Реферат по предмету "Психология"


Самоактуализация как психолого-педагогическая проблема

--PAGE_BREAK--

1.2. Представления о самоактуализации в психолого-педагогических теориях (концепция самоактуализации А. Маслоу и К. Роджерса)
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2, 3, 8, 12, 18, 29].

Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике живой системы, описанной в работе «Организм. Холистский подход» (1939), организм как живая система стремится к актуализации тех возможностей, которые заложенны в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и акцентировал, что самоактуализация в личности представляет собой основной мотив и цель ее жизнь [9].

Одними из наиболее известных позиций в отношении данной проблемы занимают концепции Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Рассмотрим основные тезисы их теорий[29].

В гуманистической психологии А. Маслоу основными концептуальными определениями являются потребности и мотивы личности.

Потребность представляет собой состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека [28].

Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические и социальные — потребности физического и социального существования людей.

В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие — социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей — это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.

Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления — материальные и духовные; по происхождению — биогенные, социогенные; по возможности удовлетворения — идеальные, реальные, нереальные; по циклам жизнедеятельности — суточные, недельные и др.

А. Маслоу разработал иерархию потребностей. Она состоит из следующих ступеней (рис.см. Приложение А):

Ступень 1– физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в защите.

Ступень 2– потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.д.

Ступень 3– социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и труднописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень  4– потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

Ступень 5– потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире [17].

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и зашиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них [18].

Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, — развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелая личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, идентификация со всем человечеством, нонконформность и интуитивное, четкое разграничение добра и зла, творческие способности.

Мотив, в теории Маслоу — это побуждение. Этим понятием обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике готовности, направляющей к определенной цели.

Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация — побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий и психической регуляции, влияющий на количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели, к самореализации. Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направление деятельности и ее успех.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивации достижения. Высокая национальная мотивация достижения проявляется в непропорционально быстром экономическом развитии. Было показано, что в ее основе имеется, по меньшей мере, три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности.

Другой важный тезис, характеризующий самоактуализацию, был предложен К. Роджерсом [14, 19]. В нем описана идея о том, что люди способны определять свою судьбу.

Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации [28].

Роджерс привязывал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности. Люди свободные в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение и самореализация является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала.

Также психолог говорит о том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что они естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество.

И, наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала [29].

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации.

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции актуализации, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым и т.д.). Многочисленные примеры иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он актуализируется. Так же и игрок в теннис стремиться улучшать свой удар справа налево, профессор колледжа – свои статьи, подросток – свою идентичность.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеке на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней.

Необходимо отметить, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы.

Хотя Роджерс и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия. Прежде всего, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие о Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека. Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии в общую теорию личности. Маслоу, напротив, настаивал на том, чтобы психология переключила внимание на здоровых людей. И, наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу, процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались [29].

Как мы видим, в понятие самоактуализации включается стремление к самореализации своих возможностей, целей и желаний. Поэтому, для того чтобы наиболее полно рассмотреть описываемый процесс, необходимо обратиться к характеристике выше упомянутого понятия.

Выводы по первой главе:

Большинство людей ищут внутреннего совершенствования и нуждаются в нем. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала; добиться полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Самоактуализирующие люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас.
Глава 2. Проблема самоактуализации в психологии и педагогике
2.1. Психолого-педагогические условия самоактуализации
Согласно А. Маслоу, стремление к самоактуализации более характерно для людей, уже удовлетворивших более простые мотивы в пирамиде потребностей Маслоу. У женщин после рождения ребенка стремление к самоактуализации обычно уменьшается, их начинает устраивает просто более простая и стабильная работа.

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

— Пассивная позиция по отношению к действительности;

— Вытеснение и другие способы защиты «Я», а именно – проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В. Франкла — деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы [28]. Этапы деградации личности складываются из:

1) Формирования психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»);

2) Создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) Создания «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создания вины и стыда за себя;

4) Создания культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) Сохранения «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) Формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование» поскольку из сложного противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности». У человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциональный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты», социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз») [28]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется «логотерапия — борьба за смысл жизни».

Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией «стратегии жизни», которая определяется как «целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни» [22, 24].

Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.

«Основная жизненная цель, — писал Г. Ващенко, — которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически» [21].

Существуют разные концепции жизни и способы их реализации – потребительская, и другая – жизнеутверждающая. Они могут войти в обоснование человеком активности своего «Я». Как определить то главное в жизни человека, что требует понимания и пояснения? Можно ответить так: любовь, труд, знания. Можно изменить последовательность этих слов, но они все равно останутся, по сути, тем самым: высшие чувства, организованная активность, познавательная деятельность, «Я» — активность. Имеет ценность то, что эволюционирует. Эволюция – это путь к совершенству, который еще называют моральным сознанием и формированием идеалов [21].

Человек может и должен стать творцом собственной психической реальности. Из философии известно, что критерий истины – практика. У каждого много практик, их успешность – это здоровье, полноценная радостная жизнь, которая движется, как писал А. Маслоу, потребность в развитии жизни, а не желание удовлетворить основные потребности. И нельзя не согласится с автором, что «полное отсутствие разочарований, боли, неудач, также таят в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение переживать разочарования, способность воспринимать физическую реальность, как что-то абсолютно индиферентное относительно человеческих желаний, способность любить других людей и получать такое же самое наслаждение от удовлетворения их потребностей, как от удовлетворения своих желаний» [17].

На протяжении всей своей жизни человек должен делать выбор. Выбор определяется внутренним миром человека, мыслями, системой ценностей. Человек часто бессилен перед внешними обстоятельствами, но он должен быть господином своего внутреннего мира, своего микрокосмоса. Лень, бездеятельность, неподвижность – убийцы психической энергии. Жизнь является движением, энергия есть движение: с остановкой действия и труда умирает жизнь. Закон жизни – безграничное усовершенствование, которое проходит в труде и движении. Духовная лень более опасна, чем лень физическая.

Восемь основных условий самоактуализации:

1. Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее, т. е. переживание без подростковой застенчивости. Молодые люди часто страдают от недостатка бескорыстия и избытка застенчивости и самомнения.

2. Необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Самоактуализация — это непрерывный процесс, она означает немалократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает постоянный выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Имеется собственное «Я», и нужно предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство из нас (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, вышестоящих лиц, традиции и т. д.

4. Когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бываем неправы. Обращаться к самому себе, требуя точного ответа, — это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

5. Переживание без критики, предпочтение выбора роста выбору страха, честность и принятие на себя ответственности. Это шаги к самоактуализации, и все они обеспечивают лучший жизненный выбор. Человек, который совершает эти небольшие поступки во всякой ситуации выбора, обнаружит, что они помогают лучше выбрать то, что ему подходит. Но человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.

6. Самоактуализация — это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация — это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация — это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

7. Высшие переживания — это моменты самоактуализации. Это мгновения экстаза, которые не могут быть гарантированы. Но условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно. Можно, однако, и наоборот, поставить себя в такие условия, при которых их появление будет крайне маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, — это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься.

8. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, — все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того. Вытеснение не лучший способ разрешения своих проблем [17].

Одно из основных условий самоактуализации — девиз многих творческих людей. Взялся за какую-то работу — веди ее грамотно, толково! Не умеешь так — учись, ищи способы, средства, ресурсы — но дело должно быть сделано качественно. То есть самоактуализация это сочетание безупречной работы и высших ценностей.

Другими словами – самоактуализация — это не процесс и не результат — это привычка жить качественно, без халтуры, так как правда можешь.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социология: предмет, функции и законы
Реферат Резервы и пути улучшения использования трудовых ресурсов на примере цеха пигментной двуокиси титана
Реферат Анализ товарно материальных запасов
Реферат Анализ основных показателей эффективности предприятия общественного питания
Реферат Анализ ликвидности и платежеспособности организации 2
Реферат Удосконалення управління підприємством за допомогою маркетингу
Реферат Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
Реферат Аналіз стану ПДВ на Україні
Реферат Аналіз фінансового стану підприемства
Реферат Анализ финансовой отчётности 2
Реферат Ипотечное жилищное кредитование как способ улучшения жилищных условий
Реферат Нетрадиционные технологии обучения
Реферат Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 3
Реферат Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
Реферат Анализ бухгалтерской отч тности