Реферат по предмету "Психология"


Психологические аспекты социальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений

Курсовая работа
«Психологические аспектысоциальной адаптации учащихся средних специальных учебных заведений»

Содержание
Введение
1. Теоретические основысоциально-психологической адаптации
1.1 Понятие социальнойадаптации
1.2 Социальные аспектыадаптации
1.3 Психологические защитыи их связь с социальной адаптацией
1.4 Психологическаязащита личности в зарубежной и отечественной психологии
2. Эмпирическоеисследование социальной адаптации студентов
2.1 Методы исследования
2.2 Процедура проведения
2.3 Анализ результатовисследования
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
 
Одной изнаиболее важных проблем обучения в современном колледже является адаптацияорганизма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающейсоциальной и психологической среды студентов.
Адаптациямолодого человека в среднем специальном учебном заведении является важнымсоставным элементом в системе учебной деятельности. Процесс адаптациичрезвычайно динамичен и его успех во многом зависит от целого ряда объективныхи субъективных условий, функционального состояния и так далее. То есть каждыйчеловек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот жевоздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.Таким образом, изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразныхучебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Современномуобществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающейсредой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Однако большаячасть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться вусловиях изменяющейся действительности. Ускорение процессов адаптациипервокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследованиепсихологических особенностей психических состояний, возникающих в учебнойдеятельности на начальном этапе обучения, а также выявлениепсихолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайноважные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходитпроцесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс ихпрофессионального становления.
Большойинтерес представляет для исследования социально – психологическая адаптация.Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у студентатребуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легкопроходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта отстудента.
На процессадаптации к новой культурной среде влияет ряд факторов:
–индивидуальные характеристики – демографические и личностные (в том числевозраст);
–ситуативные.
К личностнымхарактеристикам относятся устойчивые свойства, черты личности или характерачеловека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией.
К ситуативнымфакторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени;состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найтирешение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своихсилах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.
К личностнымфакторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят: конформизм(соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкойсамооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность);эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты иряд других.
В связи сэтим, исследование особенностей социально-психологической адаптации студентовпервого курса в первые месяцы обучения в среднем специальном заведении,является актуальной проблемой.
Объектисследования: особенности социально-психологической адаптации первокурсников кобучению в Калининградском техническом колледже.
Предметисследования – характеристики процесса адаптации студентов первого курса кновым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды.
Проблемаисследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Цель – выявитьособенности социально-психологической адаптации студентов первого курса кобучению в среднем специальном заведении, дать соответствующие рекомендациистудентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности встуденческой среде.
Всоответствии с объектом, предметом и целью исследования были определеныследующие задачи:
1.        раскрытьсущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;
2.        определитьусловия эффективности процесса адаптации;
3.    исследоватьпсихологическое состояние студентов в процессе адаптации;
4.        раскрытьи обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условияхстуденческой среды;
5.        выявитьособенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние научебную деятельность;
6.        сделатьвыводы по исследуемым материалам;
7.        наоснове сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияниедезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.
Гипотеза:оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствуетисследование уровня психологической адаптации и включение вучебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияниедезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологическихтренингов, работы с классными руководителями, преподавателями и родителями.
Используемыеметоды:
1.        Теоретическиеметоды:анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
2.        Эмпирическиеметоды:опытно-экспериментальная работа; исследование подходящих опросников длявыявления проблем.
Практическаяи теоретическая значимость: результаты и материал исследования могутспособствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптациистудентов в процессе обучения в ссузе и оптимизировать процесс адаптациистудентов-первокурсников.
Данноеисследование проводилось в Калининградском техническом колледже.

1. Теоретическиеосновы изучения социально-психологической адаптации
 
1.1 Понятиесоциальной адаптации
Социальнаяадаптация – процесс активного приспособления человека к изменившейся среде спомощью различных социальных средств. Различают активную и пассивную социальныеадаптации.
Показателемуспешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида вданной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом.
Показателемнеуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальнуюсреду либо отклоняющееся поведение.
Термин«адаптация» возник в рамках физиологической науки и относился к процессуприспособления слухового или зрительного анализатора к действию раздражителя. Вдальнейшем он распространился на более широкий круг явлений, характеризующихприспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Несколькодесятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией дляописания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной исоциальной среды. Перенос понятия, характеризующего универсальное свойствоживой материи приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям, вгуманитарную область повлек за собой ряд теоретико-методологических споров. Восновном эти споры касались правомерности отнесения к человеку трактовкиадаптации как приспособления к условиям внешней среды. У человека развитиепсихики, включающей высшую ее форму – сознание – достигло такого уровня, чтоповедение и деятельность стали определяющим фактором его адаптации. Человек впроцессе своей жизнедеятельности преобразует внешнюю среду, приспосабливая ее ксвоим потребностям. То, что значительную часть преобразований он осуществляетосознанно, отличает его от остальных представителей животного мира. В отличиеот животных, благодаря своей социальной природе, человек способен создатьискусственную среду – среду культуры и цивилизации, в результате чегорасширяется спектр его приспособительной активности.
Социальнаяадаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:
1.        адекватноевосприятие окружающей действительности и самого себя;
2.        адекватнуюсистему отношений и общения с окружающими;
3.        способностьк труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4.        способностьк самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5.        изменчивость(адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычнонеобходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельностичеловека и его социального окружения.
Подростковыйвозраст является одним из критических этапов онтогенеза, в ходе котороговозможно как наиболее эффективное формирование, так и наиболее вероятная утратаздоровья. Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях новых форм иметодов обучения, экологическое неблагополучие, социально-экономическаянестабильность – все это предъявляет повышенные требования к адаптационныммеханизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической,функциональной и вегетативной нестабильностью организма подростка. В связи сэтим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легковозникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различныхпатологических процессов.
Физиологическиеособенности подросткового периода являются предпосылкой для разнообразныхпсихических и психосоциальных перестроек. Этот возраст не случайно называют «трудным»:становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства ксамостоятельности, новая ситуация взрослости, смещение ориентации на общение совзрослыми на ориентацию на общение с ведущей референтной группой – сверстниками,ориентация на практическую и общественно-значимую деятельность (похожую надеятельность взрослых) – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности,делает ее особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды.
Кроме того,бурные гормональные изменения этого периода сопряжены с выявлением скрытых доэтого генетически обусловленных задатков. Поэтому психологическое содержаниеподросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психическойдезадаптации. Многочисленные физиолого-гигиенические исследования подтверждаютфакты снижения резистентности, повышения частоты заболеваний, перенапряженияадаптационных механизмов у значительной части подростков.
Немаловажен итот факт, что само по себе успешное трудовое и профессиональное самоопределениеповышает адаптивность организма, является источником жизненной активности ипозитивных тенденций в дальнейшем развитии личности и совершенствованииздоровья.
Студенческаяжизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальнаяадаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе – залог дальнейшего развитиякаждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этимопределяется и исследовательский, и практический интерес к изучениюразнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Междухарактером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствиемстудента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и дольше шел процессадаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов. Социальное самочувствие первокурсникатесно взаимосвязано с его общей удовлетворенностью своей студенческой жизнью.Уже отмеченный выше синдром «радости поступления» накладывает отпечаток и наэту удовлетворенность.
Важно, неограничиваясь общей благоприятной картиной достаточно хорошего социальногосамочувствия студентов-первокурсников и их удовлетворенностью студенческойжизнью, более конкретно рассмотреть степень их удовлетворенности разнымисторонами этой жизни: учебным процессом (набор и содержание учебных дисциплин;организация учебного процесса, качество преподавания, личные результаты первойсессии); социально-психологическими отношениями (в группе, с преподавателями);условиями для учебных занятий (обеспеченность учебно-методической литературой,техническая оснащенность аудиторий), бытовыми условиями (в вузе, общежитии,условия питания), условиями для полноценного досуга, занятий спортом,художественным творчеством.
Отличительнойчертой колледжа от школы является самостоятельная деятельность студентов. Насамом деле подобное положение вещей преподаватели часто связывают смежэкзаменационным оцениванием, сведенным до минимума. Нерегулярностьучебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль)приводит к снижению успеваемости.
Какпоказывает практика, наибольшие затруднения в ходе самостоятельной подготовкииспытывают именно студенты младших курсов. Для данного периода обучениянеобходимо увеличить количество тестов и способов оценивания. В чем причинаэтих сложностей с адаптацией? В школе, даже в старших классах, ученикапостоянно контролируют несколько учителей, каждую неделю, а то и несколько разв неделю проводятся тесты, контрольные работы и т.д., не говоря уже об устныхопросах, рефератах и прочем.Межсессионный контроль представляет собойлишь составляющую оценивания, и было бы неверно сводить все оценивание только кнему.
Тем не менеетрудности, с которыми сталкивается любой учащийся, имеют прямое отношение кучебному процессу и заключаются в следующем:
– качественностьвосприятия и обработки получаемой информации;
– личностнаяадаптация к условиям ССУЗа;
– раскрытиесвоего творческого потенциала.
Постоянноменяющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентации в обществе,нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенныепредставления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления освоем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем уразвивающейся личности студента.
Очень частомы сталкиваемся с неумением выстраивать межличностные отношения, что приводит кнетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формированияпсихосоматических расстройств, что можно проследить, наблюдая количествопропусков занятий по болезням самого разного вида.
Молодойчеловек часто не может адекватно воспринимать учебную ситуацию, требованияпреподавателей. Снижается эффективность обучения, появляетсянеудовлетворенность собой, своим успехом, формируется тип неудачника,страдальца, жертвы. А увеличение количества времени, уделяемое учащимсяформальному обучению, заставляет сужать сферу интересов. что, в свою очередь,ведет к тому, что в дальнейшем молодой специалист может оказаться в узкомпрофессиональном «коридоре».
Эмоциональнаянезрелость, инфантильность, неуверенность в своих возможностях, нераскрытыйтворческий потенциал при неблагоприятных жизненных поворотах могут привести кнервно-психическим расстройствам. Кроме того, в условиях ВУЗа мы сталкиваемся спроблемой социальной адаптации учащихся. Молодые люди, приехавшие учиться из другойместности, оказываются оторванными от родителей, от привычного уклада семьи, отсреды. В связи с вышесказанным представляется важным создание специальныхусловий, направленных на личностную и социальную адаптацию первокурсников ипрофилактику дезадаптации, коррекцию отношений в системе студент-ССУЗ-коллектив;развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповуюработу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностныхпроблем, направленные на введение молодого человека в новуюсоциально-психологическую роль.
Психологическийкомфорт, психическое здоровье – фундамент развития личности. Уверенность естьэмоциональное и когнитивное приятие своих возможностей в системе межличностныхотношений. Самооценка – возможность оценивать свои навыки и умения в системесоциального функционирования. Основными задачами такой работы являются:предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышениесамооценки, снижение уровня тревожности студентов, стимулирование творческогопотенциала студента, улучшение психологической грамотности студентов 1-гокурса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации.
В условияхсоциально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе,особенно трудно приходится молодежи в силу неустойчивости ее социальногоположения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей.
Студенческаямолодежь во все времена отличалась от других социальных групп молодежи своейсоциальной активностью. За ней закрепился приоритет в духовном иинтеллектуальном развитии. Однако сегодня лишь условно можно утверждать это.
Наиболееответственным и одновременно недостаточно изученным специалисты считают этападаптации.
Как известно,пусковым механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей егосреды. Процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведениевообще или мало эффективно и необходимо преодоление затруднений, связанныхименно с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизнойусловий, сталкивается бывший школьник при поступлении в вуз. Поэтому процессадаптации к обучению в вузе можно рассматривать как явление, имеющее множествоаспектов. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкойстереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процессзаканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первыесеместры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкостьадаптационных систем человека.
1.2 Социальные аспекты адаптации
Втрадиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается каксовокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельностистудентов:
– адаптацияк условиям учебной деятельности (приспособление к новым формампреподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха,самостоятельному образу жизни и т.п.);
– адаптацияк группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил,традиций);
– адаптацияк будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков,качеств).
В реальнойжизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Педагогическоеуправление процессом адаптации предполагает:
1.        информированиестудентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
2.        формированиеу студентов стремления к оптимальной адаптации, перестройке поведения,совершенствованию своей личности в соответствии с новыми вузовскимитребованиями, т.е. активизация самовоспитания;
3.        помощьстудентам в организации самовоспитания.
Одной изэффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство.От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников кновой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членамигруппы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит отчеткого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбораформ и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управленияадаптационным процессом первокурсников к учебному заведению.
Основныминаправлениями комплексной системы организационно-педагогических мер, которые позволяюткуратору оптимизировать работу и быстрее достичь необходимых результатов,являются:
·         проведениеработы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательногопроцесса в вузе, профессиональному ориентированию;
·         ознакомлениекуратора с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение чертхарактера, уровня знаний и общественной активности;
·         изучениеформирующейся системы межличностных отношений;
·         развитиеу первокурсников недостающих организаторских умений и навыков;
·         оказаниепомощи в научной организации труда студентов;
·         оказаниепомощи студентам в организации самовоспитания.
Основнымизадачамикуратора на начальном этапе формирования профессиональных интересовявляются:
– выявлениеу студентов мотивов поступления в данной учебное заведение, степени пониманияспецифики и характера получаемой профессии;
– определениестепени сознательности выбора учебного заведения и профессии, диагностикаданных, которые могут и должны быть развиты в процессе подготовки будущихспециалистов.
Кураторунеобходимо главное внимание уделить активному ознакомлению студентов стребованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляетсятакже необходимым развитие познавательного интереса к научным ипрофессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельностистудентов – основной формы работы куратора.
Авторы многихисследований показывают, что у студентов имеется определенная потребность всамообразовании, но уровни этой потребности различны. Задача куратора состоит втом, чтобы создать условия для ее удовлетворения, сформировать побудительныемотивы к самообразованию у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощидолжна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностямистудента.
Общеизвестно,что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группыкак коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапыразвития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Каждый куратордолжен уметь использовать удобные и легкие в обработке методики диагностики,обеспечивающие глубокое и всестороннее проникновение во внутреннюю структуругруппы. Кроме того, для интенсификации адаптации студентов к условиям новогоучебного заведения важное значение имеет интенсивность дружеских связей вгруппе. Поэтому в целях стимулирования процессов микрогрупповой дифференциациинеобходима организация коллективных форм совместного досуга (выставки, театры,турпоходы и т.д.), содержащего помимо всего прочего психологические игры иупражнения, ориентированные на создание благоприятного психологического климатав группе и духовное развитие личности.

1.3 Психологические защитыи их связь с социальной адаптацией
Наиболеесовременным определением понятия психической адаптации нам представляетсяследующее: «Психическую адаптацию можно определить как процесс установленияоптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществлениясвойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворятьактуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (присохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же времясоответствие психической деятельности человека, его поведения требованиямсреды». Автор этого определения – Ф.Б. Березин – выделил три аспектапсихической адаптации: собственно психический, социально-психологический ипсихофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечиваетадекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального,достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном междуадаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровнярегулирования адаптационного напряжения.
Социально-психологическийаспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциальноговзаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимыхцелей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции,способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.
Социально-психологическаяадаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия,способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.
Личностныйпотенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развитиясамопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации визмененных условиях существования.
Поэтому своевременнаяоценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдачасоответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования.
Междуличностными особенностями и особенностями адаптации существует определеннаясвязь. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуальногопсихического состояния в процессе адаптации могут оцениваться с помощьюпсиходиагностических методик: оценки уровня тревожности, успешности вдеятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. Среди критериев оценки психическойадаптации в условиях определенной профессиональной деятельности указываются:
1) успешностьдеятельности;
2)способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса иэффективно устранять возникшую угрозу;
3) осуществлениедеятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
4)удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
5) связываниесвоих личных планов с этой деятельностью в перспективе.
Ситуацияновизны является для любого человека в определенной степени тревожной.Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-занеопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях иусловиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояниеможно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющейпринятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическоенапряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации,когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным,отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети,систематически ослабленные, являются наиболее подверженными дезадаптации. И, конечноже, невозможно говорить об адекватном восприятии подростком окружающейдействительности через призму собственной тревожности, об адекватной системе отношенийи общения с пока что мало знакомыми одноклассниками и учителями. Все этоусложняет сам учебный процесс, продуктивная работа на уроке становится проблематичной.Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика.
Междухарактером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствиемстудента существует тесная взаимосвязь: чем труднее и длительнее шел процессадаптации, тем ниже социальное самочувствие студентов.
Требования кпсихической адаптации можно поставить в зависимость от тенденции к возникновениюили усилению в профессиональноых ситуациях стресса. Факторами этого могут быть:недостаточность информации, необходимой для принятия решений, еепротиворечивость, количественная или качественная перегрузка, противоречивыеили неопределенные требования, несоответствие выполняемой деятельности уровнюпритязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решений. Высокиетребования к адаптивным механизмам ведут к нарушению регуляторных функций (при несоответствиитребований и возможностей, которое обусловливает конфликт, вызванныйнеобходимостью выбора между двумя адаптационными стратегиями: сохранениемпсихического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижениязначимых результатов или достижения значимых результатов ценой нарастанияпсихической напряженности и психофизиологических сдвигов). В случае такого конфликтанарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженностьпсихического стресса.
Нарушениемеханизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального(психического) стресса. При этом следует подчеркнуть адаптационное значениетревоги, которая представляет собой один из наиболее интимных и облигатныхмеханизмов психического стресса. Возрастание тревоги приводит к мобилизацииадаптационных механизмов, однако ее высокая интенсивность лежит в основе адаптационныхнарушений.
1.4 Психологическаязащита личности в зарубежной и отечественной психологии
В настоящеевремя проблема психологической защиты личности получила широкое освещение взарубежной и отечественной психологии. Общетеоретические и методологическиеаспекты данной проблемы рассматриваются в рамках классического и эволюционногопсихоанализа (А. Адлер, У. Вайлент, Р. Мэйли, Г. Салливан, З. Фрейд,А. Фрейд, К. Юнг и др.), современных психотерапевтическихнаправлениях (Р. Ассоджоли, К. Роджерс, Ф. Перлз, П. Ферруччии др.) и исследованиях стресса (Ф. Александер, Х. Келлерман, У. Кенон,С. Фолкнер и др.). Более специализированные вопросы, связанные с генезисоми функционированием механизмов психологической защиты освещаются в работахотечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Ф.В. Бассина,Л.И. Божович, Ф.Е. Василюка, Е.С. Романовой, Е.Т. Соколовойи др.
Концепцияпсихологической защиты является одним из наиболее важных вкладов психоанализа втеорию личности и теорию психологической адаптации. Первым, кто обратился, а,впоследствии и ввел в психологический обиход термин «защита», был З. Фрейд.В своих работах «Нейропсихология защиты» и «Этиология истерии» он подробноостановился на функциональном значении и цели защиты, состоящей в ослабленииинтрапсихического конфликта, обусловленного противоречием между импульсамибессознательного (Ид) и интериоризированными требованиями внешней среды(Суперэго). Возникновение собственно фрейдовской концепции психики былообусловлено выходом понятия «защита» на первый план в истерии и других видахпсихоневроза.
В дальнейшихсвоих работах З. Фрейд заменил термин «защита» на «подавление», но затем вработе «Подавление, симптомы, беспокойство» он стал рассматривать подавлениекак один из механизмов защиты личности. Впоследствии в своей работе «Страх» З. Фрейдна основе дифференциации форм сопротивления выделил и описал особенностидействия таких защитных механизмов, как вытеснение, репрессия, отрицание,рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия,замещение, идентификация. Последнее высказывание Фрейда по вопросупсихологической защиты помещено в его статье «Крайний и бескрайний анализ», вней феномен психологической защиты он связывает с основными функциями психики –приспособлением, регуляцией и уравновешиванием.
В 20–40-е гг.ХХ в. развитие взглядов З. Фрейда относительно феномена психологическойзащиты нашло свое отражение в работах представителей неортодоксальногопсихоанализа и Эго-психологии. В частности, А. Фрейд предприняла попыткуобобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты. Своюклассическую монографию «Психология «Я» и защитные механизмы» она посвятилаанализу «средств, с помощью которых «Эго» обороняется против неудовольствия истраха…». В базовую метапсихическую концепцию защиты А. Фрейд внеслаопределенные коррективы: акцентрировала роль защитных механизмов в разрешениивнешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы стала рассматривать нетолько как проявление врожденных задатков, но и как продукт индивидуальногоопыта и непроизвольного научения. Также ею было сформировано представление отом, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровеньадаптивности личности.
В рамкахфеноменолистического направления особое внимание проблеме психологическойзащиты личности уделял К. Роджерс. Он вводит понятие предметапсихологической защиты, в качестве которого выступает Я-концепция индивида, атакже определяет основную функцию защитных механизмов, заключающуюся всохранении стабильности целостной позитивной Я-концепции. Им же выделяетсякритерий эффективности действия защитных механизмов: защита эффективна лишь втом случае, если она способствует нейтрализации рассогласования (дисгармонии) вструктуре Я-концепции.
В качествеобщетеоретической платформы для исследования механизмов защиты в отечественнойпсихологии выступает теория взаимосвязи сознания и неосознаваемого впсихическом. Она подразумевает признание существования сферы сознания инеосознаваемой сферы. Причем сознанию в психике отводится в условиях нормыведущая роль. Характер взаимоотношений между сознанием и неосознаваемым можетопределяться как сотрудничеством, так и антагонизмом между ними.
Долгое времяотечественная психология не признавала существование психоанализа, что, в своюочередь, оказало определенное влияние на разработку проблемы психологическойзащиты. Так, в 50–70-е гг. сам термин «защита» избегался или подменялся другимитерминами: «психологический барьер»; «защитная реакция»; «компенсаторныемеханизмы» и т.д.
Позднеепсихологическую защиту стали рассматривать либо в границах теории установки(как реорганизацию системы установок), либо в пределах теории деятельности (каквременный отказ от деятельности). И лишь начиная с известной статьи Ф.В. Бассина«О силе» «Я» и «» психологической защите», вышедшей в журнале «Вопросыфилософии», стали активно обсуждаться те или иные особенности психологическойзащиты. Помимо этого, Ф.В. Бассин впервые в отечественной психологии ввелпонятие «психологической защиты», обобщив функцию этой категории одновременнокак в индивидуальном, так и в социальном плане.
Согласнопредставлению ряда отечественных психологов (Ф.В. Бассин, В.К. Мягер,Е.С. Романова, Е.Т. Соколова и др.), психологическая защита являетсянормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания,защищающим его от дезорганизующих влияний психической травмы. Основная функциязащиты заключается в снятии эмоционального напряжения. Причем данные авторыпредлагают делать различие между патологической психологической защитой (или«ненормативным», «неэффективным» функционированием защитных механизмов),приводящей к социально-психологической дезадаптации, и нормальнойпрофилактической психологической защитой (или «нормативным», «эффективным»функционированием психологических защит), постоянно присутствующей в нашейповседневной жизни и способствующей социально-психологической адаптациейиндивида.
Насовременном этапе развития отечественной психологии одной из наиболее удачныхпопыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания озащитных механизмах в единую концепцию является системная теория защиты (1991),созданная Е.С. Романовой на основе «структурной теории защит «Эго»» Р. Плутчика,Х. Келлермана, Х.Г. Конта (1979). Согласно данной концепции,механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развитияи научения. Они развиваются как специфические средствасоциально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциямиразличной модальности: отрицание – принятие, подавление – страх, регрессия –удивление, компенсация – печаль, проекция – отвержение, замещение – гнев,интеллектуализация – предвидение, реактивное образование – радость. Механизмыпсихологической защиты обладают свойствами смежности (отрицание – реактивноеобразование – подавление и т.д.) и полярности (отрицание – проекция, подавление– замещение, компенсация – реактивное образование, регрессия –интеллектуализация), а также различаются по критерию примитивности – сложностив зависимости от времени образования в онтогенезе и участия сознания в ихактуальном функционировании (отрицание – примитивный, бессознательный;компенсация – зрелый, осознанный). Индивид может использовать любой комплексзащит.
Е.С. Романовапредприняла попытку внедрения «структурной теории защиты» в более широкийсоциальный контекст с объяснением связи существующей между самосознанием ипсихологической защитой личности. В частности, помимо идентификации защитныхмеханизмов, определения их свойств и закономерностей функционирования,исследователь выделила ряд конкретных моментов интерперсональной сферы жизнедеятельностииндивида, которые, накладываясь на особенности его темперамента, определяютобразование специфических защит и соответствующих видов нормального –патологического поведения индивида. Данный системный подход к проблемепредполагает анализ причинно-временных связей между элементами, включенными вгенезис и функционирование защитных механизмов. К этим элементам Е.С. Романоваотнесла: динамические особенности психики субъекта (активность – пассивностькак свойства темперамента), личный опыт успешности в удовлетворении базисныхпотребностей (в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в безопасности,в признании и самоопределении), особенности объекта психологической защиты, вкачестве которого выступают составляющие позитивного «образа Я» («Я –защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый»; «Я –самостоятельный, независимый, свободный»; «Я – умный, знающий, компетентный,контролирующий ситуацию»; «Я – красивый, принимаемый, любимый»), опыт отношенийв родительской семье (виды гетерономного воздействия) как образец разрешениякризисных жизненных ситуаций, а также хроническую психотравматизацию личности.
Образованиеновых и актуализация уже имеющихся защит у индивида происходит в эксквизитной(стрессовой, конфликтной, проблемной) ситуации. Последнюю она определяет какситуацию, в которой противоречие в определенный момент развития предельнообострено и требует своего снятия, характер его разрешения определяетнаправление в развитии личности. В частности, норма и патология защитногофункционирования зависят от того, сумел ли индивид на определенных этапахонтогенеза реализовать базисные потребности или благодаря гетерономномувоздействию среды они были блокированы.
В качествепредмета психологической защиты выступает «Я-концепция» индивида, еекогнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Основнаяфункция защитных механизмов – стабилизация и сохранение позитивной«Я-концепции», характеризующейся наличием гармоничного «образа Я» иположительного самоотношения.
«Нормативное»функционирование защитных механизмов обеспечивает стабильность упорядоченнойиндивидуальной картины мира, настолько истинной и настолько искаженной,насколько это задано общепринятыми стандартами. Поведение индивида при этом характеризуетсяцеленаправленностью и последовательностью и оценивается обществом какнормальное, а межличностные конфликты в повседневной жизни не создают угрозупозитивному «образу Я» и не переходят во внутриличностные конфликты, так какзащитные механизмы «эффективно» справляются с ними. С другой стороны, считает Е.С. Романова,если эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, тозащитные механизмы личности начинают использоваться или сверхинтенсивно, или,напротив, не справляются с ней (невыраженность защит), в результате чегопоявляется социально-психологическая дезадаптация.


2. Эмпирическоеисследование социальной адаптации студентов
 
2.1 Методыисследования
 
Тест-опросник«Механизмы психологической защиты» (МПЗ).
Автор: тест-опросник «Life Style Index» был разработан Р. Плутчиком,Г. Келлерманом, Х.Р. Контом (1979), адаптирован Е.С. Романовой иЛ.Р. Гребенниковым в 1991 г. под названием тест-опросник «Механизмыпсихологической защиты» (МПЗ).
Цель: изучение структурызащитных механизмов личности и определение нормативности – ненормативности ихфункционирования.
Возраст: можно использоватьначиная с юношеского возраста.
Описаниеметодики. Даннаяметодика базируется на психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика иструктурной теории личности Г. Келлермана, в которых пересекаютсяпсихоаналитические и социобиологические концепции, а также созданной на ихоснове системной теории психологической защиты Е.С. Романовой. Согласноэтим теориям, существует 8 базисных защитных механизмов (отрицание, подавление,регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и реактивноеобразование), которые развиваются как специфические средствасоциально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциямиразличной степени модальности (принятие, страх, удивление, печаль, отвержение,гнев, ожидание, радость). Эти базисные защитные механизмы обладают свойствамисходства и биполярности, индивид может использовать любую их комбинацию. Вкачестве предмета психологической защиты выступает «Я-концепция» индивида.Основная функция защитных стратегий – стабилизация и сохранение позитивной«Я-концепции», характеризующейся наличием гармоничного «образа Я» иположительного самоотношения.
По мнениюавтора методики, механизмы психологической защиты личности хотя и относятся кобласти бессознательного, не обязательно остаются вне сознания человека, что идает возможность их диагностики с помощью данного опросника.
Опросниксодержит 97 утверждений. Оценка степени использования тех или иныхпсихологических защит проводится по 8 шкалам: «отрицание», «подавление»,«регрессия», «компенсация», «проекция», «замещение», «интеллектуализация» и«реактивное образование». В качественную интерпретацию данных шкал включенытакие характеристики, как особенности защитного поведения в норме,соответствующая акцентуация характера, возможные девиации поведения.Инструкция, предъявляемая испытуемым в ходе проведения эксперимента,предполагала две градации ответа «верно» – «неверно» («+» – «–»). Имеетсястандартный бланк обследования.
Личностныйопросник «Индекс жизненного стиля» (ИЖС).
Автор: Р. Плучек, Г. Келлерман,Г. Конте (1979), в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева и Е.Б. Клубовой(1991, 1999).
Цель: выявление психологическихзащитных механизмов личности в ситуациях фрустрации.
Возраст: можно использоватьначиная с юношеского возраста.
Описаниеметодики. Данныйопросник позволяет определить выраженность 8 видов защитных механизмов:вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация,гиперкомпенсация, рационализация. В основе методики лежит теория,устанавливающая взаимосвязь психологических защит с различными аффективнымисостояниями (эмоциями) и клинико-диагностическими критериями (расстройстваличности). Создана модель, включающая 4 пары биполярных эмоций (страх – гнев,веселость – печаль, принятие – отвращение, надежда – удивление), которые, какпредполагается, связаны с отдельными защитными механизмами, зависящими в своюочередь от некоторых личностных черт. Последние, при известной степени ихвыраженности, признаются авторами опросника как важнейшие образующиесоответствующих личностных расстройств.
Основныедиагностические типы обозначены характерными для них стилями защиты, личностьможет пользоваться любой комбинацией психологических защит, которые в своейоснове имеют механизм подавления, первоначально возникший для совладания счувством страха.
Методикавключает в себя 92 утверждения, требующих ответа по типу «верно» – «неверно». Времязаполнения опросника 15–20 минут.
Из двухпредставленных выше опросников мы выберем №2 – Личностный опросник «Индексжизненного стиля» (ИЖС). При помощи данного опросника мы сможем выявитьнаиболее верно показатель напряженности психологической защиты студентов.
2.2Процедура проведения
Студентам былвыдан опросник с 92 утверждениями, описывающими чувства, поведение и реакции вопределенных ситуациях. Утверждения, имеющие отношение к студенту, отмечались«+».
Текстопросника.
1.        Сомной ладить очень легко.
2.        Ясплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.
3.        Вмоей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим.
4.        Еслименя лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия.
5.        Еслия чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется.
6.        Ялегко краснею.
7.        Одноиз самых больших моих достоинств – это умение владеть собой.
8.        Иногдау меня появляется настойчивое желание пробить стенку кулаком.
9.        Ялегко выхожу их себя.
10.     Еслименя в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить.
11.     Яредко запоминаю свои сны.
12.     Меняраздражают люди, которые командуют другими.
13.     Ячасто бываю «не в своей тарелке».
14.     Ясчитаю себя исключительно справедливым человеком.
15.     Чембольше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.
16.     Всвоих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.
17.     Менярасстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома безодежды.
18.     Мнеговорят, что я хвастун.
19.     Еслименя кто-то отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве.
20.     Почтивсе мною восхищаются.
21.     Бываеттак, что в гневе я что-нибудь ломаю или бью.
22.     Меняочень раздражают люди, которые сплетничают.
23.     Явсегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.
24.     Яприкладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность.
25.     Иногдамне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.
26.     Ячеловек, у которого нет предрассудков.
27.     Мнеговорят, что я бываю излишне импульсивным.
28.     Меняраздражают люди, которые манерничают перед другими.
29.     Оченьне люблю недоброжелательных людей.
30.     Явсегда стараюсь, чтобы случайно кого-нибудь не обидеть.
31.     Яиз тех, кто редко плачет.
32.     Пожалуй,я много курю.
33.     Мнеочень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.
34.     Яплохо помню лица.
35.     Яиногда занимаюсь онанизмом.
36.     Яс трудом запоминаю новые фамилии.
37.     Еслимне кто-то мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому.
38.     Дажеесли я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей.
39.     Людимне никогда не надоедают.
40.     Ямогу с трудом усидеть на месте даже незначительное время.
41.     Ямало что могу вспомнить из своего детства.
42.     Ядлительное время не замечаю отрицательные черты людей.
43.     Ясчитаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать.
44.     Другиесчитают меня излишне доверчивым.
45.     Людискандалом, добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства.
46.     Плохоея стараюсь выбросить из головы.
47.     Яникогда не теряю оптимизма.
48.     Уезжаяпутешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей.
49.     Иногдая знаю, что сержусь на другого сверх меры.
50.     Когдадела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным.
51.     Когдая спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в егорассуждениях.
52.     Ялегко принимаю брошенный другим вызов.
53.     Менявыводят из равновесия непристойные фильмы.
54.     Яогорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания.
55.     Другиесчитают, что я равнодушный человек.
56.     Что-нибудьрешив, я часто, тем не менее, сомневаюсь.
57.     Есликто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показыватьсвои возможности.
58.     Когдая веду машину, то у меня часто возникает желание разбить другой автомобиль.
59.     Многиелюди выводят меня из себя своим эгоизмом.
60.     Уезжаяотдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.
61.     Отнекоторых пищевых продуктов меня тошнит.
62.     Ягрызу ногти.
63.     Другиеговорят, что я избегаю проблем.
64.     Ялюблю выпить.
65.     Непристойныешутки приводят меня в замешательство.
66.     Яиногда вижу сны с неприятными событиями и вещами.
67.     Яне люблю карьеристов.
68.     Ямного говорю неправды.
69.     Порнографиявызывает у меня отвращение.
70.     Неприятностив моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера.
71.     Большевсего не люблю лицемерных, неискренних людей.
72.     Когдая разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние.
73.     Известияо трагических событиях не вызывают у меня волнения.
74.     Прикасаяськ чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение.
75.     Когдау меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок.
76.     Ядумаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам.
77.     Покойникименя не «пугают».
78.     Яне люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания.
79.     Многиелюди вызывают у меня раздражение.
80.     Мытьсяне в своей ванне для меня большая пытка.
81.     Яс трудом произношу непристойные слова.
82.     Яраздражаюсь, если нельзя доверять другим.
83.     Яхочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным.
84.     Уменя такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело.
85.     Явсегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным.
86.     Моиморальные правила лучше, чем у большинства моих знакомых.
87.     Вспоре я лучше владею логикой, чем мои собеседники.
88.     Люди,лишенные морали, меня отталкивают.
89.     Яприхожу в ярость, если кто-то меня заденет.
90.     Ячасто влюбляюсь.
91.     Другиесчитают, что я излишне объективен.
92.     Яостаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека.
Количественныепоказатели подсчитывались по 8 шкалам с помощью специального ключа.
2.3 Анализрезультатов исследования
 
В ходепроведения анализа было опрошено 3 группы студентов первых курсов. Такимобразом, общее количество участников опроса составляет 40 человек.
1. Группа108 Эк-1.
У 60,2%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 5. проекция (форма замещения, способ защиты, при которомсобственные бессознательные (неосознаваемые) черты, побуждения и мотивы(агрессивные и другие) приписываются другим, проецируются на них. При этомчеловек чувствует себя невинным или даже жертвой других.)
У 20%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 4. отрицание, отказ (защитный механизм, с помощью которогосознательно непереносимые мысли, желания, факты и поступки отрицаются путембессознательного отказа от них. Реальное оказывается как бы несуществующим илитрансформируется так, что более не является неприятным или болезненнопереживаемым. Термин «отказ» не включает сознательные попытки отрицания илипреднамеренную ложь.)
У 6,6%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 8. рационализация (один из наиболее общих механизмовутверждения чувства собственного достоинства и ликвидации чувства виновности.Обеспечивает рациональное объяснение поведения и поступков, истинные мотивыкоторых остаются неосознаваемыми и неизвестными (находятся в бессознательнойсфере). Это неосознаваемое стремление к самооправданию, поиск причин и мотивовсвоих поступков во внешней среде, обвинение, например, окружающих ввозникновении болезни и т.п.)
У 6,6%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 6. компенсация (механизм замещения реально существующей иливоображаемой физической или психической неполноценности, достижения с помощьюэтого социальной престижности, самоуважения. Результатом ее может бытьсоциально полезная или деструктивная активность, вплоть до формирования крайнеотрицательных черт личности. Компенсация основана на стремлении к замещениюнеудач в какой-то области за счет успеха в другой.)
У 6,6%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 7. гиперкомпенсация (стремление к достижению успеха изначимости в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физическислабый с помощью интенсивных тренировок стремится стать сильным в каком-то видеспорта; робкий и стеснительный человек прикрывается напускной развязностью игрубостью к окружающим и т.д.)
2. Группа108 Б-1.
У 55,5%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 4. отрицание, отказ (защитный механизм, с помощью которогосознательно непереносимые мысли, желания, факты и поступки отрицаются путембессознательного отказа от них. Реальное оказывается как бы несуществующим илитрансформируется так, что более не является неприятным или болезненнопереживаемым. Термин «отказ» не включает сознательные попытки отрицания илипреднамеренную ложь.)
У 16,6%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 7. гиперкомпенсация (стремление к достижению успеха изначимости в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физическислабый с помощью интенсивных тренировок стремится стать сильным в каком-то видеспорта; робкий и стеснительный человек прикрывается напускной развязностью игрубостью к окружающим и т.д.)
У 11,1%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 1. вытеснение (один из общих защитных механизмов, возникающих вцелях обхода внутреннего конфликта между бессознательными потребностями ивлечениями, с одной стороны, и отношениями, привычками и оценками, усвоеннымиот социальной среды, – с другой. Оно обеспечивает вытеснение несообразныхпобуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное, то естьпредохраняет сознательную часть «Я» от конкурентных тенденций, угрожающихсуществующему образу самого себя.)
У 5,5%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 2. регрессия (возврат на ранний уровень развития, когдаличность не способна реалистично и конструктивно решать проблемы, обусловленныевнешними обстоятельствами и особенно – внутренними конфликтами, инстинктивнымивлечениями и потребностями.)
У 5,5%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 8. рационализация (один из наиболее общих механизмовутверждения чувства собственного достоинства и ликвидации чувства виновности.Обеспечивает рациональное объяснение поведения и поступков, истинные мотивыкоторых остаются неосознаваемыми и неизвестными (находятся в бессознательнойсфере). Это неосознаваемое стремление к самооправданию, поиск причин и мотивовсвоих поступков во внешней среде, обвинение, например, окружающих ввозникновении болезни и т.п.)
У 5,5%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 6. компенсация (механизм замещения реально существующей иливоображаемой физической или психической неполноценности, достижения с помощьюэтого социальной престижности, самоуважения. Результатом ее может бытьсоциально полезная или деструктивная активность, вплоть до формирования крайнеотрицательных черт личности. Компенсация основана на стремлении к замещениюнеудач в какой-то области за счет успеха в другой.)
3. Группа108 Св-1
У 42,8%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 7. гиперкомпенсация (стремление к достижению успеха изначимости в той области, которая до сих пор была наиболее трудной (физическислабый с помощью интенсивных тренировок стремится стать сильным в каком-то видеспорта; робкий и стеснительный человек прикрывается напускной развязностью игрубостью к окружающим и т.д.)
У 28,5%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 5. проекция (форма замещения, способ защиты, при которомсобственные бессознательные (неосознаваемые) черты, побуждения и мотивы(агрессивные и другие) приписываются другим, проецируются на них. При этомчеловек чувствует себя невинным или даже жертвой других.)
У 14,2%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 4. отрицание, отказ (защитный механизм, с помощью которогосознательно непереносимые мысли, желания, факты и поступки отрицаются путембессознательного отказа от них. Реальное оказывается как бы несуществующим илитрансформируется так, что более не является неприятным или болезненнопереживаемым. Термин «отказ» не включает сознательные попытки отрицания илипреднамеренную ложь.)
У 14,2%наибольший показатель получил следующий вид напряженности психологическойзащиты – 2. регрессия (возврат на ранний уровень развития, когда личностьне способна реалистично и конструктивно решать проблемы, обусловленные внешнимиобстоятельствами и особенно – внутренними конфликтами, инстинктивнымивлечениями и потребностями.)
Из 3 групп, вкоторых проводилось исследование, лучше всех адаптированной оказалась группа108 Б-1 (по мнению преподавателей). В этой группе наиболее лучшая успеваемостьи более сплоченный коллектив.
Группа 108 Эк-1и 108 Св-1 отстают по успеваемости, а так же в этих группах большое количествопропусков пар. В группе 1 Эк-1 после 1 семестра было отчислено 10 человек, вгруппе 1 Св-1 – 5 человек, а в группе 1 Б-1 – 2.
Такимобразом, можно сделать вывод, что наиболее благоприятный вид защиты длястудентов – отрицание, отказ, потому что данный вид защиты помогает наиболееблагоприятно адаптироваться школьникам к студенческой жизни.
Такимобразом, проведенный анализ проблем адаптации первокурсников позволил сделатьследующие выводы.
На повышениеэффективности процесса социальной адаптации студенчества влияет деятельностьсоциального педагога в условиях современного ССУЗа и использование методовсоциально-психологического обучения в учебном процессе.
Полученный входе исследования материал открывает возможности для созданиясоциально-педагогической службы в ССУЗе и социальной защиты студенчества.
Кураторунеобходимо главное внимание уделять активному ознакомлению студентов стребованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста. Представляетсятакже необходимым развитие познавательного интереса к научным ипрофессиональным требованиям через организацию внеучебной деятельностистудентов – основной формы работы куратора.
Необходимостьрадикального обновления воспитания, реальная угроза нравственной деформациимолодого поколения, сохранение и развитие духовного и интеллектуальногопотенциала студенческой молодежи, обусловленность многих современных проблеммолодежи осложнением процесса социальной адаптации, а также недостаточнаятеоретическая и методическая разработанность проблемы социальной адаптацииличности – все это необходимо исследовать, для того, чтобы помочь более полноприспособиться школьникам к студенческой жизни.
На диаграмменаглядно показано, что большинству студентов проще всего бессознательноотказаться от различных мыслей и поступков, чем решить их самостоятельно.Именно поэтому необходимо помогать студентам в процессе их адаптации к новойобстановке и новой для них форме обучения.

Заключение
 
Результатыисследования позволяют реально оценить сложившуюся психолого-педагогическуюситуацию в студенческом социуме.
Процесссоциальной адаптации личности в условиях студенческой среды можетосуществляться более эффективно, если:
1.        впроцессе гармонизации отношений и педагогической поддержки учитываетсяспецифика студенческой среды и особенности многоуровневой системы обучения,достигается ее ориентация на личностно-ориентированный подход в образовании;
2.        четкоопределяются субъекты личностно-средового взаимодействия в процессе социальнойадаптации, их функции и задачи;
3.        вданном процессе обеспечивается интеграция социально-педагогических действийуправленческих структур ВУЗа, студенческого сообщества и других социально – значимыхподразделений.
Процесссоциальной адаптации личности в достаточной степени еще не исследован. Но этоважно сделать именно сейчас, когда студенческий социум подвержен множествуразличных влияний извне, жизненным неурядицам и возрастным катаклизмам. Среди многочисленныхфакторов, негативно влияющих на духовную сферу молодежи, особо выделяются:
1.        отчуждениеличности от общества, от национальных и культурных традиций;
2.        недостаточнаявостребованность обществом получаемых знаний и профессионального мастерства;
3.        снизившийсястатус образования и интеллектуальной деятельности в обществе;
4.        разрушениепрежних идеалов, социальная апатия, уродливые формы инициативы;
5.        падениенравственности среди взрослых и молодежи;
6.        изменениеценностнных ориентации в сторону ограниченных духовных запросов, устремлений кстяжательству и другие.
Помочьразрешить психологические трудности и проблемы в этом социальном пространстве.Способствовать гармонизации отношений внутри студенческого общества и еговнешним контактам. Формировать этику отношений, с которой начинаетсявключенность в социальные связи в любом новом окружении. Без разрешения этих идругих проблем невозможно обеспечить престиж студенческой молодежи в духовном иинтеллектуальном развитии. На это и должна быть направлена деятельность всехмеханизмов социальной адаптации.
На практикеэто означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любомделе и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальнойзаинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей.

Список используемойлитературы
 
1.    Ершова Н.А. Творческаяактивность педагогической деятельности молодых учителей как факторпрофессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.
2.    Березин Ф.Б. Психическаяи психофизиологическая адаптация человека. – П, 1998.
3.    Битянова Н.Г. Психологияличностного роста. – М., 1999.
4.    Грановская Р.М. Элементыпрактической психологии. – СПб, 1998.
5.    Казначеев В.П. Современныепроблемы адаптации. М., 2000.
6.    Китаев– Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологическийпрактикум. – М., 2001.
7.    Пергаменщик Л.А. Психологическиемеханизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. – М., 2000.
8.    Практическаяпсихология \ Под ред. Кондратьевой С.В. – Гродно, 2002.
9.    РудестамК. Групповая психотерапия. – М., 2000.
10.   Селье Г. Стресс бездистресса. – М., 1998.
11.   Смык Л.А. Психологиястресса. – М., 2003.
12.   Лупьян Л.П. Барьерыобщения, конфликты, стресс. – М., 1999.
13.   Барлас Т.В. Особенностисоциально-психологической адаптации при психосоматических и невротическихнарушениях // Психол. журнал. – 1999. – №6. – С. 116–120.
14.   Гапонова С.А. Особенностиадаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. журнал. – 1999. –Т. 15, №3. – С. 131–135.
15.   Ершова Н.Г. Методическиеаспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процессав период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория ипрактика физической культуры. – 2000. – №5. – С. 14–17.
16.   Заваденко Н.Н. и др.Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование //Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 21.
17.   Литвинова Н.А., Березина М.Г.,Прохорова А. Адаптация студентов младших курсов в зависимости от уровняфункциональной подвижности нервных процессов и функциональной асимметрии мозга //М. – 1999. – №3. – С. 53–57.
18.   Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторыеаспекты социально-психологической адаптации личности // Психологическиемеханизмы регуляции социального поведения. – М., 2001. – С. 220.
19.   Березин Ф.Б. Психическаяи психофизиологическая адаптация человека. – П., 2004. – 270 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.