Реферат по предмету "Психология"


Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

ЭннсЕ. А.
 
Применение элементов терапии творческимсамовыражением
в работе практического психолога с детьми
подросткового и юношеского возраста
 
Подростковый(от 11 до 15 лет) и ранний юношеский возраст (15-17 лет) – это два очень важныхи интересных периода.
Вподростковом возрасте происходит перестройка систем организма ребенка. Линиипсихического и физиологического развития не идут параллельно. Ребенок вынужденпостоянно приспосабливаться к физическим изменениям. Формирующеесясамосознание, личностная и межличностная рефлексия приводят к тому, чтоподросток начинает видеть причины своей успешности или неуспешности в общениисо сверстниками и взрослыми, в особенностях собственной личности. Большоевнимание подростками уделяется своей внешности, иногда она воспринимается какрешающий фактор успешности в общении. Потребность в общении со сверстникамивыходит в подростковом возрасте на 1-й план и становится ведущей деятельностьюв этот период (Д.Б. Эльконин). Для младших, и особенно для старших подростковхарактерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности,эти отношения формируются в общении со сверстниками и взрослыми. Большееколичество этих переживаний (относящихся к процессу познания подростком себя)носят негативный характер. Поэтому так важно научить подростка видеть не толькосвои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, насильные стороны своего характера, личности. Мощным фактором саморазвития встаршем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса ктому, какой станет их личность в будущем, к сфере самореализации, интереса кактивной работе самого подростка по развитию собственной личности.
Старшийподростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными периодами длястановления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Самоопределение,как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованиемранней юности.  Помощь в лучшем понимании себя, своих возможностей, помощь впонимании своего места и назначения в жизни – в этом нуждается большинствостаршеклассников.
«Зонаближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагаетсотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самопознания, личностнойсамоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.
Такимобразом, именно общение со сверстниками и взрослыми необходимо считатьважнейшими психологическими условиями личностного развития в подростковом июношеском возрасте. Отсутствие и затруднение такого общения ведет часто кформированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе,связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями вличностном развитии, установлении межличностных контактов, мешаетпрофессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и т.п. Всеэто во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общениев семье.
Поэтомуперед психологом встает важная задача: специально организовывать ведущую дляподросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этойдеятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом,детей и взрослого.
Одно извозможных решений этой задачи – разработка психологом или использование имимеющихся в психотерапевтической литературе личностных развивающих,психокоррекционных программ, способных помочь подросткам и старшеклассникамосознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело,которое интересно, заглянуть в будущее. При работе с подростками упор следуетделать на пробуждение интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенномпонимании своих возможностей, способностей, особенностей характера. При работесо старшеклассниками можно больше внимания уделять проблемам осознания своихособенностей, потенциала, своего призвания, профессиональному выбору и т.д.
Посколькувозрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностямииндивидуальными, то наиболее подходящей для решения перечисленных выше задачявляется применение элементов ТТС, в которой особое внимание уделяетсяконституционально-характерологическим особенностям человека.
Программа,представленная в этой главе, была составлена для развивающей работы состаршеклассниками. Эта форма работы объединяет ситуации психологического просвещения, группового и индивидуального консультирования, элементы психокоррекций.Групповая работа проводилась с детьми младшего юношеского возраста  (15-17лет); индивидуальная работа проводилась с подростками (11-14 лет) программабыла составлена с использованием курса краткой ТТС [15].
Дляиндивидуальной работы использовались отдельные методики краткосрочной ТТС.
Передначалом  групповых занятий с каждым из учащихся были проведены индивидуальныесобеседования с целью выяснить, чего учащиеся хотели бы добиться в ходе этихзанятий, что побудило детей к участию в них.
Самымираспространенными мотивами явились: стремление к самопознанию, к улучшениюсаморегуляции, стремление избавиться от чувства неполноценности, получитьобъективную информацию о себе, получить возможность самореализации.
Вот,что говорили дети: «Мне мешает раздражительность»; «Могурасплакаться»; «Не могу постоять за себя, мне все время говорят:»Ты самый умный?"; «Меня не покидает ощущение собственнойнеполноценности»; «Иногда я сравниваю себя с другими, и я  им оченьдаже завидую»; «О моем переменчивом характере можно сказать оченьмного: я очень веселая, люблю жизнь с ее сюрпризами, но легко вспыльчива,раздражительна и иногда плачу по пустякам, не довожу дело до конца – это мнеочень мешает»; «Я не могу себя понять, я не могу ответить на вопрос –что я такое, и на что я способна»; «Я многого хочу добиться в жизни иочень боюсь оказаться серостью»; «Я не доволен своим поведением. Мнехочется во все вмешаться, все переделать, довершить. Мне почему-то кажется, чтоя чувствую стиль, как бы сказать – гармонию совершенства, но я всегда сдерживаюсебя. Иногда, боясь своим превосходством обидеть людей, иногда понимая, что онимастера гораздо больше, чем я. Я сдерживаю себя, я остываю, мне нужно хотьгде-то себя проявить, хоть где-то».
Вгруппу вошли ученики 10-х классов, те кто проявил интерес и выразил желаниеучаствовать в занятиях. В группу вошло 17 человек.
Конкретнымицелями этих групповых занятий были следующие:
1.Познакомить участников групповых занятий группы с типологией характеров. Особоевнимание уделить сильным сторонам каждого типа. Показать, что существуютпозитивные моменты в каждом типе характера. Показать неповторимость и ценностьиндивидуальности, необходимость проявлять уважение к «инакости».
2.Организовать ситуации познания участниками группы особенностей своего характерав творческом самовыражении.
3. Сформироватьпозитивное отношение к проявлениям особенностей собственного характера ихарактера другого человека.
4. Познакомитьучастников группы со средствами эмоционального творческого самовыражения.
Первоезанятие посвящено теме «Творчество».
Вначале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разныххудожников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и«Хижины» Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи,А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова.Рассматриваем и сравниваем женские портреты «Портрет молодой женщины»Пабло Пикассо, «Девушка с веером» Огюста Ренуара, «Портретнеизвестной крестьянки в русском костюме» И.П. Аргунова; натюрмортыИ.Т. Хруцкого и Анри Матисса. Обращаем внимание прежде всего не наразличия в стилях этих произведений, не на то, что они принадлежали к разнымэпохам, говорили о том, как по-разному эти художники видят и изображают мирвокруг себя, людей.
Детиотмечают, что одни картины похожи на фотографии, другие – «как картинка изсна» и говорили с детьми о том, что в каждом из этих произведенийпроявляется творческая индивидуальность автора, его отношение  к миру, к людям,его мироощущение. Индивидуальность, особенности личности проявляются и втворчестве писателей и поэтов. Для примера зачитываем стихотворение«Осень» А.С. Пушкина и стихотворение «Золотая осень»Б.Л. Пастернака.
Порой,когда смотришь на какую-нибудь картину или читаешь рассказ или стихотворение,чувствуешь, что это произведение тебе близко, созвучно твоему внутреннемумироощущению. Когда мы встречаем что-то, что нам близко, мы воспринимаем это нерассудочно,  а  всей душой, эмоционально переживая эту встречу.
 Тогдамы можем сказать себе, что нас вдохновило то или иное произведение, картина. Ноесть и то, что нам не близко, что не трогает, не вдохновляет. Так и общаемся мыс миром живописи, литературой, выбирая для себя похожее, близкое, свое иотставляя в сторону то, что не приняла душа. И этот выбор у каждого из нас будетиндивидуален и будет зависеть от того, на мироощущение какого творца похожесобственное мироощущение. Творения художников несут отпечаток их личностногосклада, характера. И каждый из вас уже выбрал себе картины, которые вам близки,про которые вы можете сказать: «Я вижу мир точно так же, я его так жеощущаю».
И мычувствуем, как иногда поднимается настроение, когда мы сталкиваемся с чем-тоблизким, своим по духу. Это вдохновение, этот эмоциональный подъем благотворновлияет на нас и даже на наше тело. Мы можем не только искать созвучное, номожем создавать что-то свое, проявив себя в творчестве, выразив свое видение,чувствование мира. Это можно сделать не только в написании сочинения, но впростой фразе в записной книжке, в оформлении собственной комнаты или вразговоре с человеком, в чтении литературы. Ко всему, с чем мы соприкасаемся,мы можем относиться творчески, то есть выражая себя в этом отношении по-своему,в соответствии со своим душевным складом, опытом, знаниями.
В концезанятия обсуждаем с участниками группы, произведения каких художников иписателей им близки. Высказывается пожелание участникам, искать вокруг себя – вповседневности, в литературе, в живописи – то, что близко и созвучно,постараться создать что-нибудь свое: рисунок, рассказ, эссе, зарисовку.
Следующиенесколько занятий были посвящены знакомству с типами характеров. Количество исодержание этих занятий может меняться в зависимости от участников группы. Вданной группе были рассмотрены следующие типы характеров: гипертимный, циклоидный,аутистический, сензитивный, авторитарный, демонстративный, неустойчивый,психастенический. Эти занятия проходили по следующему плану: сначала ведущийгруппы рассказывает о сущности характера, потом участники и ведущий обсуждаютсильные стороны конкретного типа характера, трудные ситуации – «местанаименьшего сопротивления», разбирали примеры литературных героев. Приописании характере использовалась методика аутоидентификации акцентуацийхарактера Э.Г. Эйдемиллера, описания А.Е. Личко, К. Леонгарда,М.Е. Бурно.
Вначале занятия обязательно подчеркиваем, что нет плохих и хороших характеров,что характер – это устойчивое сочетание особенностей человека и в каждом типехарактера есть все необходимое для достижения обладателем этого характера своихцелей в жизни. Сильные стороны характера не являются сами по себе ни плохими,ни хорошими, их оценка зависит от тех целей,  для достижения которых онииспользуются.
Каждыйчеловек уникален, неповторим, заслуживает уважения, если он нравственен. Знатьособенности своего характера необходимо, для того чтобы лучше понимать себязнать свои сильные стороны.
1.  Гипертимный тип
Даемкраткое описание характера:
«Уменя всегда хорошее настроение. Обо мне можно смело сказать, что характер уменя приветливый и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотнопринимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я – немолчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, нопоскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать.Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости итерпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделатьвовремя. Замечал, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют моинаиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своегопротивника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблюзаниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я– галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что малокого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, этоначинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь,оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня репутацияшалуна, учителя считают меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не безоснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей,всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко,деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю вдолги.»
Ситуациисложныедляэтоготипалюдей – невозможностьшироких контактов с людьми, ограничения проявления инициативы, одиночество имонотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий контроль.Можно привести отрывок из стихотворения Л. Куликова «Торопей»:
Сильныестороны характера: активность, выносливость, умение вызывать доверие,общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовностьбрать ответственность на себя.
2.  Циклоидныйтип
Даемописание характера:
«Пожалуй,главное в моем характере – беспричинная смена периодов разного настроения: тодлительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работаспорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями,хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либонеприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятнымдля меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время – на недели,даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот периодвремени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, чтосо мной может что-то случится. От встречающихся трудностей, неприятностейвпадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мнене хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать впостели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодов хорошегонастроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.»
Длячеловека с таким характером трудной является ситуация смены настроения и также,когда у него пониженное настроение – а от него ожидают привычного,«хорошего» настроения. К сильным сторонам характера относятся:естественность, личность, способность к сопереживанию, искренность.
3.  Аутистический характер
          «Похарактеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях я не могу найти себеместа. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда,неизвестно почему, могу поделится своими переживаниями, раскрыться дажеслучайно понравившемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их гореили радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомыхприходилось слышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно.Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивлениеокружающих. У меня есть на все свое мнение, и то, что ему не соответствует, яотбрасываю. Люблю настоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю посвоему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я „не знаюсередины“. Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны окружающим. Ячасто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня. Используюсвою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются.»
Вкачестве иллюстрации можно привести описание героя рассказа Ю.Я. Яковлева«Багульник». Главный герой рассказа – мальчик Коста – произвел насвоих одноклассников неприятное впечатление: вызывающе зевал, зажмуривал глаза,отвратительно морщил нос, подвывал, тряс головой на уроках, был нелюдимым,скрытным, «молчальником», никто не знал, что у него на уме: хорошееили плохое. Одноклассники не понимали его, не знали, о чем он думает. Но черезнекоторое время одноклассники забыли, что Коста «молчальник», ирешили, что он «волшебник». Коста приносит в класс пучок тонкихпрутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря не посмеивания одноклассников иучительницы, он ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвел. «прутикипокрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухшихпочек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой»! уодноклассников исчезло раздражение, недоверие, Коста показался интереснымчеловеком, загадочным. Но много было в жизни мальчика, о чем никто изодноклассников не знал. Как только звенел звонок с урока, Коста вскакивал сместа и сломя голову выбегал из класса: он торопился к собакам, которым быланужна его помощь.
Сильныестороны этого характера: способность к принятию нестандартных решений,«холодный» ум, неподверженный субъективным, эмоциональнымвоздействиям, увлеченность и глубокое знание того, чем интересуется,способность долго работать в одиночестве, «поленезависимость».
4.  Сенситивный тип
«Пожалуй,будет правильным сказать про меня, что я – человек робкий, застенчивый,впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, немогу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, предпочитаюодиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу видакрови. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: ужлучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередкомне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное.Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен всебе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаюзаикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарныхсновидений.»
Вкачестве иллюстрации можно привести отрывок из сказки Ганса Христиана Андерсена«Гадкий утенок».
Труднымиситуациями для этого типа характера являются ситуации обвинения, указания наего недостатки. К сильным сторонам характера относится острое нравственноезрение, «тонкокожесть», способность чувствовать внутреннюю истиннуюсуть происходящего, ориентация на истинные, а не полезные чувства людей
5.  Авторитарный тип
«Дляменя нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Менясчитают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю внеудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случаярассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будетработать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность,что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я строго спрашивая сдругих. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ниодного плохого проступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность висполнении работы, то и с других я требую того же. Считаю своим долгом даватьсоветы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняючто-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнеевысказаться: терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают договорить,торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда яделаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в примерза тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна,привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя осознаю, что из-за этогомогут быть неприятности.»
Вкачестве иллюстрации можно привести героя драмы А.С. Пушкина «Скупойрыцарь».
Сильныестороны характера: огромное упорство в достижении поставленной цели,пунктуальность и обязательность; выносливость и внимание к мелочам, деталям;стремление все сделать досконально, а не поверхностно.
6.  Демонстративный тип
«Невыношу равнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центревнимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление ивосхищение у других. Уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушноили не замечают. Люблю рассказывать  истории, и тем охотнее, чем с большиминтересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности.Люблю фантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты, я достигаю такогоположения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношенийлюдей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне неудалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегдавнимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно,ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меняценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее удовольствиедоставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие.»
Труднымиситуациями являются такие, когда человека обвиняют во лжи, не обращают на неговнимания. В качестве иллюстрации можно привести сказочного героя Карлсона.
Ксильным сторонам характера относятся: артистизм, развитая интуиция, способностьк перевоплощению, стремление к яркому, нестандартному, способность заражатьокружающих силой чувств.
7.  Неустойчивый тип
          «Я– человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению берупример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчиваю начатоедело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякиеразвлечения, выпивку и компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мненравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив,неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвев,раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю,что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то былобы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед,иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в те моменты,когда мне весело и хорошо.»
Ксильным сторонам этого характера относится умение не переутомляться и получатьсильные, яркие впечатления от жизни ежедневно, доворчивость и преданностьгруппе. В качестве иллюстрации можно привести героя сказки Н. Носова«Незнайка».
8.  Психастенический характер
          «Основныечерты моего характера – крайняя нерешительность, боязливость, постояннаясклонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня принять решение. Решившись начто-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, толи я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной имучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки.Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Постоянные тревоги,опасения, беспокойство – таково содержание моей жизни. Долго не могу решиться,но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим,пока намеченное мной не будет сделано. Я – педант, формалист. Всякоеотступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Оченьстесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своейстеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мнесделали что-то хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делаютнеподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматьсяфизическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе засуществование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать»общие проблемы", которые не имеют ко мне прямого отношения."
Ктрудным ситуациям относятся ситуации, требующие принятия решения, оперативныхдействий, выбора, повышенной нагрузки и ответственности, возлагаемые близкимина человека.
Ксильным сторонам характера относятся способность к анализу, заботливость испособность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других;чувство эмоциональной привязанности к близким людям, ответственность запорученное дело, способность проверять и перепроверять все до мелочей.
Вкачестве иллюстрации можно привести описание характера Гамлета, сделанногоМ.Е. Бурно.
Врезультате этих занятий дети знакомятся с разными типами характеров, составляютописание своего характера.
Вотпример такого описания:
«Яне уверен в себе. Постоянно испытываю чувство неполноценности, когда сравниваюсебя с другими. Я не могу постоять за себя, стесняюсь, когда на меня обращаютвнимание. Я очень чувствителен, я близко принимаю к сердцу все, что происходитсо мной, считаю, что все должны обращаться друг с другом без грубости. Я частосомневаюсь, поговорив с другом долго переживаю, так ли я себя вел, не могупервым подойти начать разговор. Меня можно назвать робким и застенчивым. Яобидчив, у меня есть очень спокойный друг – он не бросает меня, старается меняуспокоить, я ценю его поддержку и очень дорожу этой дружбой. Я доверчив. У меняесть собака, я отношусь к ней как к другу, я ей нужен, я забочусь о ней. Я немогу понять тех, кто мучает и убивает животных. Одно время я даже хотелнаписать в ГРИНПИС и стать участником этой организации. Я люблю классическуюмузыку, мне очень нравятся песни Б. Окуджавы, одно время пытался писатьфантастические рассказы, но то, что получалось, мне не очень нравилось.»
Виндивидуальных беседах, с помощью психодиагностических методик(патохарактерологический опросник А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, методикасловесного характерологического портрета Э.Г. Эйдемиллера) познаем,обсуждаем особенности характера, делая акцент на нахождение и использованиесильных сторон характера, их проявления в деятельности, подчеркивая, что без«слабости» не было бы «силы».
Следующийэтап занятий – это знакомство с методиками творческого самовыражения. На этихзанятиях учащиеся знакомятся с разными способами творческого эмоциональногосамовыражения, создают рисунки, эссе; наблюдают, как в их собственномтворчестве отражаются особенности их характера.
Следующеезанятие построено по методике М.Е. Бурно «Краткосрочная терапиятворческим рисунком». В начале занятия рассматриваем с детьми репродукцииразных картин, которые принадлежат к разным стилям: синтонно-реалистического(Ренуар, Левитан, Куинджи); аутистическому (Пикассо, Ван Гог, Матисс, Рерих);реалистически-авторитарному стилю (Суриков, Репин); тревожно-сомневающемусяреалистическому стилю (Писсаро, Моне); демонстративному (Брюллов).
Вкартинах этих художников отразился их личностный стиль, их мироощущение.
Вкартинах синтонно-реалистических художников – естественная теплота, немногогрусти, романтичности, полнокровно-чувственное переживание.
Вкартинах аутистических художников мы видим символизм,  отражение потаенногосмысла, загадочность, не просто отражение, описание реальности, а реальность,наполненная особым содержанием.
Вкартинах демонстративного стиля – красивость, позирование.
Вкартинах тревожно-сомневающихся реалистических художников чувствуется тревожнаянеуверенность, нежность, реалистичность.
Вкартинах реалистически-автоританых художников мы видим напряженные,натуралистические подробности.
Обсуждаемс участниками группы, какой из этих стилей им ближе, с какими художниками оничувствуют созвучие.
Некоторыеучастники группы сразу же отмечают свое созвучие с реалистическим искусством(«Мне нравится эта картина, я просто представляю себя в ней, сейчас подуеттеплый ветер и я услышу пенье птиц» – о картине А.И. Куинджи«Березовая роща», «Это не женщина – это карикатура, мне бы нехотелось, чтобы так нарисовали меня» – о «портрете молодойженщины» П. Пикассо. «Эта картина какая-то искусственная,виртуальная» – о картине Ван Гога «Хижины»).
Учащиеся,склонные к аутистическому мироощущению, выбирали созвучные для себяаутистические произведения. ( «Это портрет внутреннего мира, души,грусти» – о «Портрете молодой женщины» П. Пикассо,«Когда я закрываю глаза, я вижу мир таким» – о картинеБорисова-Мусатова «Балкон осенью».)
Далееучащимся предлагается нарисовать что-то свое, выразить видение мира по-своему.Предлагается нарисовать рисунок на тему «Осенние мотивы».
Рассматриваемрисунки, говорим о том, что переживания каждого из нас уникальны, неповторимы инельзя сказать, чье ощущение мира более правильное и грамотное.
Примерырисунков и высказываний ребят о них.
Синтонно–реалистическоемироощущение [рис.1,2]. Ребята сразу отмечают мягкость, теплоту, «немногогрусти», романтичность в этих рисунках.
Тревожно– сомневающееся реалистическое мироощущение [рис.3,4]. Дети отмечают –«немного тревожно», грусть, «обнаженность души».
Аутистическоемироощущение [рис.4,5] – «символизм», «сказочность»,«сгусток осеннего настроения».
Демонстративноемироощущение [рис.6,7] – «оригинальность», яркость.
Взаключении занятия говорим о том, что разнообразие характеров, различия вмироощущении людей составляют духовное богатство всего Человечества. Важноизучить, принять свою индивидуальность, знать свои сильные стороны, поступать итворить по своему, в соответствии со своими особенностями, и проявлять уважениек индивидуальности другого человека, помня о том, что он может видеть мирсовсем не так как мы.
Следующеезанятие было посвящено знакомству с творческими произведениями учащихся,создание которых было домашним заданием на первом занятии. Дети принеслирисунки, коллажи, стихотворения, афоризмы, литературные зарисовки. В этих работахбыла отражена творческая и характерологическая индивидуальность авторов. Ребятазнакомили друг друга со своими творческими портретами, разглядывалипредрасположенность к тому или иному  мироощущению, говорили о тех чувствах иэмоциях, которые возникали при работе. Приведем в пример несколько работучащихся.
«По-новомувзглянула в свои дневники, теперь это для меня не просто возможность»разрядиться", а возможность выразить себя. Раньше мечтала, чтонайдут эти записи когда-нибудь потом и поймут меня, мой мир, но сейчас,чувствую, что главное – то, что я пытаюсь сама себя понять. Никогда не могласебя заставить писать насильно, ежедневно записывать в дневник сколько часовпотратила на уроки, кого сегодня встретила, о чем говорили. Могу писать, когдавдохновлена, когда выходят слова, отражающие меня. Могу писать, когдавзволнована и хочу переложит эту взволнованность на бумагу. (Ученица 10 класса,16 лет. Аутистический характер)
Сейчасконечно же зима,
Морозсвиреп и ночь темна.
Новерится, что будет лето
И будетвсе теплом согрето.
Земляплодородною станет,
Покроетсязеленью вся.
Как клету, как к лету нас манит,
Носейчас, к сожалению, зима.
                                                          (Ученик10 класса. 16 лет.
Тревожно-сомневающийсяхарактер)
«Совершеннонеобходимо, чтобы внутренний мир каждого человека, его фантазии и мечты онереальном находили иногда отражение во внешнем мире, таком прозаичном ижестком. Будь то радуга, мелькнувшая в капле мутной до этого воды, или звездыночью над темным уснувшим собственным, будто игрушечным домом, пронзительнонапомнят о времени и расстояниях, о забытых детских устремлениях имечтах.» (Ученик 10 класса. 17 лет. Аутистический характер.)
«Всео чем мы говорили на занятиях произошло и со мной. Я не помню уже из-за чегосильно расстроилась и вдруг увидела в книжке рисунок – тюлененок, маленький,милый, пушистый. Я успокоилась, сразу захотелось его погладить, заботиться онем. И теперь я помню, что моя цель – это прийти в мир, неся с собой немногозаботы и поддержки.» (Ученица 10 класса. 16 лет. Сенситивный характер.)
Авторколлажей, ученица 10 класса, так выразила свое аутистическое отношение ктворчеству: «творчество – это способ обмануть повседневность, понимаемуюмною как тесные стены маленькой квартиры, низкие потолки. Можно сказать, что яколлекционирую нереальные впечатления. Однажды в полярную ночь в нашем районевыключили свет, я была на улице в тот момент. Сначала дома казались мертвыми,но люди в квартирах стали зажигать свечи и дома снова обрели души – это былоочень красиво.
В концезанятия еще раз говорим о том, что творческое отношение к повседневности, кискусству, к другим людям помогает нам полнее себя проявить и познать. Окруживсебя близкими нам вещами, книгами, репродукциями почувствуем свою особенность,индивидуальность, свой склад характера. И будем жить, помня о своих слабых исильных сторонах, помогая себе творчеством лучше понять себя. Заканчиваемзанятия словами Б.Л. Пастернака: „Единственное, что в нашей власти –это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас“.
          Послепроведения этих занятий в самоотчетах учащиеся писали, что стали лучшепонимать, что с ними происходит, понимать проявления своего характера,индивидуальность. Многие учащиеся отмечали, что они стали относится к себе нетолько негативно, как раньше, а более объективно, понимая и проявляя своисильные стороны. Так же учащиеся отмечали, что теперь они могут полнее выразитьсвой внутренний мир, отношение к чему-то, свою индивидуальность.
.Список использованной литературы
 
1.        Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.Руководство для врачей. М., Медицина. 1993 г.
2.         Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведенияшкольников. М., Магистр. 1997 г.
3.        Бурно М.Е. Справочник по клинической психотерапии (некоторые старыеи новые способы лечения средствами души). М., Российское обществомедиков-литераторов. 1995 г.
4.        Бурно М.Е. Начала терапии творческим самовыражением. Учебноепособие. М., Российская медицинская академия последипломного образования. 1998г.
5.        Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. Диссертация в виденаучного доклада на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М. 1998г.
6.        Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Академическийпроект. 1999 г. Екатеринбург, Деловая книга. 1999 г.
7.        Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапиятворчеством, духовной культурой. Московский психотерапевтический журнал. 1999 г№ 1, стр. 19.
8.        Бурно М.Е. Сила слабых. Психотерапевтическая книга. М., Приор.1999 г.
9.        Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. М.,ЧеРо. 1996 г.
10.      Карвасарский Б.Д психотерапия. М., Медицина. 1985 г.
11.      Конрад-Вологина Т.Е., Поклитар Е.А. опыт внелечебногоиспользования приема терапии творческим самовыражением Бурно М.Е. всборнике „Терапия творчеством“. М., Российское обществомедиков-литераторов. 1997 г., стр. 31.
12.      Леонгард К Акцентуированные личности. Киев, Наукова думка.1987 г.
13.      Личко А.Е. психопатии и акцентуации характера у подростков.Ленинград, Медицина. 1983 г.
14.      Макаров В.В. избранные лекции по психотерапии. М., Академическийпроект. Екатеринбург, Деловая книги. 2000 г.
15.      О краткосрочной терапии творческим самовыражением иклинико-психотерапевтическим театре в психиатрии. Приложение к Независимомупсихиатрическому журналу. М., НПА России. 1997 г.
16.      Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективысоциально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В.М., Генезис. 1997 г.
17.      Психокоррекция: теория и практика. / Под ред. Шевченко Ю.С.,Добриденя В.П., Усиновой О.Н. М., НПЦ „Коррекция “. 1995 г.
18.      Психология. Словарь. М., Издательство политической литературы.1990 г.
19.      Психологические программы развития личности в подростковом и старшемшкольном возрасте. Пособие для школьных психологов. / Под общей редакциейДубровиной И.В. М., Академия. 1995 г.
20.      Рогов Е.И. настольная книга практического психолога в образовании.М., Владос. 1995 г.
21.      Руководство практического психолога: психическое здоровье детей иподростков в контексте психологической службы. / Под редакциейДубровиной И.В. М., Академия. 1995 г.
22.      Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплекснаяпсихологическая коррекция. М., МГУ. 1998 г.
23.      Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.М., Вопросы психологии 1996 г. №3, стр. 28.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лингвистическое изучение диалога как средства коммуникации
Реферат Общественно-политический строй Владимирской (Ростово-Суздальской) земли
Реферат Формирование ассортиментной политики предприятия розничной торговли ООО Эколас
Реферат Ресурсный потенциал Республики Коми: оценка и эффективность использования
Реферат форма оплаты труда
Реферат Рекристаллизационные явления в высокомолекулярных соединениях и их роль в динамике плавления
Реферат Iдэйны змест паэмы Янкi Купалы Бандароуна. Сутнасць канфлiкту. Раскрыцце маральных якасцей герояу.
Реферат Проблемы внедрения европейских стандартов в Российской Федерации
Реферат Основные элементы расчетов с контрагентами
Реферат Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ "Атлет"
Реферат Денежно-кредитная система и ее структура в Рф
Реферат Экономическое планирование методами математической статистики
Реферат Бетоноукладчик
Реферат Правовые гарантии равенства супругов в семье
Реферат Авдеева Н. И., Шумакова Н. Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе