Реферат по предмету "Психология"


Психологическое консультирование детей

Содержание
Введение
1.Психологическое консультирование детей «группы риска»
2.Психологическое консультирование детей – жертв насилия
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Психологическоеконсультирование – один из видов психологической помощи, выделившийся изпсихотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ напотребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искалипсихологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическомуконсультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности вповседневной жизни, деятельности, общении и т. д.
Цели психологическогоконсультирования зависят от конкретной психологической школы.
Бихевиорально-ориентированноенаправление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.
Для экзистенциальногонаправления, цель психологического консультирования нацелена на поисксобственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целейи намерений человека, а также его общего отношения к жизни.
В данной работе рассматриваетсяиспользование методов психологического консультирования в работе с детьми«группы риска» и с детьми, пострадавшими от насилия.
Особенности процессаконсультирования в этом возрастном периоде:
1.        Детипочти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемамиобращаются к консультанту взрослые;
2.        Психотерапевтическийэффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождаетновые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитииребенка в целом;
3.        Консультантне может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у негопроблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточноразвиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.
В связи с указанными вышеособенностями с особой остротой встает проблема методов консультирования.Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, акроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед.
В большинстве случаев воснове детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые,лежат отрицательные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежитнеудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей иликонфликт между ними.
Как правило, аффективныепереживания устраняются у детей только после того, как меняется ситуация,провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невозможнов силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменитьличностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания.
Изменить личностный смыслвозможно в том случае, если консультант покажет ребенку ситуацию не с привычнойдля него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новаяпозиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна бытьпривлекательной для консультируемого и соответствовать его личностнымпритязаниям.
Изменение личностногосмысла ситуации позволяет сгладить, а иногда и совсем устранить аффективныепереживания, вызываемые данной ситуацией, и соответственно добиться измененияповедения ребенка.
Найти новую точку видениясобытий психолог может с помощью выхода из состояния поглощенияжизнедеятельностью в некую внешнюю позицию, откуда данная ситуация предстает всовершенно ином виде. Выход в рефлексивную позицию позволяет консультантупровести анализ существующего положения дел и понять, с какой стороны податьситуацию ребенку, чтобы она приобрела бы для него новый личностный смысл.

1. Психологическое консультирование детей «группыриска»
К «группе риска»относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторамсоциального риска в силу возрастных и психологических особенностей.
Они объективно(добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляютразличные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом впедагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения ихсоциализации.
Детей, относящихся к «группамриска», можно условно объединить в следующие группы (табл.1):
Таблица 1.
Классификация ихарактеристика детей «групп риска»Группа Характеристика Причины (в семье)
Дети
из неблагополучных семей
−    Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей.
−     Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.
−    Негативный опыт родителей в детстве.
−    Деструктивные особенности личности родителей.
−    Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.
Дети
с проблемами
в развитии
−      Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении.
−    Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера.
−      Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения).
−      Соматические и психические заболевания, инвалидизация.
−      Школьная дезадаптация.
−    Дефекты и дефициты в развитии.
Дети-сироты
и дети,
оставшиеся
без попечения родителей
−      Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов
−      Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» — скрытые сироты).
−      Родительское забвение
−      Различные виды депривации и сепарация
−      Социальная дезадаптация
−      Серьёзные нарушения процесса социализации
−      Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.
Дети из семей находящихся
в трудной
жизненной
ситуации
Дети из:
−      бедных семей;
−      неполных семей;
−      многодетных семей;
−      опекунских и приёмных семей;
−      семей беженцев и эмигрантов.
−      Экономические проблемы
−      Демографические факторы
−      Проблемы воспитания
−      Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.
Для детей дошкольноговозраста характерны следующие ситуации повышенного риска:
−         враждебноежестокое отношение в семье к ребёнку;
−         эмоциональноеотвержение ребёнка;
−         недостатокнадзора и ухода за ребёнком;
−         родителифактически находятся в состоянии развода;
−         чрезмерныетребование к ребёнку, гиперопека;
−         появлениенового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);
−         противоречивоевоспитание или смена его типа;
−         чуждоеокружение за рамками семьи (язык, культура).
Для детей школьноговозраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:
−         невозможностьсоответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);
−         переживаниечрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);
−         неприятиеребёнка педагогом, сверстниками;
−         неспособностьсправиться с учебной нагрузкой;
−         отрывот семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;
−         травма,серьёзное соматическое заболевание;
−         ситуациисвязанные с насилием над ребёнком;
Основные направления социально-педагогическойдеятельности:
−         раннеевыявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;
−         разработкаи реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер попредупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;
−         разносторонняяпомощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.
Основные признакисоциализации и социально-психологической адаптации, их отличительныеособенности приведены в табл.2.
Таблица 2.
Признаки социализации исоциально-психологической адаптацииПризнак Социализация Социально-психологическая адаптация Цель индивида Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий Мотивация Усвоить новый социальный опыт Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель
Средства
достижения Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.) Посредством выработки личностью механизмов приспособления
Временные
условия Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных Результат Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях
Комплексное сопровождениедетей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющихдруг друга видов деятельности:
−         правоваязащита и правовой всеобуч;
−         педагогическаяподдержка;
−         социальнаяпомощь;
−         психологическоесопровождение индивидуального развития;
−         обучениедетей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться сострессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия идр.).
Психологическая работа с детьмиможет осуществляться в форме:
−         профилактическойиндивидуальной беседы;
−         интервью;
−         психологическогоконсультирования;
−         индивидуальнойпсихотерапии;
−         групповойпсихокоррекции.
Психологическоеконсультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубинабудут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью дляразрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенностиостановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в«группы риска» (табл. 3).
Таблица 3.
Особенностипсихологического консультирования детей «группы риска»Назначение Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Предмет Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.
Условия
использования Желание консультироваться — получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации. Характер Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации. Цель Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.
Профессиональные
(психологические)
задачи Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка Результат Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов — сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив
Вместе с тем можновыделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Рассматриваемыедалее этапы консультирования можно также назвать блоками, так как в конкретнойконсультационной ситуации последовательность решения консультационных задачможет меняться.
Успешное решение задачпредыдущего этапа является условием для перехода к следующему этапу. Однако вряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачампредыдущего этапа. Иногда продвинувшись в исследовании или поиске решений,приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого иликоррекции состояния.
Соблюдение правиласубъективности, как мы уже отмечали, предполагает, что консультируемый активен,осуществляет деятельность по разрешению собственного затруднения с помощьюпсихолога. В связи с этим мы сочли весьма важным рассмотреть задачи, решаемыена разных этапах как консультируемым, так и консультантом (табл. 4).

Таблица 4.
Задачи, решаемые впроцессе консультирования
Основные
этапы (блоки) Решаемые задачи Консультируемый Консультант Подготовка
−     Фиксация затруднения, попытки решения (самостоятельно или с помощью других).
−     Решение обратиться к психологу.
−    Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов).
−    Выбор времени, подготовка места. Установление контакта
−     Возникновение доверия.
−     Уяснение возможностей консультанта и характера предстоящей работы.
−    Достижение согласованной позиции.
−    Распределение ролей (Я… Ты… Мы...).
−    Поддержание доверительного диалога. Исследование ситуации −     Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения.
−    Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.)
−    Выделение и анализ предмета работы.
−    Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики.
−    Выделение позитивного «плацдарма» — основ для разрешения консультируемым возникшего затруднения.
Основные
этапы (блоки) Решаемые задачи Консультируемый Консультант
Постановка
цели −     Формулирование желаемого результата (Я хочу...), его уточнение и обоснование (Я действительно этого хочу, так как...).
−     Содействие в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий.
−     Оценка реалистичности, конкретности поставленной цели.
Поиск
решений −     Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, оценка их с точки зрения реалистичности и приемлемости.
−     Помощь в организации поиска решения
−     Активизация консультируемого, влияние на его позицию. Подведение итогов
−     Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий.
−     Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов (Я верю, что смогу добиться желаемого результата...)
−     Выводы о продвижении: выделение того, что удалось достичь консультируемому.
−     Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов.
−     Выход из контакта.
При оказаниипсихологической помощи детям «группы риска» следует помнить, что одни ситуациирешаются быстро, а другие требуют времени и терпения.
Оказывая помощь такимдетям в разрешении затруднительного для них вопроса, можно использоватьразличные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность,умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их – залогуспешности воздействия.
Существует большойарсенал методовработы психологов разных школ при оказании психологическойпомощи. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной игрупповой работе с детьми «группы риска»:
−         Информирование.
Расширение (изменение,корректировка) информированности консультируемого, повышение егопсихологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров изобыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опытудругих людей.
−         Метафора(метод аналогий).
Суть метода заключается виспользовании аналогий (образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц,поговорок) для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) консультируемого.Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека,позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаютсясубъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того,удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.
−         Установлениелогических взаимосвязей.
Психолог вместе с ребенком(подростком) устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних(субъективных) факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данныйспособ позволяет расширить и уточнить понимание.
−         Проведениелогического обоснования.
Данный способ позволяетотсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи дляподростка за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать)последствия (эффективность) разных путей решения.
−         Самораскрытие.
Психолог косвеннопобуждает ребенка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражаятерпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого.
−         Конкретноепожелание.
Пожелание может содержатьрекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решенииактуальной задачи. Ребенок (подросток) оценивает ситуацию, приемлемостьпредлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
−         Парадоксальнаяинструкция.
Для того чтобы вызвать чувствопротеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее,можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия(мысли, поступки) по крайней мере три раза...»
−         Убеждение.
Данный способцелесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния,его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления,устойчивости внимания. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяетему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.
−         Эмоциональноезаражение.
При установлении доверительныхотношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счетэтого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка,заражая его собственным эмоциональным состоянием.
−         Помощьв ликвидации неконструктивных эмоций.
Применение данногоспособа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могутвыражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить,постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать..., почертить,написать...).
Этот способ снимает напряжение,вызванное негативной эмоцией. Психологу необходимо выдерживать позициювнимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяетсяк чувствам консультируемого.
−         Релаксация.
Помощь ребенку в освоениии осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта.Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационныхупражнений.
−         Повышениеэнергии и силы.
Данный способ следует применять,когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствиесил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное«подключение» к различным источникам энергии позволяет повысить активность иработоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.
−         Переоценка.
При наличии негативныхчувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию. Переоценкавключает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поискположительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном иобъединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки)негатива.
−         Домашнеезадание.
Действия, о которыхдоговариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиесяв ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.
−         Позитивныйнастрой.
Позволяет укрепить веру ввозможности ребенка по разрешению возникшего затруднения, а такжесконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленнойцели.
−         Ролевоепроигрывание.
Данный способпредполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций длятренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.
−         Анализситуаций.
В ходе консультированияможно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций, так иситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способвместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а такжеразвить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
−         Внутренниепереговоры.
Данный способ можетиспользоваться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает выделениеконфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалогамежду ними. Психолог не может бороться вместо консультируемого, но он можетпомочь осознать конфликтную ситуацию и организовать внутренние переговоры,ведущие к компромиссу.
После специальныхтренировок ребенок (подросток) обучается подключать к переговорам своего Творца– мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает нетолько находить компромиссы, но и создавать новые оригинальные решения.
−         Трансформацияличной истории.
Целенаправленноепогружение в собственную историю для мысленного субъективного завершения незакрытыхсобытий прошлой жизни, изменения навязанных, программ и сценариев. Это способствуеттакже снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия.
Если нельзя изменитьреальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когдаребенок (подросток) страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можнопредложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходепсихологической работы (мысленно или реально в игровой модели).
−         Целеустроение
Имеет смысл занятьсяпоиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторуюопустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить своюжизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения />можно использовать как-рациональные техники, так и способы творческого воображения.
−         Наполнениесмыслом «обыденных» жизненных событий
Этот способ имеет большоезначение для детей, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными. Онпредполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнениюсмыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру, который смог превратить вудовольствие скучное занятие по покраске забора).
−         Социальныепробы
Осуществление конкретныхдействий детьми как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и вигровых процедурах позволяет лучше понять собственные возможности, пройти свое образноесоциальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения.
−         Оказаниепомощи в поисках идентичности
Указанное направлениевоздействия весьма актуально для детей, которые мучительно ищут ответ навопрос: «Кто я на самом деле?» Конкретные пути, позволяющие найти ответ наданный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслениисобственных поступков, медитативном погружении и т.д.
В качестве примера можнопривести процедуру «Сосредоточенное мечтание», которая осуществляется внесколько этапов:
1.        Составлениепроекта желаемого будущего (для этого можно использовать: запись всех желаний,без критики и ограничений, в течение 10-15 мин; составление фильма особственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего; «путешествие»на машине временив свое будущее, мысленное путешествие в «особенное место», гдеможно побеседовать с мудрецом и услышать его наставления и т. д.).
2.        Определениевременной сетки (если все, что выделено на первом этапе, относится кзавтрашнему дню, следует подумать о ближней перспективе; если цели относятся квесьма отдаленному времени, следует подумать о ближайших шагах).
3.        Выборнаиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4.        Проверкасформулированных целей и ценностей на позитивность, конкретность, достижимость,ясность, этичность.
5.        Составлениесписка ресурсов для достижения цели.
6.        Составлениесписка ограничений на пути к цели.
7.        Составлениепоэтапного плана достижения цели.
Конкретные действия,упражнения и процедуры, которые выбирает психолог для оказания психологической поддержки,всегда ситуативны. Они обусловлены, прежде всего индивидуальными характеристикамидетей и направлены на повышение социализации за счет устранения причин,препятствующих разрешению актуальных жизненных задач.

2. Психологическое консультирование детей – жертвнасилия
В процессеконсультирования таких детей – жертв насилия чрезвычайно важно для психологаустановить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постояннойдемонстрации заботы о ребенке.
Задачи, стоящие передпсихологом:
−         способствоватьв уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;
−         помочьв укреплении чувства собственной значимости;
−         сформироватьновые поведенческие паттерны;
−         способствоватьдифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;
−         способствоватьразвитию самоопределения ребенка, восприятия собственного «Я» в том числе ифизического образа «Я».
Специалисты в областиработы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают,что кризисное вмешательство и краткосрочное психологическое консультированиеэффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима длительнаяработа не только с ребенком, но и со всей семьей.
Наиболее эффективными вработе с такими детьми считаются: визуализация, когнитивно-поведенческаятерапия, гештальт-терапия, психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальнаятерапия.
Наиболее подходящимвариантом работы с детьми, пережившими насилие, является модельконсультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтическихнаправления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением.
Выбор конкретного методав практической работе зависит от:
−         возрастаребенка;
−         стадииконсультирования, то есть над чем в данный момент идет работа (над мыслями,эмоциями или поведением);
−         уровнякогнитивного развития ребенка.
Консультирование лучшепроводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете иликлассе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности иконтроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее,если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, посколькувзрослые бывают чересчур агрессивными, инициируя разговор с ребенком.
Консультант долженслужить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и, по возможности,не переносить время встреч, поскольку это может быть интерпретировано какотсутствие интереса или рождает беспокойство, раздражение.
Консультант должен бытьготов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей изабот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страхпри встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он дажене знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться визначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.
Обычно мотивациявстретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенокстремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтомувизит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют теслучаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, с которым ужесформированы доверительные отношения.
Дети, пережившиесексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чемдети, пережившие физическое или эмоциональное насилие. Тем не менее, все онинаучились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, когоони любили. Эго означает, что первичное установление контакта специалиста сребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым инепростым.
Выбор подхода кпсихологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детейсуществуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертвнасилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, вчастности:
−         когнитивныйуровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы спринятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций;
−         аффективныйуровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии;депрессия;
−         поведенческийуровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция отокружающих; конфликты с окружающими.
Дети избирают следующиеформы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что проблема насилиясуществует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-тонесущественном; избегают контакта глаз; опаздывают или пропускают встречи;невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт спсихологом (например, прячутся за мебель) и т. п.
Специалисту потребуетсянемало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми,особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (как часть миравзрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста –стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.
При консультированиидетей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации.
1.        Определениепроблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенкомважно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позетела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, чторебенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:
−         в чемсостоит проблема, которая не разрешена;
−         что чувствуетребенок в отношении этой проблемы;
−         чегоребенок ждет от специалиста.
2.        Уточнениеожиданий ребенка. Психологу необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиямклиента он может соответствовать. Например, психолог не может сам покаратьнасильника. Тем не менее, нужно проинформировать ребенка и его родителей илиопекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самимрешить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семьяотказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие вариантыполучения желаемой ребенком помощи.
3.        Уточнениешагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том,что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а незакрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень техпоступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный приемважен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться отпоступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.
4.        Поискновых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которойпсихолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать какможно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, аколичество придуманных способов.
5.        Заключениедоговоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы вдействие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бываеттрудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринятьновые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны,и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждатьс психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искатьдругие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.
6.        Завершениесессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходилово время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущеесоставили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. Рекомендуется просить ребенка вначале каждой последующей сессии вспомнить, что происходило на предыдущей. Этопозволяет обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования, апсихологу проверить собственную эффективность.
В процессе консультированияспециалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, а что онпри этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной,если вместо задавания вопросов применять технику активного слушания и даватьребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том,какие важные мысли и проблемы его занимают.
Иногда в желании помочьребенку психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает уклиента желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии естьмоменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения илиразъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они даютвозможность ребенку выбран, то, что для него значимо, и не ограничивают свободывыражения своего мнения.
Например, открытыйвопрос: «Расскажи мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы натакие вопросы, как «Живешь ли ты с обоими родителями?»; «Кого ты включаешь всвою семью?»; Как ты относишься к членам своей семьи?»
Необходимо осторожноотноситься к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением«Почему же ты это сделал?» Ребенок может интерпретировать подобный вопросследующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?» В такомслучае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическоеобъяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровнеподсознания, а задача психолога — помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычноответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок используетзащитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причинысвоих действий.
Вопросы должны бытьадекватны уровню развития ребенка, и предлагают следующие рекомендации дляпостановки вопросов дошкольникам:
−         использоватьпредложения с количеством слов, не превышающим 5;
−         использоватьчаще имена, чем местоимения;
−         использоватьтерминологию ребенка;
−         неговорить: «Ты понял, о чем и спрашиваю?», а попросить ребенка повторить словапсихолога;
−         неповторять те вопросы, которые ребенок не понимает, а вместо этогоперефразировать вопрос;
−         незадавать несколько вопросов одновременно;
−         послеполученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, а не задавать следующийвопрос, чтобы побудить ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.
Обобщая, можно сказать,что прежде, чем задавать вопросы, специалисту следует определить, насколько этивопросы уместны:
−         насколькопоставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;
−         насколькопоставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.
Несмотря на то, чтобольшинство профессионалов сообщают о валидности детских воспоминаний онасилии, тем не менее, всегда нужно учитывать склонность детей к преувеличениюс целью вызвать к себе симпатию и привлечь внимание. Следует учитывать, чтородители могут использовать обвинения в насилии в бракоразводных процессах ипри вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.
Существует два источникаложной памяти: средства массовой информации и навязывание психологом своихгипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизораили из разговоров взрослых. Родители могут постоянно предупреждать ребенка обопасности встречи с насильником.
Психолог, со своейстороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти,задавая вопросы, которые как бы подталкивают клиента к утвердительному ответу,или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению,специалисты не имеют прямого инструментария, который бы определял правдивостьмаленьких клиентов. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые могутпомочь:
−         ненужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод приопределении, имело ли место насилие;
−         нестоит задавать наводящие вопросы;
−         неследует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждаетсяболезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио-и видеотехнологий;
−         вслучае неясной ситуации консультироваться со специалистами;
−         полезноиспользовать метод свободных ассоциаций;
−         сомневаясь,говорит ли ребенок правду, можно попросить: «Расскажи мне об этом подробнее».
Очевидно, чтопсихотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленнаясовместно психологом и клиентом, достигнута. На последней сессии обязательнообсуждается следующее:
−         чтопроисходило с ребенком в процессе консультирования;
−         какаяцель была поставлена, достигнута ли она;
−         какиеизменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себеи отношения с окружающими);
−         какребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;
−         какиеу ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочетдостигнуть.
Ребенку необходимо датьпонять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончаниемконсультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующихвстреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни.
Можно попросить ребенкапозвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобноеотслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже,но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегдаговорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегдаоткрыта: ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.
Групповые дискуссии иупражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять,а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностьюиспользовать групповое психологическое консультирование для детей, пережившихсексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобывысказывать свои чувства на группе.
Задачей терапии являемсяне только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесеннойсексуальным злоупотреблением, по и формирование у него жизненных навыков,соответствующих возрасту.
Процесс групповой терапииориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровыхвзаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так иправа других.
Одна из главных целейгрупповой терапии — помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себясогласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповыхзанятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы психотерапевтамлегче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления,что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляетсявозможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственныхпротиворечивых чувствах.
Таким образом, именногрупповая терапия является оптимальной формой работы с детьми, пережившимисексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижаетсячувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможностьпроанализировать внутренние конфликты и переживания.
Приоритетные задачигрупповой терапии могут быть сформулированы следующим образом:
−         изменениеагрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, ксамому себе;
−         проработкатравмирующих ситуаций, изменение смысла переживаний;
−         возможностьновой интерпретации пережитого;
−         осознаниеи развитие эмоциональной сферы;
−         погружениеребенка в атмосферу уважения, доверия, принятия;
−         развитиебазовых социально-психологических навыков;
−         восстановлениепозитивного отношения к окружающей действительности;
−         расширениепредставлений о мире;
−         развитиепозитивной перспективы будущего;
−         созданиесистемы поддержки в настоящее время и на будущее;
−         возвращениеребенка к нормальной жизни.
Детям – жертвамсексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждатьпроисшедшее с ними. Поэтому групповая терапия с жертвами насилия, в частности,сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированнойпрограммы.
          За основуданного тренинга взята программа, разработанная специалистами по проблемамреабилитации детей – жертв сексуального злоупотребления.
Это программа групповойтерапевтической работы с детьми 7-13 лет успешно применяется на протяжении 20лет. Программа состоит из трех этапов и десяти модулей.
1 этап включает в себя:
−         модуль1 «Добро пожаловать в группу»;
−         модуль2 «Приобретаем друзей»;
−         модуль3 «Чувства – это нормально».
Основная задача этапа –адаптировать детей к групповому взаимодействию и создать обстановку,способствующую работе с болезненными чувствами и внутренними конфликтами,порожденными травмой.
2 этап включает в себя:
−         модуль4 «Рассказываем друг другу о том, что произошло»;
−         модуль5 «По секрету»;
−         модуль6 «Моя семья».
На этом этапе идет работанепосредственно с психологической травмой, полученной ребенком в результатенасилия и последующей огласки случившегося. Анализируются возникающие у детейчувств стыда, вины, беззащитности, беспомощности, ответственности запроисшедшее, ощущения предательства и потребности скрыть случившееся.
3 этап включает в себя:
−         модуль7 «Позаботься о себе сам»;
−         модуль8 «Девочки взрослеют»;
−         модуль9 «Мальчики взрослеют»;
−         модуль10 «На прощание».
Завершающий этап терапиипризван помочь участникам увидеть «свет в конце тоннеля», переключить вниманиес пережитой ими драмы на продолжение нормальной жизни. Затрагиваются такиетемы, как самооценка, умение отстаивать свои права, половое созревание.
Обычно групповаяструктурированная терапия происходит по принципу от простого к сложному.Переход к более проблемному, болезненному материалу происходит только тогда,когда участники терапии к этому готовы, следовательно, групповая терапия можетпродолжаться достаточно долго, например, до полугода.
Группа обычно встречаетсяраз в неделю в фиксированное время, продолжительность сессии от 45 минут до 1,5часа, в зависимости от возраста детей. По количеству участников детские группыдолжны быть небольшими, до 7-8 человек.
Для отбора детей дляучастия в групповой терапии необходимо собрать о них как можно большеинформации, касающейся:
−         личностныхособенностей;
−         особенностейраннего развития;
−         динамикивнутрисемейных отношений.
Необходимо оценить:
−         уровеньэмоционально-волевой регуляции ребенка: насколько он способен себяконтролировать, концентрировать внимание, придерживаться групповых правил;
−         уровеньинтеллектуального развития ребенка: насколько он в состоянии пониматьинструкции и выполнять групповые задания;
−         впсихическое состояние ребенка на данный момент: если ребенок находится всостоянии эмоционального срыва или в глубокой депрессии, участие в групповойтерапии не даст положительных результатов;
−         уровеньсопротивления ребенка групповой работе. Если ребенок активно отрицаетпроизошедшее насилие или испытывает глубокие чувства вины и стыда, к работе вгруппе он не готов, сначала рекомендуется провести индивидуальную терапию.
В любом случае необходимопровести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобыподготовить его к групповой работе: снизить тревожность, ознакомить с цельюзанятий, поговорить про конфиденциальность и недопустимость насмешек в группепо поводу случившегося с ребенком.
Необходимо провестиработу и со взрослыми: проинформировать их о целях и задачах групповой работы,обговорить вопрос конфиденциальности и заключить контракт, в котором родительдает согласие на участие ребенка в групповой работе.
Детям, пережившимнасилие, особенно младшим, показаны однополые терапевтические группы.
Для работы с детьми,пережившими насилие, особенно сексуальное, имеет значение пол ведущего, поэтомус девочками рекомендуется работать женщине, а с мальчиками – мужчине.
Группы должны бытьзакрытыми.
Последние 20-30 минуткаждого занятия детям предлагают свободно пообщаться друг с другом, чтобыотдохнуть от эмоционально сложной групповой работы.
Окончание групповойтерапии должно восприниматься детьми как значительное достижение, котороенеобходимо отметить в виде общего праздника, на котором отмечаются успехидетей.

/>/>/>Заключение
Особенностью личностныхотношений детей «группы риска» в сфере общения является рассогласование егооценки о своих взаимоотношениях с одноклассниками с объективно сложившимисяотношениями в коллективе.
Рассогласованностьотношений проявляется в неадекватности оценки своего как благоприятного, так инеблагоприятного положения в коллективе, в снижении уровня социальнойадаптации, в искажении его восприятия социальных явлений, в интенсивныхаффективных переживаниях, что приводит к отклонениям в поведении и развитии еголичности.
Следует учитывать, чтотрудновоспитуемость проявляется не только в форме нарушений дисциплины,конфликтах с окружающими и т.д., но и в иных формах («скрытая», «потенциальная»трудновоспитуемость).
Для повышенияэффективности воспитательных воздействий необходимо знать внутренние причинытрудновоспитуемости подростка. Результаты данной работы показали, что одной изпричин может выступать рассогласование личностных отношений к себе, к другимлюдям, к общественно значимой деятельности подростка.
Основная задача психологав ходе коррекционной работы с детьми «группы риска» состоит в измененииструктуры их личностных отношений через преодоление рассогласованности путемформирования адекватной самооценки, адекватных отношений к людям, адекватногоуровня притязаний и мотивации достижения успеха в деятельности.
Дети, пережившиесексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чемдети, пережившие физическое или эмоциональное насилие. Тем не менее, все онинаучились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, когоони любили. Эго означает, что первичное установление контакта специалиста сребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым инепростым.

Основная цель работыпсихолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствиятравматических переживаний.
Общие рекомендации приконсультировании детей, подвергшихся насилию:
−         Определениепроблемы посредством активного слушания.
−         Уточнениеожиданий ребенка.
−         Уточнениешагов, которые уже были сделаны для решения проблемы.
−         Поискновых путей решения проблемы.
−         Заключениедоговоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы вдействие.
−         Завершениесессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходилово время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущеесоставили.
В процессеконсультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказалребенок, а что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может статьсовершенно ясной, если вместо задавания вопросов применять технику активногослушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений(гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.
Отсюда первоочереднаязадача консультанта – «нащупать» проблему и понять источник ее возникновения,иными словами, поставить диагноз. Поставив диагноз, консультант должен наметитьплан решения существующей проблемы и приступить к его реализации. В случаеправильных действий консультанта и сотрудничества с ним заинтересованныхвзрослых положительный эффект не заставит себя ждать.
Таким образом, цельпсихологического консультирования – помочь детям в решении их проблемы.Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы приниматьважные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели,жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Библиографический список
1.    Елизаров А.Н. Основыиндивидуального и семейного психологического консультирования. – М.: Ось-89,2000.
2.    Кочюнас Р. Основыпсихологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
3.    Малкина-Пых И.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2008.
4.    Меновщиков В.Ю. Введениев психологическое консультирование. – М.: Смысл, 2000.
5.    Овчарова Р.В. Справочнаякнига школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996.
6.    Овчарова Р.В. Технологиипрактического психолога образования. – М.: Сфера, 2000.
7.    Осипова А.А. Общаяпсихокоррекция. – М.: Сфера, 2000.
8.    Тутушкина М.К.Современная практическая психология. – М.: Академия, 2005.
9.    Гуткина Н.И. Клиническийметод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологиии психоанализа, 2001, №1-2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мир явлений, изучаемых психологической наукой
Реферат Методики швидкого запам’ятовування великого обсягу матеріалу
Реферат Обзор методов диагностики агрессивности
Реферат Методы изучения трудовой деятельности
Реферат Межличностная аттракция
Реферат Принципы бухучёта в рыночных странах
Реферат Методы исследования педагогической психологии
Реферат 26-29 мая 2011 года в Москве, в павильоне №57 Всероссийского выставочного центра
Реферат Формирование образно-выразительных средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III ур
Реферат Общее понятие о психике
Реферат Флуктуации
Реферат Методология юридической психологии
Реферат Изучение аэродинамических характеристик вентиляторов проветривания
Реферат Смысл жизни, счастье и долг в "Евгении Онегине"
Реферат Основные исторические периоды древней Греции