Реферат по предмету "Психология"


Развитие отечественной психологии в первой половине ХХ века

Астраханский государственный технический университет.
Реферат на тему: Развитие отечественной психологии в первойполовине ХХ века
Выполнила: студентка 1 курса
Группа ЮП-11
Заплатила Иоланта Владиславовна
Проверил: доцент кафедры
Фролов Сергей Сергеевич
Астрахань 2008

Содержание
1. Введение. 3
2.Состояние психологического знания в России в начале XX века. 3
3.Экспериментальная психология. 7
4.Развитие советской психотехники. 8
5.Развитие советской педологии. 10
6.Развитие психоанализа в России. 12
7.Трагедия прикладной психологии в России в 30-е годы… 16
8. Итогиразвития советской психологии в предвоенный период. 19
9.Результаты и достижения советской психологии военного периода. 21
10.Итоги развития советской психологии в годы Великой Отечественной войны   26
Заключение. 28
Список литературы… 291. Введение
Целью данного реферата является анализ и обобщение некоторыхнаиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развитияпсихологической науки в России ХХ столетия. Задача состоит в том, чтобы на фонеобщей и краткой характеристики психологии в нашей стране (за последнеестолетие) раскрыть некоторые линии развития в психологии личности, социальнойпсихологии и психологии познания, охарактеризовать и сделать вывод по каждойотрасли психологии. В этих областях науки особенно отчетливо выходит напередний план психология субъекта, которая становится все более актуальнойпроблемой для всего цикла наук о человеке. На мой взгляд, эта тема актуальна нетолько в наше время, но и всегда, т.к. важно знать историю развития психологиии становление ее как науки.
В своем реферате я кратко описала развитие экспериментальнои эмпирической психологии, а так же развитие психологии в разные периоды – дореволюции, военный период и др.
Вместе с развитием психологического комплекса знаний вфилософии, в области естественно — научного звания, прежде всего в медицине,шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии ибиохимии. При этом все более выявлялось противоречие философскогопсихологического знания о душе и естественно — научного знания о человеке. В тоже время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались нев состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе егопсихики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этотпроцесс также важен, как и результат — наука психология.2. Состояние психологического знания в России вначале XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила осебе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главныеобласти научной мысли — в сферу философско-исторического и естественнонаучногознания — она в конце XIX — начале XX веков превращается в самостоятельнуюнаучную дисциплину. Этот процесс институционализации психологического знаниясопровождался необходимыми логико-научными (определение задач и предметаисследования, разработка программ и выделение направлений развития, обоснованиеадекватных методических приемов и принципов исследования психической реальностии т. д.) и организационно-научными (создание специальных психологическихцентров и психологических научных изданий, формирование кадровученых-психологов и т. д.) преобразованиями.
Огромное влияние на психологическую науку в России оказаламировая психология, проходившая тот же путь, но с некоторым опережением. Так,первая в Европе и в мире психологическая лаборатория была создана В.Вундтом вГермании в Лейпциге в 1879 г. Вслед за этим психологические лабораториивозникают и в других научных центрах. Знакомство многих русскихученых-неврологов, психиатров, педагогов с деятельностью зарубежных лабораторийи с используемыми в них экспериментально-психологическими методами исследованияпсихических явлений способствовало углублению их собственных поисков вразработке новых подходов в психологии.
Отражением возрастающей роли психологии в обществе являлосьобращение к психологическим вопросам специалистов-практиков: педагогов,работников различных промышленных сфер труда и военных областей. Анализ ихработ свидетельствует о широте психологической проблематики, оригинальностивыводов, которые делались ими непосредственно на основе конкретнойдеятельности. В число обсуждаемых специалистами вопросов включались:психологические проблемы безопасности труда, его рациональной организации,обеспечения и поддержания необходимой работоспособности человека (в том числе всложных условиях), подбора и подготовки кадров и многие другие.
Уровень интереса к психологии, признания ее научной ипрактической ценности отражался и во все более частом и настойчивом включении врассмотрение психологических проблем представителей научного сообщества ихудожественной интеллигенции. Возрастал авторитет психологии. Она становиласьпредметом внимания специалистов смежных наук и практических сфер: врачей,педагогов, физиологов, этнографов, языковедов, юристов, биологов. Ученые разныхпрофилей, литераторы, публицисты часто в популярной и, как правило, вдискуссионной форме, апеллируя к житейской практике, высказывали здесь своимнения и суждения по широкому кругу насущных психологических вопросов, включая,таким образом, в их обсуждение широкую читательскую аудиторию. Имирассматривались проблемы мотивов и поступков поведения человека;наследственности и психических состояний; развития психики ребенка, ееособенностей и связанные с этим вопрос гуманизации воспитания и обучения и т.д.
Междисциплинарные связи психологии с другими науками неограничивались сферами «психология-философия»,«психология-физиология», но включали широкий круг взаимодействующих спсихологией научных дисциплин. Это существенно расширяло областьпсихологических исследований, обусловливая возникновение новых проблем на стыкеразных наук, открывая путь к более глубокому, многостороннему, комплексномурассмотрению исследуемых в психологии феноменов.
В этом отношении показательна деятельность Московскогопсихологического общества, основанного в 1885 г. при Московском университете(до 1888 г. общество возглавлял М.М.Троицкий, затем его сменяли на этом поприщеН.Я.Грот и Л.М.Лопатин). Членами общества были ученые разных научных направленийи ориентации — выпускники и преподаватели историко-филологического и другихфакультетов Университета, представители естественнонаучных дисциплин, преждевсего врачи-психиатры. Наряду с учеными традиционного,философско-ориентированного подхода в психологии (Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов,С.Трубецкой, М.Лопатин), в руководстве обществом были также сторонникиестественнонаучного, экспериментального течения (С.С.Корсаков, А.А.Токарский).В числе почетных и действительных членов Московского психологического обществасостояли лидеры нового естественнонаучного течения в психологии — И.М.Сеченов,В.М.Бехтерев и др.
Данное общество было тесно связано с зарубежными научнымицентрами и учеными. В состав его иностранных членов входили А.Бэн, Г.Спенсер(Англия), В.Вундт (Германия), У.Джемс (США), Т. Рибо и Ш. Рише (Франция) и др.
Наконец, факт признания психологии как самостоятельной наукии в научных, и в широких общественных кругах подтверждается успехамипсихологического образования, включающего 1) популяризацию психологическихзнаний в широких кругах общества, 2) преподавание психологии, 3) созданиесистемы подготовки психологических кадров. Проведенный анализ позволяет сделатьвывод, что в России начала XX века психологическое образование сложилось внекую более или менее целостную систему, охватывающую все выше перечисленныеступени и уровни. В частности, преподавание психологии осуществлялось в учебныхзаведениях всех типов (будь то духовные семинарии, лицеи или кадетские корпуса)и охватывало разные ступени обучения (среднее образование и высшее).
Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX начале XXвв., российская психология в идейном и содержательном планах не представляласобой монолитного, гомогенного образования, а включала ряд мощных течений инаправлений.
Бурное развитие естествознания в России подготовило почвудля возникновения альтернативного подхода, включающего сторонниковэкспериментального пути развития психологии и концентрирующегося вокругсеченовской программы опытного и объективного изучения психики.3. Экспериментальная психология
Мощное течение в психологической мысли России былопредставлено так называемой экспериментальной психологией. Становлениенаправления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психическихявлений, осуществлялось под воздействием, как общих тенденций развития мировойпсихологической науки, так и специфических социокультурных предпосылок иусловий развития отечественного психологического знания.
Следует отметить, что именно возникновение этого направлениязнаменовало принципиально новый этап в истории психологии в России — обретениеею статуса самостоятельной области научного знания. Главной объективнойпредпосылкой введения эксперимента в психологию являлась назревшая потребностьв точных, экспериментально проверенных результатах психологических исследованийчеловека. Особенно нуждались в них быстро развивающиеся в конце 19 векамедицина и педагогика. Не случаен, поэтому тот факт, что первыеэкспериментальные психофизиологические лаборатории в России возникли именно встенах практических организаций — учебных заведений и клиник; их создателями впреобладающем большинстве были практики — врачи-психиатры, физиологи, деятелипросвещения и образования. Первые лаборатории были нацелены на решениепрактических задач — определение диагноза психического состояния человека,поиск конкретных форм воздействия на его психику и поведение и т. д.
Второй предпосылкой становления психологии как научнойдисциплины выступало взаимодействие с науками, с которыми она была тесносвязана и исторически, и логикой своего развития, прежде всего с дисциплинамиестественно – научного цикла.
Наконец, развитие экспериментальных исследований впсихологии определялось также логикой самого психологического знания, еговнутренними потребностями, осознание которых приводит передовых ученых к выводуо недостаточности и ограниченности интроспекции как теории и метода научногопознания психических явлений и необходимости новых объяснительных категорий иобъективных методов исследования психической реальности.
Наряду с этими общими предпосылками, развитие научнойпсихологии в России было обусловлено специфическими историческимиобстоятельствами. К их числу следует отнести сложившиеся в отечественной наукематериалистические тенденции, нашедшие яркое воплощение в русском философскомматериализме. В работах Сеченова содержится материалистическое объяснениеприроды психических явлений, раскрыта их отражательная и регулятивная роль вжизнедеятельности организма. Им была разработана также первая программаразвития психологии как экспериментальной дисциплины, выдвинута и глубокообоснована идея объективного изучения внутреннего мира человека.
Сеченов выдвинул идею детерминистического объясненияпсихических явлений, их объективного изучения.
История развития отечественной экспериментальной психологиисвидетельствует, что именно на основе материалистического учения Сеченова, егорефлекторной теории психической деятельности осуществилось становление многих,получивших дальнейшее развитие в русской психологической мысли, научныхподходов и идей. 4. Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние еев этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не какобычную научно-прикладную дисциплину, но и как масштабное обще-ственноедвижение, перешагнувшее рамки собственной предметной области и включившее всебя наряду со специалистами-психологами как ученых других отраслей знания(физиологов, гигиенистов, управленцев, педагогов), так и практическихработников.
Формирование и быстрое развитие психотехники, шедшее в ногус охватившим в 20-е гг. страну движением за научную организацию труда,объяснялось не только насущной необходимостью решения задач повышенияпроизводительности труда, роста темпов производственного строительства, ноимело и определенные социальные предпосылки. Очевидно, что государстводиктатуры пролетариата, каким изначально являлась послереволюционная Россия, немогло не уделять серьезное внимание проблемам руководства, управлениячеловеческими ресурсами, различным формам воздействия на человека, включая ипсихологическое воздействие.
С достижениями зарубежной психотехники знакомитсяИ.Н.Шпильрейн в период своего обучения за рубежом (в Гейтельбергском иЛейпцигском университетах). Вернувшись в 20-е годы в Россию он начинаетреализовывать здесь основные идеи психотехники. В частности, аппелируя кзарубежному опыту, где оправдало себя взаимодействие производственников,медиков и психологов в решении совместных задач развития производства,повышения качества труда и квалификации ра-ботников, Шпильрейн рассматривалприкладную психологию как составную часть научной организации труда.
В 1923 г. Шпильрейн организует психотехническую лабораториюпри Народном комиссариате труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московскогогосударственного института охраны труда. Одновременно он создает секциюпсихотехники в Институте психологии при 1-м МГУ, задачей которой являлосьпроведение экспериментальных и теоретических исследований по психотехнике.Двадцатые годы становятся временем активной психотехнической практики.Объектами ее выступают: про-изводство, транспорт, школа, биржа труда, воинскиеподразделения и т. д. Основные направления психотехнических разработок:изучение профессий; профподбор и профконсультация; рационализация подготовки кпрофессиональному труду и условий труда; психогигиенические ипсихотерапевтические воздействия; повышение эффективности пропагандистскойработы и т. д.
Огромный размах психотехнического движения требовал, в своюочередь, создания единого координирующего органа, который и был организован в1927 г. — Всероссийское (а позднее Всесоюзное) общество психотехники иприкладной психофизиологии (ВОПиПП). В 1934 г. оно насчитывало уже более 900членов. Председателем его был избран И.Н.Шпильрейн. Он становится и главнымредактором учрежденного Об-ществом журнала «Советская психотехника»(первоначальное название «Психофизиология труда и психотехника»),который выходил с 1928 по 1934 гг.
Таким образом, в результате развития психотехническогодвижения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии спрактикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология,включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления ииспользования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решенияпрактических задач хозяйственного строительства. Оценивая в целом вкладпсихотехники в становление советской психологии.5. Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенноопределявшим картину развития психологического знания в послереволюционныйпериод, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят кначалу XX в. и представлены работами А.П.Нечаева, Г.И.Россолимо,А.Ф.Лазурского, Н.Е.Румянцева, И.А.Сикорского, К.И. Поварнина, В.П.Кащенко идр. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюдавытекало требование глубокого изучения ребенка, выявления его склонностей иинтересов как отправных моментов развития, гуманистические принципы заботы оребенке, индивидуального подхода к нему в выборе средств и методов воздействия.После Октябрьской революции педология получает благоприятную почву дляразвития: новое общество ставило задачу сформировать нового человека. Об этомнеоднократно заявляли Л.Д. Троцкий, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский и другиеидеологи государства.
Глубокое знание личности ребенка, законов ее развития ивоспитания рассматривалось в качестве основания эффективного педагогическогопроцесса, включающего не только познание ребенка, но и его целенаправленноеизменение. Разрабатывались и использовались разнообразные приемы и средстваисследования детей, их диагностики: опросники, интервью, тесты. Объектомизучения и воздействия выступали как трудные дети, так и одаренные,талантливые. Тем самым практически отрабатывался принцип индивидуальногоподхода к ребенку в процессе его обучения и воспитания.
В теоретическом смысле педологическое движение не былооднородным, в нем было представлено несколько направлений: последователипсихоаналитического учения (И.Д.Ермаков), рефлексологически ориентированныепедологи (И.А.Арамов, К.И. Поварнин, А.А.Дернова-Ярмоленко), сторонникибиогенетического (П.П.Блонский) и социогенетического подходов (А.Б. Залкинд,С.С.Моложавый, А.С.Залужный и др.). Автор биогенетической концепцииП.П.Блонский утверждал, что в своем онтогенезе ребенок воспроизводит основныеэтапы биологической и исторической эволюции человечества. Генетический принципв исследовании ребенка развивался так же в работах М.Я.Басова, Л.С.Выготского идр. Благодаря же социогенетическому подходу, возглавляемому А.Б.Залкиндом,методология психологии обогащалась не менее конструктивной идеей обобусловленности внутреннего психического мира человека внешними, социальнымифакторами.
Таким образом, в результате проведения в 20-е годыширокомасштабных прикладных исследований, психология в нашей стране, во-первых,накопила значительную новую научную фактологию, необходимую для построениясистемы психологической науки, во-вторых, обрела чрезвычайно полезный опытвзаимодействия с практикой. Укрепление фактологического базиса психологии вновьостро поставило вопрос о важности теоретико-методологических оснований ееразвития.6. Развитие психоанализа в России
В условиях острой идеологической чистки, естественно, неимели ни малейшего шанса выжить и те направления психологической науки, которыедерзнули заявить о своих претензиях на теоретическое лидерство в науке. Яркийпример тому — судьба фрейдизма.
Еще до революции 1917г. психоанализ привлек к себе вниманиерусских исследователей, которые применяли метод и популяризировали теориюФрейда. После революции психоанализ продолжал развиваться в России 20-х гг.,как ни в одной другой стране мира, работы Фрейда и других психоаналитиковинтенсивно переводились и издавались. Психоаналитическое учение нашло сторонниковв среде медиков, педагогов, литературоведов. Идеи Фрейда осмыслялись учеными,философами и психологами. Психоанализ включился в решение общегосударственнойзадачи воспитания ребенка. Возможность применения психоаналитического метода кдетям обсуждалась на коллегиях Народного комиссариата просвещения и Главнауки.В мае 1918 г. был учрежден «Институт ребенка», задачей которогоявлялось всестороннее изучение и распространение знаний о природе ребенка и еговоспитании в дошкольном возрасте. В работе института важное место отводилосьпсихологической лаборатории. В Петрограде психоаналитическая проблематикаразрабатывалась в Институте по изучению мозга под руководством В.М.Бехтерева.Здесь в качестве ассистента работала Татьяна Розенталь, одна из первых русскихпсихоаналитиков, читавшая курс лекций «Психоанализ и педагогика» иосуществлявшая лечебную и исследовательскую работу.
В 20-е годы психоанализ так же как и другие направленияпсихологии подвергся критическому пересмотру и теоретическому осмыслению с позициймарксистской философии. Многие ученые были втянуты в дискуссию о соответствиипсихоанализа марксизму. П. Блонский, В. Гаккебуш, Л. Выготский, В. Волошинов,И. Сапир, Б. Быховский, М. Рейснер, А. Варьяш, А. Деборин, А. Лурия, А.Залкинд, Б. Фридман, Н. Карев, В. Юринец и др. на страницах научных и партийныхизданий давали очень разные оценки психоанализу. В это время по аналогии смарксизмом начинает широко использоваться термин «фрейдизм», которымстали называть учение Фрейда.
Лурия считал, что в понимании природы и механизмов влеченийучение Фрейда имеет точки соприкосновения с теорией условных рефлексов.Психоаналитический подход к проблеме личности сводится к изучению раздражений,воздействующих на организм и реакций организма на эти раздражения. Выделяютсядва вида раздражений: внешние, идущие от био-логической и социальной среды, ивнутренние — от физиологических процессов организма. Особое внимание придаетсявторой группе малоизученных внутренних раздражений, называемых влечениями.Лурия подчеркивает, что влечения рассматриваются Фрейдом в строго монистическомаспекте, т. к. они включают в себя явления чисто соматического, нервногораздражения, внутренней секреции с ее химизмом, и не несут на себепсихологического отпечатка. Отсюда делается вывод, что вместе с реактологией ирефлексологией человека психоанализ, исследующий психические явления вплоскости учения об органических процессах, происходящих в целостном организме,закладывает «твердый фундамент психологии материалистического монизма».
А. Залкинд считал, что возможна «глубочайшаямарксистская революция внутри психофизиологии», основанная на новейшихзавоеваниях физиологии, связанных с учением о рефлексах, и психоаналитическихвоззрениях: «Помимо и против воли самих авторов этих научных открытий,вряд ли ожидавших такого их применения, марксисты обязаны немедленно занятьсясоциологизированием психофизиологии». Большое внимание он уделял вопросамполового воспитания. Ряд его статей по теме «классового подхода к половомувопросу» вызвал живой интерес и критику в партийной печати. Попыткаразработать новую марксистскую модель полового поведения отражала признаниедетерминирующего влияния «нового содержания среды» на психофизиологиюиндивида. «Октябрьская революция, — писал Залкинд ,- проделала чрезвычайносложную ломку в идеологии масс, достаточно сложные сдвиги вызвала она и в ихпсихофи-зиологии. Меняющаяся социальная среда изменяет не только сознание, но иорганизмы».
Но помимо научной критики существовала еще и партийная.Поводом к ней стало признание позитивной методологической роли психоанализа исближение его с социальной доктриной марксизма.
Например, А.Варьяш предложил в качестве методологическойосновы историко-философских исследований наряду с традиционным для марксизмаанализом производственных отношений проводить также «подробный анализобрабатывающих функций психической деятельности человека», обращаясь приэтом к психоанализу. Он обосновывал возможность толкования положенияпсихоанализа в понятиях марксизма, а утверждения Энгельса и Маркса — в понятияхФрейда. При таком соотнесении марксизма и психоанализа последний получалобщественно-политическое измерение, начинал претендовать на место марксизма.Вторжение в сферы официальной идеологии не могло быть не замеченным в условиях,когда усиливалась тенденция утверждения моноидеологии. Конечно же, такиедопущения сразу же вызвали резкий отпор в партийной печати.
Гонения на науку совпали по времени с падением одного изведущих политических лидеров Л.Д.Троцкого. Теперь в работах историков науки всечаще подчеркивается тесная связь исчезновения психоанализа из советскойпсихологии с окончанием в СССР политической карьеры Троцкого.
В своих публичных выступлениях и в работах Троцкий частоодобрительно отзывался о психоанализе. Некоторые члены Русскогопсихоаналитического общества были близки к нему, например писатель А.Воронский, дипломат, вице-президент Общества В. Копп. Многие психоаналитикиссылались в своих попытках обосновать значение психоанализа для марксистскойпсихологии на высказывания Троцкого, апеллировали к его авторитету. Эта связь сгонимым политическим лидером сыграла свою роль в изменении отношения кпсихоанализу.
Кампания за очищение науки от «скверны троцкизма»,искоренение инакомыслия привела к тому, что началось широкое ниспровержениепсихоанализа в научных учреждениях и в учебных заведениях. Создавалиськомиссии, подвергавшие переоценке теоретическую и практическую деятельностьученых. В начале 1931г. прошел ряд собраний на кафедре Ака-демиикоммунистического воспитания, где осуждались «идеологические ошибки»А. Лурии, Л. Выготского, А. Залкинда и др. ученых, проявивших«недостаточно бдительности» по отношению к психоанализу и фрейдизму.В печати и на научных конференциях все настойчивее звучали призывы кса-мокритике, к публичному отречению от «идеологически неверныхвзглядов». Ученые, обращавшиеся к осмыслению психоаналитических идей,вынуждены были признаваться в ошибках и грехах, называть психоанализ«биологизаторской, антимарксистской, реакционной» теорией,несовместимой с классовой сущностью процессов развития и классовыми задачамивоспитания. Одни раскаивались в некритическом упоминании имени Фрейда, другиевообще отрекались от прежних взглядов, изобличали себя в «политическойблизорукости».
Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа изотечественной теории и практики. Любое обращение к идеям психоанализа, попыткипозитивно применять его начинает с 30-х гг. восприниматься как недозволенное,опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранялась в нашей странемногие годы. И в результате политической борьбы развитие психоанализа былоостановлено на многие годы, а ученые, которые придерживались данной теорииподверглись репрессиям.7. Трагедия прикладной психологии в России в 30-егоды
К середине 30-х годов были разгромлены также прикладныеотрасли психологии, и прежде всего психотехника и педология.
Нападки на психотехнику начались в конце 20-х гг. на волнеобщих дискуссий, проводимых в секции естествознания Комакадемии, куда входилапсихотехника. В начале 30-х гг. они еще более усиливаются. Руководителипсихотехнических обществ пытались защищаться, используя метод самокритик иобличая собственные ошибки. Им вменялось в вину некритичное отношение к«идеалистическому мировоззрению Штерна», различные «уклоны»в исследовательской и практической работе. 26.01.1935 психотехническое движениебыло обезглавлено: арестован, а впоследствии расстрелян по приговору суда еголидер И. Н. Шпильрейн, которому было предъявлено обвинение в «контрреволюционнойпропаганде» и «троцкизме». После ареста Шпильреина ипоследовавшими за ним гонениями на его ближайших учеников и сподвижников,психотехническое движение в России сворачивается. В газете «Известия»в 1936 г. в статье В. Н. Колбановского психотехника обвиняется в«псевдонаучности», «невежестве», высказывается призывпокончить с психотехнической практикой: «Прежде всего, нужно покончить спсихотехнической практикой… Существующие психотехнические лаборатории истанции нужно ликвидировать, а их работников вернуть к полезному труду».
Одновременно с психотехникой проводилась ликвидацияпедологии. Кампания против этого «лжеучения» была значительно болеешумной и помпезной. Центром педологических дискуссий также являласьКомакадемия, где специально было создано постановлением ЦК партии в 1929 г.Общество педологов-марксистов. Одним из кураторов Наркомпроса, членом егоколлегии и ответственным за кадровую работу становится в конце 20-х гг.А.Я.Вышинский.
Развернувшаяся под руководством Н.К.Крупской в Обществе в1932 г. дискуссия, показала, что педологи глубоко анализируют педологическуюнауку и практику и видят существующие в ней недостатки. Предметом обсуждениястали ключевые вопросы: о предмете педологии и ее основных принципах икатегориях, о связи педологии с педагогической работой, с практикой обучения ивоспитания, о приемах и способах изучения ребенка.
В понимании механизмов и факторов психического развития, пословам Басова, «активную, ведущую роль» играет среда, а значит и самчеловек, т. к. понятие среды охватывает и весь социальный мир. Путь решенияэтой проблемы — в выявлении диалектики отношений общего и частного,объективного и субъективного, внешнего и внутреннего и в признании ве-дущейроли социальной действительности в определении закономерностей развитиячеловека.
В заключение статьи Басов высказывает оптимистическое мнениео перспективах педологии, полагая, что его задача состояла в том, чтобы«подвергнуть ревизии самые основные проблемы, которые должны определитьдальнейшее развитие нашей науки».
К сожалению, этим надеждам не было дано сбыться. В 1931 г. ввозрасте 39 лет неожиданно и трагически умер М.Я.Басов (от заражения крови).Натиск на педологию продолжался. Его вершиной, и, соответственно, началом концапедологии стало постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях всистеме Наркомпросов» (1936). Оно клеймило педологию как лженауку,классово-враждебное течение, издевательски относящееся к детям и тем самымнаносящее вред советскому государству. Педологов критиковали за использованиебухаринской теории равновесия, недооценку наследия Ленина и Сталина, а такженекритическое отношение к буржуазным педологическим и психологическим идеям.Педология, как наука о целостном развитии, прекращает свое существование.
Очевидно, что немаловажную роль в судьбе педологии сыграларазвернувшаяся борьба в руководстве Компартии. Моральное и физическоеуничтожение большевиков «ленинской гвардии» (Н. Бухарина, Н.Крупской, А. Бубнова, А. Луначарского), разгром троцкизма отразились и на отношениик тому научному направлению, которое ассоциировалось с их именами.
Являясь относительно молодым и бурно развивающимсянаправлением науки, педология характеризовалась рядом серьезных внутреннихтрудностей, делающих ее уязвимой перед лицом обрушившейся на нее критики.
Определенную роль в судьбе педологии сыграл тот факт, чтонаряду с учеными-педологами педологическое движение включало огромное числопрактикующих педологов, к сожалению, часто слабо подготовленных для углубленнойпсихологической работы с ребенком и не имеющих возможности критично иконструктивно оценить значение тех или иных выдвигаемых научных теоретическихидей.
Но, несмотря на указанные трудности и недостатки, в целомпедология внесла серьезный вклад в развитие психологического знания о ребенке. «Исключительноценной была ее попытка видеть детей в их развитии и изучать их в целом,комплексно. Это было безусловно шагом вперед от абстрактных схем психологии ипедагогики прошлого». Запрещение педологии негативно сказалось на развитииразных отраслей психологической науки в СССР: детской и педагогическойпсихологии, психологии труда и социальной психологии. Последовавшие за этимифактами непосредственного вмешательства идеологии и политики в науку репрессиикоснулись многих психологов и выразились не только в отлучении их от научнойдеятельности, но и в административных санкциях, включая аресты и ссылки (А.Нечаев, С. Геллерштейн, Д. Рейтынбарг и др.). В результате такой«чистки» рядов психологов, отсекающей все уклоны «вправо» и«влево» от генеральной линии партии, чрезвычайно усложнилась общаяобстановка, в которой развивалась психологическая наука в СССР.8. Итоги развития советской психологии впредвоенный период
Если разрушение старого и отжившего в науке, с точки зрения идеологическихвождей государства, могло быть осуществлено административным путем, тосозидательная работа требовала активной творческой интеллектуальнойдеятельности по преодолению кризиса в мировой психологии, по освоениюмарксистской теории, ее адаптации к решению научно-психологических проблем. Итакая работа осуществлялась нашими учеными в трудных условиях.
Разумеется, у разных ученых был свой специфический путь кмарксизму. Это определялось и уровнем профессиональной зрелости и общенаучнойкультуры ученого, и присущей ему мерой социальной ответственности и честности.
Несмотря на существенные интеллектуальные потери, понесенныепсихологией в результате обрушившихся на нее репрессий и гонений,психологическая наука в СССР продолжала развиваться. Благодаря таланту итворческой инициативе советских ученых, им удалось серьезно продвинуться восмыслении психологии: в исследовании материального субстрата психики исенсорных процессов (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Б. Г. Ананьев и др.).Анализе процессуально-содержательных характеристик психики на основерассмотрения единства сознания и деятельности (школа С. Л. Рубинштейна).Изучении процесса формирования высших психических функций в руслекультурно-исторической концепции (Л. С. Выгодский и его последователи).Психологическом исследовании деятельности и генезиса психического (А. Н.Леонтьева). Разработке проблемы установки (школа Д.Н.Узнадзе) и психологииотношений (В. Н. Мясищев). Изучении психологии памяти (А.А.Смирнов, П. И.Зинченко). Рассмотрении проблем индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б. М. Теплов).Формировании концепции целостности личности (М. Я. Басов, П. П. Блонский) и т.д.
Наряду с общепсихологической проблематикой проводилисьисследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии труда,сравнительной психологии и т. д.
Показателем интенсивности научной деятельности являлосьрастущее число психологических публикаций в предвоенные годы: за 1938 — первуюполовину 1940 гг. было издано более 160 работ. Обращает на себя внимание ирастущая динамика психологических исследований. Так, в соответствии с планаминаучно-исследовательской работы по вузам Народного комиссариата просвещенияРСФСР в 1937 г. было запланировано 49 тем по психологи (что составило 16процентов от всей исследовательской тематики), а в 1941 г. — уже 148 тем (из454, что, соответственно, составило 32,5 процента).
В 30-е годы было подготовлено и защищено 9 докторских и 35кандидатских диссертаций. Издан ряд учебных пособий по психологии для студентовпедагогических техникумов и вузов, издан первый обобщающий труд в областипсихологии в СССР — «Основы общей психологии» С.Л.Рубинштейна.
Выход в свет основополагающего труда С.Л.Рубинштейна«Основы психологии» явился важным событием в научной жизни исвидетельствовал об обретении советской психологией собственногометодологического фундамента. Не случайно, именно эта работа Рубинштейна былаудостоена Государственной Премии.
Обращение к истории психологической мысли в СССР показывает,что именно творческое освоение марксистской теории и стоящей за ней целойсистемы научного знания, накопленного в истории человечества, стало тем важнымусловием, которое позволило советской психологии обрести методологическийфундамент и стать цельным учением. В этом смысле методологический кризис былпреодолен.
Внутреннее единство и общность базовых оснований,сложившихся в советской психологии, позволяют нам рассматривать ее какцелостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основномочерчены к концу 30-х гг., когда завершается обоснование основных принципов икатегорий психологии, путей и стратегий исследования психической реальности.9. Результаты и достижения советской психологиивоенного периода
Одним из основных направлений деятельности психологоввоенных лет, как отмечалось, являлось их участие в работе по восстановлениюутраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга ипериферической нервной системы как следствия военных травм.
Медицина хорошо знала о том, что функции непосредственнонарушенных участков мозга не восстанавливаются и что функции нарушеннойпериферической нервной системы восстанавливаются чрезвычайно медленно врезультате прорастания центральных отрезков нерва на периферию. Поэтому особоевнимание всегда уделялось восстановлению функций путем викариата (т. е.перемещением их к другим, как правило, симметричным органам) и путемрастормаживания функций там, где поражение участков нервной ткани вело к ихвременному торможению. Психологи же предложили еще один путь восстановленияутраченных функций — путь их функциональной перестройки.
Еще в результате довоенных психофизиологических исследованийбыло высказано предположение, что любая сложная функция (речь, письмо, счет идр.) на самом деле является сложной функциональной системой, основанной насовместной работе многих участков мозговой коры. Каждый из этих участков,являясь частью коркового представительства того или иного анализатора, вноситсвой специфический вклад в осуществление деятельности функциональной системы.Поражение одного участка коры мозга приводит к нарушению всех процессов,которые опираются на участие данной корковой зоны. Однако функциональнаясистемность строения мозга и осуществление сложных видов психическойдеятельности приводит к тому, что разрушение различных участков мозга имеетследствием нарушение одной и той же функциональной системы (например,произвольного действия, речи или письма). В то же время, это нарушение каждыйраз будет отличаться своеобразными особенностями и может быть компенсированопутем включения в осуществление нарушенной деятельности новых сохранныхучастков коры головного мозга. Именно на этом направлении восстановлениянарушенных функциональных систем и сосредоточили свои усилия психологи.
Анализ конкретных случаев восстановления нарушенныхпсихонервных функций мозга в результате военной травмы содержится в целом рядеработ: монографиях, сборниках статей, отдельных статьях, диссертационныхисследованиях, выполненных на материалах военного времени. Одной из приоритетныхв военной тематике была проблема личностных качеств бойца и командира.
Среди работ данного направления особый интерес представляетцикл военных и послевоенных исследований Б. М. Теплова, посвященный изучениюличности военачальника. Проведение этой работы было продиктовано социальнымзаказом, осуществлялось ученым в нелегких условиях эвакуации, вдохновлялось егостремлением помочь своему народу в его борьбе. В то же время эта, казалось бы,сугубо практическая задача приобретает в работах Теплова глубоко фундаментальноезвучание. Она решалась через обращение к таким ключе-вым проблемам психологии,как проблема общих умственных способностей и практического мышления.
Работа выполнена на военно-историческом материале, вкачестве источников использовались: литературные данные, показания самихизучаемых исторических персонажей, экспертное мнение других лиц. Объектомисследования стали полководцы разных времен и народов: М. И. Кутузов, А. В.Суворов, Петр Первый, Наполеон Бонапарт и др.
Теплов одним из первых обращается к рассмотрениюособенностей практического интеллекта и определяет те ключевые моменты, которыеи поныне используются в качестве теоретического основания при разработкеуказанной проблемы.
В годы войны в научных трудах психологов и в работахпрактиков рассматривался широкий круг личностных характерологических проявленийчеловека, что объяснялось практической важностью и актуальностью этого вопросав военное время. Предметом изучения были такие свойства характера, какпатриотизм, отвага, мужество и героизм, активность и инициативность,дисциплинированность и выносливость и т. д. Именно эти качества в экстремальныхвоенных условиях приобретали статус общественно – значимых (а для бойцов — одновременно и профессионально – значимых) свойств личности, играли особую рольв обеспечении эффективности боевой деятельности.
В общепсихологическом плане большой интерес представлялиработы по изучению психогенезиса развития ощущения. В этом ряду необходимоупомянуть работы А. Н. Леонтьева, продолжавшего начатое в предвоенные годыизучение возникновения ощущения в филогенезе. В частности, в статье, специальнопосвященной этому вопросу, «К вопросу о генезисе чувствительности»,им обосновывается идея о возникновении чувствительности как способностиэлементарного ощущения, раскрывается, как в ходе эволюции происходит переход отнедифференцированной чувствительности ко все более дифференцированной,вследствие чего и возникают дифференцированные ощущения. В работах, выполненныхв этот период, предметом изучения являлись разные виды ощущений: слуховые,кожные, зрительные.
Фундаментальным трудом в области зрительных ощущений сталакнига Кравкова «Глаз и его работа». В 1945 г. выходит третье изданиеэтой книги, значительно переработанное, дополненное и исправленное. Кравковиспользовал тот новый материал, который был получен исследователями в даннойобласти в годы войны и прежде всего при разработке проблем военной маскировки,гигиены освещения, световой и цветовой адаптации глаза к разным условиямосвещения. Предметом его исследования является глаз, рассматриваемый целостно,комплексно, в единстве его строения и функций, на основе привлечения, анализа иобобщения данных, полученных специалистами разных дисциплин — математиками,офтальмологами, физиками, биофизиками, физиологами, психологами. Значительноеместо в книге отводится рассмотрению проблем световой чувствительности,цветного зрения, зрительной ориентации в пространстве и т. д.
Проблемы сознания, мышления, речи составляли ядро обще –психологических и психолого — педагогических исследований военных лет.
В работах А.Н.Леонтьева военных лет особое вниманиеуделялось исследованию генетического аспекта сознания, его развития в процессефило-онтогенеза. Он продолжает углублять то направление исследований, котороеосуществлялось им и работающей под его руководством группой сотрудников(Божович, Гальперин, Запорожец) в предвоенные годы. В частности, в ряде статей,посвященных проблемам сознательности учения, автор выдвигает и рассматриваетвопросы, касающиеся структуры деятельности, значения и личностного смыслаотражаемой человеком действительности, места и роли мотивов как побудителейдеятельности и т. д. Раскрывая пси-хологическую структуру деятельности,Леонтьев соотносит такие понятия, как «деятельность», «действие»,«цель», «мотив» и т.д.
Динамика сознания ребенка, выражающаяся в изменении егомотивации, приводит к тому, что одни мотивы теряют свою побудительную силу, насмену им приходят новые мотивы, а это, в свою очередь, приводит кпереосмыслению прежних действий, смене ведущих видов деятельности, и, вконечном итоге, к переходу на новые стадии. Такова, согласно Леонтьеву, общаякартина и закономерность психического развития.
Важным направлением практической работы советских психологовв годы войны, особенно на первых ее этапах, являлась разработка рекомендаций попсихологическим основам цвето-маскировки. В этой связи несомненный интереспредставляет деятельность группы сотрудников отдела психологии ЛенинградскогоИнститута мозга (А.И.Зотов, З. М. Беркенблит, Р. А. Каничева и др.) подруководством Ананьева. Перед ними стояла задача оперативной разработкирекомендаций для эффективного военного камуфляжа (путем маскировочногоокрашивания) зданий Ленинграда с учетом тех особенностей зрительноговосприятия, которые могут быть использованы для сокрытия или изменения образовзданий в восприятии вражеского наблюдателя. Была разработана специальнаяпрограмма экспериментального исследования, и, несмотря на его трудоемкость исложность, уже осенью 1941 г. — зимой 1941/42 гг. в соответствующиеорганизации, были представлены научно обоснованные рекомендации по маскировкеконкретных объектов (Кировский завод, Смольный, Адмиралтейство и т. д.).
Теоретическую основу исследования составила идея о том, чтофактор цвета воспринимаемого объекта никогда не выступает изолированно отсовокупности других факторов, таких как расстояние до объекта, угол еговосприятия, насыщенность цвета и степень его смещения в сторону дополнительногок превалирующему цвету, различная вариативность восприятия того или иного цветаспектра.
В этот период получила развитие такая отрасль, как военнаяпсихология, которая имела большое значение в изучении функций мозга, изучениитаких качеств, как патриотизм и мн.др.10. Итоги развития советской психологии в годыВеликой Отечественной войны
В целом Великая Отечественная война явилась важным этапом вразвитии советской психологии, оказала существенное воздействие на еепослевоенную историю.
Во-первых, именно в период 1941—1945 гг. психологи получилибольшой эмпирический материал, позволивший сразу после войны подготовить рядфундаментальных работ обобщающего характера, что существенно обогатилопсихологическую науку.
Во-вторых, возрос статус психологии в обществе, чтоотразилось не только в создании и финансировании государством новыхпсихологических центров, институтов, учебных подразделений, координирующихорганов, увеличении общего числа психологов, введении психологии какобязательного для изучения предмета в средней общеобразовательной школе, присужденииряду психологов и психофизиологов правительственных наград и премий, но и внегласном снятии запрета на использование в некоторых случаяхпсиходиагностических, в том числе и тестовых методик, а также на разработкуотдельных проблем психотерапии, индивидуальной психологии, психологии труда ит. д. Другими словами, успехи психологической науки в значительной мереослабили негативное отношение государственных и партийных чиновников кпсихологии как науке, а у самих психологов «сняли» комплекс страха запрофессиональную принадлежность к психологическому сообществу и вины запросчеты педологического и психотехнического движения начала 30-х годов.Психология была реабилитирована в глазах общественности после разгромногоПостановления 1936 г.
В-третьих, были заложены основы новых направленийпсихологии, таких как нейропсихология, военная психология; существенноуглубились и интенсифицировались разработки в области психологии познании ипедагогической психологии; после длительного перерыва был дан импульс для возрождениясоциальной психологии и психологии труда. Это существенно расширило отраслевуюструктуру психологии, а соответственно и укрепило ее позиции во взаимодействиис другими научными дисциплинами в целом.
В-четвертых, благодаря деятельности эвакуированных научных иучебных психологических учреждений в послевоенное время отмечается бурный рострегиональных психологических лабораторий, учебных кафедр и формированиепсихологического сообщества в районах, где до войны психология не была развита.
Наконец, предъявив суровые и жесткие требования кпсихологическим подходам и теориям война явилась важным критерием их проверкина действенность, практичность, социальную лабильность. Это в немалой степениопределило рост прикладных направлений психологии и в послевоенные годы.Заключение
В своем реферате я раскрыла и охарактеризовала нескольконаправлений психологической науки в России ½ ХХ века, такие как военнаяпсихология, экспериментальная, пред – и послевоенного периода, по каждому направлениюмною был сделан вывод.
Появилась психотехника, она приобрела авторитет и признаниеу многих ученых. Теория психоанализа была подвернута критике марксистскойфилософией.
Именно отечественные психологи внесли вклад в развитиепсихологии, такие как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В. М.Бехтерев и мн. др.
Несмотря на многие трудности которые претерпевала наука(гонения на педологию, объявление ее лженаукой), объективные военные трудности,революции, психология все же развивалась и продолжает развиваться и пополнятьсяновыми научными изысканиями.Список литературы
1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русскоймысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре.Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С 43-272.
2. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы врусской науке. М., 1983.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда вРоссии. М., МГУ, 1992.
4. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., Т. 1. 1989.
5. Франк СЛ. Духовные основы общества. М. 1992.
6. Блонский П.П. Избр.психол.произведения. М., 1964.
7. Выготский Л.СИстория развития высших психическихфункций// Выготский Л.С Собр.соч. в 6 т., М., 1983, Т.З, с. 5-328.
8. Моя планета. Журнал ХХI века. Владислав Яровицкий – Стовеликих психологов
9. Кольцова В.А., Носкова О.Г., Олейник Ю.Н. И.Н.Шпильрейн исоветская психотехника // Псих.журн., 1990, Т.11, ц 2, С111-133
10. Психологическая наука в России XX столетия: проблемытеории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институтпсихологии РАН», 1997. — 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.