Реферат по предмету "Психология"


Психологические механизмы аффекта

Контрольнаяработа
по предмету
Юридическаяпсихология
на тему
Психологическиемеханизмы аффекта

Содержание
Введение
1.Психофизиологическая характеристикааффективного состояния
2. Судебно-психологическая экспертизаэмоциональных состояний
Заключение
Литература

Введение
Юридическая психологиявключает в себя различные области научных знаний, является прикладнойдисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. Вобласти общественных отношений, регулируемых нормами права, психическаядеятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловленыспецифической человеческой деятельностью в сфере правового регулирования. Правовсегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членомобщества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняютсяопределенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретногомножества людей, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми винтересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов. Методологическаяособенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познаниипереносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право впервую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психологияисследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.
Психические состояния,так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего,правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчиняясьобщепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предметаюридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, висследовании их правового значения для установления истины, в поисках научнообоснованных методов снижения и возможности нарушения правовых норм путемпсихологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личностиправонарушителей. Следователь, ведя предварительное следствие, и суд, разбираядело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческихвзаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические качества людейи мотивы, толкнувшие человека на преступление. Так, в делах об убийстве, одоведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений,о хулиганстве, о кражах рассматриваются, по существу, психологические вопросыкорысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и др. При этом судья,прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только спреступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качествесвидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложиласьв определенных условиях общественной жизни, индивидуальны стили мышления,неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающемумиру.
Точное представление отом, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понятьсвою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор изащитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны бытьвооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться всложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходитсяразбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, ктоимеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводитьвоспитательную работу. Наука о психической жизни и деятельности человека,изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мышление, чувстваи воля, свойства личности с индивидуальными особенностями (темперамент,характер, возраст, склонности) не может не иметь самого прямого отношения краскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

1 Психофизиологическаяхарактеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильнаяэмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект можетпроявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в видедлительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту,событию и т. д.). (Н. Толстых)
Аффект неадекватности. Проявляется в форме аффективногоповедения: повышенной обидчивостью, упрямством, негативизмом, замкнутостью,заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью. В основе аффектанеадекватности лежат отрицательные переживания, возникающие в результатенеудовлетворенности каких-либо жизненно важных потребностей человека иликонфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда неудовлетворяются притязания человека в области, имеющей для него существенное значение,причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствиемдостаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний такого человекаосновывается, как правило, на сложившейся неадекватной самооценке. Этасамооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний,не нанося при этом урона самооценке.
Расхождения между уровнемпритязаний и реальными возможностями приводят к неосознаваемому внутреннемуконфликту. Признать свою несостоятельность, значит для личности пойти вразрез симеющейся у нее потребностью сохранить привычную самооценку, чего она не хочети не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция человека на свойнеуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо дает ему абсурдноефантастическое объяснение. Ни в коем случае не желая допустить в сознаниеничего, что могло бы поколебать его самооценку, человека стремится объяснитьнеуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникаетнеадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективнаяреакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая личности в случаенеуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, т. е. неадекватная реакцияпозволяет не допустить в сознание мысли о собственной несостоятельности. (Н.Толстых)
Высокая степень эмоциональныхпереживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и наструктуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужениясознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней,негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихсявысоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояние физиологическогоаффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) ифрустрация. Состояние аффекта характеризуется краткостью и взрывным характером,которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например,изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями.
Состояние аффектаформируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичьсвоего апогея, оно возникает внезапно не только для окружающих, но и для самогосубъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких десятков секунд. Как ужеуказывалось, он характеризуется высокой напряженностью и интенсивностью реализациифизических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что всостоянии аффекта физически слабые люди ударом высаживают дубовую дверь,наносят большое количество смертельных телесных повреждений, т. е. совершают тедействия, на которые они не были способны в спокойной обстановке. Состояниеаффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Какуже указывалось выше, происходит сужение сознания, что резко снижает контрольза поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния являетсячастичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственнопредшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
Существует несколькомеханизмов возникновения аффектов. В первом случае возникновению аффектапредшествует достаточно длительный период накопления отрицательныхэмоциональных переживаний (серия обид и унижений пасынка со стороны отчима;травля молодого солдата в условиях дедовщины и др.). В этом случае характернодлительное состояние внутреннего эмоционального напряжения, и иногданезначительное дополнительное отрицательное воздействие (очередное оскорбление)может явиться пусковым механизмом развития и реализации аффективного состояния.
Возможны ситуации, когдааффективный механизм формируется под воздействием одноразового чрезвычайнозначимого для субъекта события (внезапно вернувшийся из командировки супругзастает свою жену в постели со своим другом).
Возможен и промежуточныймеханизм, когда повторное отрицательное воздействие раздражителя было отсроченово времени (от нескольких минут до нескольких лет): человек внезапно встречаетсвоего прежнего оскорбителя, который возобновляет прежнюю травлю субъекта.
Особенностьфизиологического аффекта заключается в том, что он воспринимается какнеобычная, парадоксальная, чуждая личности подследственного форма реагирования.Часто подследственный положительно характеризуется на работе и в быту, имеетпозитивные социальные установки, высокую степень самоконтроля. Однаковзаимоотношения подследственного с потерпевшим, как правило, отличаютсяконфликтностью, причем конфликт может возникнуть как непосредственно в ситуацииделикта, так и задолго до него. В любом случае возникший конфликт глубокозатрагивает высокозначимые потребности подследственного, угрожает системе егоценностей. Характерно, что сложившаяся ситуация переживается подследственнымкак безвыходная, неразрешимая. Такое восприятие сложившегося положения можетбыть вызвано как объективными причинами — реальная угроза со стороны жертвы, дефицитвремени принятия решения и др., так и субъективными особенностямиподследственного, его повышенной ранимостью, чувствительностью, обидчивостью,склонностью к застреванию на психотравмирующих моментах, недостаточнойгибкостью поведения и т. д.
Очень важной являетсяоценка динамически и специфически непосредственно самого преступления.
Сам момент совершенияпреступления представляет собой внезапный выплеск накопившегося эмоциональногонапряжения, неуправляемую аффективную разрядку. Пусковым стимулом аффекта можетслужить как угрожающее, агрессивное действие потерпевшего на высоте конфликтнойситуации, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль«последней капли» на фоне продолжительного конфликта. Подверженности аффектуспособствуют предшествующие неблагоприятные условия, воздействующие наобвиняемого, — болезненное состояние, бессонница, хроническая усталость,перенапряжение и др.
Момент аффективнойразрядки наступает неожиданно, внезапно для самого обвиняемого, помимо еговолевого контроля. Происходит частичное сужение сознания — ограничивается полевосприятия, внимание концентрируется целиком на предмете насилия. Вследствиеэтого орудием преступления может стать первый подходящий предмет, оказавшийся вполе внимания, возможность выбора ограничивается. Сознание переполняется слепойяростью, гневом, обидой, соответственно изменяется внешний вид — искажаютсячерты лица, изменяется его цвет, расширяются зрачки глаз. Обвиняемый слабореагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на свои ранения,вид крови. Поведение приобретает черты негибкости, становится упрощенным,утрачиваются сложные моторные навыки, требующие контроля сознания, действиястереотипизируются, доминируют двигательные автоматизмы — в криминалистическойкартине преступления может присутствовать множественность наносимых ударов иранений, их однотипность, скученность и явная избыточность. Произвольность,сознательный контроль действий при этом снижается, но усиливается ихэнергетика, движения приобретают резкость, стремительность, непрерывность,большую силу.
Длительность подобногосостояния может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, после чегонаступает резкий и стремительный спад эмоционального возбуждения, нарастаетсостояние опустошения, крайней усталости, происходит постепенное осознаниесодеянного, часто сопровождающееся чувством раскаяния, растерянности, жалости кпотерпевшему. Нередко обвиняемые сами пытаются помочь жертве, сообщают ослучившемся в милицию, реже — убегают с места происшествия, не пытаясь скрытьследы преступления. В дальнейшем нередко обнаруживается забывание отдельныхэпизодов преступления.
Физиологический аффектнеобходимо различать от патологического. В отличие от физиологического,патологический аффект рассматривается как острое кратковременное психическоерасстройство, возникающее внезапно и характеризующееся следующимиособенностями:
— глубокое помрачение сознания;
— бурное двигательное возбуждение;
— полная (или почти полная) амнезия.
2. Судебно-психологическаяэкспертиза эмоциональных состояний
Данный вид экспертизыназначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когдавозникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого(подсудимого) как совершенные в состоянии сильного душевного волнения(физиологического аффекта) и это состояние предусмотрено законодателем вкачестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесениитяжких телесных повреждений (см. статьи 107, 113 УК РФ).
Насильственныепреступления против личности, в особенности убийства и нанесение телесныхповреждений, нередко являются завершающей фазой конфликта, который происходилмежду преступником и потерпевшим. Развитие конфликтной ситуации между людьмиобычно сопровождается возрастанием уровня эмоционального напряжения участниковконфликта. При этом нередки случаи, когда один или несколько участниковконфликта своими действиями провоцируют дальнейшее развитие конфликтнойситуации, и это обстоятельство, преломляясь через индивидуальные особенности личности,способствует возникновению состояния сильного душевного волнения на стадии,предшествующей совершению насильственного преступления. Подобные ситуации, какуказывалось выше, учитываются законодателем, а для разрешения вопроса осоответствующей квалификации такого преступления работники правоохранительнойсистемы должны получить заключение эксперта-психолога. Таким образом, уголовноеправо учитывает особенности состояний и условий, в которых находится лицо,совершившее преступление, причем эти обстоятельства существенно ограничиваютмеру его осознания, свободу волеизъявления и расцениваются как смягчающиеобстоятельства.
Действия в состояниипатологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а впостаффективной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект — этоболезненное состояние психики, и поэтому его экспертная оценка должнаосуществляться врачом-психиатром.
В ряде случае, если уобвиняемого обнаруживаются признаки умственной отсталости, психопатическиечерты, если имеются данные о перенесенных им черепно-мозговых травмах,неврологических нарушениях и других отклонениях, не связанных с психическимзаболеванием, является эффективным проведение комплекснойпсихолого-психиатрической экспертизы, на разрешение которой ставятся вопросы,относящиеся к компетенциям обоих видов экспертиз.
Сложным является вопрос одиагностике физиологического аффекта в состоянии алкогольного опьянения.Сведения об употреблении обвиняемым алкоголя до совершения преступления неснимают с экспертов необходимости тщательно исследовать егоиндивидуально-психологические особенности, анализировать развитие ситуацииделикта, другие обстоятельства дела, чтобы в каждом конкретном случае решатьвопрос о наличии или отсутствии аффекта. Поэтому правомерно назначение СПЭ напредмет аффекта в отношении обвиняемого, находившегося в состоянии алкогольногоопьянения. Квалифицированная оценка эмоциональных состояний подследственногоили свидетеля в значительной степени зависит не только от опыта психолога, нотакже от объема информации о личности и поведении субъекта преступления вматериалах уголовного дела. К сожалению, в процессе допросов и другихследственных действий следователи редко фиксируют свое внимание на особенностяхсамочувствия, настроения подследственного перед случившимся. Очень важен такжеопрос свидетелей о том, как выглядел подследственный перед случившимся и вмомент деликта, какие особенности в его поведении наблюдались послеслучившегося.
Мы рекомендуем в процесседопроса свидетелей или потерпевших задать им следующие вопросы.
1. Как выгляделподследственный в момент деликта:
а) какой был цвет еголица?
б) как выглядели егоглаза (бегающие зрачки, суженные или расширенные)?
в) наблюдался ли треморрук или других частей тела?
г) каковы былиособенности интонации его голоса?
2. Как выгляделподследственный и каковы были особенности его поведения после случившегося:
а) плакал?
б) сидел неподвижно?
в) пытался оказать помощьжертве?
г) адекватно отвечал навопросы?
д) какой был темп егоречи (ускоренный, замедленный, нормальный)?
е) каково было содержаниеего высказываний? и др.
3. Каковы былиособенности взаимоотношений между подозреваемым и жертвой?
4. Каковы особенностиличности и поведения подследственного?
5. Каковы личностныеособенности жертвы?
В процессе допросаподследственного, особенно на первых этапах следственных действий, следователюнеобходимо выяснить у него следующие моменты:
— соматическое состояние (наличиесоматических, нервных и других заболеваний, наличие хронической усталости,бессонницы и др.);
— особенности межличностных отношенийподследственного с жертвой (наличие конфликтов, их специфику и способы ихразрешения);
— особенности личности жертвы(особенности темперамента, характера, особенности взаимоотношений в семье идр.);
— особенности и динамикувзаимоотношений с жертвой (что послужило источником конфликта, были ли раньшеконфликты; если были, то как они разрешались; есть ли общие знакомые с жертвой,общие интересы и др.).
В материалах уголовногодела обязательно должны быть характеристики на подследственного, причем нетолько бытовые и производственные, но и характеристики свидетелей. При опросесвидетелей рекомендуется задавать такие, например, вопросы:
-«Является ли для васнеожиданным поступок подследственного? или: -«Соответствуют ли особенностямличности подследственного его поступки?»
Ответы свидетелей на этивопросы имеют высокую информативную значимость для эксперта-психолога. Поданным ряда исследований и нашим собственным данным, лица, совершившиепреступления в состоянии физиологического аффекта, отличаются повышеннойзаторможенностью, уравновешенностью, отсутствием агрессивности и выраженнойаффективности. Содержательная сторона их деяний не согласуется с их личностнымихарактеристиками.
В постановлении оназначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состоянийследователем ставятся следующие вопросы:
1. Каковыиндивидуально-психологические особенности подследственного?
2. Каковы особенностимежличностных отношений жертвы и подследственного (социально-психологическаяхарактеристика динамики их межличностных взаимоотношений, их конфликта, анализспособов разрешения конфликтных ситуаций и др.)?
3. Как выявленныеличностные характеристики могли повлиять на особенности поведенияподследственного в исследуемой ситуации?
4. В каком психическомсостоянии находился подследственный в момент совершения деликта?
5. Находился липодследственный в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональномсостоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение?
Вопрос об иномэмоциональном состоянии уместен, так как подследственный в момент совершенияпреступления мог находиться в таком психическом состоянии, которое по своемудезорганизующему влиянию на поведение не достигало глубины физиологическогоаффекта, но оказало негативное влияние на сознательное регулирование егоповедения. Такими эмоциональными состояниями, оказывающими дезорганизующеевлияние на поведение человека в ситуации конфликта, могут быть стресс ифрустрация. Эти эмоциональные состояния диагностируются психологом и могутинтерпретироваться юристом как состояния сильного душевного волнения ирассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
В психологии стресспонимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процесседеятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни,так и при особых экстремальных состояниях. Стресс может оказывать какположительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, Включаядаже полную ее дезорганизацию. Объективными признаками, по которым можно судитьо стрессе, являются его физиологические проявления (повышение артериальногодавления, изменение сердечнососудистой деятельности, мускульное напряжение,учащенное дыхание и др.) и психологические (переживание тревоги,раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и др.). Но главнымпризнаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, чтопроявляется в ее напряжении. В результате такого большого напряжения человекможет мобилизовать свои силы или, наоборот, в результате чрезмерного напряженияфункциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизациидеятельности в целом. Различают физиологический и психологический стресс.Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятногостимула на организм. Например, мы погружаем руки в ледяную воду, и у насвозникают стереотипные реакции (мы отдергиваем руки). Психологический стресскак более сложное интегративное состояние требует обязательного анализазначимости ситуации, с включением интеллектуальных процессов и личностныхособенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивидастереотипны, то при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегдапредсказуемы. Возникновение психологического стресса в определенных жизненныхситуациях может отличаться не в силу объективных характеристик ситуации, а всвязи с субъективными особеннocтями восприятия ее человеком. Поэтому невозможновыделить универсальные психологические стрессы и универсальные ситуации,вызывающие психологическое напряжение в равной мере у всех людей. Например,даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть рольпсихологического стресса или один даже очень сильный раздражитель не можетвызвать стресса у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Этифакторы являются очень важными при оценке эмоционального состояния человека,особенно в судебно-следственной практике.
Г. в возрасте 58 лет,вечером, выйдя из собственной квартиры, нанес ножевой удар молодому человеку изкомпании, которая ежедневно, поздно вечером, собиралась под окнами квартиры Г,громко разговаривала, смеялась, пела песни и т.п. Это продолжалось в течениевсех летних месяцев. Несмотря на неоднократные предупреждения жильцов дома,компания продолжала ночные посиделки и мешала отдыхать окружающим.
В последние месяцы Г.страдал бессонницей, что было обусловлено напряженной работой (перед пенсией),мелкими семейными неурядицами, общим невротическим состоянием в связи с климактерическимвозрастом. В тот вечер Г. пришел домой, у него было плохое самочувствие,хотелось выспаться, отдохнуть, а в это время начались привычные возгласы сулицы, заиграла гитара, раздался смех. Г. схватил нож, которым жена резалакартошку, выскочил на улицу. В это время навстречу из кустов вышел молодойчеловек (кстати, из этой компании). Г. нанес ему удар ножом в область руки(потерпевший, увидев человека с ножом, пытался обороняться, отмахиватьсярукой). После чего Г. пришел домой и попросил жену вызвать «скорую помощь» имилицию. После судебно-психиатрической экспертизы, которая признала Г.вменяемым, была проведена судебно-психологическая экспертиза.
Подэкспертный в контакт сэкспертами вступал легко, охотно отвечал на поставленные вопросы, в том числеотносящиеся к материалам уголовного дела. Анализ индивидуально-типологическихособенностей Г. выявил достаточную силу со стороны нервных процессов, нонекоторую заторможенность, т; е. преобладание тормозных процессов надвозбудительными. Г. отличался умеренной общительностью, конформностью, былавыявлена высокая фрустрационная напряженность, тревожность. В бытовых ипроизводственных характеристиках отмечалось, что подэкспертный — уравновешенный, спокойный человек, отличается дисциплинированностью, трудолюбием,стойкими моральными принципами. Подэкспертный проявлял склонность избегатьконфликтных ситуаций. Накануне (за две недели) перенес соматическоезаболевание, были неприятности и на работе, связанные с уменьшением зарплаты ипеременой начальства. Подэкспертный отличался импульсивным типом реагированияна конфликт (уход в себя с целью смягчения эмоционального напряжения).Подэкспертный достаточно подробно описывал ситуацию случившегося; амнезии,аффективной суженности сознания в исследуемой ситуации у подэкспертного непрослеживалось. Однако в момент деликта отмечались выраженные эмоциональныепереживания гнева, обиды, глубокого недовольства. В протоколах допросов и впроцессе экспертизы Г. описывал, в какой позе находилась жертва, помнил, кудапопал нож, утверждал, что после этого сразу убежал вызывать «скорую помощь».Анализ динамики психического состояния подэкспертного в момент деликта невыявил у него состояния физиологического аффекта.
Судебно-психологическаяэкспертиза не ограничивается простой констатацией факта — был аффект или небыл. Перед экспертом стоит задача установления причинных связей эмоциональныхреакций подэкспертного. Описание психологических закономерностей возникновенияэмоциональных реакций у подэкспертного помогает суду и следствию осветитьважные аспекты юридического понятия «внезапно возникшее сильное душевноеволнение».
Особая сложность прирешении этой задачи возникает в случае кумулятивных аффективных реакций, чтонаглядно представлено в описанном выше случае с Г. Непосредственная,разрешающая причина эффективных реакций у Г. носила лишь провоцирующийхарактер, а подлинной психологической причиной его поступка являл ась всяконфликтная ситуация в целом. Аффективный взрыв у Г. последовал сразу заразрешающим поводом, а именно — появлением шумной компании под окнами вполночь, но рассматривать его изолированно, в отрыве от предшествующихпсихотравмирующих факторов, которые имели место у подэкспертного,нецелесообразно. Психологический анализ показал, что Г. в течение длительноговремени находился в стрессовом состоянии, что было обусловлено множествомпричин: неприятностями на работе на фоне хронической загруженности инапряженного трудового процесса, перенесенным незадолго до деликта соматическимзаболеванием, способствовавшим развитию астенического синдрома,климактерическим возрастом. «Последней каплей» в формировании аффективногонапряжения стали хронические бессонницы в связи с постоянным шумом под окнами.Анализируя внутреннюю картину деликта, т. е. субъективную значимость аффектогенногоповода для подэкспертного, психолог ни в коем случае не должен смешивать ее справовым понятием. Оценка объективной стороны содеянного — прерогатива юриста.
Важным является такжеразграничение физиологического аффекта от такого эмоционального состояния, какфрустрация.
Фрустрация, как ужеотмечалось, — это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельностичеловека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Несмотря намногообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательнымиусловиями: это наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий дляосуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации являетсясильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребностии наличие преграды, препятствующей достижению этой цели.
Поведение человека впериод фрустрации может выражаться в двигательном беспокойстве, в апатии, вагрессии и деструкции, в регрессии (обращении к моделям поведения более раннегопериода жизни).
Необходимо отличатьпсевдофрустрационное поведение человека от истинного фрустрационного поведения.Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивированности ицелесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна изперечисленных выше характеристик
Например, человекнаходится в состоянии ярости, стремясь достичь какой либо цели. Несмотря наярость и агрессивность такого человека, его поведение целесообразно.
Двое молодых людейподошли к незнакомому человеку с целью ограбления и попросили его датьприкурить. Незнакомец грубо отказал в просьбе, и они стали его избивать, затемвзяли кошелек и убежали. Один из них, который нанес первый удар пострадавшему,утверждал, что тот оскорбил его и он был в слепой ярости. Однако поведение этогомолодого человека нельзя рассматривать как фрустрационное, так как он имелопределенную цель — ограбить пострадавшего.
Такоепсевдофрустрационное поведение характеризуется частичной утратой контроля состороны воли человека, но оно целесообразно, мотивированно и сохраняет контрольсо стороны сознания.
Фрустрационное поведение- это то поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека,оно дезорганизовано и не имеет содержательно-смысловой связи с мотивомситуации. При таком поведении свобода осознания и волеизъявления ограничена. Всвязи с этим фрустрацию можно выделить как особое состояние, которое юристымогут рассматриваться как смягчающий фактор.
Подэкспертная Б., 26 лет,находясь в неприязненных отношениях со своим отцом Д., нанесла ему удар ножом влевую половину грудной клетки, отчего потерпевший скончался на месте. Позаключению судебно-психиатрической экспертизы подэкспертная признана вменяемой,эксперты-психиатры рекомендовали провести судебно-психологическую экспертизу напредмет физиологического аффекта. На разрешение экспертов были поставлены тривопроса:
1. Каковыиндивидуально-психологические особенности подследственной Б.?
2. Как они могли повлиятьна ее поведение в исследуемой ситуации?
3. Возможно ли считатьдействия Б. результатом физиологического аффекта?
В процессе экспертизывыявлено, что Б. — второй ребенок в семье, есть сестра на 13 лет старше.Подэкспертная характеризовала свое детство как безрадостное из-засистематических пьянок отца. Старшая сестра также пьет, в связи с чем отношенияс ней негативные. Подэкспертная закончила 8 классов, затем ПТУ, своюспециальность (радиосборщица) очень любит. Имеет двоих детей. В материалах делауказывается на наличие длительных конфликтов в семье подэкспертной в связи ссистематическим пьянством отца, его агрессивным и циничным поведением поотношению к ней. Основной жизненной потребностью для подэкспертной была еесемья (муж, которого она очень любила, и дети). Все это имело высокуюличностную значимость для подэкспертной. Но хроническая психотравмирующаяситуация в доме отца в значительной степени препятствовала удовлетворению этойзначимой потребности.
Анализиндивидуально-типологических и личностных особенностей, проведенный с помощьюэкспериментально-психологического обследования и изучения материалов уголовногодела, показал, что тип высшей нервной деятельности подэкспертной относится ксильному, подвижному, но неуравновешенному, с преобладанием возбудительныхпроцессов над тормозными. Уровень интеллектуального развития соответствуетвозрасту и полученному образованию. Наблюдается снижение умственнойработоспособности, что проявляется в снижении слухоречевой памяти, в повышеннойутомляемости, лабильности. Это соответствует соматическому (беременность) ипсихическому состоянию Б. В структуре личности выявлены эмоциональнаянеустойчивость, что проявляется в недостаточном самоконтроле, в склонности кимпульсивным реакциям. Наблюдается самостоятельность, ответственность,доверчивость, настойчивость в достижении поставленной цели. В ситуацииконфликта склонна к внешне обвинительным реакциям с повышенной фиксацией навозникающих препятствиях. Анализ данных показал стойкую тенденцию подэкспертнойк снятию эмоционального напряжения через повышенную раздражительность,недостаточную саморегуляцию, и слабую способность к поиску адекватных способоввыхода из конфликта и в возбудимости, эмоциональной раздражительности, внедостатке самоконтроля и тревожной caмooцeнкe.
Тенденция оцениватьиндивидуальные потребности как высокозначимые у фрустрированньй личности обусловленакак внешними, так и внутренними факторами. Внутренний фактор определяетсяинтеллектуальными и личностными характеристиками подследственных.
Исследования показали,что такие личности харaктеризуются неадекватной самооценкой, низким уровнемпсихической адаптации, эгоцентризмом, ригидностью, слабыми коммуникативнымикачествами. Причем если при физиологическом аффекте и стрессовом состоянииопределяющую роль в развитии динамики этих состояний играет внешний фактор, тосостояние фрустрации связано с внутренним фактором — с личностной структуройобъекта. Состояние фрустрации может способствовать возникновению сильногодушевного волнения, и его можно рассматривать как смягчающее винуобстоятельство.
Эффективная оценка этихсостояний зависит от профессионального опыта психолога, а также от объема икачества информации о личности и поведении подследственного в изучаемыхситуациях деликта, представленных в материалах уголовного дела.

Заключение
Для наиболее объективногои квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих передсудебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией,профессиональным опытом, требуются также и обширные психологические знания.
Занимаясь исследованиемтеневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователии судьи должны сохранять личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательнымвлияниям и избегать нежелательных искажений личности, так называемойпрофессиональной деформации (подозрительности, самоуверенности, обвинительногоуклона и т. п.). Особенности труда этих работников делают необходимойморально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжениемумственных и моральных сил. Значительный рост преступности, а также развитие еенаиболее опасных форм: организованная преступность, убийства на сексуальнойпочве, заказные убийства и т. п. предъявляют требования к повышениюэффективности деятельности правоохранительной системы. С другой стороны,усиливается охрана прав и интересов отдельных граждан в процессе привлечения ихк уголовной ответственности и тенденция к гуманизации процесса расследования исудебного рассмотрения уголовных дел, что определяет необходимость высокогоуровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системыкак главного интегрального фактора, обеспечивающего как защиту интересовотдельных лиц и организаций от преступных посягательств, так и соблюдение всехзаконных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этическихнорм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяетсяличностным потенциалом правовика, т.е. системой психологических факторов,которые можно объединить общим понятием «психологическая культура».
Психологическая культураюриста — это комплекс психологических знаний, означающий психологию личности идеятельности, психологию юридического знания и психологические характеристикиотдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний впрофессиональных ситуациях в процессе общения.
В значительной степенизадачи юридической психологии определяются необходимостью совершенствоватьпрактическую деятельность органов правосудия.

Литература
1.        Аминов, И.И.Юридическая психология: учебное пособие для вузов по спец. «Юриспруденция». –М.: Юнити-Дана, 2007. – 414с.
2.        Васильев, В.Л.Юридическая психология: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2005. – 654с.
3.        Психология / подред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова – М., «Проспект», 2001г.– 488с.
4.        Справочник попсихологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ под ред. С.Ю.Циркина. – Спб.: Питер, 2001. – 752с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Schizophrenia Essay Research Paper Schizophrenia is not
Реферат Авторская позиция и форма ее выявления Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Твердофазные потенциометические сенсоры, селективные к ванадий и вольфрамсодержащим ионам
Реферат Теплогидравлический расчет технологического канала
Реферат Председатели Совета Министров СССР
Реферат Эмитенты на рынке ценных бумаг
Реферат Guatemala Essay Research Paper Guatemala es un
Реферат Технологический процесс обработки детали полумуфта
Реферат Анализ деятельности Сбербанка Российской Федерации отдел корпоративного кредитования
Реферат Застосування сплайн-функцій до розвязування задач інтерполяції
Реферат Psychological Effects Of Abigale The Crucible
Реферат Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10 классах
Реферат Банкет-фуршет
Реферат Положения при половом сношении
Реферат Something Made A Difference In My Life