Реферат по предмету "Психология"


Принципы и механизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией

Реферат натему
Принципы имеханизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией

Содержание
Введение
1.  Принципы и механизмы работы с детьмистрадающими социальной дезадаптацией
Заключение
Литература

Введение
дезадаптациянесовершеннолетний ребенок социальная
Проблемы подростковвсегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время вусловиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенногоэкономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственныхнорм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейсяполяризации слоев населения. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условияоказываются источником многочисленных, различных по силе и длительностивоздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклоненияприводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогеннообусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а вопределенных случаях и следствием социальной дезадаптации.
Подростковый возрастопределяется как «второе рождение». Рождение социальной личности,готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведетк формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создаватьсемью, быть хорошими родителями. В настоящее время практически разрушенасистема воспитания детей и молодежи, снижаются возможности полноценного началаих самостоятельной жизнедеятельности. Нет гарантии получения детьми и молодежьюобщего и профессионального образования и вступления людей всоциально-профессиональную деятельность (вследствие безработицы). Эта проблемаопределила тему работы: “социальная дезадаптация подростков каксоциально-педагогическая проблема”. Цель реферата — изучение психологическихпроблем подростков, в частности, их дезадаптации и социальной дезадаптации какнаиболее важной психологической проблемы подростка.

1. Принципы и механизмы работы с детьми,страдающими социальной дезадаптациейСоциальная дезадаптация — это процессутраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлениюиндивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широкомперечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняяалкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания,противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненноевзросление — разрыв между взрослым и детским периодом — создается некая пустота,которую надо чем-то заполнить. Они легко переходят границу моральных и правовыхнорм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формахповедения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностныхориентаций, социальных установок.
Актуальностьпроблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантногоповедения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеетбиологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесносвязана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.Социальная дезадаптация — явление многогранное, в основе которого лежит неодин, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:
a. индивидуальные;
b. психолого-педагогические факторы(педагогическая запущенность);
c. социально-психологические факторы;
d. личностные факторы;
e. социальные факторы.Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок,затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хроническиесоматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы,нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психическихфункций и т.д.Психолого-педагогические факторы, проявляющиеся вдефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствиииндивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемыхпедагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношенииучителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованномпропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда жеотносятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей,настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев исестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе,пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков ненаблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для нихвысокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получениепрофессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнениеокружающих, сохранены социально-значимые референтные связи. Подросткииспытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном(познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различныепоступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием,непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько снеспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоятьвлиянию окружающих.
Социально-психологическиефакторы, раскрывающие неблагоприятные особенностивзаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, наулице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуацийдля личности подростка является школа как целая система значимых для подросткаотношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможностьадекватного школьного обучения соответственно природным способностям, такжеадекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальноймикросоциальной среды, в которой он существует.
Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношениииндивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения,к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностныхориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Приэтом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловленодефектами системы внутренней регуляции на любом — когнитивном,эмоционально-волевом, поведенческом — уровне. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройствастановятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальнымиподростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяютсяявления токсикомании. Поводом для обращения родителей к психиатру былинарушения поведения, школьная и социальная дезадаптация, явления токсикомании.Проблема дезадаптации и связанной с ней токсикомании у подростков во многомопределяется социальными условиями – семейными, микросредовыми, отсутствиемадекватной профессиональной и трудовой реабилитации.
Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизниопределяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества.Отмечается недоступность всем подросткам многихформ обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков.Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется преждевсего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, такжеполезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлениемпедагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться снормами коллективной жизни.
Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретаюткомплексность, то есть такой несовершеннолетний имеет несколько форм проявлениядезадаптиции. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Однако социальная дезадаптация —процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно нетолько предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но иуправлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей иподростков.
В силу того, чтосложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы несоответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей сталоформирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности исоциального сиротства, создание специализированной системы учреждений длядезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленнойработы по их социальной реабилитации.
Специализированныеучреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше непользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случаеинтересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконныхдействий. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированныхподростков официально не существует, но различные пилотные исследования даютоснование утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнемуявляется одной из острейших и трудноразрешимых проблем.
Задачами учреждений длядезадептированных детей и подростков являются:
• профилактика безнадзорности,бродяжничества, дезадаптации;
• психолого-медицинская помощь детям,попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе всвязи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровьяусловиями проживания) в безвыходное положение;
• формирование у детей и подростковположительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия сокружающими людьми;
• выполнение попечительских функций поотношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств ксуществованию;
• психологическая и педагогическаяподдержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
• содействие возвращению в семью;
• обеспечение возможности получитьобразование;
• забота о дальнейшем благоустройстве,месте жительства.
Специалисты подобныхучреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми:
• диагностическая работа;
• реабилитация, программа которойоснована на данных, полученных после всесторонней диагностики;
• постреабилитационная защита ребенка.
Состав несовершеннолетнихв социальных детских приютах весьма сложен в социальном и педагогическом планеи отличается от такового в детских домах или школах-интернатах, поскольку:
• подавляющее большинство детей ужеприобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
• подавляющее большинство детейнаходятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствиесоциально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия,школьной дезадаптации;
• почти у всех детей выявленыразличные хронические заболевания;
• многие дети нигде и никогда неучились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовыенавыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
• у многих детей отмечена задержкапсихического развития.
Одной из главных задачприютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановлениеширокого спектра, их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми,сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Индивидуальная программареабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всейдоступной информации (состояние его физического и психического здоровья,степень образовательной подготовки и т.д.). Большое значение в реабилитацииподростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Специалисты используютдва способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участиеребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту,самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всегоумения общаться, индивидуальная же реабилитация прежде всего призвана снять уребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочьсправиться со страхами, сформировать доверие к людям.
Важнейший путьреабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию, — организацияв условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса,устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушенийповедения. Наиболее сложна реабилитация подростков. Если при работе с детьмимладшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков,знаний, которые они недополучили orсвоего окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходитсяперевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженныепредставления о взаимоотношениях между людьми. Подросток стремится бытьсамостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить егожизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительноеотношение к себе.
Но даже самый хорошийприют — это лишь временное место пребывания подростка, поэтому одна из главныхзадач социальной помощи подростку — устройство его дальнейшей судьбы. Идеальнымвариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь присоответствующей работе с родителями и детьми. Если возвращение ребенка в семьюневозможно, используются другие пути. До недавнего времени законодательствопредусматривало только такие формы жизнеустройства детей, как усыновление,опека (попечительство) либо государственное сиротское учреждение, куда восновном и направлялись дети. Но есть и другой способ социальной помощидезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями,— создание семейных (воспитательных) групп. Специалисты не без основанийсчитают, что в идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти черездомашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей егореабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социальные,нравственные и духовные связи с окружающим миром.
Помимо социальных приютовсоздаются такие учреждения, как социально-реабилитационные центры, основныминаправлениями деятельности которых является:
• профилактика безнадзорностинесовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
• обеспечение несовершеннолетнимвременного проживания на полном государственном обеспечении до определения иосуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных формжизнеустройства;
• обеспечение доступной исвоевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогическойпомощи детям, имеющим различные формы дезадаптации, на основе индивидуальныхпрограмм социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой,учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.
1. И наконец,пожалуй, самое сложное направление деятельности Центра — работа с семьей.Социальная реабилитация в Центре непременно ориентирована на решение семейныхпроблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействиис психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведетсяна уровне социального патронажа. После возвращения детей в семью продолжаютсясоциальный патронаж, прямые контакты с членами семей и консультацииспециалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.). Психологическиемеханизмы рабты с дезадаптированными детьми и подростками.
Социальная адаптацияпредполагает использование психологических по своей природе механизмов —идентификации, интериоризации, эмпатии, уподобления, приемов обратной связи.Объектами социальной адаптации становятся ценности, требования, установки(семьи, групп, организаций, территориальных и национальных общностей),складывающиеся в них формы взаимодействия, связи и взаимоотношения, этикаповедения в различных системах, а также способы предметной деятельности.
Два обстоятельстваявляются важнейшими предпосылками дезадаптации:
1) семейный фактор. Для ребенка,находящегося в самом раннем возрасте, пьянство родителей, их безразличие,граничащие с жесткостью, — факторы, способствующие его патологическому pазвитию; для детей более позднеговозраста неблагоприятная семейная обстановка — лишь отягощающая, а вовсе необязательная предпосылка дезадаптации;
2) врожденная патология: выраженные вдовольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга,обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелойбеременностью матери, повышенной психической возбудимостью самих родителей. Всовокупности с первым фактором они создают те особые, отягощенные по сравнениюс нормальными условия, в которых изначально появляются и формируются отклоненияв психике, способствующие дезадаптации.
Легкая или стертаянаследственная патология в совокупности с отсутствием педагогической ипсихологической помощи обусловливают постепенное формирование отклоняющегосяповедения. Пристрастие к алкоголю и наркотикам, бездумное участие в уличныхдраках компенсируют подростку все ущемления и притеснения, которые онпретерпевает в повседневной жизни. участие в драках, мелкие правонарушениястановятся в конце концов привычками, которые приводят к личностным изменениям.Так возникает девиантное и деликвентное поведение подростка. Таким образом,дезадаптация не является сугубо врожденной и не возникает неожиданно.
Выделяют следующиекатегории детей имеющих предпосылки или уже прошедшие этапы формированияотклонений в поведении:
1) Трудновоспитуемые дети;
2) Нервные дети;
3) «Трудные» подростки;
4) Фрустированные подростки (свойственныустойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья; будущегосоциального положения; и даже факта их существования);
5) Подростки–деликвенты.
Социальный работник,стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, долженизбрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже недезадаптацию, а причины их возникновения, в том числесоциально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношенийс людьми в мир иллюзорный, часто примитивный, криминальный, а значит, и асоциальный.При этом главное внимание надо уделять тому периоду жизни ребенка, в течениекоторого формируются его личность, круг нравственных интересов, сферамежличностных отношений. Непродуктивно строить приюты для бездомных и колониидля малолетних преступников, забывая, что корни зла — отсутствие у нихпредставлений о родительской любви и добре, наличие у них комплекса проблем,оставшихся неразрешенными и ищущих выхода, в стремлении к суррогатной и легкойжизни.
Наиболее адекватнойтехнологией решения подобных проблем можно считать аналитико-преобразующийметод – перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая вследующей последовательности:
1) Анализ личностных деформацийподростка, уровней психических изменений, мотивационно-потребностной иценностно-смысловой сферы..
2) Установление на основе проведенногоанализа конкретных задач и сфер, в отношении которых следует проводитьпрофилактические, дидактические и коррекционные воздействия. (Иногда достаточнапростая смена обстановки)
3) Разработка тактических приемовдиагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих ихреализации.
С самого началапрофилактической работы нужно учитывать особенности подросткового возраста.Трудный подросток, даже на словах высказав готовность «исправиться», не всегдаиспытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласияконтактировать с социальным работником, его приход, например, в центрпсихолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать отом, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни,смутное желание «что-то предпринять». Задача социального работника и психологав данном случае перевести это смутное желание в цель, полноценную потребностьнепосредственно подростка. Реализация данной задачи может осуществляться в 4этапа:
 I. Мотивационный– создание высокой личностной заинтересованности в какой-либо деятельности.
 II. Ориентировочный– здесь предлагаются многочисленные альтернативы, выборы будущей цели.
 III. Установочный– формируются приемлемые для данного подростка мотивы изменений, напримерустановки на «трезвость», на бесконфликтные отношения с семьей и т.д.
 IV. Деятельностный– организация непосредственно деятельности ребенка в соответствии с поставленнымицелями.
Хорошо, если после этогоподросток начинает заниматься реальным делом, трудится с пользой для себя исвоей семьи, при этом меняется его самосознание, отношение к себе и другим,появляются положительные чувства и эмоции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.