Реферат по предмету "Психология"


Профессиографическое исследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов

Московский государственный университет экономики, статистики иинформатики (МЭСИ)
Институт Права иГуманитарного Образования
Кафедра Организационнойпсихологии
Профессиографическоеисследование деятельности инженера-проектировщика аэродромов
Выполнила:
Ефаненко Е. О.
студентка ДГП-301
Проверила:
Преподаватель психологиитруда
Зав. кафедры ОП, к.пх.н.
Манухина С.Ю.
МОСКВА 2010

Оглавление
 
Введение
1 Методическое обоснование исследования
1.1 Методы1.2 Выборка
1.3 Этапы исследования
2 История профессии
3 Описание социальных и профессиологическихкачеств инженера- проектировщика аэродромов
3.1 Трудовой пост
3.2 Образование инженера-проектировщика аэродромов
3.3 Характеристика рабочего места
3.4 Особенности социально-коммуникационноговзаимодействия
3.5 Должностной оклад
3.6 Текучесть кадров
3.7 Критерии выбора профессииинженер-проектировщик аэродромов
3.8 Требования к выполняемой работе
4 Психограмма
4.1 Общая характеристика труда
4.2 Преобладающие типы мышления
4.3 Требования к психическим процессам
4.4 Требования к эмоционально-волевой сфере
4.5 Медицинские противопоказания
4.6 Профессионально важные качества
5 Общая характеристика профессии
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Ведение
 
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшимтехническим образованием, создатель информации об архитектуре материальногосредства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) иосуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта[1]. Можно сказать, что уже в эпоху Возрождения существовалаинженерная наука. В качестве доказательства можно привести дневники и записи Леонардода Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств. В XVII веке ПетрI приглашал иностранных горных и строительных инженеров для развития ипроцветания промышленности Российского государства. В настоящее время если обратитьсяк толковому словарю, то можно увидеть, что под словом «инженер» понимаетсячеловек с высшим техническим образованием. Сегодня специалисты инженерного делатрудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.Есть инженеры разных отраслей: технолог, геолог, системный инженер и так далее.Но данная работа посвящена инженеру- проектировщику.
Проектирование (от латинского projectus, буквально — брошенный вперед) — процесс создания проекта — прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта[2]. Первые свидетельства существования проектирования встречаютсяуже в Древнем Египте Достаточно вспомнить весьма совершенную для того времениегипетскую водопроводную систему.Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации- так, инженер-проектировщик объектов, например, аэродромов, делает на основепроекта, разработанного архитекторами, полный комплект чертежей будущейстроительной конструкции. Инженер — проектировщик аэродромов очень узкаяспециальность, и несет в себе большую ответственность. От него зависитнадежность, в эксплуатации аэродрома. Ему нужно рассчитать не только самоздание аэропорта, но и взлетную и посадочную полосы, разметку прожекторов,место для разворота самолетов, а так же комплексное управление воздушнымдвижением и многое другое[3].
Актуальностьисследования.
В настоящеевремя наиболее комфортным и быстрым средством передвижения является самолет. Повсей России возводятся аэропорты. На данный момент их свыше 140, включаязакрытые военные. В состав каждого аэропорта входит аэродром. Для егосооружения нанимаются специально обучающиеся люди, инженеры- проектировщикиаэродромов. Они должны по эскизам архитекторов, с помощью специальныхкомпьютерных программ и чертежей, рассчитать вплоть до мелочей, таких какбоковые фонари на посадочной полосе, все детали. На данный моментстроительством аэродромов занимается Федеральноегосударственное унитарное предприятие «Государственный проектно-изыскательскийи научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект».[4] Инженеры- проектировщики аэродромов, которые работают вэтом учреждении, решают вопросы по реконструкции, сооружению и развитиюаэродромов по всей России. А так же они занимаются расчетом и разработкой новыхтипов аэродромных конструкций, вопросами эксплуатационного содержанияаэродромов, оценкой состояния аэродромных покрытий во времени, проблемамиэкологии, разработкой экологических паспортов, построением эпюр шумового воздействиявоздушных судов на окружающую аэропорт территорию, разработкой бизнес-планов,технико-экономических обоснований и т.п[5].
Цельисследования. Целью настоящего исследования являлось проведениепрофессиографического исследования профессии инженер — проектировщик аэродромовдля получения полного представления о профессии.
Длядостижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализироватьлитературу по профессии инженер-проектировщик аэродромов;
2) провестианкетирование представителей профессии;
3) поитогам работы, составить общую характеристику профессии инженер-проектировщикаэродромов.
 

1 Методическоеобоснование исследования
 
1.1 Методы
Для сбораданных были использованы следующие методы:
1)Социологические (метод экспертной оценки: анкета, направленная на наиболееполное описание профессии инженер-проектировщик аэродромов, состоявшая из 22вопросов, касающихся особенностей работы, возможных трудностей, профессиональноважных личностных качеств.[6]
2) Анализлитературы по профессии инженер-проектировщик аэродромов./>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.2 Выборка
В ходеисследования было опрошено 21 человек в возрасте от 22 до 66 лет (из них 15мужчин и 6 женщин), работающих в сфере проектирования аэродромов. Всереспонденты имеют образование инженер-строитель. Один человек получаетдополнительное образование. 17 человек из 21 проходят различные курсы повышенияквалификации[7]./>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.3 Этапыисследования
Процедураисследования состояла из следующих этапов:
· Анализлитературы по теме профессии инженер-проектировщик аэродромов;
· Конструированиепрофессиографической анкеты;
· Подборспециалистов-экспертов и их инструктирование;
· Организацияанкетирования;
· Обработкаи интерпретация данных;
· Соотнесениерезультатов анкетирования с данными из литературы;
· Составлениеобщей характеристики профессии на основе полученных данных;/>/>/>/>/>/>/>/>/> 
2 Историяпрофессии
 
Ушедший ХХ век можно с полным правом назвать и «временеминженерии», и «веком инженеров». Прогресс науки и техники привел к расцветуинженерной профессии.Нопрежде чем приобрести нынешнее значение и размах, профессияинженера, само инженерное дело прошло непростой, исторически длительный путьстановления.Само слово «инженер»впервые стало использоваться для обозначения особого рода занятий в античноммире, не ранее III в. до н.э. Причем, так назывались лица, управляющие военнымимашинами. Менялось время, расширялся объем понятия «инженер» и «инженерное дело»,но неизменным оставалось одно – инженерами называли людей, связанных ссозданием различной техники и зданий, т.е. специалистов, обладающихтехническими знаниями[8]. Если обратиться к истории создания знаменитых семи чудес света,то можно убедиться в наличии оригинального решения конкретных инженерныхпроблем. Например, храм Артемиды Эфесской (V в. до н.э.) без определенныхзнаний в инженерии и проектировании невозможно было бы создать такое чудо. Помасштабности построения и полного расчета всех деталей его можно сопоставитьего со строительством аэродрома, единственное различие, в те времена у людей небыло таких возможностей проектирования, например, таких как компьютеры, вотличии от инженеров, которые занимаются проектированием в наши дни.
В XVI-XVII вв. в техническом деле начинают широкоиспользоваться наброски и рисунки для изображения деталей, узлов, конструкций.Период перехода от ремесленного производства к машинному характеризуется ещеболее бурным развитием графических методов передачи технической информации.Одновременно с искусством черчения создаются и точные чертежные приборы иинструменты, ведутся теоретические изыскания в этой области. В 1798 году ГаспарМонж опубликовал книгу «Начертательная геометрия», в которой систематизировалприемы изображения технического объекта в виде проекций на двевзаимоперпендикулярные плоскости. В результате чертеж прочно воцарился втехнике. Инженерное дело получило свой особый язык – средство инженерноготруда.Сущность инженернойдеятельности находит свое отображение в функциях такой деятельности. Состав ипоследовательность выполнения функций инженерной деятельности, надо признать,незначительно изменились с той поры, как инженерный труд обрел статус профессии.Но содержание их многократно усложнились. Если когда-то инженер мог в одиночкупройти путь от технической идеи до ее промышленного применения, то теперь этотпуть по силам лишь целой «команде» специалистов. Первым внутривидовымразделением функций инженерного труда стало обособление друг от друга тех, ктопридумывал и конструировал технику, и тех, кто налаживал ее выпуск на заводах.Но на этом процесс специализации в среде инженерно-технических работников неостановился, и два первоначальных крупных блока внешних и внутренних функцийраздробились к настоящему времени на ряд более мелких. К внешним функциям (илисоциальным) относятся гуманистическая, социально-экономическая, управленческая,воспитательная и функция развития технического базиса общества.
Квнутренним или техническим функциям относятся такие, как функции анализа итехнического прогнозирования, исследовательских разработок, конструирования,проектирования, технологического обеспечения, регулирования производства,эксплуатации и ремонта оборудования[9].
Первыеинженеры- проектировщики аэродромов появились с идеей создания аэродромов.История создания начинается с 1507 года, когда человек впервые стал пробоватьвзлететь над землей. По мере развития воздухоплавательных приспособленийразвивается идея о наличии специальных мест для тестирования и хранения этихприспособлений. И в 1909 году Главное инженерное управление решило построить первыйв России аэродром на Гатчинском военном поле. Инженерами было выбрано этоместо, поскольку оно было ровное и достаточноширокое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по «розе ветров»[10]. Это был военный аэродром.
Пройдя большую историю, начиная с давних времен,профессия инженер, преобразовывалась и изменялась, дополнялась и углублялась. Вконечном счете, разделяясь на много отраслей, поучилась такая профессия какинженер – проектировщик. Впоследствии, когда стали сооружаться аэродромы, люди,работающие над их проектированием и созданием впоследствии получили названиеинженеры-проектировщики аэродромов, поскольку происходило развитие авиации,требований авиаций, к инфраструктуре аэродромов и к строительной отрасли вцелом./>/>/>/>/>/>/>/>/> 
3 Описаниесоциальных и профессиологических качеств инженера-проектировщика аэродромов 3.1 Трудовой пост/>/>/>/>/>/>/>/> Общие положения.
Полноенаименование должности: инженер- проектировщик[11].
1.1.Инженер-проектировщик (инженер 1 категории, инженер 2 категории, инженер 3категории, инженер) отдела № 4 назначается и освобождается от занимаемойдолжности приказом Генерального директора института[12].
1.2.Инженер-проектировщик непосредственно подчиняется начальнику сектора иливедущему инженеру в соответствии со структурой проектного отдела.
1.3.Инженер-проектировщик должен знать:
-  законодательные инормативные правовые акты, федеральные и отраслевые нормативные документы попрофилю своей деятельности;
-  нормативные документыорганов надзора в области строительства;
-  документы, способствующиеповышению эффективности и технического уровня проектных решений;
-  систему качества ипорядок выполнения и оформления проектно-сметной документации;
-  принципы работы исовременные средства автоматизации проектирования;
-  основы трудовогозаконодательства;
-  правила и нормы охранытруда.[13]
По классификации Е. А. Климова[14] на основе объектатруда профессию инженер-проектировщик аэродромов можно отнести к типу«Человек-Техника», так как происходитактивное взаимодействие с разнообразными приборами,машинами, механизмами, а так же «Человек — Знаковая система» и «Человек- Художественный образ», так как для сооружения аэродрома необходимы чертежи сточными вычислениями, разработка которых входит в обязанностиинженера-проектировщика.
Цель инженера-проектировщика аэродромов – выпуск проектнойдокументации для обеспечения строительно-монтажных работ.
Объект инженера-проектировщика аэродромов
1.Законодательные нормативные документы РФ в областистроительства.
2.Чертежи
Предметомдеятельности инженера-проектировщика аэродрома – инфраструктура аэропорта.
Основныефункции изучение нормативных и руководящих документов,
разработкачертежей, в соответствии с руководящими и нормативными документами. Контроль запроизводством строительно-монтажных работ, на предмет соответствияразработанным чертежам.[15]
Задачи Основнойзадачей является обеспечение качественной проектной документации строительства.
Основнымиорудиями труда являются:
Для выпуска проектной документации, обеспечивающаястроительно-монтажные работы, инженер проектировщик использует следующиесредства:
1.Компьютер
2.Плоттер
3.Принтер
4.Карандаш
5.Линейка
6.Ластик
7.Калькулятор
Должностные обязанности инженера-проектировщика аэродромов.
2.1.Выполнение в установленные сроки задания по разработке раздела (части)проектно-сметной или другой технической документации[16].
Инженер 1категории – под руководством нач.сектора или ведущего инженера разрабатываетпроектные решения по сложным зданиям, сооружениям, технологическим схемам,системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер 2категории –разрабатывает проектные решения по средней сложности зданиям,сооружениям, технологическим схемам, системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер 3категории – разрабатывает проектные решения по простым зданиям, сооружениям,технологическим схемам, системам водоснабжения, отопления и т.д.
Инженер –разрабатывает проектные решения и производит расчеты простых элементов зданий,сооружений, технологических схем, систем водоснабжения, отопления и т.д., а такжепростых узлов и деталей конструкций, систем[17].
2.2.Обеспечение соответствия разрабатываемых проектных решений и документациистандартам, техническим условиям и другим нормативным документам попроектированию и строительству.
2.3.Соблюдение установленных сроков выполнения работ и их высокого качества.
2.4.Использование при проектировании научно-технических достижений, передовогоотечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатацииобъектов.
2.5. Увязкапринятых решений с проектными решениями других разделов (частей) проекта.
2.6. Участиев обеспечении функционирования системы менеджмента качества института на основестандартов ИСО серии 9000 в соответствии с «Руководством по качеству»[18].
2.7.Использование средств автоматизации проектирования.
2.8. Участиев осуществлении авторского надзора за строительством разрабатываемых объектов.
2.9.Подписание проектно-сметной или другой технической документации.
2.10.Повышение технического и производственно-экономического уровня знаний.
2.11.Соблюдение правил охраны труда.
По данным,собранных при анкетировании, в качестве должностных обязанностей былиперечислены[19]:
1. Принятиерешений
2.Организация изыскательных работ
3.Камеральная обработка
4. Разработкапроектной документации
5. Работа вполевых условиях, командировки.
Права инженера-проектировщика аэродромов.
3.1.Требовать от непосредственного руководителя своевременной выдачи заданий,обращаться в смежные подразделения для увязки и согласования выполняемых работ;возвращать через непосредственного руководителя некачественные исходные данныеи задания смежных отделов[20].
3.2. Вноситьна рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связаннойс предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.4. Подписыватьи визировать проектно-сметные документы в пределах своей компетенции.
Зона ответственности инженера-проектировщика аэродромов.
Инженер-проектировщик несет ответственность переднепосредственным руководителем за[21]:
4.1. Сроки икачество выполнения работ по полученным заданиям:
-  ошибки, допущенные вчертежах, расчетах и другой технической документации;
-  соблюдение действующихнорм и правил (противопожарных и др.), полноту и графическое оформлениевыпускаемых частей или разделов проекта.
4.2.Выполнение обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией.
4.3.Обеспечение надлежащего контроля за входящими в его компетенцию работами.
4.4. Принятиемер по обеспечению конфиденциальности информации и защите сведений и данных,составляющих коммерческую тайну института.
4.5.Эффективное выполнение требований системы качества.
4.6.Невыполнение обязанностей, нарушение правил трудового распорядка в соответствиис действующим законодательством Российской Федерации.
Критерииэффективности и оценки работы инженера-проктировщика аэродрома.
— Использованиесовременных материалов и оборудований
— Удешевление процессастроительства[22]
— В связи с использованиясовременных материалов увеличение срока межремонтного периода и срокаэксплуатации сооружений
— Качественный выпускпроектной продукции[23]
— Отсутствие замечаний отзаказчиков
— Уменьшениесроков проектирования
Квалификационныетребования к специалисту
Инженер-проектировщик 1 категории – высшее образование и стажработы в должности инженера-проектировщика 2 категории не менее 3 лет[24].
Инженер-проектировщик 2 категории – высшее образование и стажработы на инженерно-технических должностях, занимаемых специалистами с высшимобразованием, не менее 3 лет.
Инженер-проектировщик 3 категории – высшее образование и опыт работыв проектных организациях без предъявления требований к стажу работы.
Инженер-проектировщик – высшее образование без предъявления требованийк стажу работы или среднее специальное образование и опыт работы в проектныхорганизациях не менее 5 лет.
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКИХИНЖЕНЕРОВ-ПРОЕКТИРОВЩИКОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кодекспрофессиональной этики российских инженеров-проектировщиков (далее кодекс)определяет этические основы и принципиальные правила профессиональнойдеятельности, осуществляемой соответствующими специалистами. То есть лицами,обладающими определенной (подтвержденной) квалификацией, знаниями, навыками,опытом и способные оказать соответствующие услуги или выполнять специальные работыв области проектирования объектов гражданского, промышленного исельскохозяйственного назначения (объектов строительства). [25]
Основнымизадачами Кодекса являются:
· установлениев области проектирования зданий и сооружений гражданского, промышленного исельскохозяйственного назначения образцовых правил этики и профессиональногоповедения инженеров-проектировщиков в их взаимоотношениях друг с другом, синвесторами и заказчиками проектной продукции, с контролирующими органами идругими участниками инвестиционного процесса;
· поддержаниевысокого уровня компетенции и профессионализма инженеров-проектировщиков всфере проектирования объектов капитального строительства, обеспечение престижностипрофессиональной принадлежности;
· обеспечениедобросовестного выполнения профессиональных функций и обязательствинженеров-проектировщиков перед обществом, государством, заказчиком иколлегами.
Кодекспредназначен для использования предприятиями, организациями, учреждениями,профессиональными общественными объединениями и организациями, участвующими винвестиционно-строительной деятельности[26].
ПоложенияКодекса основываются на поддержании следующих основных принциповпрофессионализма в проектной деятельности:
· профессиональнойобязанностью инженера-проектировщика является качественное выполнение работ вобъемах и в сроки, которые соответствуют нормативным требованиям и условиям проведенияработ;
· инженер-проектировщикв своей профессиональной деятельности должен полностью проявлять своипрофессиональные знания и умения с максимальной добросовестностью иответственностью;
· проектнаядеятельность инженера-проектировщика, который не доказал на практике своюпрофессиональную компетенцию и высоких морально-этических качеств, представляетпотенциальную опасность для здоровья, безопасности и благополучия людей, длясостояния окружающей природной среды, экономического положения, имущества исредств инвесторов (заказчиков);
· инженер-проектировщикдолжен принимать на себя обязательства добросовестного выполненияпрофессионального долга (производства работ, оказания услуг), применяя своиспециальные знания, опыт и навыки.
Кодексинженеров-проектировщиков не входит в систему нормативных документов дляпроектирования.
ПоложенияКодекса являются добровольным обязательством каждого специалиста передобществом, своей профессией и коллегами.
Кодекспринимается инженерами-проектировщиками на добровольной основе в индивидуальномпорядке (см.приложение 1), либо на общем собрании коллектива.
ПринятиеКодекса является свидетельством того, что данный специалист[27]:
· разделяети поддерживает положение Кодекса;
· принимаетна себя обязательства по выполнению положений Кодекса в своей повседневнойпрофессиональной практике;
· добровольносоглашается на ограничения, устанавливаемые положениями Кодекса, а также навозможные санкции, применяемые к нарушителю требований и положений Кодекса.
ПринятиеКодекса профессиональной этики российских инженеров-проектировщиковспециалистами проектных организаций должно рассматриваться в качестве одного изосновных критериев при сертификации (лицензировании) профессиональнойдеятельности, подготовке, переподготовке инженеров-проектировщиков в сфереинвестиционно-строительной деятельности, при материальном и моральномпоощрении, а также при продвижении по службе.
Кодексцелесообразно принимать на общем собрании членов профессиональногодобровольного объединения, на собрании специалистов и руководителей предприятия(организации), сотрудники которого не являются членами какого-либодобровольного общества, но разделяют и поддерживают этические принципы и правилапрофессиональной деятельности. В таком случае Кодекс приобретает статусобязательного в рамках данного предприятия.
Представляетсявозможным принятие Кодекса при лицензировании профессиональной деятельности,получении дипломов о высшем образовании, о повышении квалификации и др.
Общиевзаимоотношения инженера-проектировщика и работодателя (проектной организации)регулируются коллективным договором и правилами внутреннего трудовогораспорядка.
Кодекспринимается, как правило, на общем собрании коллектива проектной организации вкачестве приложения к коллективному договору по соответствующей процедуре.Соответственно его нарушения равноценны нарушению коллективного договора.Кодекс может приниматься и по индивидуальным соглашениям с проектировщиками/>/>/>/>/>/>/>/>/> 
3.2 Образование специалиста инженера-проектировщикааэродромов
 
Эффективныйспециалист в области инженерии и проектировании аэродромов должен иметь высшееобразование[28].
Такоеобразование можно получить не во многих ВУЗ страны, некоторые из них:
Московский государственный автомобильно-дорожный институт(МАДИ)
Воронежскийвоенный авиационный инженерный университет (ВВАИУ)
Московский энергетический институт (МЭИ)
Московский государственный строительный университет (МГСУ)
Московский государственный технический университетгражданской авиации (МГТУГА)
Кодспециальности[29]:
Специальность«Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» 270206
Специальность«Инженер-строитель» 270100
Специальность«Проектирование зданий» 270114
Специальность«Система проектирования» 230104
Специальность «Проектирование зданий и внутреннейсреды».270102
Всереспонденты закончили Московский государственныйавтомобильно-дорожный институт[30].
Курс лекций, обязательных для изучения
1. Изыскания ипроектирование аэродромов
2. Инженерные сети иоборудование
3. Общий курс путейсообщения
4. Основызаконодательства на воздушном транспорте
5. Реконструкцияаэродромов
6. Современные проблемыстроительной науки, техники и технологии
7. Современные технологииремонта и реконструкции аэродромов
8. Технология иорганизация строительства аэродромов
9. Эксплуатацияаэродромов
Вступительныеэкзамены в форме ЕГЭ:
· Рисунок,
· Архитектурнаяграфика,
· Математика,
· Физика
· Русскийязык
 
3.3 Характеристикарабочего места
Инженеры –проектировщики аэродромов в основном находятся в кабинетах, за чертежнымистолами, готовя очередной проект. Либо выезжают в командировки на местобедующего или уже имеющегося строительства. Собирают информации, знакомятся сместностью, наблюдают за ходом выполнения проекта, делают свои коррективы.
Если говорить об офисном месте инженера, то для этого создан целый свод правил. Параметры рабочего места выбираются в соответствии с антропометрическими характеристиками[31]. При работе в положении сидя рекомендуются следующие параметры рабочего пространства:
· ширина не менее 1300 мм;
· глубина не менее 550 мм;
· высота рабочей поверхности стола над полом 700-750 мм.
Важным элементом рабочего места инженера-проектировщика является кресло. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 21.889-76. При проектировании кресла исходят из того, что при любом рабочем положении инженера-проектировщика его поза должна быть физиологически правильно обоснованной, т.е. положение частей тела должно быть оптимальным. Для удовлетворения требований физиологии, вытекающих из анализа положения тела человека в положении сидя, конструкция рабочего сидения должна удовлетворять следующим основным требованиям:
· допускать возможность изменения положения тела, т.е. обеспечивать свободное перемещение корпуса и конечностей тела друг относительно друга;
· допускать регулирование высоты в зависимости от роста работающего человека ( в пределах от 400 до 550 мм );
· иметь слегка вогнутую
поверхность,
· иметь небольшой наклон назад.
Создание благоприятных условий труда и правильное эстетическое оформление рабочих мест в работе инженера-проектировщика имеет большое значение как для облегчения труда, так и для повышения его привлекательности, положительно влияющей на производительность труда[32]. Окраска помещений и мебели должна способствовать созданию благоприятных условий для зрительного восприятия, хорошего настроения. В служебных помещениях, в которых выполняется однообразная умственная работа, требующая значительного нервного напряжения и большого сосредоточения, окраска должна быть спокойных тонов — малонасыщенные оттенки холодного зеленого или голубого цветов.
При разработке оптимальных условий труда инженера-проектировщика необходимо учитывать освещенность, шум и микроклимат.
Освещенность рабочего места.
Рациональное освещение рабочего места является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности человека, предупреждающих травматизм и профессиональные заболевания. Правильно организованное освещение создает благоприятные условия труда, повышает работоспособность и производительность труда. Освещение на рабочем месте программиста должно быть таким, чтобы работник мог без напряжения зрения выполнять свою работу. Утомляемость органов зрения зависит от ряда причин:
· недостаточность освещенности;
· чрезмерная освещенность;
· неправильное направление света.
Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего.
Со слов опрошенных респондентов 19 из 21 человек считают, что утомляемость данной специальности очень высока, один ответил средняя, а двое сказали « как и во всех других специальностях»[33].
 
3.4 Особенностисоциально-коммуникационного взаимодействия
Над чертежомтрудятся несколько команд инженеров-проектировщиков. Каждый отвечает за своенаправление. Но хоть это и командная работа, все равно каждый инженериндивидуально подходит к выполнению задания. Он работает с чертежами, а не слюдьми. Сам рассчитывает все показатели на чертеже или на компьютере, сам всечертит.
Инженер-проектировщикдолжен соблюдать так же стандартные нормы поведения в обществе[34].
Поэмпирическим данным было выявлено, что 21 человек общается с коллегами, из них7 человек общаются с людьми из других отделов, а так же 1 общается еще сдругими людьми, когда выезжает в командировки. Можно сказать, что круг общенияне широкий, люди предпочитают общаться в своем уже сложившемся коллективе[35].
 
3.5 Должностной оклад
«Вилка»зарплат инженеров-проектировщиков довольно большая — 20-120 тыс. руб. в месяц.Нижняя граница — заработок молодых специалистов с небольшим опытомпроектирования (от полугода), верхняя — профи со стажем, за плечами которыхесть немало успешных проектов.[36]
Руководящим, инженерно-техническим работникам, обладающим большими профессиональными знаниями и опытом работы, занятым на ведущих участках производства, могут устанавливаться персональные оклады или персональные надбавки к окладам.[37]
Размеры должностного оклада руководящих и инженерно-технических работников зависят от категории (группы), к которой отнесено предприятие в зависимости от типа производства, сложности выпускаемой продукции, стоимости основных фондов, производительности труда. Оклады инженеров зависят не от группы, к которой относится предприятие или цех, а от сложности выпускаемой продукции. Для служащих и младшего обслуживающего персонала, техников и старших техников установлены единые оклады. Администрации предприятий предоставлено право устанавливать надбавки высококвалифицированным инженерно-техническим работникам и служащим в размере до 50 % должностного оклада. Размеры этих надбавок определяются с учетом личного вклада каждого работника в разработку и внедрение новой высокоэффективной техники и технологии, снижение трудоемкости, материалоемкости производства и энергоемкости продукции, повышение качества продукции.
По эмпирическим данным можно сделать вывод о том, что должностной оклад инженера-проектировщика варьируется в пределах от 20 до 150 тысяч рублей. Во многом размер заработной платы зависит от стажа работы. Те, у кого стаж не более 3 лет получают заработанную плату не выше 40 тысяч, окончательная сумма зависит от выполненного проекта. Работнике со стажем выше 3 лет получают от 40 и выше тысяч рублей.[38]
Обращаясь к веб-сайту «Hand-Hunter»[39] можно привести в сравнение инженера-проектировщика с архитектором-конструктором, эти профессии имеют схожести. Заработная плата архитектора составляет от 50 тысяч рублей и выше. Но это с опытом работы не менее 3 лет. Практически тоже самое просматривается в профессии инженер-проектировщик.
 
3.6Текучесть кадров
Текучестикадров или дисквалификация не наблюдается. Это может свидетельствовать о том,что в организации соблюдены все условия для минимального комфорта сотрудников.А так же со стороны сотрудников не наблюдаются действия, из-за которых их моглибы дисквалифицировать.[40]
Текучесть персонала- движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностьюработника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретнымработником[41]. Текучесть может быть:
· Внутриорганизационная- связанная с трудовыми перемещениями внутри организации;
· Внешняя- между организациями, отраслями и сферами экономики.
Различают так же естественную и излишнюю текучесть кадров.
Естественнаятекучесть (3-5% в год) способствует своевременномуобновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровойслужбы.
Излишняяже текучесть вызывает значительныеэкономические потери, а также создает организационные, кадровые,технологические, психологические трудности.
Излишняятекучесть персонала, по данным западных психологических исследований,отрицательно сказывается на моральном состоянии оставшихся работников, на ихтрудовой мотивации и преданности организации. С уходом сотрудниковразваливаются сложившиеся связи в трудовом коллективе, и текучесть можетприобрести лавинообразный характер. В последние годы на российских предприятияхчасто наблюдаются случаи «ухода отделами», когда сложившиеся рабочиеколлективы, в силу одинаковой мотивации и сложившихся контактов, предпочитаютпереходить в другую организацию целиком.
3.7Критерии выбора профессии инженер-проектировщик аэродромов
Даннуюпрофессии выбирают если выпускник строительноговуза хочет работать не на строительной площадке, а в офисе, он, как правило,становится инженером-проектировщиком. Наиболее востребованы на сегодняшний деньпроектировщики объектов промышленно-гражданского строительства (ПГС), то естьзданий и сооружений.Дляпроектировщика с диплом строительного вуза по специальности ПГС — «Промышленноеи гражданское строительство», наилучший вариант это строение аэродромов.Поскольку эта промышленность сейчас очень сильно развивается, возводится всебольше аэропортов не только по все стране, но и по всему миру. Здесь отличнаязаработная плата, отличный карьерный рост, а так же условия для работы. Даннуюпрофессию выбирают люди с аналитическим складом ума, скрупулезные, пунктуальные,внимательные.
В работе рассматриваются инженеры-проектировщикиинститута «Аэропроект». В анкете был задан вопрос, почему они выбрали именноэто место работы. И по анкетным данным критериями были названы: [42]
1. Работа по профессии. Тут имеется ввиду, что всесотрудники «Аэропроект», которые проходили анкетирование, заканчивали учиться вМАДИ, по профессии строитель автомобильных дорог и аэродромов. И это была однойиз немногих возможностей устройства на работу именно по профессии, которую ониполучили в ВУЗе.
2. Статус компании. Многие испытуемые указывали этотпункт, говоря, что это государственная компания (многие исходили только изтаких побуждений при выборе места работы).
3. Попал из-за распределения. Как уже говорилось,студенты МАДИ идут работать, после окончания ВУЗа, в «Аэропроект», так какподписан договор между двумя этими организациями. И выпускникам предлагаютпойти работать в это учреждение.
4. Удобства. Многие в своих ответах указывалипричину выбора данного места работы из-за территориальной расположенности самойорганизации.
5. Заработная плата. Одним из важных показателейявляется заработная плата. Многие указали, что она достаточно высокая, что ипослужило критерием выбора.
Так же можно сказать, исходя из полученныхданных, все, кто отвечал на анкеты, работают свыше 2 лет и очень довольны своейработой. По поводу условий работы 18 человек назвали их хорошими, 2 идеальными,1 воздержался.

3.8 Требования к выполняемой работе
Внастоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющаяцелью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом.Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественнымпроцессом развития и демократизации рынка труда[43].
Системасертификации должна охватить практически всех квалифицированных работников,занятых на предприятиях всех форм собственности. Причем для специалистов,занимающихся видами деятельности, сопряженными с риском для жизни и здоровьялюдей, сертификация должна быть обязательной, а для остальных, то естьперсонала, деятельность которого приводит только к экономическим последствиям –добровольной. К квалификации инженерно-техническогоперсонала предъявляются весьма высокие и разнообразные требования[44].Предложенияпо построению системы сертификации инженерно-технического персонала в России,разработаны сотрудниками АНО «РОСП».Данные предложения выносятся на обсуждение с цельюсоздания системы ГОСТов, устанавливающих порядок сертификации персонала попрофессиональным и должностным требованиям. Квалификация специалистахарактеризуется не только академическими знаниями и умениями, которыеформируются в вузе, но и его практическим опытом, кругозором и личностнымикачествами, которые должны быть учтены при сертификации. К этому следуетдобавить, что процесс сертификации естественно ограничен во времени ипринципиально не может включать исчерпывающую проверку всех знаний и навыковспециалиста. Поэтому система сертификации должна быть ориентирована на проверкуименно тех свойств специалиста, которые обеспечивают качественное выполнениеего обязанностей. Сертификационные требования могут быть разбиты две группы:
– профессиональные, обуславливающие способностьобеспечивать необходимое качество результатов своего труда и требуемый уровеньпроизводительности;
– должностные, характеризующие способности иподготовленность к управленческой деятельности.
Для систематизации требований, предъявляемых кспециалистам, целесообразно ввести универсальную систему уровней соответствияустановленным профессиональным и должностным требованиям. Так предлагаетсяввести три уровня профессиональных требований (инженер III, II, I категорий) и три уровня должностных требований(«исполнитель», «руководитель нижнего уровня» и «руководитель верхнегоуровня»). При этом, должностной уровень «исполнитель» не требует сертификационногоподтверждения.
Систематизация профессиональных требований должна соответствовать уровнюпрофессиональных задач, решаемых специалистом. Так для инженеров может бытьиспользован следующий подход[45]:
– Инженер III (начальной) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования деталейаэродромов под руководством более опытных специалистов. Специалист, обладающийэтим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (бакалавр,специалист или магистр).
– Инженер II(средней) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования сложныхзадач самостоятельно или под руководством. Инженер, обладающий этим уровнемквалификации, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) истаж работы не менее 3 лет на инженерной должности по своей специальности.
– ИнженерI(высшей) категории имеет квалификацию,достаточную для разработки сложных построений. Специалист, обладающийквалификацией на таком уровне, имеет высшее специальное образование (специалистили магистр) и опыт работы по своей специальности не менее 5 лет.

4 Психограмма
 
4.1 Общая характеристикатруда
 
Фотографиярабочего дня
Анализэмпирических данных показал: все респонденты работают по графику 5/2[46].17 человек из 21 приходят на работу к 8:30 и уходят в 17:30. Троя приходят к8:00 и так же заканчивают в 17:30 и 1 приходит к 7:30 и заканчивает 17:00. Обеду опрошенных начинается в 12:00 и заканчивается в 12.45, но 5 из опрошенныхзаканчивают его в 13:00. Со слов респондентов, иногда им приходитсязадерживаться на работе. Летать в командировки:
1. прибытиена место строительство аэродрома (командировки могут осуществляться по всеРоссии)
2. Затем,размещение в гостинице ( командировки длятся как минимум 3 дня)
3. В течениикомандировочных дней выполняется проверка выполняемой работы. Временный рамкирабочего дня не согласованы, все зависит от строящегося объекта и уровня еговыполнения.
4. Заметки поповоду строительства
5. Отбытиеобратно в Москву
6. Подготовкаотчета.
В рабочийдень входит: первоначально, постановка целей дня, затем, проверка выполненнойработы, затем, выполнение личных заданий.
Инженер-проектировщик аэродромов получает задание отглавного инженера проекта. В соответствии с этим задании он собирает исходныеданные. Затем, на основе исходных данных и задания на проектированиеинженер-проектировщик разрабатывает необходимый комплект чертежей. Послеразработки он отдает ее на проверку главному специалисту и смежнымспециалистам. Затем, устраняет полученные замечания и выпускает полученныечертежи. После, полученные чертежи комплектуются в книге и материал передаетсязаказчику.
Динамическиефакторы труда. Работоспособность/утомляемость
Проанализировав ответы респондентов на вопросы анкеты,можно сделать выводы о наличии утомляемости и напряжения уинженера-проектировщика аэродромов в процессе деятельности и влияния этого наработоспособность. Семнадцать респондентов ответили, что утомляемость высокая,из них 3 человек дали пояснения: «полный рабочий день за компьютеромсказывается плохо на здоровье человека», «работа на износ», «очень устают глазаот компьютеров» [47]. Двоеответили, что утомляемость не высокая, так как работа с компьютером чередуетсяс общением по службе, совещаниями, командировками. Один сказал, что это вопросдля каждого индивидуальный, и 1 сказал, что утомляемость средняя. Высокая утомляемостьвлияет и на работоспособность. В связи с высокой утомляемостью сотрудники могутмедленнее, не качественнее выполнять работу, что может привести к ухудшениюработы организации в целом.
Для повышения работоспособности компания мотивируетсотрудников инженерно-проектировочного отдела, куда входит возможностьполучения нового опыта, оплата труда, интересные проекты. Примерно одинаково,по мнению специалистов, на работоспособность влияют эргономичность рабочегоместа, удобный график работы и социально-психологический климат в коллективе[48].
 
4.2 Приобладающие типы мышления
Испытуемымбыло предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считаютсоответствует их профессии[49].
Вопрос: «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?»
Испытуемыйотвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа)
1. Аналитический.Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а только потом переносить напроект
2. Наглядно-действенный.Позволяет оперировать с образами предметов, присоздании чертежа.
3. Абстрактно-логический.Позволяет в голове логически представить будущий проект.
4. Наглядно-образный.Позволяет, взглянув на уже имеющийся набросок чертежа, в принципе представитькаким может быть объект и как его расчертить дальше.
5. Категориальный.Этот вариант никто не выбрал
Большинствовыбрало аналитический склад ума, что соответствует профессииинженер-проектировщик аэродромов.
 
4.3Требования к психических процессам
 
Профессиональныеособенности познавательных процессов.
Профессияинженер-проектировщик требует высокого уровня внимания, ответственности. Наэтих людях лежит большая ответственность за сооружение аэродромов. Имнеобходимо высчитать каждую деталь, что бы построенный ими комплекс не принеспроблем в процессе эксплуатации[50].
Требованияк безошибочности этой профессии очень высоки[51]:
1.  Требования кбезошибочности очень высоки в связи с большими объемами денежных затрат настроительство аэродромов.
2.  Требование высокое,потому что от этого будет зависеть, насколько будет безопасным конечныйрезультат в ходе эксплуатации ВС ГА.
3.  Высокие, на основанииработы инженера- проектировщика строятся сложные здания и сооружения
4.  Требования высокие в связис действующими нормативами, а так же критериями безопасности.
5.  Высокие, ошибки приводятк финансовой, административной, уголовной ответственности.
4.4Требования к эмоционально-волевой сфере
Типичныйуровень нервно-психической напряженности труда
Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярнойтеории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества.Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, чтодействительно важно; Остальное — это опасения, которые не оправдываются илирефлексия, пишет один из мировых журналов.На количество тревог и стресса также влияет наш образ жизни исфера деятельности. Несмотря на личную устойчивость к беспокойству, существует«тревожность внушаемая», а точнее диктуемая избранной профессией и связаннымс ней жизненным ритмом. Рейтинг самых стрессовых профессий возглавляют журналисты — 44% из них постоянно находятся в состоянии нервного перенапряжения[52].Таковы итоги опроса, проведённого Исследовательским центром портала SuperJob.ru[53]в апреле 2008 года среди 7400 представителей различных профессий. А вотинженеры оказались довольно устойчивыми к стрессу: только четверть из нихсчитает, что часто подвергается стрессу. По признанию представителей этой профессии, практически единственное,что может вывести их из себя, это глупость окружающих: «Испытываю стрессыособенно часто, когда сталкиваюсь с глупостью и навязчивостью».
Из полученныхданных, собранных анкетированием, только5 человек испытывают стресс инапряжение постоянно, а оставшиеся 19 иногда.[54]
Так же,испытуемым был предложен вопрос, если они ответили, что испытывают стресс,
 
4.5 Медицинские противопоказания
 
Работа противопоказана людям с заболеваниями: деформацияпальцев рук; заболевания вестибулярного аппарата; органов дыхания (хроническийбронхит, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония,сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата (ограничивающиеподвижность рук, радикулит, остеохондроз...). Психические недуги и расстройстванервной системы. Раздражительность. Выраженные дефекты зрения.
По данныманкетирования только 1 человек указал медицинские противопоказания: снижениеуровня зрения, заболевание суставов спины, ног, варикоз, остеохондроз. Одиннаписал, что противопоказания есть, но он их не знает. И остальные 19 человекнаписали, что медицинских противопоказаний нет.[55]
4.6 Профессионально-важныекачества
 
Из полученныханкетных данных можно сказать, что основными положительными качествамиявляются: усердность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность[56].Это проявляется по отношению к работе. Сама работа по себе, проектированиеаэропортов, несет большую ответственность, помимо того, что нужно рассчитатьвсе так, что бы объекты эксплуатировались как можно дольше, так же нужно позаботитьсяв дальнейшем о жизнях людей, которые будут заниматься эксплуатацией. А самыминежелательными качествами для инженера-проектировщика аэродромов являются:бюрократизм, педантичность, назойливость и ненадежность. Скорее всего этоскладывается из-за отношения к выполнению работы в команде. Но каждый инженерответственно относится к делу, и не может позволить себе халатности поотношению к работе.
Испытуемые,на вопрос «укажите основные качества, которые Вам помогают в работе» написали:
1. Ответственность-3
2. Усердность-4
3. Внимательность-2
4. Желаниесамосовершенствоваться-2
5. Исполнительность
6. Трудолюбие-3
7. Усидчивость
8. Честность
9. Принципиальность
10. Дисциплинированность
11. Общительность
12. Коммуникабельность-3
13. Добросовестноеотношение к работе
14. Аккуратность
15. Пониманиес полуслова
16. Ум
17. Выносливость-2
18. Амбициозность
Рядом сответами написано число людей, упомянувших это качество. Качества, без рядомстоящих цифр, были упомянуты по одному разу.
Так же ихвниманию был предоставлен вопрос, «какие качества Вам мешают». Респонденты далиследующие ответы[57]:
1. Назойливость2
2. Высокомерие
3. Безразличие
4. Лень
5. Некомпетентность
6. Ненадежность-2
7. Неусидчивость
8. Педантичность-3
9. Честность
10. Раздражительность
11. Ответственность
12. Бюрократизм-3
13. Нервность
 

5 Общая характеристика профессии
Мы провелипрофессиографическое исследование профессии инженер-проектировщик аэродромов ипостарались получить полное представление об этой профессии. Таким образом,проанализировав данные из литературы, а также данные анкетирования, мы смогли сделатьследующие выводы.
Профессияинженер-проектировщик аэродромов на данный момент является не очень популярнойпрофессией, поскольку это узкая отрасль профессии инженер-проектировщик. Наданный момент не так много строительных фирм занимается строительствомаэродромов. В основном все проекты разрабатываются в государственномучреждении, «Аэропроект».
Но сразвитием популярности и усовершенствования аэропортов, данная профессия так,же будет подниматься выше по рейтинговой лестнице.
На данныймомент средняя заработная плата инженера-проектировщика аэродромов составляет50 тысяч рублей.
Для того чтобы стать инженером-проектировщиком аэродромов, необходимо иметь следующиеспециальности: специальность «строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов»,специальность «инженер-строитель», специальность «Проектирование зданий», специальность «Система проектирования», специальность «Проектирование зданий и внутреннейсреды».
Основнойфункцией инженера-проектировщика аэродромов является разработка чертежей, всоответствии с руководящими и нормативными документами. Целью является выпускпроектной документации для обеспечения строительно-монтажных работ. Объектоминженера-проектировщика является законные и нормативные документы РФ в областистроительства, а так же чертежи. Предметом является- инфраструктура аэродрома.Задачей это обеспечение качественной проектной документации строительства.
Основное своевремя инженер — проектировщик на работе тратит на создание и проектированиечертежей. Он занимается этим как на бумаге, так и на специальных компьютерныхпрограммах. Иногда инженер уезжает в командировку для проверки соответствиявыполнения строительных бригад намеченного чертежа. Но в основном это офиснаяработа, занимающая много времени.
Это оченьтонкая и сложная работа, где огромнейшие сооружения указываются на бумагевплоть до миллиметров. Поэтому, специалист должен обладать отличным зрением ине иметь деформацию пальцев рук, иначе он не сможет выполнять свою работу.
Инженер-проектировщикне работает над проектом в одиночку. Для проекта одного здания создаетсянесколько чертежей, над которыми работают разные инженеры- проектировщики,отвечающие каждый за свою направленность. Но вместе с тем, инженер, создаваяочередной чертеж, делает это один. Не могут 2 человека заниматься одновременнопроектировкой. В связи с этим идет определенная очередность выполнения чертежа.
Важныекачества инженера-проектировщика это усердность, трудолюбие,коммуникабельность.
Профессияинженер-проектировщик сама по себе очень утомляющая. Но ее «разбавляют»совещания, командировки, взаимодействие с другими работниками этого проекта. Ноесли учесть, чем занимается инженер-проектировщик аэродромов, получается этозабвенческая, монотонная профессия. Специалист сидит за чертежным листом, а чтоеще более неблагоприятней, за компьютером и создает очередной чертежопределенного сооружения, а точнее только определенной части. Он всевысчитывает, вымеряет, а так же все строительства и не только, нужно соотнестис условиями заказчика, другими словами «работа не на один день». От такойработы ухудшается зрение, начинает болеть спина, ноги. Но противовес всемвышеприведенным негативным последствиям – это интерес работника, а так жемотивационная сфера, в качестве достаточно высокой заработной платы,специальных льгот, бонусов и так далее.

Список литературы
 
1. Исследование подготовлено на основании данныхбазы резюме и вакансий сайта hh.ru. Для составления отчета использовано около887 900 вакансий и 795 200 резюме. Период исследования: январь 2008г.-август2009г. Регион: Москва. hh.ru/article.xml?articleId=710-http://hh.ru/
2. Рейтинг самых стрессовых профессий.
pavlovskyroman.com/publ/rejting_samykh_stressovykh_professij_2010_goda/1-1-0-39
3. Воронин А.А. «Техника и мораль». Вопросыфилософии, 1994-С.153
4. Глушков Г.И. т «Изыскания и проектирование аэродромов»«Транспорт», М.: Воздушный транспорт, 1992-С. 257
5. Иванов В.Н. Аэропроект и аэропорты. – М.: Воздушный транспорт,1998 – С. 264
6. Иванов В.Н… Аэропорты России в настоящем и будущем – М.: Воздушныйтранспорт, 2004 – С.160
7. Иванов В.Н. Московский авиационный узел – М.: Воздушныйтранспорт, 2002 – С.144
8. Иловайский И.В. Инженерноедело: маленькая энциклопедия — Нс.: Грот,1999 — С.89
9. Иловайский И.В. Техника.Инженерное дело, Инженер – Нс.: Грот,1998 — С.211
10. История гражданской авиации – М.: Воздушный транспорт, 1995. –С.110
11. Карман Т., Био М. Математические методы в инженерном деле — ОГИЗ, 1948- С.424
12. Климов Е.А. Введение в психологию труда:учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998-С.30
13.Крик Э. Введение в инженерное дело- М.: Энергия,1970-С.176
14. Кузнецов С. И.Большой толковый словарь Русского языка — М.:Норинт, 2008-С. 789
15. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.:Аспект-Пресс- 1996-С.312
16. Михайлов В.Д., МихайловаТ.М. Инженерный труд в условиях постиндустриального общества. М.: Амфора –2000-С.364
17. Розин В.М. Философиятехники — история и современность. Ин-т философии РАН
18. Степин В.С., ГороховВ.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.
М.: Гардарика – 1996-С.400
19. Строительные нормы иправила- 32-03-96-аэродромы
20 Федеральное государственное унитарное предприятие«Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институтгражданской авиации «Аэропроект» (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)www.aeroproject.ru/
21. Харитонов А.И… Бизнес-планирование авиаремонтного иэксплуатационного производства в гражданской авиации вчера, сегодня, завтра –М.: Воздушный транспорт, 2005. – С. 208
22. Хилл П. Наука и искусство проектирования. М.: Мир- 1973-С.386
23. Энциклопедия «80 лет – гражданская авиация России» – М.: Воздушныйтранспорт, 2003. – С. 1048

Приложение 1. Анкета
 
Анкета«Инженер-проектировщик аэродрома»
Вашемувниманию будет предложен ряд вопросов на тему Вашей профессиональнойдеятельности. При заполнении анкеты будьте внимательны, старайтесь неторопиться и давать честные ответы. Заранее спасибо!
1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол, возраст и семейноеположение.________________________________________________________
2. Укажите,пожалуйста, Вашу профессию, специальность, стаж работы извание.____________________________________________________________
3. Насколько,по Вашему мнению, эта работа престижна, статусна в современном мире?
А) очень престижна
Б) есть более престижныеи актуальные
В) этой специальностьюмало интересуются
Г)другое_____________________________________________________________
4. Сколько в среднем получает специалист Вашего уровня ипрофессионального опыта?____________________________________________________________
5. Назовите,пожалуйста, Ваши основные квалификационные и должностные обязанности и права.__________________________________________________________________________________________________________________________________
6. УкажитеВаше образование.____________________________________________
7. Опишитеобщий режим и график Вашей работы( фотография рабочего дня: во сколько Выприходите, чем занимаетесь в течении всего дня, в плоть до часов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Каковыусловия Вашейработы?__________________________________________________________________________________________________________________
9. Укажите,пожалуйста, какими критериями Вы руководствовались при выборе местаработы?__________________________________________________________
10. Скаким количеством людей Вам приходится общаться по долгу службы? Кто при этомобщении преобладает?
А) коллеги
Б)работники другихотделов
Г)другое_____________________________________________________________
11. Скажите, высокие ли требования ва Вшей профессии к безошибочностии надежности? Раскройте Ваш ответ.________________________________________________________________________________________________________
12. Насколькочасты случаи дисквалификации попрофнепригодности?____________________________________________________________________________
13. Укажите,пожалуйста, возрастные ограничения в Вашей специальности, если ониесть.______________________________________________________________
14. Укажите,пожалуйста, наличие текучести кадров.__________________________
15. Наскольковысока утомляемость в Вашей специальности?________________________________________________________________________________________
16. Какойтип мышления преобладает в Вашей специальности?
А) аналитический
Б) наглядно-действенный
В)абстрактно- логический
В) наглядно-образный
Г) категориальный
17. а)Испытываете ли Вы постоянное напряжение во время работы?
А) да
Б) нет
В)иногда
23 б) Если Вы ответили «да» и «иногда», то как напряжение влияет наэффективность Вашей трудовой деятельности. Раскройтеответ._____________________________________________________________________________________________________
18. Укажите,пожалуйста, 5 основных качеств, которые помогают Вам вработе?____________________________________________________________________________
19. Укажите,пожалуйста, 5 нежелательных качеств, мешающих Вашейработе.___________________________________________________________________________
20. Частоли в Вашей специальности может наступить профессионально- эмоциональноевыгорание и профессиональная деформация?______________________________________________________________________________________
21. Укажите,пожалуйста, какие квалификационные и дополнительные курсы Вам приходитсяпосещать? Какчасто?___________________________________________________________________________________________________________
22. Укажите,пожалуйста, какие есть возможности и ограничения с точки зрениязаконодательства РФ (административная и уголовнаяответственность)?__________________________________________________________________________
23. Естьдля Вашей специальности медицинские противопоказания? Если, да, то укажите,пожалуйста,какие._____________________________________________________________________________/>/>_____________________________

Приложение 2. Результатыанализа ответов на вопросы анкеты
 
Рисунок 1. Средняязаработная плата респондентов
/>
 
Рисунок 2. Образованиеинженера-проектировщика аэродромов
/>
 

Рисунок 3. Процесс работыинженера-проектировщика аэродрома
/>
 
Рисунок 4. Условия работыи критерия
/>
Рисунок 5. Люди, скоторыми приходится общаться
/>

Рисунок 6. Утомляемостьданной профессии
/>
 
Рисунок 7. Тип мышленияинженера-проектировщика аэродромов
/>
 
Рисунок 8. Испытывает лиинженер-проектировщик напряжение во время работы
/>

Рисунок 9. Качества,которые помогают в работе
/>
 
Рисунок 10. Нежелательныекачества в профессии
/>
 
Рисунок 11. Медицинскиепротивопоказания
/>

Рисунок 12. Квалификационныеи должностные обязанности
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит денежных средств 5
Реферат Особливості відповідальності за шкоду заподіяну неповнолітніми недієздатними і громадянами не
Реферат Nationalism In Germany And Italy Essay Research
Реферат Исследование рядов динамики
Реферат Лекции - Педиатрия (Вирусный гепатит)
Реферат Українсько-італійське інвестиційне співробітництво у контексті двосторонньої економічної співпраці у кінці 1990-х - початку 2000-х років
Реферат На пути к глобальному интеллекту о перспективах интеграции социально-исторических наук, философии и практики
Реферат Жизнь и творческий путь И. А. Ильина
Реферат "Одетое тогами племя"
Реферат Нарушение высшей нервной деятельности у животных
Реферат Equality Essay Research Paper In 1890 less
Реферат Роль громадських організацій у поширенні освіти на Поділлі в кінці ХІХ-на початку ХХ ст.
Реферат Анализ и реинжиниринг системы информационной безопасности на предприятии ГУ Банка России
Реферат Контроль и ревизия основных средств
Реферат To Teach Others Essay Research Paper In