Реферат по предмету "Психология"


Психология и науки о человеке

Психология и науки о человеке

План:
1. Психология и история.
2. Психология и философия
3. Психология и социология
4. Психология и другие науки. Их взаимодействие

1. Психология и история
Человек является органическойчастью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками:социальными, биологическими — со всеми, которые в той или иной степени касаютсячеловека. Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человекабез глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционированияорганизма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, в частностиистории. «Человеческая натура, — писал Э.Фромм, подчеркивая значение общества длялюдей, — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и небезжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюциив синтезе с определенными врожденными механизмами и законами».
Применительно к человекуанализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числепсихологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический организм выделилсясреди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественныхдвижений и преобразований он живет примерно 50 000 лет. Но за это время благодарясозданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком свысшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями.В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие,внимание, воображение, мышление и память.
Современный человекрождается, живет и развивается в особой, отличной от природы, искусственно созданнойим социальной среде. Практически все, что окружает его с рождения, — есть творениерук человеческих, начиная от предметов домашнего обихода, одежды и кончая инструментамии средствами, которыми человек пользуется для обучения, воспитания и оказания воздействияна мир. Следовательно, для того чтобы понять, как появился современный человек совсеми его психологическими качествами, необходимо обратиться к истории человечества,в первую очередь к истории развития материальной и духовной культуры.
Без знания историиобщества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношениятакже складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции,ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций,есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение,достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современныхлюдей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Самасложившаяся система обучения и воспитания — семейного, школьного, социального, интеллектуального,трудового, нравственного, физического и т.п. — также выступает как итог длительнойистории.
Союз психологиии истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих, наук имеют местотогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой сцелью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическаяхарактеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи,традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своихзадач, рассматривая психологию людей как исторический факт.
Более глубокийсоюз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной областизнаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другойнауки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическимметодам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологиюнарода для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема ролиличности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод историческогоанализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
Есть примеры ещеболее глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Однимиз них является теория культурно-исторического развития высших психическихфункций человека, разработаннаяЛ.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества,в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, которыйзначительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическоеразвитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикойи поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластнымиего сознанию и воле.
Другим не менееизвестным примером такого рода связи является использование в психологии так называемого историческогометода. Суть его состоит втом, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологическогоявления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных кболее сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например,чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи,установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития.Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого вниманияили памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
Много блестящихпримеров подобного рода исследований мы находим у Л.С. Выготского, его ученикови последователей. Они напрямую связаны с применением исторического метода, и к этимисследованиям мы будем еще иметь возможность обратиться на страницах учебника.
Главной и наиболееценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та,что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствамии социальными поступками есть продукт истории развития человечества. От эпохи кэпохе, от одного исторического периода к другому, от государства к государству,от нации к нации и даже от поколения к поколению психология и поведение людей, ихвзгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь психологиязрелого человека оказывает обратное влияние на ход истории. Установлена, например,и доказана определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшимив разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями людей,живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людейтесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями тогообщества, в котором они живут. Американский ученый Д. Мак-Клелланд обнаружил, чтосила мотивадостижения успеха у людей, представляющихопределенную страну, коррелирует с социально-экономическими успехами, достигнутымиданной страной, а сама мотивация достижения в свою очередь зависит от сложившейсяв этой стране социальной системы воспитания детей. Показано, что история культурытесным образом переплетается и с историей личности.2. Психологияи философия
Связи психологиис философией являются еще более органичными, чем связи психологии с историей. Обенауки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда вековпсихология выступала как часть философии.
К необходимостиобращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которымиони столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальномуанализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаютсяфилософско-умозрительно. Да и сам человек, как мы выяснили, не есть полностью биологическоесущество, он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этимдвум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачентолько методами какой-либо одной науки.
Многие проблемыпсихологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастияи моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии.В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможноподойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходитсярешать.
При столкновениис такими проблемами психологи вынуждены обращаться к философии, вырабатывать самимили пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители смежнойнауки, в данном случае философии. К числу традиционных философско-психологическихпроблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания,природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личностина общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряддругих.
Долгое время покасуществовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическуюи идеалистическую и соответственно научно не оправданное разделение психологии на«советскую» и «буржуазную», так называемая марксистско-ленинская философия догматическии бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную методологическую основупсихологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз не могбыть прочным и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, особеннопсихологии личности и социальной психологии — там, где затрагивались проблемы взаимодействияобщества и личности. Теперь, наконец, этот союз обещает стать более естественными широким, возрождает надежду на постановку и решение многих сложных проблем совместнымиусилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистическогонаправления.
Отвергая марксистско-ленинскуюфилософию в качестве «единственно научной» методологии психологии, вместе с темнельзя отрицать положительность влияния некоторых материалистических идей Марксана развитие отечественной психологической мысли. Это влияние, в частности, сказываетсяна разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психическихфункций.
С другой стороны,благодаря наметившемуся в последние годы косвенному проникновению некоторых положенийидеалистической философии в психологическую мысль, чаще стали обсуждаться в отечественнойнауке сложные философско-психологические проблемы человека — ответственность, совесть,смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философовне в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубокоразобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность,достаточно изученную в психологической науке.
Есть такие проблемы,при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворными уже дало ощутимые результаты. Это, прежде всего проблемы эпистемологии — науки о познании человеком окружающего мира,призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самомобщем виде методы такого познания.
Благодаря многолетнимисследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарскогопсихолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева),удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей.Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы,логики и психологи.
3. Психологияи социология
Социология и психологиянаходят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью,социальными группами и межгрупповыми отношениями. В определенном смысле союз этихнаук напоминает союз психологии и истории (взаимообогащение методами и фактами),но он также похож на альянс философии и психологии (интеграция знаний на теоретико-методологическомуровне). Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личностии человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционнымисоциологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.
Разработаннаяпреимущественно социологами концепция социального научения принята в социальнойи возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малойгруппы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуютсяпсихологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологиобращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубжепонять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведениячеловека в обществе.
Есть немало проблем,над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципене могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это — проблемы отношениймежду людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственныхотношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этимипроблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательното, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикойи методологией исследования существует и в социологии.
Рассмотрим некоторыепонятия и концепции, которые разрабатываются в социологии и необходимы для углубленногопонимания индивидуальной психологии человека.
Наиболее известнойиз теорий, предложенных в русле «социологически ориентированной» социальной психологии,помогающей нам понять, каким образом отдельно взятым человеком приобретаются, поддерживаютсяи сохраняются определенные формы социального поведения, является теория социальногонаучения. Эта теория в своюочередь выступает как часть социологии и имеет своим предметом социализацию.
Социализацию личностиможно определить как процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественногоопыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые дляжизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь и способностьпо-человечески общаться, взаимодействовать с людьми. Социализация — это многогранныйпроцесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальнойжизни, превращения из природного в общественное существо, из индивида в личность.
Социализация включаетв себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведениясреди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальныхролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познаниечеловеком окружающей его действительности, овладение навыками коллективной работы,развитие необходимых коммуникативных способностей.
Для каждого новогопоколения открываются все более широкие возможности для социализации, но каждомуследующему поколению людей приходится вместе с тем все труднее, так как количествоинформации, которую необходимо усвоить в процессе социализации, быстро возрастаети уже сейчас намного превышает возможности отдельно взятого индивида. Понятие социализациикасается как процесса, так и результатов приобретения человеком жизненного опыта.
Особого вниманиязаслуживают механизмы социализации, т.е. способы, посредством которых человеческийиндивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. Вкачестве основных источников социализации человека, несущих в себе необходимый опыт,выступают общественные объединения (партии, классы и т.п.), члены его собственнойсемьи, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.
Теория социальногонаучения, лежащая в основе современных представлений о закономерностях и механизмахсоциализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействияи совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, естьрезультат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на ихпримерах. Эта теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа,биологии организма и его созревания и считает, что развитие не менее зависимо отмира, внешнего для человека, т.е. от общества.
Другим важнымположением теории социального научения является утверждение о том, что любые формыобщественного поведения человека, даже если в их основе не лежат известные генетическиефакторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразныхсоциально-культурных поощрений и наказаний. Такие поощрения (похвала, награда, одобрениеи т.п.) стимулируют и закрепляют те или иные реакции у человека. Наказания же, напротив,подавляют, препятствуют развитию и исключают их из сферы индивидуального опыта.
Считается, чтоновые виды социального поведения могут приобретаться человеком не только в результатепрямых поощрений и наказаний, но и при наблюдении за поведением других людей (такназываемое викарное научение) благодаря тому, что человек, как и многие другие высшиеживые существа, имеет способность обучаться через прямое подражание.
Люди в состояниизаранее предвидеть возможные следствия своих социальных поступков, планировать исознательно их осуществлять. Ожидаемые человеком вероятные результаты его поведенияиграют заметную роль в жизни, управляя процессом его социального научения не в меньшейстепени, чем прямые поощрения и наказания.
Частный, но неменее важный механизм социализации — идентификация. Дети по мере своего физическогои психического развития усваивают большое число разнообразных норм и форм поведения,человеческих отношений, характерных для их родителей, сверстников, окружающих людей.Ребенок в процессе социализации идентифицирует себя с другими людьми, перенимаяих взгляды и накопленный жизненный опыт. Посредством идентификации он приобретаетразличные виды социального и полоролевого поведения.
Основным источникомидентификации для детей раннего возраста являются родители. В дальнейшем к ним присоединяютсясверстники, дети более старшего возраста, взрослые. Действие идентификации как механизмасоциального научения не прекращается в течение всей жизни человека. Ее источникомслужат люди, несущие в себе ценные качества и желательные для социализирующегосяиндивида формы поведения.
Один из важнейшихидентификационных процессов, благодаря которому мы узнаем, как формируется личностьчеловека определенного пола: мужчины или женщины, — полоролевая типизация. Подней понимается процесс и результат приобретения ребенком психологии и поведения,характерных для людей одного с ним пола.
К другим механизмамсоциализации относят подражание, внушение, социальную фацилитацию, конформность и следование нормам. Подражание— это сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом опыта других людей,манер, поступков и действий.
Механизм подражанияв своей основе является у человека врожденным. Различные виды и формы подражательныхдвижений можно наблюдать уже у высших животных, более и чаще всего — у человекообразныхобезьян (антропоидов). Замечено, например, что антропоиды в стаде подражают темвидам поведения, которые наблюдаются у других им подобных обезьян. Подражание являетсядля высших животных важным механизмом приобретения опыта.
Не меньшую рольоно играет и в процессе социализации человека. Почти весь человеческий опыт ребенокдо трехлетнего возраста приобретает в общении с окружающими людьми через подражание.
Внушение можнорассматривать как процесс, в результате которого происходит неосознанное воспроизводствочеловеком мыслей, чувств, психических свойств и состояний других людей, с которымион общается.
Социальная фацилитация— это положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельностьдругих, совершаемую в их присутствии или при их непосредственном участии. В результатесоциальной фацилитации действия человека становятся более раскованными, а мыслительныепроцессы протекают свободнее, активнее и интенсивнее (слово «фацилитация» в переводес английского языка на русский означает «облегчение»). В наибольшей степени социальнаяфацилитация у человека проявляется в кругу близких и знакомых людей. В обществечужих людей, порождающих чувство тревоги и беспокойства, нередко наблюдается явлениепротивоположного характера, выражающееся в торможении поведения и психических процессовсубъекта общения. Это — социальная ингибиция (данное слово в переводе означает торможение).
Много вниманияв социальной психологии уделялось изучению, такого механизма социализации, как конформность.Конформным называют поведение человека, при котором он, осознанно расходясь в мненияхс окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо конъюнктурныхсоображений (личной выгоды в ущерб следованию истине). Конформность — это приспособленчество,следование чужому мнению, заранее и сознательно рассчитанное на то, чтобы не создаватьсебе лишних трудностей в общении и взаимодействии с людьми, добиться поставленныхцелей, погрешив против истины.
 
4. Психология и другие науки. Их взаимодействие
Психология имеет многогранныесвязи, как с естественными, так и с социальными науками. С естественными наукамипсихология связана общетеоретическими положениями, которые используются для обоснованиязакономерностей развития психики, проблемами врожденного и приобретенного, Что считаютсяцентральными в психологии, так и в генетике, проблемами физиологии, в частностифизиологии высшей нервной деятельности, некоторыми проблемами физики.
Экспериментальная психологияразвивалась под влиянием исследований естественных наук. Первые экспериментальныеисследования по психологии возникли из потребностей астрономии. Впоследствии онистали основой таких наук, как психофизика и психоакустика. Исследования по психологииосновывались на данных биологических наук, законе биологической эволюции, достиженияхфизиологии.
Медицинские науки принимаютво внимание наработки психологии в решении проблем здравоохранения, борьбе с заболеваниями.На основе медицины, педагогики, психологии возникли школьная гигиена, медицинскаяпсихология, Нейропсихология и др. Знание психологии способствует общению врача спациентом, пропаганде медицинских знаний, проектированию медицинской техники.
Координация психологии стехническими науками важна для решения проблем инженерной психологии, эргономики,кибернетики и т.п.; разработке систем управления; подготовке работников в системеуправления; создание роботов, компьютеров, систем связи, средств отображения информации;подготовки человека к работе в новосозданных технических системах, аппаратах.
Связь с общественныминауками, прежде всего, обусловлен тем, что психология вышла из философии. Первыйсистематизированный изложение психологии принадлежит Аристотель (384-322 до н.э.).Но в те времена она была неотделима от философии. Только в XVI в. появился термин«психология», а в начале XVII в. эта наука начала отделяться от философии.Но и сегодня философия и психология имеют общие проблемы. Например, в разработкетеории познания — гносеологии. И теснейшую связь психология имеет с педагогикой.К.Д. Ушинский писал, что соотношение между ними аналогично соотношению между медицинойи физиологией. Ученый считал, если педагогика хочет изучать человека, то она должнавсесторонне познать ее. На стыке психологии и педагогики образовалась педагогическаяпсихология.
Психология тесносвязана с историей, экономикой, социологией, лингвистикой, литературоведение, теорииискусств, юридическими и политическими науками. На основе и под влиянием общей психологиипроизошло становление таких наук, как социальная психология, юридическая психологияи т.д. Психология имеет связь с конфликтологией.
Многогранный связьпсихологии с другими науками — философскими, естественными, социальными — обусловлентем, что в центре ее внимания стоит человек. Однако близость психологии к другимнаукам и наличие общих проблем с некоторыми из них не лишает её самостоятельности.Сегодня психология развивается в направлении максимального расширения связей сосмежными науками, сохраняя одновременно свою своеобразие и самостоятельность.

Список использованнойлитературы:
1.  АндрееваГ.М. Социальная психология. — М., 1988.
2.  Немов С.Р.Общие основы психологии.- М.,2003.
3.  СтоляренкоЛ.Д. Психология.- М.,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.