Реферат по предмету "Муниципальное право"


Актуальные проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Реферат для поступления в аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ по кафедре государственного строительства и права по специальности 12.00.02 – конституционное; муниципальное право на тему: «Актуальные проблемы разграничения предметов ведения и полно-мо¬чий между федеральными органами государственной власти и органами го¬сударственной власти субъектов Российской Федерации». соискателя Москва 2003 Введение

В Послании Президента РФ В. Путина Федеральному Собранию 18 ап¬реля 2002 отмечено, что «ключевой задачей остается работа по разграниче¬нию сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями вла-сти». На заседание комиссии по разграничению предметов ведения и пол¬номочий между тремя уровнями власти в России 30 мая 2002 г. В. Путин зая¬вил, что первый этап - восстановления единого правового пространства Рос¬сии - подходит к завершению, а следующий шаг, подготовкой которого за¬нимается специальная комиссия,

заключается в четком разграничении пол¬номочий. Совет Федерации, в свою очередь, приступил к обсуждению проблемы разграничения полномочий центра и регионов. В частности, председатель Со-вета Федерации Сергей Миронов, открывая заседание палаты 25 октября 2002 г заявил что полномочия федерального центра и субъектов Федерации в сфере межбюджетных отношений должны быть четко разграничены и «не¬обходимо четко определить,

что является прерогативой центра, а какие бюд¬жетные обяза-тельства должны выполняться регионами». Различные авторы и рабочие группы отстаивают различные концепции реформирования современного государственного устройства Российской Фе¬дерации с приданием той или иной симметрии федерации. Одна из самых ост-рых проблем российского федерализма касается двусторонних договоров феде-рации и субъектов. Продолжается приведение регионального законодательства в соответ¬ствие с

Конституцией РФ и федеральными законами, разрешение противоре¬чий, возникших в начале 90-х годов после известного лозунга бывшего пре¬зидента РФ Б.Н. Ельцина: «забирайте себе столько суверенитета, сколько смо-жете проглотить». В то же время Президент Татарстана Минтимер Шаймиев обвинил фе¬деральный центр в том, что тот «стремится взять себе больше полномочий, по-кушаясь на компетенцию регионов». Выступая 29 августа на 3-м

Всемир¬ном конгрессе татар в Казани, Шаймиев высказал мнение, что в России су¬ществует тенденция к унитаризации. Теоретический интерес по прежнему вызывает само понятие «федера¬лизм» . Ряд авторов уделяют большое внимание разработке института феде¬рального вмешательства (федеральной интервенции) в дела субъектов Феде¬рации . Таким образом, проблема разграничения полномочий между федераль¬ным и региональным уровнями государственной

власти по-прежнему сохра¬няет остроту. В обществе и правовой науке до настоящего времени нет един¬ства мнений о том, как должно быть организовано правовое пространство России; из каких составных частей оно состоит и в каких взаимоотношениях между собой эти составные части находятся; наконец, какие механизмы ис¬пользуются рос-сийским правом для обеспечения единства и однородности правового про-странства? В реферате использованы различные источники нормативно-правового и теоретического

характера, а также материалы Доклада Центра стратегиче¬ских исследований Приволжского федерального округа «Полномочия, функ¬ции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государст¬венности» (2002 г.). 1. Конституционные принципы разграничения предметов веде¬ния, полно-мочий и функций между федеральными органами государст¬венной власти и органами государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации и проблемы их реализации в современной

России. 1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации, ее субъ¬ектов и разграничение предметов ведения По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их неско¬лько видов: республики, края, области, города федерального значения, авто¬номная область, автономные округа. В Конституции

РФ предусмотрены гарантии государственной целостно¬сти РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязан-ность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее неза-висимости и государственной целостности. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предпо¬лагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия

распро¬страняются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федера¬ции пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государствен-ной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны призна-вать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом,

верховенство федеральных конституций и зако¬нов и исполнять их. Система государственных органов субъектов федерации устанавлива¬ется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполни¬тельных орга-нов государственной власти, в согласии с федеральным зако¬ном. Это направле-но на обеспечение единства системы органов

Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы го¬сударственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполни-тельной власти субъектов федерации образуют еди¬ную систему исполнитель-ной власти во всей стране в пределах ведения Рос¬сийской Федерации и полно-мочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Проблема определения компетенции федеральных органов власти явля¬ется главной и наиболее сложной в

любом федеративном государстве. Феде¬рация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федера¬ции, без чего государственная власть не может носить демократический ха¬рактер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности,

а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населе-ния. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государствен-ных органов федерации и ее субъектов. Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительный компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,

в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций. Существует пять различных способов разграничения предметов ведения федерации и ее субъектов, хотя они применяются неодинаково. В некоторых конституциях принят только один способ (Россия), в других они комбинируют-ся (Мексика). В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами

Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточ-ных полномочий), имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях действует закон субъекта Федерации, тогда как по отноше-нию к двум другим сферам применяется принцип верховенства федерального права). Конституция РФ определяет: 1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государ-

ственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обя-занностями; 2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних долж-ны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопро-сам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рам-ках

предметов совместного ведения; 3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе во-просов — предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизи-руется в полной

мере. Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп: 1) Вопросы государственного строительства; 2) Вопросы регулирования экономики и социального развития; 3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности; 4) Вопросы обороны и охраны границы; 5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.; 7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации. Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъ-ектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администра-ций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполни-тельной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требу-ют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной

части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осущест-вляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который по-священ именно этому) и иными договорами о разграничении предметов веде-ния и полномочий. Эти договоры не должны противоречить

Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы. В своем послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 Президент РФ В. Путин отметил, что договорное разграничение полномочий между центром и регионами, само по себе являющееся легитимным, не должно приводить «к фактическому неравенству между субъектами РФ». Подтвердив, что «необхо-димость в договорах с отдельными регионами конечно же может возникать»,

В. Путин подчеркнул, что «заключать такие договоры за спиной других субъектов федерации, без предварительного обсуждения и достижения общественного консенсуса неправильно». Президент считает, что «все договоры по разграни-чению полномочий должны проходить обязательную процедуру утверждения федеральным законом, чтобы все знали, кто какие преференции имеет и поче-му». Договоры Федерации и ее субъектов, как средства разграничения предме-тов ведения, сохраняют свой смысл,

в частности, для решения задач установле-ния федерального контроля и условий осуществления субъектами Федерации правового регулирования вопросов, связанных с реализацией их полномочий по всем предметам их совместного ведения, в том числе и неурегулированных фе-деральным законодательством. 1.2. Приоритет федеральных законов при решении вопросов разграниче-ния полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельно-сти По предметам ведения

Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее тер-ритории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъ-ектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные норматив-ные акты. В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации при-нимают правовые акты, решают вопросы

государственной и общественной жизни. Конкретнее структура, или состав законодательства субъектов РФ, о



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кронштадтское восстание
Реферат Клеро, Алекси Клод
Реферат Определение понятия неспособность обучения интерпретация и диагностика детских рисунков
Реферат Производные ценные бумаги и международные ценные бумаги
Реферат Marijuana As Medicine Essay Research Paper Marijuana
Реферат Сортировка массива методом Шелла
Реферат Русские целевые сложноподчиненные предложения и их английские эквиваленты
Реферат Договоры, регулирующие торговый оборот
Реферат Типичные ошибки, допускаемые при ликвидации предприятий
Реферат Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта
Реферат Коллизионные вопросы права собственности
Реферат Перевезення цементу автомобільним транспортом ЗАТ "УБ РАЕС"
Реферат Криві байдужості, їх властивості. Параметри підприємства як мікроекономічної моделі. Виробнича функція
Реферат Франко-турецкий альянс
Реферат Азработка элементов системы менеджмента качества для проекта общедоступного кафе CAnFEtka в г