Реферат по предмету "Психология"


Профессионально-значимые и личностные качества психолога

Введение
В связи с расширением сферы услуг в области психологииактуальной является проблема качества профессиональной подготовки практическогопсихолога. За последние годы в нашей стране произошло резкое увеличение общегочисла специалистов, которые считают себя психологами. К сожалению многие из нихвсего лишь владеют документами, подтверждающими их квалификацию и в своембольшинстве не имеющими государственного значения. В силу ряда причин за этотже промежуток времени наблюдается рост потребностей в получении психологическойпомощи. Расширился и спектр психологических проблем. Реализация научных знанийв различных областях практики, возросшая степень влияния современнойпсихологической науки на социальные, экономические и другие процессы, повысилиее значение для общества в целом. Профессия психолога, обладающая возможностьюоказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи,приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностейпрофессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особоезначение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что отпрофессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какойсфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что всвою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, ихобщее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждыйчеловек, даже не каждый дипломированный психолог, может статьпсихологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельностипсихологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимыхпрофессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессиипсихолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых дляуспешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств,каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошосформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считатьсяспециалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет онеобходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей,проблемы связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет правоих решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностныхкачеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей,правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации инравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Данная работа посвящена изучениюпрофессионально-значимых и личностных качеств деятельности психолога, посколькуименно эти качества являются ведущими и во многом определяют успешность его профессиональнойпсихологической деятельности. Исходя из вышеизложенного, нами была определенацель: изучить и обобщить профессиональные и личностные качества психолога.
В ходе работы необходиморешить следующие задачи:
1. Изучить профессионально-значимыекачества психолога.
2. Изучить личностныекачества психолога.
3. Обобщить данные,определить значимость и влияние профессиональных и личностных качествапсихолога на его деятельность.

1. Профессиональныекачества психолога
 
О каких жепрофессиональных качествах личности психолога-практика можно вести разговор?Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначениепсихолога-практика, как профессионала. Его профессиональная деятельностьнаправлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группелюдей в ходе решения возникших у них душевных проблем, т.е. приходить им напомощь в трудное для них время. Свои профессиональные знания психолог-практикдолжен применить для того, чтобы успокоить конкретного человека во времяпостигшего его горя, случившегося несчастья, возникающих при решении каких-топроблем, трудностей. Он должен помочь людям быть уверенными в своихпотенциальных возможностях, восстановить у них веру в жизни, вооружить ихоптимизмом, обеспечить им психологическое здоровье, высокое качество жизни,обеспечить им полное развитие личности. При этом психолог-практик сталкиваетсяс разного рода жизненными ситуациями разной степени, в том числе икритическими, в которых оказывается клиент. Необходимость оказанияпсихологической помощи требует от психолога-практика не только всестороннегоизучения ситуации, в которой оказался клиент, или группа людей, но инепосредственного вмешательства.
Одним из важных условийэффективной психологической помощи становится целевая установкапсихолога-практика, мотивы его профессиональной деятельности. Действительно лион желает оказывать помощь людям, делая доброе дело, или же смотрит наоказываемую помощь, как на возможность больше зарабатывать на несчастьях людей?Какие чувства испытывает он в ходе оказания помощи: моральное удовлетворение отсознания, что во время пришел на помощь в трудные для клиента дни, или жеостался довольным, что получил хорошее материальное вознаграждение (деньги,ценный подарок)? Могут быть и другие мотивы оказания помощи: приобретениепрофессионального опыта, формирования соответствующих умений и навыков, сборнеобходимого материала для доклада, отчета, статьи. Понятно, что настоящийпсихолог-практик должен ощущать моральное удовлетворение от сделанного добра,от оказанной честной помощи. Очень важно, что оказание психологической помощилюдям становится для психолога-практика смыслом, содержанием жизни. Ведь посуществу суть настоящей практической психологии заключается не в том, чтобывладеть какими-то знаниями и навыками, с помощью которых можно манипулироватьчеловеком или группой. Настоящая практическая психология и настоящая работа слюдьми как раз состоит в том, чтобы в себе и в них пытаться бороться с такимиманипуляциями. Психолог-практик, как профессионал, должен представить весь путьпсихологической помощи, ее поэтапность, продолжительность, а не скоруюрезультативность. Клиент при несчастии должен с помощью психолога-практикаощущать, что жизнь его хоть и трагична, но не безысходна. Он должен постоянноощущать, что жизнь на этом не кончается, что она имеет продолжение. Польза отпсихолога-практика уже заключается в том, что он вместе с клиентом занимаетсяего проблемой, не оставляет его одного.
Одним из важнейшихкачеств деятельности психолога является его профессиональная компетентность,или профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыкии способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относятся:диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием,приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональнаякомпетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, вактивном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личнойинициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен бытьразносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональнаяэрудиция должна включать в себя не только знания в области психологии, но иопределенную совокупность знаний в области истории, культурологии, философии,педагогики, социологии, политологии, экономики, права, филологии, физическойкультуры, математики и информатики, а также знания в области концепцийсовременного естествознания. Профессиональные умения определяют успешностьпрактической деятельности психолога, его способность применять психологическиезнания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы,психологические «техники».
Профессиональные навыки — это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия,которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, тембольше профессиональных навыков приобретает специалист. [4,233]
/>Рассмотримосновные требования к подготовленности психолога по профессиональнымдисциплинам.
В области психологииспециалист должен:
· понимать цели,методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
· владетьинструментарием, методами организации и проведения психологическихисследований;
· пониматьспецифику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основныеотрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различныхобластях жизни;
· знать историюразвития и современные проблемы психологической науки;
· знатьзакономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различиепсихики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
· понимать мозговыемеханизмы психических процессов и состояний;
· знать природудеятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
· знатьзакономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
· знать психологическиезакономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти,воображения, мышления, речи);
· знать механизмывнимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
· иметь понятие оличности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
· знатьпсихологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах,межгрупповых отношениях;
· знатьзакономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
· знать основныезакономерности психологии образования;
· знать критериинормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, путии средства компенсации и восстановления нормы;
· иметьпредставление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
· знать основныесферы и виды деятельности психолога;
· знать основыпсиходиагностики и психологического консультирования;
· знать основыпсихотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
· владеть методамипсихологического просвещения и преподавания психологии. [4,234]
/>Крометого, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целымрядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализацииотносятся:
1) общая психология
2) психологияличности
3) социальнаяпсихология,
4) политическаяпсихология
5) психологияменеджмента
6) психология трудаи организационная психология
7) клиническаяпсихология
8) психофизиология
9) специальнаяпсихология
10) психологияразвития и возрастная психология
11) педагогическаяпсихология
12) психологическоеконсультирование
13) психологиясоциальной работы
14) юридическаяпсихология
15) спортивнаяпсихология. [4,235]
Таким образом, всеперечисленные требования как минимум необходимы для успешной профессиональнойдеятельности психолога. Помимо этого для хорошей работы психолог просто обязан постоянноповышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в различныхкурсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельнымпроблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствованиепрофессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатовв своей деятельности.

/>2.Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональноеи личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном планеодним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностныекачества являются главной составляющей профессиональной успешности психолога.
Трудно найти личностныекачества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога какнаучная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая изних предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Важными нравственнымикачествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительноеотношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность,интеллигентность.
Большое значение дляпрактического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение пониматьдругих людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог долженуметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не толькопсихологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативнымикачествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можносчитать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умениеслушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют«талантом общения».
Общее отношение к жизни идеятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествахкак ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность,наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения,способность к рефлексии своих переживаний. [4,237]
/>Дляпсихолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность,естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональнаястабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевымкачествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимыхличностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии(сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранятьнекоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила упсихолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качествопрактического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противномслучае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важнымоказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своихпсихологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонностиприписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность.Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональномупсихологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальныеособенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера.При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков. [4,238]
Еще одно необходимоекачество — развитие самопознания. Ограниченное самопознание означаетограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора вжизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, инаоборот — чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Также важным качествомявляется принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в работе возникаютпод контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия вэтих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно исознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться сдоводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личнаяответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В такихслучаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служитполезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и дажеорганизацию жизни.
В профессиональнойдеятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемыработы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляетсяинтерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стильпрофессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностныхособенностей.
Перечисленные вышехарактеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков отом, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.
Таким образом, из всехэтих качеств и складывается коммуникативная деятельностьпсихолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требуетпостоянного развития, совершенствования и коррекции.

Заключение
психологпрофессиональный качество специализация
В результате анализаданной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должныучитываться при оценке человека как практического психолога.
Для психолога особоезначение приобретают профессионально важные личностные качества. Психологявляется не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают спозиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизньпозитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологическихметодик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешностипсихолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.
В процессепрофессионального становления и развития личностные качества психологатрансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональныйпсихолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позициянаряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными,и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качествапсихолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция можетвыстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же дляэффективного функционирования является способность адекватно занимать и менятьпозиции в процессе любых видов деятельности.
 Таким образом, основойуспешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, являетсявысокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь являетсяусловием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональнойдеятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшегоразвития.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С.Практическая психология – М., 1997. – 368 с.
2. Абрамова Г.С.Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. идоп. М.: Академический проект, 2001. – 346 с.
3. Аверин В.А.Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.– 191 с.
4.  Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
5.  Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
6.  Куликов Л.В. Практическая психология:Советы и рекомендации. СПб.,
1994. – 293 с.
7. Меновщиков В.Ю.Введение в психологическое консультирование. М.:
Смысл, 1998. – 109 с.
8. Немов Р.С.Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов.-
М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
9. Таланов В.Л.,Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО,2005. – 928 с.
10. Шнейдер Л.Б.Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89,2003. – 272 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Доисторические ступени развития культуры по ЛГ Моргану
Реферат Ii международная Олимпиада Искусств
Реферат Андижанский областной информационно-библиотечный центр имени Бабура
Реферат Служба маркетинга и служба контроллинга в банке
Реферат Из истории телеграфа (или о Сэмюэле Финли Бриз Морзе)
Реферат ), программа "1С: Предприятие"(
Реферат Отличие методов управления от методов регулирования
Реферат А. С. Полонский Содержание и разведение аквариумных рыб
Реферат Налоги в системе государственного регулирования экономики
Реферат Развитие русского военного искусства Александром Невским и Дмитрием Донским
Реферат В.Скотт "Айвенго"
Реферат Ценные бумаги как объекты гражданского оборота
Реферат Системы управления документами
Реферат Условия формирования финансового капитала в Самарской области в нач
Реферат Odysseus Heroism Essay Research Paper Odysseus heroismThe