Реферат по предмету "Психология"


Особенности социально психологической адаптации и самоактуализации студентов живущих в родительской

--PAGE_BREAK--3.                Методика «Самоактуализационный тест (САТ)» [6]. Авторы — Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман и др. Тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и 12 дополнительным шкалам.

2.3. Используемые показатели и их условные обозначения
1
Коэффициент социально-психологической адаптированности
2
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности
3
Общая интернальность
4
Интернальность в области достижений
5
Интернальность в области неудач
6
Интернальность в семейных отношениях
7
Интернальность в области производственных отношений
8
Интернальность в области межличностных отношений
9
Интернальность в отношении здоровья и болезни
10
Ценностная ориентация
11
Гибкость поведения
12
Сензитивность
13
Спонтанность
14
Самоуважение
15
Самопринятие
16
Представление о природе человека
17
Синергичность
18
Принятие агрессии
19
Контактность
20
Познавательные потребности
21
Креативность

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование различий в степени выраженности социально-психологической адаптированности и самоактуализации личности у студентов, живущих в родительской семье и в не ее С целью установления значимых различий в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1), был проведен сравнительный анализ достоверных различий всех личностных показателей по Т-критерию Стьюдента (табл.1).
Таблица 1.
Различия средних значений показателей в группах студентов, живущих в родительской семье (гр.2) и студентов, проживающих самостоятельно (гр.1)
Название переменной
Среднее
Среднее
Уровень
Группа 1
Группа 2
t-критерий
значимости
Коэффициент социально-психологической адаптированности
57,43
52,14
3,04
0,005
Коэффициент социально-психологической дезадаптированности
7,21
12,5
-3,25
0,003
При сравнении результатов диагностики с помощью Т — критерия Стьюдента обнаружены статистически достоверные различия по следующим шкалам:
·                    Шкала «Коэффициент социально–психологической адаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
·                    Шкала «Коэффициент социально–психологической дезадаптированности» (Методика «Социально-психологическая адаптированность личности» К.Роджерс и Р.Даймонд)
Полученные результаты позволяют сделать следующие вывод:
Студенты, проживающие в не родительской семьи, по сравнению со студентами, живущими с родителями, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельности способствует развитию этих свойств личности.
3.2. Исследование специфики показателей социально-психологической адаптированности и самоактуализации у студентов живущих в родительской семье и в не ее Анализ особенностей характера взаимосвязи. Для выявления специфики взаимосвязи показателей, сопоставим результаты корреляционного анализа, полученные по данным группы студентов, живущих в родительской семье, и студентов, проживающих самостоятельно. Исходя из цели и задач исследования, анализ картины корреляционных данных осуществлялся нами по следующей схеме:
1.                Описание корреляционных связей общих для 2-х групп.
2.                Описание корреляционной структуры в группе студентов, живущих в родительской семье
3.                Описание корреляционной структуры в группе студентов, проживающих самостоятельно.
4.                Описание различий корреляционных связей специфических для каждой группы.
5.                Сравнение характера взаимосвязей корреляционных показателей обеих групп.
В результате корреляционного анализа в каждой группе были выявлены как общие, так и специфические связи.
Рассмотрим характер корреляционных связей показателей адаптированности и самоактуализации личности (рис.1,2).
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис.1 Схема взаимосвязей показателей социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис.2 Схема взаимосвязей показателей социально-психологической адаптированности и самоактуализации в группе студентов, живущих в родительской семье.
В ходе исследования были выявлены корреляционные связи, характерные для обеих групп:
— высокая контактность связана с высокой спонтанностью и сензитивностью; высокая сензитивность в свою очередь связана с креативностью;
— высокое самоуважение связано с высоким самопринятием и спонтанностью;
— познавательные потребности пропорциональны ценностной ориентации;
— коэффициент социально-психологической адаптированности обратно пропорционален коэффициенту социально-психологической дезадаптированности.
Наличие этих связей, возможно, говорит о том, что современные студенты способны к быстрому установлению глубоких контактов с людьми и принятию себя; ценят свои чувства и спонтанно выражают их. Высокая степень самоактуализации связана со стремлением к приобретению знаний об окружающем мире.
 Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье. Выявились следующие показатели:
— Ценностная ориентация
— Принятие агрессии
— Контактность
— Самоуважение
— Спонтанность
— Гибкость поведения
-Сензитивность
— Креативность
Исходя из результатов, можно предполагать, что данные свойства являются ключевыми в данной группе. Рассмотрим взаимосвязи каждого из этих факторов (рис.2)
Высокая степень самоактуализации связана с выраженной творческой направленностью личности, со способностью ценить свои чувства и свободно их выражать, отдавать отчет в своих потребностях и чувствах, гибкостью человека в реализации своих ценностей и способностью реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации.
Способность принимать свою агрессивность как естественное проявление человеческой природы связана с высоким уровнем субъективного контроля над значимыми ситуациями, высоким коэффициентом социально психологической адаптированности. Принятие собственной агрессии так же связанно с гибкостью поведения и высоким самоуважением.
Способность к быстрому установлению контактов связана с самопринятием, самоуважением, высокой степенью самоактуализации и сензитивности.
Высокая креативность связана со стремлением к приобретению новых знаний, с высокой ответственностью за собственную жизнь, высокой самоактуализацией и гибкостью поведения.
То есть специфической особенностью студентов, живущих в родительской семье, является то, что самоактуализация взаимосвязана с блоком чувств; показатель «принятие агрессии» находится в более тесной взаимосвязи с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
Наибольшее количество связей в группе студентов, живущих самостоятельно (рис.1) выявлено у показателей:
— Спонтанность
— Сензитивность
— Самоуважение
Вышеобозначенные показатели являются значимыми для обеих групп, но в каждой группе они вступают в разные симптомокомплексы. Принятие агрессии в группе студентов, живущих самостоятельно, связано, с одной стороны, с низкими представлениями о природе человека, с другой стороны, самоуважением и высокой спонтанностью поведения. Высокая адаптивность в группе студентов, проживающих самостоятельно, связана с высокой ответственностью за свое здоровье и развитым чувством субъективного контроля. Тогда как в группе студентов, проживающих с родителями, этот показатель коррелирует с контактностью и принятием агрессии. Отличительной особенностью группы студентов, проживающих самостоятельно, является и то, что показатель «интернальность в семейных отношениях» связан с показателем «интернальность в области здоровья». И чем выше в данной группе ответственность в области межличностных отношений, тем ниже самопринятие и самоуважение. В группе студентов, живущих в родительской семье, таких взаимосвязей не наблюдается.
Таким образом, сравнительный анализ характера взаимосвязей показателей социально-психолигической адаптации и самоактуализации  студентов, живущих в родительской семье и в не ее, дает возможность сделать несколько выводов:
1.                 Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
2.                 Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
3.                 Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
4.                  Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
5.                 Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
6.                 Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих самостоятельно, зависит от стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Общие выводы
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать следующие общие выводы:
·                   Выявлены различия в особенностях социально-психологической адаптированности и самоактуализации у студентов живущих в родительской семье и в не ее, которые проявляются в степени выраженности отдельных свойств, в характере связей между ними и в представленности разных свойств в системе этих связей.
·                   Студенты, проживающие в не родительской семьи, имеют более высокий коэффициент социально-психологической адаптированности, по сравнению со студентами, живущими с родителями. То есть, студенты, живущие самостоятельно, противостоят различным природным и социальным факторам, и активно и целенаправленно воздействуют на них. Возможно так же, что ситуация самостоятельного существования способствует развитию этих свойств личности.
·                   Наибольшая плотность взаимосвязей наблюдается в выборке студентов, живущих в родительской семье.
·                   Для студентов, живущих в родительской семье, характерны более тесные взаимосвязи показателя «принятие агрессии» с другими показателями адаптированности и самоактуализации.
·                   Адаптированность студентов, проживающих самостоятельно, зависит от развитости чувства субъективного контроля и высокой ответственности за свое здоровье.
·                    Адаптированность студентов, живущих в родительской семье, зависит от контактности и способности принять свою агрессивность.
·                   Высокая степень самоактуализации в группе студентов, живущих с родителями, связана с творческой направленностью личности, принятием своих чувств.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектные технологии обучения информатике: когнитивный анализ результатов опроса учителей
Реферат Исторические эволюции картин мира
Реферат Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов животного и растительного происхождения на
Реферат 14. 12. 08 Мальдивы: Что за это страна?
Реферат Dollhouse Report Essay Research Paper In Henrik
Реферат Грендель — диалектика образа: синтез философии и поэзии (к вопросу о проблематике романа Д. Гарднера «Грендель»)
Реферат Зарубежные теории личности
Реферат Система дополнительного образования
Реферат Малі планети
Реферат Кооперативное движение в России
Реферат Бухгалтерский баланс назначение, принципы построения, техника составления 2
Реферат Анализ эффективности использования материально-производственных запасов
Реферат Некоторые проблемы неотложной помощи при заболевании почек
Реферат Психографика: факторы, влияющие на поведение потребителей
Реферат Дипломная работа. Формирование и использование внебюджетных фондов