Реферат по предмету "Психология"


Причины подростковой преступности

КУРСОВАЯ РАБОТА
«Причиныподростковой преступности»

/>Введение
Даннаяработа посвящена одной из важнейших проблем нашего времени. Изучение причин подростковойпреступности, которая была всегда актуальной, в настоящее время приобрелаособую значимость. Подростковый возраст традиционно считается проблемнымпериодом в ходе формирования и развития личности. Подросток всем своимповедением пытается доказать, что он уже не ребенок. Иногда излишнее желаниестать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростковдевиантного поведения. Также следует принять во внимание тот факт, что вподростковом возрасте обостряются имеющиеся внутренние противоречия.
Проблемапреступности остаются всегда актуальными для рассмотрения, даже не смотря наизменчивость мира. Изменяется мир, изменяется поведение, меняются нормы. Этапроблема достаточно специфична, так как касается судеб подрастающего поколения.От того как будет изучена мотивация подростков в настоящее время, во многомзависит состояние и рост преступности в будущем.
Но всегдабудут люди, чье поведение не вписывается в рамки общественных норм. Норассмотреть всех людей невозможно, поэтому в данной работе объектом изучениястановятся подростки от 12–16 лет.
«Изучениеподростковой делинквентности и делинквентных «шаек»как социального феномена в Россииосуществляется относительно недавно, по сравнению с объемом и количествомисследований на Западе. В США феномен уличных шаек исследуют с начала XX в.,основополагающей считается работа Ф. Трэшера «Шайка» (1927)» – цитата по Ханипову Р.А. Делинквентность:современные подростковые сообщества и насильственные практики // СОЦИС,2007. – №12. – С. 96
Необходимостьвыделения причин преступности данной категории несовершеннолетнихобуславливается особенностями их психического и нравственного развития, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в моментнравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе иотрицательного. Главная цель работы – изучить причины подростковойпреступности.

/>1. Подростковые группировки
 
Криминологическийаспект преступности подростков специфичен по той причин, что объектом вниманияявляется человек, находящийся в стадии формирования личности. Важно, чтобы егосознанием в итоге обеспечивалась социально полезная роль индивидуума, а нестимулировалось криминальное поведение.
Отмечают ряд особенностей личности подростков, которые обусловленыпсихологическими факторами переходного возраста. Ряд специалистов предлагаетоказание медицинской помощи подросткам, проявляющим агрессию, чтобы исключить перерастанияагрессивного поведения в антисоциальное, в том числе преступное.
Шипунова Т.В. считает, что преступность в обществеобусловлена противоречием, связанным с отношением «господство – подчинение».Это означает, что большое число преступлений объясняются неосознанной илиопосредованной попыткой бунта индивидов против неравного распределенияматериальных благ и жизненных шансов или попыткой уничтожения такого «несправедливого»распределения.[1]
Рассмотрение процесса воспроизводства преступности предполагаетсистемный анализ общества в целом, поскольку общество заключает в себеисточники всех имеющих совершиться преступлений, потому что в нем заключаютсяусловия, способствующие их развитию. Общество создает возможность совершенияпреступления. Преступник реализует эту возможность, он есть только орудие,проявление свойств и характеристик общества. Количество и качество преступлений(их виды) заданы организацией общества, преступность – необходимое следствиеего организации.
Такой процессный подход предлагает Шипунова Т.В. в своейработе. Однако она говорит и о других подходах, например, В рамках системного иструктурно-функционального анализа преступности исследователи определяютфеномен преступности в качестве системы, состоящей из отдельных функциональныхэлементов.
При рассмотрении статистического показано, что совокупностьпреступлений не может быть системной, поскольку часть преступлений не связанымежду собой.
В структурно-функциональномподходеисследователи опираются на представление о том, что наличие, постоянноесохранение в обществе преступности выполняет определенную социальную функцию,служит формой либо регулятивной, либо адаптационной (приспособительной) реакциина общественные процессы, явления, институты и т.д.
Работа Ханипова Р.А.о деликвентности и современных подростковых сообщества основана на социологическомисследовании, включающем массовые опросы и глубинные интервью. Объект изученияв его работе – группировки молодежи делинквентной направленности. Первыеглубинные интервью с подростками проводились осенью 2001 г. (ответы такжеиспользуются в данной работе). Массовый опрос школьников (100 человек из однойшколы) впервые проводился нами в городе Лениногорске весной 2003 г.Результаты этого исследования опубликованы. Весной 2006 г. мы провелимасштабный опрос: 599 школьников из 5 школ (всего школ -13) городаЛениногорска, было проведено также 19 глубинных интервью со школьниками. Посравнению с 2003 г. опрос 2006 г. по процедуре исследования был более«чистым», тем самым удалось получить максимально правдивые ответы.[2] Именно этот город был выбран из завысокого уровня преступности. Опрашивались все учащиеся 7, 8, 9 классов,313 девочек и 286 мальчиков 12 – 17 лет. Возрастная когорта распределиласьследующим образом: подростки 16 лет – 2%, 15 – 25%, 14 – 51%, 13 – 21%, 12 лет –1%. Выводы автора в работе представлены таким образом:
· 18% мальчиковотметили, что они подвергались угрозам, вымогательству денег, избиениям состороны сверстников,
· 2% ответили, чтоподобное физическое насилие им приходится испытывать часто.
· Однако всего 3%девочек подвергались угрозам и вымогательству денег (1% из них – часто).
Ханипов Р.А. считаетчто это можно объяснить своеобразным «гендерным режимом», когда насильственныепрактики со стороны мальчиков не применяются по отношению к девочкам.
На существование в городегруппировок, шаекуказало 80% мальчиков и 74% девочек; 35% мальчиков и 23%девочек признались, что входят в групповое объединение. Но что мотивируетподростков организовывать группировки? Автор пишет в своей статье, что большеполовины девушек состоит в групповых объединениях, потому что им нравитсяпроводить там время, тогда как большинство мальчиков состоит в группировках сцелью обезопасить себя. Можно сделать вывод, что мальчики подвергаются большемуколичеству насильственных атак со стороны сверстников, чем девочки. Одной из мотиваций так же, считает автор, это возможностьтребование денег с помощью группового насилия.
Исследователь проводитпараллель между организацией подростковых делинквентныхгруппировок и сетевым маркетингомкак сетевой организации, приносящей прибыль сбытовымагентам – лидерам шаек и главному агенту, возможно, основному организаторуопределенного делинквентного сообщества. Подростковые группировки, которыеисследует автор, представляют собой многоярусную сеть, которую можнопредставить в виде корневой системы, где каждый корневой ствол даетответвления, а те в свою очередь – новые. Таким образом, делинквентныесообщества как сетевая организация приносят прибыль, чем больше участников, тембольше прибыль вышестоящим лидерам.
Для трудных подростковнеформальная группа становится единственным местом, где они могуткомпенсировать свои неудачи, получить признание и одобрение сверстников,испытать чувство психологического комфорта и эмоционального благополучия. Приэтом особенно важно учитывать круг общения трудновоспитуемых подростков. Оттого, с кем они общаются, какой характер и содержание этого общения, зависитдальнейшее формирование личности каждого подростка, его поведения.
/>2.Влияние семьи
правонарушительсемья подросток переходный
Семья – это архиважная ячейка общества. Именно благодаря этойячейке, в сознание человека закладываются все те ценности, которыми он руководствуетсяв течение всей жизни. И всё то, что происходит внутри этой ячейки, прямо иликосвенно влияет на ребёнка, в том числе на его поведение. Семья, и всё то, чтопроисходит внутри неё, является предтечей поведения подростка.
Одним из условий формирования личности несовершеннолетнегопреступника является семейное неблагополучие, отрицательные семейные условия:отсутствие нормальной нравственной среды в семье, алкоголизм родителей илиродственников, их аморальное поведение и т.д.
Можно классифицировать семьи несовершеннолетних правонарушителейна три группы:
1) социально нейтральные;
2) с пассивным антиобщественным воспитанием;
3) с активным антиобщественным воспитанием.
В предлагаемой классификационной схеме отсутствует группа семей сактивным общественным воспитанием, способных оказывать позитивное влияние нанесовершеннолетних. И эти группы семей есть смысл подразделить на желающих испособных оказать положительное влияние; желающих, но не умеющих или нерасполагающих возможностью оказать такое влияние и, наконец, на тех, кто нежелают и не могут.[3]
Взаимосвязь неблагополучной семьи и преступностинесовершеннолетних установлена давно. Вместе с тем в литературе можно встретитьдостаточно разные статистические данные, отражающие эту связь.
Самиулина Я.В. в своей работе о семенном неблагополучииприводит данные исследования Г.Л. Касторского, которые показывают чтосреди несовершеннолетних преступников каждый третий воспитывался в обстановкесемейного неблагополучия, обусловленного дефектами нравственной позицииродителей, их образом жизни. Лишенные в морально неблагополучной семьенеобходимого эмоционального комфорта и общения, они стремятся компенсировать ихв компании представителей криминального мира, которые охотно берутся за их«воспитание». В такой компании подросток получает удовлетворение потребности вобщении и самоутверждении, необходимый социальный и эмоциональный комфорт.
В Основу статьи Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. леглирезультаты социологического изучения родительских семей 1758несовершеннолетних, совершивших преступление в 2003–2004 гг. в 18субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации (ЦФО), а так жематериалы органов внутренних дел, включая уголовно-правовую,административно-правовую статистику. В качестве основной гипотезы исследованиявыдвигалось следующее положение: даже в относительно благополучных регионах типи характер семьи влияют на показатели преступности несовершеннолетних.
Центральный федеральный округ взят не случайно. Именно здесьсосредоточен стоимостный объем национального богатства, а так же этот районлидирует по числу бракоразводных процессов.
Расчет показателей уровня преступности несовершеннолетних возможентолько по данным статистики о раскрытых преступлениях. Коэффициентыпреступности несовершеннолетних, рассчитываемые на основе сведений о раскрытыхпреступлениях, несопоставимы с общей преступностью, которая рассчитывается сучетом числа всех зарегистрированных преступлений.
Авторы статьи считают, что объективные результаты дает анализуровня преступности только за определенный год, а не полугодие или девятьмесяцев, который иногда проводится в отчетах органов внутренних дел.
О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится вомногих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. Ктяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность,алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых вбольшинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Лелеков В.А.подсчитал, что вклад таких семей в преступность несовершеннолетних составляет30–35%. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетнихпреступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чему подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершившихповторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напиткинесовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейныхтрадициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье.По данным из статьи о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних Лелекова В.А.и Кошелевой Е.В. видно, что среди несовершеннолетних, совершившихпреступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь, и преступлениесовершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкогольеще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями,родственниками, 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях,в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросывоспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом иливтором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников.[4]
При этомподчеркивается, что в семьях девиантов (в первую очередь, правонарушителей)отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним изних, в случае с мальчиками – с отцом. Далее следует значительное снижениеуровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самимиродителями. Резко возросли излишняя требовательность, безразличие и сократиласьчрезмерная доброта к детям, что свидетельствует об ухудшении микроклимата в семьях,как результат обострившейся экономической, духовно-нравственной, политическойситуации в обществе в целом.
Нравственно-правовой облик семьи, где воспитывалисьнесовершеннолетние преступники, наглядно свидетельствует о ее негативном влияниина детей. За годы, разделяющие два исследования, криминогенность семей еще болееобострилась. В особо сложных условиях воспитывались дети, попавшие в дальнейшемв места лишения свободы. Из них половина юношей и три четверти девушек имели ранеесудимых близких родственников.
Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях.Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует отом, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительныеконфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы идругие взрослые родственники: иные лица по месту жительстванесовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лицасистематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких,пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердилисьаморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. Поматериалам судебной статистики, представленных в статье[5], можно сделать вывод об омоложениипреступности, а так же в статье приведены таблицы, указывающие на то, что количествородителей, отрицательно влияющих на детей и состоящих на учете, в 2.4 разаменьше, чем подучетных подростков. Это связано с высокой латентностью, низкойвыявляемостью семей с неудовлетворительным воспитанием детей. Этот выводподтверждается данными, приведенными Лелековым В.А. о сравнении числапротоколов, составленных на родителей за неисполнение обязанностей повоспитанию детей (93702), и числа состоящих на учететаких родителей (30723). Необходимо обратить внимание и наследующее обстоятельство. В течение года число родителей, состоящих на учете,меняется не столько количественно, сколько качественно. Если в конце отчетногопериода их число в ЦФО выросло всего на 2,1%, то персональный состав родителейпоменялся на 63.7%.
В условияхбедного, а порой и нищенского существования несовершеннолетние, иногда как и ихродители, оправдывают любой способ получения средств, в том числе, икриминальный, более того, ввиду неспособности, отсутствия возможностидостижения этого честным путем, такой способ остается чуть ли не единственным. Многиесемьи ведут нищенский образ жизни. Все чаще фиксируются преступления,совершаемые родителями совместно с детьми для того, чтобы просто прокормиться.
Выявленынеединичные факты вовлечения несовершеннолетних в устойчивые преступные группыродственниками. Ведущие антиобщественный образ жизни и систематическипьянствующие родители всячески поощряли своих детей в совершении серии краж.Реализовывая похищенное, они из вырученных средств выделяли детям деньги накарманные расходы.
Авторы в статье приходят к выводам, что основными криминогеннымифакторами семей, находящихся в социально опасном положении, которые негативновлияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуютсовершению ими преступлений, относятся:
· воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;
· наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер,бабушек, дедушек)
· злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи,скандалы, драки, сексуальная распущенность;
· тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей,отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;
· низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и другихвзрослых членов семьи.
· грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условияхэмоционального голода.

/>Заключение
Таким образом, отрицательный микроклимат неблагополучной семьи,асоциальное поведение ее взрослых членов способствует тому, что дети,воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцыповедения, но и усваивают ценностные ориентации, реализуя их уже в личномантиобщественном поведении. Небезосновательно полагать, что взаимоотношения всемье между родителями и детьми решающим образом влияют на направленность ихарактер их социального поведения. Для этого необходимо наличие взаимопониманияв семье, справедливое и чуткое отношение к несовершеннолетнему подростку,отсутствие конфликтов. Материалы статистики, специальные исследования позволяютсделать вывод, что условиями для вступления на путь деморализации подростковявляется их социальная обездоленность, алкоголизация, развращающее влияниесемьи, ближайшего окружения, сексуальные домогательства, в том числе иродственников, прямая сексуальная агрессия в форме изнасилования. Среди девочекмногие страдают нервно-психическими расстройствами. Их возникновениеобъясняется влиянием неблагоприятных социальных факторов, общей незрелостьюпсихической структуры подростка, неравномерностью развития организма, чтовызывает патологию влечений, повышенную сексуальность, а также последствия наследственно-пораженнойпсихической организации, которая выступает в качестве внутренней предпосылки.
Теперь подросткам выгоднее собираться в группы для совершенияпреступных действий. А чаще члены группировок говорят о том, что у них простонет защитников в семье.
/> 

Списоклитературы
1)  Лелеков,В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних/ В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева //СОЦИС, 2006. – №1. – С. 103–113
2)  Лелеков,В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева //СОЦИС, 2007. – №12. – С. 87–95.
3)  Самиулина Я.В. Семейное неблагополучие как причинапреступности несовершеннолетних // Юридический аналитический журнал. 2005.№3–4 (15–16) – С. 36–41
4)  Ханипов,Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственныепрактики // СОЦИС, 2007. – №12. – С. 95–103.
5)  Шипунова,Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние иливзаимодополнение // СОЦИС, 2006. – №1. С-89–98


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.