Реферат по предмету "Психология"


Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

переутомлениездоровье эмоциональный выгорание
Синдромэмоционального выгорания у медицинских работников

Местопроведения практики – частная стоматологическая клиника Область интересоворганизации – медицина. Коллектив организации состоит из 7 человек (трое мужчини четверо женщин), включая руководителя.
Дляпрактической работы была выбрана тема «Синдром эмоционального выгорания».
Синдромэмоционального выгорания — это реакция организма, возникающая вследствиепродолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Когдатребования (внутренние и внешние) и стрессы длительное время преобладают надресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия,которое неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию.
Косновным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочаянагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег ируководства; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначныетребования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотоннаяи бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, несоответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.К профессиональным факторам риска относят альтруистические профессии (врачи,медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи,священнослужители).
Выделяют5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома:
· физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение,бессонница, головокружение, повышение артериального давления);
· эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе иличной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, тревога,чувство одиночества);
· поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; вовремя работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малаяфизическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;несчастные случаи — падения, травмы);
· интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеямв работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, формальноевыполнение работы);
· социальные симптомы (низкая социальная активность; падениеинтереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой).
Таккак данный коллектив относится к «группе риска» возникновения синдромаэмоционального выгорания по профессиональному критерию по напряженной работебез выходных дней, целесообразно провести диагностику эмоциональной сферыколлектива.
Длявыявления в данном коллективе уровня эмоционального выгорания изпсиходиагностических методик использовалась методика диагностики уровняэмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Процедура диагностики
Методикадиагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Инструкция.Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», "+",а в случае несогласия — «Heт», "-".
Текстопросника1.  Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2.  Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3.  Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4.  Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). 5.  Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения — хорошего или плохого. 6.  От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера. 7.  Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 8.  Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 9.  Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. 10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 18.  Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. 21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28.  У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д. 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу 35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности. 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе. 40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных. 43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела. 45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. 47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. 48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия. 49.  На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки. 50. Успехи в работе вдохновляют меня. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной. 52. Я потерял покой из-за работы. 53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров. 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56. Я часто работаю через силу. 57.  Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный. 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64.  Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы. 65.  Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною. 66.  Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. 70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно. 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Всоответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
Напряжение:переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3),+49(10), +61,(5), -73(5); неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2),-38(10), -50(5), +62(5), +74(3); «загнанность в клетку»: +3(10),+15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5); тревога и депрессия: +4(2),+16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).
Резистенция:неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10),+41(2), +53(2), +65(3), +77(5); эмоционально-нравственная дезориентация:+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5); расширение сферыэкономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5);редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3),+68(3), +80(10).
Истощение:эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2);эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5),+82(10); личностная отстраненность (деперсонализация):+11(2),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10); психосоматические и психовегетативныенарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).
Поколичественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждаяфаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадииформирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Полученныепо группе результаты.№ Данные испытуемого напряжение резистенция истощение 1 В.А., 45 лет, муж. 47 35 50 2 Л.Т., 38 лет, муж. Рук — ль 51 37 46 3 Т.П., 32 года, жен. 38 31 44 4 Л.Ф., 38 лет, жен. 62 45 50 5 А.И., 31 год, жен. 35 37 44 6 Г.М., 30 лет, муж. 41 43 52 7 В.Г., 26 лет, жен. 48 41 38
Вцелом по группе: Напряжение — 46; Резистенция – 38,4; Истощение – 46,3.
Изполученных результатов видно, что состояние большинства испытуемыхнеблагоприятно. У всех испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся встадии формирования, у одного испытуемого наблюдается сформировавшаяся стадиянапряжения. Можно также отметить высокое напряжение и истощение руководителяколлектива.
Проведеннаямини – диагностика свидетельствует о важности разъяснения и объяснения такогопонятия как синдром эмоционального выгорания, а также о стрессогенных факторах,приводящих к нему. Ведь проявления этого синдрома негативно сказывается наобщении с большим количеством людей, эмотивных способностях и эмоциональнойустойчивости. Более того, синдром эмоционального выгорания прогрессирует скаждым моментом напряжения или неудач и грозит общим нарушением здоровья итрудовой дееспособности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
Реферат Общая характеристика территории природных ресурсов и населения России
Реферат Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
Реферат Исследование социально трудовых процессов на предприятии с использованием метода дескриптивного моделирования
Реферат Тема деревни в русской прозе 90-х годов
Реферат Відкритя Америки Джон Кабот
Реферат Юридичний склад умовно-дострокового звільнення від відбування покарання неповнолітніх
Реферат Положение о Федеральной Налоговой Службе(старый кодекс)
Реферат Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)
Реферат Рак ободочной и прямой кишки
Реферат Грамматические особенности языка В.Шекспира (на материале трагедии “Гамлет”)
Реферат Культурне життя в Україні у другій половині 40-х - на початку 50-х років ХХ століття
Реферат Религия любви Фейербаха
Реферат Проблема формування індивідуального стилю діяльності майбутнього педагога
Реферат Местное управление в России во второй половине XVIII века