Реферат по предмету "Психология"


Подготовка к браку и добрачное консультирование

Курсовая работаПодготовка к браку идобрачное консультирование
 

 Содержание
Введение
Часть 1. Психологическое консультирование
1.1 Общие представление о психологическом консультировании
1.2 Психологическое консультирование, психологическаякоррекция и психотерапия
Часть 2. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни
2.1 Готовность к браку
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
2.3 Предназначение семьи. Формирование установки навступление в брак и деторождение
2.4 Морально-нравственная иоперационально-образовательная подготовка
2.5 Образовательно-операциональная подготовка
Часть 3. Психологические особенности добрачных отношений
Часть 4. Из истории добрачного психологического консультирования
Часть 5. Добрачное консультирование
5.1 Консультирование как информирование
5.2 Консультирование по телефону доверия
5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних,имеющих трудности общения с другим полом
5.4 Групповое консультирование несовершеннолетних повопросам общения с другим полом
Ссылки
Список литературы
Введение
На каждом этапе жизненногоцикла семейная жизнь имеет свою специфику, члены семьи решают разные задачи.Соответственно, это находит отражение в особенностях консультирования добрачнойпары, молодой семьи, семьи или супружеской пары и т.д.
В своей курсовой работе ярешила рассмотреть именно добрачное консультирование так как недостаточная проработанностьуказанной проблемы в современной психологической науке актуальна и вызвалаинтерес.
Объектом исследованияявляется: особенности добрачного консультирования.
Предмет исследования:социально-психологическое добрачное консультирование, как задача укреплениясемьи. Основная цель исследования: исследовать программу добрачногоконсультирования. На основе поставленной цели формулируются и решаютсяследующие задачи исследования:- провести теоретический анализ состоянияизученности проблемы
— выявить основныефакторы, влияющие на стабильность брака
-изучить основныепринципы добрачного консультирования и его виды
Часть1. Психологическое консультирование 1.1 Общие представление о психологическом консультировании
Широкое внедрениепсихологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционнообозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейшихместо, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкоеопределение этому виду деятельности или однозначно указать сферы егоприменения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляетродовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически влюбой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мереприменяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включаетв себя и профконсультирование, педагогическое, и промышленное консультирование,и консультирование руководителей, и многое, многое другое.
Но, пожалуй, наиболее широкойсферой применения психологического консультирования на сегодняшний деньявляется помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Этаобласть включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделитьтакие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей иродителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся ит.д.1.2Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия
Психологическое консультированиетесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологическойкоррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются самими практикующимипсихологами. Разделение этих сфер деятельности и их точное определение могли быпослужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным ихделением. Определим психологическое консультирование как непосредственнуюработу с людьми, направленную на решение различного рода психологическихпроблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основнымсредством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Соответствующая формабеседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Ноесли консультирование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизацииего межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействиеориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека,лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Отдельной темойобсуждения является различие терминов«психокоррекция» и«психотерапия».
Каким же образом можноразграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентовна межличностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось выше?
То, с какими проблемами пришелклиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формахобращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиентыпсихолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновениисобственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубиннуюпсихокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоитсобственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренниесостояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будутхарактерны жалобы типа: «Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Женаревнует меня без всякого повода». Те, кто обращается к психотерапевту, чащеговорят о своих проблемах иначе: «Я не могу сдержать себя, оченьвспыльчива, постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том,как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и,видимо, без всякого повода». Такое различие в локусе жалоб значит довольномного и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работапо анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным запроисходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующийопределенного мужества, — гарантия того, что он готов к более глубокому иоткровенному самопознанию.
Направленность локусажалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задачапсихолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемыи жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те сторонывзаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются ине контролируются. Основой такой формы воздействия является, прежде всего, изменениеустановок клиента, как на других людей, так и на различные формы взаимодействияс ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность ширевзглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новымвидением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Психотерапевтическое воздействиестроится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже наначальных этапах работы они углубляются и переформулируются. В беседе соспециалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента,но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такиеспецифические формы психической продукции, как сны и ассоциации. Важная чертапсихотерапии — особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимсяза помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереносаявляется одним из важнейших средств углубления и расширения возможностейвоздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогдане обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенныхпереживаний и поведения и таким образом способствует решению личностныхпроблем. 

 Часть 2. Подготовкамолодежи к браку и семейной жизни 2.1 Готовность к браку
Современное супружество предъявляет более сложные требованияк личностному взаимодействию членов семьи. Оно не преподносится супругам вготовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая большихличностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свободаот регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением полученияподдержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следуетпроторенными. Это касается всех сторон жизни семьи, в том числе — брачнойсексуальности и воспитания детей. Снижение брачного возраста в сочетании свозросшей длительностью социального созревания приводит к тому, чтоусложняющиеся задачи семейного строительства приходятся на менее зрелых вличностно-социальном отношении супругов.
Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучениевождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом деле, есличеловек не пройдет соответствующей подготовки, он не сможет получитьводительские права, тогда как для получения свидетельства о браке не требуетсяпочти ничего. Многие люди принимают решение о вступлении в брак необдуманно, неосознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективнообщаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они спешат купитьобручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываютсянеоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, чтоочарованность недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногиелюди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружескойжизни1.Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейнойжизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающегопоколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек подостижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однакообусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественныхотношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальнойподготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические,педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, чтоготовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна статьцелью психологической работы.
Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностногороста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Средифакторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежик браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющаяэмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.
Готовность к браку— интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:
1. Формирование определенного нравственного комплекса —готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению ксвоему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на нашвзгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.
2. Подготовленность к межличностному общению исотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального еефункционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.Способность к такому чувству включает способность к соответствующейдеятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизмалюбящего человека.
4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренниймир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, чтобрак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силуутонченности человека как личности. В связи с этим возрастает рольпсихотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствуетразвитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мирпартнера.
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом,способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умениеконструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развитиямежличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимногоприспособления молодоженов2.
2.2 Подготовка молодежи к семейной жизни
В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколенийнемало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье,усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувстватоварищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированиюпредставлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейныхотношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни естественныймеханизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должнопринадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения в школе и вродительской семье к созданию в будущем своей семьи; к выполнению супружеских иродительских обязанностей; к воспитанию детей.
Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовкаподрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основныеаспекты:
1. Социальный, раскрывающий политику государства в областибрачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные обобщественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейныхценностях, социальных ролях супругов и родителей.
2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующихнравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола;уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей;ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости;чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимныхчувств.
3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основамизаконодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; собязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
4. Психологический, формирующий понятия о личностномразвитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; опсихологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологиюдругих людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни;владение навыками общения.
5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологическихособенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни,вопросов личной гигиены и др.
6. Педагогический,включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, еепедагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательныхфункциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.
7. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджетесемьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д. Всестороннеевоспитание семьянина осуществляется под воздействием различныхсоциально-педагогических и психологических факторов. Многие исследователи,подчеркивая многофакторный характер указанного процесса, выделяют среди нихсемью, школу, общество сверстников, художественную литературу, средствамассовой информации, общественность, церковь. Процесс воспитания семьянина, каки любой другой подобный процесс, представляет собой совокупность воспитательныхвзаимодействий. При этом эти взаимодействия носят целенаправленный (учитель —ученик) или стихийный (подросток — сверстники).
Важнейшее значение в указанных взаимодействиях имеет нетолько воздействие на воспитанника, но и его ответная реакция. Она тоже неостается неизменной, меняется, развивается. Все это нельзя не учитывать,организуя работу с молодежью.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизнипредставляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями,учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовойинформации, в результате которых происходит осознание особенностейбрачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формированиепредставлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностьюк браку и семейной жизни. 2.3 Предназначение семьи. Формирование установки навступление в брак и деторождение
Среди многих аспектовпроблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни вкачестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание молодежью ролисемьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано сособенностями формирования у них установок, ориентацией на вступление в брак.
Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые,взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие «семья» имеетдля каждой личности и свое внутреннее содержание. Для ребенка — это его мать,отец, братья, сестры, бабушки дедушки, дяди и тети, участвующие в еговоспитании. Для молодого человека после вступления в брак представляется, чтосемья — это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.
Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл.Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический комфорт, выполняетфункции «эмоционального убежища». В семье человек испытывает ощущение своейполезности и ценности. Масса человеческих трагедий разыгрывалось на волнеощущения человеком своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствоватьсвою уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном объеме.
Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мыприходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма короткий срок. Даеще не знаем своего часа смерти. Современный человек живет с ощущениемвременности своего пребывания.
В уникальности человеческого бытия, в неповторимости еголичностных качеств, есть две стороны:
1. Страх потеряться, остаться незамеченным, «ненужным»;
2. Желание преодолеть одиночество, стать ценным, «нужным»,любимым и незаменимым.
Чем более востребованным, нужным и ценным ощущает себячеловек, тем больше у него шансов и сил преодолеть одиночество. Все хотят бытьлюбимыми. К. Юнг писал о том, что серьезной причиной душевных расстройств изаболеваний является «блокирование психической энергии»; это происходит, когдачеловек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное призвание. Любовьв семье избавляет от одиночества, дает возможность полного (не толькотелесного, сексуального) принятия человека. Именно семья предоставляет человекувсе ресурсы для самоактуализации.
Кроме потребности быть любимым каждый человек сам стремитсялюбить. В юности решение вступить в брак вызвано стремлением молодых людеймечтой о длительной духовной и физической интимности. Здесь семья выступает каксупружество, создает возможности для проявления чувств гуманизма и любви.Ориентация на супружество является важнейшей ценностной ориентацией молодых людейперед вступлением в брак в первые годы совместной жизни. С течением временирано или поздно у супругов появляется потребность иметь детей, стремление бытьродителями. Данная потребность реализуется в формах материнства и отцовства.
Для семьи, для каждого из супругов важна социальная ипсихологическая сторона отцовства и материнства, то есть обязанности по уходу ивоспитанию потомства, которые возлагают на себя взрослые.
Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместномведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее — помогаютдети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной одежде, обуви,комфортабельном жилище.
Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизньс постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном окружении, гденабирает силу СПИД, венерические заболевания.
Итак, для чего нужна семья:
• чтобы было на кого опереться;
• чтобы было с кем посоветоваться;
• чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
• чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
• чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
• чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;
• чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
• чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;
• чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять; чтобы былрядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и защитит;
• чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;
• чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все это и составляет в совокупности образ семьи как надежногоубежища в мире бушующих политических, экономических, технологических,климатических и прочих страстей и сложностей жизни. При бесспорной важностивсего вышеизложенного, не следует его переоценивать и догматизировать. Этозначит, что подготовка к браку и семейной жизни не может быть сведена только кформально-упрощенному декларированию семейных ценностей и созданиюбрачно-семейных установок.
Брак как психологическое отношение между полами включает вкачестве обязательного условия как саму по себе нравственность, так иизбирательность индивидуальной эротической любви. Только такая любовь делаетбрак нравственным, и, следовательно, социальным по своей природе, способнымстать основой и репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг,ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи:мужчиной и женщиной, отцом — матерью — ребенком.
Вместе с тем современный брак все больше ориентируется наудовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По результатамодного из социологических опросов2 возможность никогда не иметьдетей беспокоит только 38% российских студенток, и только 24% молодых россияноксогласны с тем, что «быть хорошей женой и матерью — главное призвание женщины».
Таким образом, еще один непременный элемент в подготовкемолодежи к семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение иобзаведение максимальным числом детей в семье. 2.4 Морально-нравственная и операционально-образовательнаяподготовка.
Анализ действия существующих брачно-семейных отношенийпоказывает, что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи исемейного воспитания, считают главным условием устойчивого существования бракаи семьи моральный уровень людей, включающий, прежде всего, ту или иную степеньосознанности нравственных норм. Бесспорность подобного положения совершенноочевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека взначительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере семейныхотношений. Практика показывает, что современные молодые люди, используя словаК. Вяземского и «жить торопятся, и чувствовать спешат».
Из откровений: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, какмногим другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том, что всеостальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые парни с неподкупнойпреданностью в глазах обращают внимание именно на меня. Мне гудели на улицахмашины, подмигивали шоферы и смотрели вслед прохожие. Потом была первая любовь.Появились разные кампании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная,веселая жизнь...»
В наше время ведущим мотивом вступления в брак является«любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди,по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т.А. Флоренская выделяет3три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение;любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта на другом. Онаприводит их описания.
·Доминированиеполового влечения. Гипертрофияполового влеченияведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все жизненные силычеловека, превращая его в раба своих влечений. Это становится преградой дляпсихического и духовного развития человека. Отождествление любви с физиологиейчаще всего происходит с теми детьми, которые выросли в семьях снеблагоприятными супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» длягипертрофии сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофиипотребности в алкоголе. Т.А. Флоренская пишет, что такие люди не способны ксозданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в смене «объектов»удовлетворения сексуальной потребности. Такую ситуацию специалисты в областипсихологии семейных отношений характеризуют как «серийную моногамию».
·Потребностьбыть любимым. Этапотребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Однаконередко потребность быть любимым остается направленной исключительно на себя.Такая одностороння потребность — быть любимым и неспособность к любви являетсяпсихической защитой от чувств повышенной тревожности, неудовлетворенности,уходящих корнями в раннее детство. Эта эгоцентрическая, невротическая, по сути,потребность, проявляется в повышенной требовательности любви к себе, ревности,мнительности, усиленному желанию привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п.Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в болезненныхреакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не соответствующим реальнымвозможностям человека. Эта несостоятельность в любви, неспособность любить всочетании с сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах.Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не делами, которыхтак много в браке.
·Способностьлюбить. Уровниспособности «любить» различны — от взаимного чувства до бескорыстнойсамоотверженной любви, способной пережить отсутствие взаимности. Такой человекверен в любви и надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежноприводят к пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает, онраскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один организм, разъединениекоторого подобно смерти. В настоящее время брак становится добровольным деломдвух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости отродителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке, нельзязабывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности кего заключению — это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическаяподготовленность личности к браку означает восприятие целого комплексатребований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которымирегулируется семейная жизнь. К ним относятся4 готовность принять насебя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру,будущим детям и ответственности за их поведение;
• понимание прав и достоинств других членов семейного союза,признание принципов равенства в человеческих отношениях;
• стремление к повседневному общению и сотрудничеству,согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в своюочередь предполагает высокую нравственную культуру;
• умение приспособиться к привычкам и чертам характерадругого человека и понимание его психических состояний.
B.C. Торохтий считает, что этитребования реализуются в разных семьях в разной степени, на основании этогоочевидного факта он вводит понятие «способность к браку», предполагающеенесколько составляющих.
1. Это способность заботиться о другом человеке,самоотверженно ему служить, деятельно делать добро.
2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е.«входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести,переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другимчеловеком.
3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностномуобщению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда,организация домашнего потребления и распределения.
4. Высокая этическая и психологическая культура, предлагающаяумение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, приниматьдругого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственныйэгоизм. Все эти способности являются показателями умения человека быстроизменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлятьтерпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность ккомпромиссу. B.C. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленностикаждой личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависит отмногих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их сложнымипсихологическими и физиологическими особенностями. Для находящихся в бракелюдей очень важно быть зрелыми в социально-психологическом отношенииличностями.
К психологической зрелости, по мнению B.C. Topoxтия, относитсяотсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и напротив — наличие способностипризнавать собственные ошибки и стремления к постоянному самосовершенствованиюв супружеских отношениях.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности вовнутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементомв подготовку молодежи к семейной жизни включает также:
• коммуникативные умения;
• владение психотехникой общения и саморегуляции;
• психологическую поддержку;
• добродушие и отходчивость в ссоре;
• терпимость к недостаткам другого;
• умение преодолевать конфликтные ситуации;
• желание и готовность к появлению детей и совместной заботеоб их развитии, воспитании и обучении;
• социальную активность членов семьи и их умение незамыкаться в узком кругу семейных дел.
Добавим сюда еще умение прощать.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит отмногих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность впсихологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затемотца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которыепредъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означаетчеткое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их. 2.5 Образовательно-операциональная подготовка
Кроме психологической готовности важнейшими составляющимисемьи являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. Внедалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу инес моральную ответственность за благополучие семьи. Сейчас существует заметныйразрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейныхролях и реальным распределением обязанностей в семье.
Реально в большинстве обычных российских семей основной груздомашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически напряженныеситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, фактором стабильности семьиможет быть рациональное распределение обязанностей.
Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуревзаимодействия супругов предполагает добрачную образовательно-операциональнуюподготовку молодежи. Молодые люди должны иметь определенные знания, умения инавыки, необходимые для семейной жизни. Совокупность необходимых знанийвключает знания общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские идругие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически исоциально-психологически (на уровне межличностных отношений) готовыми к браку,тем не менее, не полностью достигают необходимого требуемого для этого уровняобъема знаний, умений и навыков, т. е. инструментальной подготовки. Современныеюноши и девушки в своем подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеютстирать, чинить одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежнаяустановка в предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе«справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что многие молодыелюди психологически и технологически являются не готовыми к выполнениюсоциальных функций супругов.
·Половаякультура. Характернойчертой современной информационной среды является то, что в ней винтегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетанияходновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующиймир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено каксложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так ипристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблениеминформационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущербадругим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованноезлоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудиерастления детских душ.
Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционнаясимволика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придаетинформации СМИ о преступности и проституции в других странах неожиданно резкуюдвусмысленность, воспринимается подростками как легко запоминающаяся крайностьполовых отношений; экзотичность форм половых отношений возбуждает, манит ипритягивает. Добавим, что своего устоявшегося сформированного сексуальногосценария у подростков нет, эротические желания и фантазии, душевные отношенияне устоялись, не сложились, т. е. защит против такого насыщенного воздействиянет ни в эмоциональном плане, ни в жизненном опыте.
Даже при сохранности культурного контекста такая информацияможет повлиять деструктивным образом, поскольку нарушаются характерные дляданной ментальности архетипы и социальные роли. Прямолинейные и вульгарныепризывы использовать, например, «сексуальные средства», «девять позиций темнойдевушки», «таиландский секс» разрушают романтику отношений между мужчиной и женщиной.
В русском обществе развита гуманистическая традиция впонимании природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, сексуальнуюэнергию человека связывали с продолжением рода, с пониманием духовной культурычеловека — с религией, художественным творчеством, с поиском новых нравственныхценностей. Любовь оказывалась одновременно и этикой, и эстетикой, ипсихологией, и постижением божественного. Этот синкретизм — одна из характерныхособенностей русского Эроса5. На восприятие продукции порнографическоготолка может влиять стереотип страны-изготовителя1. В нем отражаютсяйога, гимнастика, система питания, мифологические сказания, представления омаскулинности-феминности, этнокультурные традиции Индии, Китая, Японии,Таиланда и др. Например, в основе восточной эротической философии лежит учениетантризма, одного из течений шиваизма, провозгласившего путь к божеству черезэротический экстаз. Соприкосновение с этой стороной восточных традиций,вырванных из своего культурного, этнографического контекста, акцентируетвнимание подростков (детей), у которых целостных представлений о восточныхучениях нет, только на одном — эротическом экстазе, возбуждает, порождаетдомыслы. В итоге — просто развращает ум и растлевает души. Эротическая сферажизни становится для подростков игрой по принципу «а давай тоже попробуем».
В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принятосчитать, что телевидение и — шире — СМИ выступают в обществе в роли суперотцаили сверх-сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка,и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации»,«идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т. д.
Таким образом, зрители, читатели ждут, что общество,используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать,развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человека.Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня,который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательныематериалы аппелируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, ареальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину мира, а зачастую и схему телачеловека7, в результате может нарушиться самоидентификация человекакак биологического вида.
В исследовании Курдюковой Ю.А., Лидской Э.В., Мдивани М.О.(Психологический институт РАО) осуществлен количественно-качественный анализ1198 названий видеофильмов, предлагаемых пунктами продажи видеокассет.Результаты показывают, что подавляющее большинство (72%) названий отражаютнизшие, имеющие физиологическую основу потребности человека.
Малолетние сутенеры, фетишизм, групповой секс, педофилия,детская проституция, цинепимастия, эс-каудиризм, трансвестизм, фроттеризм идругие девиации — образ секса, который запечатлевается в умах миллионовподростков в нашей стране.
Образы, наполняющие разум, мотивируют поведение. Наши детипреображаются в те образы, которые создаются для них масс-медиа. Не случайнораньше средства массовой информации буквально пестрели случаями из сексуальнойпрактики Филиппин, Полинезии, Африки, Америки, теперь же их теснят примеры изнашей собственной отечественной практики.
Это извращенное понимание образа мужчины и женщины, ихполовых отношений, запечатленного в умах молодежи, приводит к тому, что онаполна обид, насмешек, анархии и пренебрежения.
Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людейролевыми моделями.
Вся нация оказалась под разрушительным зарубежным влиянием«бэтменов», «секс-герл» и пр. Они порождают чрезмерно унифицированныестереотипы и могут становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипамне соответствует.
Конечно, все выше сказанное это не только вина СМИ,современной литературы и искусства, это, прежде всего беда воспитания, когдаинтерес к миру отливается в форму самодовлеющего сексуального любопытства8.Отсюда особенно остро встает проблема половой подготовки к семейнойжизни. И.В. Дубровина подчеркивает, что, наряду с формированием нравственногомира личности и представлений о семейной жизни, необходимо обеспечить иформирование особой системы представлений ребенка о себе как человекеопределенного пола, включающих в себя специфические для мальчиков и девочекпотребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другогопола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Эта чрезвычайноактуальная необходимость, соответствующая основным задачам полового воспитания,сравнительно недавно стала предметом специального внимания исследователей,выразившегося в изучении формирования представлений о маскулинности —фемининности как одного из условий подготовки к семейной жизни9.
Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизниявляется развитие культуры половых отношений, формирование установки насохранение супружеской верности в браке, целостности и мудростифизиологического и нравственного, душевного единства супругов. Порядочныйчеловек интимное скрывает, к людям он открыт душою, развращенный человек,наоборот, — душу скрывает, а к людям «вывернут» одной половой стороной,безудержной сексуальностью.
Часть3.Психологические особенности добрачных отношений
Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, ивряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годысвоего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейнойжизни является психологическая адаптация супругов к условиям совместногопроживания и индивидуально-личностным особенностям друг друга, формированиевнутрисемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодыхсупругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет «притирка»двух личностей на начальном этапе брака, во многом зависит жизнеспособностьсемьи. Из двух, зачастую очень разных половинок, необходимо создать целое, непотерять при этом себя и в то же время не разрушить внутренний мир другого.Философ И. Кант утверждал, что супружеская пара должна образовать как бы единуюморальную личность. Добиться подобного объединения очень трудно, так какпроцесс этот сопряжен с множеством не зависящих от человека трудностей.
Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще домомента заключения брака, в период ухаживания. Как отмечают психологи, решениео вступлении в брак многие молодые люди принимают необдуманно, выделяя вбудущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которыев семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативнуюроль.
Поэтому первые проблемы молодой семьи начинаются с проблемвыбора будущего супруга. Согласно исследованиям психологов, одной из наиболеераспространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами являетсяразочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он несмог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию обудущем спутнике жизни. Примерно две трети будущих супругов знакомятсяслучайно, во время проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они, какправило, ничего не знают друг о друге.
Традиционные формы добрачного общения чаще всего такжесвязаны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят«парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда, опрятность во внешнемоблике, аккуратная косметика и прочее, которыми можно скрыть внешние ихарактерологические недостатки. Даже если партнеры совместно проводят не толькосвободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получитьдостаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представленияхи установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти видыдеятельности не связаны с семейными ролями.
Кроме того, на первых этапах знакомства людям вообщесвойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они естьна самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Непозволяет в достаточной степени узнать друг друга и ситуация добрачногосожительства, поскольку в нем партнеры выступают в таких ролях, которыесущественно отличаются от узаконенных семейных уз. В пробных браках нижеуровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции,домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т. д.
Представление оличностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастуюрасходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению.Как установил психолог В. Зацепин, девушки симпатизируют юношам энергичным,веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они представляют,прежде всего, трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющимвладеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящиетанцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть впервую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т. д. Такимобразом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многимикачествами, не обязательными для партнера по общению. Однако на деле критериямивзаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный моментличностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении(«интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показатьсяна людях» и т. п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностейдобрачными.
Возникающие в процессе досугового общения привязанности ичувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалиипросто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, вцентр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т. е.строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарованиеили конфликт.
Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решениео вступлении в брак принимается слишком поспешно.
Довольно часто неточность взаимного узнавания, идеализациядруг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочныхстереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения,связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и проч.).Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих чертили проецированию на партнера черт своего идеала или собственных положительныххарактеристик.
Идеализации нередко способствует известный всоциальной психологии «эффект ореола»: общее благоприятное впечатление очеловеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительнымоценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются.В результате идеализации создается сугубо положительный образ партнера, но вбраке «маски» очень быстро спадают, добрачные представления друг о другеопровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступаетразочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.
Отсюда вытекает необходимость самоопределения при выбореоптимального соотношения конкретных достоинств и недостатков будущего партнерапо браку и последующего принятия избранника таким, каков он есть. Претендент наруку и сердце — в основном уже сложившаяся личность, «переделать» его трудно,так как психологические «корни» уходят очень далеко — в природные основы, вродительскую семью, во всю добрачную жизнь. Поэтому нужно ориентироваться на тоположительное, что есть в человеке и не сравнивать его со своим эталоном илидругими кандидатурами в спутники жизни: у них есть свои недостатки, которыеобычно не видны, так как скрыты под «масками». Не следует также сравнивать своиотношения с отношениями в других парах: в них есть свои проблемы, которые невидны посторонним, поэтому создается иллюзия полного благополучия.
Конечно, в любви, вотличие от дружбы, преобладают эмоции, а не рассудок, но с точки зрения будущихсемейно-брачных отношений и в любви необходима определенная доля рационализма,умения анализировать чувства свои и партнера.
Однако молодым людям бывает не так легко разобраться вчувствах, отличить любовь от «тысячи подделок под нее». Желание тепла, жалость,потребность в друге, страх одиночества, престижные соображения, гордость,просто половое влечение, связанное с удовлетворением физиологическойпотребности, — все это выдается или принимается за любовь. Поэтому молодые людииногда опрометчиво вступают в брак, попав в «ловушку влюбленности», что далеконе лучшим образом сказывается на семейных отношениях. Психологи А. Добрович иО. Ясицкая считают, что «ловушки влюбленности» затрудняют процесс взаимнойадаптации молодых супругов и приводят к быстрым разочарованиям в браке, что неспособствует стабилизации семьи. В качестве подобных «ловушек» они выделилиследующие:
■ «обоюдное актерство»: партнеры играют романтическиероли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких и, чтобы необмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;
■ «общность интересов»: одинаковость увлеченийпринимается за родство душ;
■ «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает илиотвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;
■ ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийсяуспехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви;
■ «интимнаяудача»: удовлетворенность сексуальнымиотношениями заслоняет все остальное;
■ «взаимная легкодоступностъ»: быстрое и легкоесближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачномгоризонте;
■ ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущениянеобходимости покровительствовать;
■ ловушка «порядочности»: длительный период знакомства,интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другомморально заставляют вступить в брак;
■ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде — это«браки по расчету».
Нередко заключение супружеского союза оказывается выгоднымдля одного или обоих партнеров. Тогда под «вывеской» любви скрываютсямеркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин этоглавным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для мужчин —заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому, это связано с тем, чтомужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются в худших жилищныхусловиях).
«Ловушки» могут привести и к любви, и к удачному браку приусловии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своейвозможной вины.
Нередко побудительной причиной вступления в брак являетсяподражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногданазывают «браками по стереотипу».
К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязньодиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей,не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдатьот застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда важенне реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомствоу таких людей может закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаяхсила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается какдоказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь ихпредыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения ипризнания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь несводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациямиположительных чувств. Человеческие отношения в браке оказываются богаче,сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремленияизбавиться от одиночества.
К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можноотнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак слюбимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союзсоздается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежатьодиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.
Довольно часто браки, которыесейчас сильно «помолодели», заключаются по легкомыслию и связаны судовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышениясвоего социального статуса, а также в освобождении из-под опеки родителей,отношения с которыми нередко бывают напряженными и конфликтными. Очень частотакие браки оказываются недолговечными, потому что молодые су г руги, «наигравшисьв семью», изначально не связанные особь; ми духовными и эмоциональными узами,решают расстаться.
Увеличилось число и так называемых «стимулированных».«вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следуетиметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная,затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще иострая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например,обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологическийдискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровьеребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально непринимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на егоразвитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей невыбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить своиотношения.
Добрачные отношения неследует рассматривать как статичное образование. Как и любые межличностныевзаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первойвстречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своемразвитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна изважнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, спад любыхотношений — это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени иобладающий множеством граней. Первоначально высказывалось предположение, чтоэтот процесс в обратном порядке повторяет стадии позитивного развитияотношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно неподтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британскогопсихолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной(добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений междупартнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или обапартнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй,диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможномпрекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распадеотношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников,общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание,переживание последствий разрыва и их преодоление.
Вместе с тем следуетиметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через каждую из указанныхфаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость дляпартнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, чторазличаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное ихугасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.
психологическийустановка молодежь семья брак
Часть4.Из истории добрачного психологического консультирования
Только в самом широком смысле этоготермина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве«консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждениепроблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение женихаи невесты типичными для таких случаев сведениями. Выдающимся пионером восуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлсяЭрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостонаввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни». Другимсобытием, оказавшим большое влияние на добрачное консультирование, был переходв психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенномувзгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Этопобудило специалистов в области психического здоровья и пасторскихконсультантов начать обращать повышенное внимание на переменные отношений вбраке и в процессе подготовки к браку. Начиная с 1950-х г. «Журнал пасторскойпсихологии» (Journal of pastoral psychology)стал отражать более широкий интереск аспектам взаимоотношений молооженнов, выразившийся в увеличении числа статейпо данному предмету. Рост количества курсов по пасторскому консультированию вомногих учебных заведениях США явился дополнительным свидетельством того, чторелигиозные организации расширяют свое влияние на сферу межличностных отношений.Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление иконтроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследованияизначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физ.осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенноразличавшимися) законами штатов, некоторые врачи ощущали потребность выйти зарамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями ирекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, былисосредоточены на вопросах пола и сексуальности. Накапливается все большеданных, что, по крайней мере, некоторые из тех, у кого не сложились отношения впервом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке.Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новойсупружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельностипредшествовавшего брака. От людей, которые ранее состояли в браке, тоже будутожидать достижения определенного понимания тех требований, которые к нимпредъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям. Всовременной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том,что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступитьв брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанныхс браком. Они могут исследовать соц.-психол. аспекты динамики брака и процессформирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многимиосознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненныйпроцесс разделения и расставания.

 Часть 5.Добрачное консультирование
На основе исследований Гедеминоса Навайтиса
До создания семьи желательно достигнуть физической зрелости,приобрести опыт общения с другим полом, хотя бы частично достигнутьпсихологической и материальной независимости от генетической семьи. Также важновыбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального иделового взаимодействия с ним.
При решении любой из перечисленных задач возможны трудности.Часть из них как бы «запрограммирована» возрастом либо детерминированы моделямиповедения родителей, либо определяются индивидуально-психологическимиособенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д. Таккак эти трудности отражают проблемы подготовки молодежи к браку, целесообразнообсудить два вида психологического консультирования несовершеннолетних —индивидуальное и групповое консультирование. 5.1 Консультирование как информирование
Главная задачаинформирования, или психологического просвещения, — устранение дефицитапсихологических знаний, необходимых молодым людям для эффективноговзаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Организациейпсихолого-просветительской работы занимаются практические психологи исоциальные педагоги. Они знакомят молодых людей со спецификой предбрачногоухаживания, основными причинами ошибок межличностной перцепции и другими предбрачнымифакторами «риска», анализируют психологические условия оптимизации предбрачногопериода, раскрывают основные компоненты психологической готовности к браку,психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др.
Популяризируют и разъясняютрезультаты новейших психологических исследований не только по проблемесупружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них.
Формируют потребность впсихологических знаниях и желание использовать их в жизни.
Консультирование какинформирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставокпсихологической литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зренияпсихологического анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такаятехника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можноиспользовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнеевремя во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолограссказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских парв первый год семейной жизни и пр. Иногда информирование используется во времяиндивидуального психологического консультирования и в тех случаях, когда нетнеобходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении егопроблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложитьпрочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия. 5.2 Консультирование по телефону доверия
Не всегда молодые люди сжеланием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти сосвоими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия. Анализзапросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей частобеспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком,взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудностиобщения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание идр. Консультирование по телефону обеспечивает оперативность общения, щадящиеусловия и психологическую поддержку, которая позволяет человеку, обратившемусяк практическому психологу, избежать роли «пациента». Среди других условий,делающих консультирование по телефону привлекательным, выделяются: анонимностьи связанная с этим особая доверительность; пространственно-временныеособенности (человек может позвонить из любого места, где есть телефон, и вудобное для него время); право клиента на прерывание контакта; ограничениекоммуникации аудиальным каналом. При телефонном консультировании возникаетэффект «случайного попутчика», когда в обычной дорожной беседе незнакомые людипорой буквально «изливают душу». Установлению особой доверительностиспособствует и то, что несмотря на расстояние абонент и психолог в определенномсмысле находятся рядом. Их голоса звучат в непосредственной близости друг отдруга, это создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Поэтомумолодые люди часто выбирают телефон доверия, так им легче обсуждать личныепроблемы. При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеетограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая емувопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какойпсихологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможностьпсихологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуацииклиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическоеконсультирование. 5.3 Индивидуальное консультирование несовершеннолетних,имеющих трудности общения с другим полом
С первого взгляда может показаться, что выделение только двухвидов психологического консультирования несовершеннолетних — индивидуального игруппового — нарушает логическую последовательность обсуждения: консультированиепар как бы исчезает. Но реальный опыт консультирования свидетельствует о том,что консультирование пар несовершеннолетних — это действительно редкое явление.Обсуждая психологическую ситуацию несовершеннолетних, консультированных повопросам добрачной беременности, в первую очередь следует обратить внимание наисключительно нерациональное поведение некоторых из них.
Игнорирование беременности, неадекватные попытки материальнообеспечить будущую семью — это типичное по ведение несовершеннолетних, которыестолкнулись с новыми для себя обстоятельствами общения, в которых приходитсяуже не демонстрировать самостоятельность, а реально брать на себяответственность за поступки. Поскольку несовершеннолетние редко когда способныпринять такую ответственность, важной целью консультирования становитсярасширение круга лиц, участвующих в решении проблемы. Обычно это родители,партнер интимных отношений, его родители. Даже в тех случаях, когдареагирование родителей изначально было строгим и негативным, посредничествопсихолога заметно улучшало их отношения с находившейся в сложной ситуациинесовершеннолетней.
Как уже упоминалось, сложно консультировать парунесовершеннолетних. Кроме того, такие пары редко обращаются в консультацию.Можно предполагать, что часть таких пар могла бы сохранить свои отношения ипосле рождения ребенка совместно заботиться о нем. Но в большинстве случаевнесовершеннолетние обращались в консультацию тогда когда их отношения сбудущими отцами уже распадались. Важно и то, что около половины из них не моглисообщить сведений, позволявших установить будущего отца и пригласить его вконсультацию, т. е. не знали его фамилии, адреса и т. д. Только треть будущихотцов хотели продолжить отношения с будущей несовершеннолетней матерью после рожденияребенка. Почти все эти ситуации закончились заключением брака. Цельюконсультирования в таких случаях было всестороннее информирование о юридическихусловиях, позволяющих несовершеннолетним заключить брак.
Так как исключительное влияние на несовершеннолетних, имеющихтрудности общения с другим полом, оказывает генетическая семья, она можетобеспечить и действенную помощь. Все проконсультированные несовершеннолетниебыли опрошены по поводу их отношений с родителями, братьями и сестрами, другимиживущими вместе родственниками. Также исследовались ценностные ориентациисемьи, ее материальный и культурный уровень, религиозные убеждения, контрольнад поведением несовершеннолетних, особенности эмоциональных отношений сродителями.
Количество консультированных несовершеннолетних не позволяетсделать репрезентативных выводов, но раскрывает возможные тенденции. Оказалось,что в ситуацию добрачной беременности чаще попадают несовершеннолетние изнеполных семей. Среди них преобладают несовершеннолетние из материально хужеобеспеченных семей Образовательный уровень их родителей был невысок.
Проведенные опросы не выявили связи между строгостью илимягкостью контроля за поведением несовершеннолетних и возникновением добрачнойбеременности. Ценностные ориентации родителей, их религиозные убеждения тожеоказались не значимым фактором. Существенно другое. Эмоциональные отношениянесовершеннолетних и их родителей почти во всех случаях были проблемными.Вопросы психолога: «Любят ли тебя родители? Любишь ли ты своих родителей?» —нередко вызывали сильную эмоциональную реакцию. Можно предполагать, чтоинтимные связи несовершеннолетних как бы компенсировали недостатокэмоциональных отношений в семье. Соответственно и в случаях добрачнойбеременности и в других сложных ситуациях общения целью консультированиястановилось воссоздание и создание общности между родителями и детьми.
Нарушение эмоциональных связей между родителями инесовершеннолетними можно констатировать и в тех случаях, когда психологическиетрудности несовершеннолетних не были связаны с беременностью. Эти нарушенияособенно характерны для ситуаций сексуального насилия.
Информативны случаи обращения в консультацию, не связанные сбеременностью или сексуальным насилием. Они раскрывают наиболее психологическисложные для несовершеннолетних ситуации общения с другим полом.
Обсуждая эти примеры, нужно отметить, что редкий подросток неимеет опыта распавшейся дружбы, безответной влюбленности, непонимания.Абсолютное большинство самостоятельно решает эти проблемы, преодолеваетвызванные ими негативные эмоции, находит психологическую поддержку в своемокружении. В связи с этим не без интереса выяснить, чем отличаются подростки,которые ищут профессиональной психологической помощи.
Отметим, что информирование общественности о психологическихконсультациях оказывает положительное воздействие и на несовершеннолетних, оничаще самостоятельно обращаются за психологической помощью. В то же времязначительная часть несовершеннолетних еще не обладает необходимой информацией.Среди обратившихся в консультацию каждый седьмой несовершеннолетний имелпредварительно некоторый опыт общения с психологом (психолог был среди егородственников, в консультацию ему посоветовал обратиться учитель психологии ит. д.).
Другой важный вопрос — личностные особенностиконсультированных несовершеннолетних. Некоторые тенденции, обусловившиевозникновение потребности в консультациях, могут быть выявлены с помощьютипологии акцентуаций характера, предложенной А. Личко. Оказалось, что вконсультацию из-за трудностей общения с другим полом в основном обращаются подросткиистероидной (примерно 70 %) и эпилептоидной (около 15 %) акцентуации. Понятно,что в других консультационных службах распределение может быть иным, ноприведенный здесь факт обращает внимание на определенную группу подростков,которым свойственны эмоциональная неустойчивость, инфантилизм, неумениепредвидеть последствия своих поступков, повышенная внушаемость. В еще большейстепени консультированные подростки выделяются по своим социально-психологическимхарактеристикам. Их объединяет неумение интегрироваться в группы сверстников иотчуждение в семье. Оба эти свойства могут проявляться различно. Неблагополучиев семье может варьировать от эмоционально холодных отношений до открытойвраждебности. Изоляция от сверстников тоже может быть ярко выраженной(подростка третируют, он является объектом насмешек и т. п.) или у него«просто» нет друзей. Исследование данных свойств какими-нибудьстандартизированными методиками может их и не зафиксировать. Хотя субъективноситуация эмоциональной изоляции очень часто переживается, а типичным еевыражением становится чувство небезопасности, истоки этого чувства не всегдаизвестны и во многих случаях связаны с нестабильными отношениями междуродителями, разводом. Подростки, чувствуя себя небезопасно, ищут опеки иэмоциональной стабильности в отношениях с человеком другого пола, хотя самиредко когда способны на зрелые чувства и ответственность. Кроме того, ихтребования к другу (подруге) часто недостаточно конкретны, им трудно понять ивыразить свои пожелания. Подобные обстоятельства не способствуют возникновениюкрепкой и постоянной связи. А так как потребность в ней была высокой, конфликтс другом (подругой) нередко заметно отражается на поведении подростков, например,они бросают школу, перестают контролировать питание (едят или слишком много илислишком мало и т. д.). Свое эмоциональное состояние эти подростки описывали какчувство пустоты, бессмысленности, тоски.
Поведение окружающих в таких случаях часто способствовалоусилению кризиса. Мало и эмоционально бедно общающиеся с родителями,отвергнутые сверстниками подростки наказывались за «капризы», их высмеивали.Такое воздействие давало негативный результат, усиливало кризис. Важноотметить, что и доброжелательная помощь иногда оказывалась неэффективной илидаже вредной. Обычно это случалось, когда взрослые пробовали восстановитьдружбу подростков.
Действенной психологической помощью несовершеннолетним втаких ситуациях становятся индивидуальные консультации, целью которых являетсяосознание потребностей и эмоций, а также усвоение способов, дающих возможностьконтролировать свои эмоциональные состояния.
В условиях, когда подростки могут выговориться, ихпсихическое напряжение снижается, что само по себе благоприятно действует на ихсостояние. Кроме того, обращение внимания подростков на рефлексию ранее бывшихи переживаемых в момент консультации чувств, разностороннее их рассмотрение ианализ помогают быстро преодолеть кризис, и далее несовершеннолетние уже болееили менее самостоятельно способны решать проблемы общения с другом (подругой).
Особенно следует отметить, что примерно пятая частьконсультаций, начавшихся как консультации по вопросам общения с другим полом,далее были направлены на коррекцию отношений детей с родителями.5.4 Групповоеконсультирование несовершеннолетних по вопросам общения с другим полом
Психологическую консультацию обращалось сравнительнонебольшое число несовершеннолетних. Между обращениями были заметные временныеинтервалы, а характер переживаемых несовершеннолетними сложностей не позволялоткладывать консультирование, поэтому только восемь из них принимали участие вгрупповых консультациях.
В группах решались актуальные для старших школьников вопросыобщения и самопознания. Можно предполагать, что абсолютное большинство членовгрупп было мотивировано принять участие и решать важные для себя вопросы, таккак в группы школьники приглашались только после выполнения заданий (например,письменно объяснить вопросы, которые лично хотели бы обсудить в группе). Каждыйдесятый школьник изначально заявил о желании участвовать в группе, но далее непоказал заинтересованности работать в ней и в группу не приглашался.
До обсуждения работы групп следует обратиться к контексту рассматриваемыхв них вопросов.
В последние десятилетия в мире изменяется ситуация заключениябрака. Хотя средний брачный возраст меняется незначительно, выросло числомолодоженов, заключающих брак до 20 лет. (Соответственно, выросло и числобраков в более позднем возрасте, в том числе повторных). В настоящее времяоколо четверти всех выходящих замуж вступают в брак в возрасте до 20 лет, асреди создающих семью мужчин доля заключающих брак в возрасте до 20 летсоставляет около 10 %.
Но готовность молодежи к жизни в семье, к выбору брачногопартнера недостаточна. Значительная часть старших школьников не обладаетдостаточными знаниями о семье, не имеет необходимых навыков общения с другимполом, не подготовлена к выбору брачного партнера, и несмотря на это им приходитсярешать вопросы добрачного общения, а иногда и создания семьи.
На решение упомянутых проблем и нацелена работа групп.Основными формами работы являются групповые дискуссии и ролевые игры.Проективные методы, например, рисунки, используются сравнительно редко. Группыбольше ориентированы на поиск рациональных решений. Пример
Третья групповая встреча (первая была посвящена знакомству иобсуждению правил работы группы, вторая — выяснению вопросов, актуальных дляучастников). В начале встречи ведущий напоминает, что на прошлом занятии многимпоказался интересным и лично важным вопрос о добрачном интимном общении.
На первой части встречи члены группы высказывают возможныеаргументы «за»: удовлетворение сексуальной потребности, приобретение опыта,проверки сексуальной совместимости до брака. Ведущий останавливает пробующихкритиковать и поддерживает активно высказывающихся. После короткого перерывавысказываются аргументы «против» (не планированная беременность, венерическиезаболевания, возникновение обязанностей). Далее обсуждается, какие аргументыдруг друга опровергают. Тема дискуссии сужается, и группа обсуждает тольковопрос влияния добрачных половых отношений на будущую семью. Ведущий предлагаетне обсуждать чувств и моральных норм, а говорить только о качестве опыта и оего влиянии на отношения с другим человеком. Далее группа самостоятельноприходит к выводу, что лучше всего опыт приобрести с тем (с той), с которым (скоторой) планируется совместная жизнь. Заканчивая встречу, ведущий обращаетвнимание на то, что вывод группы соответствует этическим нормам. Это вызываетживой отклик группы, предложения обсудить обоснованность и других норм.
Описанная групповая встреча неплохо иллюстрирует некоторыеособенности группового консультирования несовершеннолетних. Здесь можноотметить желание несовершеннолетних «по-своему» оценить позицию «взрослых» ивместе с тем слабо развитое умение последовательно обосновать свою точкузрения. Если ведущий сохраняет нейтральность по отношению к противоположнымвысказываниям, не осуждает и не одобряет противоречивые точки зрения, нопредлагает подробно обсудить последствия их воплощения, чаще всего группынесовершеннолетних делают выводы, мало отличающиеся от тех, которые предложилабы им семья. Но субъективно эти выводы намного ценнее. Еще более интересен длянесовершеннолетних процесс принятия решений. Обычно они, анализируя ходгрупповых встреч, более заинтересованно обсуждают не решения группы, аактивность участников и путь получения выводов. Важно отметить, что групповыезанятия оказывают более сильное влияние на формирование отношения к семье, чемобычные уроки.
Ведение групп несовершеннолетних имеет свою специфику. Здесьочень важным вопросом является создание мотивации участия в группе. (Посравнению с взрослыми, у несовершеннолетних такая мотивация часто слабее).Также важно в зависимости от групповых процессов постоянно корректировать стильруководства группой, согласовывать директивность и либеральность. Данноеобстоятельство также отличает группы несовершеннолетних от групп взрослых.Последние нередко можно вести в неизменном стиле.
Так как группы несовершеннолетних нередко приписываютведущему роль «взрослого», а некоторые участники группы пробуют повторятьпривычные стереотипы общения с матерью, отцом или учителем, полезно частьгрупповых встреч использовать для осмысления этих стереотипов и для усвоенияболее рациональных способов общения. Различный стиль ведения группы являетсяпредпосылкой решения этих вопросов, позволяет обсудить отклик на руководство исамочувствие при разном соотношении авторитетов.
Активное разрушение стереотипов общения с взрослыми особенноважно на первых встречах группы несовершеннолетних. Примерно в половинеобсуждаемых групп можно наблюдать одинаковый стереотип поведения: подросток,отличающийся сильной негативной установкой на взрослых (родителей, педагогов),стремился быстро высказать критику в адрес группы и ведущего, получитьподдержку со стороны сверстников и сразу же покинуть группу. Правильно оценивэту установку, ведущий может легко корректировать поведение. Обычно ему нужнобыло только опередить агрессивное высказывание подростка и рассказать, что онили она собираются говорить и делать, а затем подтвердить его (ее) право налюбое поведение в группе.
Динамика групп несовершеннолетних во многом сходна сдинамикой групп взрослых, хотя группы несовершеннолетних обычно быстреепроходят начальную фазу развития.
Можно выделить три фазы развития групп несовершеннолетних,решающих вопросы общения с другим полом. В начальной фазе развития группы длянее свойственны паузы, молчание, комментирование окружающей обстановки,сопротивление и попытки отдельных членов группы стать ее «негативными»лидерами. В средней фазе развития группы можно наблюдать личностное раскрытие,обсуждение вопросов взаимоотношений со взрослыми и вопросов секса. В фазецеленаправленно функционирующей группы появляется ответное реагирование наличностное раскрытие, обсуждение экзистенциальных проблем и планов на будущее,сотрудничество и опека.
Следует отметить, что часть несовершеннолетних приходит вобсуждаемые группы с целью решения личностно значимых проблем. Поэтому ониэмоциональнее реагируют на некоторые ситуации, обсуждение которых для остальныхчленов групп интересно только теоретически. Здесь можно усмотреть некоторуюаналогию с уроками подготовки к семейной жизни, когда общие рассуждения о семьеподростки сопоставляют с отношениями их родителей и реагируют на них болееэмоционально. Ситуации в группе контролируются легче, чем на уроках, но и здесьцелесообразно отложить обсуждение личностно актуальных вопросов до достиженияфазы целенаправленно функционирующей группы.
Групповая динамика и успешность работы группы в немалойстепени могут зависеть от степени знакомства ее участников до начала групповойработы. Группы, состоящие из подростков знающих друг друга, быстрее проходятпервые фазы развития, в них редко наблюдается стремление к «негативному»лидерству, но в них труднее достигнуть более глубокого личностного раскрытияучастников.
В группах, составленных из подростков, ранее не знавших другдруга, эмоциональность групповых встреч обычно была более высокой. Такие группычаще обсуждают не обобщенные, а конкретные ситуации, актуальные для участников.
Обобщая опыт консультирования несовершеннолетних по вопросамобщения с другим полом, можно отметить некоторые факты:
— опыт несовершеннолетних в общении с другим полом можетсущественно отличаться, например, нередко в той же группе принимают участиенесовершеннолетние, имевшие несколько партнеров интимной жизни, и несовершеннолетние,вообще не имевшие опыта дружественного общения с человеком другого пола;
— независимо от реального опыта общения с другим полом уабсолютного большинства консультированных несовершеннолетних недостаточноразвито умение обобщать данный опыт, связывать его с психологическимисведениями и знаниями о семье, умение делать выводы и четко их аргументировать;
— несовершеннолетнихможно условно разделить на три группы. Первую составляют те несовершеннолетние,которым психологические консультации нужны и объективно и субъективно (в данномслучае наиболее действенно индивидуальное консультирование). Во вторую входятте, кто решает субъективно трудные вопросы (здесь целесообразно совмещатьиндивидуальное и групповое консультирование). Третья группа — этонесовершеннолетние, которые не сталкивались со значительными трудностями вобщении и лишь готовятся к решению возможных проблем (в данном случае наиболееэффективно групповое консультирование).
Ссылки:
· 1 Квинн В. Прикладная психология.СПб., 2000.
· 2 Калмыкова Е.С. Психологическиепроблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.83-89.
· 3 Флоренская Т.А. Диалог впрактической психологии. М., 1991.
· 4 Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей.М., 1996.
· 5 Грачев Г.В. Информационная средаобщества и источники угроз информационно-психологической безопасности //Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции. М. 1996. С. 39 —40.
· 6 Данилова А.Г. Специфика восприятиярусской аудиторией рекламного продукта, выполненного в культурных традицияхразных стран // Экологическая психология. Тезисы 1-й российской конференции.М., 1996. С. 43.
·  7Дуглас Н., Слинжер П. Эзотерическая эротика Востока. Ростов н/Д., 1990.)
·  8Мдивани М.О., Курдюкова ЮЛ. Исследование современнойинформационной Среды как фактора агрессивного поведения // Учителю об экологиидетства. Черноголовка, 1995. С. 218 — 225.)
· (9 МатвееваЛ.В. Быть или не быть? Как телевидение модифицирует наше сознание //Экологическая психология. Тезисы 1-й Российской конференции. М., 1996.С.112—113.
· Э.Фромм «О любви»
Списоклитературы:
1.  Кратохвил С. Психотерапиясемейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991.
2.  Навайтис Г. Семья в психологическойконсультации. — М; Воронеж, 1999.
3.  Немцов Р.С. Основы психологическогоконсультирования. — М., 1999.
4.  Пезешкиан Н. Позитивная семейнаяпсихотерапия: Семья как психотерапевт. — М., 1993.
5.  Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 2000.
6.  Сидоренко Е. Терапия и тренинги поАльфреду Адлеру. — СПб., 2000.
7.  В.М. Целуйко Психология современнойсемьи-СПб.,2004.
8.  Л.Б. Шнейдер Семейная психология–Екатеренбург, 2005.
9.  Хрестоматия Психология и психоанализлюбви под ред.Д.Я. Райгородского –Самара, 2007
10.  Хрестоматия Часть 2Социально-психологическая и консультативная работа с семьёй, соствитель Л.Б.Шнейдер, М.-Воронеж 2004.
11.  Навайтис Г. Муж, жена и…психолог- М-Воронеж, 1998.
12.  Ричардсон Р.У. Силы семейных уз –СПб, 1994.
13.  Флоренская Т.А. Диалог в практическойпсихологии – М., 1991.
14.  Семья в психологической консультации:Опыт и проблемы психологического консультирования, Под ред.А.А. Бодалаева, В.В.Столина – М.,1989.
15.  www.bookap.by.ru.
16.  htt\\flogieston.ru\library


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Thoreau On Transcendentalism Essay Research Paper The
Реферат Хозяйственный подъем Германии в конце XIX в
Реферат Подводная лодка "Дельфин"
Реферат Я хочу быть понят моей страной личная и творческая трагедия Маяковского
Реферат Подводная лодка "Форель"
Реферат Разработка модели туристического агентства
Реферат Подводные лодки. Серия 627 Кит
Реферат Предпринимательство 9
Реферат Роль государственных инвестиций в условиях современного мирового экономического кризиса
Реферат Разработка сменного модуля для изучения соединения типа "Звезда"
Реферат Iдэйны змест паэмы Пятруся Броукi Голас сэрца. Вобраз мацi-паланянкi. Лiрызм i пубiцыстычнасць тво
Реферат "Анна Каренина"
Реферат Коллекция Пермской государственной художественной галереи
Реферат Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
Реферат Российские механизмы саморегулирования СМИ