Реферат по предмету "Психология"


Психология личности 8

--PAGE_BREAK--
Решающий возрастной период. По мнению гуманистов, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком своего потенциала на протяжении всей жизни. Ранние периоды жизни (детство и юношество) играют, однако, для гуманистов особую роль. При рождении обе подструктуры «СТРУКТУРЫ Я» полностью конгруэнтны (совпадают), и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии «структура Я» усложняется, благодаря взаимодействию с окружающей средой. Расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» у ребенка могут приводить к искаженному восприятию реальности ­«СУБЦЕПЦИИ», по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению гуманистов в личности доминирует рациональные процессы, где «бессознательное» возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации.

Свобода воли. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов – не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляет субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

            В гуманистическом подходе к изучению личности выделение структурных уровней является еще более затруднительным. «Элементы» и «блоки» личности здесь фактически совпадают. Главный акцент делается на описании целостных свойств личности.

Элементные и блочные свойства личности. Основными концептуальными «единицами» личности выступают:

1. «РЕАЛЬНОЕ Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс, 1994).

2. «ИДЕАЛЬНОЕ Я» – совокупность мыслей, чувств переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3. «ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ» – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу, 1997).

Хотя «Реальное Я» и «Идеальное Я» являются довольно «размытыми» понятиями, тем не менее, существует способ измерения их сопряженности, или КОНГРУЭНТНОСТИ. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «Реального Я» и «Идеального Я» (о высокой «САМООЦЕНКЕ» т.д.). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии. Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провала на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать данный предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток переедать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают одиночеством.

В качестве блоков личности в этой теории выступают также и уровни потребности человека. В известной 5-уровневой пирамиде мотивации А. Маслоу потребности располагаются следующим образом:

l-й уровень — «физиологический» (потребности в еде, сне);

2-й уровень — «потребности в безопасности» (потребность в квартире, работе). Потребности этих двух уровней относятся к «дефицитарным»;

3-й уровень – промежуточные («потребности в принадлежности»), в которых отражаются потребности одного человека в другом человеке, например, в создании семьи. За ними следуют «ростовые» потребности:

            4-й уровень – уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

            5-й уровень — потребности в «самоактуализации» («метапотребности» в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

            Целостные свойства личности. Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между «Реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности -  основное условие  бытия «ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности. Целостная личность:

1) СТРЕМИТСЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ХОРОШЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ И БЛИЗКИМИ, К РАСКРЫТИЮ ИМ СВОИХ СКРЫТЫХ ЭМОЦИЙ И ТАЙН;

2) ЧЕТКО ЗНАЕТ, КТО ОНА ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ (РЕАЛЬНОЕ Я) И КЕМ БЫ ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ (ИДЕАЛЬНОЕ Я);

3) МАКСИМАЛЬНО ОТКРЫТА К НОВОМУ ОПЫТУ И ПРИНИМАЕТ ЖИЗНЬ, ТАКОЙ КАК ОНА ЕСТЬ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС';

            4) ПРАКТИКУЕТ „БЕЗУСЛОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ“ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ;

5) ТРЕНИРУЕТ В СЕБЕ „ЭМПАТИЮ“ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ, Т.Е. ПЫТАЕТСЯ ПОНЯТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И СМОТРЕТЬ НА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ГЛАЗАМИ.

Согласно А. Маслоу, только та личность становится целостной, которая достигла вершины мотивационной пирамиды, т.е. самоактуализировалась. Целостная личность получила у А. Маслоу название „ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ“, для которой характерно:

1) ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ;

2) СПОНТАННОСТЬ, ПРОСТОТА И ЕСТЕСТВЕННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ;

3) ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ, НА ДЕЛО;

4) ПОСТОЯННАЯ „ДЕТСКОСТЬ“ ВОСПРИЯТИЯ;

5) ЧАСТЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ „ПИКОВЫХ“ ЧУВСТВ, ЭКСТАЗА;

6) ИСКРЕННЕЕ ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ;

7) ГЛУБОКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ;

8) ВЫСОКИЕ МОРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ.

Следовательно, согласно гуманистической теории, структура личности – это индивидуальное соотношение „Реального Я“ и „Идеального Я“, а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализзции. В рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого „Я“ как результат самоактуализации.

Отвечая на выше поставленный контрольный вопрос, почему одни люди более агрессивны, чем другие, гуманисты отвечают следующим образом: потому, что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и развития возник временный блок (резкое расхождение между „реальным Я“ и „идеальным Я“, застревание на низших уровнях потребностей), удалив который они смогут снова вернуться к нормальному (неагрессивному) поведению.
ЛЕКЦИЯ 5. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Когнитивный (от латинского „cognatio“ – думаю, мыслю) подход к изучению личности близок к гуманистическому. Однако в нем имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По мнению этого автора, единственное, что человек хочет знать в этой жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно Дж. Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающий прогноз будущих событий. Любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является „КОНСТРУКТ“ (от английского „construct“ – строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря этим конструктам, человек не только познает мир, но и, согласно Дж. Келли, устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами (Франселла и Баннистер, 1987).

Дж. Келли открыл и описал основные механизмы функционирования личностных конструктов. Он сформулировал один основной постулат и 11 следствий. Основной постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. Рассмотрим некоторые из них. Например, следствие, названное «интерпретацией», уточняет, каким способом человек предсказывает события. Согласно Дж. Келли, человек актуализирует тот конструкт, который чаще всего использовался в прошлом, в сходной ситуации для принятия решения. Представьте, что в вашу аудиторию зашел неизвестный человек. Через пять минут он вышел, не сказав никому ни слова. Спросите друг друга, что каждый из вас скажет об этом человеке. Один из вас станет утверждать, что он, наверное, спортсмен (незнакомец был в спортивной одежде). Другой скажет, что он музыкант (у него длинные пальцы). А третий будет настаивать, что незнакомец – интеллигент (у него необычные очки) и т.д. Таким образом, каждый посмотрел на незнакомца „своими глазами“ и увидел то, что в прошлом было важно в подобных ситуациях.

С точки зрения Дж. Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующим конструктом (классификатором). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): в данном случае «спортивный-неспортивный», «музыкальный-немузыкальный». Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшим прогнозом. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие – обладают широким диапазоном применимости. Например, конcтpyкт „умный-глупый“ вряд ли годится для описания погоды, а вот конcтpyкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все

случаи жизни. По мнению Дж. Келли, в той степени, в которой один человек использует конcтpyктныe подсистемы, сходные с конструктными подсистемами другого человека, в такой же степени этот человек имеет сходные личностные процессы. Это означает, что дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми, возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого – такого конструкта нет вообще.

Решающий возрастной период. По мнению Дж. Келли, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению когнитивистов, в личности доминирует преимущественно „сознательное“. „Бессознательное“ может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми человек пользуется редко, при интерпретации воспринимаемых событий.

Свобода воли. Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека детерминирована, фатальна. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека в его руках.

            Субъективное-объективное. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

В когнитивном подходе к изучению личности основное внимание уделено описанию элементов личности. Блочные и целостные свойства фактически слиты.

Элементные свойства личности. Основными концептуальным элементом является личностный „конструкт“. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя (умный-глупый, сильный-слабый, хороший-плохой, и т.д.). Люди отличаются не только количеством конструктов (у кого-то их десять – как у „людоедки“ Эллочки, а у кого-то – несколько тысяч), но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализуруются в сознании быстрее, называются „суперординатными“, а те, которые медленнее — »субординатными". Например, если, встретив какого-то человека, Вы сразу оцениваете его с точки зрения того, являются ли он «умным» или «глупым», и только потом — «добрым» или «злым'', то ваш конструкт „умный-глупый“ является „суперординатнъrм“, конструкт „добрый-злой“ — »субордннаmым".

Блочные свойства личности. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока).

1. Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.

            2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.

            Целостные свойства личности. Эти свойства выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности:

1) КОГНИТИВНО СЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ – это личность, у которой имеется большое количество конструктов.

2) КОГНИТИВНО ПРОСТАЯ ЛИЧНОСТЬ – это личность небольшин набором конструктов.

Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, имеет:

1) ЛУЧШЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ;

2) ЛУЧШЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СТРЕССОМ;

3) ИМЕЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СAМООЦЕНКИ;

4) БОЛЕЕ АДАПТИВНА К НОВЫМ СИТУАЦИЯМ.

Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них «ТЕСТ РЕПЕРТУАРНОЙ РЕШЕТКИ» (Франселла, Баннистер, 1987). Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (трех человек, список и последовательность триад составляется заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух (из данных сравниваемых трех людей), но отсутствует у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Вы считаете, например, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство – общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Далее вам предстоит сравнить трех других людей и т.д. Таким образом, сравнивая себя и других людей между собой, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов. Люди, имеющие большое количество одинаковых конструктов, т.е. те, которые воспринимают и интерпретируют мир сходным образом, значительно быстрее устанавливают более близкие дружеские или семейные отношения. Таким образом, если вы ищете себе близкого друга, постарайтесь сравнить свою систему конструктов с системой конструктов ваших знакомых. Группы людей (коллективы, а семья – это тоже коллектив), обладающие сходными конструктными системами, при выполнении совместной деятельности имеют меньше конфликтов и работают более эффективно. Следовательно, согласно когнитивной теории личности, структура личности – это индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

            Таким образом, в рамках данного подхода личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. На наш контрольный вопрос, почему некоторые люди бывают более агрессивными, чем другие, когнитивисты отвечают так: потому, что у агрессивных людей – особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события связанные с агрессивным поведением.
ЛЕКЦИЯ 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
Этот подход имеет еще и другие названия – «бихевиористский» или «наученческий», поскольку главный тезис данного подхода гласит, что наша личность является продуктом прижизнен­ного научения. Существуют два основных направления в поведенческом подходе к изучению личности — «рефлекторное» и «социальное». Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов (от английского behavior – поведение) – Дж. Уотсона (1878-1958) и Б. Скиннера (1904-1990). Основоположниками второго направления являются американские исследователи: А. Бандура (род. 1925) и Дж. Роттер (род. 1916).

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, независимо от направления, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность ­это продукт научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие «РЕФЛЕКСЫ» и «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ». С точки зрения бихевиористов, можно, по заказу, сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, согласно Дж. Уотсону, все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) – результат выработки «КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ». Дж. Уотсон не делал никаких различий между выработкой слюноотделительного рефлекса у собаки (вспомним работы И.П. Павлова) и выработкой эмоциональных реакций у человека. Второй представитель «рефлекторного» направления – Б. Скиннер ­утверждал. что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате «ОПЕРАНТНОГО» научения. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта человека. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает совершать те операнты, за которыми последует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний, человек приобретает новые социальные навыки, и соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа, 1992; Скиннер, 1978).

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играет не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д.

А. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, «САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ». Основная задача саморегуляции – обеспечивать «САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ», т.е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренне факторы в данный момент. Внутренние факторы действуют по своим «внутренним» законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хъелл и Зиглер, 1997).

            Второй представитель «социально-наученческого» направления — Дж. Роттер – является еще большим «когнитивистом», чем А. Бандура. Для объяснения поведения человека, Дж. Роттер вводит специальное понятие «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ», который означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Согласно Дж. Роттеру, потенциал поведения складывается из двух компонентов: «СУБЪЕКТИВНОЙ ЗНАЧИМОСТИ» подкрепления данного поведения (т.е. насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека) и «ДОСТУПНОСТИ» данного подкрепления (т.е. насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

            Решающий возрастной период. По мнению бихевиористов, личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению закладывается в детстве. Поведенческая теория утверждает, что любого человека можно научить любому поведению и, соответственно, можно отучить от любых нежелательных реакций, в том числе болезненных.

Сознательное-бессознательное в личности. По мнению бихевиористов, в личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях, человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других нет.

            Свобода воли. Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы.

Субъективное-объективное. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью  объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операционализации и объективному измерению.

В поведенческом подходе выделяют три уровня свойств, однако, как и в случае выше описанных подходов, четкая граница между уровнями отсутсвует.­

            Элементные свойства личности. В качестве элементов личности здесь выступают «РЕФЛЕКСЫ» или «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ». Постулируется, что список социальных навыков (т.е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретно человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если Вы воспитывались в доброй, спокойной семье, и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы – грустны и печальны, или отличаетесь повышенной ранимостью, то это не ваша «вина», вы – продукт общества, продукт воспитания. Ну а если вам нравится поэзия, то и здесь, заслуги вашей в этом нет никакой. Семья, улица, школа и т.д. выработали у вас любовь к данному виду искусства. Ваша профессия – настоящая или будущая -  это тоже следствие вашего восптания, которое включало определенную систему подкреплений и наказаний.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка более мощным, после пищевого, подкреплением является «активностное» подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем «манипулятивное» (поиграть с игрушкой, порисовать), далее следует «поссессиальное» (от английского слова possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, одеть мамину юбку), и наконец, социальное подкрепление – похвалить, обнять, ободрить ребенка и т.д.

Если в рамках «рефлекторного» направления поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители «социально-наученческогo» направления считают выделение таких блоков вполне возможным.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности разработки программы KURSEXE
Реферат Правовое регулирование и содержание хозяйственных договоров, опосредствующих оказание услуг
Реферат Атомно-молекулярное учение и его законы
Реферат Ж.Б. Сэй
Реферат протоколы следственных и судебных действий
Реферат Movie Review Of Contact Essay Research Paper
Реферат Синтез 9-ортогидроксиаминоакридина
Реферат Безотходные производства
Реферат Условия достижения успехов в бизнесе
Реферат Исследование зависимостей между механическими характеристиками материалов
Реферат Japanese Media Overview Essay Research Paper Japanese
Реферат Особливості кооперативного використання мови персонажами казки Л Керролла Alice in Wonderland
Реферат Техникоэкономический анализ ДРСУ-2 города Сочи
Реферат Теория трансакционных издержек
Реферат Использование синонимов в фантастическом романе А.Ю. Пехова "Хроники Сиалы"