Реферат по предмету "Психология"


Проблемы взаимодействия людей

Введение
Человек, каккосмобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ вобласти взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу исущность взаимодействия, ее цели и результаты (в некоторых случаях).
Взаимодействие являетсяопределяющим фактором того, что человек является существом социальным, и чтобез взаимодействия с обществом или другим человеком, человек не сможетреализовать себя и свои возможности. И сущность взаимодействия заключается всамореализации и самоактуализации человека в социальной среде обитания, иименно взаимодействие является важным способом социализации человека и имеетбольшое значение для его существования в целом.
Взаимодействие человека собществом может осуществляться в трех основных формах: конформизм, конфликт,сотрудничество.
Взаимодействие – этомногоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемыйпотребностями совместной деятельности.
За последние 20-25 летизучение проблемы взаимодействия (общения) стало одним из ведущих направленийисследований в психологической науке, и особенно в социальной психологии. Ееперемещение в центр психологических исследований объясняется изменениемметодологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии впоследние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно превратилосьи в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем иличности человека в целом.
Актуальность выбраннойтемы объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на сменупривычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемамвзаимодействия еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческоеобщество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем,как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способывзаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способныхрешить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
Процесс взаимодействиялюдей достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детальнорассмотреть его структуру.
Целью выполнения даннойработы является теоретическое рассмотрение проблемы взаимодействия людей всоциальной психологии..
Предметом является — проблемы взаимодействия в социальной психологии
Задачи ставим следующие:
1. Изучитьразработанность проблемы в психологической литературе.
2. Детальнопроанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3. Выявить основныеструктурные компоненты общения и его основные функции.
Взаимодействиеопределяется авторами как процесс непосредственного или опосредованноговоздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимнуюобусловленность и связь; как особая форма связи между людьми, процессами,действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходныхкачеств и состояний, которая ведет к синтезу, интеграции объектов, к единомудействию. Взаимодействие выступает как «система взаимосвязей субъектов, котораяобуславливает их взаимное влияние» [57]. В области социальной психологии ипедагогики взаимодействие раскрывается как «организация совместных действий,позволяющих партнерам реализовать общую для них деятельность» [4, с. 102], как«организация совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющая имреализовать какую-либо общую для них работу» [114, с.269), как взаимное влияниедруг на друга людей, контактирующих в процессе совместной деятельности.
Взаимодействиеобуславливает координацию действий и операций его участников, согласованностьих функционально-ролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.Н.И.Шевандрин определяет межличностное взаимодействие в широком смысле, как«случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный иликратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или болеечеловек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности,отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленныхиндивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, прикоторой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, иреакцией на поведение остальных»

1. Взаимодействиялюдей
«Взаимодействие – этопроцесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов)друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именнопричинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когдакаждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствиеодновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяетразвитие объектов и их структур»[[13]]. В этой довольно обстоятельной иполезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслениюкаждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрываяфилософские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга,делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как егоследствие общественные и психологические отношения между людьми. И этосоответствует реальности. «Психологические же отношения – результатнепосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определеннымиособенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать ипереживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием ивыражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другимиконкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря,что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятиесоциальной роли является центральным)[[14]]. Таким образом, делается вывод, чтовзаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основеправильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако«следует только оговориться, — пишет автор, — а точнее всегда помнить, что самивзаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватнопоняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга,характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные)отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение междуними – это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которыене отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения немогут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг надруга и общения между ними»
Общаясь между собой, людине только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают другдруга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействиеявляется характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш деньвключает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия сдругими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемывзаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологическойнауке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как«процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).
Социальное взаимодействиеможет также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационныйпроцесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов,вовлеченных в этот процесс.
Американский психологХолландер выделяет следующие характерные черты социального взаимодействия.Первая черта — взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когдаповедение одного участника выступает как стимул для поведения другого, инаоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия — это взаимныеповеденческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга.Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта — подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемойдействиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другиемогут обеспечить.
Западные исследователивыделяют две большие категории в понятии «структура взаимодействия». Во-первых,это формальная структура взаимодействия, под которой понимают такие образцывзаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами иорганизациями. Во-вторых, имеется также неформальная структура взаимодействия,порождаемая индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То,что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных(официальных) социальных ролях. Неформальный уровень взаимодействия основан намежличностной привлекательности, привязанности людей друг к другу. Этот уровеньобусловлен индивидуальными диспозициями. Отметим также, что взаимодействие вофициальных ситуациях может приобретать некоторые черты неформальноговзаимодействия. Будучи длительными и непрерывными, формальные отношенияобусловливаются также индивидуальными психологическими свойствамивзаимодействующих людей.
1.1 Особенностивзаимодействия людей
При рассмотренииособенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости — кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количествоиндивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованныедействия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которуюневозможно достичь, действуя в одиночку. Уровень кооперации возрастает по меретого, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг кдругу. Во втором случае (конкуренция) действия нескольких индивидов происходятв условиях соревнования, где выигрыш возможен только для одного человека. Например,игра в шахматы.
Указанные два видавзаимодействия не следует противопоставлять, рассматривая каквзаимоисключающие. Так, существует немало соревновательных по форме ситуаций, вкоторых обе участвующие стороны могут выиграть посредством кооперативныхдействий. Возьмем, например, научную дискуссию. Конечно, каждому из ееучастников хочется, чтобы его позиция возобладала над остальными. Однако впроцессе научного спора, высказывая собственные аргументы в пользу своейконцепции, все его участники движутся в направлении поиска истины. Дипломатиятакже представляет собой взаимозависимые отношения, которые включают исоревновательные, и кооперативные элементы.
В целом, зависимостьодного человека от другого увеличивает возможности влияния. Такой видвзаимозависимых отношений, при котором подверженность влиянию сравнительновелика, можно отметить в случаях доминирования, включая власть. Хотя термины«власть» и «влияние» иногда используют как взаимозаменяемые, отождествлять этипонятия нельзя. Обычно власть ассоциируется с тем или иным принуждением, пустьдаже в «мягкой» форме. В самом крайнем случае наличие власти предполагаетситуацию принудительного доминирования. При этом люди, на которых направленовоздействие власти, не имеют никаких альтернатив, кроме подчинения. Когда мыговорим о влиянии, то обычно имеем в виду передачу информации, для того, чтобыизменить мнение или поведение индивида (группы лиц). При этом данные индивидырасполагают более чем одной альтернативой в качестве ответной реакции.
Самый важный аспектвласти (это касается и межличностных отношений) состоит в том, что она являетсяфункцией зависимости. Так, чем больше индивид Б зависит от индивида А, тем большейвластью обладает А над Б. Если вы обладаете чем-то таким, что требуется другимлюдям, но что контролируется только вами, то вы ставите этих людей взависимость от вас. Поэтому вы получаете власть над ними. Порой человек,находящийся в организации на сравнительно низком иерархическом уровне, обладаетважными знаниями, которыми могут не располагать другие сотрудники, занимающиеболее высокие места на служебной лестнице. В подобных случаях чем важнее даннаяинформация, тем больше власти имеет первый над вторыми. Способность человекауменьшать неопределенность ситуации для своей группы также увеличивает егодоминирование и индивидуальную потенциальную власть. Вот почему иные работникиутаивают информацию или окутывают свои действия покровом секретности. Подобнаяпрактика может создать впечатление, что деятельность такого работника являетсяболее сложной и важной, чем она есть на самом деле.
Обычно психологи выделяюттри следующих процесса, благодаря которым люди оказываются под тем или инымвлиянием. Это уступчивость, идентификация и интернализация. Одно и то жеповедение может быть производным любого из этих процессов или же их сочетания.Допустим, вы говорите другому человеку, чтобы он что-то сделал, и тот этоделает. Поведение данного человека может являться следствием его уступчивости,идентификации или интернализации. Рассмотрим эти процессы.
Уступчивость проистекаетиз того, что человек (иногда неосознаваемо) прикидывает про себя, во что емуобойдется невыполнение данного требования или приказа, какова может быть «цена»непослушания. Индивид следует какому-либо приказу, но сам, возможно, испытываетчувство негодования, или, наоборот, чувство покорности. Любое влияние человека,имеющего власть, например, руководителя в организации, может основываться на уступчивости,особенно, когда есть страх наказания или желание получить вознаграждение. Приэтом руководители имеют основания рассчитывать на уступчивость в течение всеговремени, пока они контролируют то, в чем нуждаются их подчиненные.
Идентификация отмечаетсятогда, когда один человек оказывается под влиянием другого человека вследствиепривлекательности последнего. Этот другой может вызывать у первого симпатию илипредоставлять нечто, к чему первый стремится, например, значительную позицию,положение в обществе. В социальной психологии обычно под идентификациейпонимают отождествление индивидом себя с другим человеком, группой лиц.Осознаваемо или неосознаваемо индивид приписывает себе определенные свойствадругого лица или группы. Многие лидеры, в том числе политические деятели, частооказывают воздействие на других людей именно потому, что те идентифицируют себяс этими лидерами.
Интернализацияосуществляется тогда, когда некто (часто официальный или неофициальный лидер)обладает достаточной компетентностью, чтобы пользоваться доверием других людей.В таком случае люди полагают, что предложения данного лица являются для нихнаилучшим курсом действий. Его мнения и оценки считаются надежными,заслуживающими доверия. Итог процесса интернализации состоит в том, чтотребования, высказываемые этим авторитетным человеком, безоговорочнопринимаются другим лицом и становятся его собственными требованиями к себесамому.

2. Проблемы взаимодействиялюдей
Общаясь между собой, людине только передают и получают информацию, так или иначе воспринимают другдруга, но и определенным образом взаимодействуют. Социальное взаимодействиеявляется характерной чертой человеческой жизнедеятельности. Каждый наш деньвключает множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия сдругими людьми. Не случайно многие исследователи считают, что проблемывзаимодействия должны занимать центральное место в социально-психологическойнауке. Самым общим образом социальное взаимодействие можно определить как«процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других» (Смелзер).
Социальное взаимодействиеможет также рассматриваться как одна из сторон общения, как коммуникационныйпроцесс, направленный на то, чтобы повлиять на действия и взгляды индивидов,вовлеченных в этот процесс.
 
2.1 Проблема становления личности исамосознания в процессе социального взаимодействия
Данная проблема явиласьцентральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение,заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивидвходит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и оказаться впределах собственного опыта он может лишь на основе социальных отношений исовместных действий”. Вступая в отношения с другими людьми в процессе освоенияразличных форм деятельности, индивид начинает действовать по отношению к себетак же, как окружающие действуют по отношению к нему. Лишь через принятие ролидругого индивид начинает осознавать свои собственные действия с позиции этогодругого. “Мы видим себя так, как видят нас другие, мы обращаемся к себе так,как обращаются к нам другие, мы бессознательно ставим себя на место других идействуем так, как действуют другие”.
Процесс становленияличности посредством принятия роли другого в ходе социального взаимодействия содержитдве стадии. Первая стадия – стадия “ролевых игр” – характеризуется освоениемконкретных установок других индивидов, с которыми данный индивид вступает внепосредственное взаимодействие. Так, ребенок усваивает коллективные формыдеятельности и социальные отношения через принятие роли “конкретного другого”.В процессе ролевой игры ребенок принимает какую-либо роль – роль отца, матери,воспитателя, и т. д., – и воспроизводит в себе стимулы, соответствующие данномуролевому поведению. То есть на первом этапе индивид осваивает “роль другого”; внем появляются его другие Я, которые затем формируются во внутреннего“социального другого”. Однако на этой стадии ребенок переходит от одной роли кдругой так, как ему придет в голову, а это значит, что его деятельность еще неорганизуема социально.
Вторая стадия – стадия“коллективных игр” – характеризуется тем, что индивид осваивает определенныеправила соотношения ролей и вырабатывает целостное поведение через усвоение им“роли обобщенного другого”. Установки всех участников взаимодействия в процессеколлективных игр обобщаются индивидом в некое единое целое. Именно с помощьютакой организации всех установок других в единое целое действия данногоиндивида обретают определенную направленность и становятся контролируемыми имсамим. Теперь индивид начинает воспроизводить в своем сознании некоего“обобщенного другого”, глазами которого он не только оценивает своюдеятельность, но и стремится самостоятельно ее организовывать. Сообществоконтролирует деятельность тех, кто в него входит посредством единстваустановок, составляющих “обобщенного другого”. Лишь научившись самостоятельноорганизовывать, планировать, и оценивать собственную деятельность как некоеединое целое, индивид становится личностью.
Процесс усвоения социальныхустановок, принятие роли других и воспроизведение индивидом в своем сознании“обобщенного другого” приводит к формированию личности “Я”. Структура жезавершенного “Я” по сути дела отражает единство и структуру межличностноговзаимодействия.
В структуре личности “Я”Д.Г.Мид выделил две подсистемы: “me” и “i” Под “me” понимается совокупностьвсех установок других (или “обобщенного другого”), совокупность всех социальныхотношений усвоенных индивидом, “организованный ряд отношений с другими, предполагаемыйсамой личностью”9. “Me” так же выступает в роли цензора, благодаря которому“внешний” социальный контроль принимает форму “внутреннего” индивидуальногосамоконтроля над побуждениями личности. “I” представлено Д.Г.Мидом какспонтанная, импульсивная, творческая сторона личности; “i” – непредсказуемаяреакция, непосредственный отклик индивида на требования сложившейся ситуации;“i” – нерефлексивный, но рефлексируемый при помощи “me” элемент “Я” (Self).Проявления “i” осознаются лишь с позиций “me” и после того, как спонтаннаяактивность “i”была уже произведена; “i” фиксируется лишь в памяти как опыт, носамо “i” всегда в настоящем.
Взаимодействие “i” и “me”в личности (Self) описывается Д. Г. Мидом следующим образом: они “разделяются впроцессе, но относятся друг к другу как части целого. Разделяясь, ониодновременно соотносятся, ибо i есть нечто полностью никогда до концанеразложимое. Me требует определенного вида i, поскольку мы имеемобязательства, данные в самом поведении, но i всегда немного отлично от того,чего требует ситуация;… оно одновременно вызывает me и отвечает на него.Вместе взятые, они конституируют личность, какой она появляется в социальномопыте. Я – это фундаментально-социальный процесс, протекающий в этих “двухфазах”.

2.2 Проблемавзаимовлияния личности и общества
Данная проблема по своейсути логически вытекает из теоретической конструкции, касающейся структурыличности. Поскольку в структуре личности “i” является активной, творческой,спонтанной стороной, то, следовательно, ее поведение в социальной среде всегдаимеет долю непредсказуемости. Поведение личности всегда будет вносить те илииные изменения в уже относительно устоявшиеся общественные структуры. А этозначит, что индивид всегда выступает в качестве социального субъекта,изменяющего общественную структуру, и вносящего свой вклад в общественнуюдинамику. Однако выделение в структуре личности стороны “me” как снятогорезультата воздействия внешней социальной среды говорит о признанииопределенной детерминации ее поведения социальной средой. Более того,постоянное взаимодействие отдельных личностей друг с другом при помощи символовс необходимостью требует взаимного приспособления их действий. Уравняв в правахтворческо-спонтанную сторону личности со стороной, представленной “обобщеннымдругим”, Д.Г.Мид фактически сумел с диалектической точки зрения подойти крешению вопроса о взаимодействии личности и общества.
Важно отметить, чтопоследователи Д.Г.Мида пришли к разным, порой противоположным методологическимпозициям в понимании отдельных проблем, связанных с социальным взаимодействием.
Втеоретико-методологической традиции символического интеракционизма выделяютсядве американские социологические школы – чикагская и айовская. Представителейчикагской школы (Г.Блумер, А.Стросс, Т.Шибутани, Р.Парк и др.) в большейстепени интересовали процессаы становления социальных связей, развитиясоциальных явлений и конституирования объектов в ходе взаимодействий. Визучении общества представители данной школы больше внимания сосредоточили напроцессуальных аспектах социального взаимодействия, так как считали, чтоиндивиды в обществе находятся в состоянии непрерывных взаимных связей (друг сдругом и с объектами окружающего мира), в ходе которых непрерывно меняютзначения объектов.
Трактовка “i” какактивного элемента личности наряду с признанием определяющей ролиспонтанно-творческой стороны личности “i” в социальной деятельности индивидаприводили представителей чикагской школы к абсолютизации роли субъективныхфакторов в общественном развитии и, как следствие, к процессуальномурассмотрению социальной реальности. Для представителей айовской школы (М.Кун,Т.Партленд и др.) наибольший интерес представляло изучение уже стабильных,“ставших” символических структур: групповых норм, ценностей, личных установок,правил, то есть всего того, что является основой четко фиксированной,стабильной структуры11. Социальная деятельность индивидов рассматривалась имибольше со стороны ее детерминации совокупностью интернализованных установокгруппы, являющихся основой стабильного поведения индивидов в обществе.Процессуальное или структурное рассмотрение социальной реальности во многомбыло задано абсолютизацией в одном случае субъективной, в другом – объективнойсторон личности .
Подводя итог анализа взглядовД.Г.Мида на проблему социального взаимодействия можно сделать следующиеосновные выводы. Во-первых, социальное взаимодействие рассматривается им науровне микросоциологического анализа, с одной стороны, как процесс, протекающиймежду отдельными личностями, с другой стороны, как внутриличностный процесс –процесс общения с самим собой. Во-вторых, социальное взаимодействие понимаетсявсегда как процесс опосредованный, взаимное приспособление индивидуальных линийповедения отдельные личности осуществляют на основе использования значимыхсимволов, что предполагает истолкование (определение значения) и интерпретациюстимулирующих действий друг друга. В-третьих, формирование личности, сознания исамосознания определяется как обусловленное внешними социальными связями; ониже выступают условием процесса внутреннего социального взаимодействия,представленного в виде саморефлексии субъекта.
В целом концепцияД.Г.Мида имеет вполне определенную сферу применения, целиком ограничиваясьуровнем внутри – и межличностного взаимодействия. Такой подход не ставит своейзадачей и не содержит предпосылок для выхода на анализ общественнойорганизации, социальных структур, институтов. Он не может быть использован идля анализа социальных групп и более широких общностей, хотя их взаимодействиеобразует неотъемлемую составляющую общественной жизни. В конечном счетеконцепция Д.Г.Мида представляет собой разновидность субъективистского подхода канализу общества. Центральным звеном его содержательной конструкции являетсяинтерпретация участниками взаимодействия – индивидами – содержания символов,поэтому процесс взаимодействия в конечном итоге оказывается целиком зависимымот индивидуального сознания
2.2 Конфликт,классификация конфликтов
Процесс взаимодействия невсегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют,могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизмпозиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, чтовзаемозаперечуються. Тогда отношения осложняются до такой степени, что говорято возникновении межличностного конфликта, под которым принято пониматьстолкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных людей игрупп. На психологическом уровне противоречие проявляется в сильных негативныхпереживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. То естьв конфликтов высокая психологическая цена — многообразие негативных эмоций,стрессов, переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести кизменению системы отношений и ценностей. В условиях конфликта люди словнопо-другому начинают воспринимать реальность, прибегать к действиям, которыеобычно им не свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает небудь-яка противоречие, а, как правило, такая, в которой представлены самаяпотребности, стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, еепрестиж.
Если конфликтсвоевременно не решается, то это может привести к неврозов, болезненныхсостояний, стойкого расстройства отношений между индивидами, которыевзаимодействуют.
С точки зрения социальнойпсихологии нужно определить собственный аспект анализа в конфликте, посколькуэта проблема является предметом изучения ряда других дисциплин, таких каксоциология, политология и т.д. Поэтому социальная психология очередьсосредоточивает внимание на таких аспектах конфликта, как осознание ситуацииконфликта его участниками; выделение социально-психологических составляющих,которые предопределяют внутреннюю характеристику конфликта, т.е. совокупность мотивов,реальных интересов, ценностей, побуждающих человека или группу лиц участвоватьв развитий решении разногласий; выяснение причин и стадий формированиясубъективного образа конфликтной ситуации.
Относительно структурыконфликта, то можно выделить следующие его основные элементы:
• участники конфликта,которые называются оппонентами (от лат. Opponens — тот, что отрицает),соперниками, противниками и представляют не менее двух сторон;
• позиция сторон(внутренняя и внешняя);
• конфликтная ситуация;
• инцидент, то естьдействие, которое направлено на создание конфликта;
• объект конфликта(реально имеющаяся объективная причина, по которой оппоненты вступают в«борьбу»); • предмет конфликта (и внутренняя причина, например, личнаянеприязнь, которую имеет каждый оппонент, который вступает в конфликт);
• развитие и разрешениеконфликта. Поскольку в конфликтах участвуют отдельные лица, прежде всегозащищает не собственные интересы, а интересы группы, то оппоненты, которые вступаютв конфликт, имеют разную «силу», которая и определяет возможность победы.Указанную характеристику «силы» в теории и практике конфликта называют рангомоппонента. При этом оппонентом первого ранга становится человек, которыйдействует от своего имени и преследует в конфликте достижения личных целей.
Социально-психологическаясущность конфликта осознается и понимается скорее и эффективнее, если проведенанекоторая классификация (типология) конфликтов по их признакам. Хотя единойклассификации не создано через разнообразие форм проявления конфликтов,различий в характере их протекания, возможных последствий и т.п., однако обычнодля создания классификации выбирается основная отличительная признак и за нейосуществляется группировки.
За непосредственнымисоциально-психологическими причинами выделяют такие виды межличностныхконфликтов:
• конфликты, вызванныенедоразумениями в передаче и восприятия информации (отсутствие или недостатокинформации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации;различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценкиинформации);
• конфликты, вызванныеособенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование истереотипность мышления; отсутствие обратной связи; часто повторяющиесянегативные поступки, различия в критериях оценки идей и поведения и т.д.);
• конфликты, возникшие науровне служебно-коммуникативной взаимодействия, т.е. «вертикальные» и«горизонтальные» (первые могут быть типа «работник — руководитель» илинаоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые — типа «работник — работник »; инициатива может идти от одного из сотрудников илиже от обоих одновременно).
По признаку«объективность — субъективность причины» конфликты разделяют на деловые (воснове делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина,связанная с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источникиэмоциональных конфликтов кроются прежде всего в личностно-прагматическихинтересах оппонентов, их психологической несовместимости.
Среди общих причинвозникновения конфликтов, связанных с психологическими исоциально-психологическими особенностями участников межличностныевзаимодействия, можно назвать следующие:
• ценностные факторы(принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системыубеждений, верований и т.п.);
• особенности отношений,связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием(учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других,продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);
• поведенческие факторы(ущемлению интересов, пидривання самооценки, эгоизм, безответственность,несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость,давление и т.д.);
• незнание тех или иныххарактерологичних, психологических свойств другого лица;
• неправильное толкованиемыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чегосоздается поверхностное представление о собеседника; психологическаяскованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества;психологическая насыщенность, когда однообразие лиц, условий работы, ритматруда вызывает негативные эмоции);
• несоблюдениеобщепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценкавозможностей других. Динамика протекания конфликта зависит от поведения егооппонентов. Поскольку люди неодинаково ведут себя во время конфликта, товопрос, который является предметом разногласий, может решаться как в формесоветы, просьбы, так и в форме коренной ломки взаимоотношений. Известны такиеформы протекания конфликта:
• открытый конфликт,который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщеннойстолкновением сторон;
• скрытый конфликт(реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формамиотношений);
• так называемый «слепой»конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличии);
• «неизвестный» конфликт(реальные противоречия замасковуються, а на поверхности отношений остаетсяслабо выражена неприязнь).
Этап решениямежличностного конфликта является самой сложной задачей для его участников,которое требует проявления творчества. Именно межличностных уровень очередьтребует вникнуть в психологическую сущность разногласий между сторонами, которыеконфликтуют, не отдавая предпочтения тому или иному оппоненту. Исходя из этогопредлагается немало практических рекомендаций и по предупреждению конфликтов, ив отношении его профилактики или ослабления.
При этом выбор способов иметодов преодоления конфликта зависит как от объективной ситуации, психическогосостояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть ли он будетспособствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитиюэлементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот,приведет к розхитування и несогласованности взаимодействия.

Заключение
В заключение хотелосьотметить, что сфера социального взаимодействия охватывает широкий кругразнообразных межличностных контактов. В их процессе осуществляютсяопределенные совместные действия, которые далее приводят к новым контактам ивзаимодействиям, и т. д. Почти все поведение любого человека являетсярезультатом социальных взаимодействий в настоящем или прошлом. При этомпередача и прием информации людьми, восприятие, понимание и оценка ими другдруга, их взаимодействие находятся в непрерывном единстве, составляя в итогето, что можно назвать межличностным общением.
Взаимодействиепредставляет собой систематическое, постоянное осуществление действий, имеющихцелью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Сущностьвзаимодействия проявляется в непосредственном или опосредованном влияниииндивидов друг на друга, порождающем их взаимную обусловленность и связь. Вовзаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как ксубъекту, у которого есть свойсобственный мир и свое сознание. Взаимодействиечеловека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров:обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, оценки другогоиндивида, его эмоциональное состояние. Взаимодействие имеет свою специфическуюструктуру, проявляется в различных формах и на различных уровнях, может быть различныхвидов и типов.
Поведение как одна изсторон взаимодействия проявляется в виде внешней (двигательной, выразительной)и внутренней (психической) активности людей. Всякое поведение реализуется черезпосредство психологических и социально-психологических механизмов. Термин«поведение» в то же время высвечивает внутренние взаимосвязи взаимодействиялюдей, а также их отношения друг к другу и к различным группам в обществе.«Поведение людей ворганизации» представляет собой закономерный результатсовместной деятельности и взаимодействия ее членов и осуществляется поустановленным обществом и ими закономерностям.

Список использованной литературы
 
1 Философский энциклопедический словарь. – М., 2005. – С. 81.
2 Блумер Г. Общество как символическая интеракция //Современная зарубежная социальная психология: Тексты. – М., 2008. – С.173.
3 Критика современной буржуазной теоретической социологии. –М., 2007. – С. 71.
4 Мид Д.Г. От жеста к символу. // Американскаясоциологическая мысль. – М., 2004. – С.217-218.
5 Блумер Г. Общество как символическая интеракция… – С.174.
6 Цитировано по: Кон И.С., Шалин Д.Н. Д.Г.Мид и проблемачеловеческого Я // Вопр. философии. – 2009. – №12. – С. 92.
7 Мид Д.Г. От жеста к символу… – С. 217.
8 Кон И.С., Шалин Д.Н. Д.Г.Мид и проблема человеческого Я…– С. 92.
9 Цит. по: Современная западная социология: Словарь. – М.,2010. – С. 310.
10 Подробнее об указанных школах см.: Ионин Л.Г.Теоретические концепции символического интеракционизма // Проблемы зарубежнойсоциальной психологии. – М., 2006; С 200.
11 Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 2007.С160.
12 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория вее преемственности и развитии. Пер. с англ. М., 2008. С 220.
13 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранныеработы по социальной психологии. М., 2004. С 312.
14 Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 2004. С 186.
15Будилова Е.Л. Философские проблемы в советской психологии.М., 2009. С 149.
16 Выготский Л.С. Исторический смысл психологическогокризиса. Собр. соч. М., 2007, т. 1. С 192.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.