Реферат по предмету "Психология"


Самооценка как фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
/>/>/>/>/>/>/>/>ТОЛЬЯТТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 
/>/>/>/>/>/>/>/>Институт(факультет) Гуманитарный
/>/>/>/>/>/>/>/>Кафедра Теоретическойи прикладной психологии
/>/>/>/>/>/>/>/>Специальность050700 «Педагогика »
/>/>/>/>/>/>/>/>КУРСОВАЯРАБОТА
по психологииразвития
на тему «Самооценкакак фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста»

СТУДЕНТ(КА):
группыПЕДб-201
Гнатюк НатальяВадимовна
(инициалы,фамилия)
РУКОВОДИТЕЛЬ:
 к.псх.н.,доцент
Костакова ИринаВладимировна
(ученаястепень, звание, инициалы, фамилия)
/>/>/>/>/>/>/>/>Тольятти,2011

Оглавление
Введение… 3
Глава I. Проблема самооценки в младшемшкольном возрасте   6
1.1Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста. 6
1.2 Понятиепсихического здоровья и самооценки личности в психологиии педагогике  10
1.3 Развитиесамооценки в младшем школьном возрасте. 14
Выводы по I главе. 23
Глава II. Опытно-практическая работа поизучению особенности самооценки в младшем школьномвозрасте   24
2.1 Оранизацияи методы экспериментального исследования уровня самооценки удетей в младшем школьном возрасте. 24
2.2 Анализ иинтерпретация результатов экспериментального исследования уровня самооценки удетей младшего школьного возраста. 34
Выводы по II главе. 40
Заключение… 42
Список литературы: 44
Приложение… 47
/>Введение
Традиционнов практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и умениям.Психическое здоровье детей оказывается не столь значимо для педагогов,поскольку оно не оценивается и не определяет качество их работы. Однако мысчитаем, что связь между успешностью обучения и психическим здоровьем ребёнкасуществует. Рассмотрим один из факторов психического здоровья – самооценка.
Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлсяпредметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главнымобразом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потомстало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается толькомыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое длячеловека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.
Формированиеу младших школьников адекватной положительной самооценки влияет не только наотношение к школе и к процессу обучения в целом, но и способствует становлениюинтересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развитияличности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейшихзадач на начальном этапе обучения.
Л.И.Божович, А.И. Липкина и т.д. большое внимание уделяли становлению личности вобществе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, местасреди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка являетсясистемообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяетжизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок.Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленностьразвития субьекта.
Ввозрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особоеместо: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируетсяпроизвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, адействия начинают соотноситься с внутренним планом. самооценкапсихический здоровье школьник
Актуальностьтемы исследования связана с тем, что большинство педагогов не учитываютнекоторые аспекты и особенности личности. Одним из таких факторов являетсясамооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результатыв процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе.
Актуальнаданная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоениязнаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Дляустановления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личностиученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависитглавным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все жеудается выделить такие факторы, как самооценка, которые в наибольшей степенивлияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Проблема:Каким образом самооценка влияет на психическое здоровье младших школьников?
Целькурсовой работы: изучить влияние самооценки на психическое здоровье детеймладшего школьного возраста.
Объектисследования: психическое здоровье детей младшего школьного возраста.
Предметисследования: самооценка как фактор психического здоровья личности детеймладшего школьного возраста.
Гипотезакурсовой работы: самооценка у детей младшего школьного возраста влияет на такиекритерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения сосверстниками и взрослыми, на установку своих желаний и целей и т.д.
Задачи:
1)Проанализировать и обобщить теоретические источники по данной теме;
2)Сформулировать теоретическое обоснование того, что самооценка влияет напсихическое здоровье;
3)Установить влияние самооценки на психическое здоровье младших школьников;
4)Провести качественный и количественный анализ и интерпретировать полученныезнания;
5) Сформулироватьвыводы исследования.
Глава I.Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 1.1Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младшийшкольный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяетсяважнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В этовремя происходит интенсивное биологическое развитие детского организма(центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельностивнутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторымфизиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются вдействие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые».Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, помнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельностьвилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых иряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников,что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены.Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большогонапряжения для мобилизации всех резервов. [14]
Вэтот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбужденияпреобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников,как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
К 7годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга,что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессоввозбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленногопроизвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им неидут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организациидвижения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем детилучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности(например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость,повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детейостается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случаепосещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональнойнасыщенности уроков и мероприятий.
Физиологическиетрансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центрпсихического развития выдвигается формирование произвольности (планирования,выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходитсовершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания),формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), чтопозволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, посравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условияхобучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникаютпредпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководствомучителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры(науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями иновыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервыеотчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться вобщественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтныхситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формированияличности.
Помнению Л.И. Божович, возрастные особенности психики детей зависят,следовательно, прежде всего от того, в каких конкретно-исторических условияхпротекает развитие детей, какое воспитание они получают. На разных ступеняхразвития человеческого общества, а в условиях классового общества и у детей,принадлежащих разным классам, в одном и том же возрасте наблюдаются различныепсихологические черты (6, с. 22).
Умственноеразвитие не является синонимом мышления, это более широкое понятие, включающеев себя прогрессивные изменения: целостной динамической системы связанных междусобой сенсорных, мнемических, мыслительных, речевых и других компонентов. Сприходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, умладших школьников, особенно первоклассников, в значительной степенисохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать наотдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиямокружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Онивоспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызываютнепосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное,яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школупорождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свободадошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений,требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошейуспеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждогоребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражаетсяи на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Поступлениев школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят впротиворечие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») имотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самогоребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Поступившийв школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношенийокружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет наего самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторыеиндивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию,принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходитстандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческиеотклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередьобнаруживают сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохойсамоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимостьмладшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и отмнения сверстников. По мнению В.С. Мухиной, ребенок относится к взрослым иболее старшим детям как к образцу, благодаря чему он выполняет нормативыповедения (11, с. 298). Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхиособого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным.Как отмечает А. И. Захаров, если в дошкольном возрасте преобладают страхи,обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрастепревалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте егоотношений с окружающими людьми.
Вбольшинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, ив этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношенияхсо взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя идругих. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по образномувыражению В. С. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативныхобразований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть. В то жевремя развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напорнегативных образований и развить принятые позитивные формы общения.
Вэтот возрастной период довольно часто встречаются психологические трудности,эмоциональные проблемы, нарушения поведения. Среди причин такого родапроявлений процесса развития обычно называются трудности, связанные со сменойсоциальной позиции и социальной ситуации развития (режим дня, отношения совзрослыми и сверстниками), и трудности овладения собственно учебнойдеятельностью [17]. Получается, что у детей младшего возраста возникает многопроблем и трудностей, которые необходимо своевременно решать с помощьюспециалистов и пытаться предотвратить такие ситуации.
Такимобразом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности впознании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинаетзанимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственныйчеловек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанныхобществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные,внутренние, требования к самому себе./>/>1.2 Понятие психического здоровья и самооценки личности впсихологии и педагогике
Опираясьна определение Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье –это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свойсобственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивнои плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Психическоездоровье — это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие какотрицательных, так и положительных эмоций и настроений. Слово «здоровье»первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаютсясбалансировать и развить различные стороны своего «я» — физическую,психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразностьсвоего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих исами оказывают помощь людям.
Психологисчитают, что душевное здоровье человека зависит не столько от событий, происходящихв его жизни (даже самых неблагоприятных), сколько от его реакции на них. Люди,пережившие тяжелую психологическую травму, часто одерживают победу над болью,страхом и одиночеством благодаря установке, которую они сами задают своейпсихике. Открытая, активная, оптимистичная позиция помогает превозмогать беды.
Критериямипсихического здоровья являются (по Г.С. Никифорову)(13, с. 60):
· Психическоеравновесие;
· Гармоничностьорганизации психики;
· Адаптивныевозможности психики.
Здоровыйчеловек – это человек гармоничный. Соответственно, аномалии в развитии личностинаиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия ссоциальным окружением, то есть в нарушении процессов социальной адаптации,сопряжения с социумом. От степени выраженности психического равновесия зависитмера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность,адаптированность к ним. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактическинарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими воснове его личностного статуса.
Факторы,влияющие на состояние психического здоровья:
· Генетические;
· Гигиенические;
· Социальные;
· Эмоциональные;
· Экономические.
Извсех выше перечисленных факторов рассмотрим один – самооценку, котораяотносится к эмоциональным факторам.
Самооценка– это знаниечеловеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает всебя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов ицелей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умениечеловека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешнимиусловиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить передсобой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.
Самооценкав зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) можетстимулировать или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная,низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствуетразвитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненныеперспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелымиэмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценкананосит ущерб и обществу, так как человек не в полной мере реализует свои силыи возможности, трудится не с полной отдачей.
Важнейшимисточником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатовповедения и деятельности человека, а также непосредственно качеств еголичности. По мнению Л, И, Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль вформировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствияего поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характерего взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и егоэмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе каксубъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделитьто или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать егопредметом сознания оценки самого человека» (6, с. 371). Б.Г. Ананьевподчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь вколлективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку(2,с.68).
Формируясьв процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь,выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видовдеятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценкукак свойство личности, выполняющее определенную функцию в ее развитии,обусловливающее поведение и деятельность человека, характер его взаимоотношенийс окружающими людьми.
Отсамооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми,успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватнаясамооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенноспособностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний,определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и квыполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и,следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуацияхвыбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, вобщественной работе.
Неудачаили успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человексчитает для себя основной, где у него есть высокие притязания.
/>/>1.3 Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Ребенокстал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новыеобязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения вжизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание,приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенкаумения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядкомшкольной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новойпозиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневнойжизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение тов одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошимучеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новыепереживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьникаволнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы ихне было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются стребованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление вшколу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет ихотношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаютсяблизкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенносказывается и на восприятии им самого себя.
В егожизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания,овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель,который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает егодействия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, заповедение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимаетособое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны,радости и обиды.
Новаяроль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У негопоявляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы егообязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления освоих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку завыполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новоеположение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанностидолжно быть учтено родителями и педагогами.
Вшколе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований.Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми –это путь к формированию у них общественной направленности личности.«Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинаетсознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоятперед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.
Изменениянравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственныхвзглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же измененияпроисходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых видовдеятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают инекоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя.Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – вотношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценкиправильны — часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желанияхребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок – первоклассник может бытьуверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваиваетучебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он итоварищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как онииграют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий –малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новыекатегории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохоосознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, ввысказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.
Ознакомлениес новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, спроизведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей кругпредставлений о действительности. У них складывается определенное отношение кним.
Т.Ю.Андрущенко выделяет два вида ситуации, направленных на актуализацию самооценкии осознание средств ее обоснования на уроках.
Во-первых,это ситуации, реализующие общие условия формирования самооценки, связанные сорганизацией осознания ребенком структуры своей деятельности, прежде всегоспособов действия; осознание ребенком этой стороны деятельности вооружает егонеобходимыми по содержанию средствами обоснования самооценки.
Во-вторых,это ситуации, реализующие специфические условия формирования самооценки,связанные с непосредственным анализом собственных возможностей выполнения своейработы; эта сторона деятельности позволяет ребенку выделить в качестве объектаоценки себя как субъекта собственной деятельности [3].
Учащимся,ориентирующимся на способ действия, присущ исследовательский тип самооценки,осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей включения в новый видили новый контекст деятельности, относительная эмансипированность от внешневыраженных успехов на этапе первичной ориентировки в деятельности; использованиев качестве основания самооценки обращения к анализу предмета деятельности испособов его преобразования. Все это говорит о том, что сформированнаяориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося ксамому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки какдостаточно надежного механизма саморегуляции.
Дляучащихся, не ориентирующихся на способ действия, в большей степени характерныкатегорический тип самооценки, недостаточная рефлексивность, зависимостьсамооценки от внешне выраженных успехов на этапе первичной ориентировки вдеятельности; использование в качестве оснований самооценки обращения крезультативным сторонам деятельности, к эмоционально-потребностной сфере, квнешним оценкам. Обычно различают общую и частную самооценку («Я хороший», «Яхорошо умею рисовать»).
Вформирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочныевоздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценкишкольников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И.Липкина). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников кпедагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников кпедагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующийхарактер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознанияшкольником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности,определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценкаболее полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».
Усваиваяв процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьникначинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников0относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебнойдеятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большейопределенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог быдостичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательномпроцессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основныхкомпонентов самооценки.
Всамооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и еговозрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий иличностных качеств.
Детипо-разному относятся к допускаемыми ими ошибками. Одни, выполнив задание,тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгузадерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук.На замечание учителя: «Ты допустил ошибку в работе» — ученики реагируютнеодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самимнайти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают: «Где? Какая?» — ибезоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тутже пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.
Отношениек допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но ив поведении – важнейший показатель самооценки личности.
Наиболееестественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети справильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку:Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычномолча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко онисразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равноничего не увидят.
Какуже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к ужедостигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.
Самооценкаребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, какон относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательнорасхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученикис заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Ребенокне рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенностиличности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основнаяроль принадлежит семье и школе.
Детис высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успехакак в учении и в общественной работе, так и в играх.
Совсемпо-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность –неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут тольконеуспеха.
Человек,который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает,испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Большевсего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчаетотрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе ипарализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, незамечается.
Входе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастаеткритичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественноположительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только собъективными обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассникиотносятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие,но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.
Постепенновозрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассниковпочти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельностиучителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достиженияболее самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценкии оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).
Напротяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметкидля ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи смотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет.Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается спотребностью иметь более достоверное представление о самом себе.
Следовательно,роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать напознавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу,одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именнотак и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они самиранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних. Слабых, старательныхили нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных илинедисциплинированных.
Основнаятенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенкомтех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении ихи осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительноустойчивых качеств личности.
Развитиесамооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: на первомдети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий ипоступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния иморальные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценкиначинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человекапо мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития (22, с.120).
Ноформирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, нетолько в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, ихтаких источников информации, как радио и телевидение.
Частьоценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качествличности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливыекритерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такаязакономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их примененияпо отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.
Большинстводетей могу и в конце первого года обучения предразобраться в качествахчеловека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный,ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества,в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценитьсамого себя в этом плане первокласснику представляется еще более труднойзадачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, априменительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживаетсясубъективность и неточность.
Постоянносталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу,младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственныхсилах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровеньпритязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровеньпритязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается,при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того,чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.
Нередкоу школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей. Можетпоявиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьникставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценкавступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпорколлектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Крометого, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачамив практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явнаяпереоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутреннейнеуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватномуповедению.
Внутреннийконфликт может вызвать расхождение между:
a) Самооценкой иоценками, которые дают человеку другие люди;
b) Самооценкой иидеальным «Я», к которому стремится человек.
Вформирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующиепроблемы:
Проблемароста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. Кдоске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслитобразами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде другихтаким, каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательнымичертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями,весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственнымвоображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.
Проблемавнешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит своювнешность, ненавидит свои способности, — вообще, тяготится самим собой. Такогорода рефлексирующий негативизм – явление довольно частое. И этот негативизмрождается на грани позитивного качества – неудовлетворенности собой.
Сразвитием личности младшего школьника белее точным становится его знание осебе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться всвоих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенныхситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку.Причем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватываетболее широкий круг качеств.
Выводы по I главе
Младшийшкольный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этотпериод у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом возрастеосваивается учебная деятельность, формируется произвольность психическихфункций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься свнутренним планом.
Учебнаядеятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние наформирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классовдолжен знать психологические особенности младших школьников и учитыватьиндивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
Изучаянаучную литературу мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я-концепции». Самооценка –это знание человеком самого себя и отношение ксебе в их единстве. Самой главной особенностью самооценки младшего школьникаявляется ее высокий уровень. Данная особенность — это возрастная норма дляданного периода развития личности. Основными факторами влияющими наформирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочныевоздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. 
ГлаваII. Опытно-практическая работа поизучению особенности самооценки в младшем школьном возрасте 2.1Оранизация и методы экспериментального исследования уровня самооценки у детей вмладшем школьном возрасте
Экспериментальнаяработа проходила в 1 «В» классе МОУ школы №45 г.о. Тольятти, Самарской области.В экспериментальной работе принимали участие 17 учащихся 1 «В» класса, изкоторых 10 мальчиков и 7 девочек. Средний возраст учащихся 7 лет.
Экспериментальнаяработа включала несколько этапов:
1)проведение методики С. Я. Рубинштейна и Т.В. Дембо «Методика определениясамооценки», методики Будасси «Определение самооценки личности»и методики А.О.Прохорова и Г.Н. Генинг «Цвето-рисуночный тест для определения психическогосостояния детей младшего школьного возраста".
2)подсчет результатов, проведение качественного и количественного анализа.
3)встреча с учащимися, которые участвовали в проведении данной методики.Проведение с ними беседы о результатах, о способах коррекции самооценки.
Цельюпервого этапа было выяснение состояния психического здоровья у детей младшегошкольного возраста, а также определение уровня самооценки с помощью двухразличных методик.
Дляреализации поставленной цели были использованы следующие методики:
· Цвето-рисуночныйтест А.О. Прохорова и Г.Н. Генинг. Целью этой методики было определение психическогосостояния у детей младшего школьного возраста.
· Методикаопределения самооценки Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейна. Целью этой методики былоопределение уровня самооценки и уровня притязаний.
· Методикасамооценки личности Будасси. Целью этой методики тоже было определение уровнясамооценки.
Цельювторого этапа было проведение количественного и качественного анализа, подсчетданных, формулировка выводов и общих результатов по каждому учащемуся.
Цельютретьего этапа было донесение полученных данных из результатов проведеннойметодики до непосредственно самих учащихся. Необходимо было рассказать учащимсяо полученных результатах, а также, если есть какие-то отклонения от нормы,рассказать, какими способами можно достичь положительного результата, приблизитьсяк норме. И, если никаких отклонений не наблюдается, рассказать, как сохранятьтакую позицию.Цвето-рисуночный тест
Цвето-рисуночный тест разработанА.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг. Он предназначен для диагностики психическихсостояний младших школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основеобследования около 1000 младших школьников и а пробирован в разных школах. Тестимеет высокие корреляты с референтными методиками диагностики психическихсостояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен вприменении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условияхпсихологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что имтрудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии испособности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности иестественности задания, эта методика способствует установлению хорошегоэмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее вситуации обследования.
Для проведения теста необходимоиметь лист белой бумаги цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый,черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левойстороны должен быть нарисован квадрат размером 50х50 мм (правая сторонапредназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждымиз вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левойстороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате нарисоватьваше состояние, т.е. состояние, которое вы в данный момент испытываете. Есливаше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат нанесколько частей и закрасьте его различными цветами». При этом рекомендуетсяпоказать мелом на доске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумядиагоналями, горизонтальной линией, двумя перпендикулярными на четыре части,горизонталью и перпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, тоинструкцию следует объяснить индивидуально.
После того как школьники справятсяс заданием, экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из васнарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте, на что похоже вашесостояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Этомогут быть окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть ипредметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например:цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать своесостояние одним предметов или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок).Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должноограничиваться.
 
Ключ к обработкерезультатов:Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние Красный
Тетрадь
Парта
Класс
Доска и др.
Школьные атрибуты Активность (активация) Красный, сочетание красного и желтого
Радуга
Новый год, елка
Торт, мороженое
Конфеты
Подарок
Горка
«5»
Солнце
Воздушные шары Радость Зеленый
Светофор
Машина
Телевизор
Беговая дорожка
Жонглер в цирке
Классная доска
Внимание
Сосредоточение Розовый
Робот
Компьютер
Машина
Принцесса
Кукла
Мечтание
Фантазирование Черный
Дождь
Клякса
Ребенок сидит за партой
Утомление
Усталость Оранжевый
Цветы
Дети играют
Животные
Ребенок помогает
Дружелюбие
Доброжелательность Желтый
Разбитая ваза
Ребенок с учительницей, мамой Искренность Голубой
Душ
Бассейн
Море Бодрость Синий
Скакалка
Волейбол
Футбол
Поднятая рука Азарт Синий Дети с учительницей, со старшими Уважение коричневый
Поле
Скорая помощь
Могилка
Ребенок упал
Мама гладит ребенка по голове
Сочувствие
Сострадание
Примечание: В таблице представленыне все, а только основные психические состояние детей младшего школьноговозраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужнотакже учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькиеразмеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянииребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как используются большиеразмеры часто говорят об обратном.
Пользуюсь данной методикой,экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психическогосостояния может и не иметь «монохарактеристики», так как доминирующее значениена какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.Например, в 1-ом классе состояние интереса, активации, радости и внимания чащевсего объединены в одно «полисостояние», где ведущим является состояниеинтереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.Методика определениясамооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
Даннаяметодика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемымиряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знакамиуровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровеньпритязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворялих… Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию изадание.
Инструкция:“Каждый человек, живущий на Земле, оценивает свои способности, возможности,характер и др. Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственноеразвитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей,то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые»,а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатсялюди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц, атакже то место, на котором вы бы почувствовали себя полноценным и довольным:Здоровье: Ум: 1. самые здоровые 1. самые умные 2. очень здоровые 2. очень умные 3. здоровые 3. умные 4. более или менее здоровые 4. более или менее умные 5. среднего здоровья 5. среднего ума 6. более или менее больные 6. более или менее неумные 7. больные 7. неумные 8. очень больные 8. глупые 9. самые больные 9. самые глупые Характер: Счастье: 1. с прекрасным характером 1. чрезмерно счастливы 2. с хорошим характером 2. очень счастливы 3. с более или менее хорошим характером 3. счастливы 4. с неплохим характером 4. более или менее счастливы 5. с обычным характером 5. не очень счастливы 6. с неважным характером 6. мало счастливы 7. с плохим характером 7. несчастливы 8. с очень плохим характером 8. очень несчастливы 9. с тяжелым характером 9. самые несчастные
Послеразметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта — экспериментальноспроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Еепоследовательность и план примерно таковы:
1.Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью»?
2.Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3.Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4.Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5.Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Еслииспытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Ктовиноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет впричине несчастья — себя или окружающий мир, необходимо при этом определить,какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичнаяпроцедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вследза беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждениюпоказателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья и характера. Вцелом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующейпоследовательности.
1.Выяснение содержания актуальной оценки.
2.Выяснение полюсов шкалы.
3.Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Детис адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своегоместа» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе местона последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разнымшкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себядостаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы,вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
Методикаможет проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так ииндивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученикзаполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенныезначки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.
Обработкаи интерпретация результатов
Каждыйответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этимответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54баллам).
Покаждой из шести шкал определить:
· уровеньпритязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
· высотусамооценки — от «о» до знака «—»;
· значениерасхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» дознака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательнымчислом.
Рассчитатьсреднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всемшести шкалам.
Уровеньпритязаний
Норму,реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающийоптимальное представление о своих возможностях, что является важным факторомличностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое,некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикаторнеблагоприятного развития личности.
Высотасамооценки
Количествобаллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяютреалистическую (адекватную) самооценку.
Количествобаллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указываетна определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка можетподтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своейдеятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать насущественные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта»,нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя)и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученикисоставляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могутскрываться два совершенно разных психологических явления: подлиннаянеуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе)собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет неприлагать никаких усилий.Методика самооценкиличности (Будасси)
Стимульный материал:
Слова, обозначающие отдельныекачества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость,гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость,застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие,мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность,обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность,высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность,стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство,уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.
ИНСТРУКЦИЯ
1 этап: «Ребята. Перед каждым извас лежит листочек (приложение №3), на котором написано 43 качества людей. Вашазадача выбрать из этого списка слов 20 качеств, которыми, по вашему мнению,обладает идеальный человек. Напротив выбранных вами качеств поставьте галочку(во 2 колонке)».
2 этап: «Из выбранных 20 словвыберите наиболее неприятное для вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке«идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболеенеприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее…Качество, которое вам менее неприятно должно носить цифру 20».
3 этап: «Из этих же 20 словвыберите качество, наименее характерное для вас. Поставьте напротив этогокачества в колонке «Реальное Я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так жевыберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого словацифру 2. И так далее… Качество, которое чрезмерно характерно для вас должноносить цифру 20».
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИСАМООЦЕНКИ
1. Найти значения d, d2,S d2
где d — разность номеров рангов.Внести в таблицу:№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 d d2
S d2 =
2. По формуле Роджерса подсчитатькоэффициент корреляции рангов:
r =1 — (6 S d2 /(n 3-n)) ,
где d — разность номеров рангов, n- число рассматриваемых свойств (20)
Нормативы:
Если r стремится к +1, то этоуказывает на завышенную самооценку;
Если r стремится к -1, то этоуказывает на заниженную самооценку;
При -0,5
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментальногоисследования уровня самооценки у детей младшего школьного возрастаРезультаты пометодике цвето-рисуночного теста
Полученныерезультаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
Таблица№1. Распределение психических состояний в экспериментальной группесостояние активность радость мечтание утомление дружелюбие азарт Кол-во учащихся чел. 4 5 2 4 1 1 % 23,5% 29,4% 11,8% 23,5% 5,9% 5,9%
В итоге получилось, что в моментпроведения методики в психическом состоянии детей преобладали такие чувства какрадость, активность, утомление и мечтание. И это говорит о том, что большеполовины учащихся класса не готовы к образовательному процессу и не чувствуютинтереса к учебной деятельности в данный момент. Это может быть связано сналичием у каждого учащегося каких-то определенных ситуаций, которые мешают иотвлекают от образовательного процесса. В общем, это считается нормальным.Также такие состояния как усталость и утомление тоже вполне осознанны. Укаждого учащегося свой режим и распорядок дня. Поэтому «совам» намного сложнейприходиться вставать по утрам и идти на занятия.
К счастью, такие проблемы не сложнорешить. Это не только задача родителей – разбудить ребенка утром и настроить научебу, но и также задача учителя – привлечь весь класс к работе. Существуетогромное количество способов, как разбудить ребенка на уроке. В первую очередь,это физкультминутки. Мало, кто в настоящее время из родителей следит, чтоб ихребенок утро делал зарядку. А физическая нагрузка поможет взбодриться. Азабавные и разнообразные стишки, которые можно приговаривать во времяупражнений снимут напряжение. После физкультминутки не стоит сразу углублятьсяв сложные задачки. Для начала нужно начать с более легких упражнений, какповторение предыдущей темы. Для разнообразия урока можно устроить задания наскорость. Это еще лучше взбодрит детей, а также повысит стимул, желание. Такженеобходимо менять различные виды деятельности, а то так могут уснуть те, ктобыл в хорошем расположении духа. В особенности это зависит от интонации и речиучителя. Если учитель объясняет монотонно, сухо и без эмоций, то к концу урокавесь класс будет спать.
Такие приемы помогут им отвлечьсяот собственных проблем, поднимет интерес к учебному процессу. Теперь уж ребенокточно будет готов к образовательному процессу.Результаты пометодике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна
Полученныерезультаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
Таблица№2. Распределение уровня самооценки и уровня притязаний в экспериментальнойгруппеПараметр Количественная характеристика низкий средний высокий Очень высокий Уровень притязаний % 23,4% 11,8% 17,6% 47,2% чел. 4 2 3 8 Уровень самооценки % 11,8% 23,4% 53% 11,8% чел. 2 4 9 2
Врезультате получилось, что у большинства школьников очень высокий уровеньпритязания. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, ккоторым стремится человек и достижение которых представляется емупривлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамикаудач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. У23,4% учащихся низкий уровень притязания, это значит, что они выбирают легкие иупрощенные цели, хотя способны на большее. 11,8% ребят имеет средний(адекватный) уровень притязания, то есть они ставят перед собой те цели,которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям ивозможностям. Остальные 64,8% учеников (это более половины класса) имеютзавышенный уровень притязания, что свидетельствует о желании того, чего неможет достичь. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровеньпритязаний.
Лицас нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности ивозможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Людис высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшениюсвоих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложныхзадач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязанийстабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшитьсвои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низкимили нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие ипростые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в своисилы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда,наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальнойактивности и трудных, ответственных дел и целей.
Проведеннаяметодика позволила выявить, что у 11,8% учащихся 1 «В» класса заниженнаясамооценка. Основная особенность таких детей — неуверенность в себе. Во всехсвоих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Ученики с пониженнойсамооценкой склонны переоценивать достижения товарищей.
У 23,4%детей адекватная (средняя) самооценка. Дети, имеющие адекватную самооценку,активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки всвоих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Послеуспеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачипроверяют себя или берут задачу менее трудную.
У 53%учащихся высокая оценка. После разговора с учителем, я узнала, что убольшинства детей, имеющих высокую самооценку, она является оправданной, тоесть адекватной. У этих детей большие способности, они стремятся за своейцелью. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью,стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризуетмаксимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиямисмогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильнойсамооценке своих возможностей и способностей.
Уоставшихся 11,8% детей самооценка невероятно завышена. Такие ребятапереоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностныекачества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспехапродолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу,движимые мотивом престижности. Трудно сказать, что такие ребята обладаюткакими-то определенными талантами или знаниями. Есть ситуации, где они блещут,но также бывают и такие, где им лучше было остаться в стороне. По моему мнению,уровень у этих учащихся чуть выше среднего.Результаты пометодике самооценки личности Будасси
Полученныерезультаты позволяют сделать следующий количественный анализ:
 

Таблица№3. Распределение уровня самооценки в экспериментальной группеСостояние самооценки завышенная нормальная заниженная Кол-во учащихся % 47% 35,4% 17,6% чел 8 6 3
Врезультате получились схожие результаты, что и в методике Дембо и Рубинштейна.У 17,6% учащихся 1 «В» класса заниженная самооценка. Такими учащимися являютсяКирилл М., Исрафил А. и Артем П. Это свидетельствует о том, что эти ребята неверят в себя, в свои возможности. Они не ставят перед собой больших целей, онине пытаются выделиться из толпы. Эти ребята никогда не выкрикивают,предпочитают тихие, малочисленные компании. Такие дети считают себянезаметными, они ни на что не претендуют. Они активно не участвуют ни в какойдеятельности, не пытаются показать себя. У них есть способности, есть таланты,но они предпочитают не использовать их или использовать не в полной мере. Ихустраивает уровень среднего ученика. Также хочется отметить, что все учащиеся 1«В» с низкой самооценкой – это мальчики.
Рекомендацииучителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
· Непредъявлять к ребенку завышенных требований;
· Неиспользовать слова, унижающий достоинство человека, т.е. оценивать результатдеятельности, а не личность;
· Вовлекатьучащихся в коллективную работу;
· Приорганизации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственныедолжности;
· Предлагатьв учебной деятельности задания творческого характера.
У трети класса остается средняясамооценка. Это Екатерина А., Валерия Б., Демид Д., Рустам П., Сергей М. иМихаил Н. Ребятам с таким типом самооценки свойственно реальное видение своихвозможностей и способностей. Они ставят перед собой вполне реальные цели. Такаясамооценка стимулирует активность личности, поощряет на новые свершения.Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Если веритьучителю, то работать с такими ребятами очень приятно. Они отзывчивы иответственны, всегда готовы помочь. В учебной деятельности эти учащиесяпреуспевают, стараются, им нравятся дополнительные задания. В отношениях сосверстниками нет места стереотипам или предвзятости. Они благосклонны почти чтоко всем, им нравится общаться со всеми. Ко взрослым они относятся с уважением.Также хочется отметить, что 4 из 6 человек со средней самооценкой – мальчики.
У большинства учащихся завышеннаясамооценка, а именно 47%. Это Дмитрий В., София Е., Александра К., Павел Л.,Валерия М., Александр О., Татьяна П. и Виктория Ш. Слишком высокая самооценкаприводит к тому, что ребенок переоценивает себя и свои возможности. Врезультате этого у него возникают необоснованные претензии, зачастую неподдерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», индивид можетзамкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомериипо отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностныхотношений, и возникают внешние конфликты. От людей с очень высокой самооценкойможно услышать высказывания о том, что их никто не понимает, не может подостоинству оценить их качества и достижения, при этом может проявлятьсямнительность и подозрительность.
С такими ребятами тяжело работать.Они постоянно выкрикивают, пытаются показать себя. Эти учащиеся могут поднятьруку на вопрос, ответ на который они не знают. По большей части учатся онихорошо, но есть пробелы в некоторых областях. Трудно общаться со сверстниками.Выбор их друзей зависит от их социального статуса в классе, от материальныхсредств и пр. Очень трудные взаимоотношения у них друг с другом. Такие ребятавидят вокруг сплошных соперников, поэтому драки и ссоры между ними неизбежны.Часто на таких учащихся нельзя положиться. Когда идет разделение деятельности,многие из них выпрыгивают из-под парты, но когда дело доходит до результата, ихсразу нет. Когда у них что-то не получается, они сваливают всю вину на другихили на какие-то обстоятельства. Причем, большинство детей с неадекватнозавышенной самооценкой – это девочки.
Былиразработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнемсамооценки. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся вгрупповую работу;
· Учитьслушать других;
· Воспитыватьчувство сопереживания;
· Оцениваяработы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
· Аргументироватьоценки. Выводыпо II главе
Дляпроведения экспериментальной части курсовой работы, были выбраны 3 методики:методика цвето-рисуночного теста, методика определения самооценки Дембо Т.В.,Рубинштейна С.Я, а также методика самооценки личности Будасси.
Приизучении психического состояния детей 1 «В» класса школы №45 г.о. Тольятти,получились следующие выводы: около половины класса чувствует в себесосредоточенность, активность и бодрость, то есть готовность к образовательномупроцессу. Совсем другая ситуация возникает у другой половины класса. Кто-точувствует утомление, а кто-то «летает в облаках». У этих учащихся голова забитасвоими личными проблемами. Таких детей нужно сначала подготовить кобразовательному процессу с помощью различных физкультминуток и интересныхнеобыкновенных заданий.
МетодикаТ.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна и методика Будасси позволила выяснить, что большеполовины учащихся класса имеют неадекватно завышенную самооценку. В общем,такой результат вполне приемлем для их возраста. С такими детьми очень трудноработать. Поэтому были разработаны рекомендации для учителя по работе с такимидетьми. Также хочется отметить, что большая часть учащихся с неадекватнозавышенной самооценкой – это девочки.
Учащиесясо средней самооценкой занимают менее трети класса. С такими детьми приятноработать. Они реально оценивают свои возможности и способности, ставят передсобой вполне выполнимые цели.
Учащихсяс низкой самооценкой очень мало в классе. Эти учащиеся неуверенны в себе, онине пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей.
Самооценкис неадекватным уровнем необходимо корректировать, и делать это должны не толькородители, но и педагоги, чтобы не нанести непоправимый урон ребенку в будущем.
 
Заключение
Анализируяпсихолого-педагогическую литературу, следует отметить, что составной инеотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяетсякак оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своихкачеств и возможностей.
Основнымифакторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьноговозраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение кучебной деятельности.
Вопытно- практической работе проведено диагностическое исследование в 1 «В»классе школы №45 с использованием следующих методик:
1.Методика цвето-рисуночного теста.
2.Методика определения самооценки Т.В. Дембо и С. Я. Рубинштейна.
3.Методика самооценки личности Будасси.
Результатыпоказали, что из 17 учащихся данного класса: у 2 учащихся низкий уровеньсамооценки, у 4 – средний, у 9 высокий и у 2 очень высокий.
Высокийуровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьноговозраста. И как показали исследования, высокой самооценкой чаще всего обладаютдевочки.
Таккак учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формированиесамооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки иучитывать их в учебном процессе.
Самооценкаявляется значительным фактором, влияющим на состояние психического здоровьяребенка младшего школьного возраста. Если у ученика неадекватная инеоправданная самооценка, это может нанести непоправимый урон ребенку и вданный момент, и в будущем. Чтобы такого не произошло, педагогам, психологам иродителям необходимо корректировать ее.
Выдвинутаягипотеза подтвердилась. Действительно, самооценка влияет на такие критериипсихического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками ивзрослыми и т.д. 
Списоклитературы:
1. Акимова М.К.,Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебноепособие. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
2. Ананьев Б.Г.Человек, как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. – (Мастерапсихологии).
3. Андрущенко Т.Ю.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте //Вопросы психологии. — 1978. — № 4
4. Белобрыкина О.А.Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. –2001. — №4.- С. 31-38.
5. Божович Л.И.Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна. – 2-е изд. – М.:Институт практической психологии, 1997. – 352 с.
6. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. — (Мастера психологии).
7. Дендеберя Е.В.Как поднять самооценку.— Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 352 с. – (Психологическийпрактикум).
8. Захарова А.В.,Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебнойдеятельности // Вопросы психологии. — 1980. — № 4. – С. 90-99.
9. Захарова А.В.,Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //Начальная школа. — 1992.- № 3. — С. 58-65.
10. Липкина А.И.Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
11. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник длястудентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 1997. – 456 с.
12. Немов Р.С.Психология. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, Т.3, 1999. – 640 с.
13. Никифоров Г.С.Психология здоровья: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
14. Никольская И. М.,Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. –(Детская психология и психотерапия).
15. Психическоеразвитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990 –160 с.
16. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс; пер. с англ. Н.Мальгиной [и др]. – 8-е изд., международное. — СПб.: Питер, 2000. – 624 с: ил.– (Мастера психологии).
17. Резническо М.А.Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. – 1998. — №1. — С.25-30
18. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: учебное пособие: В 2 кн. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 384с: ил.
19. Сарджвеладзе Н.И.Личность и её взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси.: Мецниереба, 1989.– 187 с.
20. Столин В.В.Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284с.
21. Фомина Л.Ю. Чтовлияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. — 2003. — № 10. – С. 99-102.
22. Чамата П.Р.Вопросы самосознания личности в советской психологии. – М., 1960. – 222 с.
23. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974.
24. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=32&page=98
25. http://library.mephi.ru/data/avtoru/
26. http://www.pedlib.ru/Books/1/0468/1_0468-132.shtml
27. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=55BDBCC45D0C4EC5B4856740FAABA9F5
28. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ментальное_здоровье
29. http://works.tarefer.ru/64/100007/index.html
30. http://zdorovie.dljavseh.ru/Psihologicheskoe_zdorov'e/CHto_takoe_psihicheskoe_zdorov'e.html

Приложение№1
 
Списокдетей, участвующих в экспериментальной работе:
1. ИсрафилА.
2. ЕкатеринаА.
3. ВалерияБ.
4. ДмитрийВ.
5. ДемидД.
6. СофияЕ.
7. АлександраК.
8. ПавелЛ.
9. КириллМ.
10. ВалерияМ.
11. СергейМ.
12. МихаилН.
13. АлександрО.
14. АртемП.
15. РустамП.
16. ТатьянаП.
17. ВикторияШ.

Приложение№2
 
Бланкдля цвето-рисуночного теста
/> 



Приложение№3
Бланкдля методики Рубинштейна, ДембоЗдоровье:                         Ум:
/>1. самые здоровые
/>1. самые умные 2. очень здоровые 2. очень умные 3. здоровые 3. умные 4. более или менее здоровые 4. более или менее умные
/>/>5. среднего здоровья 5. среднего ума 6. более или менее больные 6. более или менее неумные 7. больные 7. неумные 8. очень больные 8. глупые 9. самые больные 9. самые глупые Характер: Счастье:
/>1. с прекрасным характером
/>1. чрезмерно счастливы 2. с хорошим характером 2. очень счастливы 3. с более или менее хорошим характером 3. счастливы 4. с неплохим характером 4. более или менее счастливы
/>/>5. с обычным характером 5. не очень счастливы 6. с неважным характером 6. мало счастливы 7. с плохим характером 7. несчастливы 8. с очень плохим характером 8. очень несчастливы 9. с тяжелым характером 9. самые несчастные
 

Приложение№4
 
Бланкдля методики определения самооценки Будасси
Идеал
Качества
Реальное Я
  Аккуратность
 
  Беспечность
 
  Вдумчивость
 
  Вспыльчивость
 
  Гордость
 
  Грубость
 
  Доброта
 
  Жадность
 
  Жизнерадостность
 
  Завистливость
 
  Застенчивость
 
  Злопамятность
 
  Искренность
 
  Капризность
 
  Легковерие
 
  Мечтательность
 
  Нежность
 
  Непринужденность
 
  Нерешительность
 
  Несдержанность
 
  Обидчивость
 
  Осторожность
 
  Педантичность
 
  Подозрительность
 
  Принципиальность
 
  Высокомерие
 
  Радушие
 
  Развязность
 
  Рассудочность
 
  Решительность
 
  Сдержанность
 
  Стыдливость
 
  Терпеливость
 
  Трудолюбие
 
  Трусость
 
  Увлекаемость
 
  Упорство
 
  Уступчивость
 
  Упрямство
 
  Черствость
 
  Честность
 
  Чуткость
 
  Эгоизм


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Менеджмент и формирование имиджа фирмы
Реферат История и образ кабака и трактира в русской культуре
Реферат Изображение деревни в рассказе «Матрёнин двор» А.Солженицына и в повести «Деревня» И.Бунина
Реферат Аддиктивное поведение молодежи как пример негативной тенденции в современном российском обществе
Реферат Принципы классификации частей речи в немецком языке Спорные вопросы в теории частей речи
Реферат Лингвосемантическая категория “принятие решения” (средства выражения и особенности функционирования)
Реферат Інститут електродинаміки
Реферат Градостроительство в русской столице
Реферат Добро и зло как этические категории
Реферат Образование как педагогический процесс
Реферат Облік доходів від реалізації готової продукції ПП "Газель і К"
Реферат Ленинградское дело тайны и последствия
Реферат Управление затратами предприятия (на примере ОАО "РЖД" локомотивного депо станции Вихоревка)
Реферат Культура народов Черной Африки
Реферат Government Intervention Essay Research Paper Government Intervention