Реферат по предмету "Психология"


Психологическая структура личности

МосковскийГосударственный Технический Университет
ГражданскойАвиации
Кафедрагуманитарных и социально-политических наук
Контрольнаяработа № 1
по дисциплине«Психология и педагогика»
Психологическаяструктура личности
студента 3 курса заочного факультета
Храпова Владимира Алексеевича
Москва 2009

План
 
Введение
1.   Что же такое личность?
2.   Психологическая структураличности
Заключение
Литература и источники, используемые для выполненияконтрольной работы

Введение
В нашей обыденной жизнимы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”,“психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем,можно значительно «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв иусвоив некоторые теоретические давно установленные истины психологии, которыепомогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.
Само слово “психология”,возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитыйнемецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смыслеозначает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используетсясравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, встрогом смысле слова психология понимается как наука о психике, апсихолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой втеоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения,осуществляя разнообразную помощь людям.
Несколько слов обособенностях психологии как науки. Это наука о самом сложном, что пока известночеловечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Еслиже иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя”нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самаявысокоорганизованная материя, известная нам.
Истории исследования вобласти психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответына вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах,определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки ижизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическуюценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано снеобходимостью решения практических задач.
Психология без практикилишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку.Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развитияпсихологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, чтодля успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядомпрактических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играетскорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именноинтенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся кобщим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопросо ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многиепредставители гуманистического направления в психологии, как постепенноеразворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека насамореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборовсамого человека.

1.Что же такое личность?
Для более глубокогопонимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность».Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность — это человек, взятый всистеме таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являютсяустойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенноезначение для него самого и окружающих.” (Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87)
“Личность — многомерная имногоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальноесвоеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология. Учебникдля технических вузов. — СПб.: Питер, 2000, с.263).
“Личностьюв психологии обозначаетсясистемное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметнойдеятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленностиобщественных отношений в индивиде.” (Петровский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1986).
“Личность — это такая системапсихических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человекав надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль,истина и подобные всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентоввысших учебных заведений непсихологических специальностей. — М.: ЮНИТИ, 1997).
“Под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимымиморфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своейпсихической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.” (Васильев И.С., Агафонов А.В.Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. — М.:МГТУ ГА,1999).
"Личность — это человек, взятый всистеме таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являютсяустойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенноезначение для него самого и окружающих.” (Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. — М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994)
Сложно выбрать однозначноверное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия,как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что все из всехопределений теоретиков психологии можно выделить нечто общее и свести к одномуопределению:
Чащевсего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных ижизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития — подличностью психология понимает конкретного человека с его неповторимымиморфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своейпсихической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.
Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальнымявлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического,социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зренияего психической, духовной жизнедеятельности.
Вшироком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных,социогенных и психогенных элементов.
Биологическаяоснова личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обменавеществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомическиеособенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное“измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, вкоторых человек был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшимисоциогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею вразличных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное“Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление особственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе,созданных из представлений других людей о нас самих.
Такимобразом, понятие «личность»характеризуетособенности развития человека как социального существа.
2.  Психологическаяструктура личности
«Структура –совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта,обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структурепредполагает рассмотрение объекта как системы...».(Словарь практическогопсихолога)
Проблема структурыличности в психологии еще более запутана, чем само понятие«личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории опсихологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихсямежду собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди нихчто-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.
В связи со сказаннымхотелось бы процитировать авторов известного во всем мире современного учебникапо психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера: «…чтобы не потерять своейнаучной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новыхэмпирических данных» (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.).
В настоящее время, сучетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологиии психогенетики крайне актуальным является построение целостнойбиопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должныобъединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристикипсихики и личности.
Психологическимиэлементами структуры личности являются ее психологические свойства иособенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Наземле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру.Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще,которая состоит из четырех сторон:
1.     Блокпсихических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):
·          влечения — одна из форм направленностиличности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижениючего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
·          желания — переживание, одна из формпроявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности кдостижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такогостремления.
·          интересы -  одна из форм направленностиличности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашеннойположительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно являетсясоциально обусловленным.
·          идеалы — образ, являющийся воплощениемсовершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
·          мировоззрение — система взглядов на мир в целом,на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форманаправленности личности.
·          убеждения — форма направленности личности,выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии сосвоими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волейчеловека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человекаотражает его мировоззрение.
·          потребности — объективная испытываемая субъектомнужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источникомактивности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой иее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют наразвитие личности.
2.   Опыт личности — обретение человеком общественногоопыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельностизнания, умения, навыки:
·          знания — система научных понятий озакономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
·          умения — способность человека на основезнаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу вновых условиях;
·          навыки — автоматизированные компонентыцеленаправленной сознательной деятельности;
3.   Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включаетформы психических познавательных процессов, в частности:
·          ощущения — это простейший из психическихпроцессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Онивозникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческоготела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность копределенным раздражителям.
·          восприятие — психический процесс отраженияпредметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств ичастей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результатенепосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторныеповерхности анализаторов.
·          внимание — психический познавательныйпроцесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека наопределенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее,отчетливее, глубже.
·          память — психофизиологический процесс,выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основойприобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
·          наблюдательность — качество личности, заключающееся ввысоком уровне развития способности концентрации внимания на том или иномобъекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, носущественные для анализа.
·          воображение — психический процесс, заключающийсяв создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуетсянеопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, азаменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующихописанию объекта.
·          мышление — процесс опосредованного отраженияв человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениямисубъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаясяобобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышлениетеоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое;наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое ит. д.
·          речь — исторически сложившаяся формаобщения людей посредством языка, который представляет собой системуфонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правилобщения.
·          эмоции – особая форма отражения психикойокружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленныхпереживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящихдеятельность.
·          чувства — особая форма отражения психикойокружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социальнообусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.
4.   Биологически обусловленные свойства икачества личности:
·          антропологическиепризнаки — расовые,половые, возрастные и др.;
·          физическиеособенности —размеры тела и его структурно-механические свойства;
·          внешняяанатомия тела;
·          функционально-анатомическиеособенности;
·          биохимическиеособенности и патологиивыделенных элементов;
·          свойства итипы темперамента — устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороныего психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшейнервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервнойсистемы.
Производными от этихосновных подструктур являются:
·         Характер – это совокупность наиболее ярковыраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека исистематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом,который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразныйотпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяетсяврожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подверженизменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессевоспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться приизменении этих условий.
·         Способности – психическое свойство личности,проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностейчеловека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видамидеятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеватьими.
·         Воля и волевыекачества личности — форма психического отражения действительности, позволяющая личностипреодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человекурегулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность кволевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человекомсвоей деятельности.

Заключение
 
В заключении можносделать некий общий вывод. Итак, формирование личности – это очень сложныйпроцесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас ужезаложены при рождении, то есть которые обусловлены биологическим факторомразвития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нампомогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формированииличности.
Стать личностью – этозначит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию;во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность;в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведьистоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечномитоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое онадействительно являет своей жизнью.

Литература и источники, используемые для выполнения контрольной работы
1. Агафонов А.В.,Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. — М.: МГТУ ГА,2004г.
2. Краткий психологический словарь вформате HTML
3. А.П.Тихонов, Опубликовано:«Соционика, ментология и психология личности», 2000, № 6.
4. www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=1004 – «Мир вашего я» — психологический центр
5. www.psychology.tu1.ru/?page=12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова
Реферат The unions of artists - "THE BLUE ROSE" AND "THE JACK OF DIAMONDS"
Реферат Внутренняя политика России в 1801 1812 гг
Реферат Замоскворечье
Реферат Формирование политического сознания личности Типы политического сознания
Реферат договор розничной купли продажи
Реферат Погребальные памятники эпохи бронзы
Реферат Мультимедийные технологии
Реферат Державна соціальна допомога
Реферат Механизм следообразования при раскрытия преступления
Реферат О реальной структуре электромагнитного поля и его характеристиках распространения в виде плоских волн.
Реферат Томас Пабло Паскеро - Гомеопатия
Реферат Совершенствование дифференциации оплаты труда в отраслях промышленности (на примере национальной экономики Республики Корея)
Реферат Структура уроку основний зміст і методи роботи
Реферат Ответственность за нарушения законодательства об охране труда