Реферат по предмету "Психология"


Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условие здоровья ребенка

Психолого–педагогическаяподдержка ребенка в образовательной среде дошкольного учреждения как условиездоровья ребенка
 
Современоедошкольное образование в Республике Беларусь изменяет свое отношние к ребенку,воспитаннику дошкольных учреждений. Дошкольное учреждение становитсяучреждением открытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни издоровья ребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровьяпроисходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья иповышение его резервов. Психолого–педагогическая поддержка ребенка в образовательнойсреде дошкольного учреждения заключается в педагогической актуализации личностногоразвития ребенка, обеспечении физического, психического и социального здоровья.Развивающая образовательная среда, личностно-ориентированное взаимодействиевоспитателя с ребенком позволят ребенку познавать окружающий мир, развиваться ибыть здоровым.
 
На современном этаперазвития системы дошкольного образования происходят значительные изменения.Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменениемотношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление егосубъективности. Гуманистический характер дошкольного образования это отказ отавторитарности, жестко стандартизированной системы дошкольного воспитания иобращение к ребенку, к его собственным возможностям и интересам, использованиеболее гибких педагогических технологий, позволяющих ребенку жить и развиватьсяв собственном темпе, признание самоосознания и самоопределения ведущимиобразовательными целями. Эта идея отражается в «Концепции дошкольногообразования Республики Беларусь». Дошкольное учреждение становится учреждениемоткрытого типа и на первое место выходит функция охраны жизни и здоровьяребенка. Обеспечение физического, психического и социального здоровьяпроисходит при помощи двух основных механизмов: сохранение его здоровья иповышение его резервов. [5,6]. Первыйсвязан с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития).Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться всоответствии с возрастом. Второй связан с социально-педагогической средой илиразвивающей образовательной средой жизнедеятельности ребенка в дошкольномучреждении и семье (социальный фактор).
Для уточнения и ясности пониманиятермина развивающей образовательной среды обратимся к разным толкованиямпонятий. Выделим каждое понятие и определим их отношение к образованию.
Среда – окружающие человека социально-бытовыеусловия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этихусловий. [7].
Социокультурнаяобразовательная среда – это организованное и оформленное (институциированное) формированиеобразовательной практики, элемент общей системы образования, включающий в себя,с одной стороны, реально существующее взаимодействие социального окружения скультурными предметами, явлениями, процессами, с другой стороны, управляемуюсубъективированную деятельность по обучению, воспитанию и развитию индивидов. [3].
Предметно-развивающаясреда – этотакая обстановка в групповой комнате, которая соответствует естественномупроцессу развития детей, формирует мотивацию к деятельности и способствует познавательнойактивности. [4].
В нашемпонимании развивающая образовательная среда – это реально существующеевзаимодействие социального окружения друг с другом и с предметами, явлениями ипроцессами, в результате которого создаются возможности для увеличения опытаребенка. Развитие личности измеряется увеличением опыта, увеличениемсобственных открытий. Обучение заключается в решении собственных задач длясобственных целей. Следовательно,развивающая образовательная среда– это созданная педагогами, детьми и родителями атмосфера свободы,интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специальноорганизованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержаниеразвития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития,обновлении методов, новые технологии развития, осознание педагогамизначительности своей социальной миссии в развитии детей.
Цель развивающейобразовательной среды – педагогическая актуализация личностного развития ребенка, обеспечениефизического, психического и социального здоровья.
Вопрос об улучшениипсихологической поддержки в развивающей образовательной среде в дошкольномобразовательном пространстве требует в настоящий момент незамедлительногорешения.
Воспитатель – главноедействующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно емупредъявляются новые требования. В условиях обновления на первый план выступаютзадачи развития личностного и профессионального самосознания и овладениенавыками партнерского общения воспитателя с детьми. Однако реализация этойзадачи на практике вызывает большие трудности: это связано с сильным влияниемскладывающихся годами стереотипов авторитарной педагогики, ориентация нанекоего «усредненного» дошкольника.[10].
Весьопыт психологии в 20 веке свидетельствует о том, что личность развивается вопределенных обстоятельствах и при определенных условиях. Сильное влияние на ееразвитие оказывают установки педагога. Исследования показывают, чтопедагогическая позиция большого числа воспитателей белорусских детских садовможет быть определена как «надпозиция» («я, взрослый, знаю лучше, что надотебе, ребенок»), и отношения к собственным мнениям, знаниям, представлениям,установкам, как к эталонным, являются главенствующим во взаимодействии сребенком. И эта позиция продолжает доминировать в сознании педагогов вдошкольном образовании.
В профессиональномсознании воспитателей дошкольных учреждений выделяется мощный слойдекларируемых норм и ценностей, которые не всегда выступают в качествеоснования для реальных действий при взаимодействии с миром, но предъявляютсяпедагогами в контексте обсуждения тех или иных проблем, связанных с развитиемдетей. Этот слой фактически представляет собой внешний, верхний уровеньструктуры их профессионального сознания, часто очень сильно отличающийся отследующего, реально действующего уровня норм. Столь сильный разрыв междудекларируемыми и реально действующими нормами и установками влечет за собоймножество конфликтов в профессиональном сознании педагогов, а также являетсяпричиной особого свойства педагогического сознания очень многих воспитателейкак «капсулированность», «свернутость». Это такое свойство педагогическогосознания, которое сопротивляется возможности изменения профессиональных норм иустановок. [11].Важность проблемличностного и профессионального развития воспитателя значимо актуализирует нетолько вопросы информационного прироста знаний, овладения инновационнымитехнологиями, но вопросы развития мотивационных, аффективных и поведенческихструктур личности. Таким образом, одним из основных факторов, оказывающихпсихологическую поддержку и обуславливающих процесс развития личности ребенка вразвивающей образовательной среде, является сформированный «Образ Я» воспитателя.
Воспитателю для успешнойпрофессиональной деятельности необходимо иметь психологическую подготовку, вкоторой можно выделить три основных компонента: формированиепсихологической культуры, психологическую компетентность в педагогическойдеятельности, и осознание своего внутреннего потенциала, сильные и слабыестороны своей личности.
Психологическаякультура этозабота человека о своем психическом здоровье и включает познание самого себя идругих людей, культуру поведения, культуру общения, культуру взаимодействия.«Это азбука самопознания и самоутверждения, культура духовной жизни личности»(В.А.Сухомлинский).
Психологическаякомпетентность –комплекс знаний по психологии, необходимый для профессиональной педагогическойдеятельности и умение пользоваться этими знаниями в практической деятельности.
Осознание своеговнутреннего потенциала это знание и понимание сильных и слабых сторон своей личности, гуманнаявера в себя и в детей, реальная оценка своих качеств, возможностей и поступков.От осознания своего внутреннего потенциала зависит возможность раскрытиятворческих способностей в педагогической деятельности.
Для интенсификацииразвития детей необходимо иное качественно новое содержание образования,использование инновационных педагогических технологий, формирование лидерства,умения общаться, способствующее в будущем социальной реализации творческой личности.
Основа современныхпедагогических технологий – теория и практика «деятельностного подхода». Междуобучением и психическим развитием всегда стоит деятельность человека. Но невсякая деятельность способствует развитию способностей. Развитие способностейпроисходит только в том случае, если деятельность связана с положительнымиэмоциями и является выбором ребенка.
Деятельностьребенка – это не совокупность образовательных технологий или методическихприемов, которыми мы наполняем жизнь ребенка – это философия образования, это методологическийбазис, это рождение осознанной личности.
В «деятельностномподходе» при взаимодействии с детьми нет повелительного наклонения (сделай,посмотри, возьми).
В «деятельностномподходе» педагог управляет деятельностью, а не детьми.
В «деятельностномподходе» педагог продумывает, возрождает в себе чувства, которые порождают мотивыдетей к взаимодействию, к деятельности, а не является кукловодом, указывающим,что делать детям.
В «деятельностном подходе» ребенок –субъект деятельности, активный и познающий.
Ведущей деятельностьюдетей дошкольного возраста является игра, а творческие способности развиваютсятолько в любимой и значимой для ребенка деятельности [12]. Только на основевнутренней мотивации в ведущей деятельности возможно успешное развитиеспособностей детей. Высокая умственная активность, потребность в умственнойработе, к познанию позволит ребенку, а не педагогу поставить цельпознавательной деятельности. Таким образом, правильное использование ведущеговида деятельности, понимание взрослым деятельности ребенка является вторымфактором, поддерживающим и развивающим ребенка в образовательной среде.
Следующим фактором,оказывающим психологическую поддержку ребенка в развивающей образовательнойсреде, мы считаем использование принципа личностно-ориентированного подхода.Личностно-ориентированный подход означает использование собственных личностныхкачеств воспитателя, как главного инструмента деятельности в общении сколлегами и детьми и является условием саморазвития ребенка в среде, котораяподдерживает индивидуализированное развитие.
Социально-культурноеразвитие ребенка идет через его соприкосновение со средой и самостоятельноеосвоение этой среды.
Взрослый нетранслятор и даже не носитель этой среды, он ее элемент и взаимодействуя сребенком, он может осваивать среду наравне с ним, сопровождая и увлекая.
 Планируягибкие и интересные занятия, тщательно наблюдая за деятельностью детей втечение дня, воспитатель изменяет и адаптирует материалы и сами задания, чтобыони соответствовали разнообразным интересам и потребностям ребенка.Индивидуализированное обучение, индивидуализированная деятельность даетвозможность детям расти и развиваться со своей собственной скоростью. [9]
Условиями стимуляциисаморазвития в развивающей образовательной среде являются:
· оптимальноесочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы,
· созданиесоответствующего психологического климата на занятиях, дома, доброжелательногоотношения к познанию, положительным эмоциям, при соблюдении принципа «право наошибку»,
· правильнорегулируемый уровень требований, предъявляемых к ребенку, который долженпревосходить наличный уровень способностей, но не выходить из «зоны ближайшегоразвития»,
· использованиедиалога как важного условия реализации «субъект – субъектных отношений междувоспитателем и ребенком,
· сравнение новыхуспехов ребенка с его прошлыми успехами, а не с успехами других детей, учетрезультатов индивидуальной творческой деятельности,
· создание уребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах.
В развивающейобразовательной среде, используя личностно-ориентированный подход, знаниястроятся, но не даются и не передаются. В развивающей среде создается добрая атмосферадля размышлений. Дети играют, воспринимают, думают, размышляют, делаютоткрытия. Воспитатель перевоплощает неудачу, ошибку в попытку к успеху. Ошибка– не трагедия, ошибка – это попытка к познанию. Нельзя подниматься по лестницепознания без попыток. В развивающей среде есть возможность не только выполнятьзадания, но и ощущать радость творчества, радость от возможности свободноиграть, говорить, исполнять свои желания. Знания взрослого не душат, непарализуют инициативу детей, потому что в развивающей среде они равные в своихпотенциальных возможностях, и эта равность необходима ребенку не только длятого, чтобы найти, обогатить свои знания, опыт, а главное для того, чтобыстроить себя, свою личность. Основные принципы работы воспитателя в развивающейобразовательной среде:
· принятие ребенкатаким, какой он есть,
· понимание желанийи возможностей ребенка,
· признаниеличности ребенка, право его выбора,
· максимальноераскрепощение ребенка, снятие давления на его мнение, представление ему свободы,без которой невозможно полноценное психическое развитие и развитие творчестваребенка.
Развивающаяобразовательная среда позволяет познавать окружающий мир и развиватьсясамостоятельно, без давления. Когда процесс познания самостоятелен и свободен,дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, онинастойчивы и терпеливы, они самоутверждаются, самосовершенствуются, делаютновые открытия личного «Я», создают «Я – концепцию».
Формирование Я-концепцииребенка.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Желания Действия Успех действия
/> /> /> /> /> /> />
Радость достижений Самоуважение Я-концепция
Каждыйребенок способен быть успешным и здоровым, если созданная образовательнаясреда, соответствует его особенностям и интересам. Формирование отношенияребенка с окружающим миром осуществляется через организацию деятельности, содной стороны, интересной ребенку, с другой – востребованную окружающими еголюдьми. Ребенок через поддержку и развитие его индивидуальных интересов испособностей приучается к общественно – полезной деятельности, одновременноформируя на этой основе социальный статус и личностное здоровье.
Литература
1. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г.Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения ивоспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987.
2. Гаврилушкина О. П., Головчиц Л. А.,Егорова М. А. Психологические аспекты специального образования и новыхкоррекционных программ и технологий. // Психологическая наука и образование. —2001. — №1.
3. Гречихо Е. В. Социокультурнаяобразовательная среда: определение понятий. // Сборник научных трудов. — Мн., 1998 г.
4. Громыко Н. М., Лапицкая И. В.Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
5. Концепция дошкольного образования Республики Беларусь // Настаўн. газ., 1999. — 22 ліп.— С 1–3.
6. Коростелева.Т. М. Обновление содержания и форморганизации дошкольного образования в республике Беларусь. // Пралеска, 2000.,№6.
7. ЛопатинВ. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка; // Ок. 3500 слов.– М.; Рус. яз.,1990. – 704 с.
8. Орлов В.А., Лебедева В. П. // Стандарты и мониторинг. —2000.,— №4.
9.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под редакциейЕрофеевой Т. И. // М. Академия, — 1999г.
10.ТретьяковП. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управлениеобразованием по результатам. // М. Новая школа,—2001.
11. Юдина Е. Г. Педагогическаяэтика и профессиональное самосознание педагога // Человек. — 1998. — №2.
12. Юдина Е. Г. Профессиональноесознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании.//Психологическая наука и образование — 2001. — №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.