Реферат по предмету "Психология"


Психология здоровья подростков

СОДЕРЖАНИЕ: 
Введениепроблем……………………………………....2-3
1. Понятие психологииздоровья………………………4-5
2. Возрастные особенности……………………………6-11
3. Проблемыдиагностики……………………………12-16
4. Психология здоровья в подростковомвозрасте…17-19
Заключение……………………………………………20-21
Список использованнойлитературы………………...22-23

Введение
Психология здоровьясейчас только начинает развиваться.
1.        Первым обратилвнимание на психологию здоровья Бехтерев. Он говорил, что важное и самоеглавное условие развития личности – это природа организма, наследие и теантропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.
2.        Следующий факторсвязан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятныйфактор, условие зачатия личности влекут за собой дегенеративные особенностипотомства (плохая наследственность, болезнь матери во время беременности и вовремя зачатия). Всё это влияет на то, что организм ребёнка является уязвимым иразвивается очень слабо. Если не обеспечить достаточно правильного питания, тонарушается процесс полноценного развития.
3.        Экономические условияоказывают влияние на личность.
4.        алкоголизм несётреальную угрозу для нашей нации.
5.        Трудолюбивая,умеренная жизнь. Надо вести здоровый образ жизни.[1]
Психология здоровья – этокомплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладовпсихологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья,предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических идиагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, атакже по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии(политики) здоровья.
Психология здоровьявключает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до егосмерти.[2]
Основные задачи, которыевходят в сферу интересов психологии здоровья.
·         Определениебазисных понятий психологии здоровья;
·          Исследование и систематизация критериев психологического и социальногоздоровья;
·         Методыдиагностики и самооценки психического и социального здоровья;
·         Факторы ЗОЖ(формирование, сохранение и укрепление здоровья).
·         Психологическиеметоды мотивирования к здоровью;
·         Психологическиемеханизмы здорового поведения;
·         Профилактикапсихических и психосоматических заболеваний и т.д. [3]

1.        Понятиепсихологии здоровья
 
Психология здоровья какпонятие имеет двоякий смысл:
·          Психология здоровья как проблема, аспект научной и практической деятельностиклинических психологов, направленной на охрану и укрепление здоровья населения.Разнообразие задач: профилактических, лечебных, реабилитационных,консультативных.
·          Психологияздоровья как психологическая культура человека, психология здорового образажизни. Роль общества и качества жизни. Индивидуальная ответственность человеказа свое здоровье.[4]
Психология здоровья – этокомплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладовпсихологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья,предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических идиагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, атакже по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии(политики) здоровья.
Психология здоровьявключает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до егосмерти.[5]
Основные задачи, которыевходят в сферу интересов психологии здоровья.
o   базисных понятий психологииздоровья;
o   Исследование и систематизациякритериев психологического и социального здоровья;
o  Методы диагностики и самооценкипсихического и социального здоровья;
o  Факторы ЗОЖ (формирование, сохранениеи укрепление здоровья).
o  Психологические методы мотивированияк здоровью;
o  Психологические механизмы здоровогоповедения;
Профилактика психическихи психосоматических заболеваний и т.д.[6]
2. Возрастныеособенности
ВОЗРАСТНАЯ ОСОБЕННОСТЬв психологииздоровья – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерноизменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития (возраст). Характеристикаих основана на выявлении психологического содержания процесса развитияпознавательных способностей и формирования личности на последовательныхвозрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенныйкомплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные,эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.
В отличие от широковарьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такиепреобразования, что происходят в психике большинства представителей даннойкультуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономическихусловиях. Особенности возрастные не проявляются в чистом виде и не имеютабсолютного и неизменного характера; на них влияют культурно-исторические,этнические и социально-экономических факторы.[7]
Примером влиянияконкретной исторической ситуации на особенности возрастные служат различияпсихологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (анализкогортный). Индивидуально-психологические свойства, включая темп развитияличности, также могут накладывать существенный отпечаток на особенностивозрастные.[8]
Особое значение имеетучет особенностей возрастных при обучении и воспитании. Развивающий эффектобучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностямучащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знанийсущественно расширяются при оптимизации содержания и методовучебно-воспитательного процесса.
ОСТАТОК ДНЕВНОЙ – отдневных впечатлений, ставших поводом к образованию сновидения.
ОСЯЗАНИЕ АКТИВНОЕ –способ формирования образа осязательного некоего предмета путем егопреднамеренного ощупывания. При этом ведущую роль играют ощущениякинестетические.
ОСЯЗАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ– процесс формирования образу осязательного некоего предмета с помощьювспомогательных орудий» когда тактильные сигналы передаются к руке отощупываемого предмета через это орудие.
ОСЯЗАНИЕ ПАССИВНОЕ –процесс формирования образа осязательного некоего предмета в результатеперемещения его относительно неподвижной руки или пальцев Здесь одну из ведущихролей играют ощущения тактильные.
ОТБОР – выделениечего-либо, кого-либо из некоей среды, общего числа, из некоего множества наоснове некоих критериев, признаков.
ОТБОР ЕСТЕСТВЕННЫЙ –концепция Ч. Дарвина, согласно коей особи, наименее приспособленные длявыживания в данных условиях, вымирают или истребляются и тем самым устраняются,уступая место более приспособленным, передающим свои признаки потомству.
ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ –разновидность отбора психологического – принятие кадровых решений на основеизучения и прогностической оценки пригодности людей к овладению профессией, квыполнению профессиональных обязанностей и достижению нужного уровнямастерства. [9]Представляет собой системусредств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека ипрофессии в тех видах деятельности, что ведутся в нормативно заданных опасныхусловиях (гигиенических, микроклиматических, технических,социально-психологических), требующих повышенной ответственности, здоровья,работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивостиэмоционально-волевой регуляции.
Отбор профессиональныйпроизводится при комплексном использовании ряда критериев: медицинских,физиологических, педагогических и психологических. Его основа – конкретные нормативныехарактеристики профессии, позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать,разрабатывать и адаптировать методы и процедуры отбора и проводить диагностикуна соответствие конкретной профессиональной деятельности:
1) социальные – функции,задачи, цели;
2) операциональные –точность исполнения и временные, пространственные, логические характеристики;
3) организационные –гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда.
При использованиипсихологических критериев проводятся следующие мероприятия:
1)психодиагностика;
2) построение прогнозауспешности деятельности в данной профессиональной области;
3) проверка прогноза пореальной эффективности выполнения профессиональной деятельности. Прииспользовании методик диагностических нужно получить информацию об ориентацияхценностных личности, мотивационной составляющей профессионального выбора,чертах личностных.[10]
Процесс отборапрофессионального может проводиться комплексом тестов аппаратурных, бланковых иопросных, а также с помощью эксперимента имитационного, воспроизводящегофрагменты, ситуации и этапы реальной деятельности профессиональной, при строгойрегистрации визуально наблюдаемых и фиксируемых показателей функциональногосостояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателейпродуктивности и успешности его работы.
ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ –принятие решения о пригодности кандидатов к учебной или профессиональнойдеятельности с учетом результатов психологических и психофизиологическихиспытаний. Применяется в управлении, промышленности, авиации, армии, спорте,при комплектации некоих учебных заведений. Ему предшествует определениетребований к кандидатам на базе психологического анализа предстоящей деятельности,а затем – подбор соответственных диагностических методик. Валидность этихметодик проверяется на репрезентативной выборке.[11]
При этом различаются дватипа учебных и профессиональных деятельностей:
1) тип первый –обусловливает требования индивидуально-психологических особенностей, почти неподдающихся развитию (например, требования к сохранению устойчивой и длительнойработоспособности, необходимые для деятельности диспетчера, хирурга и пр.);психофизиологическим коррелятом этой особенности считается наличие определенныхсвойств системы нервной; здесь безусловно показан отбор психологический илипрофессиональный;
2) тип второй –обусловливает требования, коим может удовлетворить каждый психически нормальныйчеловек, поэтому надобность в отборе психологическом возникает, когда периодпредстоящей деятельности относительно невелик – около 2-10 лет (служба в армии,спорт и пр.); в большинстве случаев этот срок недостаточен для развития нужныхкачеств, поэтому предпочтение отдается кандидатам с подходящим к моментуиспытаний уровнем развития требуемых индивидуальных особенностей.
Как бы тщательно ниподготовлялся отбор психологический, достижение кандидатами успеха вдеятельности зависит от наличия у них положительной мотивации, для выявлениякоей обычно применяются опросники и другие подобные методики. При любомизменении содержания деятельности программа отбора пересматривается. Вместе сотборов психологическим, как правило, проводится отбор по медицинским ифизиологическим показателям, по образовательному цензу, по опыту работы, и пр.Решение о пригодности принимается по совокупности всех данных.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ –реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позициивыполнения им принятых норм и правил. Различаются внешние формы контроля,обеспечивающие возложение ответственности за результаты его деятельности(подотчетность, наказуемость и пр.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности(чувство ответственности, чувство долга).
Ответственность личностиперед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов иправовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходедеятельности совместной как результат интериоризации социальных ценностей, норми правил.
В работах отечественныхпсихологов подчеркивается, что существенное влияние на принятие ответственностиза успех или неудачу в деятельности совместной оказывают уровень развитиягруппы и ее сплоченность (-> развитие групповое: уровень; сплоченностьгрупповая), близость ценностных ориентации, идентификация эмоциональная;доказывается принципиальная возможность целенаправленного влияния наформирование у членов коллектива самокритичной и адекватной оценки степениличной ответственности за общее дело.
ОТКАЗ – факт (индикатор),свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=>запрет; лишение).
ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙ – акт ипереживание отказа от удовлетворения влечений, порождаемые неблагоприятнымивнутрипсихическими или внешними обстоятельствами, или же их комбинацией.
ОТКАЗ ВЫНУЖДЕННЫЙРЕАЛЬНЫЙ – собирательное понятие, означающее разнообразные негативные условия ифакторы, содействующие появлению заболевания. К ним могут относиться: недостатоклюбви в жизни, материальный недостаток, семейные раздоры, несчастливоесупружество, неблагоприятные социальные условия, строгость нравственныхтребований к личности.
ОТНОШЕНИЕ – субъективнаясторона отражения действительности, результат взаимодействия человека сосредой. В психологии – в самом общем виде – взаиморасположение объектов и ихсвойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами,явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение междуявлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях сдругими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта.
3.Проблема диагностики
 
В рамках программы«Здоровое поколение» в 2004 году в кабинете психотерапии проводилосьдиспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 — 1993 гг. рождения. Этоновое направление в работе кабинета обусловлено всё возрастающей социальнойнапряжённостью, увеличением количества психопатологических проявлений унаселения, в том числе и у подростков. Цель данной работы — выявление группыриска и проведение психопрофилактических мероприятий, адаптирующих подростков кобстановке. Работа проводилась совместно с подростковым отделением последующему плану: психодиагностическое тестирование (тест СМОЛ), результатыкоторого подросток обсуждал с психологом. При необходимости психолог направлялподростка к психотерапевту для проведения психокоррекции и назначениямедикаментозной терапии. Повторное посещение психотерапевта и проведениеконтрольного тестирования проводилось в сроки от 1 месяца до полугода. Следуетотметить, что в период наблюдения за подростком активное участие в работепринимали родители, чаще матери, с которыми проводилась семейная психотерапия.[12]
В 2004 г. обследовано 92подростка. Данные клинического и психологического обследований позволиливыделить следующие группы:
а) с нормальнойпсихологической реакцией — 50 подростков;
б) с расстройствамиприспособительных реакций, которые проявлялись беспокойством, напряжённостью,повышенной утомляемостью, ощущением неспособности справиться с ситуацией,симптомами вегетативной дисфункции, нарушениями сна, — 34 подростка;
в) с расстройствомадаптации и наличием более выраженных депрессивных нарушений — 5 подростков;
г) с психоорганическимсиндромом — 3 подростка.[13]
Расстройствоприспособительных реакций всегда было связано с психотравмирующим фактором ирасценивалось нами как неврастеническое состояние (шифр F-48.0 по МКБ -10).Наиболее часто встречающейся сопутствующей патологией в этой группе былигастродуоденит с гиперсекрецией желудочного сока и аллергические заболевания(поллиноз, аллергический дерматит, бронхиальная астма).
Проведениепсихокоррекции, назначение метаболической терапии (глицин, ноотропил,пантогам), витаминотерапии, седативной фитотерапии (нервофлюкс, персен,новопассит) в комплексе с физиотерапевтическими процедурами и лечебнойгимнастикой давали положительную динамику как в клинике, так и по даннымповторного психологического обследования.
Так, например, пациент С.1982 г.р., и/б 11800, обратился в марте 1999 года с жалобами нараздражительность, утомляемость, неустойчивый сон. Своё состояние связывал синтенсивной интеллектуальной нагрузкой (занятия в школе, подготовительныекурсы). Анамнез — не отягощен, наблюдался аллергологом с диагнозом бронхиальнаяастма.
Психологическоетестирование — в границах нормы, однако в клинической картине выраженатревожная симптоматика, эмоционально вегетативная неустойчивость и сниженнаяактивность. Проведены психокоррекция, семейная психотерапия, назначены: глицин300 мг в сутки, берокка, контрастный душ. Через неделю — повторная психокоррекция,семейная психотерапия.
Динамическое наблюдение иповторное тестирование, проведённые через два месяца, выявили, что жалоб уподростка нет, считает, что за истекший период «стал самим собой»,выше фон настроения, более устойчив к психологическим нагрузкам.
Тестирование указывало наположительную динамику: уменьшилась тревожность и эмоциональная лабильность,улучшилось настроение. Вместе с тем повысилась импульсивность,неудовлетворённость ситуацией домашней гиперопёки.
Пациент приглашен длядальнейшей работы.
Пациенты с расстройствомадаптаций и наличием более выраженных депрессивных нарушений жаловались нападение активности, работоспособности, снижение способности радоваться,нарушение сна, похудание. Выявлялась заниженная самооценка и неуверенность всебе. Развитие подобных состояний сопровождалось как психотравмирующейситуацией, так и наличием соматической патологии. Сопутствующими заболеваниямиу 2-х подростков был гепатит С, у 2-х — гастродуоденит с гиперсекрециейжелудочного сока, у 1 — ювенильная струма. Подобное состояние расценивалосьнами как депрессивная реакция (шифр F-320 и321 МКБ-10), что подтверждалосьданными психологического тестирования. Проводились повторная психокоррекция,семейная психотерапия, назначались препараты, улучшающие метаболизм клетокмозга в сочетании с вегетотропными нейролептиками, витаминотерапией, массажемворотниковой зоны, лечебной гимнастикой. Наблюдение за подростками идинамическое психодиагностическое тестирование проводились через две недели ипродолжались в течение нескольких месяцев.
Психологическоетестирование указывало на выраженную депрессивную симптоматику с яркимсоматическим компонентом. Отреагирование эмоций жестоко подавлялось, чтоувеличивало риск психосоматических нарушений. Проводились повторнаяпсихокоррекция, семейная психотерапия, назначались эглонил по 50 мг в сутки,глицин 200 мг всутки, витрум.[14] Лекарственная терапия — в течение 1 месяца. В последующие месяцы — витаминотерапия, глицин по 300 мг всутки.
Динамическое наблюдениевыявило положительную динамику в психическом статусе: выше фон настроения,менее напряжен, более свободен в общении с окружающими. Это подтверждалось иданными повторного тестирования: шкалы невротической триады (1,2,3) проделалисущественную положительную динамику, особенно шкала депрессии (2). Выраженнаядепрессивная симптоматика блокировала самопроявление. Снижение показателей этойшкалы указывает на большую раскрепощенность в поведении, возможность быть болееуверенным в отстаивании своих позиций, что подтверждается подъемом показателейшкалы самовыражения (4) и увеличением способности к межличностному общению(8).При снижении депрессивной симптоматики становится менее выраженной соматизацияэмоционального напряжения, что подтверждается клиникой и снижением шкалыипохондрии (1). Эти данные указывают, что ведущими в картине заболевания былидепрессивные проявления, формирующие как психическую, так и соматическуюкартины заболевания. Обращает на себя внимание то, что за время наблюдения запациентом не было обострений и хронического гастродуоденита. Работа с пациентомпродолжается и в настоящее время.
Пациенты спсихоорганическим синдромом постоянно наблюдались подростковым психоневрологом.[15]
Проделанная работасвидетельствует о практической значимости психопрофилактических осмотровподростков и позволяет выдвинуть предложение о включении их в программуежегодной диспансеризации.
Особое внимание следуетуделить сопутствующей патологии. Проведение комплексных профилактическихмероприятий, возможно, позволит снизить риск возникновения соматическихзаболеваний и их обострений.
Психокоррекция приводит кновым направлениям в мышлении и деятельности человека, новым установкам иформам поведения, а в сочетании с традиционной терапией может повыситьэффективность лечения, сократить сроки применения лекарственной терапии и,возможно, снизить используемые ранее дозы лекарственных препаратов.[16]
4.Психология здоровья в подростковом возрасте
Термин “психическоездоровье” был введен ВОЗ в 1979г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровьекак определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеватьнеожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительныхобстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическоездоровье-состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному иэмоциональному развитию человека[17]
Психическое здоровьевключает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннююморальную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д. На сегодняшнийдень существует много определений термина “ психическое здоровье”. Нам ближеточка зрения, согласно которой психическое здоровье — это состояние равновесияразличных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватноиспользовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать всоциуме.
Проблема психическогоздоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областейнауки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общеездоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблемсовременности. Глубокая и точная диагностика факторов  влияющих напсихическое здоровье детей и подростков на сегодня помогает определить наиболеецелесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы,эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный ииндивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям,влияющим на психическое здоровье детей и подростков.
Данные выборочногоизучения  детей и подростков из более ста семей учащихся школы — интернатпоказали, что у 55 % детей и подростков психическое здоровье зависит от условийи образа жизни семьи, у 25% — от воспитания, у 15%- от генных особенностей илишь у 5% — от деятельности учреждений здравоохранения.
Изучение причин,вызывающих отклонение от психического здоровья показывает, что у 98%воспитанников наблюдалась дисгармония в семейных отношениях. Очень часто ссорымежду родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуацияопасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства,неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бываютпоследствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения идлительные конфликты, что делает бракоразводный процесс бесконечно долгим.Родители просто живут рядом, не испытывая друг к другу позитивных чувств иэмоций. Дети наблюдают эти ситуации и вынуждены принимать позицию матери илиотца. Поэтому для их психики создается невыносимая ситуация, когда один изродителей порочит другого, стремится вызвать его осуждение.
В 100 % семей наблюдаетсядисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся: 45% — эмоциональном отвержением ребенка — неприятие, присутствие жесткихрегламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типаповедения в соответствии с родительскими понятиями о “хороших детях”; 25% — гипоопеке, в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля со стороныродителей, недостатке ласки, теплоты постоянного общения.[18]Приобретенные таким ребенком знания весьма хаотичны и непоследовательны,речевой запас беден, нравственные принципы не стойки, недостаток знаний инавыков, скупость духовных запросов, отсутствие трудовых навыков приводятвесьма рано к нарушениям поведения. Не обучившись сдерживать свои чувства,такой ребенок по малейшему поводу может вспылить, проявить недовольство,устраивает шумные скандалы, жестоко избивая своих “недругов”; 8%-гиперсоциализирующее — тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью,успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а такжечрезмерной озабоченности его будущим; 5% — эгоцентрическое — чрезмерноевнимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”,“смысла жизни”; 17% — “Золушка” — чрезмерное суровое, директивное воспитание потипу “неприятия” ребенка. В семье такой ребенок подвергается частым инезаслуженным оскорблениям, жестоким побоям, противопоставляется остальным. Всяего деятельность сводится к домашним делам, не оставляя времени длясамостоятельного чтения, выхода в кино, прогулок на свежем воздухе. В подобныхусловиях дети вырастают робкими, забитыми, нерешительными или, наоборот,раздражительными, недовольными всем и вся, пронося через жизнь озлобление и ненавистьк своим воспитателям.
Итак, проблема психическогоздоровья детей и подростков и ее последствия — одна из важнейших проблем любогообщества. Последствия психического здоровья могут иметь для детей и подростковнеобратимый характер, приводить к все большим аномалиям психики и поведения.Поэтому так важно  своевременное выявление и оказание психологическойпомощи.[19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 
Психология здоровья всвоем становлении продолжает намеченный гуманистической психологиейпринципиально иной путь развития психологической науки — путь к созданию новойнауки «психологии с человеческим и человечным лицом». Именногуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью, в которомфизическое и психическое здоровье представляется связанным с высшимиценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологииздоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения,сколько изучением высот, которых каждый индивидуум способен достичь.
Для построенияиндивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развиватьпсихологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикальноизменить качество собственной жизни — интегрального показателяпсихологического, физического и эмоционального благополучия в субъективномвосприятии. Важным показателем качества жизни являются индивидуальныепереживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтомукачество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качествокультуры, качество экологии, качество образования, качество социальной,экономической и политической организации общества, качество человека. Приисследовании качества жизни как интегративной характеристики объективных исубъективных показателей условий жизни человека выявляется особая значимостьдля здоровье сбережения именно субъективной оценки качества жизни.
Отношение к здоровьюпредставляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности сразличными явлениями окружающей действительности, способствующими или,наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидомсвоего физического и психического состояния.
Содержательный анализпроблемы выявил разрозненный характер концепций, поэтому дальнейшая проработкатеоретических концепций, проведение эмпирических исследований будутспособствовать построению комплексной психологической модели здоровье сбережениячеловека. В целом же психологическим индикатором здоровье сбережения и качестважизни человека выступают степень удовлетворенности разными сферами жизни иположительная согласованность с психической адекватностью личности. [20]

Списокиспользованной литературы:
 
Литература:
1. Психотерапевтическаяэнциклопедия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е дополненное и переработанноеиздание. – СПб. – 2002.
2. Введение в психологию здоровья  Г.С. Никифоров 2002г.
3. Психология здоровья В.А. Ананьев 2001г.
4. Психология здоровья Г. С. Никифоров 2002 г.
5. Ю. Головин. Словарь практического психолога. 2003г
6. Под ред. Никифоровой «Психология здоровья», Учебник дляВУЗов. 2005г.
7. Под ред. Никифоровой «Диагностиказдоровья». 2005 г.
8. Куликов Л.В. Психогигиеналичности: Основные понятия и проблемы. (Учеб. пособие). СПб, 2000.
9. Куликов Л.В. Осознание здоровьякак ценности //Психология здоровья /Ред. Г.С.Никифоров. СПб., Изд-во СПбГУ,2000. (глава в коллективной монографии).
10. Диагностика психологии здоровья. Холодков Е.И 2006г.
11. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья.СПб., 2002.
12. Психология здоровья: Учебник /Подред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.
13. Фромм Э. Здоровое общество. М.,2005
14. Слабодчиков В.И. Категория возраста в психологии ипедагогике//Вопросы психологии. 2005, № 2.
15. Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками вшколе//предупреждение вредных привычек у школьников. М.: 2000
16. Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практикамедико-социальной работы. 2003 г.
Источники Интернета:
Другие источники:
 
1. И.И.Жаворонкова, Г.А.Никитенко,Е.И.Терехова, М.Б.Шаронов. Данные Поликлиника МЦ 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.