Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогическая практика в школе

План урока по психологии
 
Предмет: Психология
Раздел: Социальная психология
Изучаемая тема: Общение
Тема урока: Невербальное общение
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «Невербальное общение».
2. Познакомить учащихся с невербальными приемами и способамипередачи информации
3. Повысить психологическую грамотность учащихся.
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Метод обучения: Рассказ-опрос
Ход урока
1.  Организационнаячасть – 5 минут.
2.  Узловыевопросы изложения материала – 20 минут.
3.  Закреплениеизученного материала – 10 минут.
4.  Подведениеитогов урока – 10 минут.Содержание
1.        Введение
2.        Видыобщения
3.        Влияниеобщения на развитие человека
4.        Функцииобщения
5.        Понятиеневербального общения
6.        Формыневербального общения
7.        Обратнаясвязь в общении

Урок
Введение
Рассматривая образ жизни человека, было замечено, что в ней,наблюдается 2 типа контактов:
1.  Контактыс природой
2.  Контакты,которые характеризуются тем, что несколько человек обмениваются информацией спомощью, которой можно повлиять на поведение и настроение другого человека. Этиконтакты и называются общением.
Следовательно, без общения невозможно взаимодействие человека с природой,друг с другом. Что еще раз говорит о важности общения (как вербального так иневербального) в нашей жизни.Видыобщения
Общение бывает разным. Например, когда Вы общаетесь со своимиодноклассниками или друзьями, то вы ведете разговор легко и непринужденно напонятном вам языке (сленге). Это один вид общения. Другой вид, когда Выобщаетесь с учителями или родителями. Здесь необходимо соблюдать определённыеправила поведения и построения предложений.
Кроме этого бывает еще необходимое общение.
Пример: Урок, разговоры в транспорте и т.п.
Желательное общение, когда разговор приносит удовлетворение или пользу.
Нейтральное общение оно и не мешает и результатов не приносит. Оносуществует как необходимость.
Пример: Выполнение уроков.
Нежелательное общение.
Пример: Третий лишний.Влияниеобщения на развитие человека
Общение имеет огромное значение в развитии психики человека, атакже влияет на культурное развитие человека. Через общение с развитыми людьмиребенок сам превращается в развитую личность. Если бы вы, дети, были с рождениялишены общения с людьми, то никогда не стали бы цивилизованными культурно инравственно развитыми людьми. Человек, до сих пор, оставался бы полуживотным,лишь внешне напоминая человека, не будь в нашей жизни такого фактора какобщение.Функции общения
Существуют различные функции общения. Через них можно организоватьсовместные действия, планировать и регулировать групповое взаимодействие – это регулятивнаяфункция; кроме этого через общение приобретаются знания умения и навыки осебе и других людях – этопознавательная функция; также через слова,жесты можно определить эмоциональное состояние человека, его настроение – этоэкспрессивная функция. Ещё существует функция социального контроля спомощью, которой можно решать различные вопросы, контролировать выполнениезаданных задач.
Вы (ученики) уже поняли, что такое общение, каким оно бывает икаковы его функции. Теперь необходимо понять как или через что происходитпередача информации. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений инавыков, говорят о приемах и средствах общения.
Приемы общения – это способы передачи информации от одногочеловека к другому, включая вербальные и невербальные способы.
Способом вербального общения является человеческая речь и все, чтос ней связано, т.е. одни и те же слова могут нести в себе разную информацию, по-разномупостроенные предложения могут нести разный смысл и т, д.
Невербальное общение
Как я уже и говорила выше, невербальное общение является способомпередачи, какой-либо информации. Однако вам, наверное, непонятно, что такоеневербальное общение?
Невербалика – это также передача другому лицу информации, но без помощислов (с помощью жестов, мимики). Вам, наверное, приходилось что-то показывать,передавать от одного к другому, но так чтобы не увидел кто-то посторонний. Каквы это делаете? Через жесты, покачивание головой, мимику – вот это и естьневербальное общение.Формы невербального общения
Это общение проявляется в 4 формах:
1. Выражается в мимике, жестах и пантомимике. Называется эта формаобщения кинессикой.
Истинную информацию о переживаниях человека способна дать егомимика, т.е. движения мышц лица. Мимические выражения несут более 70%информации. Так замечено, что человек, который пытается скрыть информациюили солгать встречается своими глазами с глазами собеседника менее 1/3 времениразговора.
Взгляд может быть деловым (в районе лба собеседника),предполагает создание атмосферы делового партнерства; светским, когдавзгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), этоспособствует созданию атмосферы непринужденного светского общения; интимным,когда направляется не в лицо, а на другие части тела до уровня груди. Такойвзгляд может говорить о большей заинтересованности друг другом в общении; взглядискоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, подбородок, глаза, нос – эти части лица выражаютосновные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх,печаль и т.п. Причем распознаются легче всего положительные эмоции: радость,удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль,гнев, отвращение. Основную нагрузку в выражении чувств несут брови и губы.
Жесты бывают:
•    иллюстраторы– жестысообщения; указатели, образные картины изображения (вот такой глаз); также этомогут быть движения телом; жесты-биты (отмашки); движения руками, соединяющеевоображаемые предметы;
•    регуляторы– выражающиеотношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда,целенаправленные движения руками);
•    эмблемы – заменители слов, фразв общении (сжатые руки на манер рукопожатия).
•    адаптеры– специфическиепривычки человека, связанные с движением рук (почесывания, подергивание,касания партнера, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой);
•    аффекторы– выражаютчерез движения тела, мышц лица определенные эмоции. Существуют и микро жесты:движения глаз, покраснение щек, подергивание губ и т.д.
Ложные движения обычно начинаются с конечностей и заканчиваются налице (а не наоборот).
При общении человек обычно использует следующие виды жестов:
•    Оценки– почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки,прохаживание туда-сюда.
•    Уверенности– соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле.
•    Нервозности,неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание постолу пальцами, дотрагивание до спинки стула, перед тем, как при сесть и т.д.
•    Самоконтроля– руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящегона стуле и вцепившегося руками в подлокотники.
•    Жестыожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань.
•    Отрицания– сложенные на груди руки, дотрагивание до кончика носа.
•    Расположения– прикладывание рук к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др.
•    Доминирования– жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверхувниз.
•    Неискренности– прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд
2.       Это смех, плач, паузы и т.д. и все что связано сголосом, изменением его диапазона и тональности. Называется эта формапаралингвистикой.
3.       Третья форма невербального общения называетсяпроксемикой. Сюда входят пространственные и временные нормы общения, т.е. личностноепространство.
Ежедневно общаясь с другими людьми человек (не всегда осознанно) учитываетзоны дистанции:
•    интимнаязона (15–45 см.)– допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерныдоверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Нарушениеинтимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащениебиения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. преждевременноевторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседникомкак покушение на его прикосновенность;
•    личная,персональная зона (45 – 120 см.) для обыденной беседы с друзьями иколлегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами,поддерживающими разговор;
•    социальнаязона (120 – 400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах,преподавательских и др. служебных помещениях, как правило, с теми кого не оченьзнают;
• публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение сбольшой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.
4.       Последней формой общения является визуальное общениеили контакт глаз.
Все формы невербального общения могут дополнять речевое, а могутявляться единственным средством получения и передачи информации. Например,глухонемые люди общаются и прекрасно понимают друг друга только с помощьюневербальных средств общения.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать иоценивать людей.
Основные из них таковы:
1.  Наличие заранее заданныхустановок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процессвосприятия и оценивания другогочеловека.
2.  Наличие уже сформированныхстереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории иформируется установка, направляющаявнимание на поиск связанных с ней черт.
3.  Стремление сделать преждевременныезаключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая идостоверная информация. Некоторыелюди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречалиили увидели его.
4.  Безотчетноеструктурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются вцелостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякоепонятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.
5.  Эффект «ореола» проявляется в том, чтопервоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека,а затем общее впечатление очеловеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то егоположительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либооправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, тодаже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно каксвоекорыстные.
6.  Эффект «проецирования» проявляется в том, чтодругому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональныесостояния. Человек, воспринимаяи оценивая людей, склонен логически предположить: «Все люди подобны мне» или «Другиепротивоположны мне». Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качествахарактера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый,отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через«розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие,жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
7.  «Эффект первичности» проявляется в том, чтопервая услышанная или увиденна я информация о человеке или событии, является оченьсущественной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Иесли даже потом выполучите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать выбольше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроениесамого человека: если оно мрачное (например из-за плохого самочувствия), в первомвпечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатлениео незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».
8.  Отсутствие желания ипривычки прислушиваться к мнению других людей,стремление полагаться насобственное впечатление о человеке, отстаивать его.
9.  Отсутствие изменений ввосприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам.Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение очеловеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.
10.«Эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнююинформацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этомчеловеке
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», бытьоткрытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые иблизкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучшеориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, долженинтересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях,учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию отразных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах.Обеспечение других обратной связью – сведениями о том, какие чувства и мысливызывает у нас их поведение – может повышать взаимное доверие. Для того чтобывысказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не толькосоответствующими умениями, но и смелостью.Обратная связь в общении
Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, отом, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какиечувства вызывает у меня его поведение. Правила обратной связи:
1.       Говори о том, что конкретно делает данный человек, когдаего поступкивызывают утебя те или иные чувства.
2.       Если говоришь о том, что тебе не нравится в данномчеловеке, старайся в основномотмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
3. Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том, чтопредставляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебев связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, чтотебе приятно и что тебе неприятно.

Психологическое просвещение
 
Тема: «Что такое СПИД?»
 
Обоснованиевыбора темы: Распространение ВИЧ-инфекции требует предпринять решительныешаги в области воспитания. На наш взгляд этим шагом может стать проведениезанятий, направленных на формирование у учащихся установок на безопасное дляздоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, на здоровый образжизни, информация представлена с учетом возраста детей.
Определениеместа и значения темы в системе целого курса «Человек и мир»: Темарассматривается в разделе «Человек и его здоровье». Данное занятие являетсяединственным и завершает блок «Здоровый образ жизни».
Обязательная литература:
3.  Безопасноеи ответственное поведение. В 3 ч./ Под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.:Тесей, 1998. 4.1.
4.  Белая В.Л.и др. Человек и мир. – Мн.: Народная асвета, 2000
5.  Выхотите знать о СПИДе // Вестник. 1996. №3.
6.  Медико-санитарноепросвещение в школе в целях профилактики СПИД и болезней, передаваемых половымпутем. // Серия публикаций ВОЗ №10, СПИД. – Женева, 1992.
Аудитория: учащиеся 3 «А» класса СШ №51.
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «СПИД», «вирус», «профилактика»,путями передачи ВИЧ.
Задачи:
1.  Датьопределение понятию СПИД.
2.  Датьопределение понятию вирус.
3.  Датьинформацию о признаках заболевания и способе диагностики.
4.  Доказатьнеобходимость профилактики СПИДа.
5.  Указатьисточники заражения.
6.  Разъяснитьвозможности общения с больными СПИДом.
7.  Донестиинформацию о международном дне профилактики СПИДа.
8.  Повыситьобщую культуру учащихся путем усвоения знаний о СПИДе.
Основные понятия: СПИД, вирус, профилактика.
План:
1.        Организацияурока.
2.        Проверказнаний, умений и навыков учащихся.
3.        Изложениенового материала.
4.        Закреплениеучебного материала.
5.        Итогзанятия.
Организация урока.
 
Проверкаприхода учащихся на занятие (кто отсутствует, по какой причине?), и ихготовности к занятиям, организация учащихся: мобилизация их внимания,требования к подготовке рабочих мест и др.
 
Проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Сегодня мы с вами поговорим о болезни человека.
Какие болезни вы знаете?
Как ими можно заболеть?
Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Какие вы знаете неизлечимые болезни?
Вы знаете что такое СПИД?

Изложение нового материала.
СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые и детиво всем мире. Название болезни – СПИД – расшифровывается как:
Синдром
ПриобретенногоИммуноДефицита
Синдром – сочетание признаков, указывающих на наличие болезни.Какой синдром при простуде?
Приобретенный – это значит, что болезнь не наследственная, априобретенная самим человеком.
Иммунодефицит означает, что иммунитет, т.е. защитная системачеловека, которая охраняет его организм от инфекций и болезней, пересталазащищать организм.
СПИДвызывается вирусом. Вирус – очень маленький организм, который способен вызватьразные заболевания, в том числе и СПИД. Вирус проникает в клетки защитной системыорганизма. Организм становится незащищенным от болезней, с которыми эти клеткиобычно борются.
У СПИДа бывают самые разные признаки. Это длительный кашель,частые утомления, расстройства желудка, постоянные простуды. Но поставитьдиагноз можно лишь после того, как человек сделает специальный анализ крови.Как можно заразится СПИДом?
·          припереливании зараженной крови;
·          при использованииигл и шприцев, которыми кто-то уже пользовался;
·          припользовании маникюрным и другими инструментами, которые употреблял человек,страдающий этим недугом;
·          вируспередается от матери ребенку во время беременности, при рождении ребенка,кормлении грудным молоком.
Заразится ВИЧ-инфекцией нельзя: при рукопожатии; через поцелуй;через еду;
·          отукуса насекомого и др.
СПИД – этонеизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток, лекарствдля лечения, поэтому, чтобы не заразиться, надо заниматься профилактикой.Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заболевания.Надо соблюдать правила личной гигиены.А какие правила личной гигиены вы знаете?
…чистить зубысобственной щеткой и ни с кем ей не обмениваться; гуляя на улице, не подниматьи не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим ирежущим предметам, так как они могут быть заражены вирусом.
Вы можетезаразится от больного вирусом СПИДа через капельки крови и ранки на коже.Поэтому, если вы видите, что у вашего друга (больного СПИДом) течет кровь, тосразу же позовите взрослых. Ребенок не может заразиться, просто находясь рядомс больным СПИДом, который может быть его другом. Можно спокойно давать ему своикнижки, ручки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездитьна одном транспорте. Не надо боятся людей, которые заболели СПИДом.
1 декабря – всемирныйдень профилактики СПИД. В этот день во всем мире проводят много мероприятий,чтобы обратить внимание людей на данную проблему. Каждый ребенок может принятьучастие, нарисовав рисунок, поделившись с другом знаниями об этой болезни,сделав собственными руками подарок для больных СПИДом детей.
Закрепление учебного материала.

Вопросы и задания:
7.  Чемвызывается СПИД?
8.  Кточаще болеет СПИДом?
9.  Чтотакое профилактика?
10.Излечим ли СПИД?Формированиенавыков общенияПроцедура1. Здесь и теперь
Назначение: включение каждого участника в ситуацию групповой работы.
Инструкция: «Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобыобратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься от проблем, неотносящихся к нашей работе, сосредоточиться на ситуации «здесь и теперь»,включиться в работу».
Вопросы для обсуждения:
1. Чьё обращение подействовало на вас наиболее сильно?
2. Что помогло отвлечься от проблем, не относящихся к групповойработе?
 Процедура2. Почувствуй моё состояние
Назначение: обучение пониманию своего состояния и состояния собеседникав общении.
Инструкция: «Бросая друг другу мяч, вы будете называть вслух имя того,кому бросаете мяч. Тот, кто получает мяч, принимает такую позу, котораяотражает его внутреннее состояние, а все остальные, воспроизводя позу,стараются почувствовать, понять состояние этого человека. После того, какотносительно каждого будет предложено несколько гипотез, следует обратиться ксамому человеку с тем, чтобы он сам сказал, какое у него состояние».

Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства вы испытывали во время упражнения?
2. Как вы чувствуете себя сейчас?
3. Что помогало вам понять состояние другого?
 Процедура3. Установление контакта
Назначение: развитие способности использовать невербальные средстваустановления контакта, сензитивности к партнеру по общению.
Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди выйдет в центр и попытаетсялюбыми доступными ему невербальными средствами установить контакт с каждымучастником
группы».
Вопросы для обсуждения:
1. Какие чувства возникли у вас в процессе выполнения упражнения?
2. Какие средства установления контакта вы использовали?
3. По каким признакам вы определяли, что контакт установлен?
 Процедура4. Уличное знакомство
Назначение:использование различных способов знакомства, определение наиболее эффективныхстратегий установления контакта с незнакомыми людьми. Инструкция: «Выберитесебе пару. Один из участников пары должен будет вступить в контакт с другим,«совершенно незнакомым» ему человеком. Учтите, что знакомство происходит наулице. Для того чтобы познакомиться, можно использовать любые вербальные иневербальные средства. Второй человек в паре, наоборот, любыми путями пытаетсяуйти от знакомства. Цель считается достигнутой, когда первому удаётся узнать увторого его имя и номер телефона. Затем участники пары меняются ролями».

Вопросы для обсуждения:
1. Какие средства и способы знакомства оказались наиболееэффективными?
2. Какие вашиличностные особенности способствовали, а какие препятствовали достижению цели?
3. В какой из двух ролей вы чувствовали себя менее комфортно, ипочему?
4. Опишите ваше самочувствие на данный момент.
 Процедура5. Ошибочное мнение
Назначение: осознание интерпретационных искажений при восприятии качестви отношений других людей (феноменов межличностного восприятия: эффекта ореолапервого впечатления, новизны, стереотипизации и др.).
Инструкция: «Сейчас вы разделитесь на подгруппы по 4 – 5 человек. Каждыйиз вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человекеили его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когдавсе будут готовы, по очереди максимально подробно опишите эту ситуацию членамсвоей подгруппы. Постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда всерасскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовык тому, чтобы сообщить всей группе сделанные выводы».
Вопросыдля обсуждения:
1. Насколько легко было вспомнить и подробно описать ситуацию?
2. Перечислите причины тех ошибок межличностного восприятия, окоторых вы услышали от участников своей подгруппы.
3. Что, по вашему мнению, может помочь избежать искажений ввосприятии других людей?Процедура6. Безусловное достоинство
Назначение: снятие эмоционального напряжения путем позитивной обратной связи.
Инструкция: «Давайте закончим сегодняшнее занятие тем, что обратим ещёраз внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем это так: закроемглаза и мысленно пройдём по кругу, остановимся перед каждым участником группы иподумаем над тем, какие у этого человека есть достоинства, сильные стороны вобщении. (Тренер тоже участвует в упражнении, это позволяет ему рассчитатьвремя, нужное для того, чтобы мысленно «подойти» к каждому.) Откроем глаза.Теперь пусть один из вас бросит мяч какому-либо участнику группы и скажет,каким безусловным достоинством в общении обладает этот человек. Тот, у когомяч, передаст его следующему и скажет о его сильных сторонах при взаимодействиис другими, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнатьо своих сильных сторонах».
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы себя сейчас чувствуете?
2. Что нового о себе вы узнали?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Судебные ошибки (WinWord, Лексикон)
Реферат Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции
Реферат Современная концепция государственного управления. Организационные структуры в государственном управлении
Реферат Связь жевательной функции с другими функциями организма
Реферат Система «природа — общество» и климат. Природная экодинамика по данным наблюдений
Реферат Нравственные основы христианства. Филосовские взгляды Руссою. Религиозно-филосовские взгляды Булгакова
Реферат Избирательная система и избирательные права
Реферат Анатомия и физиология мочевой системы человека
Реферат Орская ТЭЦ
Реферат Интернет: бизнес-план
Реферат Перевозка грузов Ж.Д. транспортом
Реферат Решение задач по экономическому анализу
Реферат 1. организация и управление межбанковскими расчетами
Реферат Оксамитова революція в Чехословаччині
Реферат Управление хозяйственной деятельностью предприятия