Реферат по предмету "Психология"


Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии

СодержаниеВведениеГлава 1.Основные этапы научного пути Л.С. Выготского1.1Краткая биография Л.С. Выготского 1.2Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Глава 2.Роль и значение научной школы Л.С. Выготоского для психологии: истоки исовременное состояние развития
2.1 Современные последователи ученияЛ.С. Выготского
2.2 Продолжение идей Л.С. Выготскогов трудах Д.Б. ЭльконинаЗаключениеСписоклитературы
ВведениеИсследования Выготского тесно связывал с проблемой обученияи его воздействия на умственное развитие ребенка, охватывая широкий кругпроблем, имеющий большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этомплане идей особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшегоразвития», согласно которому только то обучение для ребенка являетсяэффективным, которое забегает вперед развития", как бы тянет его за собой,выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которымион самостоятельно справиться не может. Цель контрольнойработы– обосновать роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии.Задачиработы: 1. Изучить краткую биографию Л.С. Выготского.2. Обосновать богатство научно-творческого наследия Л.С.Выготского.3. Изучить роль и значение научной школы Л.С. Выготоскогодля психологии: истоки и современное состояние развития.
Глава1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского1.1Краткая биография Л.С. Выготского Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся психолог.Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитииребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна изважнейших ролей в развитии российской психологии. По теории Выготского,психические функции, данные ребенку природой, преобразуются в функции высшегоуровня развития — культурные. Так, механическая память становится логической,ассоциативное течение представлений — целенаправленным мышлением или творческимвоображением, импульсивное действие — произвольным и т.п. «Всякая функцияв культурном развитии ребенка,- пишет Выготский, выходит на сцену дважды, вдвух планах, — сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьмикак категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категорияинтрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка совзрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. Впоследующих работах Выготский делает упор на исследование значения словесногознака, то есть на сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального)содержания. Совместно с учениками он разработал экспериментально обоснованнуютеорию умственного развития ребенка.Принцип развития ребенка сочетался в трудах Выготского спринципом системности. Он разработал понятие о «психологическихсистемах», под которым понимались целостные образования в виде различныхформ межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью,мышлением и речью). В построении этих систем главная роль придавалась Выготскимсначала знаку, а затем значению как «клеточке», из которойразрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.Выготским также был предложен принцип единства «аффекта иинтеллекта», утверждавший необходимость исследования умственного развитияв его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным.1.2Научно-творческое наследие Л.С. Выготского Мы очень мало знаем о творчестве Выготского. Мы знаем, чтоего первая работа — литературная — психологический анализ образа Гамлета впьесе Шекспира, была начата в канун первой мировой войны между 1914 и 1916годами. Затем на десять лет он исчезает из зоны активного творчества, чтосвязано, прежде всего, с внешними обстоятельствами — это период войны, сначаламировой, затем гражданской. Мы практически ничего не знаем про этот период,кроме того, что он о чем-то думает все это время, живя сначала в Москве, апотом в Гомеле, у себя на родине (Выготский — белорусский еврей). Выготскийработает учителем, ибо в условиях кризиса это была работа хоть и не доходная,но зато с гарантированным минимумом. В 1924 году, по какой-то страннойслучайности, к ним в школу пришло приглашение на научно-практическуюконференцию по проблемам рефлексологии. Кто-то заболел, Выготский поехал наконференцию. При этом, как вспоминает его ученик А.Р. Лурия, он говорил бойко исвязно, как по читаному, перед ним на кафедре лежал лист бумаги, он проговорилсвои 15 или сколько-то минут, сошел с трибуны в зал, сел и случайно оказалсярядом с Александром Романовичем. Тот заглянул к нему через плечо и увидел, чтолист пустой, чистый. Спустя несколько лет Выготский на спор прочел часовуюлекцию о мороженом, ни разу не повторившись. На конференции Выготский получаетприглашение работать в Москве. С 1924 по 1934 год, постоянно болеятуберкулезом, проведя много месяцев в больницах, Выготский написал в общейсложности 12 — 15 томов работ. За это время он организовал постояннодействующий семинар в Институте психологии на Манежной, создал Институтдефектологии и вообще дефектологию как таковую, основал кафедру психологии вПедагогическом институте. Уже больше 60-ти лет прошло с момента смертиВыготского, а его работы читаются все больше и больше, влияние на мировуюпсихолого-педагогическую мысль растет. Заглавие неожиданное, но в какой-тостепени, как я вам постараюсь показать, достаточно логичное. Всем нам известно, что наиболее крупной фигурой, широкопредставленной в мировой науке, является научная школа Л.С. Выготского. Мызнаем учеников и последователей Выготского, которые разрабатывали во многихнаправлениях его идеи. Но все прямые ученики Льва Семеновича – по возрастнымобстоятельствам – уже находятся в мире ином, да и прошло много лет после ихкончины; и мы, последователи Выготского, имеем возможностьобдуманно соотнести и работы самого Льва Семеновича с исследованием егоучеников. Мне кажется, что именно сейчас, в конце девяностых годов, впредварительном порядке (подчеркиваю, в предварительном порядке), не делаяникаких окончательных выводов, целесообразно рассмотреть следующую проблему:как соотнести труды прямых учеников и последователей Выготского с ихсобственными теоретическими и экспериментальными поисками? И при такомрассмотрении, при написании книги, которая вышла полтора года назад («Теорияразвивающего обучения»), я пришел к выводу о том, что все главные лицаближайшего окружения Выготского, опираясь на его явные и глубинные идеи,создают свои научные школы. Такое в истории человеческого знания бывает. Итак,основоположник основного направления, основоположник базовой школы, а затемученики и последователи, опираясь на исходные идеи, создают собственные школы,когда конкретизируют, набирают новые неожиданные сведения, порой их совершеннооригинально формулируют – и появляются, так сказать, дочерние школы. Правда,своеобразие основного направления Выготского таково, что все его ученики (чтоявляется блестящим подтверждением необходимости подлинного коллективизма внауке) не только дружили друг с другом, но обменивались постоянно своими новымиданными, новыми замыслами, новыми идеями. Кстати, в силу именно этогообстоятельства, несмотря на многие годы, прошедшие после кончины Выготского, мыговорим о его научной школе. Она действительно была спаянной, целенаправленнодействующей и подлинно коллективистской.
Глава2. Роль и значение научной школы Л.С. Выготского для психологии: истоки исовременное состояние развития
 
2.1Современные последователи учения Л.С. Выготского
Но прошлоопределенное время, и мы можем теперь говорить, рассматривая конкретные работыучеников Выготского, о том, что возникли автономные школы внутри единогонаправления Выготского. Я не буду дальше называть имен (длямногих из нас это – наиболее авторитетные научные учителя: Лурия, Леонтьев, Запорожец, Божович, Гальперин, Лисина, более молодойисследователь – Эльконин-младший). Во всяком случае, к нынешнему дню ябы выделил среди единого направления, идущего от Выготского, вот эти автономныешколы, у которых свои оригинальные истоки и свои оригинальные исходныеположения. А.Р. Лурия. Он в своих работах и в непосредственном общении всяческиподчеркивал, что он – стойкий выготчанин. Таким он и был. Таким он себяпроявил. Особенно это обнаружилось в сентябре 1997 года, на международнойконференции, посвященной памяти Лурии. Да, во многих докладах прослеживаласьсвязь работ Лурия с исходными идеями Выготского. И вместе с тем – нашиотечественные психологи и психофизиологи (а особенно зарубежные психофизиологи и психологи) демонстрировали то, чтосовременная нейропсихология, нейролингвистика, теория обучения людей послеоперации на мозге или при ушибах мозга – все это достояние именно самого А.Р.Лурия. Поэтому известны книги Лурия, в частности – «Язык и сознание», где Лурияпоказал существенное значение языка для возникновения и развития человеческогосознания. Это прямое продолжение известных работ Выготского; и вместе с тем –его собственные подходы. Вы знаете, что Лурия тяготел и к изучениюпсихофизиологии человека. Известны его работы в области нейропсихологии. Лурияввел в оборот название «психологическая физиология» (не обычная традиционнаяпсихофизиология, а психологическая физиология). Был в свое время большой шум,дискуссия по этому новому понятию «психологическая физиология». Так что награни: физиология НС – психология Лурия разработал основысобственной научной школы, о чем свидетельствовали на конференции, посвященнойего памяти, доклады замечательных ученых из Соединеных Штатов, Германии,Швеции, Финляндии и других стран, а также отечественных специалистов. А.Н.Леонтьев. Ну кто откажет ему в первородстве сВыготским? Хотя такие попытки и были, и сейчас остаются. Но Леонтьев создалодну из замечательных теорий нашего времени – теорию деятельности, что иногдаобозначается как «деятельностный подход» в психологии. Эта теория сопоставима поуровню значимости и разработанности с теорией другого нашего выдающегосяпсихолога – С.Л. Рубинштейна. Эти теории – Леонтьева, Рубинштейна – до сих порявляются значительным основанием для существования международного общества потеории деятельности. В 1995 году в Москве проходил третий Международныйконгресс по теории деятельности. Почему именно в Москве международныеорганизаторы решили провести международный конгресс? Потому что говорили: «ВРоссии – Леонтьев, Рубинштейн и все последователи Леонтьева». Я думаю, что и многие здесь сидящие являются такими последователями.Причем – иногда можно говорить о деятельностном подходе, совсем не упоминая оВыготском. Это действительно – научная школа Леонтьева. Своеобразная. Сейчасобширные дискуссии: было ли понятие деятельности у Выготского? Я утверждаю – было; но в той форме, которая была возможна всередине двадцатых годов. Теперь и общее понимание деятельности изменилось. Всвоем некрологе, посвященном кончине Выготского (многие из вас наверняка знаютсодержание этого некролога) А.Н. Леонтьев написал о том, что суть Выготского – враскрытии взаимопревращения совместной деятельности в индивидуальнуюдеятельность. Да, у Выготского было исходное понятие деятельности, и Леонтьевего взял, что и полагается в науке. Это очень значимое понятие именно уВыготского. А.В. Запорожец. Все, кто непосредственно общался с Запорожцем,знают, как он высоко ценил, любил замечательную личность Льва Семеновича. Ввоспоминаниях супруги Александра Владимировича, Тамары Осиповны (а такиевоспоминания в рукописной форме уже есть) показано, как молодой Запорожецработал в качестве лаборанта с Выготским, многое перенял от него. Кстати,именно он вместе с другими, тогда молодыми людьми, входил в прямоенепосредственное научное окружение Выготского, и основные идеи произвольностичеловеческих действий, конечно, взяты от Выготского. Но в своей замечательнойкниге «Развитие произвольных движений» Александр Владимирович так много внес посуществу в эту проблематику, что можно сказать, что это особая научная школа.Она дополняется еще некоторыми другими идеями Александра Владимировича. Этоидеи о единстве интеллекта и эмоций; этой идеей был буквально заражен Выготскийв последние годы своей жизни, и кстати, она в своевремя была либо недооценена, либо не принята прямыми учениками Выготского. Илишь А.В. Запорожец показал, что только наблюдая,фиксируя и утверждая связь интеллекта и эмоции можно понять исходность вразвитии человеческой деятельности, о чем он и писал. Да, общий-то смыслсформулировал Выготский, а как это развертывалось – это присуще именноЗапорожецу. В области педагогической психологии Александр Владимирович ввелпонятие амплификации (трудно произносится, особенно трудно пишется) –выдающаяся идея того, что обучение в дошкольном возрасте не столько сужает,сколько расширяет возможности. Кстати, на Западе, да и у некоторых нашихисследователей есть идея «воронки», согласно которой с возрастом возможностиразвития уменьшаются. «Нет, – говорил Запорожец, – при правильно поставленномобучении и воспитании они не сужаются, а расширяются». Идея амплификациипринадлежит именно Александру Владимировичу. Произвольность движений, связьинтеллекта и эмоций, положение об амплификации свидетельствуето том, что за плечами у Александра Владимировича (хотя он постоянно ссылался наВыготского) – своя своеобразная научная школа.
П.Я.Гальперин. Петр Яковлевич относил себя к направлению Выготского, хотя инедолюбливал работы Выготского, да и суть подхода Петра Яковлевича кпсихологическим проблемам далека от исходных идей Выготского. И вместе с тем(это обнаруживается именно сейчас) Петр Яковлевич принимал ту исходную идеюВыготского, что природа человеческого сознания – в его общественном характере.Это исходная идея Выготского и всех последующих учеников, и это – основноеположение глубинного Гальперина, в его представлении о личности, о человеческомдействии и т.д. Петр Яковлевич еще при жизни создал свою научную школу. Как этанаучная школа в своих исходных положениях связана с идеями других учениковВыготского, с идеями самого Выготского – это задача для историков современнойпсихологии; задача очень важная, интересная, крайне необходимая в своем решении. Но это научная школа. Л.И. Божович.
На моейпамяти она всегда крестила наотмашь — Леонтьева, Эльконина – утверждала, чтоони отошли от первозданного смысла учения Выготского. Она считала себяносителем идей Выготского. У нас с ней по этому поводу разгорелся в 1972 годуожесточенный спор (не здесь, а в Берлине). Лидия Ильинична очень многое воспринялаот Выготского в понимании того, в чем коренятся закономерности развитияличности детей. И она создала интересную соответствующую теорию. Сейчаспоследователи Божович есть и в нашей стране, и в других странах. Недавно всвоей публикации голландец Жак Карпей как раз противопоставляет моей позициипозицию Божович в характеристиках развития детей – и такие основания дляпротивопоставления есть. Можно сказать, что последователи Божович сейчасработают в русле научной школы Божович; но, правда,исходные предпосылки – в направлении Выготского. Аналогичноеможно сказать и про замечательные исследования, в основном экспериментальногохарактера, очень оригинальные, Майи Ивановны Лисиной. Я не буду дальше говоритьо том, что и у Лисиной есть научная школа, последователями которой являютсянынешние сотрудники Психологического института. Может быть, кого-то я упустил?Может быть, кое-кто еще из прямых учеников и последователей Выготского создалисвои научные школы? Да, Занков – прямой выготчанин; он потом откололся от идейосновной группы последователей Выготского. Менчинская тоже в молодости, вначале тридцатых годов, работала в группе Выготского. Затем она также создаласвое направление, и можно сказать, эта школа известна – научная школаМенчинской. Кроме того, Шиф, Морозова, также первая ученица Льва Семеновича, вобласти дефектологии создали свои, сверхоригинальные подходы. Смысл моей очень развернутой преамбулы состоит в следующем: несмотря насохранение по внутренним основаниям единства научного направления Выготского,внутри этого направления сложились определенные автономные научные школы. Этомне кажется очень важным для истории советской и российской психологии, правда,это уже история нынешнего дня. Д.Б. Эльконин. Даниил Борисович очень многоработал над осмыслением наследия Льва Семеновича. В его «Избранных трудах» былавозможность ввести особый раздел о Выготском. Самое последнее публичное научноевыступление Даниила Борисовича состоялось в мае 1984 года, когда отмечаласьгодовщина смерти Выготского, и Даниил Борисович выступил очень ярко. Кстати, яиз него буквально «вытянул» заметки по поводу этого выступления; отредактировалих, вернул Даниилу Борисовичу. Он, правда, в это время заканчивал свойзнаменитый букварь для шестилеток, но сумел доработать этот текст так, что мыимели возможность внести его в «Избранные труды». Да, Эльконин – «выготчанин». Ивместе с тем основные положения Даниила Борисовича, корнями уходящие в идеиВыготского, были столь разнообразно и неожиданно интерпретированы, раскрыты,конкретизированы, что именно сейчас может идти речь о своеобразии иоригинальности научной школы Эльконина. Я передаю идею своеобразия автономныхшкол прямым ученикам Лурия, Леонтьева, Гальперина, Занкова, Менчинской,Лисиной, Божович… Но так как я много лет работал рукаоб руку с Даниилом Борисовичем, то разрешите мне специально остановиться насвоеобразии его научной школы. Для этого сейчас есть две причины. Одна внешняя,факт проведения наших чтений – это повод, чтобы поговорить и о своеобразииэльконинской научной школы. Вторая причина – глубже, серьезнее, основательнее.Она связана, по-моему, с тем, что в последние годы именно в российскомобразовании возникло очень емкое понятие «развивающего образования».
 
2.2Продолжение идей Л.С. Выготского в трудах Д.Б. Эльконина
Многиепсихологи и педагоги сейчас работают именно в этом направлении. Но, как япопытаюсь показать ниже, большим подспорьем для разработки и теории, и практикиразвивающего образования могут быть основные положения научной школы Эльконина.И мне кажется, что в теории и практике развивающего образования необходимоопираться, прежде всего, на мысли, идеи и ряд существенных положений ДаниилаБорисовича. Но это уже дело ближайших лет. И когда будут появляться здесьсоответсвующие подходы, новые, оригинальные, неожиданные, их нужноприветствовать, но при этом понимать, что все это коренится в ряде положенийЭльконина. Разрешите перейти к характеристике современного состояния научнойшколы Д.Б. Эльконина.
В целом можносказать следующее: основной, главной идеей научной школы Эльконина являетсяидея историзма детского психического развития. Этим все определяется. Оконкретном историзме детского психического развития мыслили уже в двадцатыегоды Блонский, Выготский; эта идея вообще гуляла в конце XIX века – начале XXвека по всей Европе и даже проникла в Америку. Но она была весьма абстрактна,очень ограничена в своем потенциале – даже у Выготского – и лишь в работахДаниила Борисовича целесообразно и в теоретическом, а затем и вэкспериментальном плане продемонстрировать подлинный смысл историзма впсихологии. В разные десятилетия были разные подходы к историзму; вшестидесятые-семидесятые годы, когда активно работал и мыслил Даниил Борисович,был тоже свой подход к историзму.
Присвоениедостижения культуры. Этот термин «присвоение» сейчас, на мой взгляд, не совсемцелесообразно отрицают все, кому не лень. Но за этим понятием – большая мощь.Кстати, в недавно изданной на русском языке блестящей книге Майкла Коула«Культурно-историческая психология» понятие присвоения человеком культуры,ребенком, в частности, развернуто в такую ширь, что позволило автору датьподзаголовок: «Будущая психология». Культурно-историческая психология,созданная в свое время Выготским, в нынешнее время Майклом Коулом называется: будущаянаука! Так и есть. То, что у Выготского по-настоящему не понимали и не понимаютдо сих пор у нас, тем более на Западе, – нужно еще расшифровать. И большоезначение в этой расшифровке имеют как раз работы Даниила Борисовича. Кореньэтой расшифровки – присвоение богатств культуры. Дальше я к этому вернусь. Какподлинный детский психолог, Даниил Борисович показал, что основные возраста –или периоды детской жизни – также имеют историческое происхождение. Когда небыло так называемого, говоря современным языком, дошкольного детства. ДаниилБорисович мельком, к сожалению, в своей книге «Психология игры» показал, вкаких условиях ребенок вынужден был становиться ребенком, и вместо настоящихчеловеческих орудий стал употреблять игрушки.
А в ХХ веке,особенно с двадцатых-сороковых годов, подросток стал возникать как особаявозрастная категория, кстати, на мой взгляд, еще не ставшая в массовом масштабевсеобщей, отсюда – большие трудности и при психологической характеристикеподростков, и при определении методов педагогической работы с ними. Сейчаспоявляются очень интересные статьи на эту тему, спорные, проблемные именнопотому, что подростковый возраст лишь возникает, еще не оформился окончательно.Даниил Борисович когда-то это уловил в силу своего подхода ко всем возрастам,как конкретно-историческим: тот и иной возраст возникает в соответствующеевремя. Почему и как возникает? Это уже задача детской, исторической,педагогической психологии, педагогики развития и так далее. Но это –пронесенные через детскую психологию идеи историзма. Даниил Борисович простобился над идеей о том, где, собственно, корень детского развития. Он писал обэтом. Но после его кончины обнаружилось, что наиболее глубинные заходы онвносил только в свои научные дневники. Причем, вносил так, как будто эти кускипрямо нужно давать в статью. Когда я разбирался в этих научных дневниках, тооказалось, что только кроме чисто стилистического редактирования, ничего ненужно. Все свидетельствовало, с одной стороны, о подлинном интересе Даниила Борисовичак проблеме историзма, истоков детского развития, а с другой стороны – о том,что он еще сам не был уверен в том, что его выводы, которые делаются, достойныширокой публикации. Но в дневниках – я не буду ссылаться на страницу его«Избранных трудов» – говорится об условиях детского развития – это рост исозревание. То есть органика – это условия детского развития, неизбежные,необходимые, но условия. Источник детского развития – буквально в формулировкеДаниила Борисовича – это среда как культура или «идеальные формы». Причем настранице 490 Даниил Борисович в дневниках пишет о том, что идеальные формы надопонимать в смысле Ильенкова. В те годы вышла замечательнейшая книжка Ильенкова«Диалектическая логика», где автор показал, что суть природы идеального в том,что она заключена в многообразных видах материальной и духовной культуры. Изэтого сделал вывод Даниил Борисович, и как он оригинально поставил вопрос!
Источникиразвития – не внутри ребенка (это, правда, исходная позиция и самогоВыготского; но как дальше развивал идею!), а в том, что заключается врезультате развития ребенка. Источник заключается в результатах развития! Правда, представленных в идеальных формах культуры. Этопонимание идеальных форм культуры до сих пор с трудом усваивается даже зрелымипсихологами, не знаю, в какой степени его усваивают молодые психологи, кое-ктоуже встал на этот путь – понимание идеальных форм как источника детскогоразвития. Кстати, эта идея многосторонне обсуждается в упомянутой книге МайклаКоула. Форма детского развития – усвоение/присвоение. Об этом можно прочитать в«Дневниках» Даниила Борисовича. И движущие силы… Слово «движущие силы» взято изформального диалектического материализма – тогда обязательно нужно было что-тоназывать в качестве движущих сил. Эльконин жил в соответствующее конкретноевремя, он не мог обойтись без этого термина. И вот здесь, в определениидвижущих сил детского развития, большую загадку поставил именно ДаниилБорисович перед самим собой, и перед нами. Он полагал, что движущие силыдетского развития – это противоречия между освоением предметной и общественнойсторонами действия. Для Даниила Борисовича любое действие имеет предметноесодержание и общественную форму. Более того, Даниил Борисович как раз в«Дневниках» стремился разгадать самим им поставленную перед собой загадку одвух типах отношений. Первое: ребенок-предмет-взрослый; другое:ребенок-взрослый-предмет.
В первомслучае отношение ребенка к взрослому опосредовано предметом, во втором случаеотношение ребенок-предмет опосредовано взрослым. И начинается загадка: чтопервично, что вторично? Даниил Борисович пытался разрубить этот узел своейзнаменитой теорией периодизации детского развития. Я не буду подробноостанавливаться, я думаю, вы с ней знакомы. Он стремился показать, что в одномвозрасте дети присваивают общественно-мотивационное строение деятельности, азатем на этой основе в последующем возрасте овладевают предметно-операционнойстороной деятельности. И так как эти стороны едины в действии, в деятельности,то возникает между ними противоречие. Вот это – своеобразно только дляЭльконина. Других подходов к анализу деятельности с двух сторон, другихподходов к выяснению последовательности смены возрастов, кроме работ Эльконина,вы нигде не найдете. И в этом он демонстрировал общественную природу человеческого в детстве. Правда, на мой взгляд (это мояпозиция), Даниил Борисович здесь ошибался. Две стороны, которые он указал, вдеятельности есть. Но для каждого вида деятельности они возникают иформулируются в одном и том же возрасте. Что противоречие есть, но в чем-тодругом; противоречия между предметной и общественной сущностью деятельности неможет быть. Я в нескольких работах стремился это показать, но тоже не слишкомразвернуто. То, что Даниил Борисович поставил вопрос о движущих силах детскогоразвития, так сформулировал, и постоянно в «Дневниках» (посмотрите в ужеопубликованной части этих дневников) постоянно возвращался к этой проблеме,говорит о том, что он из всего существа направления Выготского вывел наиболее интересное– подход к природе детского развития. Это специфично для Эльконина. Это непросто конкретизация Выготского.
Кстати, в1986 году вышла лучшая книга о Выготском – Андрея Пузырея. По-моему, онаназывается «Современное состояние культурно-исторической теории». Изданиеплохое: на газетной бумаге, малым тиражом, мало кто ее читал. Опираясь прямо напозиции Выготского, Пузырей, по-моему, сумел показать, что самому Выготскому небыло ясно то, что он натворил в науке. Некоторые замечания самого Выготского –свидетельство того, что он понимал, что он натворил больше, чем написал иосмыслил, и что это дело будущего. Этот подход Пузырея к Выготскому, на мойвзгляд, очень правомерен, и то, что для Выготского было действительно деломбудущего, обнаружилось в подходе к природе детского развития – по внутренней трагедийной развертке, к сожалению, хотя ипроглядывает в его публикациях.

Заключение
В заключении,хотелось бы отметить, что проблема движущих сил детского развития и присвоениекультуры посредством этих движущих сил в конкретном оформлении – суть научнойшколы Эльконина. В значительной степени спорная, проблемная периодизация; онане может быть другой, потому что это коренной вопрос природы детского развития,о которой на Западе и не подозревали. Пытаются сейчас в буме Выготского что-тоуловить, но я недавно, выступая на конференции, посвященной памяти Лурия,сказал, что у Выготского не можете многого уловить потому, что затем, послеВыготского, это наиболее широкое выражение получило в работах его учеников ипоследователей. Прямо читая Выготского, вы многого не возьмете на сегодняшнийдень. А если вы Выготского возьмете вкупе с работами его учеников и посмотрите,как из этих идей Выготского вырастали особые своеобразные научные школы – воттогда дело будет выглядеть иначе. И в частности, с учетом работ именноЭльконина – при всей их спорности и проблемности – можно сейчас давать инуюпериодизацию детского развития, чем это принято на Западе. Таким образом, идеиоформляются в разных словах, но смысл может быть один. А то, что основой сменывозрастов является смена ведущей деятельности, вошло в обиход последователейЛеонтьева и Эльконина. Тот факт, что это именно внутренне основание детскойпериодизации, свидетельствует о том, что так красиво оформленная в своей теориипериодизации, эта идея ведущей деятельности стала не только фундаментальной, нои связана накрепко с именем Л.С. Выготского и его последователя Д.Б. Эльконина.

Списоклитературы
1. Личность в XX столетии. М., 1999.
2. Психологическая наука в СССР. В2-х т. М., 1999.
3. Психология: словарь под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
4. Смирнов А.А. Развитие исовременное состояние психологической науки в СССР. М., 1996.
5. Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии. М., 2001.
6. Хрестоматия по истории психологии.М., 2002.
7. Хрестоматия по психологии. М.,1997.
8. Ярошевский М.Г. Выготский: впоисках новой психологии. СПб., 1993.
9. Ярошевский М.Г. Историяпсихологии. М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Першыя этнічныя супольнасці і дзяржаўныя ўтварэнні на беларускіх землях
Реферат Основні інструменти фінансового аналізу та їх використання на українських підприємствах
Реферат Бухгалтерское образование в России: настоящее и будущее
Реферат А пороге нового тысячелетия, бизнес становится глобальным занятием, а жизненная среда делового мира изменяется с лавинообразной скоростью: она сложна и подвижна
Реферат Рекламная компания как инструмент антикризисного управления предприятием
Реферат 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
Реферат Методическая разработка по C . 45 страниц
Реферат Технологія виробництва кефіру 3,2% в кількості 4000кг/зм. на базі Філії Сумський молочний завод ДП "Аромат"
Реферат Значення Кримського ханства в історії України
Реферат Трансплутоновые планеты (пояс Койпера)
Реферат Зорге
Реферат Измерение параметров АЦП
Реферат God Essay Research Paper Internet Marketing StrategyThe
Реферат Инфляция, её виды
Реферат Asteroids Danger Essay Research Paper The universe