Реферат по предмету "Психология"


Рисуночно-проективные методики

Оглавление
Введение
1. Общая характеристикапроективных методик
1.1 Проективные методики:понятие и виды
1.2 Техника примененияпроективных методик
2. Использованиерисуночных проективных методик в диагностике школьного развития
Заключение
Библиографический список

Введение
Проективныетехники – методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены дляисследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менеевсего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция –особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешнимобъектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определеннойвзаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основанана том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулови пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок,психического состояния личности.
Методическийприем проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточноструктурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульныйматериал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляциик прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождаетпроцессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристикиличности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психическихсвойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок).
Такимобразом, специфика проективного метода состоит в его направленности навыявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленностив индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимыхпереживаний».
Объектомисследования данной работы является рисуночные проективные методики.
Предметомисследования – применение рисуночных проективных методик при диагностикешкольного развития.
Целью даннойработы является непосредственный анализ рисуночных проективных методик и ихвозможностей при диагностике школьного развития.
Задачи работы:
1. Анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определитьсущность рисуночных проективных методик.
3.Охарактеризовать виды рисуночных проективных методик.
4. Выявитьвозможности рисуночной проективной методики при диагностике школьного развития.
Базаисследования МОУ СОШ №2, г. Абакана, учащиеся 2А класса (всего 24человек).
Теоретическойосновой курсовой работы стали работы Выготского Л.С., Сластенина В.А.,Столяренко Л.Д. и др.

1. Общаяхарактеристика проективных методик
1.1Проективные методики: понятие и виды
Проективныеметодики – это методики, несомненно требующие от специалиста психологической подготовки,несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой(особенно рисуночные методики).
Прежде всего, следует разобраться с самим названием этого класса методик.Они названы таким образом, потому что все они основываются на единомпсихологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа ЗигмундомФрейдом и Карлом Юнгом принято называть «проекция». З. Фрейд называл проекциейприписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человекотказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности ипсиходиагностики, термин «проекция» получил более расширительное толкование.
Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесныхассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательныепереживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступныобъективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесныхассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, вопределенных симптоматических ошибках психики. Связь образов фантазии сосновополагающими свойствами и чертами личности одним из первых такжеубедительно доказал Герман Роршах – автор вышедшей в 1921 году книги«Психодиагностика», в которой нашел обоснование его знаменитый тест «чернильныхпятен». Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белыхи 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает,на что оно похоже.
Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующимобразом. Любому наблюдательному взрослому, тем более педагогу, известно, какразвита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры наокне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ – злыхили добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей иявлений неживой природы признаками живых существ. Происходит «проекция» – символическийперенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазийочень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках,слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы«проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книги фильмов. Дошкольникам такая активность вообще необходима просто попсихогигиеническим соображениям. Если какие-то сильные впечатления не проиграныребенком или не «отреа-гированы», то, будучи «подавленными», вытесненными в сферуподсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог,источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искаженияпсихического развития на долгие годы.
Широкую известность в психодиагностической практике, кроме «чернильныхпятен» Роршаха, получили тематический апперцептивный тест ТАТ (Морган, Мюрей,1935), а также фрустрационный тест (Розен-цвейга, 1964). В тесте ТАТ испытуемыйсочиняет так называемый «рассказ по картинке», глядя на специально созданные«нечеткие» и неоднозначные фотоизображения человеческих фигур и лиц в различныхситуациях. Необходимость сочинить рассказ провоцирует и усиливает особый типактивного восприятия, названный в психологии апперцепцией, которая от обычноговосприятия (перцепции) отличается тем, что человек акцентирует свое внимание натех деталях изображения, которые позволяют ему предложить определенный связныйсюжет.
В тесте Розенцвейга задача испытуемого состоит в том, чтобыприписать какую-нибудь реплику персонажу, изображенному на рисунке, отражающемконфликтную ситуацию. В этом смысле последний тест является гораздо более узкими специализированным, чем ТАТ, и изучает не столько «проекцию» внутреннегоконфликта на внешне нейтральную неопределенную ситуацию, сколько тип реакции(агрессивный, самообвинительный или рационализирующий) на уже заданнуюконфликтную ситуацию, вызывающую фрустрацию – переживание столкновенияпотребности с преградой.
В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть,что классические варианты известных проективных методик, таких, как, например,упомянутые выше ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могутбыть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными,адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать,например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) иотечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982). Но ив том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных»(основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограниченыуровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, топовышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов – такназываемых «формул-клише» – – еще не говорит об отсутствии внутреннихконфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражениямыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служитьнадежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
Кроме того, ребенок далеко не всегда владеет психосимволическимзначением определенных элементов проективных тестовых стимулов. Совершеннопонятно, что ребенок по-другому, нежели взрослый, ищет на картинках персонажей,с которыми он может себя идентифицировать. Если на картинке изображен взрослыймужчина и ребенок, то взрослый испытуемый скорее будет идентифицировать себя спервым персонажем, а ребенок – со вторым. Из-за этого проективный смысл стимуламожет поменяться с точностью до обратного. У взрослых испытуемых данный стимулможет быть провокатором возможных агрессивно-авторитарных тенденций, а уребенка – пассивно-оборонительных.
С 60-х годов начал разрабатываться и получил широкоераспространение тест Роршаха для исследования общения – Совместный тест Роршаха(Соколова, 1987). Его использование в работе с родительско-детской парой можетдать психологу гораздо больше информации о ребенке в значимом для негоокружении, чем изолированное обследование ребенка. Ситуация проективногоисследования в данном случае провоцирует не только реакции ребенка, но ивторичные реакции его матери (или отца) на эти реакции, показывающие психологуто, в какой эмоциональной атмосфере протекает жизнь ребенка, и его психическоеразвитие в семье.
Особого внимания и, по-видимому, более широкого применения вработе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известныетехники «нарисуй дерево», «нарисуй человека», «нарисуй животное». В отличие от«вербальных» методик они предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему каналдля воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.
Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытныйпсихолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунковбуквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, аучитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными емуобстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большимизубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности.Скорее всего бывает так, что эти признаки являются результатом того, чтонакануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже проживотных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений.
Многое можетрассказать опытному психологу о семейной ситуации ребенка методика «Рисуноксемьи» (Хоментаускас, 1987). Около 85% детей 6– 8 лет, нормального интеллекта,проживающих в семье, изображают семью полностью и себя вместе с семьей. Нарядус простейшими индикаторами (психологическую дистанцию с разными членами семьина рисунке буквально выражает метрическая удаленность изображения «Я» отизображений соответствующих членов семьи), в этой методике существует массаболее тонких и сложных для интерпретации индикаторов (графических признаков),однозначный психологический смысл которых может быть надежно раскрыт и объяснентолько при соотнесении с комплексной информацией о жизни ребенка в семье,полученной из бесед с ним, родителями, из наблюдений учителя и т.п. Дляповышения надежности в фиксации индикаторов в особо важных диагностическихслучаях к работе привлекается несколько независимых специалистов, иопределенное заключение делается только в том случае, если их оценки совпадают1.
1.2. Техникаприменения проективных методик
Следует специально подчеркнуть, что практически все проективныеметодики обладают повышенным риском появления таких артефактов, как инструментальныеошибки и ошибки психодиагноста. Первый тип ошибок обусловлен тем, что нельзянаверняка прогнозировать, как именно воспримет проективную методику самиспытуемый. Например, очень часто дети пытаются догадаться, каким бы мог быть вданном случае «правильный» ответ. При этом они, конечно, невольно стремятсявыдать наиболее типовой, так называемый «клишированный» ответ, и никакойпроекции не происходит. Для сокращения риска инструментальных ошибок необходимозадействовать несколько независимых методик с разным методическим принципомпостроения.
Ошибки психодиагноста возникают с повышенной вероятностью в техслучаях, когда психодиагност, не имея достаточного профессионального опыта, самне отдает себе отчета в том, что по отношению к порожденному испытуемымматериалу проявляет как бы «вторичную проекцию» – интерпретирует его, исходя изсобственных весьма субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямуюпроекцию собственных психических состояний или проблем, которые испытывает вданный момент исполнитель методики. Например, у тревожного исследователяповышается субъективная чувствительность к признакам тревожности(ассимилятивная проекция, или проекция по сходству), а авторитарно-ригидномуисследователю в рисунках детей будут мерещиться признаки нонконформизма ианархического беспорядка (контрастная проекция). В ряде случаев плохую службу винтерпретации проективных методик может сослужить предварительное знакомствоисполнителя с испытуемым; психодиагност невольно ищет в проективном материалепризнаки, подтверждающие уже сложившееся у него представление об испытуемом.Сократить вероятность ошибок психодиагноста можно только путем привлеченияопытных и независимых исполнителей. Приведенные здесь соображения еще разиллюстрируют обоснованное требование: выполнение проективных методик – делопсихологов, а не педагогов-предметников. Да и не все психологи одинаково готовык применению этих методик. Подготовленными можно считать только тех, кто прошелспециальную стажировку по использованию данной методики на нескольких десяткахпротоколов под руководством опытного профессионала.
Для исследования межличностных отношений ребенка со сверстниками,родителями и педагогами самым высоким диагностическим потенциалом обладают ролевыеигры. В настоящее время к играм обращаются в большей степени как к особомуактивному методу воспитании и психолого-педагогической коррекции. Но в том,какую роль выбирает для себя – ребенок в ролевой игре, как он относится кназначенной роли, как исполняет он свою роль, какие элементы импровизациивносит он в свою роль от себя, – во всем этом ребенок «проецирует» на игру своисобственные представления о социальном мире. Если ребенок, получив в игре«власть учителя», начинает презрительно высмеивать, понукать и жестоконаказывать своих подопечных, то в этом мы увидим ярчайший пример актуализациинеудовлетворенной потребности в отреагировании того антипедагогического стиляповедения каких-то учителей в классе, от которого пострадал данный ребенок илипродолжает страдать в данный момент. Безусловно, ролевые игры – очень сложнаятехника, требующая от исполнителя не только теоретической подготовки, но иопределенного личного артистизма, обаяния и находчивости. Созвездием этихкачеств вовсе не обязаны располагать даже специалисты-психологи, не говоря проучителей-предметников. Более реальные перспективы в расширении примененияролевых игр в диагностической практике открывают ролевые компьютерные игры, вкоторых необходимая изобретательность проявлена уже однажды, прежде всегоразработчиком компьютерной программы, после чего она может быть размножена ирастиражирована на всех компьютерах стандартного типа.
Без активногоиспользования проективных методик в практике школьной психологической службыневозможно решить задачу выявления глубинных причин эмоционально-личностнойдезаптации школьников на определенном этапе возрастного развития и социализации1.

2. Использованиерисуночных проективных методик в диагностике школьного развития
Экспериментальноеисследование проходило на базе МОУ СОШ №2 г. Абакана, учащиеся 2А класса(всего 24 человек).
Дляисследования был применен цвето-рисуночный тест диагностики психическихсостояний младших школьников1.
Цвето-рисуночный тест разработан А.О. Прохоровым и Г.Н. Ге-нинг.Он предназначен для диагностики психических состояний младших школьников в ходеучебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 младшихшкольников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие корреляты среферентными методиками диагностики психических состояний: тестом Люшера,методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессеобучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. Врисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силунедостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации.Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методикаспособствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога сребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветныекарандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый,голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадратразмером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги ицветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчасвы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. тосостояние, которое вы в данный момент испытываете (для учащихся 1-х классовтермин «состояние» можно заменить словом «настроение»). Если ваше состояниенельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей изакрасьте его различными цветами». При этом рекомендуется показать мелом надоске, как можно разделить квадрат (одной диагональю, двумя диагоналями,горизонтальной линией, двумя перпендикулярами на четыре части, горизонталью иперпендикуляром к ней на три части и т.д.)
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснитьиндивидуально.
После того как школьники справятся с заданием, экспериментатордает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояниецветом, а теперь подумайте, на что похоже ваше состояние, в виде какого образавы могли бы его пред ставить и нарисовать. Это могут быть и окружающие васпредметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет,но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь ит.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом илиобразом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правойстороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов:Цвет (в квадрате) Рисунок Состояние Красный
Тетрадь
Парта
Класс
Доска и др.
Школьные атрибуты Активность (активация) Красный, сочетание красного и желтого
Радуга
Новый Год, елка
Торт, мороженое
Конфеты
Подарок
Горка
«5»
Солнце
Воздушные шары Радость Зеленый
Светофор
Машина
Телевизор
Беговая дорожка
Жонглер в цирке
Классная доска Внимание, сосредоточение Розовый
Робот
Компьютер
Машина
Принцесса
Кукла Мечтание, фантазирование Черный
Дождь
Клякса
Ребенок спит за партой Утомление, усталость Оранжевый
Цветы
Дети играют
Животные
Ребенок помогает старушке Дружелюбие, доброжелательность Желтый
Разбитая ваза
Ребенок с учительницей, мамой Искренность Голубой
Душ
Бассейн
Море Бодрость Синий
Скакалка
Волейбол
Футбол
Поднятая рука Азарт Синий Дети с учительницей, со старшими Уважение Коричневый
Поле
Скорая помощь
Могилка
Ребенок упал
Мама гладит по голове ребенка Сочувствие, сострадание
При обработке результатов нужно также учитывать особенностиизображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка частосвидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности,скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясьданной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структурапсихического состояния может и не иметь «монохарактеристики», так какдоминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколькокомпонентов психики. Например, в 1-м классе состояние интереса, активации, радостии внимания чаще всего объединены в одно «полисостояние», где ведущим являетсясостояние интереса. Поэтому дети изображают эти состояния одним цветом – красным.
Анализполученных результатов по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. Генинга,представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализполученных результатов по цвето-рисуночному тесту А.О. Прохорова и Г.Н. ГенингаЦвет (в квадрате) Количество детей Красный 18 (80%) Красный, сочетание красного и желтого Зеленый 1 (3%) Розовый 1 (3%) Черный Оранжевый 1 (3%) Желтый 1 (3%) Голубой 1 (3%) Синий 1 (3%) Синий 1 (3%) Коричневый
Такимобразом, из таблицы видно, что 80% детей выбрало красный цвет, это говорит отом, что у данных детей ведущим состояниями являются интерес, активация,радость и внимание; 3% детей выбрало зеленый, розовый, оранжевый, желтый,голубой и синий цвета; черный и коричневый цвет никто не выбрал.

Заключение
Проективные методики – методики, основанные нафеномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, которыйвыражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особыхсвойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущимисамому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретациядействительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависитот потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Теоретические истоки проективных методикнаходятся, прежде всего, в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласноассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания являетсяассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальнойметодики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного ФренсисомГаль тоном (1822–1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очередиоткрывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать наслово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответафиксировалось с помощью секундомера. Авторы при создании теста преследовалидвоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительныхпроцессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов. Обычноанализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции,нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторномтестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались вдальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемогодетектора лжи.
Методический прием проективных методовзаключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного,неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, небезразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опытуприобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии,воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. Приэтом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойствиспытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленныйнезавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).
Таким образом, специфика проективного методасостоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтныхотношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностныхсмыслов» или «значимых переживаний». Основой всех проективных методик являетсявозможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживанияи поведения человека («комплексы») вызывать такие отклики человека напредъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следоватьсоциально приемлемым образцам поведения.
Проективные методики предназначены дляисследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всегомотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственномунаблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но вдальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.
Применениепроективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитойинтуиции психолога, проводящего обследование.

Библиографическийсписок
1.    Бабинский Ю.К. Педагогика.М.: Просвещение, 1983.
2.   Блонский П.П. Избранныепедагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского.– М.: Педагогика, 1979.
3.    Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология. М., 1991.
4.   Зимняя И.А. Педагогическаяпсихология. Ростов н/Д., 1997.
5.    Зинченко В.П. Психологическаяпедагогика. Ч. 1. Живое знание. Самара, 1998.
6.   Краевский В.В. Методологияпедагогического исследования. – Самара, 1994.
7.   Педагогика / Под ред. В.И. Ядешко.– М.: Наука. 1986. – 786 с.
8.    Педагогическаяпсихология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.
9.   Сластенин В.А. и др.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10.   Столяренко Л.Д. Педагогическаяпсихология. Ростов н/Д., 2000.
11.   Якунин В.А. Педагогическаяпсихология. СПб., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.