Реферат по предмету "Психология"


Психологический портрет и имидж руководителя

Содержание
Введение …………………………………………………………………………………4

1. Личность руководителя и навыки управления……………………………...............5

Психологическая характеристика деятельности руководителя………………..5

Система самопрезентации………………………………………………............12
2. Психология воздействия в управлении……………….………………………….13
2.1. Характер…………………………………………………………………………..21

2.2. Качества руководителя…………………………………………………………..24

3. Стили руководства………………………………………………………………….26

4. Деловое общение……………………………………………………………………30

4.1. Развитие общения………………………………………………………..……….35

5. Имидж руководителя………………………………………………………………..38 Исследование…………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...………42

Список использованных источников и литературы……………………….…………45

Введение
Управление как процесс воздействия на людей с целью организации и координации их деятельности в процессе производства возник еще до появления мануфактурного производства. Но идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии руководителя относительно нова. Управление как самостоятельная область деятельности было признано только в XX в. Объектами управления являются люди и техника.

Управление осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать некоторые закономерности, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. На предприятиях, в фирмах, учреждениях, коллективах, т.е. в организациях, существует четкое разделение управленческих отношений: одни управляют, руководят, а другие исполняют и подчиняются руководству.

Таким образом, центральная фигура в управленческом процессе – человек. Огромной заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. В свою очередь, многие руководители и управленцы использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности. Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн.

Ключевую роль в организации играют руководитель коллектива, который должен осуществлять умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Цель курсовой работы является раскрытие психологии воздействия в управлении, т.е. определение личных качеств руководителя, а также определение навыков управления и стиля руководства. Выявит, узнать, раскрыть и т.д.


Раздел 1. Личность руководителя и навыки управления
«Из всех человеческих умений самую высокую цену я дам за умение обращаться с людьми»

Джон Д Рокфеллер
1.1 Психологическая характеристика деятельности руководителя
Руководство – это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

Руководитель – это должность, которая позволяет иметь человеку определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако, руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

управляющим, наделенным властью.

лидером, способным вести за собой подчиненных.

дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями.

воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами.

инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса.

просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера и т.д.

_________________________

Кишкель Е.Н. Управленческая психология, Москва, «Высшая школа», 2002, с.157


Профессионально подготовленные руководители (менеджеры) отличаются друг от друга по эффективности руководства. Опрос выдающихся менеджеров Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех в управленческой деятельности: 1)желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера; 2)умение работать с людьми; 3) гибкость, нестандартность, оригинальность мышления; 4)оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере; 5) способность предвидеть будущее развитие событий; 6)высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка;

Руководитель имеет дело с людьми, обладающими различными психическими свойствами, различной готовностью с той или иной деятельности. В то же время эффективность самого руководителя, его социально-психологических свойств, характерных для него приемов, навыков, способов обращения с людьми, уровня активности и т.д.

В зарубежной и отечественной литературе многократно предпринимались попытки описать структуру личности преуспевающего руководителя. В течение долгого времени в качестве основных выделялись интеллектуальные и аналитические способности, но по мере расширения исследований этот список претерпевал изменения.

Основные функции менеджера: планирование, мотивация, оценка, контроль. Менеджеры всех уровней обязаны обеспечить прибыль и преодолеть конкуренцию. Для выполнения этих задач необходимы такие навыки деятельности, как: практическое владение предметом деятельности (т.е. знание производства, технологии, оборудования, сбыта и т.д.), организационные навыки (планирование, реорганизация, внесение изменений, направление усилий предприятия в нужное русло, определение приоритетов, ориентация в социально-экономической среде); управленческие навыки (умение работать с людьми, знание психологии организационных процессов, навыки оценки и воздействия на людей, умение стимулировать и направлять).

Умение руководить развивается так же, как и любая другая способность: знанием принципов и ежедневной практикой. Несмотря на то, что управленческая деятельность представляет определенные сходные требования ко всем руководителям, тем не менее, каждая конкретная должность требует некоторого уникального сочетания умений и способностей.

Умение управлять собой позволяет менеджеру правильно снимать напряжение, избегая стрессов, контролировать при этом собственные эмоциональные проявления в рабочей ситуации.

Важным управленческим качеством уваляется умение влиять на окружающих. При этом способность оказывать влияние становиться более значимой, чем умение применять власть. Руководитель, обладающий высокой способностью влиять на окружающих, получает поддержку не только своих сотрудников, но и людей, не починяющихся ему на прямую, что расширяет возможности использования ресурсов.

Знание современных управленческих подходов составляет ту базу, благодаря которой менеджер может искусно варьировать эти подходы в зависимости от текущих потребностей окружающих и психологических особенностей подчиненных. Хорошие навыки руководства позволяют менеджеру добиваться максимальной отдачи от своих подчиненных и формировать благоприятный психологический климат. Руководитель, обладающий навыками обучения и развития своих подчиненных, обеспечивает потенциал функционирования и предоставляет обратную связь.

Управленческая деятельность характеризируется ценой ошибок, большим трудом ответственности и необходимостью человекознания. Согласно традиционным зарубежным подходам, ведущими качествами личности руководителя являются компетентность, коммуникабельность, способность устанавливать контакты, внимательность по отношению к подчиненным, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы. Каждое из этих качеств, по сути, объединяет некоторые другие черты личности, представляя собой интегральные способности.

Постоянная работа в направлении личностного роста дает руководителю возможность преодолеть свои слабые черты характера и развить сильные. Без саморазвития нельзя управлять развитием организации.

Навык решать проблемы должен формироваться по линии рационализации, планирования, расширения методов сбора информации и контроля. Изобретательность и способность к инновациям позволяют руководителю экономить ресурсы, как материальные и временные, так и человеческие. Творческий подход открывает возможности для преодоления текущих сложностей и рождения перспектив развития, тогда как застой и консерватизм эти возможности ограничивают.

Сами руководителя в ответ на вопрос о наиболее важных знаниях и умениях в управлении, выделили следующие навыки: интервьюирование; повелевание; управление; речь; слушание; письмо; сотрудничество; терпение; лидерство; чувствительность; дипломатичность; обучение; симпатия; организационная коммуникабельность; политика, продажа; уверенность; невербальная коммуникация.
1.2. Система самопрезентации

Важную роль в представление руководителя играет самопрезентация, основанная на эффектах фасцинации и аттракции.

Фасцинация — это очарование, обаяние; характеризуется словесным воздействием, интонацией, мимикой, манерами (говорить, двигаться и т. д.), при которых достигается минимальная потеря информации для партнеров по общению, их доброжелательное расположение.

Искусная, богатая разнообразием лексики, ненавязчивая речь, сопровождающаяся особой доверительной интонацией, заинтересованным взглядом, изящным поворотом или наклоном головы, мягким движением рук, эффектными позами — все это в совокупности способно обратить на себя внимание, вызвать симпатию, надолго запечатлеть образ человека в собственном воображении. Это впечатление усиливает со вкусом подобранные одежда, прическа, тонкий аромат (трав, масел, духов), косметика (у женщин), аксессуары и т.д.
Аттракция — это привлечение, притяжение; характеризуется визуально фиксированным эмоциональным отношением человека к кому-либо в виде проявления симпатии или готовности к общению (улыбка, радостные восклицания, смех, слезы радости, стремительные движения навстречу и т. д.). Это состояние вызывается не внешними, а внутренними причинами.
Эти неотъемлемые элементы самопрезентации могут быть использованы менеджерами, политиками, бизнесменами для создания собственного имиджа.

_________________________

Кишкель Е.Н. Управленческая психология, Москва, «Высшая школа», 2002, с.176

Раздел 2. Психология воздействия в управлении

Каждому приятно работать с обязательными коллегами, добросовестными подчиненными, объективными руководителями. Но не все и не всегда таковыми бывают… Тот излишне самолюбив, этот пассивен и апатичен. Одного не увлекает данная работа, другой вообще откровенный лодырь. А эти всегда работали хорошо, но вдруг почему-то «испортились». Один завистлив, другой не любит начальника — и оба весьма квалифицированно ставят ему палки в колеса и т. д. Всех случаев негативного поведения работников не перечесть.

Стиль управления коллективом — это интегральная характеристика индивидуальных особенностей и способности личности руководить, а также чаще всего применяемых ею способов и средств управленческой деятельности, которые системно характеризуют ее способности и особенности решения управленческих задач.

Авторитарный. Стиль, для которого характерно единоначалие руководителя в решении как больших, так и малых задач, стоящих перед коллективом. В организации, где доминирует авторитарный стиль управления, все ждут, что скажет «Иван Иваныч». При авторитарном стиле руководства инициатива и последнее слово, как правило, остается за руководителем, как и все наиболее значимые указания и распоряжения. Однако в авторитарном стиле имеются, как и в любом стиле, не только минусы, но и свои плюсы. Способность руководителя взять на себя персональную ответственность, особенно в критической ситуации, — это несомненное его достоинство. Но авторитарный стиль подавляет инициативу и творческие начинания, которые идут снизу. В этом главный его минус.

Коллегиальный. Для руководителя, которому характерен этот стиль, главной установкой является: «Надо посоветоваться с коллективом». Последним словом в данном случае будет то, как и что решит коллектив. Наряду с очевидными достоинствами в рамках этого стиля имеются и недостатки. Суть их особенно проявляется в тех ситуациях, когда даже вопросы, не требующие детального обсуждения, часто выносятся на коллективное обсуждение.

Плановый. Для руководителя этого стиля главное — план, программа. Руководитель такого стиля очень много уделяет внимания всевозможным планам и программам. Управление на основе четко и глубоко проработанного плана – весьма положительное качество. Однако слишком точное, излишне пунктуальное следование плану часто создает и определенный тормоз для маневра, инициативы и оперативной перестройки деятельности.

Либеральный. Этот стиль часто не без основания еще называют и попустительским. При таком стиле руководства коллектив как бы «плывет по воле волн». Подчиненные преимущественно сами не только решают возникающие перед ними проблемы, но и имеют возможность не особенно считаться с мнением своего руководителя. При всех очевидных недостатках этого стиля положительным является то, что инициатива подчиненных не подавляется. Но либеральный стиль опасен тем, что он характеризует руководителя как беспринципного и не делового.

Регламентирующий, или его можно также назвать контролирующий. Для этого стиля, в противоположность либеральному, характерна постоянная регламентация того, что необходимо делать, как и в какие сроки. Для подчиненных постоянное регламентирование и контроль из блага превращаются в бедствие. Постоянная регламентация и контроль в коллективе создают нервозную обстановку.

Документальный. Руководитель этого стиля придает исключительно большое значение документам, письменным распоряжениям и как следствие скатывается к «бумаготворчеству». Тратя много сил и времени на подготовку различного рода документов и справок, такой руководитель стремится перестраховать себя на случай всяких проверок, но у него уже не остается времени на живое общение с коллегами, на непосредственное руководство коллективом. Позитивным моментом в этом стиле является тот факт, что у такого руководителя документы, различного рода планы и отчеты, деловая переписка всегда находятся в должном порядке.

Лидерский. Стиль характеризуется тем, что руководитель увлекает, вдохновляет коллектив на решение тех проблем, в которые он глубоко верит и в возможность решения которых ему удается убедить, если не всех, то большинство членов коллектива. Лидер уверен в себе и в реальности выполнения тех планов, программ, которые он выдвигает. Он, как правило, обладает оптимизмом и проявляет его в решении тех проблем, которые стоят перед коллективом. Если лидер к тому же имеет высокий уровень творческих способностей, то он становится творческим руководителем коллектива. К недостаткам лидерского типа следует отнести то, что лидер часто пренебрегает административными средствами руководства коллективом, и это, как правило, приводит к тому, что не все резервные возможности коллектива и особенно инициативных членов коллектива остаются использованными.

Главная черта эффективного руководства – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля руководства и нейтрализовать его слабые стороны.

В своей повседневной деятельности современному эффективному руководителю необходимо опираться на свои сильные, наиболее развитые стилевые компоненты, качества, при этом постоянно развивая слабые. Помня при этом, что идеальным стилем управления коллективом является творческий стиль, для которого характерно, что руководитель в решении каждой новой управленческой задачи гибко, неординарно применяет тот или иной прием, способ, средство, являющиеся для складывающейся ситуации наиболее оптимальным и результативным.

В решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причины удач, но тщательно анализировать причины поражений.

Умело и грамотно применять в своей повседневной деятельности следующие управленческие принципы:

Принцип инструкции. Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.

Принцип близости. Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.

Принцип оперативности. Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчинённые постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем

Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно воспитывать подчинённых — словом и делом.

Принцип делегирования. Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остаётся за руководителем.

Принцип терпения. Во взаимоотношениях с подчинёнными руководитель должен проявлять бесконечное терпение.

Принцип ответственности. Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.

Нарушение управленческих принципов приводит к нежелательным последствиям, разрушению психологического климата в коллективе.

Культура управленческого труда формирует еще два немаловажных требования к субъекту власти. Это адресность (кому предпосылается решение) и сроки исполнения. Расплывчатые и безадресные решения, как и общие наставления в системе вертикальных отношений, вряд ли способствуют плодотворной деятельности.

Культура диалога отрицает псевдокультуру монолога в управленческих отношениях.

Принятие решения представляет собой многоступенчатый процесс. Обозначим основные ступени, или шаги, этого процесса:

постановка цели решения;

установление критериев решения;

разделение критериев;

выработка альтернатив;

сравнение альтернатив;

определение риска;

оценка риска;

принятие решения.

Личностные черты. К основным чертам личности можно отнести:

способность доминировать (умение влиять на подчиненных);

уверенность в себе;

эмоциональную уравновешенность;

стрессоустойчивость;

стремление к победе (достижению цели);

креативность (способность к творческому решению задач);

ответственность;

предприимчивость;

независимость;

надежность;

общительность.

Черты личности руководителя следует отличать от понятия черты характера личности. Не все черты личности являются· чертами характера. Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Черты характера — это устойчивые особенности поведения человека, которые стали его свойствами.

Характер

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении:

к себе (требовательность, критичность, самооценка);

к другим людям (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм, жестокость – доброта, безразличие – чуткость и т.п.)

к порученному делу (лень – трудолюбие, аккуратность- неряшливость, инициативность – пассивность и т.п.)

Характер человека связан с его темпераментом, т.е. с врожденными свойствами высшей нервной деятельности. Но зависит он и от приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств.

Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, — дар Божий. Но талант без труда — ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель.

Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 — 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 — 28 лет.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию — руководство подчиненными.

_________________________

www.erudition.ru/referat/ref/id.30459_1.html
На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем — увольнение сотрудников.

Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность. Важная черта менеджера — реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Качества руководителя.

Чтобы качественно руководить людьми, руководитель должен обладать целым набором качеств. Все они без исключения – дело наживное. Однако для этого надо прилагать усилия. И от того, насколько руководитель сумеет развить эти качества, зависит его успех.

Руководитель должен быть хорошим управляющим, способным организовать работу подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной. Естественно, руководитель должен предъявлять к себе те же требования, что и к другим людям.

Руководитель должен быть лидером, способным увлечь людей и повести их за собой. А поэтому он должен иметь авторитет, обладать высоким уровнем профессионализма, нести положительные эмоции.

Руководителю приходится быть воспитателем, который способен выявить и развить у подчиненных их способности и положительные личностные качества.

Руководитель должен быть прекрасным дипломатом, способным наладит контакт как с подчиненными и другими сотрудниками, так и с властями и партнерами.

Руководителю приходится быть инноватором – человеком, который способен реализовать в реальности планы, которые могут показаться необоснованными.

Работа руководителя немыслима без контактов с другими людьми. В процессе работы руководитель вынужден общаться как с сотрудниками, так и с клиентами. Поэтому менеджер должен быть хорошим коммуникатором.

Руководитель должен быть образцом для других людей. Деятельность руководителя протекает на виду у большого числа людей: сотрудников, клиентов и др. Поэтому у хорошего руководителя не должно быть качеств, которые могли бы послужить основанием для его осуждения.

_________________________

Авдулова Т.П. «Психология менеджмента», Москва «AKADEMA», 2003
Раздел 3. Стили руководства
Стиль руководства менеджера зависит от его темперамента и личностных особенностей. Ведь стиль руководства основывается на характерных признаках темперамента (пессимизм, эмоциональная несдержанность, активность, неуравновешенность, чувствительность, тревожность)

Существуют разнообразные типологии личности вообще и менеджеров в частности, которые позволяют выделить основные черты личности и качества характера, определяющие поведение. Но любые типологии, призванные облегчить восприятие человека и сделать более адекватным прогноз его поступков, нивелируют богатство, многогранность каждого отдельного человека. Поэтому приходить к типологиям надо как к общим ориентирам, а не воспринимать их как истину в последней инстанции.

Стиль руководства выражается в частом повторении тех или иных приемов, используемых для эффективного решения задач, в проявлениях наиболее типичных характерологических и индивидуально-психологических черт руководителя в его поведении по отношению к подчиненным.

Стиль управленческой деятельности во многом определяется таким понятием, как личностный профиль менеджера. Личность менеджера, целостная система способов и методов воздействия на людей определяют индивидуальный стиль руководства.

Стиль руководства определяется характером взаимодействия менеджера и подчиненных; способом принятия решений, преодоления конфликтов; постановкой целей и средствами их достижения. Стили руководства менеджеров разворачиваются в широком диапазоне от авторитарного до демократического. Крайне авторитарный руководитель приказывает, наказывает, журит и увольняет. Крайне демократический лидер обеспечивает плюрализм и консенсус, учитывает мнение группы и манипулирует отдельными людьми.

_________________________

Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент», Москва «AKADEMA», 2003

Оптимального стиля руководства нет, он вырабатывается в зависимости от специфики организации, команды и личности самого менеджера.

С личностью руководителя связаны и особенности развития организации в целом.

Практика предъявляет к менеджерам (особенно высшего звена) широкий спектр требований, которым, за редким исключением, не может соответствовать один человек. Эта проблема решается совместной деятельностью нескольких руководителей, каждый из которых дополняет другого, исполняя определенную управленческую роль. Потребность в разных типах руководителей зависит от внешних экономических условий и тех целей, которые ставит перед собой организация. Гипотетический менеджер, обладающий определенными данными, необходимыми для той или иной управленческой роли, определяется архетип. На основании практической деятельности руководителей выделяется четыре основных архетипа: лидер, администратор, предприниматель, плановик.

Менеджер-лидер играет ведущую роль в процессе реализации решений. К наиболее важным качествам относятся умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.

Менеджер-администратор – это руководитель, обеспечивающий жесткий контроль и долгосрочное планирование успешного функционирования предприятия. Способный оценить эффективность деятельности организации, он хорошо представляет, что именно является наиболее существенным в каждый конкретный момент времени.

Менеджер-плановик стремится к оптимизации деятельности предприятия, концентрируя основные ресурсы в традиционных областях производства и направляя все усилия на достижение поставленных целей. Руководитель этого архетипа обладает, в первую очередь, аналитическим складом ума, методичностью в работе и отличается ориентацией на будущее.

Менеджер-предприниматель ориентирован не на оптимизацию, а на изменение динамики развития предприятия, ищет новые направления деятельности и возможности для расширения производства. Руководитель этого архетипа не проецирует прошлое в будущее, внося коррективы, а творит будущее, идя на разумный риск и нестандартные решения.

Быстро меняющаяся экономическая ситуация требует одновременного использования знаний, умений и талантов всех основных архетипов руководителя, что определяет общую концепцию разделенных полномочий и ответственности.

В целом наиболее эффективным будет тот стиль руководства, который стимулирует деятельность сотрудников, поддерживает их инициативу и поощряет успехи каждого.

Работа с людьми требует от руководителя целого ряда специфических качеств, которые составляют общее понятие компетентности в области персонала. Исследователи выделяют следующие основные качества руководителя:

Этичность – уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость;

Коммуникабельность – умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;

Умение слушать – способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации;

Контактность – умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;

Командная ориентация – понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;

Добросовестность – высокие требования к результатам своей работы;

Рассудительность – способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения;

Результативность – ориентация на конечный результат;

Настойчивость – способность принимать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией;

Уверенность в себе – готовность и умение решать неординарные задачи;

Педантичность организации и деловая ориентация – готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы;

Хорошего менеджера часто сравнивают с играющим тренером, который всегда должен быть на своем месте. Доступный подчиненным, тренер-менеджер всегда «прикроет» своих подчиненных, если в этом возникает нужда. Надо отметить, что зарубежные специалисты называют среди проблем менеджмента в России недостатки персональной ответственности, запутанность системы компенсаций и премий, а также напряженность между руководителями и рядовыми сотрудниками. Для многих российских руководителей характерна чрезмерная дистанция во власти.

В сознании подчиненных между сотрудником и руководителем лежит бездна, образованная различиями в социальном статусе, заработной плате, в возможности принимать решения и оказывать влияние, в льготах и преимуществах. Поэтому общение, возможно, только если проложить надежный мост доверия между двумя сторонами. И мост должен строить сам менеджер: сверху вниз опустить несколько перекладин гораздо проще, чем строить перемычку снизу вверх. Всем своим поведением, каждым продуманным словом руководитель должен воздвигать мост для внимательного, открытого для мнений и идей общения.
Раздел 4. Деловое общение
Одним из деловых качеств личности является владение деловым общением, коммуникабельность.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных стандартах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны «писанные» и «неписаные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения по службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами одного коллектива (горизонтальные);

наставление, определяющее характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и аппатий.

В процессе делового общения важно учитывать невербальные способы воздействия. Язык жестов и телодвижений несет больше половины информации во время общения. Невербальные сигналы позволяют оценить произведенное впечатление, понять скрытые реакции партнера.

_________________________

Л.Д. Столяренко «Психология делового общения и управления», Ростов-на- Дону «Феникс», 2005

Хорошему менеджеру следует владеть этим незаменимым источником информации.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых формул, позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т.д. (например «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:

установка контакта (знакомство). Предполагается понимание другого человека, представление себя другому человеку;

ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

обсуждение интересующей проблемы;

решение проблемы;

завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строится на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, что такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

Деловое общение реализуется в различных формах:

деловая беседа;

деловые переговоры;

деловые совещания;

публичные выступления.

4.1. Развитие общения
Участие в разнообразных встречах, семинарах, организация собраний и обсуждений, ведение переговоров и деловых встреч являются неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности руководителя (менеджера). И во всех этих мероприятиях руководителю необходимо уметь правильно разговаривать и поддерживать общение.

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения текинкой и знания правил общения.

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений – говорить и слушать.

Искусство общения, знания психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек» — политикам, бизнесменам, медикам, менеджерам, педагогам и многим другим.

Таким образом, умения строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, коллегами, добиваться успехов на переговорах. Залог любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал – создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми – это наука, искусство. Здесь важны природные способности и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера

поведения и т.д.

_________________________

www.erudition.ru/referat/ref/id.30459_1.html

Общение начинается с входа руководителя в коммуникативную ситуацию беседы, выступления, встречи, собрания и т.д.

Процесс входа включает следующие действия:

оценку коммуникативной ситуации

ориентацию в этой ситуации

выбор объекта взаимодействия

постановку ситуативной задачи общения

Вторая стадия: “ПОДХОД К ОБЪЕКТУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ “

Этот процесс включает следующие действия:

пристройку к объекту, т.е. поиск удобной для общения дистанции, положения, позы, взаиморасположения

привлечения к себе внимания объекта с помощью определенных действий

Третья стадия: “НАСТРОЙКА”

Через “зондирование души” объекта (по словам К.С. Станиславского)

осуществляется настройка на эмоционально- психологическое состояние объекта взаимодействия, формируется общее социально- психологическое поле общения

Четвертая стадия: “ ПЕРВЫЙ ХОД В ОБЩЕНИИ ”

Цели этого хода в общении:

сообщить объекту некоторую информацию

побудить объект к взаимодействию

трансформировать объект взаимодействия в равноправного субъекта, партнера общения

При передачи информации нужно :

сначала во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль, идею

затем высказать, т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю

и только потом это высказывание должно быть услышано и понято

Пятая стадия: “ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕНИЯ “ ответный ход объекта, ставшего субъектом – партнером общения

Все эти 5 стадий должны быть соблюдены руководителем в каждой конкретной форме общения, в которой он берет на себя функции и организатора, и катализатора взаимодействия.

Изложение мыслей представляет процесс общения. Необходимо, чтобы руководителя поняли и с ним согласились .


Раздел 5. Имидж руководителя

Создание привлекательного имиджа для руководителя является также неотъемлемой частью для успешного руководства и создания положительного впечатления.

«Имидж» (англ. image — образ, ореол) — это эмоционально окрашенный образ кого-либо (чего-либо), который складывается в массовом сознании и имеет характер стереотипа. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные ею или для нее обученными в этой области профессионалами — имиджмейкерами. Имидж человека говорит о его внешнем облике, внутреннем мире и психологическом типе. Однако до сих пор многие руководители, деловые люди, политики или не придают значения своему имиджу, или отводят ему второстепенную роль.

Для руководителя, делового человека обретение профессионального имиджа не является самоцелью. Тем не менее, обладание им имеет глубокий практический смысл, так как составляет его личную и профессиональную характеристику.

Наиболее важные слагаемые имиджа руководителя (менеджера) следующие:

1. Профессионализм и компетентность менеджера. Работа менеджера требует особого таланта, так как управление — это и наука, и искусство. В наше время как никогда обществу необходимы профессионализм и компетентность управляющих. От менеджера в его работе требуется динамизм, быстрая реакция на изменившуюся ситуацию и многое другое. Например, в корпорации «Дженерал Моторс» первое из пяти предъявляемых требований к менеджеру — это требование компетентности. Каждый менеджер обязан профессионально знать, как выполнить работу наилучшим образом, но по-своему (в своей манере, своем стиле).

_________________________

Кишкель Е.Н. Управленческая психология, Москва, «Высшая школа», 2002, с.157

Эти знания менеджер может получить из книг (если он достаточно усидчив и прилежен), усвоить их из своего опыта (если он проницателен и самокритичен), извлечь из опыта других (если он достаточно восприимчив). Менеджеру нельзя позволить себе учиться только на собственных ошибках.

2. Нравственная надежность менеджера. Нравственный человек старается жить по моральным заповедям, проверенным многовековым опытом. Безнравственный человек находится в плену собственных страстей и эмоций, его идеалом является вседозволенность. Нравственно надежный менеджер, столь необходимый нашему обществу, всегда способен на самосовершенствование и прежде всего духовное. Его внимание должно быть направлено на богатство человеческой культуры во всех ее проявлениях.

3. Гуманитарная образованность менеджера. Гуманитарная культура человека позволяет ему пропускать через себя различную информацию, подвергая ее рациональной и чувственной обработке. Ф.М.Достоевский считал, что успешному освоению любой профессии способствует гуманитарная развитость человека, которая облегчает этот процесс. Мировоззрение менеджера должно составлять, как минимум следующие гуманитарные ценности: социальная защищенность людей, их здоровье, духовное богатство людей, экологическая безопасность.

Гуманизация образования во всем мире не приемлет подготовку управленцев, забывающих о бесценности жизни каждого из подчиненных, об уникальности каждого человека, живой природы. Американские ученые-психологи на основе проведенных исследований выявили пять причин «падения» менеджеров с «высокой лестницы», краха карьеры:

их толкает вверх стремление получать более высокое жалование.

а не забота о процветании организации;

их слишком волнуют символы их положения (кабинет, машина, дом и пр.);

они озабочены, прежде всего, собственными интересами (плохой руководитель заботится о себе, хороший — о своих людях);

они самоизолируются, уменьшая круг своего общения;

они скрывают свои мысли и чувства от подчиненных.




Образование менеджера в области психотехнологии.

Психотехнология — наука о практическом использовании психологических, техник управления людьми. Объектом психотехнологии является психика человека, которая рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой. В процессе управленческого общения реализуется психическая деятельность менеджера, которая представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивов, установок и т. д. У личности, на которую оказывает воздействие менеджер. Изучая психотехнологию, менеджер осваивает систему практических действий, оказывающих целенаправленное влияние на подчиненных.

Воздействие имиджа на людей происходит по схеме поэтапного управления их поведением: привлечение внимания — пробуждение интереса — создание потребности — спровоцированное действие. Такая схема очень хорошо прослеживается в высокопрофессиональной телевизионной рекламе (например, в рекламе напитков).

На этапе привлечения внимания используют то обстоятельство, что реакция человека сильна на новизну, контрастность, интенсивность чего-либо. Существуют и другие приемы привлечения внимания: искусство улыбаться, постановка голоса, техника жестов, мимика, позы и другие приемы актерского мастерства. Помогают им в этом имиджмейкеры.

Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к тому, чтобы оказать предельно возможную помощь имиджмейкеру, воспринимать его рекомендации как программу своих действий. При этом руководитель должен превращать себя в послушный объект воздействия для опытного специалиста по имиджу, освободиться от скованности, не быть психически зажатым. С этой целью рекомендуется заняться тренингами на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить специальные технологии («визуальный имидж», «личный ортобиоз»).

Каждый человек должен выбирать и осваивать те модели поведения, которые приносят успех. Этот успех основан на реакции окружающих его людей, которую должен четко улавливать каждый человек и тем более менеджер. В этом и состоит один из секретов имиджирования. Чем объективнее представление человека о собственном поведении, основанное на реакции окружающих его людей, тем действеннее стратегия и тактика этого поведения. При выборе модели поведения нужно также учитывать внешние обстоятельства. Руководитель должен соответствовать всем требованиям делового мира – это опрятный внешний вид (строгий деловой костюм, безупречная прическа и макияж и т. д.).

На модель поведения оказывает влияние и духовное богатство человека. Духовно обедненный человек зависит от внешних условий (например, отсутствие денег, потеря власти, положения, привилегий у такого человека резко снижает его интерес к жизни). Человек, богатый душой (духовно активный), успешнее противостоит жизненным невзгодам, неудачам, потерям.

Заключение

Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

В данной работе я также остановилась на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера.

Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

В конце своей работы я сделала общий вывод, что современный руководитель:

1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.

2. Способен быть лидером.

3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.

4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.

5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.

6. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.

7. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.

8. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.

9. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.

10. Компетентен в специфических проблемах управления.

11. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.

12. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.

13.Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.

 14. Способен вызвать к себе расположение.

15. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.

16. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.

17. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словам


Список использованных источников и литературы

1. Кишкель Е.Н. «Управленческая психология», Москва «Высшая школа», 2002

2. Авдулова Т.П. «Психология менеджмента», Москва «AKADEMA», 2003

3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. «Менеджмент», Москва «AKADEMA», 2003

4. Шикун А. Ф., Филинов И. М. «Управленческая психология», Москва «Аспект прогресс», 2002

5. Столяренко Л. Д. «Психология делового общения и управления», Ростов-на- Дону «Феникс», 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.