Реферат по предмету "Психология"


Регулирование и разрешение конфликтов

--PAGE_BREAK--Объективно-субъективные причины конфликта заложены в антиподности субъектов конфликта (например, между новатором и кон­серватором). Данные субъекты не ставят перед собой задачи целе­направленно провоцировать конфликт между собой, но занимают такие жизненные позиции, что в итоге конфликт неизбежен. Объ­ективно-субъективными причинами объясняется большая часть конфликтов между сотрудниками органов внутренних дел и граж­данами, и происходят они из-за того, что сотрудники милиции в силу исполняемых ими задач по охране правопорядка в соответст­вии с требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, вынуждены вмешиваться в личную жизнь граждан. В свою очередь обыватель далеко не в пол­ном объеме владеет знанием нормативных актов, регламентирую­щих его поведение в общественных местах. Поэтому довольно часто законные требования сотрудников органов внутренних дел воспри­нимаются гражданами как неправомерные действия стражей поряд­ка, превышение ими своих служебных полномочий и соответствен­но вызывают негативную реакцию, перерастающую в некоторых случаях в противоборство.
Каждый отдельно взятый конфликт имеет свои границы, то есть внешние пределы в пространстве и во времени. Пространственные границы определяются территорией, на которой протекает кон­фликт, временным периодом, характеризующим продолжительность конфликта от начала и до его конца.
Основные стадии развития конфликта. В динамике развития конфликтных взаимоотношений можно выделить следующие этапы:
1) осознание опасности реализации собственных целей интере­сам хотя бы одного участника конфликта;
2) участники приходят к заключению, что достижение собст­венных целей возможно только за счет партнера;
3) наступает физиологическая мобилизация, когда чувство опас­ности «запускает» физиологические механизмы эмоционального реагирования на конфликт (в кровь выбрасывается адреналин, ко­торый повышает уровень сахара, осуществляется питание мышц; изменяются окраска кожи — гиперемия, темп речи, появляется тремор рук и жесткая мимика лица). Происходит резкое изменение психических процессов: возрастает ригидность (сложность переклю­чения с одной задачи на другую), внушаемость, появляются агрес­сивные тенденции в мышлении и поведении;
4) выбор стратегий поведения, который предполагает: а) выход из конфликта, б) борьбу за частичное удовлетворение своих потреб­ностей, в) борьбу за полное удовлетворение собственных интересов;
5) выбор тактики борьбы в зависимости от избранной стратегии. Это может быть: тактика компромисса; тактика выжидания; демон­страция силы — попытка заставить партнера выйти из конфликта («я позвоню...» и т.п.); тактика деморализации (попытка склонить парт­нера к выходу из конфликта разными способами, в том числе с по­мощью слухов через третьих лиц); тактика ложного сотрудничества;
6) выход из конфликта. На этом этапе происходит завершение (разрешение конфликта) либо дальнейшее развитие постконфликт­ной ситуации.
Если динамику конфликта изобразить схематически, то это бу­дет выглядеть следующим образом: событие (явление) -> возникнове­ние противоречий -> конфликтная ситуация -> инцидент —> конфликт -> выявление источников конфликта ->• поиск путей разрешения кон­фликта ~4 разрешение конфликта.
Способы профилактики конфликта. Лучший способ разрешить конфликт — это вовремя его предупредить. Его предупреждению способствуют:
• высокая организация служебной деятельности в подразделени­ях. В приведенном выше примере мы видим, к чему в конеч­ном итоге приводит неформальное перераспределение долж­ностных обязанностей в коллективе сотрудников органов внут­ренних дел;
• правовая защита сотрудников. За требованиями к подчинен­ным знать и выполнять свои служебные обязанности некото­рые руководители забывают, что у сотрудников существуют и права, оговоренные в нормативных документах. Нарушения прав сотрудников милиции влекут за собой снижение эффек­тивности профессиональной деятельности коллектива, вызы­вают недоверие к руководству подразделения, создают напря­женную атмосферу. Приведем пример. В подразделении по­является сотрудник, который, будучи неудовлетворенным ус­ловиями прохождения службы, желает перевестись в другое подразделение, что соответствующим образом оговорено в «Положении о прохождении службы в органах внутренних дел». По известным причинам руководство подразделения вместо того, чтобы удовлетворить законное желание сотруд­ника, начинает чинить различного рода препятствия процессу перевода (задерживает отсылку личного дела, выносит взы­скание и т.д.). В результате сотрудник провоцируется на вступление в противоборство с руководством;
• демократизация отношений в коллективе. Одним из основных показателей здоровой социально-психологической обстанов­ки в коллективе является отсутствие напряженности, боязни обсудить насущные проблемы с начальником и другими со­трудниками подразделения. Активное участие в организации профессиональной деятельности в коллективе, возможность высказать свою точку зрения и получить обоснованный ответ от руководителя подразделения вырабатывают у сотрудника ощущение собственной значимости и состояние эмоциональ­ной удовлетворенности от контактов с сослуживцами, что в конечном счете ведет к профилактике конфликтов;
• справедливая оценка результатов профессиональной деятельно­сти позволяет исключить возможность конфликта между со­трудниками различных подразделений, как правило, возни­кающего из-за несправедливого распределения премиального фонда, необъективной оценки результата работы сотрудника, рассогласования заслуг и поощрений;
• обучение личного состава навыкам бесконфликтного поведения и саморегуляции, играющим немаловажную роль в профилакти­ке конфликта. От умения контролировать свои эмоции, речь, действия в процессе взаимоотношений зависит, насколько велико будет эмоциональное удовлетворение вашего собесед­ника от контакта с вами. Нередко, совершенно не желая раз­вязывать конфликт, люди тем не менее, бросая необдуман­ную реплику, фразу, совершая необдуманный поступок, вы­зывают негативную реакцию у своего собеседника, подталкива­ют его этим к противоборству, которое вполне может вылиться в агрессию, желание нанести (уже вполне обдуманно) ответ­ный удар. В этой ситуации главное вовремя осознать неле­пость сложившегося положения, не дать конфликту перейти на эмоциональный уровень и, используя навыки бесконфликт­ного поведения, погасить его на ранней стадии.
Своевременное обнаружение и успешность последующих меро­приятий по предупреждению конфликта зависят также от уровня наблюдательности, ибо конфликт предваряется более или менее оче­видными сигналами, такими, как дискомфорт, напряжение (воз­никновение негативных установок и предвзятого отношения), не­доразумение (ложные выводы из-за отсутствия взаимопонимания), инциденты, кризис (разрыв связи с партнером и т.п.).
Способы разрешения конфликта. Если конфликт не удалось предупредить, и он все-таки возник, необходимо перейти к процессу разрешения конфликта.
Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимопри­емлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.
При разрешении конфликта необходимо помнить, что он имеет три основные стадии: возникновение, усиление (период обостре­ния противоречий и борьбы его участников) и затухание (период ослабления борьбы и постепенной гармонизации взаимоотношений участников конфликта).
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
• перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный. На стадии возникновения и развития кон­фликт переходит с интеллектуального на эмоциональный уро­вень, то есть конфликтующие стороны уходят от здравого обсу­ждения интересующей их проблемы и ставят для себя основ­ную задачу — нанести противнику максимальный эмоцио­нальный, а иногда даже физический урон. Соответственно, до той поры, пока субъекты конфликта не вернутся к поэтапно­му обсуждению вариантов решения возникшей проблемы, ни о каком разрешении конфликта речи быть не может;
• выравнить позиции оппонентов, так как если один из оппонен­тов будет считать свою позицию наиболее выгодной и у него сохранится представление о возможности полного обладания объектом конфликта, разрешить конфликт будет трудно;
• устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сто­рон. Примирение сторон не устраняет объекта конфликта, со­ответственно, не исчерпывает конфликтной ситуации и, как правило, носит демонстративный характер, так как по про­шествии некоторого времени стороны снова станут искать повод к возникновению противоборства, и конфликт будет потушен лишь до первого инцидента;
• устранение противоречия путем компромисса. Компромиссом называется добровольный отказ субъектов конфликта от час­ти объекта в пользу своего оппонента с целью завладеть дру­гой частью объекта конфликта. В ходе разрешения конфликта путем компромисса необходимо заранее подготовить блок раз­личных вариантов взаимных уступок, не затрагивающих ос­новных требований противоборствующих сторон.
Бывают такие ситуации, когда разрешение конфликта путем компромисса не представляется возможным. Причиной может высту­пать неделимый объект конфликта (как в примере с вакантной долж­ностью) или индивидуальные особенности субъектов конфликта. В этом случае рекомендуется поступить следующим образом:
• ликвидировать объект конфликта. Например, конфликт в от­ношении вакантной должности в подразделении между двумя претендентами не прекращается. Руководство назначает на данную должность третье лицо. Таким образом, объект кон­фликта устраняется, и сам конфликт сходит на нет;
• заменить объект конфликта. Например, с целью разрешения конфликта в подразделении руководство предлагает одному из субъектов равноценную должность в другом подразделении;
• разрешить конфликт путем привлечения третейских судей, в качестве которых рекомендуются сотрудники коллектива под­разделения, представители общественности и т.п.;
• устранить возможность вступления в контакт субъектов кон­фликта. Этот крайний вариант разрешения конфликта заклю­чается в создании условий, устраняющих возможность взаи­модействия конфликтующих сторон и коллектива, и переводе сотрудников в разные подразделения.
Средством реализации процесса разрешения конфликта может выступать различная тактика, состоящая из совокупности спо­собов и приемов воздействия на оппонента в конфликте: рацио­нальное убеждение; дружеское обращение; заискивание; заключе­ние сделок; демонстративные действия; давление; апелляция к вла­сти; санкционирование; коалиция.
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие фак­торы: адекватность отражения конфликта; открытость общения конфликтующих сторон; создание климата доверия; определение существа конфликта.
Необходимо иметь в виду, что имеется ряд психологических яв­лений, затрудняющих адекватное отражение конфликта:
• так называемая «иллюзия собственного благородства», когда человеку, вовлеченному в конфликт, кажется, что истина и справедливость целиком на его стороне, уверенность в этом определяет поведение человека в процессе разрешения кон­фликта;
• «поиски соринки в глазу другого», когда каждый из участни­ков конфликта видит, как правило, только недостатки своего оппонента, не замечая при этом собственных;
• упрощение конфликтной ситуации, в результате которого под­тверждается представление о правильности своих действий и неадекватности действий оппонента.
И, наконец, существуют основные принципы разрешения кон­фликта, предложенные еще Р. Фишером, У. Юри в известной книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» (М.: Наука, 1990): 1) отделение людей от проблемы; 2) внимание интересам, а не лицам; 3) предложение взаимовыгодных вариантов; 4) использо­вание объективных критериев.
Источники конфликтов и способы их урегулирования
Характеристика конфликтных действий и поведения. Для того чтобы обходиться без конфликтов и грамотно их преодолевать, не­обходимо хорошо представлять себе, какие действия и какое пове­дение приводят и располагают к конфликтам:
• высказывание партнеру подозрения в его негативных побуж­дениях, открытое недоверие;
• перебивание собеседника при высказывании им своего мне­ния;
• несдержанность;
• открытое проявление личной антипатии к человеку; в постоянные или мелочные придирки;
• принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»;
• угроза;
• подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
• заниженная оценка вклада партнера в общее дело, преувеличивание собственного вклада, своей роли;
• устойчивое нежелание признавать свои ошибки или чью-то правоту;
• постоянное навязывание своей точки зрения;
• неискренность;
• нарушение персонального физического пространства;
• обсуждение интимных проблем собеседника;
• резкое ускорение темпа беседы, ее неожиданное свертывание и т.п.
Воздействие на оппонента может быть манипулятивным и кон­структивным. При манипулировании происходит:
• раздражение оппонента, выведение его из равновесия;
• использование непонятных для оппонента слов;
• очень быстрый темп речи;
• отвлечение внимания от какой-либо мысли;
• перевод спора в сферу домыслов;
• другой вариант «чтения мыслей оппонента»;
• отсылка к высшим интересам без расшифровки;
• однозначная бездоказательная оценка;
• многозначительная недосказанность;
• ссылка на авторитеты, которые для данного случая не служат доказательством;
• подведение идей оппонента под неприемлемые доктрины, теории, установки;
е принижение личности оппонента, прерывание диалога с по­мощью демонстративной обиды;
• селекция аргументов;
• использование оборотов речи, действующих на подсознатель­ном уровне;
• приписывание оппоненту несуществующих качеств. Конструктивное воздействие означает:
• четкость и определенность обсуждаемых положений;
• исключение подмены предмета спора;
• обеспечение достаточности аргументов для доказательства те­зиса;
• непротиворечивость аргументов, открытость для убедитель­ных аргументов;
• условное принятие довода, стимулирование оппонента с по­мощью уточняющих вопросов и обращений за советом;
в тактичное объяснение характера ошибочных умозаключений;
• использование «метода Сократа», заключающегося в поста­новке серии вопросов, на которые просят дать однозначные ответы;
• уточнение высказываний, повторение аргументов и резюмирование;
• недопущение нападок на личность (обсуждать проблему);
• поэтапное выдвижение аргументов;
• предоставление возможности оппоненту «сохранить свое лицо». Ежедневно сотрудники органов внутренних дел вынуждены вступать в конфликт либо являться свидетелями конфликта на уровнях: личность — личность, личность — общество, личность — закон. Очевидно, что в процессе исполнения своих служебных обя­занностей сотрудник ОВД постоянно находится под воздействием конфликтной ситуации, при этом его провоцируют на конфликт ли­бо он сам провоцирует конфликт своим необдуманным поведением, эмоциональным срывом и т.д. Такая ситуация объясняется прежде всего психологической неподготовленностью сотрудника к деятель­ности в условиях конфликта. Следует заметить, что зачастую при­чинами этих конфликтов являются правовой нигилизм, отсутствие правовой культуры и правовая безграмотность граждан.
Необходимо учитывать, что любой конфликт характеризуется несовпадением интересов и потребностей конфликтующих сторон. Несовпадение может быть действительным (когда имеется действи­тельное несовпадение целей, потребностей и интересов партнеров — в этом случае мы говорим о собственно конфликтном взаимодейст­вии) и мнимым, ложным (характеризующимся мнимым несовпаде­нием таковых, когда непонимание целей партнера ведет к тому, что кажется, будто он ведет себя не так — такими являются большинст­во бытовых конфликтов).
В профессиональной деятельности сотрудников ОВД постоянно встречается как одна, так и другая разновидность конфликта. Меж­ду тем любые конфликты мешают достижению практических целей деятельности, как было уже сказано выше, поскольку в процессе конфликтного взаимодействия неизбежно происходит переключе­ние внимания и сил участников с проблем правоохранительной деятельности на выяснение межличностных отношений (конфликт между сотрудником милиции и потерпевшим), дезорганизуется мышление его участников, разрушаются сложившиеся системы от­ношений. Напряженные конфликтные взаимодействия завершают­ся либо агрессией, либо (если агрессия загнана внутрь) психосома­тическими заболеваниями.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Активное познание основ биологии на интегрированных уроках
Реферат Средневековая философия: Фома Аквинский
Реферат Финансовый механизм делового проекта
Реферат Методика подготовки и чтения лекций по психологии
Реферат Активизация познавательной деятельности слабовидящих детей на уроках
Реферат Расчет теплоутилизационной установки вторичных энергоресурсов
Реферат «Достижение культуры Древнего Египта»
Реферат Маркетинг культурные технологии развития бизнеса
Реферат Методы борьбы с болезнями лесных и декоративных насаждений
Реферат Договор строительного подряда 2
Реферат Мутуалистические основы культурного биоценоза
Реферат Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
Реферат Требования к искусственному освещению и средства защиты от ультрафиолетового излучения
Реферат Street Wise Essay Research Paper Conflict Theory
Реферат Аксенов ИА