Реферат по предмету "Психология"


Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной слу

--PAGE_BREAK--
Критические значения при n= 25, при р 0,05 rs >0,42; при р 0,01 rs >0,51

Сотрудники охранно — конвойной службы

1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью.




Результат
rs = -0.103
Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости.

2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью.
rs = 0.003
Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.

3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством.
rs = 0,327
Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.

4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я.
rs = 0,309
Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.

5.Корреляционная связь между Ив и самоценностью.
rs = 0,176
Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.

6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием.
rs = 0,396
Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.

7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью.
rs = — 0,006
Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.

8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью.
rs = 0,394
Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.

9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением.
rs = -0,373
Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.

10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением.
rs = 0,112
Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.

11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией.
rs = — 0,012
Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.

12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью.
rs = — 0,06
Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.

13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью.
rs = 0.342
Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости.

14… Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью
rs = 0,009
Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.

15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством.
rs = 0,218


Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.

16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я.
rs = 0,139
Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.

17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью.
rs = 0,33
Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.

18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием.
rs = — 0, 833
Корреляция между Иа и самопринятием статистически значима.

Чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень самопринятия.

19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью.
rs = — 0,206
Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.

20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью.
rs = 0,879


Корреляция между Иа и конфликтностью статистически значима.

Чем выше уровень агрессии, тем выше конфликтность.

21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением.
rs = — 0.001
Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.

22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением.
rs = — 0,055
Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.

23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией.
rs = — 0.718
Корреляция между Иа и аутосимпатией статистически значима.

Чем выше уровень агрессии, тем меньше уровень аутосимпатии.

12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью.
rs = 0 ,515
Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью статистически значима.

Чем выше уровень агрессии, тем больше выражена внутренняя неустроенность.

Таким образом, математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы.

Лица, не являющиеся сотрудниками охранно — конвойной службы

1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью.

Результат:
rs = 0,161
Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости.

2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью.
rs = 0.079
Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.

3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством.
rs = 0. 209
Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.

4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я.
rs = 0,09
Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.

5.Корреляционная связь между Ив и самоценностью.
rs = 0,197
Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.

6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием.
rs = 0,396
Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.

7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью.
rs = 0,297
Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.

8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью.
rs = — 0,167
Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.

9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением.
rs = — 0 ,398
Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.

10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением.
rs = 0,321
Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.

11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией.
rs = 0, 396
Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.

12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью.
rs = — 0,137
Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.

13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью.
rs = 0,214
Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости.

14. Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью
rs = 0,117
Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.

15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством.
rs = — 0, 185
Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.

16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я.
rs = 0,009
Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.

17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью.
rs = 0,111
Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.

18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием.
rs = 0,198
Корреляция между Иа и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.

19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью.
rs = 0,283
Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.

20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью.
rs = — 0,105
Корреляция между Иа и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.

21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением.
rs = 0,398
Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.

22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением.
rs = 0, 156
Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.

23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией.
rs = 0,363
Корреляция между Иа и аутосимпатией

Корреляция между Иа и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.

12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью.
rs = 0, 359


Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.

Таким образом, математическая обработка результатов исследования не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.




Выводы
1. У сотрудников охранно — конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность; средние показатели по шкалам" Открытость, Самоуверенность, «Саморуководство», "ЗеркальноеЯ", «Самообвинение»; высокие показатели по шкале "Конфликтность".

В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.

У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам «Открытость»,"Самоуверенность",«Саморуководство»,"Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале «Самоценность», "Самопривязанность", Самопринятие, «Самообвинение».

В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.

2. У сотрудников охранно — конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности.

У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

3. Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.

Результаты исследования подтверждают гипотезуо наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.

Глава 4. Рекомендации
4.1 Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно — конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития.

Для развития самосознания у сотрудников охранно — конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126].

Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые и игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. д.

Поскольку большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников.

Тренинговая программа ставит целью развитие профессионального самосознания (50 часов). В качестве базовых тренинговых методик используются техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах –в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании, трансакционном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арт-терапии.

Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания –когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).

Сами занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях, но ни в коем случае не на месте работы участников группы. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с внешним миром до минимума (даже избегать телефонных звонков на работу или домой) –это позволяет добиться более глубокого погружения в необычную «тренинговую реальность».

Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор.

Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв.

Тренинговая программа состояла из трех взаимосвязанных тематических блоков.

Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей –участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого Я. «Возбуждение и подъем (или скованность и подавленность), характерные для человека в учебной ролевой игре, связаны прежде всего с претворением своего Я в иную социальную форму, нарушением привычной самотождественности (личной определенности), необходимостью проявить активное воображение в конструировании нового варианта своей личности, подкрепив его открытыми для наблюдения действиями» [53; 129].

Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, начальством и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания взаимодействия и общения с коллегами на работе, со старшими по званию, с правонарушителями. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр. Участники группы знакомятся со способами психологической «пристройки» к партнеру по общению и методиками эффективного использования метамодели в языках общения, применяемыми в нейролингвистическом программировании. Очень способствуют развитию аффективной подструктуры самосознания техники телесной и арт-терапии.

Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Участникам тренинга даются задания, например, «снять» фильм или поставить «немой» спектакль и т. п. Выполнение подобного рода заданий является не только действенным средством сплочения группы и реализации творческих возможностей каждого участника, но и своего рода диагностическим приемом, позволяющим судить о происшедших изменениях в поведении участников.

Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т. п.).
4.2 Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно — конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно — конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой.

Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотрудников и взаимодействия с окружающими.

В ходе тренинга решаются следующие задачи:

–осознание собственных потребностей;

–отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;

–формирование адекватной самооценки;

–обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

–формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Предметом коррекции является не столько собственно агрессивное поведение сотрудников, сколько мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. Поэтому техники, используемые в тренинге, в основном направлены на: обучение использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных способов агрессивного реагирования; обучение оценке социальных ситуаций; подкрепление торможения и угашение агрессивных стереотипов поведения; неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов; усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; минимизацию тревожности.

В программе тренинга применяется модель пошагового изменения агрессивного поведения:

1 шаг –«Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения;

2 шаг –«Переоценка собственной личности»: оценка того, что сотрудник чувствует и думает о себе и собственном поведении;     продолжение
--PAGE_BREAK--

3 шаг –«Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение сотрудника влияет на окружение;

4 шаг –«Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий;

5 шаг –«Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;

6 шаг –«Укрепление Я»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;

7 шаг –«Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;

8 шаг –«Контроль за стимулами»: избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им;

9 шаг –«Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение;

10 шаг –«Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.

Процедура знакомства. Руководитель и члены группы делятся информацией о себе: называют имя и возраст, рассказывают о семье, родителях, друзьях, своих интересах. Тогда же оговаривается способ обращения друг к другу.

Установление правил группы. В этой части работы определяются:

а) регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы);

б) групповые нормы;

в) групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения, санкции за опоздание и нарушение групповых норм и пр.).

Сбор проблематики. Для того, чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах сотрудников, возможно обсуждение по трем основным направлениям:

а) что не нравится и что нравится в жизни;

б) что не нравится и что нравится дома;

в) что не нравится и что нравится на службе.

При этом очень важно соблюдать последовательность обсуждения –вначале негативный опыт, а затем позитивный. Обсуждение опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой.

Корректирующие психологические упражнения. Суть этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах. Целевая направленность состоит в следующем:

· актуализация “Я–состояний”в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания;

· актуализация “Я–мотиваций”, усиление динамических процессов мотивации, активизация процессов мотивации, активизация процессов волевой регуляции;

· проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств;

· ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта;

· сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов;

· выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций;

· распознавание мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств;

· реконструкция позитивного опыта в прошлом через детские воспоминания и интеграция его с настоящим;

· “построение”будущего через планирование и фантазирование, интеграция его с настоящим.

Психотехнические упражнения. стимулирующие групповую динамику. Суть этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем. Целевая направленность состоит в следующем:

· включение участников тренинга в групповой процесс, “включение”интеграционных процессов, изучение структуры группы;

· формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки, стабилизация самооценки в эмоционально напряженных ситуациях личностноролевой дифференциации, оптимизация структуры группы;

· прояснение отношений между участниками группы и тренером;

· расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности;

· расширение информации о руководителе, интеграция его в групповые процессы, оптимизация взаимоотношений в системе “тренер –группа”.

Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем:

· установление соотношения позитивного и негативного в поведении;

· определение нравственной позиции членов группы;

· формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы;

· эмоциональный и ролевой обмен.

Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные, точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводиться к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужого, а также собственного опыта. Целевая направленность межгрупповой дискуссии состоит в следующем:

· стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям;

· формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику);

· прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывание собственного мнения и принятия обратных связей;

· стимуляция поведенческих изменений.

Проективное рисование. Использовалось с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивлялась эмоциональному отреагированию, через вербализацию чувств.

Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для сотрудников, накапливается в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники “ролевого обмена”в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, т.к. не только позволяет “проиграть”, расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того, участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а, следовательно, и модифицировать собственное поведение.




Заключение
В дипломной работе мы исследовали особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы.

В результате мы пришли к следующим выводам:

В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:

1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);

2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);

3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.

При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.

Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.

Способом защиты личностью её самоотношения на уровне социальной активности может быть агрессивность. Отрицательное отношение к себе, низкое самоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению им асоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе с помощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных». Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я».

Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.

Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.

Исследование связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности выявило у сотрудников охранно — конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность средние показатели по шкалам«Открытость», Самоуверенность, «Саморуководство», "ЗеркальноеЯ", Самообвинение; высокие показатели по шкале "Конфликтность".

В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.

У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам «Открытость»,"Самоуверенность",«Саморуководство»,"Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале «Самоценность», "Самопривязанность", Самопринятие, «Самообвинение».

В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.

У сотрудников охранно — конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности.

У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.

Результаты исследования подтверждают гипотезуо наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.




Список литературы
1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. С.С. Бородина. — СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. — 148 с.

2. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дис… канд. псих, наук. — Л., 1983. -15 с.

3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. псих, наук. — М., 1984. -17 с.

4. Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис… канд. псих, наук. -М. 1983. -15 с.

5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. –2001. –№4. С. 31-38.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М.: Прогресс, 1986.-422 с.

7. Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№4. С. 146-154.

8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 330 с.

9. Вилицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. –1989. -№1. С. 45-62.

10. Джемс У. Психология. -М: Педагогика, 1991. –368 с.

11. Емельянов Ю.Н. Стремление к самотождественности как социальная потребность индивида // Проблемы формирования социогенных потребностей. –Тбилиси: Мицниереба, 1981. С. 97-100.

12. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. — М.: Просвещение, 1991. — 317 с.

13. Захарова А. В. Генезис самооценки: Автореф. дис.… д-ра псих, наук. — М., 1989. — 44 с.

14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. –99 с.

15. Карпова А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологических журнал. –1995.- Т. 16. — №1. С. 107-114.

16. Кириллов Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуацией характера: Автореф. дис… канд. псих, наук. — М., 1992.- 22 с.

17. Колышко А.М. Психология самоотношения. — Гродно: ГрГУ, 2004. –102 с.

18. Комарова Т. К. Агрессия и агрессивность. — СПб: Питер, 2007. — 1148 с.

19. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. –367 с.

20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. –М: Политиздат, 1984. –335 с.

21. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — №3.С. 25 — 38.

22. Коновальчук И. С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Киев, 1992. — 125 с.

23. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. 1995. — №3. С. 74 — 87.

24.Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии. 1992. — №6. С.37 — 48.

25.Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии 1987. — №6. С. 53 -74.

26. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.

27. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –М.: Смысл, 1999. — 487 с.

28. Липкина А.И. Самооценка школьника. -М.: Знания, 1986.-64 с.

29. Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1998. -142 с.

30. Лоренц К. Агрессия. — М.: Прогресс, 1994. — 276 с.

31. Лукин М.В. Динамика отношения к себе в процессе организаторской деятельности руководителя. — Л., 1986. — 120 с.

32. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева –М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. –356 с.

33. Налчаджян А. А. Я-концепция / /Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000. С. 270-332.

34. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. –119 с.

35. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. –М.: Смысл, 1993. — 32 с.

36. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Наука, 2001. 646 с.

37. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Инфра-М, 1996. — 312 с.

38. Раусте В. Образ «Я» как подструктура личности / Проблемы психологии личности. — М, 1982.С. 104-111.

39. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. — 1996. — №5. С.3-18.

40. Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. –М.: Прогресс, 1994.-480 с.

42. Романова И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. –2001. –№1. С. 102-112.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.

44. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. –Тбилиси: «Мецниереба», 1989. –206 с.

45. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М: МГУ, 1989. -215 с.

46. Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. — М, 1991. -107 с.

47. Столин В.В. Самосознание личности. -М: МГУ, 1983.-284 с.

48. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. — М., 1985.

49. Таборов Ю. П. Юридическая психология.- М.,2007. — 459 с.

50. Туманов П. Конвой выходит из тени // Карелия. — 2003. — 26 апр. С.6.

51. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1999. — 367 с.

52. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. –М.: Наука, 1977.-144 с.

53. Шапарь В. Б. Практическая психология. — СПб: Питер, 2009. — 427 с.




Приложения.
Приложение 1
Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Сотрудники охранно — конвойной службы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

 
1

3

6

4

4

4

6

2

6

6

 
2

8

3

3

5

3

2

4

9

4

 
3

4

7

5

5

4

8

3

5

5

 
4

5

2

3

7

3

8

6

4

4

 
5

9

7

7

3

4

6

4

4

4

 
6

5

9

8

5

6

5

2

5

5

 
7

6

12

5

3

3

3

4

7

7

 
8

2

5

6

7

5

 2

3

9

9

 
9

7

6

8

4

3

 6

5

5

5

 
10

10

4

7

7

4

 7

6

4

4

 
11

8

8

6

8

2

 8

8

3

4

 
12

3

4

7

5

4

 2

3

9

3

 
13

6

8

7

6

2

 4

5

7

5

 
14

4

11

6

8

4

 2

4

8

4

 
15

6

2

8

9

4

4

5

4

4

 
16

9

3

5

4

4

2

6

9

3

 
17

5

7

8

8

3

4

2

6

6

 
18

7

3

3

7

5

3

4

7

4

 
19

5

6

6

9

4

2

5

9

3

 
20

8

2

7

6

3

2

2

9

4

 
21

3

7

8

3

5

5

4

6

3

 
22

7

8

8

6

2

5

5

7

6

 
23

4

2

4

3

2

2

4

9

4

 
24

7

4

7

5

6

6

5

7

4

 
25

3

4

6

7

5

2

2

9

5

 


5,7

5,68

6

5,84

3, 72

 4,24

4, 12

 6,68

 4,6

 



Самоуважение

Аутосимпатия.

Внутренняя неустроенность

1

 17

 11

12

2

 20

10

13

3

22

13

10

4

17

18

8

5

26

12

10

6

26

13

14

7

22

10

18

8

23

10

10

9

25

13

8

10

24

19

7

11

30

18

12

12

19

9

18

13

27

11

12

14

28

10

12

15

25

14

8

16

21

12

12

17

28

9

12

18

20

11

11

19

29

7

12

20

23

14

13

21

21

14

9

22

29

12

13

23

13

8

13

24

23

17

11

25

20

9

14

сред.

 23,12

12,16

 11,68
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Лица, не являющиеся сотрудниками охранно — конвойной службы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

3

3

6

5

7

8

6

2

7

2

3

2

7

4

8

9

9

5

5

3

3

4

4

3

6

7

8

4

7

4

4

6

7

7

9

9

7

8

6

5

7

6

7

4

6

11

9

4

8

6

4

8

4

5

5

12

6

3

5

7

4

5

8

6

7

9

8

6

9

8

5

7

3

7

6

9

9

3

7

9

3

4

6

4

5

8

8

5

6

10

5

7

8

5

8

9

8

3

4

11

4

7

4

7

8

8

7

3

8

12

6

5

4

3

9

8

9

3

9

13

8

5

6

7

10

9

8

2

8

14

4

6

7

6

12

11

9

4

6

15

3

3

3

7

8

9

7

5

8

16

6

7

8

6

5

10

9

4

9

17

4

3

5

8

9

8

5

6

6

18

5

4

7

8

6

9

8

4

9

19

4

6

4

6

8

6

9

5

7

20

6

7

8

5

9

9

6

4

8

21

4

6

4

7

8

9

9

6

6

22

3

5

6

5

9

8

6

3

8

23

5

6

6

7

9

9

9

3

7

24

3

3

4

5

10

8

7

5

5

25

5

6

8

7

11

9

9

4

9

сред.

4, 56

5,24

5,76

5,76

7,92

8,84

7,8

4,16

7,8



Самоуважение

Аутосимпатия.

Внутренняя неустроенность

1

17

21

 9

2

20

 26

 10

3

14

21

 11

4

 22

 25

 14

5

26

 26

 12

6

20

 23

 8

7

 22

 24

 15

8

 22

24

10

9

 25

21

 11

10

25

 25

 7

11

22

 23

 11

12

18

 26

 12

13

 26

 27

 10

14

23

32

10

15

 16

 24

 13

16

27

 24

 13

17

20

22

 12

18

24

 23

 13

19

20

 23

 12

20

 26

24

 12

21

21

26

 12

22

19

 23

11

23

24

27

 10

24

15

 25

 10

25

26

 29

13

сред.

21,6

24,56

11,24
    продолжение
--PAGE_BREAK--



Приложение 2
Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки
Сотрудники охранно — конвойной службы

№п/п

Фа

Ка

Р

Н

О

П

Ва

Чв

Ив

Иа

1

10

6

5

5

2

3

9

 6

5

24

2

 10

5

9

5

4

4

12

7

9

31

3

 6

6

6

5

4

5

9

2

8

21

4

 6

4

4

4

3

4

10

3

7

20

5

8

2

4

3

4

5

10

8

4

22

6

 9

8

5

7

7

4

9

8

11

23

7

 9

5

6

4

5

4

10

7

9

25

8

 10

6

11

5

4

8

10

7

13

31

9

10

7

5

4

6

5

9

5

11

24

10

9

5

7

6

4

6

7

7

10

23

11

8

4

5

6

4

5

9

6

8

22

 12

10

8

11

6

5

4

10

7

9

31

13

10

5

5

4

4

5

10

8

7

25

14

10

5

11

3

5

4

10

8

9

31

15

8

5

6

4

5

4

9

9

12

23

16

10

6

11

5

5

6

11

9

11

32

17

9

8

8

8

4

4

8

6

6

25

18

10

6

8

7

5

7

9

8

12

27

19

10

5

11

4

5

7

10

7

5

31

20

11

7

10

5

3

4

10

5

8

31

21

9

9

8

6

5

4

9

7

9

26

22

8

7

8

8

5

5

10

8

10

26

23

10

6

9

8

3

6

12

10

9

31

24

9

6

9

5

4

6

7

6

10

25

25

11

8

10

6

2

6

10

11

8

31

сред.знач.

9.2

5.96

7.68

5.52

4,3

5

9.56

 7

 8,8

26.4
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.