Реферат по предмету "Психология"


Психологические особенности профессионального отбора

Введение
Однимиз условий эффективной деятельности органов внутренних дел и, в том числе,оперативных служб является их адекватное и своевременное кадровое обеспечение,сущность которого заключается в комплектовании подразделений и службпрофессиональными кадрами. Такая деятельность, во-первых, предполагает подборкандидатов на службу, а, во-вторых, отбор среди них наиболее пригодных кдеятельности в данной силовой структуре. На сегодняшний день выделяетсядовольно-таки новая тенденция, характеризующая состояние в МВД: это все большееи большее привлечение представительниц женского пола на службу.

Исследование социально-психологических установок личности
Еслиговорить об актуальности этой темы, то можно вполне уверенно сказать, что наданный момент в российской реальности, да и не только в российской – в мировой– постоянно растет количество женщин, избравших столь нетипичную для нихпрофессию военнослужащих, служащих в силовых структурах. Учитываявышесказанное, можно проследить явную связь между современными тенденциями нарынке труда и гендерными проблемами, сложившимися в современном мире. Именнопоэтому, я считаю, разработка этой проблемы довольно актуальна на данныймомент… Также налицо тот факт, что служба в силовых структурах предполагаетсобой владение властными полномочиями, которые приобретает индивид, поступая наслужбу. Также в связи с этим можно выделить еще одну особенность – службу вданных организациях выбирают люди, оказавшиеся в стороне от знания на начальномэтапе своего образования. Поэтому в своей работе мы попытаемся выяснить причинытакого профессионального выбора у представительниц «слабого» пола.
Цель,поставленная перед началом работы, заключалась в проведении теоретическогоанализа социально-психологических установок современного общества, статусазнания зарубежной и отечественной литературы и осуществить эмпирическоеисследование по данной проблеме.
Предметомисследования послужили социально-психологические установки личности вмотивационно-потребностной сфере, уровень мотивации к успеху и избеганиюнеудач. Для проведения пилотажного исследования были использованы следующиеметодики: методика исследования социально-психологических установок личности вмотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и Методика диагностикиличности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса.
Результатыэмпирического исследования подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезуо том, что социально-психологические установки личности вмотивационно-потребностной сфере влияют на уровень ее мотивации к успеху иуровень мотивации к избеганию неудач. Нетрудно заметить, что у представителейсиловых структур властные полномочия, властные стремления проявляются в большейстепени, чем такие фундаментальные характеристики как альтруизм, ориентация нарезультат. Интересен тот факт, что ориентация на деньги, в которой в настоящиймомент заинтересовано большинство работающего населения, также не пользуетсяуспехом у испытуемых. Это еще раз подтверждает тот факт, что представительницженского пола служба в силовых структурах привлекает, прежде всего, своейстабильностью. Они не ориентированы на большой заработок, для них важнысоциальные льготы и гарантии, наличие работы. Также можно проследить еще однуособенность: такие характеристики как высокий уровень избегания неудач,ориентация на процесс, на свободу, и, конечно же, ориентация на властьуказывают на доминирование предпочтений опрашиваемых на властные отношения. Побольшому счету, при трудоустройстве в данную специфичную организациюиндивидами, в нашем случае речь идет о представительницах женского пола,руководит стремление к власти, желанию доминировать. Хотя приказной порядок,казалось бы, должен наоборот настроить женщину отрицательно в отношении жесткойструктуры. Также в данной работе уже был упомянут тот факт, что служба в МВД, восновном, привлекает лиц, находившихся в стороне от знания на начальном периодесвоего обучения – в школе. Это еще раз подтверждает то, что во внутреннем миреиндивида, который не имел доступа к власти в детстве или юности, в большейстепени усиливается мотив власти или борьба за превосходство.
Такимобразом, по результатам теоретического анализа литературы и эмпирическогоисследования, можно сделать вывод о том, что период современности, переходныйпериод из эпохи модерна в постмодерн, общество характеризуется какинформационное, где знание приобретает ведущую роль, является главнойпроизводительной силой. Однако сегодня нередки еще случаи, когда срабатываютмеханизмы дисциплинарной власти. В этом кроется противоречие современности.Соответственно, в социуме имеют место феномены, в которых отражается данноепротиворечие: увеличивается количество людей, женщин, которые выбирают длясебя, для самореализации социальные институты, использующие дисциплинарные,силовые средства, механизмы в осуществлении своей деятельности. В данной работебыли проанализированы возможные причины этого феномена. Исходя из анализа этихпричин, можно заметить, что в большей степени индивидами руководит мотив властив достижении своих целей или такой фактор как борьба за превосходство. Ируководствуются им, в основном, люди, находящиеся в стороне от стратегии«знаньевого» типа.
Согласнопроведенному эмпирическому исследованию, можно сделать вывод о том, что в целяхэффективного кадрового подбора для обеспечения социального спокойствия игармонии, необходимо проводить детальный отбор кандидатов, претендующих наслужбу в «силовых» структурах, которые должны осуществлять свою деятельность спозиции гуманности и человеколюбия прежде всего.
Личностные опросники отбора персонала
Присегодняшнем темпе жизни выживаемость предприятий на рынке предусматриваетвысокий уровень конкурентоспособности, одним из главных компонентов которогоявляется вовлеченный в производственный процесс человеческий ресурс. Значениеимеют даже незначительные отличия, которые могут повлиять на качество работы,поэтому сегодня наряду с профессиональными качествами при отборе персонала всечаще оцениваются личностные характеристики претендента на должность. И для этихцелей используются разного рода личностные опросники.
Прогностическаяспособность таких опросников оставляет желать лучшего, так как существует ряднеразрешенных вопросов, которые существенно ее снижают. К ним относятся какпроблемы, связанные с диагностическим инструментарием, так и человеческийфактор.
Человеческийфактор при использовании личностных опросников имеет значение в той степени, вкоторой результаты зависят от самого респондента. В ситуации отбора персоналапретендент осознает, что от его ответов зависит решение работодателя опредоставлении должности. Этот факт значительно повышает риск искусственногоискажения ответов к социально желаемому полюсу. Поэтому для повышениянадежности результатов западные ученые предложили 3 способа: (а) вопросы,ответы на которые можно проверить; (б) измерение времени, затраченного наобдумывание ответа; (в) исследование паттерна ответов для исключения противоречащихдруг другу. Но каждый из них имеет свои ограничения. На этом основании быласформулирована гипотеза: респонденты, которые знают, что результатытестирования каким-либо образом повлияют на их жизнь (например, на решениеработодателя о предоставлении должности), более склонны искажать результаты,чем те, которые знают, что результаты будут использоваться исключительно висследовательских целях.
Наосновании этой гипотезы было проведено исследование, результаты которогопоказали, что респонденты, убежденные в том, что результаты личностногоопросника повлияют на решение работодателя, более склонны искажать свои ответы.В исследовании в качестве эксперимента использовалась русскоязычная редакцияопросника «Большая пятерка», предложенная Шмелевым А.Г. и Похилько В.И. в1993г. Данные экспериментальной группы были сопоставлены с таковыми контрольнойгруппы. Была установлена следующая корреляция: показатели социально позитивныхфакторов (Конформность, Добросовестность, Открытость, Экстраверсия)экспериментальной группы значительно превышали таковые контрольной группы, в товремя как значения фактора Нейротизм были ниже. Также был проведенсравнительный анализ сырых баллов, дифференцированных по половой переменной, врезультате чего было установлено, что лица мужского пола более склонны искажатьфакторы Открытости опыту и Экстраверсии, в то время как Женщины изменяли ответыпо факторам Добросовестность и Нейротизм. Фактор Приятность оказалсянечувствительным к половой переменной.
Структурные компоненты профотбора
Проблемажизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXIвека. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследованиязиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. Врамках данной работы под экзистенциальным понятием «жизненный мир» мы будемпонимать некоторую область реальности, в которой человеку свойственносамостоятельно осуществлять выбор, причем этот выбор связан с основнымипсихологическими категориями, такими как смысложизненные ориентации,мотивационная сфера, потребности, самоопределение, ценности и т.д. Насегодняшний день существует множество отечественных классификаций жизненныхмиров, но мы остановились на типологии Ф.Е. Василюка. Психологом были выделеныследующие типы жизненного пространства:
— гедонистический (инфантильный) жизненный мир (принцип удовольствия являетсяцентральным; характерен когнитивный и эмоциональный инфантилизм; паразитическоесуществование — мир гончаровского Обломова);
— реалистический жизненный мир (здесь личность фанатична, ей характерны:неистовость поведения, готовность ради достижения цели жертвовать всем);
— ценностный жизненный мир (определяется духовно-нравственными ценностями,основной принцип — личностный и профессиональный рост, непрерывное развитие ирасширение потенциала);
— творческий жизненный мир (высшие ступени ценностного развития; состояние, вкотором человек способен пожертвовать любым из своих мотивов).
Проанализировавсодержание жизненных миров по Ф.Е. Василюку, мы пришли к выводу, чтоцентральным компонентом жизненного мира, позволяющим диагностировать его тип,являются ценностные ориентации в их терминальном аспекте. Для установленияценностей мы воспользовались методикой М. Рокича «Ценностные ориентации». Знаяпреобладающие ценности человека, мы можем отнести его к представителям того илииного типа жизненного мира. Мы считаем, что: гедонистическому жизненному мируприсущи такие ценностные ориентации как «любовь», «материально обеспеченнаяжизнь», «развлечения», «друзья», «уверенность в себе», «здоровье», «свобода».Для реалистического жизненного мира базовыми ценностями являются – «здоровье»,«семья», «любовь», «работа», «материально обеспеченная жизнь»; для ценностного– «познание», «развитие», «активная деятельная жизнь», «общественноепризнание», «продуктивная жизнь», «работа». Творческому миру характерны –«творчество», «уверенность в себе», «свобода», «общественное признание»,«продуктивная жизнь», «красота природы и искусства». Затем нами были соотнесенысмысложизненные ориентации и выделен вид мотивации в рамках каждого жизненногопространства. Для диагностики мотивации мы использовали взаимодополняющиеметодики Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач», а длявыявления смысложизненных ориентаций — «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО)Д.А. Леонтьева. Для проведения данных исследований была выдвинута следующаягипотеза: существуют ли различия в структуре мотивационной сферы представителейразличных жизненных миров. Следовательно, целью данного психологическогоисследования является детальное рассмотрение структуры мотивационной сферы,характеризующей основные закономерности в каждом типе жизненного мира, а такжеподтверждение или опровержение гипотезы. Объект работы — взрослый человек.Предмет работы — ценностные и смысложизненные ориентации, мотивация личности.
Даннаяисследовательская работа проводилась в 2009 году. Количество респондентов,участвовавших в опросе — 40 человек. Из них представителей мужского пола — 9,представителей женского — 31. Возраст испытуемых варьировал в границах от 21 до56 лет. Из 40 испытуемых к реалистическому жизненному миру относятся 65%, кценностному — 35%, к гедонистическому — 5%, к творческому — 0%, т.е. данныйтип не нашел отражения в ответах респондентов.
Послесравнения видов мотивации и сопоставления смысложизненных ориентаций мыполучили следующие результаты:
1.Представителям гедонистического жизненного мира в большей степени свойственнамотивация избегания неудач. Они заняты собой и удовлетворением собственныхпотребностей, им присущи эгоистические установки. Гедонисты предпочитают либомалый, либо чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает собственномупрестижу.
2. Вреалистическом жизненном мире, как и в гедонистическом, превалирует мотивацияизбегания неудач. По нашему мнению, представители данного жизненного мира живутповседневной жизнью. Исходя из основных ценностных ориентаций этого мира(здоровье, работа, любовь, семья), представители ничего не желают менять именяться, привыкли к традиционному жизненному сценарию. Живут жизнью «трудовогомуравья», ежедневно выполняя однообразную деятельность. Жизнь реалиста идет понакатанной колее. Они боятся экспериментировать, бояться потерять ужесозданное.
3. Врамках ценностного мира преобладает мотивация к успеху. Представители этогомира меньше других попадают в стрессовые и проблемные ситуации, еще реже внесчастные случаи; полученный результат также указывает на способность кдостижению намеченных целей. На наш взгляд, это напрямую связано с основными характеристикамипредставителей данного мира — активной жизненной позицией, продуктивной жизнью,стремлением познавать, что естественно может быть под силу человеку с сильнойволей и особенно целеустремленному. Желают получить от жизни большего, непривыкли жить в рутине, если они оказываются «на коне», ликуют, так как живутэтим. Пытаясь все больше и больше познать, оказываются участниками вечной«погони» за знаниями, в связи с чем, возможно, не получают эмоциональный откликот уже прожитого временного отрезка. С другой стороны, благодаря трудолюбию инепоколебимому желанию добиваться поставленных целей и приобретать новые ЗУНы,развиваются как личностно, так и профессионально.
Такимобразом, наша гипотеза подтвердилась. Проведенное исследование показало, что упредставителей разных типов жизненных миров различна структура мотивационнойсферы, также неодинаковы ценностные и смысложизненные ориентации.

Заключение
Результатыпроведенного исследования подтвердили гипотезу, что доказало наличие проблемы инеобходимости поиска ее решений. Такая необходимость привела к следующемупредположению: склонность респондентов к искажению ответов на вопросыличностного опросника коррелирует с его мотивационными ориентациями. Данноепредположение должно быть проверено экспериментально.
Нанаш взгляд, использование личностных опросников в практике имеет рядограничений. Их результаты е могут использоваться как основание для принятиярешений, пока не будут применяться методы для устранения возможных неточностейтаких результатов. Одним из таковых может быть показатели мотивационныхориентаций, которые смогут указать нам на респондентов, пытающихся жульничать.

Список литературы
1.        Бем С.Л. (2004)Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН.
2.        Гидденс Э. (2009)Социология. М.: «УРСС».
3.        Клецина И. С.(2004) Психология гендерных отношений: Теория и практика. СПб: Алетейя.
4.        Лиотар Ж. Ф.(2008) Состояние постомодерна. М.: «Центр экспериментальной социологии»«Издательство «АЛЕТЕЙЯ».
5.        МосковичиС.Машина, творящая богов (1998) М.: «Цент психологии и психотерапии»«Издательство «КСП+».
6.        Райгородский Д.Я.(2009) Психология и психоанализ власти. М.: «ХОХРАХ».
7.        Сокулер З. А.(2007) Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ.
8.        Фуко М. (2005)Нужно защищать общество. СПб.: «Наука».
9.        Хекхаузен Х.(2006) Мотивация и деятельность. М.: «Педагогика».
10.      Эпштейн М. (2009)Постмодерн в России. М.: Элинина.
11.      Anderson,C. D., Warner, J. L., & Spencer, C. E. (1984). Inflation bias inself-assessment examination: Implications for valid employee selection. Journalof Applied Psychology, 69, 574-580.
12.      AnrewM. Colman (2008). Oxford: Dictionary of Psychology. Oxford University Press.
13.      Barrick,M. R., & Mount, M. K. (2008). The big-five personality dimensions jobperformance: A meta-analysis. Personnel Psychology, 44, 1-26.Cattell, R. B.(1965). The scientific analysis of personality. London: Penguin Books, Limited.
14.      Costa,P. T., & McRae, R. R. (2002). Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R)and NEO Five Factor Inventory (NEO-FFI) professional manual. Odessa, FL: Psychological AssessmentResources.
15.      Василюк Ф.Е. (2004)Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: ИздательствоМосковского университета.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология изготовления детали
Реферат Ignorance Moby Dick Essay Research Paper IgnoranceIgnorance
Реферат Предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологическая основы
Реферат Гарфилд, Джеймс Абрам
Реферат Мороженое. Анализ российского рынка и технология производства мороженого
Реферат 12 февраля 1998 года №28-фз «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 года №151-фз «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», руководствуясь п
Реферат Виды безработицы, формы ее проявления и специфика проблемы в России в условиях разворачивающегос
Реферат Техническая модернизация токарных станков ЭРЦ
Реферат Стихотворение Иннокентия Анненского "Смычок и струны"
Реферат Hatchet Essay Research Paper HatchetBy Gary PaulsenThe
Реферат Государство и общество в учении Платона и Сократа
Реферат Abortion The Ultimate Decision Essay Research Paper
Реферат Социально - экономическая эволюция России об итогах 2000 и сценариях ближайшего будущего
Реферат Особенности изготовления трикотажных изделий
Реферат Теория механизмов