Реферат по предмету "Психология"


Понятие о воле 2

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
Определение воли. В жизни мы наблюдаем, как
человек работает, учится, отдыхает, занимается  любимым  делом.  Мы видим,  как длительное время он стремится к намеченной  цели,  напрягает  физические  и умственные силы, преодолевает массу преград;
сдерживает охватившее его  чувство,  отказывается  от  чего-то
приятного во имя дела,  не приносящего особой радости и удоволь-
ствия,  но диктуемого необходимостью.  Во всем этом  проявляется
воля человека.

 Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Еще И.  М.  Сеченов  писал:  «Воля  не есть какой-то безличный
агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона
разума  и морального чувства,  управляющая движением во имя того
или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения» '.
С давних  пор сложилось два противоположных взгляда на природу
воли — материалистический и идеалистический.
Идеалисты считают волю духовной силой,  не связанной ни с дея-
тельностью мозга,  ни с окружающей средой. Они утверждают, будто
воля  есть высший агент нашего сознания,  который призван выпол-
нять распорядительные функции.  Воля никому и ничему не подчине-
на.  Она  свободна.  По их мнению,  человек в любом случае может
поступать так,  как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем.
Он свободен в своих действиях. Иными словами, человек делает то, что хочет;  как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной воли
Идеалистическая концепция свободы воли ложна с  философской  и
этической точек зрения.  Свобода воли, как это мыслят идеалисты,
ведет к свободе действий.  Но поведение личности, не считающейся
с интересами членов общества,  есть игнорирование, а порой и на-
рушение моральных и правовых норм.
Единственно правильное  понимание природы воли — материалисти-
ческое, согласно которому воля, наравне с другими сторонами пси-
хики,  имеет материальную основу в виде нервных мозговых процес-
сов.  Невозможно отделить волю От материи,  мозга.  Материалисты
утверждают, что человек теснейшим обра-
Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. — Избран-
ные философские и психологические произведения. М., Госполитиз-
дат, 1947, с. 298. 315 зом связан с окружающей средой.  Без надлежащих
внешних условий он не может ни поддержать, ни продолжать жизнь.
Излагая материалистический взгляд на природу воли и
противопоставляя его идеалистическому, Ф.  Энгельс писал: «Не в. воображаемой независимости от законов природы заключается
свобода,  а в познании  этих законов и в основанной на этом знании
возможности планомерно заставлять законы природы действовать
для  определенных целей» '.  И далее:  «Свобода воли означает,
следовательно,  не что иное,  как способность принимать  решения
 сознанием дела»
2. Воля проявляется в регулировании познавательной и практической деятельности человека.

Материалистическое понимание природы воли предполагает: 
безоговорочное признание того факта, что побудительные стимулы
действий и поступков лежат в окружающей материальной и  социаль-
ной среде,  а не в самом человеке.  В. И. Ленин писал, что «цели
человека порождены объективным миром и предполагают его,-находят
его как данное, наличное. Но кажется' человеку, что его цели вне
мира взяты, от мира независимы, (»свобода")" 3. .
 Волевое регулирование поведения человека детерминировано усло-
виями,  в которых он живет и трудится. В воле проявляется созна-
тельная активность личности, целенаправленная и планомерно дейс-
твующая.
Познание и воля. Воля не является изолированным свойством пси-
хики человека. Поэтому она должна рассматриваться в связи с дру-
гими  сторонами психики и в первую очередь с познанием.  Как из-
вестно, познание направлено на анализ и синтез, обобщение и абс-
трагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний.
Закрепленные памятью и переработанные  в  мышлении,  эти  знания
достаточно  глубоко информируют о том,  что окружает нас. 
Таким образом,  воля содержательна.  Ее содержание заключено
в представлениях и понятиях,.которыми оперирует мышление,
воображение.
Вместе с тем воля — своеобразный пусковой и тормозной  механизм.
Волевое  регулирование  поведения — это сознательное направление
умственных и физических усилий на достижение цели или  сдержива-
ние их.
Однако между мышлением как познанием и волей как  сознательным регулированием поведения нет тождества.  В жизни можно наблюдать
людей, которые развивают бурную деятельность, проявляют завидное
упорство  в  стремлении к цели,  но сама эта цель незначительна,
мелка. Больше того, огромное усилие часто тратится впустую, пос-
кольку что-то не учитывается,
Энгельс Ф.  Анти-Дюринг.  — Маркс К.,  Энгельс Ф.  Соч., 2-е
изд., * т. 20, с. 116.
2 Там же.  3 Ленин В.  И.  Философские тетради.-Поли.  собр.
соч., т. 29, с. 171. 316 не понимается.

Иными словами, распоряжаться своим поведением эти люди умеют,
а вскрывать связи,  отношения между явлениями, вещами,
людьми  -  не всегда.  И те усилия,  которые они затрачивают,
часто пропадают зря.
Нередко можно  наблюдать и другое.  Умный человек принимает
совершенно правильные и необходимые решения.  Они безупречны по
замыслу, но человек не в состоянии напрячься, собраться, сделать более или менее длительное усилие,  распорядиться  своим поведением, 
чтобы выполнить решение. В этом случае проделана большая
мыслительная работа,  найдены правильные пути практического
выполнения задуманного.  Но решения остаются невыполненными. 
Для осуществления их не  хватает  волевого  усилия,
слаба волевая регуляция поведения.
Таким образом,  осознать что-либо,  понять-не одно и то же, что действовать.
Воля, по словам И.  М.  Сеченова,- «деятельная сторона разума и
морального чувства».  Наши переживания-своеобразное отражение
внешнего мира,  поэтому чувства содержательны. В повседневной
жизни  мы  руководствуемся не только тем,  что воспринимаем и
понимаем,  но и теми переживаниями, которые возникают в связи
с данным содержанием. Чувства выполняют роль мотива действий,
поступков.  Вместе с тем переживания могут служить сдерживающим 
средством  поведения.  Они  как бы накладывают «вето» на
действия, поступки. Так, чувство совести удерживает подростка
от неблаговидного поступка. Подчеркивая активную роль чувств,
не следует забывать,  что сами они должны быть  подконтрольны
нашей воле. Нередко возникает необходимость действовать наперекор
чувствам.  Например,  подростку страшно прыгать с парашютной
вышки, но он подавляет чувство страха, бросается вниз,
так -как там,  на земле, стоят его товарищи по классу. Быть в
их  глазах трусом куда неприятней,  чем пережить минутную боязнь. 
Человек борется с горем  утраты,  гневом,  буйной  радостью, 
приглушает  ненависть или ревность,  если они мешают делу.
Все это возможно благодаря воле. Именно здесь она выявляет
одну из главных своих функций – тормозную.
Оценивая волевую регуляцию,  необходимо всегда помнить ее  нап-
равленность, которая может быть коллективистической и
индивидуалистической.  В первом случае содержанием  воли  выступают общественно значимые побуждения,  то, что отражает интересы и
потребности коллектива, общества; во втором — индивидуальные,
значимые только для данного человека.
Физиологические основы воли. Физиологические механизмы волево
активности могут быть представлены следующим образом. В теменной
части коры больших полушарий расположена  двигательная  область.
Она  связана  со  всеми участками коры,  в том числе с корковыми
концами всех анализаторов.  Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участ- 317 ке коры,  достигнуть двигательной
области и вызвать  в  ней аналогичный процесс.
Например, возбуждение из коркового конца зрительного анализатора
передается в двигательную область и вызывает,  ее возбуждение. 
Информация из анализатора,  пришедшая в  двигательную область, служит своеобразным пусковым сигналом двигательной реакции. 
Двигательная область находится под постоянным  «обстрелом»  информации
 с корковых концов анализаторов.
Получив информацию,  двигательные клетки в любой момент могут прислать приказ о движении. Таким образом, связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка сознательных движений и действий человека. Однако такая связь не исчерпывает всего механизма волевого  поведения.  В  данном случае представлен элементарный путь.  прохождения информации из анализатора  в  двигательный участок  коры мозга и возможного воплощения
этой информации в движение.  Человеку же присуща способность накапливать информацию  и действовать на ее основе.  Больше того,  он способен
обобщать полученные извне сведения,  знания. Это, как известно, 
достигается при помощи второй сигнальной системы. Второсигнальные
связи включаются в общую систему связей  коры  головного мозга и несравненно усложняют ее дея тельность.  Несколько упрощая сложную мозговую мозаику постоянных и  временных связей,  можно признать, что второсигнальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами  анализаторов и двигательной областью мозга. На основе второсигнальных связей осуществляется вся  сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения,  происходит выбор места,  времени,v характера, способа, интенсив-ности действия при реализации полученной информации.  Раздражители
второй сигнальной системы активизируют не  только  моторную часть поведения человека,  они являются сигналом к началу многих психических процессов: мышления, воображения, памяти,  регулируют внимание, вызывают чувства. При помощи речи актуализируется и регулируется вся сознательная  деятельность человека.  Второсигнальные  связи играют решающую роль в тормозной функции воли, в задержке движений, действий. Таким образом,.Второсигнальные связи изменяют направление движения информации из анализаторов в двигательную область.  Эта информация  идет по очень сложному пути.  Глубоко прав был И.П.  Павлов, когда писал, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного мозга. Воля,  как регулирующая сторона сознания,  имеет  условно-рефлекторную природу. На основе временной  нервной  связи  складываются  и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения
Мозг непрерывно  получает  сведения о том,  как и что выпол.318няется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже выработанную программу действий.  Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в течение действия не вносится.  Если же поступают сведения,  не  соответствующие  созданной в коре мозга программе,  то изменяется либо практическая деятельность, либо предварительная программа. Таким образом, этот своеобразный механизм сличения «стоит на страже» соответствия программы и действия,  развертывающегося на ее основе.
Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Именно в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент
результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии  (болезненному  безволию).

Рефлекторная природа волевой регуляции  поведения  предполагает создание  в«коре  мозга очага оптимальной возбудимости.  Очаг оптимальной возбудимости — это  рабочий  очаг  в  коре.  Если школьник выполняет физическое упражнение,  то, очевидно, очаг оптимальной возбудимости располагается где-то в  двигательной области  коры.  Если же школьник рассматривает экспонаты выставки,  то можно предположить наличие такого очага в зрительной области.
Однако очаг оптимальной возбудимости может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем. Он образуется и на основе ранее полученных воздействий.  Например,  в  газете школьник прочитал конкурсную задачу. Сначала эта задача была, так сказать, разовым раздражителем. Придя домой, школьник задумался, попробовал решать ее. Это уже свидетельствует о создании очага оптимальной возбудимости.  Если же школьник  продолжил решать задачу, при этом потратил не один день, то можно говорить о более или менее стойком очаге оптимальной  возбудимости.
Следовательно, образы, мысли — носители цели действия – связаны с очагом оптимальной возбудимости, являющимся частью физиологического механизма волевой регуляции.

 Нельзя не отметить важного значения ретикулярной формации в общем механизме волевого регулирования поведения.  В  настоящее время общепризнанно, что ретикулярная формация – своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий
другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация
как бы просеивает  эти  импульсы.  Общепризнанно также,  что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления по  энергетическому  снабжению коры.
Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует  постоянного повышенного энергетического снабжения. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-319 либо дела,  длительно стремиться к цели,  поскольку ретикулярная формация постоянно поддерживает очаг оптимальной возбудимости, обеспечивает его энергией.  Но ретикулярную формацию  нельзя  отождествлять с деятельностью всей коры.
П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних событий. На основе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей,  вся  система ассоциаций, выработанная многократным повторением.
Положения, выдвинутые П.  К.  Анохиным,  углубляют и расширяют наши представления о механизме волевого регулирования поведения. У человека механизм предварения реального действия  развит  несравненно  лучше,  чем  у животных.  У человека восстанавливаетсясистема ассоциаций на основе самого минимального и весьма  отдаленного по содержанию раздражителя (слова,  предмета, его свойства и т. д.).
Таким образом,  сознательно  управляемое поведение – результат взаимодействия многих весьма  сложных  мозговых  физиологических процессов, а также воздействия внешней среды.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.