Реферат по предмету "Психология"


Представление о себе, как фактор выбора профессии

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных

характеристик на выбор профессии…………………………………………

1.1.Подходы к проблеме выбора профессии……………………….….……

1.1.1 Сценарная теория Э.Берна………………………………………..

1.1.2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера………………

1.1.3 Типологическая теория Дж.Холлонда………………………….

1.2.Факторы, влияющие на выбор профессии………………………………

1.3.Основные классификации профессий………………………………….

1.4. Личностные характеристики как фактор выбора профессии……….

1. 4.1 Способности…………………………………………………….

1. 4.2 Характер…………………………………………………............

1.4.3 Темперамент …………………………………………………….

1.4.4 Интересы…………………………………………………………

1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии…………

1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии…………………………………………………………………………...

Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование личностных характеристик учащихся…

2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования………………....

2.2 Методики диагностики…………………………………………………..

2.2.1 Методика Е А.Климова «Определение типа будущей профессии»…………………………………………………………………………..

2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д.Холланда..

2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М.Прихожан на исследование самооценки……………………………………………………

2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка………………………

2.3 Результаты и их анализ…………………………………………………..

2.4 Общие выводы исследования…………………………………………...

2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию………….

Заключение………………………………………………………………….............

Список использованной литературы……………………………………………...

Приложение 1………………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………................

Приложение 3………………………………………………………………………

Приложение 4………………………………………………………………………

Приложение 5………………………………………………………………………

Приложение 6……………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По статистике около 40% учащихся 1-го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются: 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей; 17% по совету родителей; 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения); 10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ; остальные руководствуются интересом к содержанию труда.

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности. Поэтому тема нашего исследования звучит как «Представление о себе как фактор выбора профессии».

Цель работы: изучение влияния личностных характеристик на выбор профессии.

Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, общительность и другие. Следовательно, объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии учащимися общеобразовательных учреждений, в возрасте 16 – 17 лет. Предметом будут являться личностные характеристики.

Исходя из значимости и актуальности рассматриваемой проблемы, мы предполагаем следующую гипотезу исследования: самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии.

Для достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд конкретных задач:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии;

2. экспериментально изучить личностные характеристики учащихся, которые влияют на выбор профессии;

3. проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;

4. разработать рекомендации для выбирающих профессию.

Структурно работа составлена из двух глав (теоретического обзора литературы и экспериментальной части), заключения, приложений, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор професии
1. 1. Подходы к проблеме выбора профессии
Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны — то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», — говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов).

Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии:

1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

— выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;

— выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде, он выделяет следующие типы профессионального выбора:

— характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;

— при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности;

— подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы достаточно выраженным склонностям и способностям.

3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:

— низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионально значимых качеств;

— заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

профессионального плана;

— заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении

профессионального плана, высокая требовательность к себе;

— завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

профессионального плана, ориентация на материальный статус;

— завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ей овладеть.

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.
1.1.1 Сценарная теория Э.Берна
Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека.

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
1. 1. 2 Теория профессионального развития Д.Сьюпера
По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
1.1.3 Типологическая теория Дж.Холланда
Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии.
1.1.4 Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга
В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.

2. Факторы, влияющие на выбор профессии

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

— социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

— производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

— санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

— психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция сверстников:

дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной

деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный педагог знает много такого о своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;

4) личные профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и их проявления:

способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание на общественное признание;

планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

8) склонности.

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

Основные классификации профессий

Всё многообразие профессий было предложено Е.А. Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковые системы», «человек – художественный образ».

По условиям труда выделяют четыре группы про­фессий:

♦ труд в условиях обычного (бытового) микрокли­мата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

♦ труд с пребыванием на открытом воздухе с резки­ми перепадами температуры, влажности (строитель, пожарный, полевод, агроном);

♦ труд в необычных условиях: под землей, под во­дой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в це­хах с неизбежными производственными вреднос­тями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик);

♦ труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие обществен­ные, материальные ценности (учитель, врач, ин­женер по технике безопасности, аудитор).

В зависимости от средств труда профессии под­разделяют на 4 раздела:

♦ профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, юве­лир, музыкант, хирург);

♦ профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи);

♦ профессии, связанные с использованием полуавто­матов, автоматов, автоматических линий, робото-технических комплексов (сталевар, печатник, ап­паратчик, диспетчер энергосистемы);

♦ профессии, связанные с использованием функцио­нальных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

♦ гностические: распознать, различить, оценить, про­верить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь);

♦ преобразующие: обработать, переместить, органи­зовать, преобразовать (водитель, живописец, пре­подаватель, паркетчик, слесарь, портной);

♦ изыскательские: изобрести, придумать, найти но­вый вариант, сконструировать (закройщик, размет­чик, селекционер, художник-оформитель).
1.4 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

-самооценка;

— интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,

склонности);

— способности (как психологические механизмы, необходимые

для успеха в определённом виде деятельности);

— темперамент;

— характер.

Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя:

— уровень подготовки (успеваемости);

— состояние здоровья;

— информированность о мире профессий.

Выделяют также социальные характеристики:

— социальное окружение;

— домашние условия;

— образовательный уровень родителей.

Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

— профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

— профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;

— профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).
1.4.1 Способности
Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Способности имеют свою структуру:

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психических процессах. Овладение определёнными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте. В подростковом возрасте общие способности развиваются особенно интенсивно.

Специальные либо частные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Элементарными общими способностями являются присущие всем индивидам свойства (глубинный глазомер, способность к суждениям, воображению, эмоциональной памяти). Эти способности считаются врожденными.

Элементарными частными называются способности, составляющие отдельные свойства личности на основе индивидуального своеобразного обобщения соответствующих психических процессов элементарных, но не всем присущих (доброта, смелость, сообразительность, эмоционально-моторная устойчивость).

Сложными общими являются социально обусловленные способности, возникающие на основе элементарных (способность к труду, общению, речи, обучению и воспитанию). Они свойственны не всем людям в равной степени.

Сложные частные способности — это способности к конкретной специальной деятельности, профессиональные, в том числе и педагогические; способности к наукам (математические, музыкальные, изобразительные и т.д.).

Структура способностей в высшей степени динамична и одни ее компоненты в значительной степени компенсируются другими. Формирование способностей происходит от простого к сложному, совершается в виде движения по спирали: реализуя возможности, которые представляют способности данного уровня, открывают новые возможности для развития способностей более высокого уровня.
1.4. 2 Темперамент
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники — для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;

2) 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы; заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

3) основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.
1.4.3 Характер
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или

альтруизм);

3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать

препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости,

самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
1.4.4 Интересы
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.
1.4.5 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя.

Познавая через сравнение качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человека к самому себе.
1.4.6 Формирование Я – концепции и ее влияние на выбор профессии
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.

1) Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2-м годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ.

2) Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного детства: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой», в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами Я-концепции человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.

Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие черты, и открывают для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы ботинки и т.д. По мере того, как дети узнают, кто они и что собой представляют и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка «Я-образ» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей опрелениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей.

Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.

3) В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и

сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке и т.д.), у них есть шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца.

Способность видеть себя отличными от других людей, обладающих определенными свойствами, составляет «Я-образ». Самоуважение означает видение себя человеком, способным достигать успеха в том, что является для него важным.

В младшем школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях, которое соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.

4) В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспитывают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связанное представление о себе. Самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек

формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.

Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств уровня их развития. В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.

Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно.
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических характеристик, влияющих на выбор профессии
2.1 Цель, процедура и методы проведения исследования
Эмпирическая часть нашей работы выстраивалась из понимания того, что выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Целью нашей работы явилось изучение влияния личностных характеристик на процесс выбора профессии.

Объект исследования: процесс выбора профессии учащимися общеобразовательных учреждений, в возрасте 16 – 17 лет.

Предмет исследования: личностные характеристики испытуемых и их влияние на выбор профессии.

Гипотеза исследования: самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решены следующие задачи.

— выделить группу респондентов 16 – 17 лет;

— провести сравнительный анализ результатов, полученных при диагностике испытуемых;

— провести корреляционный анализ полученных результатов.

Психодиагностическое исследование состояло из трёх этапов: диагностика испытуемых, диагностика различных аспектов личностных характеристик всей выборки, сравнительный анализ результатов.

В эксперименте приняли участие 10 респондентов. Из них 5 человек — это юноши и 5 человек – девушки. Исследование проводилось в период с 6 июля 2009года по 10июля 2009года. Все участники исследования являются учениками 11 класса МОУСОШ №22.
2.2 Методики диагностики
При выборе методик психологического исследования мы опирались на основной психодиагностический инструментарий, используемый для диагностики профессиональной ориентации в старшем школьном возрасте (14 -17 лет).

В результате анализа нами были выделены методики необходимые для исследования профессиональной ориентации респондентов.

Пакет исследовательских методик состоял из:
2.2. 1. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
Цель методики: определить, к какому типу профессии относиться испытуемый, предпочитаемые им предмет и средства труда. И таким образом понять, какая профессия ему подходит, а какая нет.

В соответствии с классификацией Е.А.Климова мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

«Человек – природа»;

«Человек – техника»;

«Человек – знаковая система»;

«Человек – художественный образ»;

«Человек – человек».

«Человек — Природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют и гибнут. Работнику этой сферы нужно не просто очень много знать о живых организмах, но и предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Человек — Техника»

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Работникам этого типа требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Человек — Человек»

Профессии: врач, педагог, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Ведущий предмет труда – люди.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

«Человек — Знаковые системы»

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топог­раф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа «человек — знаковые системы» вклю­чают:

♦ профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их пре­образованием, перекодированием;

♦ профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;

♦ профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны осо­бые способности мысленно погружаться в мир, каза­лось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачи­ваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Человек — художественный образ»

Здесь главный, ведущий предмет труда — художе­ственный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек — художественный образ» включают:

♦ профессии, связанные с изобразительной деятель­ностью;

♦ профессии, связанные с музыкальной деятельно­стью;

♦ профессии, связанные с литературно-художествен­ной деятельностью;

♦ профессии, связанные с актерско-сценической де­ятельностью.
2.2.2 Тест на определение типа личности по методике Д. Холланда

Диагностическая цель: оценка профессионального личностного типа. Холланд, как представитель концеп­ции индивидуальности, разработал методику для опре­деления социальной направленности личности. Он вы­делял шесть типов.

1.Реалистический тип — несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объ­ектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности: механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный стан­ки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инстру­менты); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы; любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитает действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

физическая сила, психомоторные навыки, ручная лов­кость;

механические способности, изобретательность;

математические способности.

Личностные качества и ценности: эмоциональная стабильность, надежность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддерж­ке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; работу выполняет без лишних разговоров, работает тща­тельно, аккуратно, систематично; предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать; не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений.

Более всего несхож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

природа, сельская местность;

наименьшее взаимодействие с другими людьми;

ситуации, требующие небрежной одежды;

организации с жесткой иерархической подчиненностью и авторитарностью (вооруженные силы, УВД и т.п.);

фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;

транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Интеллектуальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через мышление, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочитает размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

математические способности;

аналитические навыки;

научные склонности, склонности к рациональному логи­ческому анализу;

навыки письменного изложения мысли;

рациональность, эрудированность.

Личностные качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ори­ентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадицион­ные ценности и установки; стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию.

Более всего несхож с П-типом. Взаимоотношение с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопро­сов. Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;

организации, ориентированные на достижение, исследо­вательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;

ограниченность общения с другими людьми.

Артистический тип. Предпочитаемые виды деятельности: художественное творчество ( живопись, скульптура, фото­графия, создание украшений, дизайн, композиция, литератур­ное творчество и т. п.), игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

воображение, креативность;

музыкальные способности;

артистические способности;

вербально-лингвистические способности;

чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности: независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

Более всего несхож с Т-типом, близок к И- и С-типу.

Предпочитаемое окружение:

неструктурированные, гибкие организации, дающие воз­можность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.);

организации, обучающие артистическим навыкам (музы­кальные и художественные школы, институты искусств и т. п.);

музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Социальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

вербальные способности;

навыки общения и взаимодействия с людьми;

преподавательские, ораторские способности;

навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответствен­ность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально-теплые, дружеские, жизнера­достные, оптимистичные;

Более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

социальные организации, школы, религиозные организа­ции, учреждения по отбору персонала;

медицинские учреждения, психиатрические, психотера­певтические, психологические консультативные службы;

агентства социальной защиты.

Предприимчивый тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревнова­тельной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презента­ций и т. п.

Способности, которыми обладает П-тип:

организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения;

руководящие и лидерские способности;

социальные навыки и навыки межличностного взаимо­действия;

склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность; экстравертированность, социабельность, коммуникабель­ность; ориентация на деньги, власть, материальное благопо­лучие; оптимисточность, энергичность, любовь к популярности.

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами;

промышленные фирмы, компании по розничной и опто­вой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Конвенциональный тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккурат­ности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

арифметические способности;

канцелярские способности;

ручная тонкая моторика;

организованность, пунктуальность, педантичность, акку­ратность.

Личностные качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материаль­ном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане.

Наиболее несхож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

данный тип, так же, как и тип П, хорошо работает в больших организациях, и предпочитает не лидерскую, а подчи­ненную роль;

большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

2.2.3 Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан на исследование самооценки
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе, умение многое делать своими руками. На основании соотношения уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки.
2.2.4 Личностный опросник Г.Ю.Айзенка
Цель методики: исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма.

1. Экстраверсия – интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям и серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, нервность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим ее стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных условиях может развиться невроз.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказал гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Платонову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, не глубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы и попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., а в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
2.3 Результаты и их анализ
1. В ходе исследования по методике Климова получены следующие результаты: из 10 испытуемых 40% относят себя к типу профессий «человек – человек», следовательно, они умеют поддерживать контакты с людьми, понимать их; 30% – «человек – техника», а значит, они обладают высокой исполнительской дисциплиной; 20% – «человек – природа», эти люди инициативны и самостоятельны в решении конкретных трудовых задач, заботливы; 10% – «человек – художественный образ», обладают изобразительными, музыкальными способностями и креативностью.

В ходе беседы выяснилось, что 4 испытуемых, относящиеся к типу «человек – человек» планируют получить образование по специальности психолог (2 человека) и юрист (2 человека); 1 человек (относящийся к типу «человек – художественный образ») продолжит обучение по профессии дизайнер, также 2 человека (по типу «человек – природа») планируют в будущем стать ветеринаром и геологом и 3 испытуемых (по типу «человек – техника») планируют получить образование по специальности программист (1 человек) и бухгалтер (2 человека). Таким образом, при соотношении результатов диагностики по данной методике и беседе с испытуемыми, можно сделать вывод, что у них есть интерес и способности к получению выбранных ими профессий.

2. Результаты исследования по методике Д.Холланда таковы: 60% человек по социальной направленности относятся к социальному типу личности, они ориентированы на работу в группе и готовы оказывать помощь нуждающимся; 20% – к интеллектуальному, им привычно выполнение сложных или абстрактных заданий; 10% – к артистическому, им присущи независимость, самостоятельность, креативность; 10% – к предприимчивому типу, они предпочитают участвовать в соревнова­тельной деятельности, продажах, покупках, коммерции, предпринимательстве.

3. При исследовании самооценки испытуемых оказалось, что у 90% человек самооценка реалистическая (адекватная) и у 10% — завышенная, что может подтверждать его личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувственности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям окружающих.

4. Согласно данным, полученным по методике Айзенка, у 50% испытуемых преобладают черты темперамента, свойственные сангвиникам (быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны, нуждаются в новых впечатлениях); у 30% – холерикам (резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний); у 10% –флегматику (обладают медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений); и у 10% – меланхолику (им свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность).
2.4 Общие выводы исследования
Исходя из результатов данного исследования, можно сделать следующие выводы.

В нашей работе было предположено, что самооценка, как личностная характеристика, будет существенно влиять на выбор профессии. Теперь можно узнать, так ли это. В ходе беседы было выявлено следующее: 10 человек считают, что им присущи качества, которые нужны для работы по выбранной специальности. По результатам опроса мы видим, что 7 человек на самом деле обладают этими качествами. В тоже время адекватная самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью соответствует действительности. Испытуемый, у которого самооценка завышена, частично переоценивает либо недооценивает свои способности и возможности и выбрал профессию необоснованно.

Большинство старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Целью нашей работы было изучить влияние личностных характеристик на выбор профессии. Проведя ряд исследований, мы подтвердили, выдвинутую гипотезу и достигли цели нашей работы. Мы выяснили, что те испытуемые, которые адекватно оценивают себя, свои возможности и способности действительно обладают качествами, которые необходимы для работы по выбранной специальности.

2.5 Практические рекомендации для выбирающих профессию
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.

Прежде всего, выбирающие профессию должны быть сами заинтересованы в правильном выборе профессии, т.к. сеть профконсультаций в нашем городе развита слабо. Психологическое просвещение и помощь в выборе профессии – важнейшая задача работы психолога в школе.

Общие рекомендации при выборе профессии:

— учитывать не её престижность, а востребованность;

— учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

— помнить, что по выбранной специальности, возможно придется работать всю жизнь и учитывать наличие интереса к выбираемой

профессии;

— ознакомиться с перечнем обязанностей;

— проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

— выяснить ограничения по состоянию здоровья;

— выяснить требования предъявляемые профессией к личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор профессии — это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

Во II главе мы экспериментально изучали личностные характеристики испытуемых, в том числе и самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

1) Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется

путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.

2) Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали такие метода исследования, как беседа, опрос, тест. В результате мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы: испытуемые, которым присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности.

3) Т.к. мы выяснили, что самооценка существенно влияет на выбор

профессии, то формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

В I-ой и II-ой главе мы выполнили 4 задачи, выдвинутые нами для достижения цели работы и проверки выдвинутой нами гипотезы, а именно:

1. проанализировали психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияние личностных характеристик на выбор профессии;

2. экспериментально изучили личностные характеристики учащихся, которые влияют на выбор профессии;

3. проанализировали влияние самооценки на выбор профессии;

4. разработали рекомендации для выбирающих профессию.

Исходя из результатов данного исследования, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза нашла свое подтверждение.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. – Москва, 2001.

2. Айзенк, Ганс. Проверьте свои способности. – М.: Педагогика, 1992.

3. Байхер В.М, Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

6. Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991.

7. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М.: «Наука», 1970.

8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

9. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РОУ, 1996.

10. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – М.: НПО: «Модэк», 2002.

12. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство “Первое сентября”,2004.

13. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски. – М.: Педагогика, 1981.

14. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифоровой. – СПб, 1991.

15. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

16. Психология индивидуальных различий: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романовой. – М.: 1982.

17. Пустовая Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.

18. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002.

19. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

20. Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.

21. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

22. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации./Н.В. Тутубалина – Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 288с. – (Библиотека выпускника).
Приложение 1
Список респондентов, принявших участие в исследовании

№п/п

Ф.И.О.

возраст

наименование общеобразова-тельного

учреждения

1

Байдалакова Виктория Спартаковна

17 лет

МОУСОШ № 22

2

Балабанова Виолета Андреевна

17 лет

МОУСОШ № 22

3

Гололобов Александр Алексеевич

17 лет

МОУСОШ № 22

4

Донецкова Яна Александровна

17 лет

МОУСОШ № 22

5

Ерошенко Александрина Николаевна

16 лет

МОУСОШ № 22

6

Кравченко Виталий Витальевич

17 лет

МОУСОШ № 22

7

Ляшева Дарья Викторовна

16 лет

МОУСОШ № 22

8

Саргаян Армен Хагатурович

16 лет

МОУСОШ № 22

9

Семынин Никита Алексеевич

17 лет

МОУСОШ № 22

10

Щелканов Дмитрий Витальевич

16 лет

МОУСОШ № 22


Приложение 2


/>


Приложение 3
/>

Приложение 4

Виды деятельности на досуге у людей разных психологических типов (По Дж. Холланду)

1. Р-тип

Типичные хобби:

— реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фото­аппараты и т.п.), ремонт, реконструирование, сборка раз­личных устройств;

— строительные и восстановительные работы;

— фермерство, обустройство дачи, огородничество, садоводство;

—охота, рыболовство, туризм;

— управление моторными видами транспорта;

— физически опасные виды спорта, спорт на открытом воздухе.

2. И-тип

Типичные хобби:

— работа ( И- тип часто полностью поглощен своей работой и работает по многу часов в день);

— сложные виды деятельности, которые требуют освоения многих фактов, деталей, принципов (яхтенный спорт, под­водное плавание, альпинизм, астрономия и т. п.);

—компьютеры: оценка, программирование, обсуждение, чтение литературы;

— чтение научной литературы.

3. А-тип

Типичные хобби:

— фотография, рисование, живопись;

— посещение танцевальных и музыкальных концертов, те­атров, музеев;

— сочинение поэм, рассказов, художественное коллекцио­нирование;

—игры на музыкальных инструментах, занятие танцами.

4. С-тип

Типичные хобби:

—организация развлечения других;

— посещение общественных мероприятий, собраний;

— добровольное выполнение благотворительной и социаль­ной работы.

5. П-тип

Типичные хобби:

— членство в клубах и организациях, посещение собраний;

спортивные состязания или в качестве зрителя или участника, богатый отдых;

развлечения, организация вечеринок, увеселений;

политическая деятельность.

6. К-тип

Типичные хобби:

— коллекционирование ( марки, монеты и т. п.);

— постройка моделей;

— проекты улучшения жилища;

— участие в гражданских и общественных организациях;

— игры с ясными и четкими правилами.

Приложение 5

«Круг Айзенка»
/>/>нестабильность

Меланхолик -угрюмый;

-тревожный;

-замкнутый;

-тихий;

-необщительный;

-пессимистичный;

Холерик

-обидчивый;

-неспокойный;

-возбудимый;

-импульсивный;

-оптимистичный;

-переменчивый;

-агрессивный;

М

/>
и

н

т

р

о

в

е

р

с

и

я

э

к

с

т

р

а

в

е

р

с

и

я

Флегматик

-пассивный;

-осторожный;

-рассудительный;

-мирный;

-спокойный;

-ровный;

-сдержанный;

Сангвиник

-общительный;

-открытый;

-разговорчивый;

-беспечный;

-беззаботный;

-лидирующий;

-живой.


стабильность

/>


Приложение 6
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.