Реферат по предмету "Психология"


Предмет и задачи психологии управления

Предмет и задачи психологииуправления
 

Введение
Современная психология –это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслейпсихологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсеналисследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии,сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая,политическая, возрастная психология, психология труда, психология религии,рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психологияуправления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологиисвязано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» вразвитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастаеттеоретическое и практическое значение психологии управления.
В контрольной работе дается определение понятия «психология управления»,рассматриваются предмет и задачи управления психологии.

1. Определение понятия«Психология управления»
Понятие «управление» вошло в нашу жизнь настолько прочно, чтомы иногда не задумываемся над его точным значением. Когда речь идет об управлениилюдьми, объединенными в организацию, то ко многим другим аспектамуправленческой деятельности присоединяется и аспект психологический, поэтому впсихологической науке появился и успешно развивается новый предмет – психологияуправления.
Для всякой науки важно точное определение ее предмета.Понимание предмета психологии управления, до сих пор носит дискуссионныйхарактер, так как в современном обществе эта тема, как никогда, актуальна.Чтобы понять, что такое психология управления, обратимся к таким понятиям, как«психология», «управление», «менеджмент».
Психология – это наука о закономерностях развития и функционированияпсихики как особой формы жизнедеятельности. Точнее – объективная наука осубъективных психических явлениях. Психика имеет две основные функции:отражение – построение образа мира и регуляция поведения на основе этого образа[4].
Управление – этосовокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижениезначимых целей организации.
Современные немецкиеисследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг дают такоеопределение управления: «Управление – это такое руководство людьми и такоеиспользование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачигуманным, экономичным и рациональным путем».
Известный американскийученый П. Друкер также дает определение понятию «управление». С его точкизрения «управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованнуютолпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» [5].
В самом общем виде под управлениемпонимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры,организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию ихпрограммы и целей.
До начала XX векауправление не считалось самостоятельной областью научного исследования. Однакос появлением книги Ф. Тейлора «Менеджмент» или «Управление фабрикой» в1911 г. были выделены основные принципы управленческого труда.
В 20-е гг. известныйфранцузский инженер А. Файоль предложил последовательную систему принциповменеджмента. Благодаря А. Файолю управление стали считать особой специфическойдеятельностью. В этой связи возникла особая прикладная междисциплинарная наука –«психология управления» [3].
Цель психологииуправления –разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельностиорганизационных систем.
Содержание психологииуправления –разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организациив целом. Источники психологии управления:
• практика управления;
• развитие психологическойнауки;
• развитие социологииорганизаций [3,5].
Психология управлениябыла призвана решить две задачи
1) подбор сотрудников кфункциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям
2) воздействие на психикуработников через стимулирование.
Организация представляетсобой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которыхсознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели илицелей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условийдеятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектамиуправления.
Субъектом управления является носительпредметно-практической деятельности, источник управленческой активности,направленной на определенный объект управления. Субъектами управления можетвыступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Объектом управления может быть частьобъективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.Объектом управления также может выступать и отдельный индивид, и социальнаягруппа.
Между субъектом иобъектом управления существуют диалектическое взаимодействие и взаимовлияние.При этом важным условием эффективности управления является соответствиесубъекта управления его объекту [3].
Организация – это структура,в рамках которой проводятся определенные мероприятия для достиженийопределенных значимых целей, а также одна из функций управления.
Для того чтобы группамогла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательныхтребований. К ним относятся:
а) наличие по меньшеймере двух людей, которые считают себя членами этой группы;
б) наличие хотя бы однойцели как конечного состояния или результата, которую принимают как общую длявсех члены этой группы;
в) существование членовгруппы, которые сознательно и намеренно работают сообща для достижения значимойдля них всех цели[5].
Психология управленияпересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психологиятак же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоциии чувства и т.п. Но, в отличие от общей психологии, в которой основнойпроблемой является проблема личности, в психологии управления онарассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.
Общеизвестны ее связи собщей, социальной, инженерной психологией, эргономикой, экономическойпсихологией, а также с другими науками, например философией, социологиейорганизаций. Среди психологических дисциплин психология управления являетсясамостоятельным разделом психологии, но управление невозможно безсоответствующего экономического контекста, т.е. без использования знанийэкономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологииделового общения и др. [3].
Таким образом, психологияуправления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачейкоторой является изучение и решение проблем управленческой деятельности спомощью психологических знаний и теорий.
Синонимами понятия«Психологии управления» являются понятия «организационная психология», «психологияорганизаций», «менеджмент».
Менеджмент – этоуправление, руководство, дирекция, администрация. Субъект, осуществляющийуправленческие функции, называется менеджер. Слово «менеджер» прочно вошло впрактику и зарубежного и отечественного управления [5].
Деятельность современногоменеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческогофактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями,чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также натех, кто ему не подчиняется, по от которых зависит работа всей организации,которой он руководит.
Деятельность менеджераочень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций;стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управлениеперсоналом.
Когда говорится оменеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике,то подразумевают;
– высших управляющих –высшее звено обусловливает общее движение организации, ее изменчивость и направленияразвития;
– менеджеров среднегозвена, подчиненных дирекции – создает жизнеспособную структуру, действующую вцелостности относительной стабильности связей;
– низовых управляющих(руководителей отделов и цехов) – низовое звено обеспечивает устойчивостьопределенных параметров системы.
В этой связи становитсяпонятым, что «нет существенных различий между руководителями и управляющими,администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все онивыполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством созданиянеобходимых условий для эффективной групповой деятельности» [5, 6].
Система управленческойдеятельности опирается на два социально-психологических феномена:
• собственно управление, т.е.целенаправленное воздействие на определенный объект;
• подчинение, т.е.восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъектавоздействия. В зависимости от типологических черт само чувство подчиненияпереживается разными людьми не одинаково.
Мананникова, Е.Н. вучебном пособии «Психология управления» выделяет три типа подчинения:
• строптивое: работниквоспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение; для негохарактерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
• равнодушное: работниквполне удовлетворен своим положением, так как это освобождает его от принятияответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
• инициативное: работникосознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку,но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическаяоценка руководителя и признание его авторитета [3].
Руководитель иподчиненный не могут существовать друг от друга, поэтому должна быть системасогласованной деятельности, опирающаяся на повторяющиеся циклы получения ипереработки информации, и обеспечивающаяся за счет организации, регулирования,планирования и контроля. Это и есть сущность или содержательная сторонауправления в поддержании целостности, достижении целей, развитии организации.
Из всего выше сказанного,следует, что психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющаядостижения различных наук в области изучения психологических аспектов процессауправления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
2. Предмет и задачипсихологии управления
Понимание управления какпрофессии, основывающейся на всевозможных достижениях междисциплинарной областинаучного и практического знаний, занимает прочное место в современном обществе.В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать двевзаимосвязанные задачи:
·             овладетьтеоретическими основами рационального управления, т.е. наукой управления;
·             уметьтворчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления.Первая задача решается в процессе обучения, вторая – в процессе практическойдеятельности [6].
Деятельностьруководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческихфункций, это и есть предмет психологии управления.
Предметом психологииуправленияявляются психологические аспекты процесса руководства различными видамисовместной деятельности и межличностного общения в организациях, т.е.психологические аспекты управленческих отношений. Конкретное проявлениепредмета психологии управления может быть представлено в следующих уровняхпсихолого-управленческой проблематики:
1. Психологическиеаспекты деятельности руководителя:
• психологическиеособенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферахдеятельности;
• психологический анализличности руководителя, психологические требования к личностным качествамруководителя;
• психологические аспектыпринятия управленческого решения;
• индивидуальный стильуправления руководителя и проблемы его коррекции.
2. Психологическиеаспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
• возможностииспользования психологических факторов для решения управленческих задач;
• закономерностиформирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
• закономерностиформирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблемапсихологической совместимости;
• формальная инеформальная структуры организации;
• мотивация труда членоворганизации;
• ценностные ориентации ворганизации, управление процессом их формирования.
3. Психологическиеаспекты взаимодействия руководителя с членами организации:
• проблемы создания ифункционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
• проблемыуправленческого общения;
• оптимизация взаимоотношенийв звене «руководитель – подчиненный»;
• информированность какфактор повышения эффективного управления.
Основополагающее вниманиеруководители обращено на принятие решений по всем принципиальным истратегическим задачам, координации работы исполнителей, осуществлению подбораи воспитания кадров.
Основной задачей руководителяявляется общее руководство процессом функционирования и развития системыуправления.
Под системой управления,понимают как целостно-организационное объединение, характеризуется:
• функциями и целямидеятельности;
• конкретным наборомсоставных частей, находящихся в соподчиненности;
• режимом внешних связей(субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
• правовым регулированиемструктуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ееэлементов [3].
Опрос многихруководителей показал, что под предметом управленческой деятельности имиподразумевается и управленческие решения, и коллективы, и персонал и т.д.
Предметом психологииуправления может быть и предмет труда администратора – информация. Руководительполучает информацию как относительно системы в целом, так и в отношенииотдельных процессов или подсистем. Затем он преобразует ее, придавая информациикачественно иной характер. Преобразование информации ориентировано напоследующие моменты времени, на ближайшую или отдаленную перспективу, т.е. насистему моделей: статических (фиксирующих некоторый идеальный образец) илидинамических (фиксирующих темп, временные аспекты функционирования системы).Исходящая от руководителя информация (то, что принято называть управленческимрешением) имеет побудительную функцию. Благодаря этому решение реализуетсячерез посредство деятельности исполнителей. Результатом всего этого цикладолжно явиться изменение состояния управляемой системы [2].
Предмет психологииуправления – это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, апсихология управления – сложная система знаний, касающихся следующих сторонуправленческой деятельности:
• психологическихфакторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;
• психологии мотивациилюдей в процессе их деятельности;
• особенностей групповогоповедения и межличностных отношений;
• психологическихаспектов лидерства, особенностей принятия решений;
• психологии власти иорганизации;
• вопросовпсихологического климата в коллективе;
• психологическойконфликтологии.
Психология управленияизучает влияние организации и менеджеров на личность подчиненного ивзаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместнойдеятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своиминормами и правилами (например, в стиле одежды: принято ли ходить на работу иотутюженных костюмах и галстуках или работники могут прийти в джинсах; в манереобщения: называют ли сотрудники друг друга по имени или по имени-отчеству; впринятых способах обращения к руководству: могут ли работники запросто зайти круководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводуорганизации работы, или они должны сначала записываться на прием, излагать сутьдела в письменной форме, ставить и известность непосредственного начальника освоем предполагаемом визите и т.д.), постольку отношения между людьми вразличных организациях не похожи друг на друга.
Спецификой психологическихфакторов совместной деятельности, способом ее психологической организации изанимается психология управления.
Кроме того,управленческая психология обеспечивает психологическую подготовку менеджеров,руководителей. Можно говорить о двух параметрах эффективности работыруководителя, менеджера:
• непсихологический (речьможет идти о прибыльности или убыточности предприятия, его конкурентныхперспективах и т.п.);
• психологический (вданном случае учитывается степень удовлетворенности людей, работающих ворганизации, качество общения, мотивированность их поведения и др).
Очевидно, что оба этипараметра взаимосвязаны: эффективность организаций, т.е. способность решатьстоящие перед ними задачи лучшим или оптимальным способом, возрастает, если вних создан соответствующий психологический климат. А знания, полученныеменеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентноуправлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическуюприроду управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров ворганизацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе,правильно оценивать собственную деятельность.
Таким образом, психологияуправления стремится облегчить труд менеджеров, и сделать его более эффективнымс помощью знаний о психологических особенностях человека, о различныхпроявлениях психики, ее функциональном, изменчивом характере.
Задачи психологииуправления:
• психологический анализдеятельности специалистов-управленцев;
• изучение механизмовпсихической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальныхусловиях;
• исследованиепсихических особенностей лидерства;
• разработкапсихологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессеуправления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата ворганизациях;
• изучение процессовгруппового взаимодействия;
• исследование механизмовмотивации человека.
Психологический анализдеятельности специалистов-управленцев.Для того чтобы грамотно руководить коллективом иуспешно выполнять работу, нужно уметь анализировать свои действия, от которыхзависит принятие правильных решений.
Изучение механизмовпсихической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальныхусловиях.Чтобы в любой ситуации принять адекватное решение, нужно изучатьмеханизмы трудовой деятельности.
Исследование психическихособенностей лидерства.Лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияетна поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленнымиорганизацией связями. Руководители, отличаются по своим индивидуальным стилем иподходам к управлению. Одно из ключевых различий-то, насколько руководителинаправляют своих подчиненных, т.е. степень, в которой они указываютподчиненным, как следует выполнять их работу. Другим отличием является мера ихавтокритичности или демократичности в процессе принятия решений, т.е. в какойстепени они разрешают подчиненным участвовать в этом процессе, для этого инужно изучать психические особенности лидерства.
Разработкапсихологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессеуправления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата ворганизациях. Отношение к работе и коллегам представляют собой устойчивыечувства, выражающие в убеждениях и типах поведения, они направлены напроизводственную деятельность, на членов своей рабочей группы, организационнуюсреду. Важнейшим показателем отношения к производственной деятельности являетсяудовлетворение работой.
Важной стороной деятельностименеджера является разрешение возникающих в организации конфликтов. Конфликт –это трудноразрешимое противоречие, сопровождающееся острыми эмоциональнымипереживаниями, столкновением противоположно направленных целей, интересов,позиций, мнений. Основными способами управления конфликтом являются сделка,выработка общих целей, уточнение и разъяснение механизмов ответственности иполномочий, посредничество и арбитраж. Нужно разрабатывать рекомендации, чтобыв организации был устойчивый психологический климат.
Изучение процессовгруппового взаимодействия. Люди объединяются в группы из соображений безопасности,престижа, самоуважения, силы для удовлетворения потребностей и достиженияцелей. Группа – это два или более индивида, объединенных общей деятельностьютаким образом, что каждый из них влияет на другого или других. Чтобы грамотноуправлять группой, нужно изучать поведение людей и их взаимодействие вколлективе.
Исследование механизмовмотивации человека. Мотивация – совокупность процессов, которые направляют иподдерживают человеческое поведение, побуждают к достижению значимых целей,определяют активность личности. Для повышения уровня мотивации необходимоприбегать к разработке обязанностей и составлению заданий. Менеджер-практикдолжен знать, что мотивация требует учета особенностей личности работника ипостановки конкретных, измеримых, реалистичных, согласованных и определенных повремени целей. Для того, чтобы их решить, необходимо исследовать механизмымотивации [1].
Таким образом, основнойзадачей является изучение и решение проблем управленческой деятельности,которая выполняется с помощью психологических знаний и теорий.

Заключение
На рубеже XX и XXI вековпсихология управления переживает интенсивное развитие, ее идеи и практическиерекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилосьмножество книг по психолого-управленческой проблематике. Для данного периодахарактерен ряд черт:
• прикладной характерразрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этотпериод литературы является по сути дела настольной для управленцев различныхступеней;
• интеграцияпсихолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различныхотраслей науки. Образно говоря, психологии управления еще только начинается исделаны лишь первые шаги в этом направлении;
• главный упор делаетсяна рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений,относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаютсяпопытки свести психологию управления к психологии менеджмента.
Чем сложнее управление,тем больше внимания уделяется предмету и задачам психологии управления.Ежегодно растут требования к психическим процессам и умственным способностямчеловека, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью зачеловеческие жизни. Именно эти задачи и решает управленческая психология.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.