Реферат по предмету "Психология"


Развитие внимания младших школьников

--PAGE_BREAK--

Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в абс. значениях)
Исходя из количественных подсчетов, на первом этапе исследования средним значением переключаемости внимания является значение в 5,9 секунд – показатели ниже данного значения указывают на высокую переключаемость внимания, показатели выше на низкую.

Таким образом, анализ данных на первом этапе исследования показывает (рис. 2), что среди исследуемой группы детей преобладает высокий уровень переключаемости внимания (45%), но следует отметить, что также значительны показания среди детей с низким уровнем переключаемости внимания (25%).






Рис. 2. Показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в %)
Следующим нашим шагом в первичном сборе данных была диагностика уровня концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы детей, для этих целей нами была использована методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 3 и 4), индивидуальные показатели по каждой шкале представлены в Приложении 5 рассмотрим их.


Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых (в %)
Анализ данных уровня концентрации внимания на данном этапе показывает, что среди испытуемых детей преобладает средний уровень, но при этом следует отметить, что среди испытуемых девочек преобладает высокий уровень концентрации внимания (46%), а у испытуемых мальчиков данная характеристика значительно ниже и установлена на среднем уровне (52%).

Подобные данные указывают на гендерные различия в развитии данной характеристики внимания, т.к. мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.

Кроме диагностики концентрации внимания методика корректурной пробы Бурдона предполагала определение устойчивости внимания, рассмотрим полученные данные данной характеристики на первом этапе исследования (рис. 4).


Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых (в %)
Рассматривая и анализируя полученные данные по устойчивости внимания, мы можем сделать заключение, что уровень развития устойчивости на первом этапе среди исследуемой группы находится на среднем уровне (52 – 54 %), как среди девочек, так и среди испытуемых мальчиков.

Однако с помощью φ* — углового преобразования Фишера нами получены результаты, свидетельствующие о том, что среди мальчиков статистически чаще встречаются низкий уровень переключения внимания (46,2%), чем среди девочек (φэмп. = 2,59 > φ кр. = 2,31, p≤ 0,01). Что касается результатов по методике корректурная проба Бурдона, то и здесь были выявлены некоторые различия между испытуемыми девочками и испытуемыми мальчиками. Среди девочек больше испытуемых со средним уровнем устойчивости внимания (60%) (φэмп. = 1,89 > φ кр. = 1,64, p≤ 0,05), а среди мальчиков больше испытуемых с высоким уровнем концентрации внимания (50%) (φэмп. = 2,07 > φ кр. = 1,64, p≤ 0,05). Более подробно расчеты представлены в Приложении 6.
Выводы ко второй главе:
Изучение и диагностика внимания у детей младшего школьного возраста исходит от основных закономерностей и формирований новообразований данного возрастного периода. В качестве выбора средств изучения внимания выступают доступные и надежные психодиагностические методы.

Анализ данных констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что основные изучаемые характеристики внимания среди исследуемой группы детей, такие как уровень переключаемости внимания находится на достаточно высоком уровне. При этом следует отметить, что данный показатель выявлен не у всех исследуемых детей, т.к. имеется группа лиц, которым необходимо провести коррекционную работу по развитию данного качества.

Изучение концентрации и устойчивости внимания среди исследуемой группы показала, что мальчикам тяжелее сохранять устойчивую концентрацию внимания, чем девочкам того же возраста.

На основе полученных данных нами была определенна коррекционная программа упражнений по развитию определенных качеств внимания, которые вошли в опытно-экспериментальную работу по развитию внимания у младших школьников. Рассмотрим её подробнее.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Задачи, методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального исследования внимания выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза, на этой основе обосновать рекомендации по развитию процесса внимания у младших школьников.

Будем исходить из предположения о том, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности, а комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения. Они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.

Но так как объектом нашего исследования являются дети младшего школьного возраста с различными характеристиками внимания, то, прежде всего, необходимо определить факторы, влияющие на уровень развития внимания (возраст, успеваемость в школе, социальный статус и т.д.) и выявить различные характеристики развития качеств внимания, таких как устойчивости, распределения и переключения и концентрации внимания среди исследуемой группы детей.

Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи по опытно-экспериментальной работе данного исследования:

1)                рассмотреть факторы, влияющие на уровень развития внимания, такие как возраст, методики обучения, социальный статус исследуемой группы;

2)                провести формирующий эксперимент для выявления особенностей, закономерностей и динамики изменений развития качеств внимания, у детей младшего школьного возраста используя специальный комплекс подобранных упражнений;

3)                провести корреляционный анализ полученных результатов.

Организация исследования: в рамках данного исследования нами было опрошено 20 учащихся, из них 10 девочек и 10 мальчиков, в возрасте от 8 до 9 лет. Исследование проходило на базе средней общеобразовательной школе №16, г. Раменское.

В русле теоретических посылок, изложенных в первой главе, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики внимания рассмотренных во второй главе исследования нами были выбраны две методики:

-                    методика Шульте-Горбова (Приложение 1), предназначена для диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания;

-                    методика корректурная проба Бурдона (Приложение 2), предназначена для диагностики концентрации внимания.

Каждому из испытуемых были предложены вышеизложенные методики, при проведении исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе.

Исходя из цели исследования, и для подтверждения гипотезы нами был выбран как основной исследовательский метод – формирующий эксперимент. Основной целью, которого является целенаправленное развитие определенных исследуемых качеств при создании контрольной и экспериментальной группы, где в последней проводятся упражнения по формированию и развитию внимания и производиться повторный сбор данных. Таким образом, нами предполагается выявить особенности, закономерности и динамику изменений развития качеств внимания у детей младшего школьного возраста и подтвердить или опровергнуть предполагаемую гипотезу.

Экспериментальный план: исследование проводится в соответствии с основополагающими закономерностями экспериментального плана, в котором присутствуют две рандомизированные группы (контрольная и экспериментальная) с предварительным и итоговым тестированием «тест – воздействие – ретест».

Воздействием является использование комплекса упражнений на развитие внимания детей младшего школьного возраста, представленные в приложении 3.

При анализе полученных данных используется параметрический критерий t-Стьюдента, где вычисляются изменения показателей от первого тестирования ко второму. Таким образом, определяется значимость различий экспериментальной гипотезы о влиянии независимой переменной на зависимую, т.е. комплекс развивающих упражнений может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.

Для статистической обработки и анализа эмпирических данных использовались методы первичной математической обработки; программа SPSS Statistics 17.0 для Windows: сдвиг критериев Стьюдента.
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.)

Таблица 1

Социодемографическая характеристика выборки (общие сведения)



Из табл. 1 видно, что возрастные показатели исследуемой группы детей в ней преобладают дети с возрастом 8 лет (60% от всех испытуемых), гендерные же различая, по группе распределены равномерно. По показателю успеваемости в учебном заведении, в исследовательской группе большинство (62%) обучаются на «хорошо», и лишь малое количество (16%), получают удовлетворительные отметки.

После сбора общей информации о респондентах мы провели несколько уроков с применением комплекса упражнений по формированию внимания у младших школьников и после провели повторную диагностику с использованием тех же диагностических методик, что мы использовали на этапе констатирующего эксперимента. Опишем результаты, полученные нами на этапе формирующего экспериментального исследования.

Анализ данных на втором этапе исследования по методике Шульте-Горбова показывает, что в экспериментальной группе переключаемость внимания возросла почти в 3 раза, т.к. максимальное значение показателей здесь составило всего 2 секунды, что, безусловно, свидетельствует о том, что использование комплекса методических упражнений может способствовать развитию переключаемости внимания у младших школьников. Показатели данных в контрольной группе практически остались без изменений, среднее значение показателей переключаемости на втором этапе исследования составил 4,1 секунды, что не сильно отличается от данных на первом этапе, где показатели данных переключаемости внимания колебались в пределах 5,9 секунд (рис. 5). Индивидуально количественные показатели представлены в приложении 7.


Рис. 5. Количественные показатели уровня переключаемости внимания в экспериментальной и контрольной группе (в абс. значениях)
Рассмотрим также анализ сравнительных данных по переключаемости внимания детей младшего школьного возраста входе формирующего эксперимента (рис. 6).






Рис. 6. Показатели изменения уровня переключаемости внимания среди исследуемой группы детей на двух этапах (в %)
Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этап исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе высокий уровень переключаемости внимания преобладает у 78,5% исследуемых детей, и составляет разницу от первого этапа в 33,5%, что, безусловно, указывает на эффективность применения развивающих упражнений.

При этом следует отметить, что показатели низкого уровня переключаемости внимания на втором этапе, в отличие от первого отсутствуют полностью.

Выводы по методике: таким образом, анализ представленных данных переключаемости внимания на двух этапах исследования, подтверждает успешность экспериментальной работы по формированию переключаемости внимания среди детей младшего школьного возраста полностью.

После диагностики переключаемости внимания среди исследуемых детей мы провели повторную диагностику по методике корректурная проба Бурдона в экспериментальной и контрольной группе. Полученные данные наглядно изображены на графике (рис. 7), индивидуально-количественные показатели представлены в приложении 8.

 






Рис. 7 График устойчивости и концентрации внимания в экспериментальной и контрольной группе
Рассматривая показатели данных на рис. 7 по показателю производительности устойчивости и концентрации внимания в исследуемой группе детей мы можем наблюдать, что в экспериментальной группе детей производительность внимания колеблется в пределах 338 – 900, а в контрольной группе показатели данных значительно ниже, в пределах 115,2 – 450. Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, а средний показатель пропусков и ошибок ниже.

Сравнение же данных между контрольной и экспериментальной группой позволяет оценить эффективность применения формирующих и развивающих упражнений по повышению устойчивости и концентрации внимания в исследуемой группе детей младшего школьного возраста.

Также нами был произведен сравнительный анализ показателей данных на втором этапе исследования по уровню концентрации и устойчивости внимания среди мальчиков и девочек в исследуемой группе детей, рассмотрим полученные данные (таб. 2).


Таблица 2

Сравнительные показатели уровня концентрации и устойчивости внимания среди контрольной и экспериментальной группы (в %)



Рассматривая и анализируя сводные табличные данные до и после применения формирующих и развивающих упражнений по вниманию, мы можем наблюдать, что уровень концентрации внимания как среди девочек, так и среди мальчиков возрос, т.к. показатели «высокого уровня» по сравнению с первым этап повысились в 8 – 16% раз.

Уровень устойчивости внимания, также увеличился после применения комплекса развивающих внимания упражнений, так показатели «высокого уровня» возросли в 2,5 – 16%, но следует отметить, что изменения устойчивости внимания произошли больше всего у девочек, чем у мальчиков того же возраста.

Конечным этапом нашего исследования, являлось обеспечение достоверности исследования, для этого мы использовали метод математической статистики. Итак, мы исходили из предположения, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности, а комплекс диагностических методик может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения.

Для проверки данного предположения был использован коэффициент сдвига критериев Стьюдента, т.к. данные анализ позволяет учитывать индивидуальные отличия показателей данных, и дает достоверную информацию о качестве анализа данных до и после применения комплекса формирующих упражнений по развитию внимания. Подробный отчет данного анализа представлен в приложении 9.

По полученным результатам можно достоверно заключить, что после применения комплекса упражнений по формированию и развитию внимания показатели устойчивости и концентрации внимания возросли, т.к. как видно из результатов, для выборки объемом N= 10, среднее значение переменной в экспериментальной группе (4,1) оказалось статистически значимо выше среднего значения переменной в экспериментальной группе (1,2) с уровнем значимости p

Таким образом, гипотеза данного исследования полностью подтверждена.
3.3 Рекомендации по развитию внимания исследуемой группы детей
Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить детей сосредоточиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности, быть наблюдательными, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание (например, слушать и одновременно писать, рисовать и т. п.). Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать его объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Подобное исследование по развитию внимания у младших школьников помогает лучше понять и определить уровень развития внимания у каждого конкретного ребенка, выделить детей «группы риска» — тех, у кого могут возникнуть проблемы в учебной деятельности и определить дальнейшую индивидуально-коррекционную учебно-педагогическую деятельность, как педагогов, так и психологов.

Исходя из анализа полученных данных, мы можем выделить детей нуждающихся в более подробном обследовании внимания, например, учащиеся, у которых по методике корректурная проба Бурдона имеется большое количество пропусков в пробе и маленькая производительной по устойчивости внимания. Следует выполнять задания и упражнения на развитие переключаемости и распределения внимания, т.к. все свойства внимания значительно развиваются в результате тренировки и в самоуправлении деятельности ребенка. Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

Применение технических средств обучения, как аудиовизуальных средств обучения также приводит к повышению качества концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Возможность использования игровой деятельности позволяет обеспечивать естественную мотивацию знаний, сделать интересным и осмысленным даже самый элементарный материал. Именно использование игровых приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Таким образом, основные рекомендации по развитию внимания в младшем школьном возрасте сходятся в развитии основных форм проявления внимания в период раннего становления личности и формированию основ учебной деятельности, таких как сенсорно-перцептивное, инеллектуально-мыслительное и моторно-двигательное внимание, а также вовлечение ребенка в познавательно-развивающую деятельность.

внимание младший школьник рекомендация эксперимент


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н.Ф. Добрынин писал, что необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по развитию внимания у младших школьников показали, что проблема является актуальной. Внимание в жизни и деятельности учащихся выполняет много разных функций, оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

В основные задачи по формированию внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Присущие младшим школьникам нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся младшего школьного возраста.

Проведенная нами исследовательская работа показала, что на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию сущности, структуры и экспериментального изучения внимания у младших школьников, возможно, выявить детерминанты, обусловливающие его развитие в процессе раннего онтогенеза. Полученные данные достоверно доказали, что развитие устойчивости и концентрации произвольного внимания у младших школьников в значительной мере детерминировано спецификой их формирования как субъектов учебной деятельности.Комплекс же методический упражнений по его развитию может способствовать выявлению у детей индивидуальных особенностей развития устойчивости и концентрации произвольного внимания в процессе обучения; они могут быть направлены на обеспечение психолого-педагогических возможностей своевременной, целенаправленной и индивидуализированной помощи детям, а также организации педагогического процесса.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. — М.: Академия, 1999. – 320 с.

2.     Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. — 1984. — № 6. — С. 8-13.

3.     Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. – М.: Педагогика, 1987. – 220 с.

4.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: МОДЭК, 2001. – 256 с.

5.     Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1964. – 235 с.

6.     Возможности практической психологии в образовании. Выпуск 1 – М.: Перспектива, 2001. – 88 с.

7.     Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1989. – 96 с.

8.     Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 500 с.

9.     Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 150 с.

10.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1984. – 101 с.

11.Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. – М.: Просвещение, 1992. – 233 с.

12.Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

13.Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. — №3 – С. 121 – 128.

14.Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.

15.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 1287 с.

16.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Просвещение, 1981. – 562 с.

17.Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.

18.Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.

19.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.

20.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

21.Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.

22.Личность и проблемы развития / под ред. Е.А. Чудина. – М.: Инсти, 2003. 172 с.

23.Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. — М.: Эйдос, 1996. – 114 с.

24.Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.

25.Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008. – 400 с.

26.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское агентство, 1996. – 374 с.

27.Павлов И.П. Собрание сочинений – М.: Просвещение, 1982 – 151 с.

28.Поляков И.В., Ходаковский Л.С. К вопросу о переключаемости внимания. М.: Просвещение, 1987 – 381 с.

29.Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. – 1982. — № 2. — С. 51-52.

30.Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуприковой, — М.: ИП РАН, 2004. – 304 с.

31.Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1984. – 127 с.

32.Психология развития / под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой, — М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.

33.Психология человека от рождения до смерти / под ред. Реан А.А., — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.

34.Ристо Наатанен Внимание и функция мозга. – М.: МГУ, 1998. – 560 с.

35.Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. — М.: Тривола, 1995. 347 с.

36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

37.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

38.Санникова Е.П. Активация внимания первоклассников на уроках. – Саратов, 1995. – 233 с.

39.Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках. Саратов, 1987. – 192 с.

40.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

41.Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 197 с.

42.Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с.

43.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

44.Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.

45.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.


Приложение 1
Методика Шульте-Горбова
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения. Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.

Первая инструкция: «На Вашем бланке 25 черных и 24 красных чисел. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 25), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 24 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу». Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные числа в убывающем порядке, одновременно, попеременно. Например: черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2, красная цифра 23 и так далее. Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом, получается два ряда букв».

Обработка данных. Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключаемость внимания. Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее. Время выполнения задания фиксируется при помощи секундомера. Для сравнения берется среднее значение времени выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицами Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Тестовый материал
Бланк 1


Бланк 2




Приложение 2
Методика корректурная проба Бурдона
Исследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Возможны другие варианты проведения методики. Вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-се-кундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле

где К – концентрация внимания,

С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

n – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков). Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Протокол занятия


Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

где А – темп выполнения,

S – количество букв в просмотренной чисти корректурной таблицы,

t – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.




Тестовый материал





Приложение 3
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
1.                 Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2.                 Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).


3.                 Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4.                 Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.




5.                 Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
6.                 Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
7.                 Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.
8.                 Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
9.                 Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.
10.            Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
11.            Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»




Приложение 4
Количественные показатели переключаемости внимания на первом этапе, по методике Шульте-Горбова
Таблица 3
    продолжение
--PAGE_BREAK--



Приложение 5
Количественные показатели концентрации внимания на первом этапе, по методике корректурная проба Бурдона
Таблица 4

№ n/n

концентрация внимания


устойчивость внимания


С

n

Е

t

S

A

1

дев., 8 лет

26

4

169

60с


84

1,4

2

дев., 9 лет

25

6

104

60с


86

1,43

3

дев., 8 лет

30

2

450

60с


68

1,13

4

дев., 8 лет

24

2

288

60с


65

1,08

5

дев., 8 лет

25

4

156,25

60с


74

1,23

6

дев., 9 лет

26

3

225,3

60с


72

1,2

7

дев., 8 лет

27

4

182,25

60с


80

1,33

8

дев., 9 лет

25

2

312,5

60с


65

1,08

9

дев., 8 лет

24

4

144

60с


68

1,13

10

дев., 8 лет

22

5

96,8

60с


72

1,2

Среднее значение:

212,81

1,33

11

мал., 9 лет

26

4

169

60с

122

2,03

12

мал., 9 лет

25

2

312,5

60с

102

1,7

13

мал., 8 лет

30

7

128,5

60с


84

1,4

14

мал., 9 лет

24

5

115,2

60с


70

1,16

15

мал., 8 лет

28

3

261,3

60с


92

1,53

16

мал., 8 лет

25

4

156,25

60с


78

1,3

17

мал., 9 лет

23

5

105,8

60с


72

1,2

18

мал., 8 лет

26

4

169

60с


68

1,13

19

мал., 9 лет

30

3

300

60с


65

1,08

20

мал., 8 лет

24

2

288

60с


70

1,16

Среднее значение:

200,5

1,37




Приложение 6
Табличные данные расчетов по φ* — угловому преобразованию Фишера особенностей внимания в младшем дошкольном возрасте
Таблица 5 Методика Шульте-Горбова



φ1 (46,2%) = 1,159

φ2 (0%) = 0,00

φэмп. = (φ1 – φ2)· = (1,159 – 0,00) · = 1,159 ·  = 2,59

φэмп > φкр. = 2,31, p≤ 0,01.
Таблица 6 Методика корректурная проба Бурдона




φ1 (60%) = 1,772

φ2 (20%) = 0,927

φэмп. = (φ1 – φ2)· = (1,772 – 0,927) · = 0,845 ·  = 1,89

φэмп > φкр. = 1,64, p≤ 0,05.




Приложение 7
Количественные показатели переключаемости внимания на втором этапе, по методике Шульте-Горбова
Таблица 7 Данные экспериментальной группы



Таблица 8 Данные контрольной группы
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.