Реферат по предмету "Психология"


Психодиагностика личности

Министерство образования и науки РФ
Гуманитарный университет
г. Екатеринбург

Факультетсоциальной психологии
Специальность«Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучениязаочная
Курс 1 (2006 г.н.)сокращенное
Ф.И.О.студента   Ичетовкина Виктория Сергеевна

Дисциплина
Психодиагностика
Контрольная работа
 
Тема: «Психодиагностика личности»
 
Преподаватель:Зотова Е.Ю.
Дата сдачи:
Результат к/р
Дата возврата

Екатеринбург2007
ОГЛАВЛЕНИЕВведение.Предмет и принципы психодиагностики  Основные методы психодиагностики  иих классификация   Понятие личности в психологииТесты как вид психодиагностики.Многофакторные личностныетест-опросники  Заключение.Список использованной литературы

Введение.
Психология наших дней – теоретическая дисциплина,изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая ипсихологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру,врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвященапсиходиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыкефундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Современнаяпсиходиагностика все шире используется в таких областях социальной практики,как:
1)   расстановка кадров, профотбор ипрофориентация;
2)   прогнозирование социальногоповедения, например: стабильности брака, законопослушности;
3)   оптимизация обучения и воспитания;
4)   консультативная ипсихотерапевтическая помощь;
5)   судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза;
6)   прогнозирование психологическихпоследствий изменения среды.
Помимо этогопсиходиагностические методики это – один из инструментов научных исследований впсихологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностикаслужит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся,пациентам, клиентам психологических консультаций).

Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика — это нетолько направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику впрактическом смысле можно определить, как установление психологическогодиагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельнаяличность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальныхметодов, может входить составной частью в эксперимент или выступатьсамостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельностипрактического психолога, направляясь при этом на обследование, а не наисследование.
Психодиагностикапонимается двояко:
1.        В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться клюбому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, каквыявление и измерение его свойств;
2.        В узком смысле,более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойствличности.
В психодиагностическомобследовании можно выделить 3  основных этапа:
Сбор данных;
Переработка иинтерпретация данных;
Вынесение решения –психологический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как наука определяется, как областьпсихологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально –психологических особенностей личности.
Как теоретическаядисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами,характеризующими  внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны,это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретноевоплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, отобобщения к конкретному факту.
Теоретическаяпсиходиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принципотражения –адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективнуюрегуляцию его деятельности;
Принципразвития –ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции ихизменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принципдиалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философскихкатегорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
Принципединства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека,деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностныйпринцип – требует отпсихолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретнойжизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработкипсиходиагностических методик – способов получения достоверных данных осодержании переменных психической реальности. Современная психодиагностикавыделилась в отдельную область научных и практических психодиагностическихзнаний.  
Основные методы психодиагностики и ихклассификация
В настоящее время созданыи практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХв. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования,предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Этотребования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания напрактические действия или операции, которые может выполнить любойисследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явлениеобладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот ипретендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т.е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Самую общую схемуклассификации психодиагностических методов можно  представить в виде следующейсхемы:
Таблица 1Классификацияпсиходиагностических методов
/>/>/>/>/>МЕТОДЫ /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
психодиагностические   />
исследовательские   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> На основе
наблюдений   />
Объективные психодиагност. методы  
опросные  
Эксперимент.методы   /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
прямое   />
косвенное   />
интервью   /> />
анкета   />
опросник   />
Существуют также другие  методыпсихолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, иметод графов.
 Понятие личности в психологии В широком плане личность человекаявляется интегральной целост­ностью биогенных, социогенных и психогенныхэлементов.Биологическая основа личностиохватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод,жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессысозревания и развития организма.
Понятия “человек”, ”личность”.Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающихвида  Homo sapiens
 Человек– существо общественное, и это самый главный его признак. Общественная жизнь итруд совершенствовали природу человека и подчинили его себе. Благодаря обществучеловек способен не только познавать и трудиться, но и осознавать своивнутренние процессы, действовать разумно. Самосознание является вершинойразвития  сознания человека в филогенезе (истории рода) и в антогенезе (историижизни индивида).
Человекявляется объектом изучения естественных и общественных наук. Понятие личностьуже, чем понятие человек. Личность – категория общественно-историческая.  Личность – объект исследования только общественных наук: истории, философии,этики,    эстетики, психологии, педагогики.
Личность– сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль. Роль – это социальная функцияличности: роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы –управление коллективом, организация процесса обучения.
Позицияличности – это система её отношений к материальным условиям жизни, к  обществу,людям, к себе, к собственным и общественным обязанностям, труду. Эти  отношенияхарактеризуют нравственный облик личности, её социальные установки.Материалистическая философия и психология рассматривают личность каксоциальную  сущность. Личность – это тот же человек, но взятый со стороны егообщественной значимости и о  бщественной деятельности.Социальное «измерение» личностиобусловливается влияни­ем культуры и структуры общностей, в которых человек былвоспи­тан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагае­мымиличности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье,школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное подвлиянием воздействия дру­гих представление о собственной особе, и отраженное«Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений другихлюдей о нас самих.В современной психологии нет единогопонимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личностьесть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово­купность черт,определяющих образ (стиль) мышления данного че­ловека, строй ее чувств иповедения.В основе личности лежит ееструктура — связь и взаимодейст­вие относительно устойчивых компонентов(сторон) личности: спо­собностей, темперамента, характера, волевых качеств,эмоций и мо­тивации.Способности человека определяют егоуспехи в различных ви­дах деятельности. От темперамента зависят реакциичеловека на ок­ружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п. Харак­терчеловека определяет его поступки в отношении других людей.Волевые качества характеризуют стремлениечеловека к достиже­нию поставленных целей. Эмоции и мотивация — это,соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.Личность представляет собой во многомжизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается впоследователь­ности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступ­ков.Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных си­туациях довольновариативно.В тех свойствах, которые былиприобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менееустойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятель­ствам,к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностныхориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности,показателем ее раз­вития. Типичным примером этого является изменение ценностныхориентации личности в современный период, в период перехода Рос­сии к рыночнойэкономике.Тесты как вид психодиагностики.Тест- это особый видэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание илисистему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычноучитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственногоразвития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальныхособенностей протекания психических процессов. Тестовое исследование отличаетсясравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложныхтехнических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это простобланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественноевыражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим ито, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленныхусловий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроение испытуемого,его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки спомощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека,прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.  Многофакторные личностныетест-опросники Существуют многофакторноеобследование личности для психически-здоровых людей. Тест-опросник 16ЛФ.История построения теста. Структура и интерпретация 16 личностных факторов.Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкалы стенов. Типовые профили иих интерпретация. Национальные и специализированные популяционные нормы.Уравнения эффективности для прогноза профессиональной успешности. Возможностикомпьютеризации. Особенности русскоязычной версии 16РФ: различия англо- ирусскоязычного тезаурусов личностных черт. Четырехполюсная концепция личностнойчерты. Система ТЕЗАЛ.

Заключение.
 Итак, в психологии используют целыйряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельномслучае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычноиспользуют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих иконтролирующих друг друга. Тесты применяются на всех этапахдидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий,тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости иакадемических достижений.Не все необходимые характеристикиусвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели,как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умениесвязанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристикизнаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит,что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методамипроверки.

Список использованнойлитературы
1.  Абрамова Г.С. Практическаяпсихология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”,1998.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3:Психодиагностика.   М.: “ВЛАДОС”, 1998.
3. Рогов Е.И. настольная книгапрактического психолога:  В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1
1.    Общая психодиагностика/Подред.А.А.Бодалева и В.В.Столина. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987. -  304с. (Переиздание — С. – Петербург: Речь, 2000).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Партійно-радянська преса України
Реферат Acceptance Northern Illinois University Essay Research Paper
Реферат Espionage Act Of 1917 Essay Research Paper
Реферат Апаратне забезпечення інформаційних систем
Реферат Christianity And Buddhism Essay Research Paper Several
Реферат Формирование и исполнение регионального бюджета Республики Татарстан
Реферат Роль искусства в жизни человека по произведениям Пушкина, Гоголя, Куприна
Реферат 9 декабря 2011 года впервые в детском саду был организован для детей интерактивный мюзикл. Интерактивный мюзикл это музыкально-сценическое представление, сочетающее в себе сказочный сюжет, танцы и вокальные номера
Реферат по Информационной системе в экономике
Реферат South American Rainforest Destruction Essay Research Paper
Реферат Народная смеховая культура как один из источников формирования творчества Ф. Рабле
Реферат Физико-химические основы технологии поликонденсационного наполнения базальто-, стекло- и углепластиков
Реферат What Is History Essay Research Paper History
Реферат Critical Analysis Of Young Goodman Brown Essay
Реферат 1. Посвященная Богу жизнь, глубоко укорененная в примерах и поучениях Иисуса Христа, является даром Бога Отца Его Церкви посредством Святого Духа