Реферат по предмету "Психология"


Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Реферат по теме:
Психоаналитический и гуманистическийподходы к личности

Оглавление
 
Введение
1. Характеристикагуманистической теории личности
1.1 Теория личности А. Маслоу
2. Психоаналитическаятеория личности
2.1 Структура личности по Фрейду
2.2 Защитные механизмы личности
Заключение
Список литературы

Введение
Личность — человеческийиндивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности вобщении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
Напротяжении XX века в мировой психологии сложилось дваосновных направления, в контексте которых были разработаны наиболеезначительные теории личности: гуманистическая и глубинная илипсихоаналитическая психология.
Гуманистическаяпреимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкоераспространение на Западе. В понимании личности она, на первый взгляд, кажетсяпротивоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличиеодних и тех же характеристик.
Психоаналитики пытаютсяоткрыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненнымбессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка. В то время какгуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А.Маслоу и др., основным фактором активности личности выделяет устремленность вбудущее, к максимальной самореализации.
Цель данного исследованиясостоит в том, чтобы выявить главные характеристики двух вышеуказанных теорийличности.
Для достижения цели,автор поставил следующие задачи:
1.  Охарактеризовать основные положениягуманистической теории личности.
2.  Охарактеризовать основные положенияпсихоаналитической теории личности.
3.  Выявить отличительные черты двухтеорий.

1. Характеристикагуманистической теории личности
Гуманистическаяпсихология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии- психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии,отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических)факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалистывыделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чемстановимся.
Таким образом,гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека,который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главноеположение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегданаходится в процессе становления. Но это не только формирование биологическихпотребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие,отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческогосуществования.
Другой взгляд можноохарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направлениезаключается в субъективной или личной реальности, т.е. подчеркивается значениесубъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека.Теоретические построения и внешнее поведение вторичны по отношению кнепосредственному опыту и его исключительному значению для того, кто егопереживает.
Гуманисты рассматриваютлюдей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать иразвивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальнымивоздействиями. Сторонниками гуманистических взглядов, можно назвать такихвидных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, и Абрахам Маслоу, которыйполучил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теорииличности. Теория Маслоу о самоактуализации личности, основывающаяся на изучениизрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, которые весьмахарактерны для гуманистического подхода.
1.1 Теория личности А.Маслоу
До Маслоу психологисосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, чтопытались понять, а именно человека в целом. Для него же человеческий организмвсегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-либо части,влияет на весь организм.
Так, рассматриваячеловека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных. Маслоуутверждал, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так какпри этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор,зависть, вина и т.д.). Он полагал, что в каждом человеке природой заложеныпотенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основной его концепции являетсявопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы на установлениеличных целей. Именно это делает их жизнь значительной и сознательной. Онописывал человека, как «желающее существо», который никогда не достигаетсостояния полного удовлетворения. Всяческое отсутствие потребностей, если таковоесуществует, в лучшем случае недолговечно. Когда удовлетворена одна из потребностей,то на поверхность сразу же всплывает другая и направляет внимание и усилиечеловека.
Маслоу предположил, чтовсе потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей вмотивации человека в порядке их очередности в «Пирамиде Маслоу».
В основе этой схемы лежитправило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны бытьудовлетворены до того, как человек станет мотивированным потребностями,расположенными выше. По Маслоу, это основной принцип, лежащий в структуремотивации человека, и чем выше человек может подняться в такой иерархии, тембольше его  индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье.
Ключевым моментом вконцепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда небывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности нередко частичносовпадают, и человек может находиться на двух или более уровнях потребностейодновременно. Маслоу сделал предположение, что человек удовлетворяет своипотребности в таком порядке:
1) Физиологическиепотребности касаютсябиологического выживания человека и должны быть минимально удовлетвореныпрежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.
2)  Потребность вбезопасности и защите. Стабильность, закон и порядок, предсказуемостьсобытий и свобода от угрожающих факторов, как, например, болезнь, страх и хаос.Таким образом, эти потребности отражают необходимость в долговременномвыживании.
3) Потребность влюбви и принадлежности. На этом уровне люди устанавливают отношения привязанности с членамисвоей семьи или  группы.
4) Потребностьсамоуважения. Маслоуразделил её на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает всебя компетентность, уверенность независимость и свободу. Уважение другими –престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.
5) Потребность всамоактуализацииМаслоу охарактеризовал как желание человека стать тем, кем он может быть.Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своихталантов, способностей и потенциала личности.
Если потребности болеенизкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на эту стадию иостанется там, пока эти потребности не будут удовлетворены достаточно.
Гуманистическаяпсихология считает, что только сам человек ответственен за выбор, который онделают. Это не означает, что, если ему дана свобода выбора, он непременно будетдействовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не может гарантироватьправильность выбора. Основной принцип этого направления – модель ответственногочеловека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
Гуманистическаяпсихология не существует как строго организованная теоретическая система –лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологиейтретьей силы. Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения составляютдостаточно широкий спектр, они  тем не менее разделяют определенныефундаментальные концепции на природу человека. Практически все они имеютглубокие корни в истории западной философии.
Такимобразом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическуюнаправленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственногобытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

2. Психоаналитическая теория личности
Разработанная З. Фрейдомпсихоаналитическая теория личности, которая достаточно популярна в Западныхстранах, относится к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающихвсю жизнь человека и использующих для описания его личности внутренниепсихологические свойства, его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишьнезначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека ихарактеризует его как личность, актуально им осознается.
По мысли Фрейда, началоми основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения ижелания, изначально присущие человеческому организму. Недооценивая сознание исоциальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал,что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различногорода биологические механизмы.
По Фрейду, особо важнуюроль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космическихинстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения)и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).
Представляя человеческуюжизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейдсчитал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство иборьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но ивесьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народови государств.
 
2.1 Структура личностипо Фрейду
В течение длительного времениФрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основныхкомпонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание — ощущения ипереживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени.Область подсознательного — совокупность опыта, не осознаваемого на данныймомент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное — совокупность примитивных инстинктов, неосознанно влияющих на поведениечеловека.
В начале 20-х годов Фрейдпересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомиюличности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, чтоэти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельнопротекающими процессами.
Хотя каждая из этихобластей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами,принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно,что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить ихотносительный вклад в человеческое поведение.
Оно (ид) — совокупность врожденных,примитивных инстинктов, которые наполняют любое поведение энергией. Фрейдрассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами ворганизме, получающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергиейпсихику.
Идестьизначальная система личности, в которой впоследствии дифференцируются Эго иСуперэго. Ид включает то психическое, что является врожденным и присутствуетпри рождении, включая инстинкты. Когда уровень напряжения организма повышается– либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения– Ид старается незамедлительно вернуть организм на удобный постоянный и низкийэнергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действуетИд – принцип удовольствия.
Для выполнения задачиизбежать боли, получить удовольствие и т.п. Ид располагает двумя процессами: рефлекторнымдействием и первичным процессом. Рефлекторные действия – это врожденныеавтоматические реакции, например, чихание или мигание, которые сразу снимаютнапряжение. Организм снабжен такими рефлексами, чтобы справляться с некоторыми примитивнымиформами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию,пытаясь высвободить энергию через образ объекта, в связи с чем, перемещаетсяэнергия. Лучший пример первичного процесса у здорового человека – сновидение, вкотором, по Фрейду, всегда представляется исполнение или попытка исполненияжелания.
Очевидно, что первичныйпроцесс не способен самостоятельно снять напряжение. Следовательно, развиваетсяновый, вторичный психический процесс, и с его появлением оформляется следующая стадияличности – Эго.
Эго (Я) – компонент психического аппарата,ответственный за принятие решений. Оно удовлетворяет потребности организма всоответствии с ограничениями, которые налагает окружающий мир. Эго подчиняетсяпринципу реальности – сохранение целостности организма, путем отсрочкиудовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможностьдостижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвалвторичным процессом.
Эго появляется из-за того,что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с объективнойреальностью, миром. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде,чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научитьсяразличать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи,существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимопреобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определениеместонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий впамяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Главноеразличие между Ид и Эго в том, что Ид осознает только субъективную реальность, тогдакак Эго различает и внутреннее и внешнее.
Говорят, что эгоподчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса.Цель принципа реальности — предотвратить разрядку напряжения до тех пор, покане будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливаетдействие принципа удовольствия, но, в конечном счете, при обнаружении искомогообъекта и снижении напряжения именно принцип удовольствия выходит на первый план.Принцип реальности тесно связан с вопросом об истинности или ложности опыта –обладает ли он внешним существованием, а принцип удовольствия заинтересованлишь в том, какие ощущения этот опыт приносит.
Вторичный процесс — этореалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует планудовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило,некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человекдумает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Чтобыудовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные иинтеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичныйпроцесс.
Эго есть исполнительныйорган личности, так как оно открывает двери действию, выбирает из  окружающей средыто, чему это действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и какимобразом должны быть задействованы. Осуществляя эти чрезвычайно важныеисполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать частопротиворечивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира.
Однако следует иметь ввиду, что Эго – эта организованная часть ид – появляется для того, чтобыследовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид.Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегдазависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивнымизапросами организма и условиями внешней среды; его первоочередная цель –поддержание жизни организма.
Суперэго (Сверх-Я) – третья и последняя развивающаясясистема личности, интернализованная модель общественных норм и стандартовповедения. Это морально-этическая структура, которая появляется, когда ребенокначинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания исоциального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутреннимцензором».
Суперэго – внутренняярепрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком ониинтерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредствомнаград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная силаличности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скореедля совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача – оценить правильностьили неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированныхобществом.
Суперэго каксопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается вответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получить награду илиизбежать наказания, ребенок строит свое поведение в соответствии с требованиямиродителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка,инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют иза что награждают ребенка, включается в его эго-идеал – другую подсистемуСуперэго. Механизм обоих процессов называется интроекция. Совесть наказываетчеловека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняягордостью. Со становлением Суперэго на место родительского контроля встаетсамоконтроль.
Основные функциисамоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсамсексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2)«уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться засовершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго ипытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своейиррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличиеот Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивныхпотребностей, оно их постоянно блокирует.
В заключение этогократкого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следуетрассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это тольконаименования для некоторых психических процессов, подчиняющихся системнымпринципам. В нормальных условиях эти принципы не противоречат друг другу, а,напротив, работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме –это единое целое, а не нечто трехчастное.
В общем смысле Ид можетрассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго — какпсихологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.
 
2.2 Защитные механизмыличности
личностьгуманистический теория маслоу
Постоянное противоборствотрех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитнымимеханизмами”, образовавшимися в результате эволюции человека. В своих трудах З.Фрейд выделял важнейшие неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспеченияцелостности и стабильности:
1) Сублимация – процесспреобразования и переадресования сексуальной энергии в такие формыдеятельности, которые приемлют индивид и общество;
2) Вытеснение – бессознательноестирание индивидом мотивов своих поступков из сферы сознания;
3) Регрессия – уходк более примитивному уровню мышления и поведения;
4)  Проекция – неосознанноеперенесение, “приписывание” собственных ощущений, мыслей, бессознательныхстремлений другим людям;
5) Рационализация – бессознательноестремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения;
6) Реактивное образование– изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную;
7) Фиксацияповедения – тенденция “Я” к сохранению эффективных моделей поведения.
Настаивая на изначальнойпротиворечивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировалдинамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной егоконцепции.
С помощью всеговышесказанного можно выделить основные преимущества данного подхода:исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, методытерапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем. Серьезныминедостатками являются высокий субъективизм, метафоричность, ориентированностьна прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

Заключение
Какие бы критическиесоображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологическихтеорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможнопереоценить.
В результате построенияпсихоаналитических, гуманистических и других теорий личности психологияобогатилась обширным числом понятий, продуктивных исследовательских методик итестов.
Им она обязана обращениемк бессознательному, возможностью осуществления широкомасштабныхпсихотерапевтических практик, усилением связи между психологией и психиатрией идругими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.
В процессежизнедеятельности большинство людей  проявляется как отдельные социальныеиндивиды, которые подчиняются определенной технологии общества, тем правилам инормам, которые к ним предъявляются. К сожалению, система предписаний неможет предугадать все варианты ситуаций или жизненных случаев, поэтому человеквынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и естькритерии личностного уровня самосознания.

Список литературы
 
1.  Джери Д. и др. Большой толковыйсоциологический словарь. Том 1., М. — Вече-Аст, 1999.
2.  Психологос Энциклопедия практическойпсихологии // www.psychologos.ru
3.  Большая Советская Энциклопедия Т4.,М.: — 1980.
4.  Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. ТЕОРИИЛИЧНОСТИ // psylib.org.ua


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.