Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности воспитания и обучения слепого ребенка в семье

Введение
Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями— прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепогоребенка в семье у здоровых людей возникает иная психологическая обстановка.Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будетфункционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка. Им неясна перспектива его психического развития. Родители слепого ребенка нередкоиспытывают чувство вины, что отрицательно отражается на их психическомсостоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормальновидящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуетсямужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению кнезрячему ребенку. Они не должны сомневаться в способности своего ребенка кобучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять,что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитанияребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопедагоги знают, чтопри правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физическогои духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, онможет стать известным музыкантом, певцом, ученым.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка,когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна изважнейших задач стоящих перед ними, — противостоять сенсорной депривации(лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в сниженииобщей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипныхдвижениях.
Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детстваосновываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалетьусилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условияхгиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников поразвитию и зависит от окружающих.
Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и егодефекту могут быть адекватными и неадекватными.
Адекватным считается такое отношение, при котором ребеноквоспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которыеследует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность унего зрепринимаются. Принятие означает способность родителей примириться сфактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения,готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят всвоем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другимдетям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становитсянеобходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развитияребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценнойличностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.
Неадекватность родительской позиции определяется тем, чторебенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо,которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери)испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить.Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим копеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируютсянавыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметнойдеятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточноразвиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.
Неадекватной и неблагоприятной для психического развитияребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения онисмирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не могродиться незрячий ребенок. Произошла роковая ошибка, и она не обязанарасплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Онапсихологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и старается отдать егона воспитание родственникам или другим лицам.
Весьма сложная ситуация создается и в результате такогоотношения к ребенку, когда родители принимают его, но отрицают наличие у негокаких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как ипри адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом непринимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители недопускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимаютродители слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии уребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают емунеадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения,что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается наформировании его личности.
Последняя из позиций родителей по отношению к незрячемуребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. Уродителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже прирождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, какправило, отказываются от ребенка.
Нередко мать и отец занимают разные позиции по отношению кребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и можетпривести к ее распаду.
Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легкосоздается и тогда, когда у ребенка кроме слепоты имеются нарушения со стороныинтеллектуальной сферы.

1.Помощь специалистов родителям
Помочь родителям создать в семье климат, способствующийправильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог,специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Преждевсего, им следует постараться проанализировать поведение членов семьи ивыявить, какого типа позицию они занимают по отношению к своему ребенку и егодефекту, и, если она неадекватна, попробовать изменить ее.
Педагог должен дать семье рекомендации, как проводитькоррекционную работу с ребенком. Стимуляцию психического развития ребенка,имеющего патологию зрения, следует начинать с первых месяцев жизни малыша. Дляэтого родителям требуется наладить эмоциональный контакт с ребенком и всяческиего поддерживать. Необходимо обогащать опыт ребенка тактильными икинестическими ощущениями, менять положение тела младенца, проводитьпассивно-активные упражнения с ножками, ручками, привлекая внимание ребенка квозникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением,музыкой. Такого малыша следует чаще брать на руки и разговаривать с ним. Такимобразом он постепенно будет узнавать окружающих по голосу, шагам, поприкосновениям к нему. Недостатки психического развития, связанные со слепотою,могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функцийсохранных анализаторов. Поэтому нужно тренировать у малыша слух и кожноевосприятие в процессе ежедневного ухода за ним, обогащая его жизненный опыт.
При обучении и воспитании ребенка необходимо максимальноиспользовать и развивать его остаточное зрение. Ребенка следует учить различатьголоса близких, повторять ритмы и мелодии, стимулируя таким образом егопсихическую активность.
Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеетразвитие активного осязания. Малыша нужно учить ощупывать различные предметы,одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно совзрослым пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка.Известно, что выраженные дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыкови умений, что определяет недостаточную произвольную моторную активность ребенкаи общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают стереотипныедвижения в виде похлопываний, потряхиваний рук, малая психическая активность,медлительность, повышенная истощаемость, особенно выраженная у детей сорганическим поражением центральной нервной системы. Такие дети больше другихнуждаются в наблюдении психоневролога.
У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают восприятиечастей собственного тела, формируют начальные пространственные представления.Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать ивыполнять задания, требующие понимания расположения предметов в пространстве, атакже местонахождение игрушек по отношению к себе. В специально организованныхиграх ребенка просят встать впереди или сзади стола, положить предмет на стол ит. д.
Особенно полезны озвученные игрушки, а также игрушки с хорошовоспринимаемой на ощупь фактурой. Дети с дефектами зрения нуждаются вспециальных занятиях по умственному и речевому развитию, по воспитанию движенийи ощущений пальцев рук. Раннее развитие речи ребенка с дефектами зренияпомогает ему в формировании его интеллектуальных возможностей. Но при этомнеобходимо предупреждать многословие, лишенное смысла, «попугайную» речь, когдамалыш повторяет высказывания взрослого, не понимая их значения. Следует иметь ввиду, что развитие игровой деятельности у ребенка с нарушениями зренияспособствует формированию произвольности и регуляции психической деятельности.
Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке,следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Дляподнятия общего эмоционального тонуса ребенка, для развития его речи можно петьс ним песенки, разучивать стихотворения, сказки, но обязательно при этомобъяснять их смысл. Следует избегать механического заучивания.
Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтактны.Поэтому необходимо обогащать чувственный и практический опыт ребенка,постепенно вводить его в круг здоровых сверстников.
Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению грамотепутем развития чувствительности пальцев рук. Слепых детей обучают грамоте спомощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этомобразы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпуклых точек.Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек.В настоящее время в процессе обучения слепых и слабовидящих детей все ширеиспользуются современные достижения бионики и электроники.
Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире ипередвигаться, ощупывая руками различные предметы, а также вдоль стены,спускаться и подниматься по лестнице.
Существуют различные технические средства, обогащающиеориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопедагоги подберутнеобходимые приспособления для вашего ребенка.
Развитие ориентировки в пространстве и свободногопередвижения является основой для ознакомления детей с окружающим миром,расширения их кругозора.
При воспитании слепого ребенка очень важно научить его использоватьслух, осязание рук и ног, а также остаточное зрение в восприятии окружающегомира и развитии познавательной деятельности.
Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребенкаимеет большое значение для формирования его личности и прежде всего такихкачеств, как смелость, решимость, уверенность в себе, умение преодолеватьтрудности.
Ранний и дошкольный возрасты являются наиболеерезультативными для стимуляции зрительной функции при дефектах зрения.Остаточные зрительные функции необходимо постоянно использовать, несмотря натяжесть дефекта зрения. Важное значение в коррекционной работе с ребенком снарушением зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводитсяпоэтапно с учетом уровня сформированности речи. При проведении логопедическойработы следует избегать в речи ребенка вербализма и эхолалии. Логопед отвечаетза специальный подбор дидактического материала соответствующей величины, объемаи окраски, использование рельефных картинок и специальных наборов игрушек длятактильного опознания. Родителей слепого ребенка специалисты научат:
• какпостоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах(показывать, рассказывать об их внешнем виде, свойствах, назначении);
• предоставить ребенку возможность для обследования предметов,разных по назначению, фактуре и т. д.;
• привлекать его к выполнению домашних дел — для обогащениясюжетной и творческой игры и трудового воспитания ребенка;
• заинтересовать ребенка игрой в хватание, дергание,отталкивание подвешенных погремушек, доставляющих ребенку удовольствие от новыхосязательных и слуховых впечатлений. Показать ребенку, как найти игрушку,передвигая руку ребенка по поверхности стола и называя игрушки.
С двух лет можно знакомить с сюжетными игрушками. Малыша надопознакомить с куклой. Эта модель человека может более четко представитьсоотношение частей тела человека. Можно научить ребенка обхватывать мяч,поднимать над головой надувной мяч, бросать его. В мяч можно насыпать немногокрупы, чтобы ребенок по звуку мог узнать, когда он коснется пола.
Научить ребенка элементарным предметным действиям. Вдальнейшем ребенка обучают использованию предметов-заместителей.
Навыкам самообслуживания и личной гигиены ребенок не можетнаучиться по подражанию. В случае отсутствия зрения надо направленно итерпеливо учить этому ребенка. Необходимо, чтобы все предметы обихода и личныевещи малыша, игрушки лежали на определенном месте.
Важно, чтобы мать была внимательна к поведению ребенка изнала способы выражения им неудовольствия. При приучении к горшку надо четкоотслеживать время высаживания, не оставлять ребенка на горшке одного и незаставлять его сидеть на нем долго. Ко второму году слепой ребенок в состоянииовладеть навыками туалета.
Для полноценного развития ребенка с глубоким нарушением зрениянеобходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению его сокружающим миром.
Родителям нужно рассказывать ребенку о том, что находится ипроисходит вокруг него. Следует наводить ребенка на вопросы, рассказывать ему оформе, цвете и назначении предметов. Ознакомление с предметом происходит черезосязание, которому придается направленный характер. Чтобы ребенок могобнаружить предмет, следует направить его руку в сторону предмета до касания сним. Можно взять руку ребенка в свою и помочь ему «рассматривать», чувствоватьвещи. Необходимо, чтобы ребенок мог знакомиться с размерами, формой, весом,основными особенностями поверхности (твердый, гладкий, мягкий, шероховатый),дать почувствовать температуру.
Так как ребенок с глубоким нарушением зрения не имеетпостоянного осязательного контакта с предметом, которым пользовался раньше,последний как бы перестает для него существовать при прекращении контакта. Припомощи соответствующих упражнений надо дать понять ребенку, что это не так.
К двум годам рекомендуется знакомить ребенка с обстановкойквартиры, дома. Следует подвести малыша к каждому предмету и дать возможностьвнимательно его «осмотреть». Взрослый показывает, как открываются дверцы шкафа,показывает вешалку, полки, выдвижные ящики, вещи, которые там хранятся. И такпоочередно каждую комнату, кухню. Заранее нужно готовить ребенка к новым длянего ситуациям и ощущениям. Например, малыш может испугаться, прикоснувшись кхолодному, горячему, липкому, это может повлечь за собой утрату естественноголюбопытства. Можно использовать такое упражнение: налейте в одну банку горячуюводу, а в другую холодную воду и дайте ребенку дотронуться до каждой. Затем онсам должен найти банку с холодной водой и горячей.
При отсутствии зрения у ребенка трудно формируютсяпредставления о величине предметов. Для малыша исходным при сравнении величиныбудет собственное тело. Сравнивая свою руку с рукой малыша, можно сказать: «Моярука большая, атвоя маленькая». Ребенок, проводя своей рукой по вашей,почувствует разницу. Покажите ему стул и детский стульчик, большую кровать ималенькую. Не надо забывать и о тренировке обоняния. Знакомьте ребенка с сильнопахнущими предметами. Проходя мимо булочной, аптеки, парикмахерской, говорите оних ребенку. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Таким образом, уже в дошкольном возрасте будет положеноначало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школьном возрасте, поможетребенку и при слепоте стать полноценным членом общества, активным участникоммногообразной жизни вокруг него. И главная роль в этом процессе принадлежитродителям.
Особо важное значение имеет правильное воспитание ребенка сглазной патологией.

2. Общие стратегии нормализации жизни семьи
слепой ребенок семья развитие
• Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору вродителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки всвоем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативныеэмоции, даст надежду на будущее.
• Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблемвашего ребенка.
• Находите и изучайте информацию о возможностях обучения ивоспитания вашего ребенка.
• Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьтереалистами, но не пессимистами.
• Научитесь справляться со своими чувствами.
• Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях.
• Помогайте другим людям с аналогичными проблемами,почувствуйте себя сильными.
• Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, ноне давайте им себя захлестнуть.
• Не забывайте, что это ваш ребенок и вы ему нужны здоровые исчастливые.
• Находите возможности для собственного развития, а такжеразвития и совершенствования нравственного и профессионального других членовсемьи.
 
3. Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка
Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющимтяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще братьмалыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого,тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода наощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенкаразличать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у негоэмоциональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручныхигровых действий со звучащими игрушками с использованием специальных приемоввоспитания слепых детей раннего возраста.
Родителям необходимо набраться терпения и не спешить.
Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигатьсяшажками, поднимаясь по маленьким ступенькам.
При обучении необходимо опираться на сохранные органы чувств,остаточное зрение, включать речь. Объяснять надо все детально и научить ребенкасопровождать свои действия речью.
Начиная обучать действию, можно использовать следующиеприемы:
• руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивныедействия;
• мама берет руки ребенка в свои и производит действия вместес ним — совместные действия;
• ребенок сам производит действия, мама помогает призатруднении. При обучении ребенка приемам пассивных и совместных действий лучшенаходиться позади ребенка на одном с ним уровне.
Помощь должна быть дозированной. Нельзя лишать ребенкаинициативы и возможности получить радость от сознания, что он сделал что-тосам.
Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздражением.
И ребенок, и взрослый должны быть в хорошем настроении.
Занятия должны быть интересными, увлекательными.
Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно.Это поможет ему обрести уверенность в себе.
Старайтесь не менять часто обстановку, особенно в комнатеребенка, пока у него не выработались двигательные стереотипы ориентировки вданном помещении. Это поможет ему преодолеть боязнь пространства.
Помогайте ребенку налаживать контакты с окружающими, стараясьпреодолеть крайности его поведения: повышенную стеснительность либоназойливость ребенка.
Характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения являются:недостаточная двигательная активность, медлительность, которые выражаются враскачивании, надавливания на глазные яблоки.
Задержка развития моторики и пространственных представленийспособствует замедленному формированию навыков самообслуживания. Этомуспособствует также воспитание ребенка в условиях гиперопеки. Особенностямипсихической деятельности являются: вязкость, обстоятельность, склонность кдетализации, инертность психических процессов, замедленность и повышеннаяистощаемость. В то же время отмечается высокий уровень развития вербальнойпамяти и неплохая «врабатываемость», что имеет большое значение для компенсациинарушенных функций зрения в процессе обучения. Так же как и у других детей ссенсорными нарушениями, у слепых и слабовидящих детей наблюдается своеобразный парциальныйинфантилизм: повышенная зависимость от матери, боязнь всего нового, склонностьк одиночеству, при поступлении в школу могут возникнуть неврозы адаптации. Вструктуре интеллектуальной недостаточности у детей с дефектами зренияпреобладает недостаточность тех функций, в развитии которых ведущая рольпринадлежит ощущениям и представлениям, связанным со зрительным анализатором.
Особенностями психического состояния детей с нарушениями зрения чаще всегоявляются пассивность и слабая адаптация к окружающей среде, несформиро-ванностькомпенсаторных процессов, неуверенность и отсутствие своих позиций по отношениюк окружающему. У многих детей имеет место повышенная эмоциональная лабильность,внушаемость. Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей враннем возрасте. Известно, что созревание эмоциональной сферы способствуетразвитию сдержанности, регулированного поведения. Для развития эмоциональнойсферы важное значение имеет формирование регуля-торной функции речи, связаннойс созреванием ЦНС.
 
4. Некоторые особенности эмоционального развития ребенка снарушением зрения
Многими исследованиями показано, что созревание эмоциональнойсферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которыеформируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватногоэмоционального развития ребенка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточноговзаимодействия «мать—ребенок» в раннем возрасте, а также недостаточноправильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитомэмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, вкотором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразногоснижения интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения. В настоящеевремя это подтверждено многими авторами.
Пассивность детей с нарушениями зрения является одним изважных симптомов недостаточной адаптации ребенка к своему окружению,недостаточности компенсаторных процессов в процессе обучения и воспитания.
Особенно это проявляется в современных условиях, когда увзрослых, окружающих и, главное, у родителей появилась неуверенность ввозможности обеспечения нормальных жизненных условий и родители в этой ситуациисами находятся в состоянии стресса.
Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развитиядетей в дошкольном и школьном возрастах: многолетнее нахождение вместе сдругими детьми в спальне, в столовой и в местах отдыха и развлечений,отсутствие возможности побыть с самим собой в детском учреждении оказывают наразвитие ребенка отрицательное влияние, так как в этих условиях недостаточноудовлетворяются естественные потребности ребенка.
Длительное отсутствие эмоциональной и духовной близости сматерью и родными в период нахождения в интернате, а также неблагоприятнаяобстановка в семье создают у ребенка психологическое напряжение, которое проявляетсялибо в форме пассивности, безразличия к окружающему, иногда с проявлениемде-прессивности, либо беспокойного возбудимого и агрессивного поведения.
Особого внимания требует вопрос полового воспитания детей с нарушениямизрения. Индивидуальное тестирование детей и подростков с нарушениями зренияпоказывает особо сильную их тревожность и неуверенность в области семейныхотношений, взаимоотношений с противоположным полом. Оно связано со страхом иопасениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутреннихпереживаний и конфликтов. Слепота тормозит двигательную активность ребенка.Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фонедвигательные стереотипы являются характерными особенностями психомоторики детейс дефектами зрения. Задержка развития моторики и пространственных представленийобусловливает замедленное формирование навыков самообслуживания, которые частооказываются несформированными даже к периоду школьного обучения.
 
5. Особенности интеллектуального развития
Нарушения зрения и умственная отсталость.
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлсявопрос: «Это мальчик или девочка?»
Современные женщины, осведомленные о возможности рожденияребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все,но многие нарушения могут быть выявлены сразу после рождения.
Родители могут начать беспокоиться на любом этапе развитияребенка, и, к счастью, не всегда обоснованно.
Иногда родителей беспокоит, что их дети ведут себя слишкомхорошо, не кричат подолгу, как другие дети, слишком покладисты, легкоудовлетворяются, не слишком возмущаются, если задерживается кормление. Другиедети, наоборот, всегда ноют и никогда не бывают счастливыми. Некоторые родителибывают потрясены тем, что их ребенок ведет себя как слепой. В некоторых случаяхдействительно могут быть какие-то проблемы со зрением. Возможны нарушения наглазном дне, атрофия зрительного нерва, помутнение прозрачных сред, черезкоторые проходит в глаз свет. Раньше у многих недоношенных детей, которыеполучали слишком много кислорода, возникали тяжи позади хрусталика; и это всееще может иногда происходить и теперь с очень маленькими хрупкими детьми.Однако теперь эта опасность хорошо известна и давление кислорода в кувезах, илиинкубаторах для недоношенных детей, является настолько низким, насколько этовозможно, при этом кислород никогда не подается непрерывно.
Следует помнить, что имитировать поведение слепого ребенкамогут глубоко умственно отсталые дети, которые не умеют правильно реагироватьна свет. В раннем возрасте все дети подвергаются воздействию разнообразныхстимулов. Моргание возникает автоматически (безусловный рефлекс), еслиприкоснуться к роговице между веками глаза. Позже здоровый ребенок ужереагирует на угрозу прикосновения так, как если бы это было прикосновение, иморгает, если какой-то объект быстро приближается к его глазу (условныйрефлекс). Это можно продемонстрировать, направляя палец к глазу ребенка.
Ребенок с выраженной умственной отсталостью может неотреагировать на угрозу, хотя при офтальмологическом обследовании у него невыявляется какой-либо глазной патологии. Однако в его мозгу не образоваласьнеобходимая условная связь между действительным прикосновением к роговице ибыстрым приближением объекта, которое может закончиться болезненнымприкосновением. Таким образом, уже с этой точки зрения умственно отсталые детиоказываются беспомощными перед лицом опасности.
С другой стороны, следует иметь в виду, что 20% детей свыраженной умственной отсталостью действительно страдают нарушениями зрения.
При врожденной слепоте ребенок не получает никакого запасазрительных представлений, задерживается освоение пространства и предметнойдеятельности; даже слабовидение, возникшее в раннем детстве, вызываетнедоразвитие психомоторной среды. У слепых и слабовидящих детей задерживаетсяинтеллектуальное развитие, что выражается в виде более позднего формированияпервичного обобщения, дефицита информации, замедления развития познавательныхпроцессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточностипроявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальнойдеятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления ипреобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению со зрячими ихпредставления о реальных предметах реального мира схематичны, скудны и неотражают полностью существенных признаков. Характерна задержка развития речи на1—2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бывает более развитой, чему зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речьвзрослых. Характерна склонность к рассуждатель-ству, различие междуотносительно богатым словарем и фактическими знаниями ребенка. Слова часто невыражают истинного, конкретного их значения. Предполагается, что это связано сособыми условиями формирования речи у детей с дефектами зрения — припреобладании слухового подражания в отрыве от непосредственного чувственногоопыта. С этим связаны такие же особенности интеллекта, как формальностьмышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватноеиспользование понятий, словесных обозначений.
Речевая функция отличается большой хрупкостью иистощаемостью. Изменение привычного стереотипа, например поступление в детскоеучреждение, может вызвать мутизм или регресс речи в виде возвращения к этапуэгоцентрической речи.
У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметьместо специфические затруднения в овладении навыками письма и чтения. Дети невсегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им вовладении техникой чтения, понимании содержания прочитанного. Смешение цифр поначертанию мешает овладению процессами счета и решению задач. В обычныхусловиях обучения эти дети не видят написанного на классной доске, у них быстронаступает утомление и снижается работоспособность.
Степень выраженности отставания в психическом развитии услепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновениянарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностьюумственного развития детей с выраженными дефектами зрения являетсяограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих,неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе нередко можетнаблюдаться недостаточная предметная соотнесенность слов. На предупреждениеснижения результативности умственной деятельности детей с тяжелыми дефектамизрения влияет позиция родителей, их активная повседневная помощь ребенку вразвитии познавательной деятельности.
При раннем педагогическом вмешательстве можно в значительнойстепени предупредить возникновение и развитие специфических для слепых детейвторичных отклонений и тем самым оказать положительное влияние на формированиепсихических процессов и личности в целом.
 
6. Работа специалиста детского сада с родителями
Основными направлениями в работе педагогов детского сада ссемьей детей с нарушениями зрения являются:
• изучение особенностей семейного воспитания ребенка;
• разработка и реализация совместно с семьей индивидуальныхпрограмм помощи ребенку;
• просвещение родителей с целью расширения представлений обособенностях развития детей со зрительной патологией и обучение методам коррекционно-развивающейработы с ними;
• разработка на дифференцированной основе системы взаимодействияс семьями воспитанников для коррекции детско-родительских отношений.
Работники специализированных садов должны помогать родителямдетей с патологией зрения понять особенности возрастного и личностного развитияих детей, влияние дефекта зрения на общее психофизическое развитие, овладетьконкретными методами помощи своему ребенку.
Необходимо обеспечивать такие семьи специальной литературойпо проблемам воспитания детей с сенсорной недостаточностью.
Работа должна проводиться совместно с врачом-офтальмологом,под наблюдением которого находится ребенок. Родители должны следить и выполнятьвсе рекомендации, особенно по зрительной нагрузке, которую назначил врач.
Совместные занятия родителей и их детей помогают сформироватьв дальнейшем у малышей важные личностные качества: уверенность, настойчивость,выдержку, терпение, целеустремленность.
Игры незрячего ребенка требуют постоянного участия взрослогои способствуют их общению.

Библиографический список
 
1. Аветисов Э. С. Близорукость.М.: Медицина, 2010. 240 с.
2. Ананин В. Ф. Аккомодацияи близорукость. М., 2008. 136 с.
3. Бэндлер Р., Гриндер X, Сатир В. Семейная психотерапия. Воронеж, 2009.128 с.
4. Гафурова 3. Ф.,ШариповА, Р., Гареев Е. М. Психологические особенности пациентов с миопией //Актуальные вопросы офтальмологии. Ч. 1. М., 2009. С. 52-54.
5. ДашевскийА. И. Близорукость.Л.: Медгиз, 2008. 148 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.