Реферат по предмету "Психология"


Проблема чувств и аффектов в античной психологии

План
Введение. 3
1. Проблема чувств. 5
2. Учение о чувствах. 7
Заключение. 8
Список использованнойлитературы… 9Введение
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависитот богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники частопридавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность изависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima — душа) — первое мифологическое учение о душе.Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещамисонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последнимдыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают осебе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под«Я» (или «сознание», или «душа»), которое воспринимаетвпечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математикаи философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) душипредставлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Позже древние греки под «psycho» понимали движущее начало всехвещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи — гилозоизм (отгреч. hyle — вещество и zoe — жизнь): весь мир — универсум, космос — изначальноживой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы междуживым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождениеединой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудрецаФалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, чтомагнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые «поставил»душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложныйи для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психическихявлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Дальнейшее развитие гилоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшегоуниверсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру.(«Наши тела и души текут, как ручьи»). Им впервые была высказанамысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всегосущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя:«Познай самого себя»). Философ учил: «По каким бы дорогам нишёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос».
Термин «Логос», введённый Гераклитом, применяемый и поныне, длянего обозначал Закон, по которому «всё течёт», придаёт вселенскомуходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал,что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Из-за трудностейпонимания афоризмов философа современники называли Гераклита«тёмным».
Идея развития в учении Гераклита «перешла» в идею причинности Демокрита.По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными намкажутся только те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу нетбеспричинных явлений, все они — неотвратимый результат соударения атомов.Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Проблема чувств
Чувства рассматривались в системе атомистического материализма в связи сэтическими проблемами как основание для этики. Демокрит различал удовольствие инеудовольствие как показатели полезного и вредного. «Удовольствие… естьсостояние, соответствующее природе живого организма, а страдание — состояние,чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решенийотносительно того, к чему следует стремиться и чего избегать». Целью жизниДемокрит считал «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия), которое нетождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали,но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемаяникаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью». Этосостояние достигается, если сделать свои удовольствия не зависимыми отпреходящих вещей, вообще «от умеренности в наслаждении и гармонической жизни».
По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенногосостояния необходимо избегать душевных тревог. В то же время Эпикур утверждал,что целью жизни является разумное удовольствие. Удовольствие — это свобода отнеудовольствия, бестревожность — атараксия. Между этими высказываниями нетпротиворечия. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал «не удовольствияраспутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении… но… свободу от телесных страданий и душевных тревог»4. Главными чувствами,нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, откоторых, якобы, зависит судьба человека. «Приучай себя к мысли, что смерть неимеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, асмерть есть лишение ощущения»
3) не спешить с одобрением аффекта, «оттянуть» последний этап нарастанияаффективного состояния (например, сосчитать до 10) и этим создать расстояниемежду аффектом и деятельностью в направлении аффекта;
4) отвлечься на воспоминание другого рода, например, при страхе вспоминатьпримеры мужества, выдержки;
5) разоблачить действия, на которые толкает аффект, и др.
Учение стоиков об аффектах и рекомендации по борьбе с ними занимают важноеместо в истории психологии. Особо следует отметить его воспитательное значение.

/>2. Учение о чувствах
Аристотель описывает чувства удовольствия инеудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевныхили телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание,неудовольствие — их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи сдеятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности1.Несмотря на сдержанную оценку телесных удовольствий, Аристотель не призывал ограничиватьсяудовольствиями только высшего порядка и в целом высоко оценивал роль чувства вжизни человека. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, азначит — и самой жизни»2.
Подробнее Аристотель останавливается на аффектах.Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь,ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствиеили страдание. Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-товоздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняютсяпрежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Психологическаяхарактеристика выявляет, в каком состоянии возникает данный аффект, на кого оннаправляется, за что.
Аристотель составил проницательные описанияотдельных аффектов. Например, страх описывается так. «Страх (fobos) — некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее изпредставления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить намнеприятность: люди ведь не боятся всех зол; например, не боятся бытьнесправедливыми или ленивыми, но лишь тех,Заключение
В поздней Античности психологические знания развивались в рамках различныхтечений идеалистической философии (гностицизма, иудейско-александрийскойфилософии, неоплатонизма, патристики и др.). Их социальной базой был кризисрабовладельческого способа производства, который обусловил и новую концепциючеловека в христианском мировоззрении. С крушением старого античного духа поднапором шедших с Востока новых идей и культов на смену идеологии периодарасцвета античного общества — проповеди силы всего героического, светлого,культа красоты, умеренного пользования всеми благами жизни, трезвого ума,ясности в мышлении, служения государству и обществу и в целом настроениямуравновешенной светлой жизни в этом мире — приходят другие мотивы. Ониотражаются в новых вопросах: как освободиться от всех трудностей жизни,избавиться от мира, отрешиться от него? Нужно преодолеть в себе мирское, бежатьот всех соблазнов. Постепенно становится преобладающей проповедь слабости, ничтожностичеловека; вместо разума человек обращается к мистицизму, экстазу и т. п. Насмену языческой религии приходит христианство с его новой концепцией человека.Ее суть хорошо выразил Г.Р. Державин в оде «Бог»: «Я — царь, я — раб, я —червь, я — Бог». Согласно христианскому учению о человеке, он «несет в себе дваразличных начала: с одной стороны, образ Божий, через который струится в нашудушу свет Божий, творческие искания добра и правды. В этих условиях впсихологии появляются новые тенденции: повышение интереса к внутреннему миру, ксамосознанию; возникают новые представления о соотношении душевных способностей— воля и чувство получают примат над разумом; рождаются новые представления опутях душевного совершенствования.Списокиспользованной литературы
1.      Историяпсихологии / М. Г. Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
2.      ПсихологияСловарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
3.      М.Г.Ярошевский“История психологии”. М.,1976г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.