Реферат по предмету "Психология"


Психика, сознание и бессознательное

1. Психика, сознание, бессознательное
Три слова,вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, —означают не только три центральных и основных психологических вопроса, ноявляются в гораздо большей степени вопросами методологическими, т. е. вопросамио принципах построения самой психологической науки. Это превосходно выразил Т.Липпс в известном определении проблемы подсознательного, гласящем, что подсознательноене столько психологический вопрос, сколько вопрос самой психологии.
То же самоеимел в виду и Г. Геффдинг (1908), когда введение понятия бессознательного впсихологии приравнивал по значению к понятию потенциальной физической энергии вфизике. Только с введением этого понятия становится вообще возможна психологиякак самостоятельная наука, которая может объединять и координировать фактыопыта в известную систему, подчиненную особым закономерностям. Г. Мюн-стерберг,обсуждая этот же самый вопрос, проводит аналогию между проблемойбессознательного в психологии и проблемой наличия сознания у животных. Наосновании одних наблюдений, говорит он, нельзя решить, которое из различныхобъяснений этих проблем правильно. Мы должны решить это прежде, чем принятьсяза изучение фактов.
Другимисловами, вопрос — обладают ли животные сознанием или нет — нельзя решитьопытным путем, это вопрос гносеологический. Точно так же и здесь: ни одноанормальное переживание не может само по себе служить доказательством того, чтотребуется психологическое, а не физиологическое объяснение. Это философскийвопрос, который должен быть решен теоретически, прежде чем мы можем принятьсяза объяснение специальных фактов.
Мы видим, чтоцелые системы и психологические направления получают совершенно своеобразноеразвитие в зависимости от того, как они объясняют для себя три стоящих взаголовке этого очерк, слова. Достаточно в качестве примера напомнитьпсихоанализ, по строенный на понятии бессознательного, и сравнить с ним традиционнуюэмпирическую психологию, изучающую исключительно сознательные явления.
Достаточно,далее, вспомнить объективную психологию И. П. Павлова и американскихбихевиориетов, совершенно исключающих психические явления из круга своегоисследования, и сравнить их со сторонниками так называемой понимающей, илиописательной, психологии, единственная задача которой — анализ, классификация иописание феноменов психической жизни без всякого обращения к вопросамфизиологии и поведения, — стоит только вспомнить все это для того, чтобыубедиться, что вопрос о психике, сознательном и бессознательном имеетопределяющее методологическое значение для всякой психологической системы. Взависимости от того, как решается этот основной для нашей науки вопрос,находится и самая судьба нашей науки.
Для одних онаперестает существовать вовсе, заменяясь настоящей физиологией головного мозгаили рефлексологией, для других она превращается в эйдетическую психологию иличистую феноменологию духа, третьи, наконец, ищут путей к осуществлениюсинтетической психологии. Мы подойдем к этому вопросу не с исторической иликритической стороны, мы не станем рассматривать во всей полноте важнейшие типыпонимания всех этих проблем, мы с самого начала ограничим задачу рассмотрениемзначения всех трех мотивов в системе объективной научной психологии.
Возможностьпсихологии как самостоятельной науки до самого последнего времени ставилась взависимость от признания психики самостоятельной сферой бытия. До сих пор ещешироко распространено мнение, что содержание и предмет психологической наукисоставляют психические явления или процессы и что, следовательно, психологиякак самостоятельная наука возможна только на основе идеалистическогофилософского допущения самостоятельности и изначальности духа наравне с материей.
И. П. Павловдоказал, и в этом заключается его огромная заслуга, что можно физиологическиистолковать поведение, совершенно не пытаясь проникнуть во внутренний мирживотного, и что это поведение может быть с научной точностью объяснено,подчинено известным закономерностям и даже предсказано вперед, без всякойпопытки составить себе хотя бы смутное и отдаленное представление опереживаниях животного. Иначе говоря, Павлов показал, что возможнообъективно-физиологическое изучение поведения, по крайней мере животного, но впринципе и людей, изучение, игнорирующее психическую жизнь.
Вместе с темПавлов, подчиняясь той же самой логике, что и Э. Шпрангер, отдает богу богово икесарю — кесарево, оставляя за физиологией объективный, а за психологиейсубъективный подходы к поведению. И для Павлова психологическое и психическоесовершенно совпадают друг с другом. Этот вопрос совершенно неразрешим, какпоказала вся история нашей науки, на почве того философского основания, накотором стояла психология до сих пор. Создавалось положение, которое можновыразить суммарно, как итог всего длительного исторического развития нашейнауки.
С однойстороны, полное отрицание возможностей изучать психику, игнорирование ее, ибоизучение ее ставит нас на путь беспричинного мышления. В самом деле,психическая жизнь характеризуется перерывами, отсутствием постоянной инепрерывной связи между ее элементами, исчезновением и появлением вновь этихэлементов. Поэтому невозможно установить причинные отношения между отдельнымиэлементами, и в результате — необходимость отказаться от психологии какестественно-научной дисциплины. «С точки зрения психологии, — говорит Г.Мюнстерберг, — даже и между вполне сознательными явлениями психической жизнинет действительной связи и они не могут являться причинами или; служитьобъяснением чему-либо. Поэтому во внутренней жизни, как ее рассматриваетпсихология, нет прямой причинности, поэтому причинное объяснение приложимо кпсихическим явлениям только извне, поскольку их можно рассматривать как дополнениефизиологических процессов» [1].
Итак, одинпуть приводит к полному отрицанию психики, а следовательно, и психологии.Остаются два других пути, не менее интересных и не менее ярко свидетельствующихо том тупике, в который была заведена историческим развитием наша наука.
Первый из них— это та описательная психология, о которой мы уже говорили. Она принимаетпсихику за совершенно обособленную сферу действительности, в которой недействуют никакие законны материи и которая является чистым царством духа. Вэтой чисто духовной области невозможны никакие причинные отношения, здесь нужнодобиваться понимания, выяснения смыслов, установления ценностей, здесь можно описыватьи расчленять, классифицировать и устанавливать структуры. Эту психологию, подименем описательной, противопоставляют объяснительной психологии, изгоняя темсамым задачи объяснения из области науки.
Ее-то —описательную психологию — в качестве науки о духе противопоставляютестественно-научной психологии. Таким образом, и здесь психология разбиваетсяна две части, взаимно несвязанные друг с другом. В описательной психологиигосподствуют совершенно другие приемы познания: здесь не может быть речи об индукции,и о других приемах в установлении эмпирических законов. Здесь господствуетаналитический, или феноменологический, метод, метод сущностного усмотрения, илиинтуиции, который позволяет анализировать непосредственные данные сознания.
«В областисознания, — говорит Э. Гуссерль, — разница между явлением и бытием уничтожена» [2]десь все то, что кажется, действительно. Поэтомупсихология этого рода гораздо
ближенапоминает геометрию, чем какую-либо естественную науку, например физику; онадолжна превратиться в математику духа, о которой мечтал Дильтей. Само собойразумеется, что при этом психическое отождествляется всецело с сознательным,так как интуиция предполагает непосредственное осознавание своих переживаний.Но есть еще один метод в психологии, который, как отмечает Э. Шпрангер, такжеследует выдвинутому им принципу: психологическое — психологически, но толькоидет обратным путем. Для этого направления психическое и сознательное — несинонимы. Центральным понятием психологии является бессознательное, котороепозволяет заполнить недостающие пробелы психической жизни, установитьотсутствующие причинные связи, мысленно продолжить описание психических явленийв тех же терминах дальше, считая, что причина должна быть однородна соследствием или, во всяком случае, находиться с ним в одном и том же ряду.
Таким образом,сохраняется возможность психологии как особой науки. Но эта попытка в высшейстепени двойственная, так как заключает в себе две, по существу разнородныетенденции. Щпрангер со всей справедливостью говорит, что Фрейд, главныйпредставитель этой теории, молчаливо исходит из того же самого принципа, что ипонимающая психология: в области психологии нужно строить познание чистопсихологически, поскольку это возможно. Преждевременные или случайные экскурсыв область анатомического и физиологического хотя и могут вскрыватьпсихофизические связи как факты, но нисколько не помогут нам понять что-либо.
Попытка Фрейдазаключается, а тенденции продолжить осмысленные связи и зависимости психическихявлений в область бессознательного, предположить, что за сознательнымиявлениями стоят обусловливающие их бессознательные, которые могут бытьвосстановлены путем анализа следов и толкования их проявлений. Но тот жеШпрангер делает Фрейду жесткий упрек: в этой теории он замечает своеобразноетеоретическое заблуждение; Он говорит, что если у Фрейда преодоленфизиологический материализм, то продолжает существовать материализмпсихологический, молчаливая метафизическая предпосылка, заключающаяся в том,что само собой разумеется наличие сексуального влечения, а все остальные должныбыть поняты, исходя из него.
И в самомделе, попытка создать психологию при помощи понятия о бессознательном являетсяздесь двойственной попыткой: с одной стороны, родственной идеалистическойпсихологии, поскольку выполняется завет объяснения психических явлений изпсихических же, с другой — поскольку вводится идея строжайшего детерминизмавсех психических проявлений, а основа их сводится к органическому,биологическому влечению, именно инстинкту продолжения рода, постольку Фрейдстановится на почву материализма.
Таковы трипути: отказ от изучения психики (рефлексология), «изучение» психики черезпсихическое же (описательная психология) и познание психики черезбессознательное (Фрейд). Как видим, это три совершенно различные системыпсихологии, получающиеся в зависимости от того, как решается основной вопросотносительно понимания психики в каждой из них. Мы уже сказали, чтоисторическое развитие нашей науки завело эту проблему в безвыходный тупик, изкоторого нет иного выхода, кроме отказа от философского основания старойпсихологии.
Толькодиалектический подход к этой проблеме открывает, что в самой постановке всехрешительно проблем, связанных с психикой, сознанием и бессознательным,допускалась ошибка. Это были всегда ложно поставленные проблемы, а потому инеразрешимые. То, что совершенно непреодолимо для метафизического мышления,именно глубокое отличие психических процессов от физиологических, несводимостьодних к другим, не является камнем преткновения для диалектической мысли,которая привыкла рассматривать процессы — развития как. процессы, с однойстороны, непрерывные, а с другой — сопровождающиеся скачками, возникновениемновых качеств.
Диалектическаяпсихология исходит раньше всего из единства психических и физиологическихпроцессов. Для диалектической психологии психика не является, по выражениюСпинозы, чем-то лежащим по ту сторону природы или государством в государстве,она является частью самой природы, непосредственно связанной с функциями высшейорганизованной материи нашего головного мозга. Как и вся остальная природа, онане была создана, а возникла в процессе развития. Ее зачаточные формы заключеныуже везде — там, где в живой клетке содержатся свойства изменяться под влияниемвнешних воздействий и реагировать на них.
Где-то, накакой-то определенной ступени развития животных, в развитии мозговых процессовпроизошло качественное изменение, которое, с одной стороны, было подготовленовсем предшествующим ходом развития, а с другой — являлось скачком в процессеразвития, Так как знаменовало собой возникновение нового качества, не сводимогомеханически к более простым явлениям. Если принять эту естественную историюпсихики, станет понятна и вторая мысль, заключающаяся в том, что психикуследует рассматривать не как особые процессы, добавочно существующие поверх ипомимо мозговых процессов, где-то над или между ними, а как субъективноевыражение тех же самых процессов, как особую сторону, особую качественнуюхарактеристику высших функций мозга.
Психическийпроцесс путем абстракции искусственно выделяется или вырывается из тогоцелостного психофизиологического процесса, внутри которого он только иприобретает свое значение и свой смысл. Неразрешимость психической проблемы длястарой психологии и заключалась в значительной степени в том, что из-заидеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостногопроцесса, часть которого оно составляет, и ему приписывалась рольсамостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессовфизиологических.
Напротив,признание единства этого психофизиологического процесса приводит нас снеобходимостью к совершенно новому методологическому требованию: мы должныизучать не отдельные, вырванные из единства психические и физиологическиеПроцессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас; мы должныбрать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной иобъективной одновременно.
Однакопризнание единства психического и физического, выражающееся, во-первых, вдопущении, что психика появилась на известной ступени развития органическойматерии, и; во-вторых, что психические процессы составляют неотделимую частьболее сложных целых, вне которых они не существуют, а значит, и не могутизучаться, не должно привести нас к отождествлению психического и физического.
Существуютдва основных вида подобного отождествления. Один из них характерен для тогонаправления идеалистической философии, которое нашло отражение в трудах Э.Маха, а другой характерен для механистического материализма и французскихматериалистов XVIII в. Последний взгляд заключается в том, что психическийпроцесс отождествляется с физиологическим нервным процессом и сводится кпоследнему. В результате проблема психики уничтожается вовсе, разница междувысшим психическим поведением и допсихическими формами приспособлениястирается. Неоспоримое свидетельство непосредственного опыта уничтожается, и мыприходим к неизбежному и непримиримому противоречию со всеми решительно даннымипсихического опыта.
Другоеотождествление, характерное для махизма, заключается в том, что психическоепереживание, например ощущение, отождествляется с соответствующим емуобъективным предметом. Как известно, в философии Маха такое отождествлениеприводит к признанию существования элементов, в которых нельзя отличитьобъективного от субъективного. и
Диалектическаяпсихология отказывается и от того и от другого, отождествления, она не смешиваетпсихические и физиологические процессы, она признает несводимое качественноесвоеобразие психики, она утверждает только, что психологические процессы едины.Мы приходим, таким образом, к признанию своеобразных психофизиологическихединых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мыпредлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и поаналогии с тем, что называется физиологическими процессами.
Стараяпсихология отождествляла психику и сознание. Все психическое тем самым было ужеи сознательным. Например, психологи Ф. Брентано, А. Бэн и др. утверждали, чтосамый вопрос о существовании бессознательных психических явлений противоречивуже в определении. Первым и непосредственным свойством психического являетсято, что оно нами сознается, переживается, что оно нам дано в непосредственномвнутреннем опыте, и поэтому самое выражение «бессознательная психика» казалосьстарым авторам такой же бессмыслицей, как выражение «круглый квадрат» или«сухая вода».
Другие авторы,напротив, издавна обращали внимание на три основных момента, которые заставлялиих Вводить понятие бессознательного в психологию.
Первый моментзаключался в том, что самая сознательность явлений имеет различные степени: мыодно переживаем более сознательно и ярко, другое — менее. Есть вещи,находящиеся почти на самой границе сознания и то входящие, то выходящие из егополя, есть смутно сознаваемые вещи, есть переживания, более или менее тесносвязанные с реальной системой переживаний, например сновидение. Таким образом,утверждали они, ведь явление не становится менее психичным от того, что оностановится менее сознательным. Отсюда они делали вывод, что можно допустить ибессознательные психические явления.
Другой моментзаключается в том, что внутри самой психической жизни обнаруживается известнаяконкуренция отдельных элементов, борьба их за вступление в поле сознания,вытеснение одних элементов другими, тенденция к возобновлению, иногданавязчивое воспроизведение и т. д. И. Гербарт, сводивший всю психическую жизньк сложной механике представлений, различал и затемненные или бессознательныепредставления, которые появлялись в результате вытеснения из поля ясногосознания и продолжали существовать под порогом сознания как стремление кпредставлению» Здесь уже заключена, с одной стороны, в зародыше теория 3.Фрейда, по которому бессознательное возникает из вытеснения, и с другой —теория Г. Геффдинга, для которого бессознательное соответствует потенциальнойэнергии в физике.
Третий моментзаключается в следующем. Психическая жизнь, как уже говорилось, представляетсобой слишком отрывочные ряды явлений, которые естественно требуют допущения,что они продолжают существовать и тогда, когда мы их больше не сознаем. Я виделнечто, затем через некоторое время я вспоминаю это, спрашивается: что было спредставлением об этом предмете в продолжение всего времени, пока я о нем невспоминал? Что в мозгу сохранится известный динамический след, оставленный этимвпечатлением, психологи никогда не сомневались, но соответствовало ли этомуследу потенциальное явление? Многие думали, что да.
В связи сэтим возникает очень сложный и большой вопрос о том, что нам до сих порнеизвестны все те условия, при которых мозговые процессы начинаютсопровождаться сознанием. Как и в отношении биологического значения психики,так и здесь трудность проблемы заключается в ее ложной постановке. Нельзяспрашивать, при каких условиях нервный процесс начинает сопровождатьсяпсихическим, потому что нервные процессы вообще не сопровождаются психическими,а психические составляют часть более сложного целого процесса, в который тожекак органическая часть входит и нервный процесс.
В. М.Бехтерев, например, предполагал, что, когда нервный ток, распространяясь вмозгу, наталкивается на препятствие, встречает затруднение, тогда только иначинает работать сознание. На самом деле нужно спрашивать иначе, именно: прикаких условиях возникают те сложные процессы, которые характеризуются наличиемв них психической стороны? Надо искать, таким образом, определенных условий внервной системе и в поведении в целом для возникновения психологическихцелостных процессов, а не внутри данных нервных процессов — для возникновения вних психических процессов.
К этому ближеподходит Павлов, когда уподобляет сознание светлому пятну, которое движется поповерхности полушарий головного мозга, соответствуя оптимальному нервномувозбуждению.
Проблема обессознательном в старой психологии ставилась так: основным вопросом былопризнать бессознательное психическим или признать его физиологическим. Такиеавторы, как Г. Мюнстерберг, Т. Рибо и др., не видевшие иной возможностиобъяснить психические явления, кроме физиологии, высказывались прямо запризнание бессознательного физиологическим.
Так,Мюнстерберг утверждает, что нет ни одного такого признака, приписываемогоподсознательным явлениям, на основе которого они должны быть причислены кпсихическим. По его мнению, даже в том случае, когда подсознательные процессыобнаруживают видимую целесообразность, даже и тогда у нас нет основанияприписывать этим процессам психическую природу. Физиологическая мозговаядеятельность, говорит он, не только вполне может дать разумные результаты, ноодна только она и может это сделать. Психическая деятельность совершенно на этонеспособна, поэтому Мюнстерберг приходит к общему выводу, что бессознательное —физиологический процесс, что это объяснение не оставляет места для мистическихтеорий, к которым легко прийти от понятия подсознательной психической жизни. Поего словам, одно из немаловажных достоинств научного физиологическогообъяснения в том и заключается, что оно мешает такой псевдофилософии. ОднакоМюнстерберг полагает, что при исследовании бессознательного мы можемпользоваться терминологией психологии — с условием, чтобы психологические терминыслужили только ярлыками для крайне сложных нервных физиологических процессов. Вчастности, Мюнстерберг говорит, что, если бы ему пришлось писать историюженщины, у которой наблюдалось раздвоение сознания, он бы рассматривал всеподсознательные процессы как физиологические,.но ради удобства и ясностиописывал их на языке психологии.
В одномМюнстерберг несомненно прав. Такое физиологическое объяснение подсознательногозакрывает двери для мистических теорий, и, наоборот, признание, чтобессознательное психично, часто приводит, как Э. Гартмана, действительно кмистической теории, допускающей, наряду с существованием сознательной личности,существование второго «Я», которое построено по тому же образцу и которое, всущности говоря, является воскрешением старой идеи о душе, но только в новой иболее путаной редакции.
Для тогочтобы обзор наш был полным, а оценка нового разрешения вопроса достаточноясной, мы должны упомянуть, что существует и третий путь разъяснения проблемыбессознательного в старой психологии, именно тот путь, который избрал Фрейд. Мыуже указывали на двойственность этого пути. Фрейд не решает основного, посуществу и неразрешимого вопроса, психично ли бессознательное или не психично.Он говорит, что, исследуя поведение и переживания нервных больных, оннаталкивался на известные пробелы, опущенные связи, забывания, которые он путеманализа восстанавливал.
Фрейдрассказывает об одной больной, которая производила навязчивые действия, причемсмысл действий оставался ей неизвестным. Анализ вскрыл предпосылки, Из которыхвытекали эти бессознательные действия. По словам Фрейда, она, вела себя точнотак, как загипнотизированный, которому И. Бернгейм внушал, чтобы 5 минут спустяпосле пробуждения он открыл в палате зонтик, и который выполнял это внушение всостоянии бодрствования, не умея объяснить мотива своего поступка. При такомположении вещей Фрейд говорит о существовании бессознательных душевныхпроцессов. Фрейд готов отказаться от своего предположения об их существованиилишь в том случае, если кто-нибудь опишет эти факты более конкретным научнымобразом, а до того он настаивает на этом положении и с удивлением пожимаетплечами, отказываясь понимать, когда ему возражают, что бессознательное непредставляет собою в данном случае в Научном смысле нечто реальное.
Непонятно,как это нечто нереальное оказывает в то же время такое реально ощутимоевлияние, как навязчивое действие. В этом следует разобраться, так как теорияФрейда принадлежит к числу самых сложных из всех концепций бессознательного.Как видим, для Фрейда бессознательное, с одной стороны, есть нечто реальное,действительно вызывающее навязчивое действие, а не только ярлык или способвыражения. Он этим как бы прямо возражает на положение Мюнстерберга, но, сдругой стороны, какова же природа этого бессознательного, Фрейд не разъясняет.
Нам кажется,что Фрейд создает здесь известное понятие, которое трудно наглядно представить,но которое существует часто и в теориях физики. Бессознательная идея, говоритон, так же невозможна фактически, как невозможен невесомый, не производящийтрения эфир. 1 Она не большей не меньше немыслима, чем математическое понятие"-1". По мнению автора, употреблять такие понятия можно; необходимотолько ясно понимать, что мы говорим об отвлеченных понятиях, а не о фактах.
Но в этом-токак раз и заключается слабая сторона психоанализа, на которую указывал Э.Шпрангер. С одной стороны, бессознательное для Фрейда — способ описыватьизвестные факты, т. е. система условных понятий, с другой — он настаивает натом, что бессознательное является фактом, оказывающим такое явное влияние, какнавязчивое действие. Сам Фрейд в другой книге говорит, что он с охотой все этипсихологические термины заменил бы физиологическими, но современная физиологияне представляет таких понятий в его распоряжение.
Как намкажется, эту же точку зрения, не называя Фрейда, последовательно выражает Э.Дале, говоря о том, что психические связи и действия или явления должныобъясняться из психических же связей и причин, хотя бы для этого приходилосьвступать иногда на путь более или менее широких гипотез. Физиологическиетолкования и аналогия по этой причине могут иметь только вспомогательное илипровизорное эвристическое значение для собственных объяснительных задач игипотез психологии, психологические построения и гипотезы представляют собойтолько мысленное продолжение описания однородных явлений в одной и той жесамостоятельной системе действительности. Итак, задачи психологии каксамостоятельной науки и теоретико-познавательные требования приписывают ей боротьсяпротив узурпационных попыток физиологии, не смущаться действительными иликажущимися пробелами и перерывами в картине нашей сознательной душевной жизни иискать их восполнения в таких звеньях или модификациях психического, которые неявляются объектом полного, непосредственного и постоянного сознания, т. е. вэлементах того, что называют подсознательным, малосознательным илибессознательным.
Вдиалектической психологии проблема бессознательного ставится совершенно иначе:там, где психическое принималось как оторванное и изолированное отфизиологических процессов, обо всяком решительно явлении естествен был вопрос:психично ли оно, или физиологично? В первом случае проблема бессознательногорешалась по пути Павлова, во втором — по пути понимающей психологии. Гартман иМюнстерберг в проблеме бессознательного соответствуют Гуссерлю и Павлову впроблеме психологии вообще.
Для нас важнопоставить вопрос так: психологично ли бессознательное, может ли онорассматриваться в ряду однородных явлений, как известный момент в процессахповедения наряду с теми целостными психологическими процессами, о которых мыговорили выше? И на этот вопрос мы уже заранее дали ответ в нашем рассмотрениипсихики. Мы условились рассматривать психику как составное сложного процесса,который совершенно не покрывается его сознательной частью, и потому нампредставляется, что в психологии совершенно законно говорить о психологическисознательном и о психологически бессознательном: бессознательное естьпотенциально-сознательное.
Нам хотелосьбы только указать на отличие этой точки зрения от точки зрения Фрейда. Для негопонятие бессознательного является, как мы уже говорили, с одной стороныспособом описания фактов, а с другой — чем-то реальным, что приводит кнепосредственным действиям. Здесь и заключена вся проблема. Последний вопрос мыможем поставить так: допустим, что бессознательное психично и обладает всемисвойствами психического, кроме того, что оно не является сознательнымпереживанием. Но разве и сознательное психическое явление может непосредственнопроизводить действие? Ведь, как мы говорили выше, во всех случаях, когдапсихическим явлениям приписывается действие, речь идет о том, что действиепроизвел весь психофизиологический целостный процесс, а не одна его психическаясторона. Таким образом, уже самый характер бессознательного, заключающийся втом, что оно оказывает влияние на сознательные процессы и поведение, требуетпризнания его психофизиологическим явлением.
Другой вопросзаключается в том, что для описания фактов мы должны брать такие понятия,которые соответствуют природе этих фактов, и преимущество диалектической точкизрения на этот вопрос и заключается в утверждении, что бессознательное непсихично и не физиологично, а психофизиологично или, вернее сказать, психологично.Данное определение соответствует реальной природе и реальным особенностямсамого предмета, так как все явления поведения рассматриваются нами в планецелостных процессов.
Далее, мыхотели бы указать, что попытки выйти из тупика, в который старая психологиябыла заведена неумением разрешать основные проблемы, связанные с психикой исознанием, делались неоднократно. Например, В. Штерн пытается преодолеть этоттупик, введя понятие психофизических нейтральных функций и процессов, т. е.процессов, не являющихся ни физическими, ни психическими, но лежащими по тусторону этого разделения.
Но ведьреально существуют только психическое и физическое, а нейтральной может бытьлишь условная конструкция. Совершенно ясно, что такая условная конструкциябудет нас всегда уводить от реального предмета, так как он существуетдействительно, и только диалектическая психология, утверждающая, что предметпсихологии является не психофизически нейтральным, а психофизиологически единымцелостным явлением, которое мы условно называем психологическим явлением,способна указать выход.
Все попытки,подобные попытке Штерна, знаменательны в том отношении, что они хотят разрушитьсозданное старой психологией мнение, будто между психическим и психологическимможно провести знак равенства, они показывают, что предметом психологииявляются не психические явления, но нечто более сложное и целое, в составкоторого психическое входит только как органический член и что можно было быназвать психологическим. Только в раскрытии содержания этого понятиядиалектическая психология резко расходится со всеми остальными попытками.
В заключениемы хотели бы указать, что все положительные достижения и субъективной, иобъективной психологии находят свою действительную реализацию в той новойпостановке вопроса, которую дает нам психология диалектическая.
У кажемсначала на один момент: уже субъективная психология обнаружила целый рядсвойств психических явлений, которые свое действительное объяснение, своюдействительную оценку могут получить только в этой новой постановке вопроса.Так, старая психология отмечала в качестве особых отличительных свойствпсихических явлений их непосредственность, своеобразный способ их познания(самонаблюдение) или более или менее тесное отношение к личности, к «Я" ит. д. Ф. Брентано выдвинул как основной признак психических явлений ихинтенциональное отношение к объекту, или то, что они находятся в своеобразном,только для психических явлений характерном, отношении с объектом, т.е.своеобразным способом представляют этот объект или направлены на него.
Оставляя встороне признак непосредственности, как чисто отрицательный признак, мы видим,что в новой постановке вопроса все такие свойства, как своеобразноепредставление предмета в психическом явлении, особая связь психических явленийс личностью, доступность их наблюдения или переживания только субъекту, — всеэто немаловажная, функциональная характеристика этих особых психологическихпроцессов с их психической стороны. Все эти моменты, которые для старойпсихологии были просто догматами, оживают и становятся предметом исследования вновой психологии.
Возьмемдругой момент, с противоположного конца психологии, но показывающий то же самоес не меньшей ясностью. Объективная психология в лице Дж. Уотсона пыталасьподойти к проблеме бессознательного. Этот автор различает вербализованное иневербализованное поведение, указывая на то, что часть процессов поведения ссамого начала сопровождается словами, может быть вызываема или замещенасловесными процессами. Она нам подотчетна, как говорил Бехтерев. Другая частьневербальна, не связана со словами, а потому неподотчетна. Признак связи сословами выдвигал в свое время и Фрейд, указывавший, что бессознательнымиявляются именно представления, разъединенные со словами.
На теснуюсвязь вербализации и сознательности тех или иных процессов указывали инекоторые критики Фрейда, которые склонны приравнивать бессознательное касоциальному, а асоциальное к невербальному; Уотсон также видит в вербализацииосновное отличие сознательного. Он прямо утверждает: все то, что Фрейд называетбессознательным, является в сущности невербальным. Из этого положения Уотсонделает два в высшей степени любопытных вывода. Согласно первому, мы потому «неможем вспомнить самых ранних событий детства, что они происходили тогда, когдаповедение наше было еще не вербализовано, и поэтому самая ранняя часть нашейжизни навсегда остается для нас бессознательной. Второй вывод указывает наслабое место психоанализа, которое как раз и заключается в том, что посредствомбеседы, т. е. словесных реакций, врач пытается воздействовать набессознательные, т. е. на не вербализованные, процессы.
Мы не хотимсказать сейчас, что эти положения Уотсона абсолютно правильны или что онидолжны стать исходным при анализе проблемы бессознательного, мы хотим сказатьтолько, что то верное зерно, которое заключено в этой связи междубессознательньм и бессловесным (ее отмечают и другие авторы), может получитьреальное осуществление и развитие только на почве диалектической психологии.Психические процессы
Эмоции, чувства.Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения,восприятие.
Внимание Психический процесс, обеспечивающийконцентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
Воображение,представление Определениевоображения (представления). Чувственное отражение и воображение. Воображениекак одна из форм преобразования содержания наглядных образов. Связь воображенияс чувственным и рациональным познанием. Воображение и постановка задачи.Воображение как способ получения нового знания. Воображение и гипотезы.Воображение и наглядное моделирование. Мысленный эксперимент каксамостоятельная форма познания.
Мышление, речь Определение мышления. Классификацияявлений мышления. Общие закономерности мышления. Мыслительные операции. Язык имышление. Психологические основания мыслительных процессов.
Ощущения, восприятие Определение восприятия.Классификация ощущений. Общие психофизиологические закономерности ощущений.Иллюзии зрения. ”Целое” и “часть”. Рассеянность и внимательность. “Фигура” и“фон”. Портретные иллюзии. Понятие ощущений. Восприятие.
Память. Это психический процессзапечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта в текущейдеятельности.Эмоции, чувства Факторы, определяющие эмоции. Теории эмоций. Эмоциональнаярегуляция деятельности. Биологическая и информационная теория эмоций.Эмоциональный заряд информации. Эмоции и уровень бодрствования. Эмоции и восприятие.Эмоции, эволюция и интеллект. Общее представление об аффективных реакцииОпределение внимания
 
Определение
Способностьчеловека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте сцелью его изучения (познания).
Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенныйобъект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное(активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно,преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количествообъектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительнокороткий момент времени), распределенность (способность одновременноудерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможностьпереключения.
Сущностьпроцесса
Внимание –один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права насамостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия.Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует,что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психическогопроцесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляетсобой вполне независимое психическое состояние человека, специфическийвнутренний процесс, имеющий свои особенности.
Вниманиеможно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующеединамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательногоили бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств,и игнорирования другой.
Классификация
Вниманиечеловека обладает пятью основными свойствами:
Устойчивость– способность втечении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либообъекте.
Сосредоточенность– способностьсконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.
Переключаемость– перевод с одногообъекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
Распределение– способностьрассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняянесколько видов деятельности.
Объем – размер информации которую человекспособен сохранять в сфере повышенного внимания.
Развитиепроцесса
Внимание, каки все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первыепредставлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.
Внимание учеловека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходитвзаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.
Этапыразвития:
1. Первые двенедели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного,врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конецпервого года жизни – возникновение ориентировочно — исследовательскойдеятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Началовторого года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевыхинструкция взрослого.
4. Второй –третий год жизни – развитие произвольного внимания.
5. Четыре споловиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
6. Пять –шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания подвлиянием самоинструкций.
7. Школьныйвозраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.Видыпамяти и их особенности
В зависимостиот деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную,оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная(иконическая) память представляетсобой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органамичувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременнаяпамять сохраняет в течениекороткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образвоспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объемкратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется поколичеством информации, которую человек способен точно воспроизвести послеоднократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памятиявляется ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только таинформация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека,привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".
Оперативнаяпамять рассчитана насохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимогодля выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативнойпамяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременнаяпамять способна хранитьинформацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (ноне всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практикефункционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевымиусилиями.
Генетическаяпамять обусловленагенотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человекана этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимостиот преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяютдвигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую},эмоциональную и другие виды памяти.
У человекапреобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаемчеловека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение ивоспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связанас развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он,как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица:«Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнегиобъясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, вдвадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу».
Слуховаяпамять — это хорошеезапоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например,музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляетсловесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью илогикой.
Двигательнаяпамять представляетсобой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение сдостаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует вформировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памятиявляется рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило,автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональнаяпамять — это память на переживания.Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется вчеловеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминанияматериала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда ина более долгий срок.Закономерности мышления
Мышление — это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Этовзаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оноосновано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Такимобразом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являютсяобщими психологическими закономерностями мышления.
Проблемностьмышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, асама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемнаяситуация — это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-тоновым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуетсявозникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которыепредстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегдавозникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов изнаний оказывается недостаточно.
Встречаясь сфактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. Вего распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которыепобуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.
Проблема — особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте изнаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретическихдействий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности илиотсутствии знаний (это знание о незнании).
Проблема — это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельностьявляется решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мыосуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытиеновых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется черезотношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление — это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенномотношении к тому, что дано.
Взаимодействиеанализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основанына анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервнойдеятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозгатакже основано на этом принципе.
На анализе исинтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поискответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях(производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракцияи обобщение).
Анализ — выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи;это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленениесложного явления на простые элементы, отделение существенного отнесущественного.
Анализ даетответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками.Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них,которые имеют доказательственное значение.
Результатыанализа объединяются, синтезируются.
Синтез — объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных вопределенном отношении связей между ними.
Основныммеханизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез:выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его(синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянновключается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах,которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бывычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другойсвоей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ исинтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысливсе к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познанияначинается с первичного синтеза — восприятия нерасчлененного целого (явления,ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаютсяновые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база длядальнейшего глубокого анализа и т.д.
Анализ — вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значениедля последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерностимышления как селективность — избирательное вычленение одноплановых сторонобъекта и рефлексивность — контроль над течением мыслительного процесса(рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. Прианализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитическогомышления — антиципация — предвосхищение возможного наступления новых событий,предвидение возможных результатов определенных действий. Способностьпредставить возможные варианты развития событий, возможные пути решенияпроблемы — дивергентность мышления.
Обобщенностьмышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенныхсвойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство являетсявсегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общеесвойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяемобобщенные знания, общие правила.
В процессемышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
Мыслительныеоперации
Мышлениеосуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения,абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.
Сравнение — установление сходства и различия между предметами. Познание объектовокружающего мира начинается прежде всего путем их сравнения, сопоставления ихдруг с другом (первичный синтез).
Константностьвосприятия — независимость отражения объективных качеств предметов (величины,формы, цвета) от временных условий. Изображение величины предмета на сетчаткеглаза при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будетразным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенностьпредмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольногопредмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могутотобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мысохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый листбумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист,так же, как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовымкачеством вне зависимости от условий освещения.
Константностьвосприятия не наследственное качество, оно формируется в опыте, в процессеобучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникаетаконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для наспредметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобиликажутся нам не- естественно уменьшенными).
Пилотысверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое приближение предметаинтерпретируют как его увеличение в размерах.
Благодаряконстантности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и успешноориентируемся среди них.Определение воображения (представления)
 
Определение
Воображение –особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психическихпроцессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием,мышлением и памятью
Воображение –(фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений имысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
Представление- образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти,воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.
Сущностьпроцесса
До сих порученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна толькодля человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодарявоображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляетею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющемучеловеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственноговмешательства практических действий.
От восприятиявоображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности,в них есть элементы фантазии, вымысла.
Душевнаяжизнь – это безостановочное движение представлений.
В разныеотрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областяхсознания.
Классификация
Определяетсячетырьмя видами:Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)
Представлениеразделяют
пофункционированию ведущего органа чувств — зрительные — двигательные — и др.
по содержанию- технические — топографические — музыкальные — и др.
Развитиепроцесса
Первичнойбазой для воображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображаячеловек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая своюпотенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь.Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, безвзаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.
Для успешногоразвития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес кконкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чемчаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивноеповторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствамиформирования зрительных, двигательных, а также схематических представленийучащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образ советского политического оратора. Н.С. Хрущёв
Реферат Огюст Конт как родоначальник социологии
Реферат Общество его структура и этапы развития
Реферат Применение метода ветвей и границ для задач календарного планирования
Реферат Гражданское, торговое и международное частное право
Реферат Аннотации статей журнала "Химическое и нефтегазовое машиностроение" за 2009 г
Реферат Организация работы и документирование деятельности пенсионного фонда «Благосостояние»
Реферат Определение понятия "общественное мнение" (трактовка автора)
Реферат #G0 Переход к предыдущей части документа осуществляется по ссылке#S #G0 Раздел шестой эксплуатация очистных сооружений канализации глава I. Очистные сооружения городской канализации
Реферат Одаренные дети - проблема социализации
Реферат Организация работы социального педагога с малообеспеченными семьями
Реферат Анализ и оценка достигнутых значений показателей для оценки эффективности деятельности администрации муниципального образования Путятинский муниципальный район Рязанской области за 2011 год
Реферат Организация деятельности социального работника в психиатрической больнице
Реферат Опасности распространения проституции
Реферат Иконография Богоматери «Скоропослушница» из Воскресенского Новодевичьего монастыря