Реферат по предмету "Психология"


Процесс экспериментального общения, его особенности и специфика

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ ВГ.МИНСКЕ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По теме
Процессэкспериментального общения, его особенности и специфика
Выполнила
Локтева О.В.
Минск, 2006 г.

Введение
Общение – сложныймногоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обменинформацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и пониманиедругого человека. Соответственно в общении различаются три стороны:коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Советская психологическая наукаисходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то времякак в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либоодна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией,либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции, причем связьэтих сторон с совместной деятельностью практически не используется.Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационногопроцесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений междупартнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению»информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которымиобмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различныезнаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков(жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация,неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространстваи времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами». Важнойхарактеристикой коммуникативного процесса является намерение его участниковповлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить своюидеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чеговыступает не просто использование единого языка, но и одинаковое пониманиеситуации, в которой происходит общение.
Интерактивная сторонаобщения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различаютряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.Однако абстрактная характеристика этих типов как просто «согласия» или«конфликта» приводит к формальному описанию данного процесса, что характернодля западной социальной психологии. И хотя на этом пути достигнуты определенныерезультаты, например расчет и прогноз  стратегий поведения партнера сприменением элементов математической теории игр, формальный характер описанияисследуемых стратегий и тот факт, что анализируется взаимодействие лишь двухчеловек, препятствуют применению полученных данных при анализе различных видоввзаимодействия людей в реальной жизни. Перцептивная сторона общения включает всебя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением»за физическими характеристиками человека его психологических свойств иособенностей поведения.

1. Процессэкспериментального психологического общения, его особенности и специфика
Психологическийэксперимент – это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора,которая организуется экспериментатором и направлена на исследованиеособенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующимсовместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит кэкспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия вэксперименте. И естественно, на результат исследования влияют особенности еголичности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. По тесту Бине-Симонаоценка интеллектуального развития детей зависит от социального статуса егосемьи, (процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем навзрослых). Основоположников изучения социально-психологических аспектовпсихологического эксперимента стал С.Розенцвейг. Он выделил основные факторыобщения, которые могут искажать результаты эксперимента:
*Ошибки «отношения кнаблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решенияпри выборе реакции.
*Ошибки, связанные с мотивациейиспытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью,тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а всоответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.
*Ошибки личностноговлияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.
Само участие вэксперименте порождает ряд поведенческих проявлений:
1.        Эффект плацебо — был обнаружен медиками: когда испытуемые считают, что препарат или действияврача способствуют их выздоровлению, у них наблюдается улучшение состояния.Эффект основан на мех-мах внушения и самовнушения.
2.        Эффект «Хоторна»- проявился при проведении социально-психологических исследований на фабриках.Привлечение к участию в эксперименте,  расценивалось испытуемым как проявлениевнимания к нему лично. Участники вели себя так, как ожидали от них экспериментаторы.Эффект Хоторна можно избежать, если не сообщать испытуемому гипотезуисследования или дать ложную, а также знакомить с инструкциями как можно болеебезразличным тоном.
3.        Эффект социальнойфасилитации (усиления) или эффект аудитории – эффект аудитории (обнаруженГ.Зайонцем). Присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведениечеловека, выполняющего ту или иную работу. Ярко проявляется у спортсменов.После проведения дополнительных исследований были установлены зависимости:
*чем более компетентен изначим наблюдатель, тем эффект существеннее; *влияние тем больше, чем труднеезадача;
*соревнование исовместная деятельность, увеличение кол-ва наблюдателей усиливает эффект;
*тревожные испытуемые привыполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытываютбольшие затруднения, чем эмоционально стабильные личности;
*присутствие внешнегонаблюдателя повышает мотивацию испытуемого (оно может либо улучшить продуктивность,либо привести к срыву деятельности).
 
2. Субъектыэкспериментального общения, основные факторы, искажающие результатыэксперимента
Для контроля влияния личностииспытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается рядприемов:
1.Метод «плацебо вслепую»или «двойной слепой опыт». Контролируется эффект Розенталя (он же – эффектПигмалиона). Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы.Экспериментальная процедура проводится в обоих случаях. Сам экспериментатор незнает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергаетсяреальному манипулированию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданийиспытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора.
2. «Метод обмана» основанна целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. При его применениивозникают этические проблемы, многие считают его неприемлемым.
3. Метод «скрытогоэксперимента» — эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого,что он не подозревает о своем участии в исследовании в качестве испытуемого.
4. Метод независимогоизмерения зависимых параметров применяется очень редко, т.к. реализовать его напрактике трудно. Эффект воздействия измеряется при контроле результатов учебнойили трудовой деятельности бывшего испытуемого.
5. Контроль восприятияиспытуемым ситуации – данные, получаемые при постэкспериментальном опросе,позволяют лишь отбраковать неудачные пробы или учесть эту информацию приинтерпретации результатов эксперимента, когда уже ничего нельзя исправить. (1)
 
3. Проблемы,возникающие при общении
Недостаток общения илиневерно выбранная манера поведения ведет к взаимному недоверию, отчуждению,чувству досады и серьезным конфликтам. Именно поэтому умение правильно строитьвзаимоотношения устраняет большинство конфликтных ситуаций как в деловых, вдружеских, так и в семейный взаимоотношениях
Сейчас мы рассмотримсамые распространенные затруднения, возникающие при общении
F   Угрозы и запугивание быстрее всегопрочего уничтожает сердечность, близость, открытые и честные взаимоотношения
F   Гнев и ругань характерны для борьбыхарактеров, в которой никто не ищет решения и никто не идет на компромисс. Врезультате этого окружающие люди испытывают состояние подавленности илихронического раздражения
F   Любая попытка манипулироватьпартнером, давить н6а него, чтобы получить желаемое (обманывать, кричать,плакать, подчеркнуто молчать) не проходит бесследно. Постоянные попытки влиятьна человека таким образом вызывают раздражение
F   Использование знания о слабыхсторонах человека – порочное поведение, которое может навсегда поссорить ссобеседником
F   Постоянное напоминание о старыхгрехах
F   Попытки уйти от неприятной темы,прерывая диалог и удаляясь из комнаты, игнорируя обращенные к вам слова, сбиваяс толку собеседника или давая показательный обет молчания, обычно оскорбляют людейи вызывают их раздражение
F   Непрерывное ворчание
F   Негативные ярлыки (ничтожный,посредственный, ленивый и т.д.) и личные оскорбления порождают обиду инегодование
F   Прямые обвинения и попытки вызвать усобеседника чувство вины порождает протест и желание ответить тем же
F   Позиция «Я прав, а вы – нет»препятствует стремлению достигнуть компромисса
F   Обнаружив у себя задатки выдающегосяпсихоаналитика, вы можете не удержаться от искушения проанализировать и интерпретироватьповедение друзей или знакомых. Самое опасное заключается в том, что вы,вероятнее всего, сообщите им результаты своего анализа. Поступая так, вырискуете  вызвать обиду и раздражение человека, независимо от того правильнываши выводы или нет
F   Требования и ультиматумы частоприводят человека в ярость или вызывают протест
F   Преувеличенные обобщения сиспользованием таких слов, как всегда, никогда, все, когда-либо еще, навсегда,- вероятнее всего, дань эмоциям. Они преувеличивают значимость происходящегоили совершенного человеком поступка, осуждая его (Например «Все, о чем выкогда-либо думали…»)
F   Попытка отвлечься от предметадискуссии усложняет поиск и принятие решения
F   Взаимные жалобы и сетования напревратности судьбы часто помогают людям снять психическую нагрузку. Но вовремя таких встреч мы редко вслушиваемся в жалобу другого человека, ожидая лишьвозможности начать рассказывать свои переживания
F   Частое прерывание собеседника,особенно если человека занимается детальным описанием своих чувств
F   Сообщения, которые вызываютпротиворечивые впечатления, не способствуют пониманию
F   Откровенное стремление показать своепревосходство во время разговора выглядит со стороны как самолюбование
F   Обилие вопросов обычно раздражаетдругих людей
4. О пользе уменияслушать
Если представить, чтособеседник слушает меня в гробовой тишине, отведя в сторону глаза. То моимпервым желанием будет немедленно прервать разговор. Так же можно подумать, чтоя выбрала неподходящее время и отвлекаю человека, занятого своими мыслями.Между тем вполне возможно, что он меня внимательно слушал, но в привычной длянего манере. Просто поведение моего гипотетического собеседника не содержалосигналов, которые бы можно было интерпретировать как внимание и стремлениепонять меня. А ведь используя несколько простых приемов, он мог бы избавитьменя от неприятного ощущения дискомфорта, придав уверенность моей речи, идоставил бы несколько приятных минут, проявив ко мне внимание и интерес. Рассмотримнесколько приемов, которые позволяют продемонстрировать интерес к собеседнику,поддержать разговор и расположить к открытости и обстоятельному изложениюважных подробностей. Первое, что необходимо помнить – говорящему очень важновидеть глаза. В них он видит, как его понимают и интересен ли он слушателю.Повторяющиеся время от времени покачивания головой и проходящие слова имеждометия, которыми можно сопровождать его рассказ (да-да, о-о-о, ага, х-м-м-ми т.д.), дают понять, что слушатель, по меньшей мере, следит за нитьюповествования. Выяснение слушателем непонятных моментов и уточнение некоторыхдеталей не только указывают на пристальное внимание слушателя, но и помогаютсобеседнику удостовериться, что слушатель представляет, о чем идет речь.Выражение лица и тон голоса позволяют судить о чувствах слушателя: проявлениеискреннего интереса и добросердечности – ил, наоборот, сообщают ему онетерпении слушателя, безразличии, скуке или даже презрении. Человека, умеющегослушать, отличает всегда дружеский и уважительный тон, даже если он при этом несогласен с собеседником. Каждый имеет право на почтительное отношение, неважно, совпадают или нет его точка зрения, идеи и чувства с вашимисобственными. Даже если ваш оппонент говорит безнравственно и вызывает у васотвращение, лучше не вступать в конфронтацию, а до последней минуты старатьсясохранять дружелюбие или хотя бы подчеркнуто вежливое отношение. Нужноразвивать в себе умение принимать позицию других людей. Хороший слушатель можетненадолго отложить личные реакции и чувства и потратить некоторое время, чтобы,встав на место оппонента, понять его точку зрения. Если это удается, человекначинает чувствовать себя более комфортно, а, следовательно, становится с вамиболее открытым и говорит более откровенно. Психологи часто используют умениеслушать, чтобы помочь людям понять свои ощущения и упорядочить мысли. Дело втом, что всякий раз, когда вы спрашиваете другого человека относительно егонамерений, представлений, мыслей или чувств, вы не только получаете информациюсами, но и помогаете ему осознать его собственные цели и намерения, уяснить,что же он на самом деле думает и хочет. Для этого лучше всего использоватьвопросы, требующие объяснений и дополнительной информации, или хотя бы вопросы,предполагающие ответы «да» или «нет». Другой, весьма полезный способ слушатьсобеседника, заключается в том, что время от времени нужно пересказывать вследза говорящим  некоторые основные моменты сказанного им. Не стоит повторять вседословно, равно как и добавлять вашу собственную интерпретацию его мыслей иличувств. Просто примите полученную информацию и повторите ее своими словам.Нужно обращать внимание, какие чувства и по какому  поводу проявляетсобеседник, и во время пересказа стараться повторить эти чувства. Здесь стоитвспомнить, что людям свойственно временами не осознавать свои внутренниечувства и проявлять их через эмоции бессознательно. Указав собеседнику на ихпроявления, можно помочь ему понять его глубокие переживания. При этом оченьвнимательно и корректно нужно выбирать слова, чтобы они соответствовалиреальной интенсивности эмоций собеседника. Если человек говорит не вполнесвязно и запутанно, то пересказ важных моментов поможет ему сконцентрироватьсяна предмете разговора, проверит свою точку зрения, откорректировать мысли ичувства и прояснить для себя ситуацию. Если беседа затянулась или в ходеразговора были затронуты многие стороны проблемы, нужно подвести итогразговора, сжато повторив наиболее важные моменты, высказанные идеи и найденныеварианты решения – тогда в памяти всех участников разговора останется хорошеепонимание ситуации в целом. Именно по этой причине психологи обычно подводятитог в конце каждого терапевтического сеанса.

Заключение
Основными механизмамипознания другого человека являются идентификация и рефлексия. В процессемежличностного восприятия и познания возникает ряд «эффектов»: первичности,новизны, ореола. Большую роль также играют явления стереотипизации и каузальнойатрибуции. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержаниепроцесса взаимопонимания, достигаемого в ходе общения. Связь общения сопределенным характером отношений между людьми проявляется и при эмоциональнойрегуляции перцептивного процесса, в частности в явлении аттракции, тяготения.Рассмотрение трех сторон общения в единстве – важное условие оптимизациисовместной деятельности людей и их отношений. Одной из задач социальнойпсихологии является разработка средств корректировки и оптимизации общения,развития способностей и навыков  общения, особенно необходимых тем категориямлюдей, которые профессионально связаны с процессом общения (руководители,педагоги, врачи и др.) среди различных форм обучения искусству общениязначительное место занимает социально-психологический тренинг, т.е. овладениеразными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ). (2)

Список использованныхисточников
1.        Экспериментальнаяпсихология: Учебник для вузов/ В.Н. Дружини. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер,2004.
2.        Краткийпсихологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.