляет собой сложную систему философских,психологических и медицинских воззрений не природу и сущность человека,механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекциианомалий в развитии личности. В своей теории Франкл выделяет три основных части:учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
Говоря о сущности познания,Франкл отмечает: «Объявляя, что человек — творец ответственности и долженактуализировать потенциальный смысл в своей жизни, я хотел подчеркнуть, чтоистинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри человека или внутриего психики, даже если бы она была закрытой системой. Человеческоесуществование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализацияне может быть возможной целью еще и по той простой причине, что чем большечеловек будет за нее бороться, тем больше он будет ее терять, так как только втой степени, в которой человек отдает себя осуществлению своего жизненногосмысла, он также и актуализирует, проявляя, себя. Другими словами,самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Онадостижима только тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции»[1; С.134].
Согласно логотерапии, мы можемобнаружить смысл жизни тремя путями:
1) совершая дело (подвиг);
2) переживая ценности;
3) путем страдания.
Таким образом, формулируяосновной тезис учения о стремлении к смыслу, нужно отметить, что человекстремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремлениеостается нереализованным.
Список литературы
1.   Виктор Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология личности. Сборник,М., МГУ, 1982, с.118-126.
2.   Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
3.   Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности/ Рос. акад. наук. Ин-тпсихологии: М.: Ин-т психологии РАН, — 1996. — 224с.
4.   Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. — М.: Бизнес-школа. Интел-Синтез. — 1998, — 238 с.
5.   Лэнге А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. — 2005. — №3, С.107 — 111.
6.   Братусь Б.С. Несмотря ни на что — сказать жизни «да» (урокиВиктора Франкла) // Вопросы психологии. — 2005. — №3, С.112 — 121.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Praise Of A Bilingual Country Essay Research
Реферат Лицейские годы и их отражение в творчестве АС Пушкина
Реферат Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 10
Реферат Становление радиотехнической теории: от теории к практике. На примере технических следствий из открытия Г. Герца
Реферат *Сок­ра­щен­ный пе­ре­вод кэкц. Опуб­ли­ко­ва­но: David Kinsley, 1995. Ecology and religion. New Jersey: Prentice Hall, Englewoоd Cliffs. Р. 84-98
Реферат Прополис
Реферат Информационно-правовое обеспечение государственной тайны
Реферат Production Report To Directors Essay Research Paper
Реферат Windows98
Реферат Алсибе "Русские очень похожи на нас"
Реферат Кто изобрел радио 2
Реферат Демпингсиндром
Реферат Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений
Реферат Личностно ориентированные технологии обучения
Реферат Стилистика и литературное редактирование