Реферат по предмету "Психология"


Поздний период жизни человека

Курсоваяработа по возрастной психологии
 
На тему: Позднийпериод жизни человека: типы старения.
 
Содержание
Введение……………………………………………………..………..…3
1.  Позднийпериод жизни человека………………………….………..4
2. Анализ основных теорий старения и старости…………..……..…..7
3. Типы старения и определяющие их условия…………….………..11
Заключение…………………………………………………….……….23
Список использованной литературы………………………………….24       
 

Введение
В настоящее время в высокоразвитых странахвозросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимаетоколо трех десятилетий. Однако в психологической науке этот период изучен несравненноменьше, чем первая треть жизни человека. И все же за последние два десятилетия психологисоздали ряд концепций старости, собрали значительный материал, выявляющий характеристикипсихологического облика людей в возрасте от 60 до 90 лет и более.
Исследователи проводят полевые эксперименты,лонгитюды, применяют психобиографические методы. Ведется разработка периодизациипоздних лет жизни. Одни психологи выделяют этапы ранней (от 60 — 65 до 75 лет) ипоздней старости (от 75 лет и далее). Другие называют поздней взрослостью 60 —75лет, расчленяя период взрослости на раннюю, среднюю и позднюю. В таком случае старыминазываются люди, находящиеся за пределами 75-летнего возраста. Однако те или иныеэтапы поздней жизни не приурочены жестко к возрастным рамкам. У одних людей этаппоздней взрослости продолжается до 90 и более лет. У других уже в 70 лет появляютсяпризнаки психологического одряхления.
В данной курсовой работе проводится исследованиепериода поздней взрослости.

1. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Любой период жизни человека, особенно времяпоздней взрослости и старости, следует рассматривать в контексте целостного жизненногопути индивида. Психологи не располагают материалами, которые охватывали бы весьжизненный путь человека. Но психобиографические методы, повествования субъектово личностно значимых для них событиях, исследование степени согласованности внешнегорисунка жизни с ее оценкой самим человеком и хорошо знавшими его людьми помогаютвыявить те особенности жизненного пути индивида, которые повлияли на процесс егопсихологического старения.
В свою очередь жизненный путь — это индивидуализированноепреломление личностью движения социально-исторической действительности. Принципсоциальной обусловленности жизни человека получает развитие в работах многих крупныхпредставителей мировой психологической науки — Э. Фромма, X. Томе, Э. Эриксона идр.
 Этот принцип направлен на выявление представленностив душевной жизни личности социально-исторических событий, периодов ломки общественныхотношений. Силу социальных воздействий никак нельзя недооценивать, и все же человекспособен быть свободным по отношению к своей исторически преходящей действительности,к давлению общества, его шаблонам. Возможность человека быть свободным заключаетсяв том, что его потенции выходят далеко за пределы того, что общество реализует наданном этапе своего развития. Выступая как личность, как индивидуальность, человекпривносит свою уникальность в социальные ситуации и события, наполняет высокой значимостьюодни фрагменты мира и обрекает на психологическое небытие—другие.
Положение о значимости субъективного отношениячеловека к социальным воздействиям, стереотипам и шаблонам обретает особый смыслприменительно к анализу жизни людей в поздние годы. Результаты эмпирических исследованийпоказывают, что многие характерные черты пожилых обусловлены распространенными вобществе негативными стереотипами стариков как людей бесполезных, интеллектуальнодеградирующих, беспомощных. И многие пожилые интериоризируют эти стереотипы, снижаютсобственную самооценку, боятся своим поведением подтвердить отрицательные шаблоны.
Весьма значимыми для психологии развитияи психогеронтологии выступают также следующие положения.
В первом из них мы пересматриваем широкораспространенное среди психологов представление о поступательном развитии личностикак об «одноколейном», однонаправленном движении душевной жизни. Новые исследованияв области психологии жизненного пути показывают, что личностное развитие представляетсобой двухколейный процесс, включающий перемещение субъекта в плоскости сознанияи даже поведения назад, к своему прошлому, с последующим возобновлением поступательногодвижения.
 Подчеркнем, что в данном контексте движениевспять является не регрессом, а механизмом обогащения личности латентными новообразованиямипройденных стадий, которые оцениваются и переосмысливаются ею с позиций актуальногонастоящего.   Эриксон впервые обратил внимание на этот психологический феномен ещев 1951 г. Тогда в качестве главного новообразования заключительной стадии жизнион выделил особую активность человека по интеграции пройденных им стадий жизненногопути. Личность, успешно решившая задачу интегрирования, аккумулирует, согласно Эриксону,достижения и энергетический потенциал пройденных этапов жизни, переживая чувствоудовлетворения.
Второе положение своимиистоками восходит к работам X. Вернера. Изучая развитие восприятия, он пришел квыводу о том, что существуют две его разные формы, которые развиваются параллельно,не оказывая одна на другую заметного влияния. Первая форма — физиогномическое восприятие,схватывающее характерность ситуации или человеческого лица без выделения частейвоспринимаемого. Вторая форма — аналитико-синтетическое восприятие, возникающеенесколько позднее, но не преобразовывающее физиогномическую перцепцию. Работы К.Джиллиген (С. Gilligan)—сотрудницы Л. Колберга — дают основание ряду психологоввыдвинуть предположение о том, что нравственная сфера человека развивается одновременнопо двум направлениям. Исследования Джиллиген показали, что нравственное сознаниемальчиков ориентировано на логику, справедливость, социальную организацию. У девочекморальное развитие идет по линии усиления сочувствия, заботы о людях и гуманизациимежличностных отношении. Есть основания согласиться с мнением некоторых психологово том, что у обоих полов происходит одновременное развитие этих двух форм нравственности.Однако у мужчин более развитым и глубже вписанным в мужской характер оказываетсялогически-когнитивный тип морали, а у женщин — эмоционально-эмпатический. По мнениюУ. Крей-на (W. Crain),интеграция двух линий развития морали является одной из главных задач личности впоздние годы[1].
Обозначим, наконец, последнее методологическоеположение нашего исследования. В отечественной психологии внимание ученых привлектезис К. Маркса о способности человека к безграничному развитию безотносительнок заданным масштабам. Это положение было конкретизировано на уровне изучения человека,его индивидуального бытия и развития как личности. Новейшие эмпирические материалыпозволяют наполнить психологическим содержанием этот принцип, постулировать неисчерпаемостьпотенций человека, обосновать оптимистический подход к его жизни в поздние годы.
Изложенное выше положение Маркса поддерживаюткрупные зарубежные психологи. Э. Фромм, опровергая бытующее до сих пор в психологическойнауке убеждение в том, что развитие человека как личности направлено на достижениеим некоторого конечного состояния — «зрелости», «мудрости» и т. п., после котороголичность начинает деградировать, пишет: «Человек умирает всегда прежде, чем успеваетполностью родиться».
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ СТАРЕНИЯ И СТАРОСТИ
Первая теория —с позиций биолого-медицинского подхода психологическая деградация людей в поздниегоды, ухудшение их умственных возможностей непосредственно определяются функциональнымии органическими поражениями мозга. Против этой концепции выступают многие психогеронтологи.Так, Н. Фейл (N. Feil),видный геронтопсихотерапевт, работающая в интернате для пожилых, показала, что подвлиянием разработанных ею методов психотерапии даже у очень старых людей с диагнозом«начальная стадия болезни Альцгеймера», происходят позитивные изменения в сознаниии поведении. Она утверждает, что не существует непосредственной связи между степеньюпоражения мозга человека и его интеллектуальными способностями.
Вторая теория старенияможет быть обозначена как деятельностный подход (action-theoreticalapproach) к развитию личности. Егопредставители — Р. Хейвигхерст (R.Havighurst), Г. Крем-пен (G.Krempen), Ф. Хейл (F.Heil) и др. Суть этого подхода такова: людисвоими действиями изменяют собственное окружение, развивают способность справлятьсяс трудными ситуациями, прокладывают свой жизненный путь. Деятельная жизнь выступаетусловием поступательного развития личности в поздние годы.
Разумеется, действенное, активное отношениек жизни может создать благоприятные условия для прогрессивного развития личности.Но главный вопрос заключается в том, насколько содержательными и продуктивными окажутсядействия человека, насколько личностно значимой будет его деятельность.  
Представители третьей теории старения, соглашаясьс положением о значимости активности личности для благополучного прохождения еюстадий поздней жизни, одним из весьма важных факторов актуализации потенций субъектасчитают его способность противостоять распространенным в обществе негативным стереотипамстарости. Ранее мы уже выделяли некоторые из таких стереотипов. Психологи описываюти другие отрицательные шаблоны, например, ложно понимаемая мудрость как отстраненноеотношение старого человека к общественной жизни, его «погружение в мысли о вечном»и т. П.  На человека, который вышел на пенсию, так и не добившись высокого положенияв обществе, демобилизующе действует его убеждение в том, что он прожил «маленькую»жизнь.
Обсуждая проблему критериев величия человека,Фромм приходит к следующему выводу: «Обыкновенный человек, справляющийся с задачами,которые ставит перед ним положение в обществе и семье, несмотря на свою «маленькуюжизнь», более «велик», чем «великий» государственный деятель, чьи безнравственныерешения могут нести непоправимое зло». Есть основания предполагать, что раннее появлениеу развивающегося человека качества автономии, т. е. самостоятельности и независимости,позволяет личности противостоять давлению общества и вырабатывать собственные критерииоценки своей жизни[2].
Обратимся, наконец, к анализу концепции Эриксона,рассматривающего период старения личности в контексте ее целостного жизненного пути.Эриксон выстраивает последовательность стадий развития личности, характеризующихсяособым новообразованием. Каждое из них формируется, согласно его концепции, в процессеразрешения человеком конфликта между двумя противоположными тенденциями, одна изкоторых способствует поступательному развитию личности, а другая — тормозит его.Эти тенденции в явной или неявной форме включают и определенную черту личности,и отношение человека к миру, своей жизни, себе. В своих более ранних работах в качествепозитивных новообразований личности Эриксон выделяет доверительное отношение индивидак миру и себе, автономию, инициативу, трудолюбие, хорошо организованную идентичность,близость (со значимыми другими), генеративность и интегратив-ность. К негативнымхарактеристикам личности он причисляет недоверчивость, стыд и сомнение, чувствовины, неполноценность, диффузность ролей, изоляцию, стагнацию, отчаяние. В результатетакого резкого разведения двух групп личностных свойств в концепции Эриксона оказалисьпредставленными два нежизненных психологических типа людей. Один — испытывающийлишь чувства вины, сомнений, одиночества и отчаяния, другой — характеризующийсятолько положительными качествами, которые в реальной жизни могут оказаться неадантивными.Встреча доверчивого человека со злом способна породить генерализованную озлобленность.Таким же образом, инициатива, не ограниченная нравственными устоями, может привестик попранию интересов других людей и т. д. Практика психотерапии побудила Эриксонапересмотреть ряд положений своей концепции.
В последних работах он определяет новообразованиякаждой стадии как неустойчивый баланс двух противоположных качеств. У личности,благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительныхкачеств. При менее благополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативныхсвойств. Теперь эпигенетические образования каждой стадии Эриксон называет Надеждой,Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждоеиз них включает два противоположных качества. В определенных ситуациях одно из нихможет занять ведущее место.
В данном контексте для нас особый интереспредставляет характеристика Эриксоном стадии поздней жизни — интегратив-ности (мудрости).Нельзя не отметить, что в его концепции психологическое содержание периодов второйполовины жизни человека раскрыто гораздо слабее, чем более ранних стадий. Задачустадии интегративности (мудрости) ученый видит в отыскании человеком смысла своейжизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении им целостности своего «Я».Он, однако, не раскрывает, какими процессами обеспечивается достижение интегрированияличности. Несомненно, решение этой задачи должно опираться на способность человекабыть компетентным в построении собственной жизни, организации своего будущего времени,в выработке осуществимых жизненных программ, адекватной оценке социальной действительностии т. д. Но в схеме Эриксона компетентность выступает лишь как трудолюбие, успехв овладении профессией.
Особого обсуждения заслуживает максимальноесближение у Эриксона понятий интегративности и мудрости. С моей точки зрения, стержнеммудрости является духовно-нравственное отношение личности к миру и жизни. Но являетсяли такое отношение основанием интегративности? В работах Эриксона нет ответа наданный вопрос. Более того, понятие нравственности не фигурирует в его схеме ни вкачестве центрального новообразования определенной стадии, ни в форме общей характеристикижизненного пути личности.
Хотелось бы, наконец, подчеркнуть, что стремлениеинтегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственнойжизни присуще личности на всех отрезках ее жизненного пути. Но Эриксон нрав в том,что в поздние годы потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь становитсяособенно настоятельной. Достоинством его концепции является выделение им условий,способствующих личности эффективно интегрировать свою жизнь. К таковым относятся:успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивныхличностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способностьаккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. Теперь-то и обнаруживаетсяполностью вся парадоксальность позиции Эриксона. У личности произошла интеграцияпозитивных свойств. Каждое из них усилилось за счет связи со всеми остальными. Возросмотивационный потенциал человека[3].
Он оказался подготовленным к дальнейшемупоступательному развитию. Для Эриксона же это — характеристики конечного этапа жизни.Не логичнее ли предположить, что восьмая стадия есть завершение прежних жизненныхпрограмм и основание для выработки новой программы и дальнейшего роста личности.
Как развитие интеллекта не заканчиваетсяпо достижении человеком операционального уровня развития мышления, так и продуктивнаяжизнь личности не завершается стадией интегрированности ее жизненного пути.
3. ТИПЫ СТАРЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ИХ УСЛОВИЯ
Анализируя жизнь человека в поздние годы,нужно четко различать его физическое и личностно-психологическое старение. Теряяфизические силы, индивид может сохранить способность прогрессивно развиваться какличность. Одним из основных признаков старения является гиперболизированная адаптациясубъекта к выработанным им приемам решения жизненных проблем, стратегиям поведенияв социальных ситуациях и определенному образу жизни. Очутившись в новых социально-историческихусловиях, такая личность не может заново осмыслить свои путь, дать новую интерпретациюсобытиям собственной жизни. Успешность, адаптивность старения определяется тем,насколько человек оказывается подготовленным к тем новым задачам, которые характерныдля поздних лет жизни, к изменению своего места в обществе, специфичным для староститрудным ситуациям.
Самое общее положение, из которого мы исходим,заключается в следующем. Насколько адаптивной, успешной, продуктивной будет жизньчеловека в пору поздней взрослости (и старости), зависит от того, как он строилсвой жизненный путь на предшествующих стадиях. В поздние годы человек заостряетвнимание не только на присущих ему установках и субъективных отношениях к миру,но и на проявлении ранее скрываемых личностных свойств и позиций. С этой точки зренияразработка типологии старения может внести вклад в продвижение проблемы целостнойтипологии личности[4].
Прежде чем приступать к анализу разных типовстарения, выделим те факторы, которые влияют на личность в поздний период ее жизни.Одним из главных факторов, обусловливающих продолжение поступательного развитияличности в поздние годы, выступает содержательность, творческий характер способаее жизни.   Продуктивный способ жизни опирается на систему малоизученных жизнетворческихдарований личности. Это — способности личности рассматривать жизнь и ее событияв разных системах координат; выявлять латентные возможности жизненных ситуаций;воспринимать неожиданность, неопределенность, многозначность обстоятельств жизникак стимул для своего развития и т. п. К жизнетворческим устремлениям личности относитсяи ее потребность в экспериментировании с общественными нормами, предписаниями, ролями.О важности этой формы активности в построении жизненного пути личности говорит Эриксон,считающий ее ведущей характеристикой человека лишь в период юности, когда молодыелюди начинают опробовать себя в различных социальных (точнее — жизненных) ролях.Однако новейшие исследования показывают, что экспериментирование — важнейшая формаактивности личности на всех стадиях жизни. Так, Н. Н. Поддъяков, крупный представительпсихологии детства, приходит к заключению, что экспериментирование может «претендоватьна роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». В своих работахон убедительно раскрывает связь такой опробующей активности с творчеством и инициативой,гибкостью и пластичностью поведения, с накоплением субъектом догадок и предположений,побуждающих его по-новому воспринимать мир. Поэтому перспективным оказывается обобщенныйвывод Н. Н. Поддъякова о том, что «деятельность экспериментирования, взятая во всейполноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики».
Мы полагаем, что для успешного прохожденияличностью периодов и взрослости, и старости особое значение имеет экспериментированиес жизненными ролями. Принимая на себя ту или иную роль, развивающийся человек начинаетвести себя в соответствии с ее требованиями. Роль на некоторое время определяетличностный способ его существования.
В случае рассогласования между требованиямироли и возможностями индивида (социальными или психологическими) он начинает опробоватьсебя в новых ролях. Когда человек самоопределяется, пережитые им разные формы личностногосуществования не исчезают, а сохраняются в его внутреннем мире в виде «эскизов»виртуальных личностей. Есть основания предполагать, что в поздние годы эти фрагментарныеличности помогают субъекту обрести себя в новом качестве и продуктивно изменитьсвою жизнь. Эта гипотеза особенно касается тех людей, которые в результате выходана пенсию оказываются в неопределенной, слабоструктурированной ситуации. В этихусловиях человек должен сам организовать свое настоящее и будущее, наметить новуюжизненную программу. Именно в такие моменты актуализация виртуальных личностей можетпомочь человеку начать новую деятельную жизнь.
Другое важное условие плодотворной жизнив поздние годы — это интеграция субъектом всех пройденных им стадий, своего прошлого,настоящего и антиципируемого будущего. Предпосылкой интеграции является успешноерешение нормативных кризисов, жизненных задач и конфликтов. При этом реальная интеграцияпрошлого с настоящим происходит в случае, когда личность поднимается над прошлымс позиций настоящего, рассматривает пройденные стадии в системе актуальных отношенийи проблем. Тогда она может внести в систему не только достижения, которые были вцентре ее сознания, но и опыт, воспринимавшийся в прошлом как малозначимый, а внастоящем обретший новое значение как важный способ достижения целей. Личность способнаделать, по выражению А. А. Кроника, позитивные «биографические открытия». Дистанцированнаяпозиция по отношению к пройденному жизненному пути бережет пожилого человека от«поглощения» его своим прошлым. А оно, по наблюдению ряда психологов, как магнит,притягивает к себе настоящее и будущее личности.
Продолжению поступательного развития в поздниегоды способствует также спонтанно проявляющаяся у пожилых людей продуктивная установкаоценивать свою жизнь (как и все происходящее в мире) по критерию успехов, достижений,счастливых моментов. С этих оптимистических позиций поражения и ошибки интерпретируютсякак тягостные, но необходимые уроки жизни, которые в конце концов ведут к победам.Активное отношение к жизни таких людей обычно имеет в своей основе высокоразвитыечувства автономии и инициативы, что позволяет им противостоять негативным общественнымстереотипам старости[5].
Обратимся теперь к анализу условий, порождающихпроцесс старения личности, неадаптивный и не обеспечивающий ее дальнейшее развитие.Как правило, его характеристики являются производными неконструктивного способажизни на более ранних стадиях. Эриксон выделяет две группы стадиальных новообразований,суммирование которых в поздние годы приводит к стагнации, восприятию человеком миракак источника зла, сочетанию самонадеянности с чувством неудачно прожитой жизни.Первую группу негативных личностных новообразований ученый называет «неадаптивныетенденции». Она включает плохое сенсорное развитие, своеволие, безжалостность, виртуозностьв узкой сфере деятельности, фанатизм, распыление своих сил в необъятном множествезанятий; самонадеянность, не согласующуюся со способностями человека. Вторая группа— «пагубные, отрицательно влияющие на развитие тенденции». К ней относятся: отстранениеот мира; компульсивные действия; привычка тормозить свое поведение; инертность;преобладание стратегий отказа от решения актуальных задач, от использования благоприятныхвозможностей; недоступность для всего окружающего; отсутствие заботы о новом поколении;презрение к миру. Эмпирические исследования выявляют дополнительные трудности пожилыхлюдей, мешающие им интегрировать свою жизнь. Если их жизнь оказывается наполненнойнеразрешенными конфликтами, если они предпочитали отказываться от решения насущныхзадач, то «эффект Зейгарник» заставляет их погружаться в свое прошлое, которое поглощаетих настоящее и лишает будущего. Если к этому прибавить узкий круг их ценностей иинтересов и напомнить, что речь идет о людях, вышедших на пенсию, то можно заранеепредугадать, сколь драматичной станет их жизнь в поздние годы.
Н. Фейл описывает разные непродуктивные приемы,к которым прибегают старые люди, столкнувшись с трудностями в своей поздней жизни.
Так, одна из обитательниц интерната — м-сУол — проработала несколько десятков лет в канцелярии солидного учреждения. Работабыла основанием ее идентичности. Когда же в возрасте 65 лет женщину отправили напенсию, она прибегла к механизму полного отрицания трагического для нее события.Целыми днями дома она печатала на машинке какие-то бумаги, подшивала их в папкии была преисполнена уверенности, что работает для фирмы. В 80 лет Уол попала в интернат,но и там продолжала «работать». В сумочке она носила кусочки бумаги — «документы»фирмы, «рассылала» письма клиентам. Эта женщина втянула свое прошлое в настоящееи психологически реконструировала актуальную действительность по образцу минувшего.Так, услышав голоса медсестер, Уол недовольно замечала: «Опять эти девушки из машбюроболтают». По наблюдениям Фейл, обитателей интерната часто мучают неразрешенные впрошлом конфликты с близкими людьми. И в этих случаях их прошлое заполняет настоящее.Старые люди начинают «выяснять отношения» с кем-либо из посетителей. И когда ихмнимые обидчики признают свою неправоту, старики с чувством удовлетворения возвращаютсяв свое настоящее[6].
Неадаптивным оказывается процесс старенияи у тех людей, которые не смогли развить в себе качества автономии и инициативы.Ориентирами в организации собственной жизни для них были указания, требования, мненияокружающих людей. Д. Гутман (D.Gutmann) относит их к пассивно-рецептивномутипу. В неструктурированной ситуации отставки они чувствуют себя потерянными, беспомощнымии быстро усваивают негативные социальные стереотипы старости. Смирившись со своейучастью (выбранной ими же самими), они ищут поддержки, внимания, опеки у окружающихлюдей. Между тем, по наблюдениям психологов, не все из представителей описанноговыше типа действительно не способны самостоятельно строить свою жизнь в поздниегоды. Лишившись волею обстоятельств помощи и поддержки, некоторые из них наотрезотказываются переселиться в интернат и начинают сами строить свою жизнь. Поэтомуисследователи предполагают, что «старческая позиция» может иногда быть защитныммеханизмом или приемом снятия с себя ответственности за свою пассивность.
Обратимся теперь к анализу разных типов адаптивногои продуктивного старения. Разумеется, продуктивность субъекта жизни может быть качественноразличной в зависимости от уровня его личностного развития, степени одаренностии т. д. Можно выделить следующие критерии типов поступательного развития личностив поздние годы: 1) лишился ли человек работы в эти годы или он продолжает свою профессиональнуюдеятельность, 2) на какие ценности ориентирована его активность в период позднейвзрослости. В том случае, если индивид очутился в ситуации отставки, перед ним встаеттрудная задача — реализовать свои возможности в новых видах деятельности, нередкотребующих изменения образа жизни. Решению этой задачи поможет актуализация тех виртуальныхфрагментарных личностей (и связанных с ними интересов), которые возникли как результатопробования человеком себя в разных жизненных ролях. Именно с этих позиций можноинтерпретировать описания Эрик-соном жизни некоторых старых людей.
Так, один из них в ранние годы хотел статьмузыкантом и немного занимался музыкой. Однако ему пришлось овладеть иной, болееприбыльной профессией. Выйдя на пенсию, он сначала занялся воспитанием внуков, ножелание стать музыкантом оказалось настолько велико, что в 80 лет он уже виртуозноиграл на саксофоне и даже стал писать песенки. Сходной оказалась судьба двух другихпожилых женщин. Одна из них в юности начала заниматься лепкой, другая пробоваласебя в живописи.
Но семейные обязанности и работа вне домапомешали им осуществить свои желания. Вырастив детей и выйдя на пенсию, обе женщинывсе же реализовали себя в любимых занятиях.
Идея о том, что продуктивные устремлениялюдей находят свое продолжение и в поздние годы их жизни, лежит в основе личностнойтипологии Гутмана. Но он при этом выделяет два типа высокой активности и продуктивностижизни.
Первый тип он называет «прометеевым» и относитк нему личностей, для которых жизнь — непрерывное сражение. В поздние годы такиелюди продолжают сражаться с новыми трудностями, возрастными болезнями. При этомони стремятся не только сохранить, но и расширить субъективное пространство своегожизненного мира. Испытывая в конце концов необходимость в опоре на других, они принимаютлишь ту помощь, которая завоевана ими. Другой тип, представители которого тоже отличаютсяактивным отношением к жизни, носит у Гутмана название «продуктивно-автономный».Как в ранние, так и в поздние периоды жизни личности такого типа ориентированы навысокие достижения, успех, который обеспечивается ими многообразными стратегиями.Они самостоятельны, критически относятся к разным социальным стереотипам и общепринятыммнениям[7].
Было бы, конечно, ошибочным предполагать,что люди, ведущие в поздние годы продуктивную жизнь, не переживали в своем прошломразочарований, не страдали от конфликтов, а в старости им не досаждают болезни инедомогания. Есть, однако, основания утверждать, что у личностей с продуктивнымжизненным стилем появляются способности позитивного психологического изменения историисвоей жизни. Это положение подтверждается уникальными материалами, представленнымив работах Эриксона.   Проводившие лонгитюд психологи изучали положение детей в школеи семье, расспрашивая родителей о степени их удовлетворенности своей семейной жизнью,о частоте конфликтов между супругами и т. п. Сравнивая эти рассказы с ретроспективнымиповествованиями своих собеседников, Эриксон обнаружил во многих случаях поразительноерасхождение между прошлыми и настоящими оценками. В рамках лонгитюдных опросов супругичасто жаловались на непонимание, на расхождение мнений по важным вопросам, оценивалисвой брак как неудачный, говорили о желании развестись. Беседуя через несколькодесятков лет с Эриксоном, эти же люди (иногда вдовы или вдовцы) убежденно говорили,что всю жизнь прожили друг с другом счастливо, «душа в душу», взгляды их удивительносовпадали.
Такие приемы позитивного изменения личностьюистории своей жизни отнюдь не являются ее искажением. В их семейной жизни были моментысчастья, радости, взаимопонимания, удовлетворения успехами своих детей. Пожилыелюди, начавшие воспринимать споры и конфликты прошлого как досадные мелочи жизни,именно эти моменты и наделили высокой значимостью.
Люди, жизненный путь которых отличается дерзанием,креативностью, успехом, конструктивно относятся и к спутникам старости — ухудшениюфизического состояния, появлению разных болезней.
В этом отношении весьма показательна позицияизвестного актера Жана Марэ, которому исполнилось 82 года. В беседе с Эльдаром Рязановым,передававшейся по телевидению, Марэ сказал, что он прожил счастливую жизнь, в которойему всегда и во всем везло. Он сообщил, что никогда не прибегал к помощи каскадерови самые рискованные трюки проделывал сам. На вопрос Рязанова о его здоровье артистответил, что болезней, естественно, накопилось достаточно, в частности, оказалсяповрежденным позвоночник, но это, по его мнению, оправданная плата за долгую счастливуюжизнь.
Своеобразно протекает процесс старения увыдающихся творческих личностей, имеющих возможность до глубокой старости продолжатьсвою креативную жизнь. Во многих случаях жизненный путь таких людей — это сплавсчастья и страданий, чередование моментов потери и обретения нового смысла своейжизни. К числу причин, вызывающих у них острое чувство недовольства собой, относятся,в частности, исчерпанность намеченной ранее жизненной программы; расхождение междумасштабностью творческого дара и весьма неполной его реализацией в результатах деятельности.Один из вариантов жизни на стадии поздней взрослости, захватившей и годы, обычноотносимые к периоду старости, представлен в уникальном документе— психологическойавтобиографии К.Роджерса (C.Rogers).В ней выдающийся ученый особенно детально анализирует свою жизнь от 65 до 75 лет.Этот анализ — ценный вклад в акмеоло-гию. Описываемое десятилетие характеризуетсяпоразительной продуктивностью научной, научно-организационной, психотерапевтическойи педагогической деятельности ученого.
Роджерс выделяет появившиеся в это времякрупные личностные новообразования. Среди них — его неудержимое стремление к риску,обусловившее изменение стиля жизни. Свое состояние, предшествовавшее личностномупреобразованию, Роджерс описывает почти в тех же выражениях, что и Л. И. Толстой,переживший кризис на пороге 50 лет[8].
 Роджерс получил признание как создательоригинальной концепции личности и нового направления в психотерапии. Он с успехомчитал лекции в разных аудиториях и был уверен, что столь же успешными будут всеего последующие выступления и доклады. «И мне, —пишет ученый,—стало скучно… янадоел сам себе». И вот тогда-то и возникла у него потребность в риске, в эмерджентном,по его словам, стиле жизни, склонность к которому он проявлял в свои молодые годы.Роджерс, осознавая, что физически стал слабее, чем раньше, тем не менее предпринимаеттрудное путешествие по городам Бразилии. Там он читает лекции в самых разных аудиториях,не зная, как они будут приняты, найдут ли понимание. Успех докладов не удовлетворилего. Он решил познакомить слушателей с практикой своей групповой психотерапии. Обычноон работал с небольшими группами, в незнакомой же стране решил испробовать свойметод в группе, включавшей 800 человек. По окончании сеанса его участники с энтузиазмомговорили о своих позитивных переживаниях. Успешно прошли занятия и в других большихгруппах. Стоит добавить, что через несколько лет, после публикации автобиографииРоджерса в 1980 г., ученый посетил Россию, где он встретил самый теплый прием.
К числу своих личностных новообразований,не перестававших постоянно удивлять его, Роджерс относит высокую чувствительностьк адресованным ему «социальным заказам» и готовность за самое короткое время выполнятьих. Так, школьный учитель как-то спросил у психолога, почему в списке книг, рекомендованныхдля юношества, нет работ Роджерса. Ответом на вопрос была книга ученого «Freedomto Learn»,написанная так, как если бы все ее части были уже давно подготовлены к публикации.Под влиянием таких мимоходом высказанных пожеланий Роджерс в период с 1965 по 1975г. написал еще три книги и множество статей, выходящих за рамки его непосредственныхинтересов. В другой раз он услышал реплику одного из своих сотрудников о целесообразностипреобразования их группы в Центр по изучению личности (Person).Этот проект захватил Роджерса, и Центр скоро стал влиятельной организацией.
Следующее личностное новообразование, выявлениюкоторого Роджерс придает большое научное значение, заключается в высоком уровнеразвития у него интуитивной сферы личности. Ученый пишет, что еще десять лет томуназад он не смог бы выдвинугь следующее положение, граничащее, по его мнению, соткрытием особого обширного психического пространства во внутреннем мире личности:«Человек обладает потенциально доступной ему потрясающе огромной областью интуитивныхсил. Существует много доказательств того, что мы гораздо мудрее, чем наш интеллект ».
Есть основания полагать, что все эти личностныеновообразования — результат характерной для поздних лет жизни активности человекапо интеграции им целостного опыта своей жизни. Самым убедительным доказательствомстремления ученого к осмысливанию и интегрированию своей жизни является, разумеется,его психологическая автобиография. Но процессы жизненной интеграции могут в значительнойчасти протекать и на подсознательном уровне. Тем не менее они ведут к существенномурасширению сознания, появлению в его фокусе периферических, когнитивно-эмоциональныхобразований. Успешная интеграция позволяет человеку рассмотреть в системе новыхсвязей собственные идеи. Именно такую потребность отмечает у себя Роджерс.
Таков креативный тип жизни личности в период,называемый поздней взрослостью и старостью. До сих пор мы описывали типы успешнойи содержательной поздней жизни людей, реализующих себя в разной по качеству созидательнойдеятельности. Но в индивидуально-психологическом и социальном плане может быть болеебогатой в духовном отношении деятельность старых людей, направленная на утверждениенравственных ценностей в своей повседневной, обыденной жизни. По критерию ориентациина ценности добра, справедливости, истины можно выделить два типа старения людей:1) реализующих себя путем утверждения нравственных ценностей и 2) не достигших высокогоуровня морального развития, часто преступающих в своих действиях нормы нравственности.
В работах Эриксона выявлены некоторые условияформирования неполноценных в нравственно-духовном отношении личностей[9].К этим условиям относятся рано возникающее чувство безжалостности; недоверие к мируи отчуждение от окружающих; неприятие даже близких людей; отсутствие потребностизаботиться о других и т. п.
Сходный тип людей обнаружил А. Эллис. Обобщенноенегативное отношение к миру выражается в характерных для них высказываниях, начинающихсясловами: «Я ненавижу», «Я терпеть не могу» и т. п. Интегрируясь в поздние годы,эти позиции становятся преградой для поступательного общения личности: человек относитсяс недоверием к любой новой информации, а также к ее источнику, он отчуждается отбыстро меняющейся социальной действительности. Иногда люди этого типа агрессивны,чаще же замыкаются, окружая себя плотным кольцом психологических защит. Иной стройчувств и субъективных отношений отличает пожилых людей, которые всю свою жизнь строилина основе нравственности.

Заключение
 
Таким образом, в данной курсовой работемы проанализировали несколько типов жизни людей в поздние годы, выделилиусловия, способствующие и препятствующие поступательному развитию личности и запределами поздней взрослости.
Типы продуктивного старения быливыделены нами по критерию преимущественной ориентации на творчество или нареализацию духовно-нравственных отношений.
Однако эмпирический материал показывает,что у многих стареющих людей продуктивность интегрируется снравственно-духовными установками.

Список использованной литературы
1.        Психологияразвития./Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. М, 2005, 524 с.
2.        АнцифероваЛ. Поздний период жизни человека.//  Психологический журнаа, Т. 17, № 6. М., 1996.С. 60—71
3.        ОрловА.Б. — Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практикиМ., 2001
4.        Основыпсихологии – А. Сорокун. М., 2005 .
5.        ТертельА.Л. Психология. Курс лекций. М.,2006   
6.        ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию М., Черо, 1998
7.        НемовР. Общие основы психологии М.,1994
8.        Введениев психологию /Под.ред. А.В. Петровского М., 1995
9.        НурковаВ.В., Березанская Н.Б. Психология. М., Юрайт 2004
10.     Психология.Под ред В.Н. Дружинина СПБ, Питер, 2001
11.     КулагинаИ.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология, М., Сфера. 2003.
12.     Общаяпсихология Под.ред. А.В. Карпова М., Гардарики. 2002.     
13.     АндрееваГ.М. Социальная психология М, Аспект пресс, 1996
14.     АсмоловА.Г. Психология личности М.,1990
15.     НемовР.С. Психология. Кн.1. Общие  основы  психологии. М., 1994.
16.     Общая психология. М., 1986.
17.     СлободчиковВ.И., Исаев  Е.И. Психология  человека. М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социологический анализ телесериала "Доктор Хаус"
Реферат Современная экологическая обстановка южной пригородной зоны г. Ярославля и направления ее улучшения
Реферат Развитие речи и экологическое воспитание
Реферат Культовые природные территории и объекты Западного Прибайкалья
Реферат Судебные доказательства, Треушников
Реферат Биология и глобальные проблемы современности
Реферат Конституция Киргизии
Реферат Совершенствование организации цепей поставок авиационно-технического имущества с использованием
Реферат Культура як феномен суспільного розвитку
Реферат Образ Чацкого в Горе от ума
Реферат Химическое оружие в Балтийском море
Реферат Учет и утилизация отходов
Реферат Флора урбанизированных экосистем
Реферат Логическое следствие результатов социологических исследований
Реферат Судебные уставы России 1864 г опыт истории и современность