Реферат по предмету "Психология"


Психологический рабочий стресс: механизм развития, влияние на деятельность

Контрольная работа
На тему:
«Психологический рабочийстресс, механизм развития, влияние на деятельности»
Минск 2006

Введение
В современнойжизни стрессы играют значительную роль. Стресс – это напряженное состояниеорганизма человека, как физическое, так и психическое, он дезорганизуетдеятельность человека, влияет на работоспособность, взаимоотношения сокружающими в семье, нарушает нормальный ход поведения человека.
Стрессприсутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов вовсех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Это реакция человекана то, что с ним случается в жизни.
Мы всевременами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка,когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность илибессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны ибезвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов иорганизаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования,надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большойстресс.
Понятие «стресс»давно и прочно обосновалось в нашем сознании. Что делать, «высоковольтные» темпыжизни сопряжены с перегрузками. Мы воспринимаем их как не слишком приятнуюобыденность, и только. Между тем последствия стресса далеко не безобидны: онимогут разрушить человеческую жизнь.

1. Причинывозникновения стресса
Большинствопсихологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так каксуществуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранеестроит в своем мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то причинамона его заранее не устраивает, он создает себе проблему. Недооценка самого себянаиболее пагубно отражается на самочувствии и настроении человека, на егопоступках и даже на его судьбе.
Ситуации,способные напугать большинство людей, у других не вызывают стрессовогосостояния. Например, для космонавтов возвращение с Луны на Землю не являетсястрессовым по природе, если они верят в свой корабль, уверены, что их работа неболее опасна, чем утренняя прогулка по окрестностям. Однако если они начнутзадумываться о том, что может произойти, когда в компьютере перегорит парамалюсеньких микросхем, стресс обеспечен. А ведь обстоятельства одни и те же – возвращениекосмического корабля домой. Именно восприятие этой ситуации – опасна она или неопасна – делает ее стрессовой или наоборот.
Большинствособытий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны бытьстрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.
Всякаянеожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса.При этом, как отмечает канадский физиолог Г. Селье, не имеет значения,приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Само возникновение ипереживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективныхфакторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставлениясвоих сил и способностей с тем, что от него требуется.
Описываясхему возникновения и развития стресса, особое внимание следует уделять самимфакторам, вызывающим состояние нервно-эмоциональной напряжённости, т.е.стрессорам. Эмоционально-стрессовая ситуация может быть вызвана самымиразнообразными стимулами. Это могут быть и физические раздражители:
– вредныеэкологические стимулы окружающей среды;
– травма;
– чрезмерныйшум;
– нарушениефизиологических функций.
ипсихические:
– конфликты;
– необходимостьускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
– изоляцияот коллектива;
– отсутствиеконтроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.
Сюда жеследует отнести необходимость принятия особо ответственных решений. Человекможет эмоционально реагировать не только на действительную опасность, но и наугрозу или напоминание о ней. И это тоже логично отнести к стрессам.
Висследовании нашего отечественного психолога А.С. Разумова была сделана успешнаяпопытка условного разделения имеющихся стрессовых факторов на следующие четырегруппы:
1. Стрессоры активнойдеятельности. Их воздействие на организм человека осуществляется в процессевыполнения какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушатьпроцесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать её. Это могут быть:
– экстремальныестрессоры– боевые действия и все другие ситуации, связанные с риском;
– производственныестрессоры– перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следуетзавершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерноеколичество заданий. В этом случае обычно возникает беспокойство, чувство крушения,безнадежности; неинтересная работа. Индивидуумы, имеющие более интереснуюработу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическимнедомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой;
– стрессорыпсихосоциальной мотивации – разного рода соревнования и конкурсы.
2. Стрессоры оценок.Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности.Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго до осуществлениядеятельности или непосредственно перед ней, сразу после окончания действия или черезбольшой промежуток после его совершения. Так, многие взрослые помнят обидныеклички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:
– старт-стрессорыи стрессоры памяти – предстоящие состязания, защита диплома, участие в концерте,внезапное воспоминание о пережитом горе;
– стрессорыпобед и поражений – успехи в карьере, искусстве и спорте. Любовь, женитьба, рождениеребёнка, поражения, неудачи, непризнание в работе.
– стрессорызрелищ – спортивныесоревнования, фильмы, театральные представления.
3. Стрессорырассогласования деятельности:
– стрессорыразобщения – конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие;
– стрессорыограничений – заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности,дискомфорт, тюремная изоляция.
4.Физические и природные стрессоры. Мускульные нагрузки, хирургическиевмешательства, травмы, темнота и т.д.
Позитивныйпсихологический климат на производстве и в семье является мощнымпрофилактическим средством возникновения стрессов. В этом случае, общаясь другс другом, с близкими по духу людьми, человек получает заряд бодрости иоптимизма. Однако, если в коллективе существует некоторая психологическаянесовместимость, то это чревато конфликтами и стрессами.
Одной изпричин возникновения стресса может явиться слишком тесное принудительноеобщение. Сужение круга и углубление общения быстро исчерпывают информационнуюценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит кнапряжённости во взаимоотношениях и стремление каждого из членов группы куединению.
Факторы,вызывающие стресс очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовыеситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет внашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров.
2. Стресси здоровье
Исключительноважно то значение, которое имеет эмоциональный (психический) стресс в жизничеловека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенныхпроблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс – это хорошоили плохо.
Главныйнедостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, что оно внеявной форме представляет организм пассивным объектом приложения стрессорныхвоздействий. Человек осуществляет в ответ на действие стрессора различныеповеденческие реакции, и именно активный либо пассивный характер реагирования вне меньшей степени, чем сила или длительность стресс-воздействия, определяетобщую устойчивость организма. Известно, что длительная и напряженная борьбачеловека за желанную цель, даже сопровождающаяся эпизодическими неудачами (тоесть, казалось бы, классическая модель стресса), как правило, не только неприводит к истощению, но, наоборот, способствует сохранению психического ителесного здоровья.
Стресс, помнению Г. Селье, может оказывать положительное и отрицательное влияние.Благоприятное действие стресса – мобилизация систем организма, резервовличности. Отрицательное действие – множество ситуаций воспринимаются какстрессовые и повторяются, а также человек не может адаптироваться к ситуациям.Реакция человека на ситуацию и оценка ее как стрессовой зависит от того, как оноценивает эту ситуацию, на сколько способен справиться, какими способамисаморегуляции владеет человек.
Так что жетакое стресс?
Это ответнаяреакция организма на некий удар, некое давление извне. Большее давление – болеерезкая реакция сопротивления ему. При таком понимании вещей ясно, что отстрессов никуда не деться. Жизни большого города они присущи органически.
Взять хотя быдвижение в часы пик, когда водитель не вправе расслабиться ни на секунду. «Измочаленность»– точная характеристика состояния человека, выскочившего из двух-трех пробок ибезнадежно опоздавшего на совещание.
3.Последствия стресса. Выход из стрессовых ситуаций
Стрессвызывает в организме значительные сдвиги, в большинстве своем негативные. К понятиюи состоянию стресса близко и понятие фрустрация – тщетное ожидание. Фрустрацияпереживается как напряжение, отчаяние, которые охватывают человека, когда напути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешаютудовлетворению потребности.
Допустим,произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не можетнайти себе места, гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильноповести. Рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встаютсцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.
Людиопределенного психологического склада обычно разряжаются за счет других(подчиненных, членов семьи и т.д.), перенеся на них свое раздражение, но это невсегда приносит облегчение.
Для сдержанныхлюдей, хранящих свои чувства «в себе», не выплескивая их на окружающих, этотспособ и вовсе неприемлем. Традиционные в нашей культуре способы – алкогольный,парильно-саунный, азартно-преферансный, комбинированный – имеют свои очевидныеминусы.
Чтобы снятьвозбуждение иногда человек использует все отвлекающие приемы (чтениезахватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимымделом). Чем увлекательнее дело, на которое пытаешься переключиться, тем легчесоздать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметькакое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Не стоитомрачать свое будущее негативными ожиданиями: «А вдруг случится… Как бы чего невышло…». На будущее лучше смотреть как на возможность решения сегодняшнихпроблем, а не источник новых.
Необходимопомнить: «Каждый из нас капитан своего корабля». По отношению к самому себе, ксвоему организму, к своей личности нужна верность и порядочность.
Оптимальный способизбавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранитьразногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логическипереоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своегообидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта.Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечьпользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения –доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужимеще большим горем. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»:подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешностремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».
Один излучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно,во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения;во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путьк благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.
Важно принятьжизненные обстоятельства, не жалея о несовпадении желаемого и действительного.Необходимо предпринимать реальные шаги, чтобы изменить что-то в своей жизни.
Для того,чтобы навести порядок в своем внутреннем психологическом пространстве,необходимо забывать негативные эмоциональные состояния, освобождаться от грузанегативных воспоминаний.
Основнойвывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать такимобразом. Стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить.Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу ипостараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежатьвообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желаниемготовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятсяи на работе, и в личной жизни.
Полностьюисключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать,чтобы получать побольше приятных стрессов и свести к минимуму количествонеприятных.
Так можно ли «выскочить»из стресса?
В психологиисуществует понятие направленность личности. В двух словах – это способностьграмотно прочитывать и оценивать ситуацию. Понимать, содержит ли свежаяинформация (а она свежая непрерывно, каждый день) угрозу, и если да, толковореагировать на нее. Почему там, где один лезет на стену, другой совершенноспокоен?
Ответ:личность этого «другого» направлена верно. То есть он свободно манипулируетопытом и воображением. Опыт позволяет ему мгновенно вспомнить подобныеситуации, а воображение – соотнести с ними теперешнюю (поскольку воображение – своеобразныедрожжи, которые из теста-опыта «выпекают» самые разные комбинации событий,прилаживая их к теперешнему и выбирая наилучший вариант).
Опыт и воображение– прекрасные вещи, и все же мы воспринимаем информацию как угрозу тогда, когдаона задевает нас лично, то есть, обращена к нашим эмоциям. Как быть с ними? Какзаставить их «держать удар» в стрессовой ситуации?
Еслисовокупность чувств человека – в какой-то степени модель его взаимоотношений смиром, ответ очевиден. Надо строить свои отношения с миром на здоровых началах –открытости, лояльности, умении идти на компромиссы.
Между темсама природа позаботилась о нашей безопасности. Мы довольно легко переносимдаже сильный стресс, если он непродолжителен. Опасен долгий стресс, неприметноперетекающий в депрессию – первопричину большинства наших недугов.

Заключение
Жизньсовременного человека протекает по большей части на фоне борьбы засуществование и достижение трудных целей. Напряжённый труд на фоне сложнойэкологической обстановки, всякого рода общественные конфликты усугубляют состояниенервно-психической напряжённости, именуемой стрессом. Каждый человек, какотмечает Г. Селье, должен тщательно изучить самого себя и найти тотуровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бызанятие он ни избрал.
Катастрофы ивоенные конфликты, которые не редкость в современных социальных условиях, способнынадолго лишить многих людей нормальной жизни. Знание методов преодоленияпоследствий кризисных ситуаций становится необходимой частью психологическойкультуры каждого человека.

Списоклитературы
1.  Петрушин В.И. Петрушина Н.В. Валеология.М., 2002.
2.  Китаев-Смык Л.А. Психологиястресса. М., 1983.
3.  Душков Б.А. Королёв А.В. Смирнов Б.А. Психологиятруда, профессиональной, информационной, организационной деятельности. М.,2003.
4.  Селье Г. Стресс бездистресса. Рига, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.