Реферат по предмету "Психология"


Проблемы общения в социальной психологии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретическое обоснование проблем общенияв социальной психологии
1.1 Понятие общения
1.2 Научные подходы к пониманию проблемобщения в социальной психологии
1.3 Основные концепции общения вотечественной и зарубежной психологии
1.4 Структура, содержание и формы феноменаобщения
2. Некоторые особенности процесса общения
2.1 Типы и виды общения
2.2 Характеристика основных функций процессаобщения
Заключение
Глоссарий
Списокиспользованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Актуальность исследованияобъясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на сменупривычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемамобщения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческоеобщество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем,как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействияи самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти   задачипервостепенное место отводится социальной психологии.
Вопросам общенияпосвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких как Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н Мясищев,Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Однако, однозначного подхода к проблемамобщения в психологической науке не существует, что и позволило нам рассмотреть ихболее детально, и определило направление исследования.
Процесс общениядостаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более детальнорассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения существуют разныеподходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру общения путемвыделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной иперцептивной. Б.Ф. Ломов в общении выделяет три функции: информационно – коммуникативную,регуляционно–коммуникативную, эффективно – коммуникативную. Естественно, чтовсе это деление весьма условно. Иногда в более или менее аналогичном смыслеупотребляются и другие классификации.
Цель исследования:рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
Объектом исследованияявляется общение как социальное явление.
Предмет исследования – проблемыобщения в социальной психологии
Задачи исследования:
1.        Изучитьразработанность проблемы в психологической литературе.
2.        Детальнопроанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
3.        Выявить основныеструктурные компоненты общения и его основные функции.
4.        Определитьособенности каждой из функций процесса общения.
Методологической основойисследования являются диалектико-материалистические положения о влияниидеятельности на развитие социума.
Научная новизна состоит вопределении проблем общения в научных источниках.
Теоретическая значимостьисследования состоит в изучении проблем общения, структуры общения, содержанияобщения, а также разных сторон (функций) процесса общения, их описании иинтерпретации.
Структура работы: Работасостоит из введения, основной части разделенной на главы и параграфы,заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.
Объем курсовой работы –27 страниц

1. Теоретическое обоснование проблем общенияв социальной психологии
 
1.1     Понятиеобщения
Проблемы общения, его индивидуальные и возрастныеособенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изученияфилософов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов(А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М.Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский [14, С. 37-39]).
Однако разные исследователи вкладывают в понятие общениядалеко не одинаковый смысл. Так Н.М. Щелованов [2, С. 47-49] и Н.М. Аскарина [2,С. 56-58] называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу. Авторысчитают правомерным утверждать, что общение это язык человека с природой исамим собой. Однако, очень важно определить для себя понятие общения.
Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленноена согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений идостижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именновзаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равноявляется носителем активности и предполагает его в своих партнерах (Я.Л. Коломинский[14, С. 46].
Помимо взаимной направленности действий людей при общениинаиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый участник активен,т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться втом, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и томтакже, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. [14, С. 53].
Для общения характерно также то, что каждый участниквыступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, людинастроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На этуособенность общения обращают внимание А.А. Бодалев[5, С. 56-67], А.Н. Леонтьев [15,С. 5, С. 16-42]. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение естьвзаимодействие людей, вступающих в него как субъекты[17, С.103].
Таким образом, перечисленные выше особенности общениянеразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия в отрыве от другихчерт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяетпредставление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информации как сутиобщения последнее превращается в коммуникацию — явление, также намного болееузкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, вособенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкоеотделение его от термина «взаимоотношения» имеет важное принципиальноезначение, подчеркивает Я.К. Коломенский [14, С. 86-89].
1.2 Научные подходы к пониманиюпроблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можновыделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный(ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный(ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный навзаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходствоконцепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается наразные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но,тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения [5, С.58].
А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в наукепредставлены в разных теоретических подходах неоднозначно.[15, С. 289].Информационныеподходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широкоиспользуются до настоящего времени. Объектом исследований является передачасообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами,организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которыеспособны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналовили символов.
Интеракциональные подходы [15, С. 289]были развиты главнымобразом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающегообщение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационныеакты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуациясовместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживаетсялюдьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности,предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуациейсовместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо отнамерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем завходом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор,пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они немогут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
Интеракциональный подход признает положение, что самовзаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интересбольше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода:ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множествежизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, егомотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуациивзаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода всоциальной психологии).[15, С. 290].
Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиватьсяс середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973)[15, С. 291].
Основное положение этого подхода состоит в том, чтосоциальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства,в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, аявляются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений.Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общейсистемы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной исредой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этойсистемы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».
Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животныеили другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют внем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частьюэтого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью каклокальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в этусистему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
По утверждению Г.М. Андреевой, три направления теоретическихисследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционнойтеории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логическихтипов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнямиабстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в)биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений междуорганизмами и средой обитания[2, С.54].
Категория общения является базовой длясоциально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления,существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальнойпсихологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепцияпредставляет общение как актуализацию реально существующих общественныхотношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение –это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии[8, С.42].
Социологическая концепция обосновывает общение как способосуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальнойструктуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюцияпредполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогическийподход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизмавлияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим всоциальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехническиесистемы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходеобщение признается важнейшей социальной потребностью и средством развитиявысших психических функций[8, С.67].
Н.В.Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения является весьма специфичным врамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеетточного трактования в традиционной социальной психологии. Он не вполнеэквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», подкоторым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю[13, С.73].
Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленныетеоретические подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общенияв социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должноизучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления спомощью методов системного анализа.

1.3 Основные концепции общения вотечественной и зарубежной психологии
В отечественной психологии общение трактуется иначе, чем термин«коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но ивосприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сутидела, общение есть реализация всей системы отношений человека – и общественныхи межличностных, считает М.В.Гамезо [7, С.97].
Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание егорассматривается в отечественной социальной психологии в контекстепсихологической теории деятельности. В соответствии с этим подходомпредполагается, что любые формы общения включены в специфические формысовместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различныхфункций, но они всегда общаются в процессе некоторой деятельности и по поводунее [15, С.147].
Б.Ф. Ломовподчеркивает [С. 130], что в процессе совместной деятельности люди вступают вопределенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникаютконкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная(психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласованиеиндивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективныхдействий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает каксредство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.
А.Н. Леонтьевнастаивает [15, С. 289], что в понимании взаимосвязи деятельности и общениясуществуют следующие основные аспекты:
1.    деятельностьи общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанныепроцессы, а как две стороны социального бытия человека. Общение при этомрассматривается как специфический вид человеческой активности, продуктомкоторой являются отношения между людьми;
2.    общениепонимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любуюдеятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можнорассматривать как условие общения;
3.    общениеинтерпретируется как особый вид деятельности, специфическая формавзаимодействия с другими людьми, средство его организации.
Однако все подходы признают недопустимость отрыва друг отдруга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев[15 С. 292]. Посредством общения деятельностьорганизуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует откаждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения спецификиее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этотпроцесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование»деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи иорганического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественнойсоциальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изученииэтого явления. При этом под общением следует понимать форму социальноговзаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивамии действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания исогласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский [14, С. 264].
Вряде зарубежных психологических концепций существует тенденция кпротивопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.[27, C.123]) Так, например, к такойпостановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя сГ. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а наих статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующихгрупп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения.Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом быланедооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесссводился к процессу духовного речевого общения.[27, С.243]
Вывод: По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов,в процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обменэмоциональных состояний. Общение – это средство выражения межличностныхотношений. Межличностные отношения – это внутренняя, социально-психологическаясторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложнуюсистему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболеесущественную роль в характеревзаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Этосубъективно переживаемые связи между людьми. Межличностные отношения отражаютвзаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, котораясопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным илиотрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться как вповедении субъектов в условиях общения, так и в процессе совместнойдеятельности. Именно совместная деятельность общение и раскрывают характермежличностных отношений.
1.4 Структура, содержание и формы феноменаобщения
Т.М.Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразиепроявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимокаким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализкаждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупностьустойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность итождество самому себе. Опираясь на такое определение, структура общения можетбыть рассмотрена с учетом ее аспектов: динамических (фазы или стадии общения),функциональных, предметно-содержательных и операциональных аспектов [2, С.154].
Рассматривая динамику общения, автор выделяет следующиесоставляющие (фазы) этого процесса:
1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщитьили узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (чтоконкретно я хочу достичь в результате общения);
2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4) планирование содержания и средств общения (человекпредставляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы,решает, как себя вести и т.п.);
5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию(занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);
6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевымиили контактными действиями;
7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контрольэффективности общения на основе установления обратной связи;
8) корректировка направления, стиля, методов общения;
9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта.
Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализаэлементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано копределенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являютсявзаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями имотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенныхкоммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иноесодержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место,среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение[2, С.160].
Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, атакже тот, кому эта инициатива предназначена.
По мнению А.А. Бодалева, общение может быть рассмотрено также и с точки зрениявыделения ее внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон[4, С.113-126].
Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражаетсубъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный илиожидаемый контакт. Главное здесь – потребности и мотивы, реализующиеся вобщении: они побуждают, направляют, pегулиpуют общение и придают ему личностныйсмысл, связываясь с содержанием осознаваемых целей общения.
Основными потребностями общения выступают: потребность в решениипредметных задач деятельности, аффилиация (стремление к принятию, страх отвержения),демонстрация “Я”, престиж, стремление к доминированию или подчинению другому,потребность в познании и т.д. Рассмотрим некоторые основные потребностиобщения.
Так, потребность в безопасности, снятии напряжения, тревогипроявляется в том, что один человек вступает в контакт с другим, которому онсимпатизирует, ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Дажесовсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожногоожидания.
Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять) –актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии;стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми. Это собственносама потребность в общении как таковая. Она проявляется в стремлении быть вконтакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранениядискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям свысокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации отвынужденного уединения. Такие люди часто идутна поводу у других, им обязательно нужен лидер.
Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлениитаких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы “прочитать” налице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своейнеповторимости, уникальности, необычности.
Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда врезультате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищениенами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бываетогорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляютчеловека искать признания в другом, и большей частью он находит его вовзаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно.Однако, если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привестик потере друзей и полному одиночеству.
Потребность в доминировании. Это стремление оказываетактивное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека.Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведениедругого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим,партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего насебя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании,у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребностимогут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимсядоказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаемнежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь(подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностейбывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором –непродуктивность совместной деятельности.
Потребность в покровительстве или заботе о другом человекепроявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этомудовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различныхжизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.
Потребность в помощи предполагает готовность партнера принятьпомощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ееоказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти вконтакт, или более того – как необоснованная независимость и гордость, какзавышенная самооценка[4, С.132].
По утверждению Б.Г Ананьева[1, С.54] и Г.М. Андреевой[2, С.79], коммуникативныемотивы – это то, ради чего предпринимается общение.
Цель общения – конкретный результат, на достижение которого вконкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком впроцессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласованиедействий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных иделовых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое[2, С.23 9].
Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют тесредства и приемы, а также передаваемое (принимаемое) содержание, которыепозволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняясторона выражается в коммуникативных действиях[2, С.254].
Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности,целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют дваосновных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальныхконтактах передается от одного человека к другому. Содержанием общения могутбыть различные сведения, в том числе о внутреннем мотивационном илиэмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другомуинформацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать нашиоценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессевзаимодействия и т.п.
Средства общения можно определить как способы кодирования ипередачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому.Кодирование информации связано со способом ее передачи. Например, информацияможет передаваться как при помощи устной или письменной речи (вербальныесредства), так и с помощью, например, прямых телесных контактов: касанием тела,руками и т. п. (невербальные средства). Информация может людьми передаваться ивосприниматься на расстоянии, через органы чувств (например, наблюдение одногочеловека со стороны за движениями, эмоциями другого) и через техническиесредства.
Как утверждает А.А. Бодалев[5,C.143], к средствамобщения относятся:
А. Речь – форма и способ использования языка; система слов,выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые дляобщения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящихна данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется длячеловека через призму его собственной деятельности и образует уже свойличностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаемдруг друга.
Б. Системы паралингвистическая и экстралингвистическая –интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь(например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той жефразе.
В. Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза,визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смыслфразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленныеза ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительностиречи.
Г. Система организации пространства и времени коммуникации.Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальныхтрадиций, от степени доверия к собеседнику.
Д. Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия,объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины,удары).
Е. Ольфакторные (связанные с запахом).
Продуктом общения являются образования материального идуховного характера, создающиеся в итоге общения (мысли, чувства, убеждения,установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатомобщения выступает их интеграция либо дезинтеграция.
Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижениясредств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека.
Стиль общения – индивидуальная, устойчивая формакоммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях еговзаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражениеособенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характеротношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.
Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения[16,17]:
А. Макроуровень – общение человека с другими людьми всоответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями.Этот уровень определяет стратегию общения личности.
Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы,одноразовое или многоразовое.
В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка,лежащие в основе других уровней общения.
Таким образом, теоретические научные подходы не исчерпываютактуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе стем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а этопредполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.
Общение- взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование иобъединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оноосуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителемактивности и предполагает его в своих партнерах. Посредством общения деятельностьорганизуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует откаждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения спецификиее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этотпроцесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностейиндивидуальных участников.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи иорганического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественнойсоциальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изученииэтого явления. При этом под общением следует понимать как форму социальноговзаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивамии действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания исогласования совместной деятельности.

2         Некоторыеособенности функции и сторон процесса общения
 
2.1 Типы и виды общения
Анализ психологической литературы показал, что по своимформам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общениеможет быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным, подчеркиваетБ.Ф. Ломов[16, С.121]. Непосредственное общение осуществляется с помощьюестественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище,голосовые связки и т. п. Опосредствованное общение связано с использованиемспециальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Этоили природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), иликультурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать,радио, телевидение и т. п.) [16, С.128].
Прямое общение предполагает личные контакты инепосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения,например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в техслучаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которымимогут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонамина межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
По содержанию оно может быть представлено как материальное(обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями),кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами,потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями,навыками).
По длительности общение может быть кратковременное идлительное. По степени завершенности – законченное и прерванное(незаконченное).
Автор утверждает, что по контингенту участников и количествуканалов двухсторонней связи различают также межличностное общение,лично-групповое (например, руководитель – группа, учитель – класс и т.п.),межгрупповое (группа – группа), а также массовое (социально-ориентированное) ивнутриличностное (интраперсональное) общение[16,C.211]. Массовоеобщение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а такжекоммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.Массовое общение (или массовая коммуникация) осуществляется с опорой насовременные коммуникационные технологии и средства. Она охватывает широкийспектр типов психологического воздействия: от осведомления (информирования) иобучения людей до убеждения и внушения. Массовая коммуникация обладаетширочайшими семиотическими возможностями и обеспечивает опосредованный характеробщения, основанный на современной технике передачи и приема информации.Массовая коммуникация – систематическое распространение специальноподготовленных сообщений с целью оказания влияния на установки, оценки, мненияи поведение людей[16,C.211].
Межличностное общение связано с непосредственными контактамилюдей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальнойпсихологии выделяют три типа межличностного общения: императивное,манипулятивное и диалогическое, считает В.Н. Мясищев[21, С.125].
Императивное общение – авторитарное, директивноевзаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над егоповедением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям илирешениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объектвоздействия, он выступает пассивной, “страдательной” стороной. Конечная цельтакого общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средствоказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указатьряд сфер деятельности, где использование императивного общения являетсядостаточно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации иподчинения в условиях воинской деятельности, отношения “начальник — подчиненный” в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п.Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императиванеуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительскиеконтакты, а также вся система педагогических отношений[16,C.215].
Манипулятивное общение – тип межличностного общения, прикотором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намеренийосуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективноевосприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением имыслями другого человека.
Следует отметить, что использование средств манипулятивноговоздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается длячеловека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнеевсего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе ивзаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается некак целостная уникальная личность, а как носитель определенных, “нужных”манипулятору свойств и качеств[16,C.221].
В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболееподверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегдаприсутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивироватьучащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию упрофессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение,научение, доказательство.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можноохарактеризовать их, как различные виды монологического общения, подчеркивает Г.М. Андреева[2, С.142]. Человек, рассматривающийдругого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, сосвоими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектноевзаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров пообщению. Такое общение возможно лишь в случае соблюдения ряда правилвзаимоотношений[2, С.145].:
1) наличие психологического настроя на актуальное состояниесобеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следованиепринципу “здесь и теперь”);
2) использование безоценочного восприятия личности партнера,априорная установка на доверие к его намерениям;
3) восприятие партнера как равного, имеющего право насобственные мнения и решения;
4) содержание общения должно включать проблемы и нерешенныевопросы (проблематизация содержания общения);
5) следует персонифицировать общение, то есть вести разговорот своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинныечувства и желания.
Диалогическое общение позволяет достичь более глубинноговзаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия длявзаимного личностного роста.
Автор выделяет следующие виды общения[2, С.147]:
Формально-ролевое общение, когда регламентированы исодержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятсязнанием его социальной роли.
Деловое общение – ситуации, когда целью взаимодействиястановится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Приделовом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются,прежде всего, для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивнуюдеятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Егосодержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагиваютих внутренний мир.
Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можнозатронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседникпоймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждыйучастник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть егореакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникаетмежду близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующихвзаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено восновном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которыеглубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни,определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходитвокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Светское общение. Суть светского общения в егобеспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положеноговорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрениялюдей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяютхарактера коммуникаций.
Существует также инструментальное общение, которое неявляется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, нопреследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого актаобщения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средствомудовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности вобщении.
Диагностическое общение имеет целью сформировать определенноепредставление о собеседнике или получить у него какую-нибудь информацию.Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает.
Воспитательное общение предполагает ситуации, в которых одиниз участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четкопредставляя себе желаемый результат, то есть, зная, в чем он хочет убедитьсобеседника, чему он хочет его научить и т.п.
2.2 Характеристика основных функций процессаобщения
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2, С.125], в наиболее обобщенных классификацияхвыделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная,интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узкомсмысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия междуобщающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но идействиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познаниядруг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова [17, С.112]:информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачиинформации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкойдействий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная,относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменениисвоего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая изэтих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможнолишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальныхисследований.
Общение полифункционально. Это означает, что по отношению кконкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оновыполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей,общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательнодействующих личностей.
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения,утверждает автор [17, С.132]:
А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит втом, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоенияобщественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуютсявсе виды общественных отношений, создаются социальные общности.
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании различныхвидов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, чтооно является для человека средством развития у него высших психических функций,средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир длядругих людей.
В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев [4, С.243] выделяетинструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессеуправления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит своевыражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую дляобучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функциюсамовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (этафункция особенно характерна для творческих личностей).
Е.П.Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функцийобщения[3, С.154]:
1) контактная, цель которой установление контакта каксостояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержаниявзаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то естьприем и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями,замыслами, решениями и т.п.;
3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнерапо общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная, цель которой взаимное ориентирование исогласование действий при организации совместной деятельности;
5) понимания, цель которой не только адекватное восприятие ипонимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений.установок, переживании, состояний и т. д.);
6) эмотивная, цель которой возбуждение в партнере нужныхэмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственныхпереживаний и состояний;
7) установления отношений, цель которой осознание ификсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностныхи прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8) оказания влияния, цель которой изменение состояния, поведения,личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок,мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Такимобразом, в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (илифункции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению Б.Ф.Ломова[17, С.112]бывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессыприема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная совзаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная,относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменениисвоего эмоционального состояния. Являясь важнейшей формой жизнедеятельностилюдей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводствасознательно действующих личностей. Авторы определяют следующие функции общения:социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая функция.Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая дляобмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативнаяфункция, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способовдеятельности, оценочных критериев; функция самовыражения, ориентированная напоиск и достижение взаимного понимания.

Заключение
Проблема общения является основной для социальной психологии.В следствии сложного данного явления, существует достаточно подходов к егорассмотрению: Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,В.Н Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и др. Изучение общения показываетразнообразное проявление и фиксаций данного феномена. Анализ общения каксложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могутбыть весьма различными. Определенное значение таких исследований бесспорно, нотакже бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, вкоторой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психологияуделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы,технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между темсодержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интересаисследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, скаким «материалом» имеет дело.
Принцип единства общения и деятельности требует логическогоперехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контекстеконкретных групп. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет своюструктуру.
1. Коммуникативная сторона общения связана с обменоминформацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.
2. Интерактивная сторона общения служит практическомувзаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесьпроявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координироватьсвои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения илинедостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитииличности,
3. Перцептивная сторона общения характеризует процессвосприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств икачеств. Основными механизмами восприятия и познания друг друга б процессах общения являютсяидентификация, рефлексия и стереотипизация.
Коммуникативная,интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют егосодержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.
Теоретические научныеподходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в социальнойпсихологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться какмногомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методовсистемного анализа.
Общение- взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование иобъединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оноосуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителемактивности и предполагает его в своих партнерах.
Посредством общения деятельность организуется и обогащается.Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участникаоптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и дажевозможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяетосуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальныхучастников.
При этом под общением следует понимать форму социальноговзаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивамии действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания исогласования совместной деятельности.
Внаиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции)общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению Б.Ф. Ломовабывают: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачиинформации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкойдействий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная,относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменениисвоего эмоционального состояния. Являясь важнейшей формой жизнедеятельностилюдей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводствасознательно действующих личностей. Авторы определяют следующие функции общения:социальная функция, инструментальная функция, общепсихологическая функция.Более детально определены: инструментальная функция общения, необходимая дляобмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативнаяфункция, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;трансляционная, необходимая для обучения, передачи знаний, способовдеятельности, оценочных критериев; функциия самовыражения, ориентированная напоиск и достижение взаимного понимания.

Глоссарий№ Понятия Содержание 1 Общение - это — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах  Под общением следует понимать  - форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена. 2 Коммуникативная сторона общения  – это обмен информацией между людьми 3 Интерактивная сторона общения — это обмен знаниями, умениями, навыками и идеями 4 Перцептивная сторона общения  – это процесс восприятия друг друга и установление взаимопонимания 5 Личностно ориентированное общение — это общение одного человека с другим 6 Групповое общение -это такое общение, при котором четко обозначены элементы деятельности, это общение в процессе труда, обучения.

Списокиспользованных источников
1.     Ананьев, Б.Г.Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2001. –288с. –ISBN 5-272-00315-2
2.     Андреева, Г.М. Социальнаяпсихология [Текст]/ Г.М. Андреева. — М.: Просвещение, 1991 — 300с. — ISBN:5756702539
3.     Белинская, Е.П. Социальнаяпсихология: Хрестоматия [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
4.     Бодалев, А.А.Личность и общение[Текст]/ А.А. Бодалев.- СПб.: Питер, 2001.170 с. — ISBN 5-8446-0173-4
5.     Бодалев, А.А.Психология общения. [Текст]/ Избранные психологические труды. -3-е изд., перераби допол. / А.А. Бодалев.- М.: НПО Модэк,2002.- 320 с.- ISBN 5-89502-343-6
6.     Выготский, Л.С.Психология возрастного развития.[Текст]/ Выготский, Л.С. — М.: Современноеслово, 2007.- 506с. –ISBN 5-699-13731-9
7.     Гамезо, М.В.Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» [Текст]/ М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с. — ISBN 5-93134-126-9
8.     Зборовский, Г.Е.Социология: Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский, Г.П.Орлов. — М.: Интерпракс, 2005. – 208 с. — ISBN 978-5-8459-1136-0
9.     Добрович, А.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/ А.Б. Добрович. — М.:Просвещение, 1993. — 250с. — ISBN 5-338-01053-4
10.   Кон И.С. Открытие«Я» [Текст]/ И.С. Кон. — М.: Высшее образование, 2007. – 110 с. — ISBN5-9692-0098-0
11.   Ковалев, А.Г.Коллектив и социально-психологические проблемы общения[Текст]/ А.Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 1998. — 286с. — ISBN 5-7133-0070-6
12.    Климов, Е.А. Основы психологии[Текст]/: Учебник для вузов./ Е.А. Климов.– М.: Юнити, 1997. – 295 с.- ISBN5-85178-051-7
13.   Куницына, В.Н.Межличностноеобщение. [Текст]Учебник для вузов./ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша.– СПб.: Питер, 2001.- 544 с. — ISBN5-8046-0173-3
14.   Коломинский, Я.Л.Психология общения.[Текст] / Я.Л. Коломинский.-М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
15.    Леонтьев, А.М. Деятельность.Сознание. Личность.[Текст] / А.М. Леонтьев – М.:, 2002. – 304 с.- ISBN5-89-357-113-4
16.    Ломов, Б.Ф. Проблемы общения впсихологии.[Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов М.: Владос, 2001. – 245с… -www.koob.ru.
17.    Ломов, Б.Ф.Методологические итеоретические проблемы психологии.[Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов –М.: Логос,2000.- 279с.- www.koob.ru.
18.   Морозов, С.М.Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности. — М.: Смысл,2002. — 118 с.- ISBN 5-89357-129-0
19.    Марцинковская, Т.Д. Историяпсихологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./Т.Д.Марцинковская. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 544 с.- ISBN 5-7695-0641-5
20.   Майерс, Д.Социальная психология [Текст] / Д. Майерс -СПб.: Питер, 2001.- 316 с. — ISBN 5-7046-0173-5
21.    Мясищев, В.Н. О взаимосвязи общения,отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии //Тезисысимпозиума: Социально-психологические и лингвистические характеристики формобщения и развития контактов между людьми. [Электронный ресурс]/В.Н. Мясищев.-СПб.: Питер,1998.-128с.-www.koob.ru.
22.    Парыгин, Б.Д. Социальная психологиякак наука.[Электронный ресурс] / Б.Д. Парыгин. – М.: Владос,2004.-317с.- www.koob.ru.
23.   Петровский, А.В. Психология.Словарь. [Текст] /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-e изд. испр. и доп. – М.: Политиздат,1990. — 494с.- ISBN 5 – 250 — ISBN5-7-695-1945-2
24.   Реан, А.А.Социальнаяпедагогическая психология. [Текст]/ А. А. Реан, Я.Л Коломинский. — СПб.: ЗАОИздательство Питер,1999. — 416с. — ISBN 5-88782-424-7
25.    Роббер, М.-А. Психология индивида игруппы. [Текст]: Пер. с фр./Предисл. А.В.Толстых /М.-А.Роббер. – М.: Прогресс,1999. – 256 с.- ISBN 5-01-0011051-8
26.   Рубинштейн, С.Л. Основыобщей психологии. [Текст] / – М.: ВЛАДОС, 2005./С.Л. Рубинштейн. –592 с., ISBN 958-13-5045-1.
27.   Тейлор, Ш.Социальная психология. Текст]/ Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. 10-е изд. – СПб.:Питер, 2004. – 767 с.: ил. – ISBN 5-94723-312-6
28.   Шепель, В.М. Социально-психологическиепроблемы воспитания [Текст]/ В.М. Шепель. — М.: Московский рабочий, 1997. — 450с.- ISBN 5-222-06673-8
29.   Ядов, В.А.Стратегия социального исследования. Описание, объяснение, понимание социальнойреальности. 3-е издание [Текст] / В.А. Ядов. — М.: Изд-во Омега-Л, 2007. – 567с. — ISBN 5-36500-446-9
30.   Ярошевский, Т.Личность и общество [Текст] / Т. Ярошевский. — М.: Прогресс, 2007. – 304 с. — ISBN 5-238-00488-5

ПриложениеА
Таблица 1 Типы методовисследования общения* Тип эмпирической информации (получаемых данных) Тип источника получения данных Субъективный Объективный Участник изучаемой ситуации Методы самоотчета Методы самоотчета о поведении Внешний наблюдатель Субъективные отчеты наблюдателя Поведенческие методы
*Таблица составлена по материалам источников[25,27]

Приложение Б
Таблица 2 Виды и формы общения*По содержанию когнитивное кондиционное деятельностное мотивационное По целям биологическое социальное По средствам непосредственное опосредованное прямое косвенное По длительности кратковременное длительное законченное прерванное По типу взаимоотношений личное деловое эмоциональное рациональное официальное неофициальное координационное субординационное По типу воздействия императивное манипулятивное
 *Таблица составлена поматериалам источников[5,8]

ПриложениеВ
Таблица 3 Историческиепоходы к проблемам общения*Информационный подход (ориентированный на передачу и прием информации) Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. Интеракциональный подход (ориентированный на взаимодействие)
 Общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т, п.). Это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуа-ции в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.  Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии) Реляционный подход (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения) Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. *Таблица составлена по материаламисточников[4,5,19]


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.