Реферат по предмету "Психология"


Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук

МФ НОУ ВПО
 «Санкт-Петербургский
Гуманитарныйуниверситет Профсоюзов»
Заочныйфакультет
Контрольнаяработа
Подисциплине:психология и педагогика
Тема: Психология как наука: объект,предмет, методы исследования. Место психологии в системе наук.
Выполнила:
Студентка II  курса
Факультета культуры
Группа: СКД 6-07
Давыдова Надежда Вячеславовна
Т.8-963-360-37-54
                                                      Проверил:
Мурманск 2008

Содержание
 
Введение 
1.психология как наука
2.предмет психологии
3.связьпсихологии с другими науками 4.методы исследования в психологии
5. Место психологии всистеме наук
Заключение 
Список использованнойлитературы 

 
ВВЕДЕНИЕ
Психология – (psyche- душа, и  logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Онавозникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв.До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, оразличиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучаютпсихологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать,учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики иличности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психологиятолько выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическимизнаниями.
Психология прошла длинныйпуть развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целейпсихологии.
Психологию определяют какнаучное исследование поведения и внутренних психических процессов ипрактическое применение получаемых знаний.

1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология как наукаобладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Каксистему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, ктоею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем каксистема жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представленаему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти,мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувстви многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можемобнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблениитермин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился кособой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, илипсихических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает всобственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, вXVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив всебя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельностьчеловека.
В XX столетиипсихологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они напротяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчастиутратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилосьтолько к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемымчеловеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся векамитрадиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психологиястановится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметомизучения психологии? Прежде всего психика человека и животных,включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких,например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение,мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательнымипроцессами. Другие явления регулируют его общение с людьми,непосредственно управляют действиями и поступками. Их называютпсихическими свойствами и состояниями личности, включают в их числопотребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонностии способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческоеобщение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь,зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не простопроникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действуетв этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных,духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобыпонять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, какличность.
В свою очередьпсихические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высшихпроявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать взависимости от условий жизни человека, от того, как организовано еговзаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение идеятельность также поэтому составляют предмет современных психологическихисследований.
Психические процессы,свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются иисследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом исоставляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию иповедение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологическойприроде человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах,на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнемслучае исследуется зависимость психики и поведения человека от места,занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методовобучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человекас окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет вобществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальнойпсихологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношениямежду людьми в различных человеческих объединениях — больших и малыхгруппах, коллективах.
Подводя итог сказанному,представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современнаяпсихология (рис. 1).
/>
Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления,изучаемые в психологии.
На рис. 1 обозначеныосновные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. Спомощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений,изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой еечасти приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующиеявления .
Заметим, что многие изявлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к однойгруппе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в видепроцессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые изперечисленных феноменов повторяются.
2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
 
Предметом психологииявляются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека иформирование психологических особенностей его личности как сознательногосубъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развитияобщества.
Историячеловечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменениемусловий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесспоследовательных качественных изменений состояния сознания, включенного вобщественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующиммировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительнонедавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.
Томуспособствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающеммире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее,установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношениясубъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.
Значительныйимпульс для выделения в самостоятельную научную дисциплину психология получилаи от сложившегося понимания физического здоровья индивида и накопившихсянаблюдений о влиянии состояния души на состояние тела.
Изучениесостояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности,их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливаетпоиск системных подходов, системообразующих, методов структурированиянакопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велисьфилософские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философияматериализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритетыматериального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философияидеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событийсознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции,достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, неподдающихся согласованию между собой. В начале XX векафилософским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принципдополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основнойвопрос» философии.
Универсальноеправило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности — не противоречия, онидополнения» — послужило новой методологией не только для естественных, но игуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развитияпсихологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новоемышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительностислужит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем(синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием,динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос — порядок».Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежновлекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию,сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность,самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения идеятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретныхситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это — процессысамоорганизации сознания.
Новаяпсихологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требуетпрежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзярассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения.1. Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом.Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладаетсвойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины(не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные чертывносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, еслибы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент иотдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природойобусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), также, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.
Всеэто определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и вовнутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи,взаимозависимости, взаимообусловленности.
 Неодухотворенноелицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называетсяхолодной.
2.Индивиды, вступая во взаимодействие, обретают определенную значимость для себеподобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьминаполняет сознание определенным содержанием, образуя его социальную сущность. Всоциуме каждый предстает как личность, которая приносит другим определеннуюпользу, размер которой и определяется личностностью и сопровождаетсясоразмерным уважением (обратите внимание на близость с понятием важность).Кто-то уважению уделяет больше внимания, кто-то меньше. Кто-то его добиваетсяцеленаправленно разнообразными средствами, к кому-то оно приходит само собой,но соразмерно заслугам перед социумом (личность — семья — группа — общность —общество — мировое сообщество). В этом процессе становления личности, обретенияиндивидом личностности немалое значение имеют особенности индивида,подбирающего для себя «социальные мундиры», которые не могут быть ни велики ини малы, а должны быть в самый раз. Личностная позиция проявляется во множествесоциальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые либократкосрочны, либо долгосрочны и требуют от индивида способности владеть этойролью, научиться ее исполнять. Плохое исполнение воспринимается окружающими какплохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризуетмудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все женщины, мужчины в ней— актеры». Груз исполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояниепсихического здоровья, а через него и физического. Это важно понимать иотслеживать соответствие социальной ноши собственным способностям, регулироватьих, уравновешивать.
3.Особенность индивида состоит в том, что рождается он с предрасположенностью кмышлению, производству собственных мыслей, творчеству, разумности, духовности,что и составляет в сознании человеческое, духовную сущность, что придаетиндивиду особый статус «гомо сапиенс» — человека разумного. Это еще однадетерминация сознания — причастность к духовному пространству. Так же, какприроду и социум изучает множество разных наук, духовность является объектомисследования для философии и религии, психологии и педагогики, человековедения,культурологии и других наук, каждая из которых старается объяснить свой особыйаспект, соответствующий своему предмету. Ограничимся и мы в нашей учебнойдисциплине рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух,душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила изакономерности. Рассмотрим место, роль и влияние духа на все пространствосознания во внутреннем и внешнем, на его проявление в действиях, поведении,деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании,методах, результате осознания отличает деятельность одного от деятельностидругого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизациисоциальных отношений. А состояние духа конкретного человека определяет степеньего уверенности, гуманности и других проявлений состояния сознания. Некоторыеотождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому неодобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляетнашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние наконкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь,распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективноепредставление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому чтосвидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, ктому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил духкак стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает верыи силы — мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильныйдухом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности,способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, ипроявляется он, по словам
Н.А.Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвященоогромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющейих культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает надобыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы,позволяет «не оскотиниться».
Всепространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей:пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, гдепроисходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душаодухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена напсихологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс,связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучениюпроцессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут бытьназваны образовательными процессами.
Вотношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственныхдействий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миромможно описать по цепочке:
— осознание состояния своего сознания (внутреннего);
— осознание окружающего мира (внешнего);
— осознание контакта с окружающим миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);
— осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).
Вэтих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного,идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального,сознания и бытия.
Психологияизучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающиммиром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояниепредполагает постоянное изменение и, стало быть, процессы роста, в которыхрождается и преобразуется некоторая информация; будучи усвоенной, онастановится внутренним знанием, содержанием.'
Впроцессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляетсяновый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным,радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождаютсостояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояниесоединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольныйхарактер.
Вместес тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы.Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называютпроизвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратитьвнимание», произвольное восприятие — «воспринять», произвольная память —«запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, подуправлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаютсявключенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не толькосостоянием, но и процессами, главный среди которых — осознание, включающее всебя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способовдеятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованныйхарактер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленныхвопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четкоорганизован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения,последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».
Человечество,вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Еесистематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А чточеловек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки,которая в XX в. получила статус самостоятельнойотрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний очеловеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предметпсихологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительнорасширяется.
•Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» —душа, «логос» —  учение).
•Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смыслкоторого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).
•На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув кругсознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленныхвзаимовлиянием внутреннего и внешнего.
•Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотренияпсихологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) идеятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность»было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии.Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую системусознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним,предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные наизучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований.Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человекомсамого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как частифилософского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданныйприродой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложностиразнообразное трактование: в семантическом смысле — это накопление знаний(сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннеммире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая,свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивыхсвойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание— формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом —сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный —генетическую информацию; социальный — информацию, впитанную в социальномобщении; духовный — информацию, произведенную собственным разумом — понимание,озарение.
Второйэтап становления психологической науки — накопление информации о человеческомсознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым дляпонимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжалаоставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление —бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания,поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научныеисследования известными методами, объявил предметом психологии — поведение каквнешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволялставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявленияособенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предметапсихологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединениявнутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однакодостоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализацияобъяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт.Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения иснова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказаласьвостребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единствосущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального,отразилось в понимании осознанности действия.
•Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности каксамоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего,потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизациивнутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).
•Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннемсодержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности — такжепредполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношенийтеории и практики в их современном состоянии.
•Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода,соотнесенного с осознанием собственных способностей.
Такимобразом, связь внутреннего и внешнего состоит из «прямой» и «обратной».Первичное осознание — проектирование действия, вторичное осознание — рефлексия,осознание после совершения действия. Взаимопроникновение этих процессовпредполагает осознание собственного сознания, что философия называетсамосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, товероятно — это самосознание. Самосознание предполагает осознание природнойкомпоненты («оставаться самим собой»), осознание себя как личности («иметь своелицо»), осознание собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания —дух», силу духа).
3.СВЯЗЬПСИХОЛОГИИ СДРУГИМИ НАУКАМИ
 
Еслиследовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следуетрассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философиясоставляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовногокомпонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.
Физиология,изучая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понятьсложнейшие формы психической деятельности, установить отношения между здоровьемфизическим и здоровьем психическим. Важнейшая психологическая категория — саморегуляция— разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности,обеспечивающей «уравновешивание» организма со средой, понимание себя в ней.
Многиеявления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объясненыфизиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность:психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива,психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чеми состоит связь психологии с социологией.
Связьпсихологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще современ Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом(рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением душинеправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения,как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношенияхс людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желаниеделать добро; в отношениях с природой — как стремление творить красоту,созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться кгармонии.
Категориясознания — междисциплинарное понятие. Огромное количество учебных дисциплин,отраслей научного знания считают ее своим предметом изучения, исследования.Философия и религия, наука и искусство, мораль и право многие века пытаютсяпонять, объяснить сущность и явление человеческого феномена, называемогосознанием. Не только сущность сознания, но и возможность его познания разделиламудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков ирелятивистов. Многовековая история познания человеком окружающего мира и себя внем накопила множество взглядов на сущность сознания. Теологи рассматриваютсознание как искру божественного разума. Идеалисты отстаивают его первичностьпо отношению к материи. Материалисты определяют как форму отражения объективнойдействительности, свойственную лишь человеку. Новый взгляд на категориюсознания складывается благодаря всеобъемлющему принципу дополнительностиприменительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.
Сознаниекак совокупность знания об окружающем мире и о себе в нем формируется внепрерывном взаимопроникновении внутреннего и внешнего, идеального и реального,духовного и материального. Именно такое определение позволяет представить егосостоящим из взаимопроникающих компонентов био — социо — дух: приходнаясоставляющая, полученная от рода; социальная составляющая, полученная от всехэлементов социума; духовная составляющая, приобретаемая в собственныхоткрытиях, творчестве, инсайте, совокупность которых и создает «субъективныйобраз объективного мира».
Сущностьсознания в двух доминантах: рефлексивной (отражательной — объективного всубъективном, реального в идеальном) и творческой (проектирование реального видеальном), которые во взаимопроникновении образуют единство и целостность.Эволюция человеческого организма в его адаптации к окружающей среде породиламеханизм биологической адаптации — ощущения, возникающие при контакте сокружающим миром. Ощущения, восприятие, впечатления, переживания, память,внимание, мышление создают основу сознания, и, стало быть, оно субъективно.Существующие в объективном мире предметы в сознании существуют как образывнешнего мира, которые не всегда адекватны оригиналу. Отождествление образа ипредмета снижает значимость субъективности, а ее преувеличение приводит кпротивопоставлению идеального и реального. Субъективный образ — это идеальноесостояние материального предмета. Идея — это образ некоторой действительности,способной ее реализовать. Она материализуется в некий проект как осознаниедеятельности и реализуется через конкретные действия, направленные напреобразование реальности.
Воздействиена окружающий мир, его преобразование в сознании зарождается как стремлениеулучшить мир, устранить то, чем недоволен, что не устраивает. Сознанию присущаактивность, творческое переосмысление действительности. В этой связи сложилосьпонятие общественного сознания, которое также включает уровень потребностейконкретного социума, уровень развития способностей и культуру, применительно кэлементам социума — субкультуру. Общественное сознание в сложившемся понимании— это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: семья, группа,коллектив, общность. Оно активно формирует представления, понятия, определениядля систем более низкого порядка, подвергая деформации их субъективныесостояния осознания мира.
Главноесвойство сознания как всякой системы — целостность, которую обеспечиваютвнутренние и внешние потоки информации. Будучи непрерывными и различными поинтенсивности, они и определяют состояние сознания. Разрывы в потокахинформации, нарушение сопряженности, плавного перехода одной дозы информации кдругой воспринимаются как нарушение целостности, отклонение от устойчивогосостояния и вызывают внутреннее беспокойство. Возникает потребность устранитьразрыв, совершить действия, направленные на получение необходимой информации:что-то увидеть, что-то услышать, что-то понять, что-то почувствовать. Действия— самые разнообразные: открыть глаза, открыть окно, открыть книгу, напрячь своевнимание, свое восприятие, свою память, организовать свое мышление, произвестимысль (в поисках связей), оформить ее в тезис и т.д. Таким образом, разрыв всознании может быть устранен в процессе производства собственных мыслей, впроцессе потребления внешней информации. Два эти процесса производства ипотребления — равнозначны и обеспечивают внутреннюю гармонию. Их равнаязначимость в сознании адекватна равной значимости в бытии. Таким образомформируется рыночное мышление (произведи — оформи — обменяй), предотвращаетсястоль распространенная потребительская позиция («взять готовенькое», «пусть мнекто-то что-то даст»). Разрыв в сознании аналогичен разрыву кожного покрова(рана), разрыву кости (перелом, травма) и требует длительного процессазаживления, иногда с применением дополнительных препаратов. То, что касаетсянашего тела в силу очевидности процессов, нам понять легче. То, что касаетсянашего сознания — куда труднее, Так уж сложилось исторически — первична для насматерия. А первична ли? Многое зарождается сначала в сознании, а затемвоплощается в бытие, если речь идет о «гомо сапиенсе». Возвращение кзаклейменному нами ранее идеализму — тоже не панацея. Ответ на вопрос оприоритетности, о первичности в конкретных действиях бытия или сознания найден— они дополняют друг друга, находятся в состоянии взаимопроникновения,континуума.4.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы научныхисследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получаютдостоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий ивыработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит отсовершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны,как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять ииспользовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах другихнаук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед впознании мира.
Все сказанное относится ик психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолькотруднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ееуспехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это —методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики,физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применениюметодов естественных и точных наук, психология начиная со второй половиныпрошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли своюположительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построенияпервых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов ичеловеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточнаянадежность и сложность явились причиной того, что психология долгое времяоставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать,но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими идругими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизированияона была фактически оторвана от практики.
Попытки количественнойоценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIXв. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов,связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинахстимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера —Вебера, Вебера — Фехнера, Сти-венса, представляющие собой математическиеформулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами иощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести иначальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIXв.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей,отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математическойстатистики.
Впоследствии, уже в XXв., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкоераспространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходитсяни одно серьезное научное психологическое исследование.
Наряду с математизацией итехнтизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значениятрадиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение,самонаблюдение и опрос. Для исследования таких тонких явлений,которыми занимается, психология, методы естественных и точных наук во многихслучаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое изтого, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точныхматематических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когдаисследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или попоказаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональныхпереживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или инойповеденческий акт.
Однако данные наблюдения,и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность инадежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать припомощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
В табл. 1 представленыметоды, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичныхданных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
 
Таблица 1
Основные методы психологических исследований и их варианты,применяемые для сбора первичных данных
Основной метод
Вариант основного метода  Наблюдение
 Внешнее (наблюдение со стороны)
 Внутреннее (самонаблюдение)
 Свободное
 Стандартизированное
 Включенное
 Стороннее  Опрос
 Устный
 Письменный
 Свободный
 Стандартизированный  Тесты
 Тест-опросник
 Тест-задание
 Проективный тест  Эксперимент    Естественный  Моделирование
 Лабораторный
 Математическое
 Логическое
 Техническое
 Кибернетическое
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнеенаблюдение это способ сбора данных о психологии и поведении человека путемпрямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, илисамонаблюдение, применяется тогда, когдаисследователь ставит передсобой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком ононепосредственно представлено в его  сознании. Свободное наблюдение неимеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Ономожет менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самогонаблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированноенаблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, чтонаблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программеи строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения собъектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследовательвыступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходомкоторого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение в отличие отвключенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, которыйон изучает.
Каждый из названных видовнаблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболеедостоверные результаты.
 Опроспредставляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на рядзадаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеетсвои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когдажелательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего навопросы.        
Письменный опрос позволяет охватить большееколичество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которойперечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограниченопределенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менятьтактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на нихнестандартные ответы.    
Стандартизированныйопрос, при которомвопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычноограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и вматериальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированнымиметодами психодиагностического обследования, применяя которые можно получитьточную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отдругих методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкуюпроцедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие ихпоследующей интерпретации
Варианты теста: тест-опросники тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранеепродуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности инадежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологическихкачествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии иповедения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемомупредлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят оналичии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник итест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различнымкультурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковыйжизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, чтопри использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять наполучаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и какимобразом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Крометого, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучениюподлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которыхиспытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочетпризнавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например,многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычноприменяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежитмеханизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества,особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективныетесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностейлюдей, вызывающих негативное отношение
Специфика экспериментакак метода психологического исследования заключается в том, что в немцеленаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемоесвойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основноедостоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем всеостальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемогоявления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления иразвитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный илабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучатьпсихологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных кдействительности. Естественный эксперимент организуется и проводится вобычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается вход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются самипо себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторойискусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае,когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения,опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности илитруднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемогофеномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этоймодели детально исследуют данноеявление и делают выводы о его природе.
Модели могут бытьтехническими,логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модельпредставляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношениямежду ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболееизвестными примерами математического моделирования в психологии являютсяформулы, выражающие собой законы Бугера —Вебера, Вебера — Фехнера иСтивенса. Логическое моделирование широко используется при изучениимышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. Смножеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся внаучных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это—попыткипостроения персептронов— машин, способных наподобие человека воспринимать иперерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетическогомоделирования является использование в психологии идей математическогопрограммирования на ЭВМ
Кроме перечисленныхметодов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широкоприменяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического иматематического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов ивыводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Дляэтой цели применяются, в частности, разнообразные методы математическойстатистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информациюоб изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
 
5. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ ВСИСТЕМЕ НАУК
 
Психику и поведениечеловека невозможно понять без значения его природной и социальной сущности.Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека,знания строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретносвязь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматриваетсяфизиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историейобщества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функцийчеловека решающую роль сыграли главные исторические достиженияцивилизации-орудия труда и знаковые системы. Человек — бисоциальное существо,только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому спецификаконкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности егопсихики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми.В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человекаспособствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствуетбурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человекприобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Сознание, мышление имногие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, аформируются в онтогенезе, в процессе его воспитания и образования. Отсюдапонятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находитсяв родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научнаядисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личноститрудно  было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение очеловеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природечеловеческого сознания и деятельности.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменение предметапсихологии, и ее связей с другими науками привело к бесплодным по существувопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ееметодологией – биология или философия.
Анализ исторического путиразвития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки,заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и какестественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время какгуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственногоразвития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можносказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработкепсихология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретацииполученного материала, методологические принципы – у философии.

Список использованной литературы
 
1.В.С. Мухин 1985 г., детскаяпсихология
2.В. Крутецкий — основы педагогики ипсихологии 1972 г.,
3.Популярная психология — христоматия-1990 г., 
4.Немов Р. С.Психология. 1. Общиеосновы психологии. — 2-е изд. — М.:
Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.,
5.Громкова М.Т.Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для вузов.2003 г.,
6. В. Крутецкий учебник психология1990 г.,
7. Л. Григорович учебник психология2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.