Реферат по предмету "Психология"


Профессиональная мобильность

ВВЕДЕНИЕ
Создание производствамирового класса всегда связано с людьми, которые работают на предприятии.Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедурыиграют, конечно же, важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных вновых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний,компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решатьпроблемы, восприимчивости к обучению.
Компетентностьтребуется работнику, занимающемуся разработкой новых изделий или оборудования,хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знаниятого, как работает старые машины и оборудование. Но для предприятия, котороерешило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждыйработник обладал весьма обширными знаниями.
Формирование уработников нужной компетенции начинается уже при подборе кадров и приеме наработу кадров. Люди, которые придут в организацию, должны стремитьсямаксимально, овладеть аспектами данного бизнеса. Часто это больше вопросжелания самих работников, нежели их предшествующего опыта трудовой деятельностиили базового образования.
Не менее важнымявляется долгосрочное планирование кадровой политики фирмы.
В большинстве компанийотделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыклизаниматься планированием численности работников на предприятиях. Их главнаязадача — добиться, чтобы на предприятии или в организации было столькоработников, сколько должно быть в соответствии со штатными расписаниями.
Но сегодня отделамкадров важно уже добиваться не просто своевременного заполнения вакансий, чтобыподдерживать на должном уровне объем производства. Система работы с кадрамидолжна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения всоставе рабочей силы предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, иследить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждомподразделении.
Желательно проводитьанализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что имеется предложение определенныхпрофессий для комплектования личного состава такими служащими, каких еще нет вштате организации.
В результате прогнозаспроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация может выяснить числолюдей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.
В итоге может бытьразработана согласованная кадровая политика, включающая системы набора,подготовки, совершенствования и оплаты кадров, а также политика отношений междуадминистрацией и работниками. Этот стратегический план может быть разбит наконкретные программы использования трудовых ресурсов. Именно поэтому такактуальна тема «Профессиональная мобильность в современных условиях».
Концепция планированияиспользования трудовых ресурсов проста. Но ее реализация сложна. Корпоративнаястратегия не всегда развивается гладко, так как не всегда вовремя имеется вналичии техника, или она не выполняет те задачи, которые прогнозировались.Иногда существует большая, чем это предполагалось текучесть кадров в некоторыхобластях производства и регионах. Планировавшийся набор кадров не ведется.Поэтапное обучение рассчитано с ошибками, потенциальные рекламные листкидискредитированы. В результате планы не выполняются. Однако существованиеплана, по меньшей мере, вселяет чувство перспективы, а систематическиенаблюдения и контроль за его выполнением могут помочь скорректироватьотклонения от стратегического направления.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯМОБИЛЬНОСТЬ
Способность иготовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой итехнологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающиеэффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальноймобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленноепеременой места работы или профессии. В понятии «Профессиональнаямобильность» различают объективную, субъективную и характерологическуюстороны.
Объективная сторонавключает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сампроцесс изменения профессии.
Субъективная сторонаозначает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения оперемене места работы или профессии.
С характерологическойточки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менееустойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность кперемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступенямслужебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот,определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работыв пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется какгоризонтальная мобильность. В содержании понятия «профессиональнаямобильность» можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации,определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров идругие [3].
Профессиональнаямобильность — изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую.Различают:
— вертикальнуюпрофессиональную мобильность
— перемещениявверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре; и
— горизонтальнуюпрофессиональную мобильность — перемещения без качественного измененияпрофессии и квалификации.
2.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ
Профессионально-квалификационнаямобильность кадров — процесс перемещения работников между профессиональными иквалификационными группами в результате приобретения производственного опыта,практических знаний и навыков.
Квалификация — степеньпрофессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы.Различают квалификацию работы и квалификацию работника[7].
Качественныехарактеристики персонала — совокупность профессиональных, нравственных иличностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала темтребованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различаюттри основные группы качественных характеристик: способности, мотивации исвойства персонала.
Профессия — родтрудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а такжесвидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющихквалифицированно выполнять определенный вид работ.
3. МОТИВАЦИЯ ИНАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧЕНЫХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМОТНОШЕНИЯМ
Для современной эпохихарактерна высокая профессиональная мобильность ученых. Благодаря мобильностиосуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающаякадрами новейшие направления исследований. В то же время мобильность весьмаоперативный, хотя и косвенный показатель состояния дел в той или иной областиисследований: начинающийся отток ученых из какого-либо направления раньшедругих признаков может свидетельствовать о его «насыщении».
Эмпирическиеисследования профессиональной мобильности ученых идут в Ленинграде — Санкт-Петербурге примерно 30 лет. На протяжении этого времени выявлены общиетенденции и специфика мобильности ученых в различных отраслях наук и наотдельных этапах развития науки. Первый многократно доказанный факт — ученые впрофессиональном отношении мобильны, лишь 1/3 работает по специализацииполученной в ВУЗе. Если в 70-80-х годах изучалось преимущественно внутринаучноедвижение, то в 90 годах основное внимание было сосредоточено на изучениипатологической мобильности, т.е. выходу ученых из сферы науки, а такжемиграционным процессам. В нашем последнем исследовании мы вновь пытаемсявернуться к внутринаучной мобильности, но уже в новых социально-экономическихотношениях, в рамках проекта международного сравнительного исследования. Здесьмы рассмотрим лишь результаты выборочного социологического опроса членовСанкт-Петербургского союза ученых (90 человек) в апреле 1998 года.
Проводя последнееисследование, мы хотели выяснить мотивацию и интенсивность изменения научныхнаправлений у ученых. Мы предполагали, что в условиях рыночных отношенийкардинально изменилась мотивация научных кадров, но наша гипотеза оправдаласьлишь частично. Значительная часть мотивов носила традиционный характер,зафиксированный еще в 70-х годах.
Наибольший интерессоставляла для нас элитная группа докторов наук. Прежде всего, остановимся наней. По данным опроса наиболее распространенным мотивом является внутринаучныйфактор — логика научного исследования (40%), на втором месте оказалсяпсихологический фактор — изменение научных интересов (23%), на третьем — практическаяполезность исследования (20%). Вместе с тем обнаружились факторы, связанныеинституциональными изменениями, произошедшими в науке, например, появилисьмотивы, связанные с возможностью получения грантов, стремлением ксамостоятельной работе. По данным этого опроса изменение научного направленияпочти не связано с миграционными намерениями, однако, по-видимому, этоспецифика данной возрастной группы. Есть основания полагать, что у молодежи крешению этих вопросов несколько иной подход [6].
Как выявилось,распределение мобильных между новыми и традиционными направлениями существенноне изменилось за последнее десятилетие, и носит устойчивый характер. Мыпредполагали, что существенные изменения произошли в векторе движения кадровмежду фундаментальными и прикладными исследованиями, что в настоящее времядоминирует поток в прикладные исследования, разработки. Но данный опрос неподтвердил нашу гипотезу: из фундаментальных в прикладные и обратно объемпотоков существенно не отличался. Однако не исключено, что это связано соспецификой выборки (в основном ученые академических вузов и институтов).Необходимы дальнейшие исследования для более полного понимания и обоснованиятакого движения.
Сравнение данныхреспондентов — докторов наук с данными по всему массиву опрошенных показывает восновном общность мотиваций в изменении направления, что не исключает отдельныхразличий, к которым относятся такие как вынужденные обстоятельства и боязньпотерять работу. Эти мотивы в большей степени распространены среди кандидатовнаук и научных работников, не имеющих ученой степени.
Таковы некоторые общиетенденции. В докладе будут рассмотрена специфика их проявления в естественных,технических и общественных науках.
Международноеисследование, которое будет проведено в ближайшее время, позволит более глубокоосмыслить и понять динамику направлений и мотиваций профессиональноймобильности, ученых в различных странах с рыночной экономикой.
4. СОСТАВЛЯЮЩИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Основой изучения такогофеномена как профессиональная мобильность работников явились работы П.Сорокина, Э.Дюркгейма, М. Вебера в которых заложен функциональный подход канализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А.Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.
Отечественные ученые всвоих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность как предметсоциальной стратификации советского общества. В работах Т.И. Заславской, Р.В.Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры иисследование механизмов смены труда. В работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина,В.А. Ядова были освещены такие проблемы как профессиональное самоопределениевыпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышениеквалификации. Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельностидетально проработаны в исследованиях Е.А. Климова. Последние десятилетияознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальныхявлений в том числе и к подготовке специалистов в системе высшегопрофессионального образования, этому посвящены работы В.М. Розина, Н.Г.Багдосарьян. В работах О.А. Иконникова, А.Г. Здравомыслова проведен анализосновных проблем высшего профессионального образования в контекстесоциологической парадигмы.
Социальная мобильностькак перемещение индивидов, социальных групп определяется в работах С.Э.Крапивенского, С.С. Фролова, Ю.А. Карповой, А.А. Гераськовой, Л.В. Кансузян. «Культурнаямобильность», «социокультурная мобильность» стали предметомисследований П.К. Анохина, И.В. Василенко, Г.Б. Кораблева. Особенности ихарактеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О.М. Дудиной,П.М. Ратниковой, Ю.И. Калиновского, Н.И. Томина, О.В. Амосовой. Изучены иописаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человекав исследованиях Н.Ф. Хорошко. А.Т.Коньков разделяет профессиональнуюмобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амирова и З. Багишеврассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевуюустановку высшего образования.
Проанализировависследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими икак качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер.Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, чточеловек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными ипрофессиональными качествами, но его мобильность может, провялятся только вдеятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует толькопри условии ее реализации в деятельности.
Проанализировав генезисстановления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятийкак «социальная мобильность», «социокультурная мобильность»,«академическая и образовательная мобильность», отметим, чторезультатом современного профессионального образования выступает способностьвыпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основеверы людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности. Мы считаем, чтотакое понятие как «профессиональная мобильность специалиста»определяется не только его способностью менять свою профессию, место и роддеятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения,направленные на повышение уровня своего профессионализма, а так же способностьюбыстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную инациональную среду.
Опираясь насоциологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как процессдвижения индивидов между группами профессиональной структуры общества,необходимо отметить тот факт, что социальные субъекты полностью или частичноизменяют свой профессиональный статус. Профессиональный статус индивидапредставляет собой определенное положение человека в профессиональной структуреобщества. Сформировать в адаптационной вузовской среде социальнуюкомпетентность и помочь выпускнику в адаптации к смене своего социального ипрофессионального статуса возможно при условии включения в образовательныйпроцесс информационных, коммуникационных, организационных компонентов. В связис этим можно выделить основные задачи высшего профессионального образования вусловиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование призваноподготавливать специалистов способных легко обучатся, быстро приспосабливатьсяк меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности,заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Такимобразом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшегообразования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения инавыки самообучения. Во вторых, образование должно сформировать у будущегоспециалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы емусамостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать векторсвоего карьерного роста.
Одним из направленийразвития современной науки выступает изучение возможностей компетентностногоподхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательногоучреждения. Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниямии навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальныенавыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результатобразования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь накомпетентностный подход, мы можем подставить целостную картину становленияпрофессиональной мобильности специалиста, через развития определенныхкомпетенций.
• Социально-коммуникативныекомпетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации всовременном демократическом обществе, к работе с новыми информационнымитехнологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности внеоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
• Образовательныекомпетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному,системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знанийи повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свойпрофессионально-творческий и социальный потенциал в условияхнаучно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.
• Общенаучныекомпетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знанийпо профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержаниясоциальной и профессиональной деятельности.
• Ценностно-смысловые иобщекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловойориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать исовершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественноодобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимостинепрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжениивсей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условияхсложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогическойкультуры.
Данные компетенции иявляются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.
Анализируя особенностисовременного исторического развития (постоянные перемены, изменения,взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний, движение внаправление единства понимания всех сторон жизни на Земле) А. Кочетковавыделила два мегатренда в условиях действия которых, и происходит данноеразвитие. Первый связан с перемещением мировых процессов в сторону хаоса, чтодетерминирует становление новых семантических основ жизнедеятельности человека.Второй характеризуется отказом от технократического восприятия протекающихперемен, стремлением к гармоничному постижению происходящего. Именно этитенденции и привели к тому, что устоявшиеся требования к качеству специалистане соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности. Творчествостановится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е.способности, знания и навыки, залаженные в человеке приобретают иное болееважное значение, определяющее место современного специалиста в развитии страны,общества. Соответственно изменяются требования к качеству образования, среда, вкоторой должна вестись профессиональная подготовка должна быть изоморфна среде,в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Такимобразом, происходит смена модели образования основанной на трансляции знаний намодель образования «ориентированную на трансляцию принципов работы вусловиях ученого незнания» [1], что в наибольшей степени связано состановлением личности современного специалиста. Современный человек живет идействует в среде с высокой степенью «турбулентности», что определяетуровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно в таких условияхспециалист, эффективно действующий должен обладать рядом качестве, которыевыступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений,способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новымобстоятельствам, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренний средыорганизации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающегопространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в «турбулентнойсреде» характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста способногорешать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.
Непрерывность искачкообразность характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системеобразования в частности, именно они и оказывают сильное влияние на людей. Этообусловливает процесс разделения людей на тех: кто обладает высокойустойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации; кто не способен кадаптации и не может противостоять переменам; кто способен к адаптации иизменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, чтозамедляет ее; кто способен адаптироваться и быстро изменяться, способны кбыстрому обучению, самообучению. Поэтому мы можем сделать вывод, чтосовременное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям ибыть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Такимобразом, мы видим, что второй составляющей профессиональной мобильностиспециалиста выступает его готовность к переменам. Именно от степени готовностиспециалиста к переменам он принимает решения о смене места работы, профессии,образования и т.д. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение оего изменении или об отказе от какой-то его части. «Желание измениться»означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь идеятельность без чьего-либо вмешательства или давления.Третьей составляющейпрофессиональной мобильности является активность личности. Современное профессиональноеобразование в России построено по принципу преемственности образовательныхпрограмм, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой надостигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательногомаршрута человека. Профессиональное становление и личностное становлениеобучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. Приэтом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и надпреобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова [2],активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовыватьсвою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели.
Проблема активностиличности рассматривается как проблема биологическая и социальная. Интерес кчеловеку как активно действующему субъекту исторического процесса возрастает помере того, как под влиянием общественных отношений формируется понятиеличность. Проблема активности в русской психологии рассматривается в трудахН.Я. Грота, Л.М. Лопатина, А.И. Введенского, И.И. Лапшина. Они определяютактивность как внутренне замкнутое свойство духа.
Представители «эмпирическойпсихологии» пытались отойти от всякой философии, но при этом не смоглиуйти от дуалистических, а порой и идеалистических философских концепций. Г.И.Челпанов связывал активность с внутренним строением сознания. У В.Я. Нечаеваактивность это умение сохранить свою личность. Для нашего исследования важнымявляется то, что ученые рассматривали активность как меру устойчивости личностик влиянию среды и ее воздействия на эту среду, хотя эта мера сводилась кпотенциям индивида биологического характера.
В 20-30-ые годы ХХ векаВ.М. Бехтерев[3] создает социально-психологическую концепцию активности. Изучаяактивность в социальном плане, он признавал ее направленность на изменениежизни общества, однако при этом произошел перенос биологических понятий всоциологию, была сделана попытка, рассмотреть общество как совокупность «физиологическихэнергетических машин». П.П. Блонский наряду с физиологическим обоснованиемактивности трактовал ее и в аспекте решения задач воспитания личности. «Воспитатьчеловека, который бы действовал не как „безупречный автомат“, ноактивное существо, действия которого исходят из него самого»[4].
В этот же историческийпериод была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе еедеятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столькобиологическую природу, сколько социальную. Она определяется, по мнению ученогоне созреванием тех или иных функций, а усвоением в ходе онтогенетическогоразвития определенных форм социального опыта, созданной человечеством культуры.Понятие установки как состояния готовности к определенной активности ввел Д.И.Узнадзе. По отношению к процессам осознания и поведения установка первична иона определяет протекание процессов сознания. Установка выражает готовность ксовершенствованию процесса, направленного на удовлетворение потребности. Онаотражает окружающую действительность и при изменении этой действительностиспособна пластически меняться. В связи с этим установка способна обеспечитьвыполнение действий в связи с изменяющимися условиями. Наличие потребности иситуации выступают необходимым условием для функционирования установки. Особой формойпсихической активности, присущей человеку как социальному существу, по мнениюД.И. Узнадзе выступает уровень объективизации. Человек как социальное существоживет и действует не только для себя, но и для другого, т.е. его бытиепереходит за границы собственного существования и становится действительностьюдля другого. А установка есть связующее звено между сознанием и деятельностью[5].
Считая, чтодеятельность может быть активной и пассивной, Н.Ф. Добрынин разделил понятие «активность»и «деятельность» и выдвигает принцип активности как методологическийпринцип психологии. Активные действия, по мнению ученого, направлены наизменение действительности, а жизнь и активность начинается с возникновенияпотребностей и интересов, которые связаны с убеждениями. «Убеждения,опирающиеся на мировоззрение, отражаются на всей деятельности личности иявляются самой большой силой вызывающей активность сознания»[6]. Такимобразом, активность возникает как результат проявления потребностей, интересов,убеждений и выражает значимость для личности тех или иных объектов, а одним измеханизмов ее возникновения выступает переход общественной значимости в личную.Деятельность как специфическую форму активности рассматривает в своих трудахС.Л. Рубинштейн. «Человек – не пассивное, лишь созерцательное существо, асущество действенное, поэтому изучать его нужно в действии, в свойственной емуактивности». «Основное позитивное содержание положения о единствесознания и деятельности — пишет С.Л. Рубинштейн, — заключается в утверждение ихвзаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливаетформирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а этипоследние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условиемее активного выполнения» [7].
Проявлением социальнойактивности не всегда можно считать активную деятельность. В основе социальнойактивности как качестве личности лежат общественные интересы, а ее признакамикак считают В.А. Якуба и А.И. Андрющенко, является многообразие связей субъектасоциальных отношений и творческий характер действия, направленного нареализацию общественных интересов. Общественная активность включает в себяотношение человека к миру социальных ценностей, выражающееся в конкретнойдеятельности, критерий ее уровня представляет собой комплекс объективных исубъективных моменты, характеризует особенности деятельности (направленность,результативность) и внутренне показатели деятельности.
Социальная активностьспециалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия вобщественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позицииличности специалиста связано с развитием творческих потенций личности.Активность личности закладывается в «фундамент» личности на раннихэтапа жизни и корректируется, направляется на протяжении всей сознательнойдеятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается вопределенных, заданных условиях, а его причиной являются «внутренниеусловия». А.Н. Леонтьев пишет, что «активное приспособление к будущемуявляется специфической именно для поведения человека» [8]. Социальнаяактивность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результатизмеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку «обстоятельстви самого себя». Однако организуется и направляется активность субъективнойпозицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим «переправление»внешних требований во внутренние.
Человек выступает, каксубъект исторического процесса утверждают Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. «Всякоепроявление жизни» есть проявление и утверждение общественной жизни – этоутверждение конечный вывод и ведущая посылка в анализе подходов к изучениючеловеческой активности (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев).
Для нашего исследованиязначительный интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что «Социальнаяактивность – высшая форма человеческой активности. Она проявляется, какспособность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешнейсреде, но и целенаправленно изменяя ее». Следовательно, человек действуясознательно — самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулируетинтенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о самодеятельностиличности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человекпроявляет только сознательно и это есть акт его самодеятельности, то активностьличности есть основа проявления мобильности. В.В. Водзинская считает, что невсякая деятельность есть проявление активности личности, поскольку в отдельныхслучаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и несоответствует его стремлениям. А профессиональная мобильность реализуетсяличностью только по ее собственному стремлению и интересам, то соответственнопроявление мобильности личности есть всегда проявление ее активности.
И.Н. Пашковскаяисследуя предпосылки формирования активного типа личности педагога считает, чтосоциально-профессиональная активность, являясь прерогативой только сознательнойличности, поскольку является мерой сознательности личности и ее ответственностиперед обществом. Профессиональная активность – социальная по своей сущности и кэтому еще и протекает в рамках социальной системы, следовательно, формы еепроявления, цели, особенности порождены обществом, социальной средой в которойформируется личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы можем сделать вывод,что и профессиональная мобильность по своей природе социальная, потому, что онаимеет место быть, только в социальных системах, а ее успех зависит от тойсоциальной, образовательной среды, в которой происходит становление личностиспециалиста-профессионала. Исследуя особенности мобильности специалиста иотмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следуетотметить, что многие ученые изучая социально-профессиональную активность,считают, что она является показателем степени социализации личности ипроявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональнымусловиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий естьпоказатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста впрофессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильностьспециалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороныкак фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющиенам говорить о социально-профессиональном предвидении становления и развитияспециалиста, т.е. о формировании профессионально мобильного типа личности.Формирование активного типа личности есть одно из условий проявлениямобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональнуюдеятельность.
профессиональныйквалификационный мобильность стратификация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Кочеткова А. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальныйподход) // Alma mater Вестник высшей школы, 2004, №11, с.17-21
2.Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентовв вузе. Дисс…канд.пед.наук, Архангельск, 2001 – 202 с.
3.Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Вып. I. – М. –СПб, Берлин: Б.И.,1923. – 63 с.
4.Блонский П.П. Личность ребенка и ее воспитание // Психология и дети – 1917 — №1С.145
5.Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: АНГрузинской ССР, 1961. – 210 с.
6.Добрынин В.Ф. Об активности сознания // Проблемы сознания. – М., 1966. – 182 с.– с. 184
7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – 720 с.
8.Леонтьев А.Н. Избранные педагогические произведения. – М.: педагогика, 1983. –251 с. – с.33
9.Водзинская В.В. Активность личности в сфере досуга // Активность личности всоциалистическом обществе. – М.: Варшава: Институт социологическихисследований, 1974. – с.344-380


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.